Чем еще поражает нас евангельский лик нашего Господа Иисуса Христа? Совершеннейшей чистотой души Его. Господь допускал к ногам Своим блудниц, Он ел и пил с мытарями и грешниками, заходя в их дома, и никакая грязь и нечистота не прикоснулись к Его безгрешной и чистой душе! Мы, грешные, всегда склонны бросить камень осуждения в ближнего своего, которого, быть может, во многом сами превосходим своими пороками. А Он? Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали побить ее камнями по закону Моисея. Спаситель, низко наклонившись, писал перстом на земле, а потом, подняв голову, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И когда все они ушли, обличаемые совестью, Иисус сказал женщине: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин. 8:3–11 ). Так мог сказать только Тот, Чья душа не имела ни единой пылинки греха, и, преклоняясь перед такой душевной чистотой, хочется из глубины сердца говорить, не умолкая: «О, Иисусе, красото пресветлая!» Мы знаем завет Христов, обращенный и к каждому из нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). – На этот зов откликнулись неисчислимые миллионы душ человеческих. И в меру своих духовных сил и духовных подвигов, подражая в добродетелях своему Господу, они достигли нетленной красоты и сияют ею в Небесном Царстве. И каждого из нас Господь зовет на путь подражания Себе. Мы все знаем, что Царство вечной жизни – это царство красоты нетленных душ человеческих и станет участником вечной жизни только тот, кто войдет туда в «брачной одежде» – одежде, сотканной трудами самого человека из добрых дел, молитвы, покаяния. И тогда Божественный Носитель совершенной красоты, Небесный Хозяин, узнает в нас Своих детей, исполнителей Его завета, и введет нас в Свои обители радости и света. Жизнь – коротка. Надо спешить, чтобы не закрылись перед нами двери небесного чертога. «Ищите прежде Царства Божия», – зовет Господь ( Мф. 6:33 ). Кто будет искать Царства Божия, тот и найдет его, ибо Господь Сам будет помощником ему. Сие буди, буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей... Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь они ограничены, а наше сердце есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе и при могуществе – в сердце может быть пусто. О, если бы каждый из нас мог сказать сердечно слова св. ап. Павла: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп. 3:8 ). Господь сказал: «Ищите Царства Божия». Он не сказал: «возмите его», но именно: «ищите». Значит, нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царство Божие найти. Всегда будем помнить и следующие слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 8:22–23 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7:19 ). Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему в этом помогают вера и благодать Божия. В этом и состоит искание Царства Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова. О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом! Мы бы стремились к этому счастью день и ночь, искание Царства Божия сделалось бы для нас воистину первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Кто же может быть достойным наследовать Царство Небесное? – Послушаем слов Христовых: «Ели не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). И еще: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). И еще: Царство Небесное подобно десяти девам, из которых пять было мудрых и пять неразумных. Мудрые встретили Жениха в полночь с горящими светильниками, у неразумных светильники потухли. И когда неразумные девы постучались потом в двери дома, Жених сказал им: истинно говорю вам, Я не знаю вас ( Мф. 25:1–12 ). Вот что нужно для того, чтобы не закрылись перед нами двери Царства Небесного. Нужно приобрести смирение, простоту и чистоту, какие мы видим у неиспорченного ребенка. Нужно переходить порог смерти, вступать в жизнь будущего века с горящими светильниками веры и добрых дел. Нельзя без добрых дел идти туда, где Господь при входе в двери Царства Небесного скажет одним: «Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня...», и введет их в Царство, «уготованное от создания мира». А другим скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня...», и перед ними навеки закроются двери Царства Небесного ( Мф. 25:34–46 ). Чтобы быть достойными