В Сев. Америке алеутскую епархию с 1891 г. возглавлял епископ Николай (Зиоров) , впосл. архиепископ Варшавский. 14 янв. 1893 г. Победоносцев писал о нем государю: «...Из Америки получаются довольно часто любопытные известия. Слава Богу, в первый раз там явился епископ разумный и заботливый, и потому дело оживилось. Но его положение тяжелое, ибо людей надежных почти нет, и трудно найти здесь охотно желающих туда ехать...» 8 апр. того же года следует новое письмо: «...Может быть у Вашего Императорского Величества найдутся минуты досуга просмотреть прилагаемую книжку – описание поездки преосвященного алеутского по островам. Оно весьма интересно. Отсюда видно, в каком жалком положении находятся на островах русские приходы этого края, к несчастью вышедшего из под русской державы. С отъездом оттуда преосвященного Иннокентия (Вениаминова , скончавшегося московским митрополитом Н. Т.) все там упало. Слава Богу, что теперь, едва ли не в первый раз с того времени, явился туда дельный и заботливый архиерей». Великим горем была для Победоносцева кончина в 1894 г. в Ливадии императора Александра III, с которым он был тесно связан двадцать лет. Чувства свои он ярко выразил в речи, произнесенной 26 февраля 1895 г. в заседании Исторического общества, посвященном памяти Царя-Миротворца. Присутствовал на нем император Николай II. Лев Тихомиров , бывший народоволец, очарованный его словом, писал 30 апр.: «...Не понимаю, как Вы умели вложить такую сложность мыслей в такое малое количество слов. Надеюсь, что я не подавал Вам поводов заподозрить меня в лести, и потому не стесняюсь мое буквальное восхищение этим необычайным мастерством выразить автору... Вообще, я крайне завидую ходу развития Вашей мысли. Не знаю, виноваты ли мы, люди как я, что развились совсем иным, путанным путем, сами ли мы виноваты или отцов вина тяготела на нас. Но тяжко подумать, сколько силы у нас безплодно погибло только от негармонического развития. Оттого и на творчество ничего не осталось...» Поэт гр. Арсений Александр. Голенищев-Кутузов так выразил свое впечатление в письме к некоему Николаю Александровичу, фамилия которого неизвестна. «...Не моту не поделиться с Вами тем чувством восторга и радости, которые я испытал при чтении поистине образцовой во всех отношениях речи Константина Петровича Победоносцева в Историческом обществе. Нет, не оскудела еще русская земля, жив её гений, жива её душа. Какая ясность взгляда и определений, какая сила, убедительность и красота слова, какая глубина исторического понимания, с особенною яркостью выступающая в сравнении двух Царей – Александра II и Александра III».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

9-летним мальчиком А. П-ч поступает в Касимовское Духовное Училище, при знаменитом тогда смотрителе, отличавшемся умом и отеческой добротой, – Лазаре Вулисанове. Живя в доме родителей, в то время как другие, приезжая из уезда, ютились по грязным тогда во всех отношениях квартирам касимовских мещан, портных и пр. ремесленников или, что было ещё хуже, наполняли собой общежитие, А. П-ч не испытал ни тоски по родине, ни грубости пьяных хозяев, ни цинизма училищной «бурсы». Оттого-то, быть может, так положительно-оптимистичны были педагогические воззрения покойного! По окончании Касимовского Духовного Училища, А. П-ч отрывается от родной семьи г. Касимова для поступления в Рязанскую Духовную Семинарию. Рязань – один из старинных городов России, имеющий свой «кремль», свой «Успенский собор», свои «мощи», свой удельно-княжеский дворец, превращённый в архиерейский дом, оставшийся от времён татарского нашествия земляной вал и т. п. древности и достопримечательности. Несомненно, что шестилетнее пребывание А. П-ча в Рязани, помимо того образования, которое давала ему семинария, само по себе расширяло его умственный кругозор и прививало любовь к русской старине, развивало отличавший всегда покойного искренний патриотизм, нежно-сыновнее чувство к великой родине. Рязанская Семинария управлялась тогда гуманнейшим и просвещённейшим ректором-протоиереем В.И. Гаретовским и инспектором И.К. Смирновым, ныне здравствующим архиепископом Рижским Иоанном. В то же время она славилась отличным, как на подбор, составом преподавателей, к которым более подходило название «профессоров» за их независимость от книги, за лекционный способ преподавания, за творческую индивидуальность и т. п. Таковыми были, например, красноречивейший М.З. Зиоров, † архиепископ Варшавский Николай, учёнейший историк церкви, теперь проф. Новороссийского университета. Доброклонский, глубокомысленнейший, создававший своими лекциями в классе особое религиозно-мистическое настроение, предмет культа со стороны воспитанников, что так редко бывает, богослов Любомиров, философ и психолог Покровский, эллинист прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

