По свидетельству лаврского иеромонаха Матфея (Челюскина) (1931 г.), «знаменит он был тем, что ездил-паломничал на поклонение святым местам, по российским и палестинским. Последние семь лет провел в затворе в Петербурге...» И после смерти Матфея Татомира продолжали почитать как прославленного молитвенника, затворника и ревнителя Святой Троицы. Могила блаженного постепенно стала объектом народного поклонения. Уже к 1917 г. на надгробие блаженного клали записки с разнообразными просьбами: об исцелении от различных недугов, удачной сдаче экзаменов, получении места службы и др. Но особое распространение почитание Матвея Татомира получило с середины 1920-х годов, когда при его надгробной часовне была образована община. Часовня-склеп Матвея Татомира сохранилась до настоящего времени, и хотя сами мощи блаженного стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви, много людей приходит помолиться к часовне (см.: Нерсесян А. В., Скакун Н. Н., Шумилина О. Н. Блаженный Матвей Татомир, затворник Петербургский//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 76–79). – Примечание. 627 Антоний (Вадковский Александр Васильевич; 1846–1912), митрополит. В 1887 гг. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской духовной академии. С 1892 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1898 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. С 1900 г. первенствующий член Св. Синода. В 1906 г. председатель Предсоборного присутствия. – Примечание. 628 Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич, 1862–1913), архиепископ. С 1899 г. епископ Сумской, викарий Харьковской епархии. С 1901 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1903 г. епископ Тамбовский и Шацкий. С 1909 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода. – Примечание. 629 Николай (Налимов Николай Александрович; 1852–1914), архиепископ, духовный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Никольский Саратовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Саратовский мужской монастырь Свято-Никольский монастырь (ранее широко известен как Средне-Никольский монастырь ) — мужской монастырь Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] История Никольского Саратовского монастыря начинается с постройки каменной церкви-школы для детей железнодорожных служащих станции Capamob-II. Постройка была приурочена к памяти бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны на средства, пожертвованные Рязанско-Уральской железной дорогой и ее служащими. Строительство было начато в 1896 году, а уже в декабре 1897 года священник Иоанно-Предтеченской церкви Александр Траецкий сообщал Преосвященному Николаю (Налимову; †1914), епископу Саратовскому и Царицынскому, что строение полностью готово, не хватает лишь иконостаса. 25 июля 1898 года последовало торжественное освящение новопостроенного храма. Первоначально Николаевско-Александрийский храм был приписан к расположенной неподалеку Иоанно-Предтеченской церкви, однако в ноябре 1898 года по прошению Преосвященного Николая Святейший Правительствующий Синод благословил открыть при храме отдельный приход, к которому были причислены все рабочие и служащие РУЖД и станции Capamob-II. Престолов в храме было два — во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, и во имя святой мученицы царицы Александры. В штате причта состояли священник и псаломщик-диакон, квартира причта с отоплением и освещением предоставлялась от общества РУЖД. При церкви имелись мужское и женское двухклассные училища и техническое железнодорожное училище. В годы советской власти: 3 августа 1923 года комиссией Губисполкома храм был закрыт. Рязано-Уральская железная дорога была национализирована и передана НКПС еще в сентябре 1918 года. Здание церкви-школы сохранилось, были лишь сняты кресты с купола и звонницы и снесена маковка с купола храмовой части. Сам купол уцелел благодаря техническому новшеству, примененному при строительстве храма: по проекту П. М. Зыбина купол был сделан железобетонным монолитом, и разрушить его можно было только взорвав. Однако при взрыве неминуемо пострадала бы и остальная часть здания, что было сочтено нецелесообразным. В результате внешний облик храма практически не пострадал.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Сар...