наследниками Небесного Царства, надо «исполнять волю Отца Небесного». Эта воля открыта нам на священных страницах Евангелия. Господь нам ясно говорит, что наследуют вечное блаженство нищие духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем. Значит, надо трудиться, и трудиться всю жизнь над тем, чтобы быть чище душой и телом, лучше, смиреннее, милосерднее, чтобы препобеждать в себе эгоизм, гордость, гневливость, плотскую нечистоту, леность о своем спасении. Не забудем и такие евангельские слова: Царство Небесное подобно Царю, который захотел сосчитаться со своими рабами. К нему пришел человек с долгом в десять тысяч талантов, умоляя о прощении и был прощен. Выйдя от царя, он встретил своего должника, который должен был ему ничтожную сумму в сто динариев. Он потребовал отдачи долга, и, несмотря на мольбы должника, посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался на своего должника и отдал его истязателям. Спаситель, сказав эту притчу, добавил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф. 18:23–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Этот враг грозен для нас потому, что, подчиняя нас себе, он отнимает от человека то, что является самым дорогим для него: право на вечное спасение. Из кирпичей отдельных грехов и страстей быстро вырастает высокая стена, разделяющая душу человека от Бога. Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы, умиления, благоговения – все то, что составляет духовное богатство человека и что верующий человек накапливает в себе годами. Грех лишает человека покоя совести, братского мира в отношениях с ближними: грех ссорит людей между собой, натравливает друг на друга, из друзей делает врагов. Долголетний и нераскаянный грех может довести человека до отчаяния – самого тяжкого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы последствия греха и велика его власть над душою человека. И мы, христиане, будучи добрыми воинами Иисуса Христа, в первую очередь должны вести духовную войну с этим врагом. Мы должны стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не давать греху войти в него и возобладать над ним. Завещая нам вести духовную войну, Господь в руки наши вложил сильное духовное оружие, «щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Нашу веру слово Божие называет щитом. Какую веру? Веру в то, что Господь Спаситель совершил Свой земной подвиг во имя нашего спасения от греха: Он взял на Себя всю тяжесть наших грехов, чтобы выстрадать за них на Голгофском кресте и, во имя этих страданий и смерти, каждому кающемуся грешнику давать прощение. Наша вера – это щит и потому, что мы по вере знаем о бесчисленных победителях греха в лице святых людей, которые не только нам показывают пример этой духовной брани, не только вдохновляют нас своею жизнью на борьбу с грехом, но и имеют дерзновение оказывать нам в этой войне свою небесную помощь. В руке каждого христианина есть «духовный меч», это – слово Божие. Слово Божие и устрашает грешника, и ободряет воина в борьбе с грехом, и дает силу и крепость нашему слабому духу. Устрашая, оно говорит нам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Ободряя же и утешая грешника в борьбе с грехом, слово Божие говорит нам: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Приступая к молитве, каждый из нас должен как бы так сказать Господу в глубине своего сердца: «Господи, я грешник и преступник перед Тобой. Но я верую, что Ты пострадал за меня, чтобы мои грехи покрыть Своей Божественной Кровью, чтобы спасти меня от вечной погибели. И с этой верой я дерзаю встать на молитву и с надеждой на Твое милосердие открыть свои уста и свое сердце». Для того, чтобы наша молитва была мирной, надо иметь и сокрушение о своих грехах. Господь нам всем даровал средство для нашего очищения – благодать покаяния. И мы, как православные дети своего Небесного Отца, должны чаще прибегать к этой священной благодати, чтобы наша совесть и сердце не носили в себе тяжести многолетних нераскаянных согрешений. Живая вера в Господа Иисуса Христа, как нашего Божественного Искупителя, сокрушение о грехах, – все это соделывает нашу молитву перед Богом живой, восходящей к Небу, к Престолу Небесного Отца. Это значит с миром в душе Господу помолиться. Этот мир, с которым мы должны приступать к своей молитве, неразрывно