Путь к небу Мы счастливы, что у нас в Православной Церкви такое множество святых. Тысячи имен нам известны; еще больше тысяч имен ведомы одному Богу. Мы их называем звездами на церковном небе, ибо они нам указывают удобнейший путь к небу. Мы должны знать, что если совершенная святость есть удел тех, о ком мы говорим, то стремление к святости – есть удел каждого из нас. В слове Божием так сказано: «Воля Божия есть освящение наше» ( 1Фес. 4:3 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Значит, стремиться к святости – это долг каждого православного христианина. И святые, которых мы созерцаем на церковном небе, являются не только нашими молитвенниками, но и нашими учителями, примерами для каждого из нас по пути к небу. Что же их привело к небу, к вечной небесной славе? Любовь к Богу. Это такая любовь к Богу, когда слово Божие бесконечно дороже всего на свете и ценнее всех сокровищ; когда храм Божий служит самым любимым местом пребывания на земле; крест Христов – досточтимее всех украшений земных; заповеди Божии – священнее всего, что есть высокого и сильного на земле. Еще что прославило святых людей вечной славой? Их смирение, которое благоухает нежнее всякого другого аромата. Это такое состояние духа, когда человек считает себя худшим других; когда он знает, что он не достоин тех радостей, какими его наделяет Господь, и, напротив, – достоин тех горестей и скорбей, которые ему приходится испытывать. Это – всецелое послушание и преданность воле Божией, когда христианин все, что с ним случается, принимает, как от руки Божией. Это – чистота тела и души, когда мы сознаем, что и тело, и душа принадлежат Богу, и мы должны хранить их для вечной жизни. Это, наконец – любовь к ближнему; любовь, которая, по слову ап. Павла «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не раздражается» ( 1Кор. 13:4–5 ). Коротко сказать – это путь заповедей, оставленных нам Господом Спасителем на пути к вечной жизни. Высший образец духовной красоты открыт нам в лице Господа Иисуса Христа. Св. ап. Павел учит нас: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп. 2:5 ), т.е. наивысшим образом жизни нашего духа должен быть пример нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Истинное сокровище По заповеди Христовой мы должны искать прежде всего Царства Божия и правды Его, с верой в то, что все остальное, необходимое для земной жизни, приложится нам. В пояснение этой Своей истины Господь Иисус Христос сказал притчу о безумном богаче. – У одного богача уродился большой урожай, и он волновался, куда спрятать плоды этого урожая. И решил он про себя: разберу старые житницы, построю новые, большие, заполню их плодами земли и скажу своей душе: «много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». Так этот богач, о котором говорит Спаситель, сразу встает на путь, погибельный для своей души. И Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Сказав эту притчу, Господь Спаситель заключил ее словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12:16–21 ). В этой причте Спаситель назвал богача безумным. Он, этот богач, безумный потому, что, получив к своему богатству еще новое пополнение в виде неожиданного урожая, не хотел подумать о Том, Кто является Источником всех благ на земле, откуда он получил этот неожиданный дар природы. Он безумен потому, что при своем богатстве не вспомнил о тех, с кем должен был бы поделиться этим даром Божиим. Он был уверен в том, что его добро, его богатство останется с ним на долгие годы, навсегда. Ему не пришло на мысль, что в одну минуту, в одно мгновение он может лишиться всего своего богатства. Не хотел обо всем этом подумать богач, названный Господом безумным. И Господь, обличая его в Своей притче, сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Надо собирать сокровища не для себя, – надо «в Бога богатеть». Это значит – жить для спасения своей бессмертной души, жить по Божьи, жить так, как велит жить Господь, собирать то сокровище, какое с нами уйдет в мир вечности. А это вечное небесное богатство, собирать которое завещает нам Господь Спаситель, составляют: наша молитва , покаяние, причащение Св. Таин, добрые дела, смирение, взаимное прощение обид, любовь к храму Божию, братолюбие. Все