Все монастыри Никольский Саратовский мужской монастырь [ править править код ] История Никольского Саратовского монастыря начинается с постройки каменной церкви-школы для детей железнодорожных служащих станции Capamob-II. Постройка была приурочена к памяти бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны на средства, пожертвованные Рязанско-Уральской железной дорогой и ее служащими. Строительство было начато в 1896 году, а уже в декабре 1897 года священник Иоанно-Предтеченской церкви Александр Траецкий сообщал Преосвященному Николаю (Налимову; †1914), епископу Саратовскому и Царицынскому, что строение полностью готово, не хватает лишь иконостаса. 25 июля 1898 года последовало торжественное освящение новопостроенного храма. Первоначально Николаевско-Александрийский храм был приписан к расположенной неподалеку Иоанно-Предтеченской церкви, однако в ноябре 1898 года по прошению Преосвященного Николая Святейший Правительствующий Синод благословил открыть при храме отдельный приход, к которому были причислены все рабочие и служащие РУЖД и станции Capamob-II. Адрес: 410004, г. Саратов, ул. Дегтярная, 26. Телефон: 8(8452)29-36-00 . Подробнее... Свято-Сергиевский женский монастырь (Алексеевка) [ править править код ] Историческая справка свидетельствует, что храм Преподобного Сергея Радонежского в с. Алексеевка был построен в 1884 году. Изначально главный престол был освящён в честь Святителя и Чудотворца Николая, а два придела – во имя преподобного Сергия Радонежского и Вознесения Господня. 12 октября 2007 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал 105 Священного Синода от 12 октября 2007 года) учрежден Свято-Сергиевский женский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Адрес: 412606, Россия, Саратовская обл., Базарно-Карабулакский р-н, с. Алексеевка, ул.Советская, д.31 Телефон: 8 4591 66-503 Электронная почта: monastir-b.karabulak@mail.ru

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

VI. Духовное просвещение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих В составе начальствующих и служащих в духовных академиях произошли следующие перемены. Ректор Казанской академии архимандрит Антоний, по всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 9 августа 1897 года, рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с оставлением в должности ректора академии. Исправляющий должность инспектора Московской академии иеромонах Кирилл 19 октября 1895 года назначен на должность ректора Казанской духовной семинарии, а исправляющим должность инспектора академии определен 14 декабря того же года экстраординарный профессор академии Иерофей Татарский, за увольнением коего, по указу Святейшего Синода от 26 декабря 1896 года, от исполнения инспекторских обязанностей, назначен 10 января 1897 года инспектором академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, архимандрит Арсений со званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарные профессоры Киевской академии Розов, Московской – Лебедев, Цветков и Ключевский и Казанской – Курганов и Богородский удостоены звания заслуженных ординарных профессоров. Экстраординарные профессоры С.-Петербургской академии Садов, Болотов и протоиерей Николаевский, Московской – Каптерев и Воскресенский и Казанской – Богословский, Гусев и Юнгеров утверждены в звании ординарных профессоров, а из них профессор Богословский удостоен затем и звания заслуженного ординарного профессора. Доцент Киевской академии Дмитриевский , по получении им степени доктора церковной истории, утвержден в звании ординарного профессора. Экстраординарный профессор Московской академии Смирнов удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. Доценты С.-Петербургской академии Серебреников, Налимов и Бронзов, Московской – Голубцов и Введенокий и Казанской – Несмелов , протоиерей Смирнов, Потехин и Нарбеков утверждены в звании экстраординарных профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

С 3 окт. по 5 дек. 1898 года, во время предсмертной болезни и затем по кончине (скончался 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял СПб. епархией. 3 февраля 1899 года назначен епископом Саратовским и Царицынским на место архиепископа Николая (Налимова). 29 дек. 1899 года – почётный член СПб. духовной академии. На новой кафедре он встретил много трудностей, заставивших его просиживать целые ночи за канонами и гражданским кодексами. Это подорвало его здоровье. Осенью 1902 года вызван членом Св. Синода в С.-Петербург. 12 марта 1903 года уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырём. Время его пребывания в Московском монастыре было самым тяжёлым периодом его жизни. Физически надломленный трудами и бедами, он был как бы заброшен в некотором пренебрежении. Но он не ожесточился от обид и огорчений, а углубился в себя, стал великим молчальником и укрепился в духовном смирении и безраздельной преданности воле Божией. 5 дек. 1908 года он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре. Это повергло его в какое-то параличное состояние. Его перевезли из настоятельских покоев в убогую келью, похожую на кладовую и лишённую света и теплоты. Это была просто-напросто могила, где преосвященный в глубоком раздумье провёл остаток дней своей жизни. Он не принимал ни пищи, ни лекарств. Началось постепенное замирание. Над ним было совершено таинство Елеосвящения. 12 февраля 1909 года вечером в четверг на первой неделе Великого поста он мирно скончался, не оставив после себя никаких денежных сбережений, настолько он был нестяжательным человеком. Погребён в склепе зимнего храма Симонова монастыря. Труды «О видах, т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности». (Курсовое сочинение) «Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича» «Вера и Разум» 1865, т. 1, 6, стр. 331–339. «Вера и Разум» 1892, т. II, 5, стр. 265–274