В кругу крайне правых А. имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах «Союза русского народа» , в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина. В открытом письме в газ. «Русское знамя» от 5 дек. 1906 г. Дубровин обвинял А. в дружбе с С. Ю. Витте, воспитании «32 бунтовщиков-архиереев», обращении «Церковного вестника» и «Церковного голоса» в органы революционной печати и т. д. Поводом для обвинений послужило и то, что А. по своему великодушию иногда брал под защиту тех клириков, к-рым грозили неприятности ввиду их либеральных политических взглядов (еп. Антонина (Грановского) , свящ. Г. Петрова ), а также студентов духовных школ, замешанных в революционном движении. Из-за этого впосл. обновленцы (см. Обновленчество ) без оснований ссылались на А. как на архипастыря, якобы сочувствовавшего им. А. не ответил на обвинения, отказался лично освящать хоругвь и знамя «Союза русского народа», свою позицию изложил в письме к обер-прокурору П. П. Извольскому . Неск. раньше архиеп. Николай (Зиоров) , архиеп. Антоний (Храповицкий) , еп. сщмч. Серафим (Чичагов) , еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) сделали попытку добиться удаления А. из Синода, однако их план не удался. В разгар травли А. многие архиереи его поддержали. А. погребен на братском кладбище Александро-Невской лавры. Автор ряда трудов по церковной истории, патрологии и гомилетике, важнейшие из к-рых: «Константин, епископ Болгарский, и его «Учительное Евангелие»», «Св. Василий Великий: его жизнь и проповеднические труды», «О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси». Эти и ряд др. исследований, печатавшихся в церковной периодике, включены были впосл. в отдельное изд. «Из истории христианской проповеди». Кроме того, А. был автором 162 слов, речей и поучений, печатавшихся в различных периодических изданиях. Обширна и частично опубликованная переписка А.- более 400 писем, из них 214 адресованы родственникам и позволяют установить многие факты его жизни и служения Церкви. В ОР РНБ имеется личный фонд А. (Ф. 26, 1870-1906 гг. 24 ед. хр.), содержащий гл. обр. лекции А. по гомилетике, в фонде В. В. Болотова хранится переписка А. с Болотовым (Ф. 88. Оп. 1. 177. 9 писем Болотова к А. (1889-1897) и там же 222. 5 писем А. Болотову. Б. д. (1893-1897)).

