В феврале 1919 г. И. Ю. Крачковский благодарил Глубоковского за присланный труд о блаж. Феодорите, имевшийся в его библиотеке еще со студенческих лет и погибший вместе с ней во время войны в имении брата. «Тем приятнее, восстановить его экземпляром с автографом автора, – писал Крачковский и при этом добавлял: – Не скрою, что за некоторыми Вашими вещами я тщетно охотился несколько лет тому назад» 508 . «Феодорит», как первая любовь, прошел через всю жизнь Глубоковского. Спустя много лет, упоминая о своем «Феодорите», который стоял у него на полке у изголовья кровати, Глубоковский писал В. В. Розанову : «Человек был замечательный: попал под соборную анафему и... сохранил за собою титул блаженного. Это ли не феномен» 509 . Личный экземпляр второго тома «Блаженного Феодорита...», возможно стоявший у изголовья Η. Н. Глубоковского и ныне хранящийся в библиотеке Болгарского Синода, имеет его пометы. По-видимому, Глубоковский предполагал переиздать и свою магистерскую «Речь», правленный автором экземпляр которой находится в той же библиотеке. Глава 5. В Санкт-Петербургской духовной академии Нет на земле обаяния выше обаяния учителя. Из письма Л. Л. Измайлова И. И. Глубоковскому. 24 июня 1914 г. §1. Вхождение в корпорацию В сентябре 1891 г., спустя несколько месяцев после защиты магистерской, Глубоковскому предложили на выбор сразу две кафедры в С.-Петербургской духовной академии: русской гражданской истории и Св. Писания Нового Завета 510 . Предложение исходило от ректора епископа Антония (Вадковского) . На «историю» Глубоковский, окончивший «словесное» отделение, не имел формального права 511 ; вокруг занятия второй кафедры разгорелась борьба. Как писал Николай Никанорович, «все тут было не совсем вероятно, но таким оказалось и по фактическому процессу» 512 . Сам Глубоковский объяснял свое присутствие в столичной Академии вмешательством в его судьбу нескольких влиятельных иерархов – прежде всего, епископа Воронежского Анастасия (Добрадина, † 01.05.1913), который «натвердил» епископу Антонию (во время пребывания последнего летом 1891 г. в Воронеже), что Глубоковскому не место в семинарии, ибо его «карьера должна быть учено-профессорская» 513 . Вторым был Экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) , осенью 1891 г. присутствовавший в Синоде и, по словам Николая Никаноровича, «хорошо знавший фамилию Глубоковских по Вологодскому епископству (с 15 июня 1869 года по 13 июня 1873) 514 ». При нем ректором Тифлисской духовной семинарии состоял покровительствовавший Николаю Никаноровичу архимандрит Николай (Зиоров) , бывший инспектор Вологодской духовной семинарии, в будущем архиепископ Варшавский. «Он воспламенил в мою пользу Экзарха Палладия, а тот рекомендовал меня епископу Антонию» 515 , – писал Глубоковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в) Эмигранты из Украины (преимущественно из западной части и так называемой Карпатской Руси). Основной причиной их эмиграции обычно считается экономическое стремление к обретению земель в Канаде и в США, однако для их эмиграции были и определенные политические и религиозные причины. В числе политических причин можно назвать противостояние полонизации с одной стороны и русификации — с другой (по­скольку эта часть населения обладала определенным национальным (в частности, языковым, обрядовым и др.) своеобразием и стремилась сохранить его). По религиозной принадлежности эти украинские эмигранты были частью православные, частью католики восточного обряда (униаты). Первые нередко вступали в противоречие с католическим окружением, вторые — как с православной (поскольку они официально считались православными, но отказывались принимать таинства Православной Церкви), так и с латинской католической иерархией, поскольку далеко не все представители традиционного (латин­ского) католичества признавали правомерность как самого использования восточного обряда, так и некоторых его особенностей (в частности, женатого духовенства). Приехав в США и Канаду, они также встретились с неприятием со стороны местных иерархов Католической Церкви, что стало одной из причин массового обращения этой части эмиграции в Православие. Другой, более важной причиной обращения послужила большая миссионерская работа, проводимая православными в Америке. Этой работе оказывали особое содействие бывшие тогда правящими архиереями в Америке епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский, в Америке с 1887/1888 по 1891 годы), принявший в Православие эту группу верующих, наследовавший ему на этой кафедре епископ Николай (Зиоров, 1891–1898) и архиепископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Бела­вин, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, причисленный позднее к лику святых; 1898–1907). Обосновавшись в Америке, эта группа эмигрантов оказывала большое содействие становлению православных общин в США и Канаде. Из ее среды вышли многие видные епископы, священники и богословы Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America), до настоящего времени играющие ведущую роль в руководстве этой Церковью. В качестве примеров современных потомков этих эмигрантов можно назвать предстоятелей этой Церкви Высокопреосвященнейших Феодосия и Германа, митрополитов всея Америки и Канады, заведующих канцелярией Православной Церкви в Америке протопресвитеров Даниила Губяка (бывшего впоследствии настоятелем Московского подворья Православной Церкви в Америке, ученика и последователя видного американского православного богослова протопресвитера Александра Шмемана) и Родиона Кондратика, ответственного секретаря Православной Церкви в Америке по связям с общественностью протоиерея Григория Гавриляка и многих других.