это является выполнением воли Божией, заповедей нашего Небесного Отца, заветов нашей общей матери – Святой Церкви Христовой, которая, ведя нас по пути к вечному спасению, питает на этом пути благодатью Божией, подкрепляет своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Наше звание Православная Церковь Христова, начавшая свое бытие в день Сошествия Святаго Духа – это наша Мать. В ограду Православной Церкви ввел нас Дух Святый Своею благодатию в святом таинстве Крещения. Это Он нас сделал детьми нашей Матери-Церкви Христовой. Каждому из нас Он даровал драгоценное сокровище, которым мы все обладаем. Какое же это сокровище? Это – великое звание, какое каждый из нас носит на себе как священную печать: звание православного христианина. Звание православного христианина несравнимо ни с какими благами мира: богатством, славой, ученостью. Оно – вечное наше достояние; никто не может отнять его у нас до гроба; мы с ним уйдем из этого грешного мира и с ним предстанем пред Лицом нашего Небесного Отца. И с этим своим христианским званием мы или осудимся, или прославимся. Если мы будем недостойны вечной жизни своей порочной, греховной, нераскаянной жизнью, то не спасет нас и это великое звание. Если мы останемся жить с Господом до последнего своего издыхания, – это звание, это великое имя православного христианина прославит нас в вечном Небесном Царстве. Всякое земное звание человек может переменить, может изменить род своих занятий, род своей жизни, а это звание, как священную печать, данную в святом Крещении, каждый из нас несет к Отцу Небесному. И кто отречется от этого звания, Господь на Своем Суде будет судить его за это отречение. Ты – христианин. Для тебя Господь Бог – твой Небесный Отец. И будучи православным христианином, ты знаешь, что у тебя есть Отец, «иже на небесех», к Которому ты, как Его дитя, можешь с дерзновением обратиться своим верующим сердцем, с верою в то, что Господь, сказавший: «просите, и дастся вам», исполнит Свое Отеческое обещание. Ведь это о тебе, обо мне, о каждом христианине сказано в Евангелии: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?... Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Святость Каждый из людей знает, что его ждет неизбежная смерть. Каждый из верующих людей непоколебимо верует, что за гробом смерти его ждет бесконечная жизнь, где пребывают уже бесчисленные миллионы людей, живших до нас. В послании к Римлянам св. ап. Павел пишет: «Когда вы были рабами греха..., какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим. 6:20–22 ). В послании к Евреям он говорит еще так: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Господь не требует от нас, чтобы мы, подобно Его апостолам, оставили свои семьи, свои дома. Никто нас не истязает и не мучает так, как мучили в первые века святых Христовых мучеников. Но все мы должны жить со Христом и в этой жизни со Христом достигать святости, или вечного спасения. Мы сочетались со Христом в святом таинстве Крещения, а это значит, что мы и душу, и тело, и жизнь, и свободу, – все должны посвятить нашему Господу Иисусу Христу. В этом сила нашего крещения, в этом значение нашего христианского звания, в этом сущность нашей христианской жизни. Если же кто и принял святое крещение, но не живет со Христом, о том сказано в слове Божием, что он кажется только живым, но он мертв. Мы должны жить со Христом. Что это значит? Живет со Христом тот, кто верует в Господа как в Источник благодати, без которой мы все погибли бы во грехах своих. Живет со Христом тот, для кого Господь Иисус Христос и свет, и жизнь, и утешение, и радость, и блаженство, и высочайший пример для подражания. Жить со Христом, спасать свою душу – это священнейший долг каждого, кто носит высочайшее звание православного христианина. Мы глубоко верим, что жить со Христом, достигать святости и спасения нам помогают святые угодники Божии. Они пребывают в Церкви Небесной, мы пребываем в Церкви земной, а Церковь Небесная и Церковь земная – одно Тело Христово. Если они в своей земной жизни молились о нас, разве теперь, когда они стоят у Престола Божия, не тем ли чище и действенней их молитва о нас, помогающая нам в спасении? Они, мы веруем, непрестанно молятся о том, чтобы мы жили