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

114 «...Правление отеческое (imperium paternale), при котором подданные, как несовершеннолетние, неспособные различать, что для них на деле полезно, а что вредно, принуждены оставаться сугубо пассивными, ожидая от главы государства суждения о том, как им надлежит быть счастливыми, и предоставляя это суждение его милостивому соизволению, – такое правление есть величайший деспотизм, какой только можно себе представить (такое устройство, при котором уничтожается всякая свобода подданных, не имеющих в таком случае никаких прав)» (Кант И. Сочинения на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994. С. 285). 115 Ни единого слова жалости, простого сочувствия к невинно убиенным в послании Синода от 14 января 1905, подписанном «смиренными» митр. Антонием (Вадковским) , Владимиром (Богоявленским) , Флавианом (Городецким), архиеп. Николаем (Налимовым) и еп. Климентом (Верниковским), не прозвучало (резко контрастировали с позорным посланием слова еп. Сергия (Страгородского) . Хотя, как и всегда, он не сказал ни «да», ни «нет», всё же заявил о неповинности народа, просившего о своих нуждах, искавшего милости и защиты, назвал шествие к царю за правдой «умилительной картиной», а расстрел безоружных – «несообразным, прискорбным и отвратительным», искренне плача о жертвах братоубийственной распри (Миссионерское обозрение. 1905. С. 189)). Люди русские, «подкупленные иноземными врагами отечества», обвинялись в том, что «решились скопом и насилием добиваться своих будто бы попранных прав, причинили множество беспокойств и волнений мирным жителям, многих оставили без куска хлеба, а иных из своих собратий привели к напрасной смерти», чем причинили «тяжкое горе Венценосному Вождю», который «неусыпно заботится об облегчении тяжкой их доли». Такой лжи и мерзости на «святейшем» месте православные со времён раскола не видели, такого глумления над расстрелянными и лизоблюдства перед убийцами не у всяких язычников сыщешь. С тех пор подломилась в народе вера во Святую Церковь и участь новомучеников решилась – кровью своей платили они за грехи обезумевших синодалов, предавших паству и отрёкшихся от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

