Божественная Мудрость и Божественная Любовь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй...» Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Божественная Любовь . О, как это утешительно для верующего сердца! Вся история мира и жизнь каждого из нас носит на себе яркую печать этой мудрости и этой любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Для чего сотворил Бог мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются созерцателями Его вечной славы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами. Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того, как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагий Небесный Отец и скорби, и болезни обращает нам на пользу и делает их орудием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека, он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что терпеливым перенесением скорбей и болезней не только укрепляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», – говорил один верующий поэт, и говорил это от лица каждого вдумчивого христианина. Христианин знает Божественное слово, сказанное еще через одного из ветхозаветных пророков, о том, что скорби – это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» ( Ос. 6:1 ). Христианин знает и о том, как утешает Господь Своих детей в их скорби: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). И во всем этом мы видим проявление Мудрости и Любви Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Милосердие Добродетель милосердия – высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. В течение всей своей земной жизни мы обращаемся к Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупить наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи ( Деян. 4:24 ; Прем. 10:12 ; Ис. 1:17–18 ). Делами милостыни, добродетелями милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед Лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца! Если мы желаем испросить себе милосердие Божие и на последнем Страшном Суде Христовом, будем тогда украшать свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем Суде: «Алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:35–36,40 ). Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостию его к себе. То, что мы подаем нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным, отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь. Господь укрепит его на одре болезни» ( Пс. 40:1–4 ). А тот, кто оскорбляет убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И если бы человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь словами: «Суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В день памяти святых мучеников за веру Христову Верующее православное сердце питает особую любовь к святым мученикам Церкви Христовой. Чем привлекают к себе наши сердца святые мученики? Мы их любим за их жертвенный подвиг, за их верность Христу до смерти. Им предлагался выбор: или отречься от Христа и получить свободу и материальное благополучие, или принять пытки. И они избирали последнее. Православное верующее сердце окружает память святых мучеников особенной своей любовью и за то, что они в своем мученическом подвиге проявили всю красоту души, осуществили высшие священные добродетели христианской жизни, составляющие самую душу христианства – веру, любовь, надежду. Они шли на свой подвиг полные пламенной, убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк. 8:35 ): «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, стрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ). Эта вера настолько воодушевляла их, что они безмолвно, без стонов переносили самые тяжкие пытки и предсмертные страдания, умирая с улыбкой не покидавшей их духовной радости. Мы не только прославляем святых мучеников, как носителей высочайшего подвига и нетленной духовной красоты, – мы смотрим на них и как на наших учителей. Конечно, не в мученическом подвиге их мы можем им подражать: к этому подвигу пока никого из нас не зовет наш Господь. Но мы можем и мы должны подражать их вере, их любви, их надежде. Надо иметь крепкую и убежденную веру в истинность каждого слова нашего Спасителя, в близость к нам нашего Небесного Отца, в Его отеческую любовь к нам, в силу крестного искупительного подвига Христа Спасителя за наше вечное счастье. Такая вера всегда будет для нас источником духовной силы, источником ни с чем несравнимых радостей и светочем, ведущим нас к вечной жизни. Подражая святым мученикам, надо гореть любовью ко Христу, подобной их любви. Пусть любовь к храму Божию, любовь к нашим святым небесным друзьям, к нашей общей Небесной Матери, к Небесному Отцу никогда не угасает в наших сердцах!