со Христом в душе, чтобы мы учились подражать нашему Спасителю и им, святым угодникам, в вере, терпении, любви, молитве, покаянии, смирении, незлобии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Сила молитвы Вспомним евангельское повествование о женщине-хананеянке, молившей Господа Иисуса Христа об исцелении своей больной дочери. Она, услышав о том, что в пределы ее родины вступил Божественный Чудотворец, слава о чудесах Которого распространилась далеко за пределы святой земли, загорелась надеждой на исцеление заболевшей дочери. Встретив Господа Спасителя, идущего со Своими учениками, она пала к Его ногам с молитвой: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». В эти слова она вложила всю силу своей любви к дочери, все свое упование на Иисуса Христа. А Господь молчал. Женщина вновь и вновь умоляла о чуде, повторяя свой вопль: «Господи, помоги мне». Господь, отказывая ей, сказал: «Не хорошо, взяв хлеб у детей, бросить его псам». В ответ на эти слова хананеянка с величайшим смирением воскликнула: «но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Обратившись к ней, Господь, в присутствии учеников, произнес: «О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась в тот час ее дочь ( Мф. 15:21–28 ). Это евангельское повествование еще и еще раз напоминает нам о силе веры, о силе молитвы перед Лицом Всемогущего Бога, в чьих руках и жизнь и смерть каждого из нас, и для Кого, по слову Божию, нет ничего невозможного. Эти слова говорят нам о неотступной молитве, образ которой подает нам хананейская женщина. Со страниц святой Библии мы знаем немало таких священных примеров неотступной молитвы и ее силы. Однако, почему наши молитвы не всегда бывают услышаны Господом? Наши просьбы бывают не исполнены Господом потому, что мы часто просим того, что не полезно для нашего вечного спасения, а, может быть, и вредно для него. Если и «медлит» Господь по Его слову, оказать нам Свою милость ( Лук. 18:1–7 ), то ведь неисповедимы пути Божественного Промысла. Господь Бог говорил через ветхозаветного пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Чистое сердце О чем мы стали бы просить Господа, если бы он какими-либо путями повелел нам сейчас просить у Него того, чего каждый из нас хочет? Конечно, нашлись бы среди нас такие, кто молил бы Его о здоровье своем или близких, благополучии житейском, успехах. Нельзя осуждать таких просьб, направленных к Господу. Да и Сам Господь такие невинные просьбы благословляет, и они доходят до Него. Но среди нас, конечно, не нашлось бы никого, кто не захотел бы присоединиться к той просьбе, с какой пророк Давид обращался к Господу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже». И здоровье, и благополучие, и земные успехи – все это мы оставим на земле, когда нам придет время перейти в вечность. А сердце чистое, душу чистую все мы возьмем с собой. Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце – это место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце – «храм Божий», и «Дух Божий» живет в нем ( 1Кор. 3:16 ). Такому сердцу свойственно любить Господа Бога своего. А Господь Иисус Христос сказал: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:21,23 ). Значит, чистое сердце – это храм Бога. Высочайший для человека образ чистоты сердца представляет Господь наш Иисус Христос. Св. ап. Петр говорит о Нем, что Он «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2:22 ). Пречистая Матерь Божия больше всех живших на земле приблизилась к совершенной чистоте сердца. Она, по преимуществу, является для нас образом и примером чистоты. Этим совершенным образцам душевной чистоты и подражали в меру своих сил святые люди. Чистому сердцу Спасителем дана самая высокая награда: – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Увидеть Сладчайшего Господа в будущей жизни лицом к лицу – разве это не самая высокая честь и наивысшее счастье для человека?! Но еще на пути к этому вечному счастью чистому сердцу дано видеть Господа своего духовными очами и здесь, на земле. Из жизни святых угодников мы знаем нередкие случаи, когда во время молитвы святые преображались, от их лица и от всего их существа исходил яркий свет, которого не могли перенести те, кто их видел в такие