23) Петр Ив. Грандицкий (пенз. сем.), кандидат моск. ак. 1876 г., приказом об. -прокурора назначена на лат. яз. с сент. 1876 г., а в 1879 г. после ревизии, согласно заключению дух. уч. комитета, от должности уволен, по прошении. В 1880 г. назначен учителем в симбирское дух. училище. 24) Михаил Ник. Гурьев (олон. сем.), стипендиат дух. ведомства и кандидат ист. филол. института (1874 г.), из наставников смол. семинарии избран в спб. на греч. яз. в окт. 1876 г. В 1877 г. избран преподавателем гимнастики в семинарии, а с 1881 г. и в ал. -невском училище, на основании свидетельства выданного ему от спб. врачебно-гимнастического общества, но в 1884 г. отказался от преподавания гимнастики в семинарии. В 1879 г. баллотировался и избран в преподаватели латинского языка вместо греческого; коллежский советник. 25) Яков Ив Зарницкий (нов гор. сем.), кандидата спб. акад. 1877 г., приказом об. -прокурора с июля 1877 г. назначен преподавателем литургики и гомилетики. Действительный член археологического института в С-Петербурге; надворный советник. 26) Алексей Петр. Мальцев (я росл. сем.), магистр спб. ак.» приказом об. -прокурора назначен преподавателем психологии, обзора филос. учений и педагогики с авг. 1878 г. В 1879 г. напечатал магистерскую диссертацию «Нравственная философия утилитаризма»; затем издал: соч. «Основания педагогики» и перевод с англ. «Психологии» Бэна. В 1880 г. исправлял должность инспектора и преподавал основное богословие. В 1882 г. определен священником церкви при театральной дирекции и в 1884 г. вышел из семинарии. 27) Николай Алекс. Налимов (спб. сем.), кандидат спб. акад. 1877 г., из учителей ал. -невского училища избран в 1878 г. помощником инспектора спб. семинарии, а в 1879 г. преподавателем греч. языка, с особого разрешения св. Синода. В 1885 г. принял монашество, с именем Николая. 28) Сигизмунд Казим. Добровольский, бывший учитель радомской мужской гимназии; на основании свидетельства об удостоенные его звания учителя гимназии и прогимназии, с правом преподавания французского языка, избран правлением спб. семинарии на франц. язык, в авг. 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь Архимандриту Николаю (Налимову), ректору Смоленской семинарии, после посвящения его в сан Архимандрита, при вручении жезла LI. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 3-го курса Ильи Алексеева LII. Речь на панихиде – при гробе протоиерея Иоанна Никитича Палисадова LIII. Речь перед собеседованием со старообрядцами LIV. Речь перед вторым собеседованием со старообрядцами LV. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина LVI Речь при прощании с воспитанницами С.-Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища LVII. Речь при прощании со студентами С.-Петербургской духовной академии     Предисловие Проповеднические труды Высокопреосвященного Арсения, ныне Архиепископа Харьковского и Ахтырского, не раз печатались в разрозненном виде на страницах разных повременных, преимущественно духовных, изданий. Киевские, Симферопольские, Рижские, Казанские епархиальные Ведомости, «Церковные Ведомости», «Вера и Разум», «Харьковские Губернские Ведомости». «Южный Край» и мн. др. издания разновременно печатали их. Печатались некоторые из слов и речей Владыки и отдельными изданиями. Известны, например, «Слова и Речи» Архиепископа Арсения, изданные в Симферополе и Риге, в 1881, 1889 и 1894 гг. В первой книге напечатаны были проповеди Архипастыря, когда он был Ректором Таврической Духовной Семинарии. В эту книгу вошли проповеди, говорённые им в Крыму. Вторая книга заключает проповеди, произнесённые частью в Крыму, частью в С.– Петербурге, в бытность Его Высокопреосвященства Викарием Петербургской Митрополии и Ректором местной Духовной Академии. Третья книга является сборником проповедей, говорённых Рижской пастве. Эти книги, однако, далеко не обнимают всех проповедей Владыки, произнесённых им за указанные периоды. Что же касается до проповеднических трудов Высокопреосвященного, понесённых им на Казанской и Харьковской кафедрах, то они до сих пор отдельными книгами и совсем не выходили в свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу ипереходув мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В селе Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек. С благословения епископа Саратовского Николая (Налимова) и епископа Воронежского Анастасия (Добрадина) Константин Алексеевич ездил в Воронежскую епархию по просьбе духовенства и в селах Новохоперского уезда проводил беседы с сектантами. Некоторые селения Константин Алексеевич посещал по два, по три и даже по четыре раза, что делалось для закрепления достигнутых ранее благоприятных результатов, а также по просьбе старообрядцев, которые были озадачены сделанными миссионером разъяснениями на прежних беседах и, видя бессилие своих местных руководителей-начетчиков доказать правоту своих мнений, обращались к содействию более сильных, по их мнению, начетчиков, звали их к себе на помощь и в таких случаях приглашали и православного миссионера в надежде на то, что Перетрухины, Худошины, Шаровыипрочие защитят их перед обличениями миссионера; иногда такие посещения происходили по приглашению православных, смущаемых раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако еще в апреле 1917 г. у протоиерея П. И. Лепорского появилась возможность продвинуться далее по лестнице военного духовенства. Ниже мы приводим сведения об этом, помещенные под 25 апреля 1917 г. в дневнике протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Николая Любимова, описывающем заседания вновь сформированного после февральских событий Синода (12 апреля – 12 июня 1917 г.). «Гурьев доложил прошение протопресвитера Г. И. Шавельского об освобождении от должности и о даровании ему пенсии. A В. Н. Львов прочитал отношение военного министра А. И. Гучкова 51 о том, что он избрал на эту должность протоиерея П. И. Лепорского, теперь – главного священника на Румынском фронте. Тут поднялась целая буря. Все утверждали (а особенно протоиерей Ф. Д. Филоненко), что возражают они против самого принципа назначения на эту должность по выбору военного министра, a не по избранию самого духовенства; такую точку зрения отстаивал и A. В. Карташев 52 , доказывая, что военный министр вооружит против себя таким актом все военное духовенство, что это может быть прямо гибельно даже для его собственного положения, под которое и так уже сильно подкапываются солдатские и рабочие депутаты. Наконец, рассуждая и по существу дела, некоторые, как, например, отец Рождественский, находили, что в среде военного духовенства есть и другие почтенные имена, на которых скорее сойдутся голоса всего военного духовенства, как, например, протоиерей К. Налимов, который был даже избран ректором Петроградской академии, но, пробывши в этой должности несколько месяцев, сам добровольно ушел на войну и там работает на передовых позициях в качестве заурядного полкового священника. Личность высокая и по уму, и по ученому авторитету, и по своей нравственной кристальной чистоте. У отца Лепорского есть один минус, который может быть поставлен ему в вину, это – именно то, что он был священником в санитарном поезде Александры Федоровны, чем и не преминет воспользоваться недовольное его назначением военное духовенство. Все эти соображения Синод просил передать военному министру и просить отложить назначение протопресвитера до того времени, пока можно будет произвести правильные выборы его и среди духовенства, и среди войсковых частей; пока же временно предоставить исполнение обязанностей протопресвитера его помощнику протоиерею Мореву» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010