http://pravenc.ru/text/115944.html

Спорна и правомерность объединения старообрядцев и, скажем, скопцов или хлыстов в одну социальную категорию религиозных диссидентов. Очевидно, что природа и сущность старообрядчества и изуверских сект – разная. Достаточно указать на нравственный критерий: для скопцов, хлыстов были характерны грубые преступления против христианских заповедей, а старообрядцы, напротив, в большинстве случаев и периодов истории являлись носителями и поборниками строгой нравственности. В рамках политкорректности автор вполне справедливо оговорил необходимость закавычивания слов «раскол» и «раскольники» [viii] , однако при этом он зачем-то ставит в кавычки слово «миряне» (2010. С. 169, 2008. С. 207 и др. случаи), не задумываясь, что такое графическое использование вполне привычного для церковно-исторических работ термина может кого-то задеть. Совсем странным представляется многократное упоминание в обеих книгах «причащения» и «евхаристии» как двух разных таинств Православной Церкви (2010. С. 28 и др.). В книге 2010 г. есть и другие неточности: на С. 46 под 1912 г. упоминается без указания фамилии некий архиепископ Варшавский Антоний, хотя прекрасно известно, что указанную кафедру в указанное время возглавлял архиепископ Николай (Зиоров); «дьяк» вместо «диакон» (2008. С. 40) и др. В целом для текстов А.В. Апанасёнка характерно какое-то то скрываемое, а то прорывающееся наружу недовольство и критическое отношение к Русской Православной Церкви. Автор двух книг постоянно подчеркнуто называет Церковь «официальной», «государственной», «господствующей». Подчеркивается казенный характер канонической церковности, многократно упоминается о недостатках церковной жизни синодального периода, и нигде даже не упоминается о великих достижениях русской православной церковности (да, официальной) этого периода! Зато исследователь приводит длинные цитаты из доступной исследовательской литературы, раскрывающие антицерковную позицию «диссидентов» (например, 2010. С. 44 – 45). Кроме того, А.В. Апанасёнок крайне пренебрежительно, не приводя для этого достаточных свидетельств из источников, относится к деятельности православных миссионеров рубежа XIX – XX вв. Якобы задачей последних было «уговорить или заставить их (старообрядцев. – А.М.) признать авторитет местных священнослужителей и хотя бы иногда посещать приходскую церковь» (2010. С. 162). Методы православных миссионеров описываются с какой-то едва скрываемой издёвкой (достаточно подсчитать количество закавыченных выражений, описывающих эти методы на С. 168 книги 2010 г.).