минуты. В эти минуты святые всей своей душой пребывали в самом тесном общении с Господом, с Которым они в глубине своего духа беседовали и Которого своими духовными очами видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Живая вера И на живом, плодоносном дереве могут быть бесплодные, сухие ветки... Может быть, и мы с вами являемся бесплодными ветвями на величественном древе Христовой Церкви? Как же узнать, мертвые мы или живые во Христе? Св. ап. Павел дает такой совет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» ( 2Кор. 13:5 ). Мы, значит, можем испытать свою веру. Как мы это сделаем? Господь Спаситель дает нам ответ на этот вопрос. Он сказал: «Всякое дерево познается по плоду своему» ( Лк. 6:44 ); «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Мф. 7:17 ). Если мы приносим добрые плоды в своей жизни, мы являемся деревом добрым, мы не мертвые, а живые члены тела Церкви Христовой. В одном из своих Посланий св. ап. Павел упоминает об основных плодах истинной жизни со Христом. Он говорит: «Плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ). Это плоды, которых от нас терпеливо ожидает Господь Иисус Христос, и отчета в которых потребует от каждого из нас на Своем Страшном Суде. Пусть каждый, заглядывая в свою совесть, ответит себе на вопрос: возрастает ли в нем любовь ко Господу, любовь друг к другу, какая не желает никому зла; не желает никому того, чего не желает себе? Живет ли в нашем сердце святая радость о том, что все мы спасены Кровию Господа Спасителя, рождены Им для вечной жизни? Носим ли мы в себе радость о том, что нам Небесный Отец еще терпит каждого из нас на земле, дает еще дни жизни, чтобы мы потрудились для жизни будущего века? Обитает ли в сердце мир о Господе, когда человек может взирать на Господа чистыми духовными очами, когда с такой же чистой душой мы можем смотреть в глаза друг другу, не тая лжи и злобы друг против друга, удерживая язык от осуждения? Научились ли мы быть долготерпеливы? Это плод жизни со Христом, если всякую скорбь и лишение мы принимаем как бы от руки Божией и если никакая скорбь не раздражает нас и не вызывает озлобления. Дышит ли наше сердце благостью? сияет ли оно милосердием, когда человек не только от избытка, но и от своего недостатка готов поделиться с неимущим последним куском хлеба или последней монетой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Гимн любви В 13-й главе первого послания к Коринфянам св. ап. Павел говорит нам о том, какой должна быть истинная любовь. Святой Иоанн Златоуст называет эту главу «гимном любви». Апостол Павел утверждает, что, если бы он раздал свое имение, или тело свое отдал на сожжение, или умел бы говорить всеми языками человеческими и ангельскими, а любви бы не имел, – он оставался бы ничем, «медью звенящей». Так велика и так нужна нам любовь на пути нашей христианской жизни. Ведь любовь к Богу – это, по словам Самого Господа Иисуса Христа, «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему – «подобная» ей ( Мф. 22:38–39 ). Любовь – это основа, на которой стоит весь мир, созданный Господом, и основа, на которой мы, православные христиане, совершаем свой путь к жизни вечной, к своему вечному спасению. Любовь – это основание всего дела нашего спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», – говорит Сам Спаситель ( Ин. 3:16 ). Дитя, любящее своих родителей, знает, чем оно может и чем должно радовать родительское сердце: успехами в учении, хорошими, добрыми поступками. И такое дитя спешит доставить радость родителям послушанием, добрыми делами и усердными трудами в доступной для ребенка области. Мы все – дети своего Небесного Отца. Если мы любим Господа своего, мы должны спешить исполнить то, что завещает нам исполнить в нашей жизни земной наш Господь, сделать то, что утешает и радует Его Отеческое сердце. Кто любит Господа Бога своего, тот принимает от руки Его и благое, и скорбное в этой жизни, веруя в промыслительный путь, каким ведет его Господь по земной дороге. Кто любит Господа своего, тот скажет вместе с Псалмопевцем: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» ( Пс. 26:1 ). Любовь к Богу не может жить и приумножаться в сердце христианина без любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – учит нас слово Божие ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

