Поскольку до этого иммигрантами были в основном западные европейцы – протестанты, возник и своеобразный конфессиональный конфликт: иммигранты предыдущей волны не понимали и не принимали и религии новых переселенцев, их веру считали довольно странной. Униатство ассоциировалось с Католичеством, против которого протестанты боролись. Но униаты отличались и от американских католиков, которые большей частью были из Ирландии. Эти католики тоже не хотели принимать униатов, не хотели признавать восточный обряд. Униатам посоветовали, было, идти к полякам, но советующие не знали о вражде между поляками и карпато-русскими. К тому же униатские священники были женаты по православному обряду, а католики не признают женатого духовенства. Когда в Америку приехал прославленный ныне в лике святых Алексий Товт, тогда – униатский священник, вдовец, он обратился к католическому епископу с просьбой определить его на приход. Епископ же сильно разгневался, когда узнал, что отец Алексий был женат, и сказал: «Чтобы я таких, как вы, больше не видел». Спустя какое-то время отец Алексий обратился в русскую миссию в Сан-Франциско. Бывший в то время местным епископом владыка Николай (Зиоров) принял его с любовью. Отец Алексий отрекся от униатства, перешел в православную веру, стал служить и обратил в Православие 20 тысяч униатов. Обращение шло столь стремительно еще и потому, что многие карпатороссы, в большинстве своем люди очень простые и не слишком грамотные, чистосердечно думали, что они всегда были православными, точнее, что между унией и Православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Для них самым главным был обряд, а поминать или не поминать папу Римского им казалось не столь важным. Русская миссия считала своей обязанностью всячески поддерживать новообращенные приходы: давала антиминсы, помогала материально и духовно. Но нередко такие приходы создавали своеобразную, чисто американскую проблему: отношение к священнику как поставленному от общины на духовную «работу». Дело в том, что иммигранты приезжали из областей, где Церковь поддерживалась государством, материальная помощь приходам шла или от светских, или от церковных властей. А в Америке у них не то что церкви, часто и священника-то не было, но было желание соблюдать свою веру. И иммигрантам-униатам приходилось все делать самим: юридически оформлять траст, собирать по центу деньги на постройку храма. А когда храм был уже построен, они обращались к православному епископу с просьбой дать им священника. Обращались они в Сан-Франциско к епископу русской миссии, единственному православному епископу в Америке в то время. Он давал им антиминсы для храмов и посылал священников. Получалось очень по-американски: сначала строился храм, а потом уже создавалась церковная структура.

http://pravoslavie.ru/3294.html

Печальная весть быстро распространилась по всему посаду, а толпы родных, сослуживцев, знакомых и студентов стали стекаться в дом покойного для поклонения дорогому праху. Признательные ученики Виктора Дмитриевича, студенты академии, непрерывно и днем и ночью читали псалтирь при его гробе. Каждый день, в 11 часов утра и в 6 часов вечера, совершались панихиды о. ректором академии, арх. Антонием, и о. инспектором, арх. Петром, в сослужении академического и приходского духовенства, при пении студенческого хора многочисленном стечении родных, знакомых, профессоров, служащих и студентов. В день кончины, в 8-м часу вечера, Высокопр. митрополит Иоанникий, на пути к вокзалу, заехал благословить усопшего и подле его гроба несколько минут беседовал с окружающими о тяжести понесенной академией потери и о том, как трудно будет заменить скончавшегося профессора. Икона Спасителя, какими благословлял Владыка всех профессоров и служащих при прощании с академией, переданная от него Виктору Дмитриевичу профессором Н. И. Субботиным за три часа до кончины, лежала теперь с ним во гробе. В среду, 4-го декабря, кроме академических, совершены были еще панихиды от Вифанской духовной семинарии ректором её, архимандритом Антонием, при пении хора семинарских воспитанников, и от Сергиево-посадской прогимназии её законоучителем, свящ. А. П. Смирновым при пении хора воспитанников гимназии. В четверг, 5-го декабря, в 11 часов утра, при гробе почившего совершал панихиду Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Алеутский и Аляскинский, прибывший в посад по пути из Петербурга к месту своего нового служения. Его Преосвященство, бывшей воспитанник Московской академии и ученик Виктора Дмитриевича, заехал в посад помолиться преп. Сергию, надеялся посетить своего уважаемого наставника и выразить ему чувства своей признательности, но Богу угодно было возложить на него лишь печальный долг напутствовать последними молитвами уже почившего. В пятницу, 6-го декабря, в 6 час. вечера, совершено было перенесение тела усопшего из его дома в академическую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