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

Наречение архимандрита Вениамина «во епископа Богоспасаемого града Гдова» состоялось в субботу 23 января 1910 года в здании Святейшего Синода. В сопровождении кафедрального протоиерея Александра Исполатова он был приведен из синодальной церкви Семи вселенских соборов в зал заседаний. Перед лицом архиереев – участников чина наречения – о. Вениамин произнес «проникнутое теплотою глубоко верующей души слово» 324 о благодатной помощи, проявленной в его жизни. В зале присутствовали член Св. Синода протопресвитер Александр Желобовский , служащие синодального ведомства во главе с обер-прокурором Св. Синода С.М. Лукьяновым (23 августа 1855 – 2 сентября 1935) и его товарищем А.П. Роговичем (27 июля 1858 – 4 марта 1935), множество духовенства и даже учащаяся молодежь, в том числе воспитанники V и VI классов семинарии. Хиротонию нового епископа Гдовского совершили 24 января в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , Московский и Коломенский св. Владимир (Богоявленский) , Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; † 4 ноября 1915), архиепископы Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров ; † 20 декабря 1915), Ярославский и Ростовский св. Тихон (Беллавин), Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) , епископы Чистопольский Алексий (Молчанов ; † 20 мая 1914), Нарвский Никандр (Феноменов) и епископ Кирион (Садзагелов, бывший Сухумский – впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III; † 26 июня 1918). За своей первой архиерейской литургией епископ Вениамин сослужил митрополиту Антонию и епископу Никандру. К участию в богослужении с новопосвященным епископом были приглашены: протоиерей Христофор Белков, у которого тот учился еще в Олонецкой духовной семинарии, его ближайшие сослуживцы по С.-Петербургской семинарии – и.д. ректора священник Василий Мартинсон († 7 апреля 1955), духовник протоиерей Петр Силин, преподаватель иеромонах Корнилий (Соболев – впоследствии архиепископ Свердловский и Ирбитский; † 3 апреля 1933), товарищи по Академии – священники Иоанн Острогорский и Владимир Покровский. Среди молящихся в лаврском соборе было много преподавателей и воспитанников семинарии, принявших первое епископское благословение от своего бывшего ректора. За службой епископ Вениамин рукоположил ставленника Иоанна Андреева во диакона, а на следующий день он, по обычаю, литургисал в Успенской Крестовой митрополичьей церкви Лавры 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ландшафт острова включает возвышенности, у подножия которых расстилаются луга и поля. Залив служит удобной гаванью для судов. По сторонам устья залива возвышаются две горы. На одной из них, называемой «Крестовой», стоит каменный крест высотой 7 м на двух гранитных пьедесталах, с высеченной на них памятной надписью о дате передачи Высочайшим указом острова в 1878 г. в вечное владение Валаамскому монастырю. В ясную погоду крест виден за 18 км. Игумен Дамаскин предполагал устроить на нем скит для уединенного пустынножительства. Строительство осуществлялось трудами монастырской братии в правление игумена Гавриила в 1891-1903 гг. Каменная церковь с колокольней возведена по проекту архитектора В. И. Баранкеева из красного кирпича монастырского производства на гранитном основании, камень для которого добывали в ломках на самом острове. 25 июля 1896 г. была совершена закладка храма. 18 июля 1899 г. Преосвященный Николай (Зиоров), епископ Финляндский и Выборгский, освятил храм во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Храм вмещал до 50 человек. Церковная утварь, иконы и резной позолоченный иконостас выполнены «трудами валаамской братии». На колокольне находились колокола общим весом был около 17 т. Для совершения церковных служб в скиту постоянно жил иеромонах. На берегу залива для проживания 15 человек братии выстроили деревянный келейный корпус с хозяйственными службами. Насельники скита заложили небольшой фруктовый сад, огород, расчистили сенокосные луга и разработали землю под пашню. Монастырь с помощью наемных рабочих добывал на этом острове серый гранит, известный под названием «Сердобольского». Он использовался при постройке Воскресенского скита в Никоновской бухте, храма преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а также при возведении ряда сооружений Петербурга (Николаевский мост, храм Воскресения Христова). С 1930-х до 1995 г. скит пустовал. За это время были разрушены келейный корпус, скитская пристань и завод для щепания кровельной дранки, построенный мастерами Сердобольского прихода. Чудом сохранилась кирпичная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=23354

