История раскола на этих лекциях чередовалась с разбором его вероучения, так что один год посвящался одному предмету, другой – другому. Лекции по обличению раскола, сколько помним, обычно касались лишь тех вопросов, которые раскол выдвинул при самом возникновении своем. Таковы вопросы обрядовые: о двуперстии, сугубой аллилуиа, о чтении Символа веры , и прочие. Раскрывались они всегда всесторонне, и с полною научною точностью. Чудное действие лекций Ивана Федоровича сказывалось особенно в том, что здесь, на этих лекциях, слушатель получал ту нравственную настроенность, которая давала потом ему силу и охоту заниматься этим предметом и изучать его с тем, чтобы послужить на пользу душевную братии меньшей. Можно указать нескольких слушателей Ивана Федоровича, труды которых очень известны в литературе по расколу; можно назвать ныне здравствующих двух профессоров духовных академий по кафедре истории и обличения русского раскола, также бывших слушателей Ивана Федоровича. Для кандидатских сочинений Иван Федорович нередко давал такие темы, которые в главных чертах намечал в своих лекциях. Состав этих тем был очень разнообразный, и для разработки предмета здесь часто приходилось обращаться к рукописному материалу. С 1877 года есть возможность представить хронологический перечень тем для кандидатских сочинений, данных (тем) Иваном Федоровичем. 1877 год: «Преосвященный Феофилакт Лопатинский, как деятель против раскола» – студента Мелиоранского Павла. 1878: «Состояние раскола в царствование Екатерины II – й – Сахарова Николая. 1880: «История раскола в Стародубье» – Туберозова Якова. «Раскол в Петербурге» – Иванова Александра . «Соловецкий раскольничий бунт» – Тихомирова Алексея. 1881: «О влиянии реформы Петра I на судьбу русского раскола» – Вознесенского Аркадия. «Никита Пустосвят и его " Значение в расколе» – Любимова Димитрия. «Выговская пустынь и ее значение в расколе» – Налимова Владимира. 1882: «Состояние раскола со времени Московского собора 1667 года до Петра I» – Воробьева Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу и переходу в мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В селе Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек. С благословения епископа Саратовского Николая (Налимова) и епископа Воронежского Анастасия (Добрадина) Константин Алексеевич ездил в Воронежскую епархию по просьбе духовенства и в селах Новохоперского уезда проводил беседы с сектантами. Некоторые селения Константин Алексеевич посещал по два, по три и даже по четыре раза, что делалось для закрепления достигнутых ранее благоприятных результатов, а также по просьбе старообрядцев, которые были озадачены сделанными миссионером разъяснениями на прежних беседах и, видя бессилие своих местных руководителей-начетчиков доказать правоту своих мнений, обращались к содействию более сильных, по их мнению, начетчиков, звали их к себе на помощь и в таких случаях приглашали и православного миссионера в надежде на то, что Перетрухины, Худошины, Шаровы и прочие защитят их перед обличениями миссионера; иногда такие посещения происходили по приглашению православных, смущаемых раскольниками.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЕЛЬСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Храм Преображения Господня Нововалаамского Спасо-Преображенского мон-ря. Ок. 1977 г. Храм Преображения Господня Нововалаамского Спасо-Преображенского мон-ря. Ок. 1977 г. [фин. Karjalan hiippakunta] автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата. Образована в 1923 г. В административном отношении церковные приходы К. а. относятся к маакунтам (областям) Похйойс-Карьяла, Похйойс-Саво, Этеля-Саво, Кески-Суоми Финляндии. Правящий архиерей носит титул «архиепископ Карельский и всей Финляндии». Кафедральный собор епархии во имя свт. Николая Чудотворца расположен в центре Куопио (построен в 1902-1903 архит. А. Исаксоном и освящен еп. Выборгским и Финляндским Николаем (Налимовым)). В Куопио находятся резиденция архиепископа и церковное управление, издательский совет и Православный центр по связям с общественностью, музей Финляндской Православной Церкви (основан в 1957), швейные мастерские. В г. Йоэнсуу расположена правосл. семинария с храмом во имя ап. Иоанна Богослова. На философском фак-те ун-та Вост. Финляндии в Йоэнсуу преподаются правосл. богословие, церковная история, патристика, церковная музыка и др. предметы. Близ Куопио находятся мон-ри: Спасо-Преображенский Нововалаамский муж. в имении Папиниеми около Хейнявеси и Свято-Троицкий Линтульский жен. в Палокки. Нововалаамский мон-рь основан в 1940 г. монахами Валаамского мон-ря на Ладоге, уехавшими в Финляндию. В мон-ре 2 храма в честь Преображения Господня: деревянный летний (1940) и каменный зимний с приделом преподобных Сергия и Германа Валаамских (освящен в 1977), часовни прп. Германа Аляскинского, в честь Рождества прор. и Крестителя Господня Иоанна, свт. Николая Чудотворца. В культурном центре мон-ря размещаются реставрационные мастерские, б-ка и архив. Свято-Троицкий мон-рь начинался с общины, основанной в 1895 г. в имении Линтула (ныне пос. Огоньки Ленинградской обл.) и преобразованной в мон-рь в 1905 г. В 1939 г. был закрыт и в 1946 г. возрожден на новом месте. В мон-ре 13 насельниц. Троицкий собор построен в 1973 г., иконостас и алтарную икону «Знамение» написал иконописец Петр Сасаки. На территории монастыря 2 часовни: кладбищенская Иерусалимской иконы Божией Матери (освящена в 1996) и во имя прмц. Параскевы (построена в 1999).