И Господь уже не в малой мере явил эту Свою великую милость в Америке. Царствие Божие здесь уже пришло: постепенно крепнет и развивается созидание здесь православного дела, постепенно укореняются в заброшенных сюда членах церкви добрые чувства. И среда, в коей ныне нам довело Провидение проводить дни свои и делание свое, не неблагоприятна для нашей высокой цели: американцы слывут народом религиозным; Америка – страной веротерпимости; сюда еще первые пионеры Америки стремились укрыть свое сокровище – отстаиваемые ими религиозные убеждения, за которые их гнали в старом свете; сюда и ныне бегут угнетенные в старом крае ярмом полного подчинения папе и Риму наши же братья по крови и духу... Да приидет Царствие Божие! Да водворится оно и в наших сердцах: пусть внутренние силы нашего духа идут навстречу милости Божией. В мире с Богом, в мире с собой и своей совестью и в мире с своими ближними легко преодолеть те невзгоды, какие ставит враг христианину на его высоком миссионерском поприще, на пути к достижению его высокого призвания... Владыка закончил свое Архипастырское слово призыванием Божия благословения на всех собравшихся...» 31 . После Тихона слово взял настоятель Николаевской сирийской церкви в Бруклине архим. Рафаил (Ававини). От имени 20-тысячной православной сирийской колонии в Северной Америке архим. Рафаил просил отца духовного оказывать православным сиро-арабам ту же любовь, то же внимание, которые выказывал епископ Николай (Зиоров) , со своей стороны обещая полное повиновение и сыновнее послушание новому архипастырю. «Благодаря за эти добрые чувства, Владыка ответил, что для него дороги все члены его православной паствы, что он будет в равной мере благожелателен ко всем православным, к какой бы национальности они ни принадлежали. Православие кафолично; если в России, сказал Владыка, и не испытывается, так сказать, эта кафоличность православия, т.к. там все православные – русские, то здесь, вне пределов России, где под кров православного храма одинаково рвется и русский, и грек, и араб, и др., понятие кафоличности православия для нас вполне осязательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Восьмым Варшавским архиепископом был назначен Никанор (Каменский) . Он окончил Казанскую академию. В Казани был 5 лет законоучителем инородческой семинарии и 12 лет ректором Казанской духовной семинарии. В 1891 году посвящен в викарии казанские, причем дважды управлял Казанскою епархиею, потом был назначаем на кафедры: Архангельскую, Смоленскую, Орловскую, Екатеринбургскую и Гродненскую, откуда переведен архиепископом Варшавским 9 декабря 1905 года. Стяжав многое через науку, и получив постепенно все ученые степени, включительно до степени доктора богословия, он с первых же месяцев служения своего в Варшавской епархии обратил должное внимание на школьное образование. И вот, в 1906 году была открыта школа при архиерейском доме, потом при соборе и при Вольском кладбище. Тогда же организовано издание книг и брошюр для раздачи народу. В начале 1907 года учреждена епархиальная библиотека, в которую преосвященный пожертвовал своих книг до 3000 и дал 1600 руб. В епархии он старался тоже об учреждении нескольких библиотек, и в то же время поддерживал свою литературную деятельность, обращая особливое внимание на славянские древности, для собрания которых он приступил к организации музея. Он с особенною симпатиею отнесся к учреждению богадельни, давши на первый раз 500 р. На родине же (в с. Солодниках) устроил церковь -школу, и оставил 5000 руб. на ее содержание. Родной Астрахани дал две стипендии, и в Казанской академии учредил стипендию (пожертвовал 6000 р.). Отвечая потребности времени, он собирал местные соборики, причем особенно благотворен был съезд 8 ноября 1906 года. В 1908 году в феврале патриарх Иерусалимский прислал в варшавскую Крестовую церковь большой деревянный крест с частицею древа Животворящего Креста Господня, который привезен о. экономом архимандритом Андроником. Преосвященный Никанор 5 апреля назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Девятым Варшавским архипастырем назначен архиепископ Николай. Он уроженец херсонской епархии. В мире именовался Михаил Зиоров, 57 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1788 Протоген Вонифатьевич Кокшаров (так писалась и произносилась его фамилия по окончании курса в Академии; а в официальных списках она писалась иначе: Кошкаров), из Вологодской Семинарии, 7-й магистр XXI курса (1854–1858 гг.). МДА, потом служил в канцелярии обер-Прокурора Св. Синода. О нём см. здесь же, стр. 237–248. Фамилия Кокшаров происходит, вероятно, от названия древнего черемисского города на р. Вятке Кокшарова, разрушенного новгородцами, которые основали на его месте г. Котельнич. (См. «Россия» под ред. П.П. Семёнова-Тянь-Шаньского, Т. 5, стр. 134, 553, 582–583. 1789 Михаил Ильич Зверев, священник Вознесенской церкви в Сергиевском Посаде (о нём см. здесь же, стр. 246). Потом он перешёл в Серпухов, а затем – в Москву, к церкви У Троицы на Грязях, на Покровке, где и скончался в глубокой старости. Вся эта семья Зверевых была в большой дружбе (но не в родстве) с семьёй прихожанина Вознесенской церкви проф. Ег. В. Амфитеатрова и оставила в дочерях † Ег. В-ча самые тёплые воспоминания. 1790 Марью Михайловну – за Богоявленского. См. Другие дочери о. М.И. Зверева: Анна Михайловна вышла за свящ. Ксенофонта Мих. Доброхотова, поступившего на место тестя, а Софья Михайловна – за преподавателя Перервинского Духовного Училища Сергея Дмитриевича (фамилию его мне не смогли назвать). 1791 Петра Симоновича Казанского . За сурово-честный и ригористический образ поведения и бдительность как члена Правления, Петра Симоновича иные не любили в Академии и называли «П... с Симонович». Это неприязнь выразилась в забастовке части Совета, в том числе инспектора Архим. Михаила, на его докторском диспуте. Несмотря на все усилия ректора А.В. Горского и пущенную в ход силу личного его влияния, скандал устранить не удалось, и приехавшие из Москвы гости в недоумении и с возмущением вынуждены были уехать без диспута. Об этом незаслуженном оскорблении, омрачившем последние дни Петра Симоновича, можно прочитать у многих современных делу свидетелей. В частности см.: – Архиепископ Варшавский Николай (Михаил Захарович Зиоров), Мои воспоминания о МДА (к столетнему юбилею). Варшава, 1911, стр. 20–21;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