После нескольких лет работы преподавателем женского епархиального училища в Кременце, в сентябре 1895 г. Т. Теодорович был рукоположен в диакона, а затем и в иерея. Посвящение происходило в Почаевской лавре, как о том просил сам о. Терентий. Тогда же молодой священник с семьей отправляется «к месту первого своего пастырского служения – с.Дратов Любартовского уезда Люблинской губернии». «Для села приезд нового батюшки – это большое событие. По пути крестьяне выходили из домов и ласково приветствовали нас... Всенощная. Церковь полна народу. Псаломщика на клиросе окружает молодежь. И вот в ответ на мой первый возглас вся церковь – хором ответила мне. И так – всю службу. Я был восхищен, и уже в первые моменты своего молитвенного сближения со своей паствой я почувствовал, что здесь я буду пастырски счастлив, и в посвящении себя этому воспевающему Бога народу будет моя высшая радость и услаждение... Я реально почувствовал там впервые и высоту, и значение, и радость пастырского служения людям». Дратовские прихожане – «народ благочестивый, честный, язык " подляшский " , смесь украинского с польским, еще больше с русским» - расстались со своим священником осенью 1902 г., когда о. Терентий был переведен в Варшаву. Четвертый священник варшавского кафедрального Свято-Троицкого собора на ул. Долгой, о. Терентий застал при своем «поступлении в Варшаву еще «старое», заслуженное, сановитое, с высшим богословским образованием священство». «Они не были фанатиками, оскорбляющими религиозные чувства окружающего их инославного населения, но умудренные опытом, твердые, непоколебимые хранители своего Православия, пользовавшиеся уважением у представителей инославного духовенства». Эти слова можно было бы отнести и к самому о. Терентию, снискавшему симпатии католического населения еще в период столь дорогого и памятного ему сельского пастырства, чему в немалой степени способствовало дружественное общение православного священника с католическим духовенством. В Варшаве о. Терентий постепенно начинает литературную работу: в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» появляются его первые статьи, а в 1907 г. выходит из печати небольшая книга о приходской жизни, материалом для которой послужил в основном «церковноприходской опыт... служения в Дратове». О. Терентий становится активным исповедником идеи соборности Церкви – «основного принципа Православия», - в чем его поддерживает и варшавский иерарх - архиепископ Николай (Зиоров). В 1909 г. издается небольшая работа о. Терентия о религиозности Н.В. Гоголя, которую он определял так: «Религия была, можно сказать, жизненной стихией Гоголя - ею душа писателя питалась во все возрасты жизни и ею же Гоголь больше всего был чужд передовым людям русского общества, даже своим друзьям».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Через три года епископа Николая (Зиорова) перевели из Америки в Крым. Новым епископом Северной Америки стал будущий Патриарх Московский святитель Тихон. При нем был сделан ряд серьезных шагов по развитию Американской Церкви. В 1900 году епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон впервые за полвека посетил отдаленные районы Аляски. В 1903 году по инициативе правящего архиерея в Нью-Йорке был построен первый православный храм — Николаевский собор на Манхэттене. В 1903-1904 годах по ходатайству святителя Тихона Святейший Синод назначил викарным архиереем Аляски архимандрита Иннокентия (Пустынского), а архимандрит Рафаил (Хававини) был поставлен епископом Бруклинским. В 1905 году кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, а в Миннеаполисе открылась первая в США православная духовная семинария. Православие при епископе Алеутском и Северо-Американском Тихоне стало приобретать общегосударственный масштаб, по его инициативе в 1907 году в США состоялся первый Всеамериканский православный собор. В те же годы создавался перевод православного богослужения на английский язык, который, бесспорно, был одной из важнейших задач для святителя Тихона в деле православной миссии на североамериканском континенте. Работа над переводом была связана со многими известными личностями эпохи и будущими святыми праведниками. После того как первое благословение Изабель Хэпгуд дал епископ Николай (Зиоров), подаривший ей полное собрание богослужебных книг на церковнославянском языке, пророческое напутствие она получила и от праведного Иоанна Кронштадтского. С 1898 года и до публикации ее труд поддерживал будущий Патриарх Тихон. Вдохновляя преодолевать возникающие нестроения, переводами Хэпгуд интересовался К.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода. Финансировали издание Святейший Синод и С.Ю. Витте — министр финансов, в 1903 году ставший фактически премьер-министром Российской империи. Литературой и информацией в работе над переводом помогал законоучитель и настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Царскосельском училище девиц духовного звания протоиерей Феодор Павлович.