связан с миром с ближними и с миром с самим собою. Мы должны простить своим ближним из глубины своего сердца все их согрешения, обиды, озлобления, направленные на нас. Господь Иисус Христос говорит: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк. 11:25 ). Господь нам это велит, и, как это ни трудно, это нужно сделать, ибо Господь этого ждет от каждого из нас, и без мира с ближними нашими и молитва будет неживой и бесплодной. Наконец, в нашем сердце должен быть мир с самим собой. Этот мир нарушается в наших сердцах скорбями, болезнями, тревогами, заботами – всем тем, чем полна земная жизнь каждого из нас. Все это имеет власть нарушить наш внутренний мир. Призывая нас с миром молиться Господу, Святая Церковь хочет этим напомнить каждому из нас, что над нами бодрствует и нами управляет Божественный Промысл. Промысл Божий днем и ночью простерт над жизнью каждого из нас. Об этих священных истинах Святая Церковь напоминает нам неоднократно в своих молитвах и песнопениях, чтобы помочь нам умирить наш скорбящий дух, чтобы молитва наша, приносимая ко Господу с миром и в мире, возносилась к Небесному Отцу и низводила в наше сердце благословения Божии, все те радости и утешения, каких мы ждем на молитве. – Итак: миром Господу помолимся!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Старчество в православном понимании не обозначает возраст человека, а свидетельствует о его духовной зрелости и возрасте ума. Плоды старчества – смиренномудрие, богомудрие, прозорливость и прочие. Даруются они по благодати Духа Святого. Но венцом в этом дивном букете духовных качеств является всепрощающая любовь, которая, по слову апостола Павла, «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Старческое служение – это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», – так рассуждает первоверховный апостол Павел о духовных дарованиях ( 1Кор.13:1–2 ). Благодать же Божия дается исключительно за смирение, и это проверено многовековым опытом православного подвижничества: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – назидает всех ищущих Господа апостол Петр ( 1Пет.5:5 ). Старчество – это и великая школа опытного богословия: «Молитва с духовным рассуждением – земля обетованная; в ней подобно молоку и меду льется знание причин Промысла и Суда Божия...» – говорит святой Максим Исповедник с. 5]. А апостол Иаков описывает истинную духовную мудрость: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:17–18 ). В течение многих лет учился отец Варнава у своих духоносных наставников хранить внутренний мир и достиг на этом пути истинного преуспеяния. Руководство преподобного Варнавы Гефсиманского , приобщение к церковной традиции и опыту святых отцов послужили как бы кратчайшим и удобнейшим путем его восхождения по ступеням духовного совершенствования к старчеству. Вот сила двух тысячелетней духовной преемственности Святой Православной Церкви! Всего два года минуло с той поры, как вступил отец Варнава на путь иночества, а за советами и окормлением к нему уже обращалась большая часть лаврской братии и даже видные деятели и иерархи Церкви – наместник Лавры, епископ Петергофский Николай (Ярушевич) и руководитель Александро-Невского братства, епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов), архимандриты Гурий и Лев (Егоровы). Своих советов отец Варнава никому не навязывал, но и не оставлял вопрошающих без ответа. Кроткий иеромонах всегда умел терпеливо выслушать и успокоить всех, кто приходил к нему со своими недоумениями. Отвечал же неспешно, с истинным духовным рассуждением. Тянулись к отцу Варнаве и миряне, ибо одним своим видом вызывал он доверие и сердечное расположение даже у людей, которые видели его впервые. Сам Господь помогал через иеромонаха Варнаву обретать им истину в поисках всеблагой и всесовершенной Своей воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