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Взаимное прощение (Для чтения в прощеное воскресенье) «Отче наш! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Сегодня эти слова молитвы должны звучать и гореть в наших сердцах с особой силой. Мы вступаем в дни Великого поста. По восходящему еще к первым христианским векам священному обычаю, мы должны из глубины своих сердец простить друг другу взаимные обиды и согрешения. Все мы на земном пути ищем вечного спасения своей бессмертной души. Мы ищем – и Святая Церковь нам в этом помогает – наибольшей близости к Господу Иисусу Христу, чтобы в жизни вечной быть всегда с Ним. И как же мы могли бы быть с Ним в общении, если наше сердце не вырвало из себя взаимных обид; если в нем еще продолжают жить взаимное озлобление друг на друга, взаимное осуждение – все то, что оскверняет нас и отделяет от общения с Господом? Ведь Царство Божие – это семейство детей Небесного Отца, любящих друг друга, исполненных друг ко другу взаимного братолюбия, семейство, среди которого царствует мир. И мы не можем принадлежать к этому семейству детей Божиих, если мира и взаимной любви не будет в наших сердцах. Наличие мира в сердце человека говорит о том, что он не напрасно трудится над делом спасения своей души, в то время как отсутствие мира, отсутствие в сердце человека этого благодатного плода Духа Божия говорит о том, что в этом сердце живет дух лукавый и дух грешный. Все мы в грядущие дни Великого поста будем искать прощения грехов своих – и ясных, открытыми деяниями совершенных, и в тайных намерениях и деланиях проявляемых; будем искать себе милости Божией. Но как мы можем надеяться на это прощение, если мы сами не умеем прощать друг другу? Сказано в слове Божием: «Суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2:13 ). Ясны слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Радости веры Св. Иоанн Златоуст говорил однажды своим слушателям: «Все мы стремимся к радостям, но не все умеем находить пути к ним». О, пусть вера скажет каждому из нас, какие пути ведут к радостям, пусть приведет она нас к ногам Христовым! Все мы грешники. Как говорит одна из наших молитв: «Умножишася паче влас главы моея беззакония моя». А св. ап. Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Каждый день, каждый час наша душа загрязняется грехами. У одних из нас совесть сразу обличает согрешившего и зовет к покаянию; у других совесть дремлет, и только какой-нибудь особенный случай выведет ее из этого состояния; у третьих грешная совесть спит годами и десятилетиями земной жизни. Но дремлет ли в нас совесть, говорит ли и обличает ли она нас, – никто из нас никогда не должен забывать того, что все мы идем к неизбежной смерти, что все мы предстанем перед Праведным Судией и дадим отчет в нашей земной жизни. Всякий из нас должен знать, что никакой блудник или нечистый не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ). Не наследуют Царства Божия и неправедные, прелюбодеи, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, хищники ( 1Кор. 6:9–10 ), и горе тому, чья совесть не заговорит в нем за всю его долгую жизнь. Страшной должна быть такая участь человека. И что же, унывать нам, видящим в себе так много грязи и порока, впадать ли в отчаяние при мысли о глубине своего падения? Нет и нет. Когда блудный сын, плача о своих преступлениях против отца и против своей совести, подошел к родительскому дому, когда отец бросился на шею возвратившемуся сыну и велел устроить пир по этому случаю, – какою радостью было охвачено сердце раскаявшегося и прощенного сына! Вот такая же радость ждет каждого кающегося грешника. И не унывать надо нам, а спешить к ногам Христовым с покаянием, с просьбой о прощении, и утешаться радостью этого прощения после искренней, со слезами, исповеди. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», – говорит св. ап. Иоанн Богослов ( 1Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Заповеди блаженства Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики. Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства, в которых указал нам путь к небу – в Царство Небесное. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других. А нищий духом – это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто себя всегда укоряет и никого не осуждает. Духовная нищета – это смирение перед Богом и перед людьми. Будем всегда помнить, что в Царстве Небесном не будет душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божии, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены. Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий. Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех – это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчаяние и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь – в прощении от грехов, и в царстве будущего века – в вечном и благодатном веселии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Приближались последние часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Накануне Своей крестной смерти Он молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, и, по словам евангелиста, Ему явился ангел и подкрепляя Его в минуты этой молитвы, этих страданий ( Лк. 22:43 ). Спустилась на землю вторая благословенная и светозарная ночь, когда Господь, как Бог Всемогущий, как Победитель смерти, воскрес из мертвых. Под утро этой ночи к священной гробнице поспешно шли мироносицы, чтобы исполнить долг своей любви к Умершему – помазать тело благовонным миром – и не нашли этого тела в гробу. Они увидели ангела, вестника воли Божией, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал» ( Мф. 28:5–6 ). Через сорок дней приблизилось и последнее прощание Воскресшего Господа со Своими учениками. На вершине Елеонской горы апостолы поклонялись Возносящемуся Господу и с благоговением и изумлением смотрели на небо, куда возносился, скрываясь от их телесных глаз, Воскресший Христос. И им явились в эти минуты два ангела, ободряя их в разлуке с Учителем и Господом словами: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). С тех пор прошло много веков. Мы собираемся на молитву в своих православных храмах. Мы слышим молитвенные слова: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», – «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». О чем нам проповедуют слова этих церковных молитв? Они содержат веру Святой Церкви в то, что ангелы незримо соприсутствуют в наших храмах. Окружая, по учению слова Божия, день и ночь небесный Престол Господень и вопевая славу Божию, они незримо и неслышимо для нас шелестят своими крыльями и около земных престолов наших храмов. Они присутствуют во время нашего Богослужения не только для прославления Господа: они помогают нам в наших слабых молитвах, и, укрепляя в нас самый дух молитвы, относят наши просьбы и вздохи к Престолу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Вспоминая все это, мы не можем не переживать чувства благоговения; благоговейного изумления, благоговейного трепета, благоговейной любви к своему Создателю. И ныне, стоя у подножия Креста Господня, мы полны чувств беспредельной, благодарной, сыновней любви к Тому, Кто Сам показал нам в этом крестном подвиге величайшие высоты Своей отеческой любви. Мы знаем, что на Голгофском Кресте была пролита кровь за каждого из нас. О, христианин! восчувствуй всем сердцем, что некоторая часть крови, какой истекал Умирающий на кресте, пролита и за твои грехи! В глубине своей совести, стоя у креста, мы слышим обращенный к нам с укором голос Распятого: «Вот что Я сделал для тебя, а чем ты ответишь Мне на Мою любовь?» Вот нам всем урок от креста Христова: как Христос через Голгофу вошел в Свою вечную Божественную славу, так и каждый из нас через свою Голгофу – неизбежные в земной жизни страдания – идет к своей вечной славе. Спаситель сказал всем нам: «Претерпевший до конца спасется» ( Мф. 10:22 ). Спасение – это наша вечная слава, это – вечная радость, это – вечное счастье; и достигнуть этого спасения можно только терпением. Спаситель завещал нам: «Кто хочет идти за Мною,... возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мр. 8:38 ). Каждый из нас на пути к вечным радостям должен понести свой крест до конца. Из чего слагается этот крест? Он слагается из нашей целожизненной борьбы с грехами, страстями и пороками. Если мы опустим руки и не будем вести этой внутренней духовной борьбы, мы будем побеждены своим невидимым врагом и не откроются перед нами двери Царства Света, Чистоты, Любви, Духовной Красоты. Жизненный крест каждого из нас – это те болезни, страдания, какие мы неизбежно должны потерпеть в нашей жизни. К какой славе идет каждый из нас через Голгофу своих страданий? К славе вечной, полной, совершенной. Он идет к той жизни, в которой не будет знать ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий, не будет знать ни разлуки со своими близкими и с Тем, Кто ближе всех, дороже всех, роднее всех – своим Сладчайшим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Но знать Единого Истинного Бога – это не значит только веровать в Него. Мы должны всегда помнить апостольские слова: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ). По делам нашим, по жизни нашей познается действенность и сила нашей веры. Знает Истинного Бога и верует в Него истинной верой тот, кто имеет сердце любящее, сострадательное, смиренное, кроткое, чистое, преданное воле Божией, кто боится греха и вечной смерти, кто алчет и жаждет своего вечного спасения. Знать Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа значит подражать Божественным свойствам Спасителя: Его чистоте, Его любви, смирению, терпению, и это «хождение в законе Господнем» ( Пс. 118:1 ), эта жизнь по заповедям Христовым углубляет в нас веру и соделывает нас родными Господу. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь», – говорит Спаситель ( Мф. 12:50 ). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», – учит нас св. ап. Иоанн Богослов ( 1Ин. 4:16 ). Для того Господь и основал Свою Церковь и оставил в ней залог Своего всегдашнего пребывания – Святаго Духа, чтобы мы, питаясь благодатию Святаго Духа в таинствах Церкви, жили с Господом в самом тесном общении, сливаясь с Ним воедино! Святейшим из таинств, величайшим средством этого сопребывания нашего с Господом является святое Причащение ( Ин. 6:56 ). В таинствах и благословениях Церкви преподается нам благодатная сила Св. Духа, связующая нас со Христом, укрепяющая нашу веру, возбуждающая нас к добрым делам и делающая нас твердыми на пути исполнения заповедей Христовых. Для укрепления веры и доброй христианской жизни, для возрастания духовного, для питания своей души, – откройте свое сердце навстречу токам Божественной благодати, преподаваемой нам в Святой Церкви! Крепко держитесь за ризу Матери-Церкви, будьте живыми детьми Православной Церкви! Это и значит «знать Истинного Бога». Это – путь к жизни вечной, в которую вошли наши предки, в которую войдет каждый из нас! Будем же верными детьми своего Небесного Отца, и врата жизни вечной, жизни в вечном блаженном общении с Богом – откроются и перед нами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Множество людей, отозвавшись на зов Христа, пошли за Ним, идут за Ним и в этом находят мир и покой душе, и ту радость, которую не могут отнять никакие скорби и испытания земной жизни человеческой. Господь продолжает всех нас звать идти за Собой. И неужели мы, от дней своего детства слыша этот голос Христов, получая в Святой Церкви благодатную помощь и духовную пищу, утоляющую нашу духовную жажду, неужели мы в лености своей погибнем для жизни вечной, неужели оттолкнем ту руку Христову, которую Он протягивает каждому из нас? О пусть же сердце каждого из нас будет отдано одному Господу! Со Христом будем жить до конца своих дней, со Христом уйдем в надземный мир, и с Ним, Сладчайшим, по Его милости, да пребудем в бесконечных веках! Аминь. Господь завещает нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». Господь велит нам «отвергнуться себя», отбросить все, что порочит человека, все, что недостойно священного звания чада Небесного Отца, и стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не дать порокам, греховной грязи обладать этим сердцем. «Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Господь говорит о том, что крест – неизбежный спутник человека в земной его жизни. Он не сказал: «Пусть возьмет свой крест тот, кто его имеет». Он говорит каждому: «Пусть возьмет свой крест», потому что крест есть у каждого из нас. И последователь Христов неизбежно, пока живет, до конца своих дней должен нести свой крест, как Господь понес Крест Своих тяжких страданий и Крест кровавой Голгофской смерти. Этим путем, путем несения креста шли в Царство вечной славы все святые, все верные Господу чада Небесного Отца. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ). Так говорит слово Божие. Таков закон человеческой жизни. Почему таков удел человека? Мы знаем, что болезни, скорби, страдания – это наследие нашего праотца Адама, и каждый из нас приумножает это наследие своими личными грехами. Вот почему земная жизнь, по слову пророка, это «труд и болезнь» ( Пс. 89:10 ). Земная жизнь – это крестоношение для каждого христианина. Да разве это не так? Ведь крест – это наши немощи и болезни нашего тела; это дух наш с его самолюбием, с его гордостью, жаждой мирских сокровищ и земных наслаждений; это наши всякие земные обязанности..., это домашняя жизнь, ибо в ней, наряду с радостями и утешениями, бывает немало и горького, скорбного, неприятного; это наши недостатки, наши нужды, бесчисленные виды наших человеческих скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010