«С нами Бог» Говоря о событии Рождества Христова, евангелист Матфей на священных страницах своего Евангелия сказал так: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:22–23 ). Этими святыми словами евангелист говорит нам, что все, что произошло в те дни на земле – и необыкновенное обручение юной Девы Марии хранителю Ее девства праведному Иосифу, и чудесное явление архангела Гавриила Преблагословенной Деве, и бессемейное зачатие, и безболезненное рождение Господа Иисуса Христа – все это было предопределено в Совете Божием и предсказано пророком Исаией. В этом преславном и чудном событии рождения на земле Сына Божия, ожидаемого веками Спасителя мира, люди должны были увидеть величайшую любовь Божию к нам, осязать всю близость к нам Бога и, переживая это великое счастье, с радостью чувствовать, что с нами Бог! В путях Своего Божественного Промысла Господь Бог обрел средство открыть Себя людям так, чтобы огонь Его Божества не сжег слабого человеческого естества и чтобы свет Божественной славы не ослепил человеческих очей. В премудром Своем Совете Бог положил явиться Сыну Божию на земле в униженном и смиренном виде, и Он явился на земле Младенцем, Которому мы поклоняемся в праздник Рождества Христова. Воплотившийся Сын Божий живет отроком на земле, становится юношей, мужем, исходит на Свою проповедь , на Свой божественный подвиг, шествует три с половиной года из селения в селение, из града в град по Святой Земле – Палестине, открывая Лицо Свое людям, проповедуя им о Царствии Божием, о спасении нашей бессмертной души, совершая чудеса, утоляя человеческие скорби, прощая кающихся грешников, исцеляя больных. Люди видели Бога своего во плоти и слышали Его Божественные речи непосредственно из Его уст. Исполнилось пророчество Исаии: «И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». «С нами Бог!» – с каким духовным восторгом и мы поем эти священные слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Причастники Св. ап. Павел в одном из своих посланий пишет: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши ей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». И далее апостол добавил: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:28–30 ). Значит, можно причащаться Святых Таин Христовых во спасение своей души, на радость своего верующего сердца, а можно в осуждение себе, если мы приобщаемся недостойно. Что значит причащаться достойно? Достойно причащаться Святых Христовых Таин – значит причащаться с воздаянием подобающей им чести. Это значит – причащаться в особом состоянии нашего духа. И потому наша Церковь готовит всех причастников Божественных Таин к этим священным минутам и говением, и лощением, сердечной исповедью и молитвой в храме, и непременным невкушением ни пищи, ни пития перед святым Причащением. Святая Церковь хочет, чтобы мы, исполняя ее требования, подходили к Святой Чаше с такими чувствами, какие делают наше причащение спасительным залогом вечной жизни. Когда перед причащением отверзаются святые врата, то мы слышим возглашение: «Со страхом Божиим и верою приступите». А в дни Великого поста Святая Церковь поет: «С верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Вот, чтобы Святые Тайны Христовы были нам не в осуждение, а в общение с Господом, надо приступать к ним со страхом Божиим, верою и любовью! Прежде всего надо в сердце своем иметь благоговейный страх Божий перед величием Божественного таинства. И к Святой Чаше мы должны подходить как к Самому Господу, Который в Божественных Тайнах Своего Тела и Крови, под образом хлеба и вина, Сам пребывает. Святая Церковь говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите. Чтобы этот страх перед величием Божиим не подавлял нас, грешных и слабых, он должен растворяться нашей верой. Мы приступаем к Святой Чаше с верой в то, что Господь Иисус Христос хочет спасения каждой души; с верой в то, что Господь не оттолкнет нас от Себя и не соделает нас теми недостойными причастниками Божественных Таин, которые, по грозному слову ап. Павла, принимают их в осуждение себе, влекущее за собой и немощи, и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010