О действиях первоначальных устроителей Церкви, во исполнение воли Христа, мы узнаем из посланий Апостольских. Канонистами и экзегетами (См.: Lechler. Die Neutestamentliche Lehre vom heiligen Amte. Stuttgart, 1857. S. 434–436; Isenberg. Primat und Episcopat. S. 51–52; Fessler J. Der kanonische Process ... S. 12 sqq. и др.) издавна принято называть классическими два определенных указания апостола Павла на существование церковного суда. Одно из этих мест, служащих к обоснованию судящей и наказующей власти Церкви, находится в Первом послании к Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (Тим. 5, 19–20), второе – в Первом послании к коринфянам: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в Церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? " ( 1Кор. 6, 1, 4– 5 . Ср.: 1 Кор. Гл. 5.) В цитированных двух свидетельствах посланий апостола Павла о церковном суде наша церковно-каноническая наука(См.: Заозерский Н. Церковный суд… С. 23 слл.; Аноним. Искусственные приемы в науке канонического права//Правосл. обозрение. 1878. Т. 3. С. 484 слл.; (Иоанн, еп. Смоленский) Древние правила церковного суда//Правосл. собеседник. 1859. Ч. 2. С. 3 слл.; Он же. Церковный суд внешний или общественный//Христ. чтение. 1865. Ч. 1. С. 495 слл.; Соколов Н.К. Церковный суд в первые три века христианства//Правосл. обозрение. 1870. Т. 2. С. 302 слл.; Он же. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства//Там же. С. 587, 752 слл., и др.) различает два вида суда, существовавшие во времена апостолов. В Послании к Тимофею говорится о суде предстоятеля над подчиненными ему служителями Церкви. Судебную власть в Церкви над последними апостол вверяет Тимофею как преемнику, наместнику апостолов, а в лице его – всему епископату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Борис Дорофеевич чувствовал, что, изучая богословские доктрины, найдет утешение именно в этой сфере религиозных знаний. Светская школа вела его на гражданскую дорогу, а его домашнее воспитание, а также благотворное влияние его отцов законоучителей (В. П. Некрасова и О. Д. Бунина) воспитали в нем благое желание идти по духовному пути, по коему шел его отец, дед, прадед и целый ряд его предков, с честью послуживших Церкви Христовой. Итак, влекомый иным призванием, студент-математик Ярушевич в 1910 году оставил физико-математический факультет и осенью того же года держал экзамены в Духовную Академию. Во второй половине августа 1910 г. в одной из академических аудиторий со всех уголков России собралось 67 молодых людей, ещё не снявших семинарских форменных одежд. Среди них можно было заметить двух батюшек. Но особенно выделялся ещё совсем юный студент университета в форменном зеленом студенческом мундире с золотыми пуговицами. Он держался несколько стеснительно, но его приветливое лицо и кроткая улыбка как-то невольно располагали к себе. Хотелось подойти к нему и заговорить. Но момент был неподходящий для частных разговоров. Водворилась тишина. Вошедший помощник инспектора объявил тему конкурсного сочинения по нравственному богословию: «Существенное отличие христианской этики от этики иудейской и языческой». Началась страдная пора. На следующий день поступающие писали второе сочинение на философскую тему: «В чем выражается участие разума, рассудка и способности чувственного познания при построении философской системы». На третий день была дана тема для экспромта-проповеди: «Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Быстро прошли и устные испытания. Официальные результаты нового конкурсного приема оказались таковы: первое место – и на письменных и на устных испытаниях – занял «студент Петербургского университета» Борис Дорофеевич Ярушевич. Наилучшим сочинением по нравственному богословию, по признанию рецензента, проф. А. А. Бронзова , оказалось сочинение «питомца светской школы». Таким же лучшим было признано проф. Д. П. Миртовым сочинение Б. Д. Ярушевича и по философии. Комиссия, оценивая работы по гомилетике (проповеди), лучшею, вдумчивою и жизненною отметила проповедь «питомца светской школы». Превзошел своих товарищей Б. Д. Ярушевич и на устных конкурсных экзаменах. По Новому Завету экзаменовал сам Н. Н. Глубоковский , светило в области изучения Новозаветного священного текста. О нем как глубоком знатоке Священного Писания и строгом профессоре ходили целые легенды в семинариях. Экзаменов у Глубоковского боялись пуще огня. На конкурсе в 1910 году строгий экзаменатор поставил только две пятерки, из которых одну тому же «питомцу светской школы», иногда в отчетах комиссии именуемому «воспитанником гимназии и студентом университета».