263 Митрополит Флавиан (Городецкий, 1841–1915) окончил юридический факультет Московского университета, затем был пострижен в монашество и назначен начальником Православной миссии в Пекине. Митрополит Флавиан изучил китайский язык и перевел на него «Объяснение православного богослужения» собственного сочинения. В 1885 году был хиротонисан во епископа Аксайского, в том же году назначен епископом Люблинским, в 1891 – епископом Холмским и Варшавским. С 1898 по 1901 год был экзархом Грузии, затем архиепископом Харьковским, с 1903 – митрополит Киевский и Галицкий. 264 Архиепископ Николай (в миру – Михаил Захарович Зиоров, 1851–1915) родился в семье протоиерея, служившего в г. Новомиргороде Херсонской губернии (ныне Кировоградская обл. Украины). Окончил Московскую духовную академию. В 1887 году пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. Вскоре назначен ректором Могилевской духовной семинарии, позднее Тифлисской духовной семинарии. С 1891 года был епископом Алеутским и Аляскинским, с 1898 – Таврнческим и Симферопольским; с 1908 – архиепископ Варшавский и Привислинский. 267 Епископ (впоследствии митрополит) Назарий (Кириллов, 1851–1928) родился в городе Новочеркасске Донской епархии в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию. В 1892 году принял монашеский постриг, был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1893 году рукоположен во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Затем занимал Гдовскую; Олонецкую и Петрозаводскую; Нижегородскую и Арзамасскую кафедры. В 1910 году – архиепископ Полтавский и Перояславский, позднее – Херсонский и Одесский. В 1919 назначен архиепископом Курским и Обоянским, а через год возведен в сан митрополита и оставлен в той же епархии. 268 Епископ (впоследствии архиепископ) Иннокентий (в миру – Иван Васильевич Беляев, 1862–1913) родился в семье священника Владимирской губернии. Окончил Казанскую духовную академию. После смерти жены в 1895 году принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Виленской духовной семинарии. В 1898 стал магистром богословия за работу «Пострижение в монашество». В 1899 году хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, в 1901 – епископ Нарвский, викарий Санкт–Петербургской епархии, в 1903 – епископ Тамбовский и Шацкий. Будучи епископом Тамбовским, организовал проведение торжеств в связи с канонизацией прп. Серафима Саровского . В 1909 году назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом всея Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  Л. 129 Вчера приехал к нам ревизор Зинченко . Сегодня утром был у о. ректора, а вечером ждем в семинарию к ученикам. Обещает прожить у нас весь апрель месяц, имеет в виду съездить во все училища и проч[ее]. Недавно нам прислали из Синода разрешение начать новую постройку и ремонтировать старую; в субботу назначены торги по этому делу. В семинарии особенных новостей, которых бы Вы не знали, нет. Прощайте, будьте здоровы и благодушны! Искренне Вам преданный Мих[аил] Зиоров, инспектор семинарии». Письмо это меня ничуть не обескуражило. Особенного желания поступить на службу в семинарию у меня не было. Но я решил, как только установится и подсохнет дорога, ехать в Вологду и попытаться при содействии Мих[аила] З[ахарови]ча поступить во псаломщики к какой-н[ибудь] городской церкви и непременно выжидать священническое место вблизи своей родины, на Вохме. И вот 16 мая, после прощальных визитов и торжественных провод, на которые собрались почти все, с кем я проводил время, я отправился в Вологду. Товарищем   Л. 129 об. моим по путешествию явился псаломщик нашей церкви Николай Александров[ич] . Путь наш лежал на г. Макарьев Костр[омской] губ[ернии]. Здесь мы сели на пароход и по р[еке] Унже дошли до Юрьевца, откуда по Волге уже добрались до Ярославля. В Вологду я приехал 22 мая и остановился у своего родственника Александра Львовича на Фроловской у[лице], сравнительно недалеко от вокзала. Сообщая вологодские и, в частности, семинарские новости, А[лександр] Л[ьвови]ч сказал, что только на днях освободилось надзирательское место в семинарии за назначением Садокова во священники. Я немедленно отправился к инспектору. Мих[аил] З[ахарови]ч встретил меня очень радушно, пригласил пить чай и угостил разными сластями. Оказалось, что я пришел к нему на другой день именин его. Сказав мне, что место надзирателя за мной обеспечено, М[ихаил] З[ахарови]ч посоветовал мне сейчас же По окончании курса по 2 р[азряду] в 1892 г. был псаломщиком при Вохомской Вознесенской ц[еркви], потом священником в с. Красном Никол[ьского] у[езда], где и умер в 1918 г.