http://bogoslov.ru/article/1708543

В статье рассматривается ситуация вокруг катехизации в России в XVIII–XIX вв. Автор анализирует различные катехизические тексты, существовавшие в синодальный период, отмечая, что важной чертой многих из них было соотнесение веры и жизни, призыв к читателям воплощать свои знания о вере в ежедневной практике. Ферапонт (Широков), иером . Динамика развития духовных семинарий после учебной реформы 1867 г. (по материалам отчетов о ревизии)//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 62–69. Статья посвящена анализу преобразований средних духовных учебных заведений после реформы духовной школы 1867 г. по материалам отчетов первых ревизий, проведенных в 1867 и 1868 г. в Костромской, Рязанской, Нижегородской, Самарской и Астраханской семинариях. Автор показывает, какое значение имели ревизии для развития духовного образования. Локальная церковная история Ливцов В. А . Орловские архипастыри – просветители и наставники и их посмертная судьба//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. 3 (24). С. 69–81. В статье описывается жизненный путь и служение епископов Никодима (Быстрицкого), Поликарпа (Радкевича), Ювеналия (Карюкова), Иринея (Орды) и Митрофана (Землянского). Автор отмечает, что эти архиереи внесли значительный вклад в духовную жизнь Орловской епархии и оставили после себя богатое пастырское наследие. Биографические материалы Дмитриев Г.С . Митрополит Никанор (Клементьевский). Биографический очерк//Христианское чтение. 2023. С.270–287. Статья представляет собой подробное исследование жизненного пути митрополита Новгородского и Петербургского Никанора (Клементьевского) (1787–1856), младшего современника свт. Филарета (Дроздова). Автор статьи предпринимает попытку существенно обогатить биографию (в особенности знания о генеалогии) митр. Никанора, привлекая документы Переславской и Владимирской духовной консисторий, исповедные ведомости и метрические книги, документацию Троицкой семинарии. Ферапонт (Широков), иером . Архиепископ Николай (Зиоров) в отчетах ревизоров Учебного комитета при Святейшем Синоде//Христианское чтение. 2023. С.319–326.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1147 Печатается по: Священник Сергий Щукин. Из воспоминаний об А. П. Чехове. Русская мысль. 1911. 10. С. 46–54. 1148 Иловайская Капитолина Михайловна – владелица дачи в Ялте на Аутской улице. С семьей Иловайских А. П. Чехов познакомился в феврале 1892 г. в Воронеже, куда ездил по делам организации помощи голодающим. – Ред. 1149 Николай (Зиоров Михаил Захарович; 1851 – 1915) – выпускник МДА (1875). С 1885 г. – инспектор Могилевской ДС. В 1887 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской ДС. С 1889 г. – ректор Тифлисской ДС. В 1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В 1898 г. вернулся из США в Россию и был назначен епископом Таврическим и Симферопольским. В 1908 г. архиепископ Варшавский и Привисленский. – Ред. 1150 Помните конец рассказа: «Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли»? Это удивительно хорошо отмеченная черта. – Авт. 1151 В другой части своих воспоминаний отец Сергий пишет: «Одно время Антон Павлович как бы взял под свое покровительство ялтинских греков. Греки, „аутские греки», были его соседи. В старое, впрочем, не очень давнее время Аутка была деревней, населенной греками. В Аутке была и греческая церковь . Умирая, многие греки, люди вообще очень привязанные к церкви, оставляли „на помин души» земельные участки. Когда Ялта стала быстро заселяться, Аутка соединилась с Ялтой и вошла в черту города. И мало-помалу греки были вытеснены дальше, на гору, в так называемую Верхнюю Аутку. Греческая церковь , находившаяся в Нижней Аутке, стала считаться русской, священников к ней посвящали русских, и богослужение совершали в ней уже на славянском языке. Греческой же осталась небольшая, невзрачная, даже не каменная, а деревянная церковка св. Феодора Тирона в Верхней Аутке. Она к тому же не была самостоятельна, а приписана к русской церкви. И к тому времени, как Чехов поселился в Аутке, между греками и русскими шли острые споры по случаю назначения новых священников, перестройки церквей, относительно церковного имущества и пр. Представители греков во главе со священником явились к Чехову и просили его взять на себя защиту их дела. Антон Павлович согласился на их просьбу, принял в деле большое участие, был с документами, которые они дали ему, у архиерея». – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В декабре 1909 г. в связи с перемещением епископа Гдовского Кирилла, викария С.-Петербургской епархии, на Тамбовскую кафедру Синод рассматривал в качестве претендентов в Гдовские епископы кандидатуры ректора С.-Петербургской духовной семинарии архимандрита Вениамина (Казанского) и ректора Олонецкой духовной семинарии архимандрита Никодима 24 . В тот момент выбор пал на архимандрита Вениамина, ставшего впоследствии митрополитом С.-Петербургским, принявшим мученическую смерть в 1922 г., и причисленным к лику святых в 1992 г. Но и второй кандидат не был забыт. Уже 8 января 1911 г. в Св.Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) , епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений. На следующий день 9 января 1911 г. состоялась хиротония епископа Никодима в Соборе Александро-Невской лавры, во время которой Никодим произнес прочувственную речь, немедленно опубликованную одним из авторитетных церковных изданий 25 . В хиротонии помимо перечисленных выше архиереев участвовали также архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) и епископ Ямбургский, ректор С.-Петербургской духовной академии Георгий (Ярошевский). 15 ноября 1913 г. в связи с увольнением по высочайшему повелению на покой Белгородского епископа Иоанникия, Никодим переводится на кафедру епископа Белгородского со званием «первого викария» Курской епархии 26 . Находясь на Белгородской кафедре еп.Никодим принял участие в открытии мощей и прославлении Св. Иоасафа Белгородского , составил Житие и акафист святому, признанный «образцом среди акафистов» 27 . Проживая в Белгороде владыка Никодим провёл большую исследовательскую работу и на обширном фактическом материале составил книгу о жизни, прославлении и чудесах святителя Иоасафа 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

архиепископ Алексий (Дородницын) (02.11.1859 – декабрь1919) Нравственно-аскетические труды Патрология Педагогика Религиоведение Сектоведение Слова и речи Собрание сочинений архиепископ Алексий (Дородницын) Архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов. В 1917 году пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине. Биография В миру Дородницын Анемподист Яковлевич, родился 2 ноября 1859 года в селе Успенском Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье дьячка. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское духовное училище и вместе с тем с июня 1890 г. состоял противоштундистским миссионером г. Херсона. В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: " Церковно-законодательная деятельность Карла Великого " . После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св. Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища, а с сентября 1894 г. был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 г. назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект. Овдовел. 15 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Алексия. 7 апреля 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. 5 сентября 1903 г. назначен ректором Литовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Харьковском кафедральном соборе совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010