http://patriarchia.ru/db/text/6028461.ht...

Вскоре после начала первой мировой войны территории, на к-рых располагалась В. е., были оккупированы герм. и австро-венг. войсками. Варшавский архиеп. Николай ( Зиоров ; возглавлял епархию с 5 апр. 1908), епархиальная канцелярия, мон-ри, большинство правосл. клириков в 1915 г. были эвакуированы вместе с российской администрацией во внутренние губернии Российской империи, в военное время на территории В. е. совершали служение ок. 10 правосл. священников. После вступления немцев в Варшаву 5 авг. 1915 г. правосл. собор св. Александра Невского был обращен в гарнизонный костел св. Генриха, в к-ром совершали богослужения римо-католики и лютеране; в 1916 г. был переоборудован под костел и кафедральный Троицкий собор в Варшаве. После кончины архиеп. Николая (Зиорова), последовавшей 20 дек. 1915 г., Святейший Синод не поставлял архиереев на Варшавскую кафедру, в апр. 1917 г. временно управляющим В. е. был назначен Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов) , к-рый не смог приступить к исполнению своих обязанностей из-за сложностей военного времени; в 1918 г. окормление правосл. паствы в Польше поручили Белостокскому еп. Владимиру (Тихоницкому) . Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника в варшавском р-не Воля. 1905 г. Фотография. 2003 г. В 1919 г. было образовано Польское гос-во, в состав к-рого в 1921 г. (по советско-польск. Рижскому договору) вошли обширные области Зап. Украины и Зап. Белоруссии с многомиллионным правосл. населением. Власти Польского гос-ва начали проводить крайне враждебную по отношению к правосл. Церкви политику. В нач. 1919 г. варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе почти всех правосл. церквей (в 1913 в Варшаве действовало 3 правосл. собора, 3 приходские церкви, ок. 40 домовых и военных храмов и неск. часовен). Избежали закрытия лишь 2 храма, существующие и поныне: кладбищенский во имя прп. Иоанна Лествичника в р-не Воля и Мариинский в р-не Прага (ныне кафедральный собор). Др. правосл. храмы были переделаны под костелы или разрушены (среди них - Александро-Невский собор в Варшаве, уничтоженный в 1920-1926). Успенская и Троицкая греч. церкви в Варшаве были отданы униатам.