http://pravenc.ru/text/1681033.html

Дионисэ…1510–1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550–1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре..1643–1660 Доментий II….1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII…1676 -1687; 1691–1696 Иоанэ VII….1687 -1691; 1696–1700 Эвдемоз II 1700–1703 Доментий III…1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч…1744–1756; 1763–1788 Иосеб 1756–1763 Антоний II.1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений….1390 Иоанэ–Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543–1575 Эквтыме I……………………………1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612–1659 Максима I….1628 -1647 Бесарион I…1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I…1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682–1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II….1667 -1669 Эквтыме II…..1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703–1710 Григоль II 1706–1742 Германа 1742–1754 Бесарион II 1755–1766 Иосеб 1767–1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави…………1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов…..1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский………….1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834 5. Архиепископ Евгений Баженов…….1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский………..1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский………1858–1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев……………1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев………………..1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев………………..1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский……1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий………1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий…………1901 —1905 Архиепископ Николай Налимов……………1905 —1906 Архиепископ Никон Софийский…………..1906 -1908 Архиепископ Иннокентий Беляев………….1909—1913 Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914—1915

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

В 1903 году, то есть в то время, когда там учился будущий святитель, в семинарии была создана подпольная ячейка Социал-демократической партии, распавшаяся после того, как один из ее организаторов погиб при неосторожном обращении со взрывчаткой. Летом 1905-го здесь проходил подпольный съезд учащихся семинарий. А в декабре того же года владимирские семинаристы объявили забастовку. Характерно, что Сергей Сахаров, на глазах которого происходили эти события, ничего не рассказывал о них. Создается впечатление, что общественная жизнь и политические страсти его особенно не интересовали. Вспоминая о семинарских годах, он чаще всего говорил об архиепископе Владимирском Николае (Налимове), строгом аскете, любителе и знатоке уставного богослужения. Остальное, как оказалось, прошло мимо и особого значения для него не имело. После семинарии была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию. «А тюрьмы нам нечего бояться…» Архиереем он стал в 1921 году. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений. Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии. По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней. В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.