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Студенты и однокурсники любили и уважали своего товарища. За четыре года совместного обучения никто не слыхал от него ни одного грубого слова. Он всегда был со всеми неподдельно приветлив и ласков. В его присутствии никто не позволял себе какого-нибудь нескромного выражения или поступка; товарищи стеснялись как-нибудь оскорбить слух своего любимца, впрочем, снисходительного к их немощам. Б. Д. Ярушевич всегда был готов и словом и делом помочь обращающимся к нему. Для всех была очевидною его исключительная религиозность, искренняя, не деланная. Результатом его занятий (на третьем курсе) явился первый его печатный труд отдельным изданием: «О проповеднической импровизации (к вопросу о живом слове в нормативных методах проповедничества)». В 1913 г. вышел этот его гомилетический этюд, а в 1914 г. на книжном рынке появляются новые его печатные труды: «Гонение на христиан императора Декия» (249–251 гт.) – страницы из первых веков христианства, и «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви» (Историко-канонический очерк). Быстро пролетели четыре года плодотворного учения в Академии. Студенты приема 1910 года должны были стать зрелыми молодыми кандидатами богословия. В конце третьего года обучения они должны были избрать себе темы для будущих кандидатских диссертаций. Б. Д. Ярушевич избрал тему по церковному праву: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)». Тема очень трудная; хотя по некоторым вопросам церковного суда имеется литература, но устарелая, спорная после новых открытий в области древнерусских памятников письменности; при этом очень многие вопросы, например, обширная область церковного судопроизводства, оставались совершенно неразработанными. Пишущему на эту тему надлежало быть хорошо осведомленным не только в области истории русского гражданского и уголовного права, но и византийского права и других юридических наук. Чтобы лучше овладеть материалом, Б. Д. Ярушевич и поступил тогда на юридический факультет Петербургского университета, где была обеспечена хорошими научными силами кафедра церковного права и лекции читались такими выдающимися учеными, как Петражицкий, Бенешевич и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Весной 1914 года Б. Д. Ярушевич представил в Совет Академии свою кандидатскую диссертацию. По действовавшему новому академическому уставу (1910 г.) каждую кандидатскую диссертацию рецензировали два преподавателя – один – руководитель, а другой – по назначению Совета, в качестве стороннего рецензента. Отзыв о кандидатской диссертации Б, Д. Ярушевича давали доцент В, Г. Соломин и профессор-византолог И. И. Соколов : «Б. Д. Ярушевич взял на себя тяжелый труд: не только восполнить и исправить устарелые для науки труды своих предшественников, а заново, по первоисточникам, особенно – вновь опубликованным, проработать все вопросы, которые рассматривались его предшественниками. Это – исключительная научная добросовестность и научный подвиг исследователя». Кандидатская диссертация Б. Д. Ярушевича превосходила требования, предъявляемые к обычным кандидатским диссертациям, стояла на уровне диссертаций, предъявляемых на высшую ученую степень, и потому получила прекрасную оценку со стороны официального руководства – доцента В. Г. Соломина, который, должно сказать, был очень строгим и требовательным рецензентом. Отметив высокие достоинства кандидатской диссертации Б. Д. Ярушевича, доцент В. Г. Соломин в своем официальном отзыве пишет: «Стоит только ему (Б. Д. Ярушевичу) сделать ещё несколько усилий, и его работа легко может быть превращена в интересную диссертацию на высшую ученую степень». В. Г. Соломин высказывает надежду, что автор диссертации «не будет откладывать этого и постарается, как можно скорее, использовать накопленные им знания». Представленную же диссертацию рецензент признает не только вполне достойной кандидатской степени, но и заслуживающей усиленного поощрения со стороны Совета Академии. Прекрасный отзыв о кандидатской диссертации Б. Д. Ярушевича дал и второй рецензент, проф. И. И. Соколов , отметивший незаурядные способности Б. Д. Ярушевича к научной работе и его редкое трудолюбие. Признавая сочинения Б. Д. Ярушевича достойными искомой степени, проф. И. И. Соколов ходатайствует перед Советом Академии «об особом внимании к трудолюбивому и даровитому автору».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010