http://bogoslov.ru/article/6174747

Александр Александрович Фролов попытался внедрить «венецианский» способ набора в Мозаичном отделении ИАХ, но, не встретив поддержки, покинул стены Академии, и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию. В 1893 г. компаньоном своего старшего брата стал 19-летний Владимир Александрович Фролов. В 1895 г. недавно основанная мастерская выиграла у Мозаичного отделения Академии художеств и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик «Спаса-на-Крови». Спустя год, в виду успешного исполнения наружных работ, Фроловы получили крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора. Благодаря этим мозаикам, мастерская Фролова и мастера, собранные под его руководством, прославились на весь мир. В период с 1902 по 1911 гг. Владимиром Александровичем и его помощниками были выполнены все мозаичные работы для Александро-Невского собора г. Варшавы. Всего в Александро-Невском кафедральном соборе, по данным Ю. А. Лабынцева, находилось около 10 тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Суммарная смета строительства собора составила чуть более трех миллионов рублей, или свыше 2300 кг золота, что по нынешним ценам эквивалентно 100 млн. долларов США. 20 мая 1912 г. главный придел собора был торжественно освящён во имя св. князя Александра Невского митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким), который совершал закладку храма. На торжестве присутствовал генерал-губернатор Варшавы генерал от кавалерии Георгий Антонович Скалон, обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), возведенный в этот день в сан Архиепископа. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров), обращаясь к собравшимся на освящение собора, закончил свою речь следующими словами: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия! Здесь будет всегда возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить только слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения… Пусть каждый инородец и иноверец, взирая на величие православия, сердцем своим постигает истину и устами своими исповедует ее, подобно тому, как послы великого князя Владимира, бывшие в Константинополе в велелепном храме св. Софии, почувствовав, что онде пребывает Бог, не восхотели уже оставаться в язычестве».