http://pravenc.ru/text/150457.html

Вокруг дома имени императора Александра III (по-немецки – Kaiser-Alexander-Heim, русскими называемый «Александергейм») стала располагаться своеобразная русская трудовая колония, настолько хорошо организованная протоиереем Алексием Мальцевым, что на получаемые доходы она могла оказывать существенную помощь всем тем, кто ее просил. Мастерские братства предоставляли постоянный или временный заработок не одной тысяче русских рабочих, заброшенных судьбой на чужбину. «Александергейм» стал и своеобразным культурным центром русской колонии в Берлине. Братство организовало две приходские школы при православных церквях для изучения закона Божиего. В берлинской школе при посольской церкви занятия проводил отец Алексий, а в другой, расположенной в Потсдаме, уроки на немецком языке с детьми колонистов старинной русской деревни Александровка вел отец Василий Гекен. В этих двух школах обучались несколько взрослых и более десятка мальчиков и девочек, а среди них и дети протоиерея Алексия. Имеющиеся в некоторых западных публикациях сообщения о том, что отец Алексий был якобы «бездетным» 5 , не соответствуют действительности. Три его дочери: Наталья (род. 1881), Екатерина (род. 1883) и Анна (род. 1885) – учились в церковно-приходской школе. Анна, по некоторым данным, умерла совсем юной 6 , а Екатерина стала доктором философии Берлинского университета. Сын Владимир (род. 1887), закончив Московский университет, стал юристом. Так как в годы Второй мировой войны архив братства сгорел, то в современных публикациях присутствует весьма разноречивая информация о дальнейшей судьбе детей отца Алексия. По данным Димитрия Рара, нынешнего руководителя братства в Германии, дочь Наталья, вышедшая замуж за члена братства с 1898 года Александра Александровича Вилкова, в сентябре 1923 года у берлинского нотариуса от имени всех наследников Мальцева формально отказалась от записанной на имя ее отца недвижимости в Германии в пользу братства. О значении и пользе русского братства на чужбине говорил в своей речи в братском храме 21 мая 1895 года епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров ; 1851–1915): «Этим добрым делом спасена будет не одна душа русского человека от уныния и тоски по родине, от глада душевного!..

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

В нач. 90-х гг. Киреев участвовал в переписке относительно небольшой общины амер. старокатоликов в Дайксвилле (шт. Висконсин, США), принятой в Православие в мае 1891 г. Алеутским и Аляскинским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) , к-рый временно разрешил сохранять в общине богослужения по зап. обряду до окончательного определения Святейшего Синода (в общине совершали старокатолич. мессу на франц. языке). В 1892 г. приход посетил преемник еп. Владимира на Алеутской кафедре еп. Николай (Зиоров) , продливший временное разрешение совершать в общине богослужения по зап. обряду. В 1893 г. глава общины пресв. Ж. Р. Виллат вернулся в старокатоличество, в связи с чем рассмотрение Святейшим Синодом этого дела было прекращено (по нек-рым данным, часть общины продолжала оставаться в Русской Церкви до нач. XX в.). Др. примером кратковременного присоединения старокатоликов к Православию с сохранением зап. обряда является приход в Лондоне во главе с англ. старокатолич. еп. А. Г. Мэтью, принятый Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и числившийся в 1911-1912 гг. в составе Антиохийского Патриархата. В нач. XX в. неск. клириков и мирян Епископальной Церкви США вновь выступили с инициативой воссоединения с Православием при сохранении англикан. богослужения. В 1904 г. Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) направил Святейшему Синоду запрос относительно богослужебного использования англикан. чинов в присоединяемых к Православию епископальных общинах. В том же году синодальная Комиссия по старокатолич. и англикан. вопросам признала невозможным совершение литургии и др. таинств в правосл. Церкви по «Книге общих молитв», указав, какого рода изменения должны быть в нее внесены для правосл. богослужебного использования (Замечания об амер. «Книге общих молитв». 1904. С. 787-807). В Сербской Православной Церкви вопрос о правосл. приходах зап. обряда был поднят в связи с принятием в Православие бывш. католиков из т. н. моравского крыла Чехословацкой Церкви во главе с пресв. Матеем Павликом (см. Горазд (Павлик) , сщмч.). В марте 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви разрешил временное сохранение зап. обряда в присоединяемых приходах этой группы, отметив необходимость постепенного перехода на визант. обряд. Месса, которую служили в общинах, возглавляемых еп. сщмч. Гораздом, представляла собой переведенную на чеш. язык пресв. К. Фарским редакцию рим. мессы (eský misál. Praha, 1919. Т. 1) с добавлением эпиклезы из анафоры свт. Иоанна Златоуста после установительных слов; Евхаристия совершалась на опресноках ( Бурега. 2004. С. 253). В июне 1922 г. еп. сщмч. Гораздом вместо зап. мессы в общинах был введен чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы рим. обряда. В приходах действовал зап. календарный стиль (в т. ч. в отношении празднования Пасхи). В Польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010