http://sobory.ru/article/?object=21434

Другой проблемой православной Америки, актуальной и в наше время, стали национальные богослужебные традиции. Некоторые американцы даже считают, что это разные вероисповедания, а на самом деле это все Православная Церковь, отличия только в традициях. Раньше в одном приходе могли быть представители всех православных стран мира, и церковные власти разрешали всем соблюдать свои национальные традиции. Святитель Тихон (впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси), который тогда нес свое служение в Америке, поддерживал многонациональные приходы, рукополагал местных ставленников, чтобы для греков был греческий священник, для сербов – сербский, для русских – русский. Он разрешал совершать богослужение на своем национальном языке. Бывало, что на одном приходе служили на пяти разных языках: в какой-то день были богослужения на греческом, а в какой-то – на арабском… В миссии работали образованнейшие люди. Владыка Николай (Зиоров) приглашал из России студентов и профессоров духовных академий. Сами владыка Николай и святитель Тихон в совершенстве знали греческий язык, греческое богослужение, иногда служили на греческом языке. В их намерениях было создание в Америке со временем автокефальной Церкви. Святитель Тихон смотрел в будущее, он считал, что вряд ли всем иммигрантам удастся вернуться на родину. Здесь у них родятся дети, и дети будут уже американцами. Появится Американская Православная Церковь. Но он не хотел форсировать этот процесс, он только готовил к этому людей. Революция в России стала большим ударом для Православия в Америке. Прекратилась всякая материальная помощь. Начавшееся, было, единение православных разных национальностей остановилось, а сами русские стали ассоциироваться с коммунистами. Многие священники жаловались, что число прихожан, регулярно приходивших на службу, значительно уменьшилось. В то же время, когда в России началось обновленческое движение, обновленцы появились и в Америке. Обновленцем был и последний епископ американской миссии Евдоким (Мещерский). Это привело к тому, что прихожане стали терять доверие к епископату. К тому же обновленцы попыталась взять в свои руки юридический контроль над церковным имуществом. Состоялся суд, касавшийся одновременно 116 приходов в Америке. Когда обновленцы все-таки добились права на владение собором в Нью-Йорке, епископ Русской Церкви Платон (Рождественский) решил в качестве экстренный меры передать все имущество в отдельные трасты прихожанам.

http://pravoslavie.ru/3294.html

Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Иерофей Алексеевич Татарский (во внимание к двадцатисемилетней профессорской деятельности его в Академии и учёно-литературным трудам). Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский (4 ноября – во уважение его многоплодного, ознаменованного подвигами христианской любви архипастырского служения в разноплеменных концах России, ревностного попечения о христианском просвещении живым словом проповеди и неустанным поощрением всего —886— клонящегося к утверждению веры и благочестия, и отеческой внимательности к нуждам духовного образования и богословской науки). Ныне – митрополит Киевский и Галицкий, Первенствующий Член Святейшего Синода. С 1903 года: (23 сентября) Николай (Зиоров), епископ Таврический и Симферопольский (во внимание к его миссионерским трудам в Америке и ревностной просвещённой архипастырской деятельности в России). Ныне – архиепископ Варшавский и Привислинский, Член Государственного Совета. Профессор богословия в Императорском Московском Университете, протоиерей Николай Александрович Елеонский (во уважение его тридцатипятилетней профессорской службы и учёных трудов по Священному Писанию Ветхого Завета и апологетике), † 1910 г. окт. 25. Настоятель Берлинской посольской церкви, протоиерей Алексий Петрович Мальцев (во внимание к его неутомимой деятельности на пользу Православия на Западе, выразившейся как в его учёных трудах богословско-апологетического характера и, особенно, в его многотомном переводе, с греческого и славянского языков на немецкий, круга православных церковно-богослужебных книг, так и в его широких заботах об удовлетворении религиозно-практических потребностей Русских на чужбине), † 1915 г. апр. 16. Протоиерей Московской Спасской, что в Каретном ряду, церкви Иоанн Димитриевич Петропавловский (во внимание к его плодотворной, – профессорской, учёно-литературной и организаторской, в качестве председателя Комиссии по устройству «Богословских чтений» в Москве, – деятельности на пользу православно-христианского просвещения). † 1907 г. окт. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010