http://pravmir.ru/afanasij-saharov-kogda...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ФЕОФАН (ИЛЬМЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Феофан (Ильменский) Феофан (Ильменский) ( 1867 - 1918 ), епископ Соликамский , священномученик Память 11 декабря , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Валаамских святых В миру Ильменский Сергей Петрович, родился 26 сентября 1867 году в селе Содом Саратовской губернии в семье псаломщика Петра и его жены Акилины. Отец вскоре умер и мальчик остался на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины и дяди - священника Димитрия. В 1882 году окончил Саратовское духовное училище , в 1888 году - Саратовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию . Закончил академический курс в 1892 году со степенью кандидата богословия , определён преподавателем педагогики в Саратовское епархиальное женское училище , где служил до 1900 года. В 1894 году рукоположен во священника епископом Саратовским Николаем (Налимовым) и 7 октября этого же года назначен законоучителем Саратовского Александро-Мариинского реального училища и настоятелем училищной домовой церкви . С 24 октября 1895 года - член Саратовского епархиального училищного совета . С 20 сентября 1902 года - председатель Совета Саратовского епархиального женского училища . К этому времени овдовел, имел дочь. С 1 сентября 1907 года - законоучитель Саратовского Мариинского института благородных девиц, настоятель институтской церкви . С 15 мая 1909 года исполнял обязанности благочинного домовых церквей города Саратова . Состоял цензором проповедей . Пастырское обращение его всегда было прямо. Так, он сказал по поводу убийства в Киеве П.А. Столыпина : " Опять Иродиада беснуется, опять революционная, жидомасонская гидра требует главы слуг Государевых! " . 25 мая 1911 года возведен в сан протоиерея епископом Саратовским Гермогеном . С 4 сентября этого же года исполнял обязанности редактора Саратовского духовного вестника .

http://drevo-info.ru/articles/4552.html

Вскоре была учреждена строительная комиссия, которую возглавил о. Александр Якубов. Разработка проекта храма была поручена инженер-полковнику Д. Я. Языкову, который в августе 1894 г. выполнил ее бесплатно. В феврале следующего года проект, переделанный в Петербурге, был представлен на утверждение Финляндского сената, и 19/31 мая 1896 г. состоялась закладка храма. Освящение храма в память Императора Александра III состоялось в воскресенье, 24 октября 1899 г., и было совершено Высокопреосвященным Николаем (Налимовым), новым архиепископом Финляндским и Выборгским. Просторный краснокирпичный храм был выстроен по типу полковых церквей того времени: пятиглавым, в русском стиле XVII века, с трапезной и высокой шатровой колокольней над входом. Колоколов на колокольне было девять, из них самый большой весил пять тонн. Над перспективным порталом помещена мозаичная икона благословляющего Спасителя. Внутри стены храма украшены орнаментальной росписью, свод - темно-синий с золотыми звездами. На приподнятой солее стоит трехъярусный бело-золотой иконостас, привезенный из Петербурга. Образа на цинке написаны в академической, манере. В двух больших киотах у солей находятся иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца. Освещает интерьер красивое золоченое паникадило. С 1904 г. постоянные богослужения в храме стал совершать полковой батюшка русских гарнизонных частей, расквартированных в Таммерфорсе. После провозглашения независимости Финляндии в стране началась гражданская война, которая не пощадила Александро-Невский храм: он получил повреждения при артобстреле и вдобавок был раз¬граблен, отчего многие ценные иконы и предметы утвари исчезли безвозвратно. Бывшая государственная собственность России была объявлена собственностью Финляндского государства. Храм, который считался «гарнизонной церковью» (т. е. принадлежал военному ведомству России, а не приходу) перешел в казну. После двухлетней тяжбы он был в 1919 г. передан Финляндской Православной Церкви. После ремонта церковь была приписана к Хяменлинскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=16654

Были построены или возобновлены церкви в Тианети, Шатили, Дартло, Барисахо, Рошке, Аракиели; при них стали действовать школы. Также школы открыли в Панкиси, где проживали переселенные из Чечни кистинцы. В 90-х гг. XIX в. значительный вклад в миссионерскую деятельность в Туш-Пшав-Хевсурети внес инспектор О. в. архим. Леонид (Окропиридзе). В 80-90-х гг. XIX в. О. в. открыло церковноприходские школы в Сванети (в Местии, Ушгули, Мулахи и др.); миссионерскую деятельность здесь вели уроженцы края прот. Виссарион Нижарадзе, свящ. Иоанн Маргиани и др. Председатели О. в.: наместники на Кавказе кн. А. И. Барятинский (1860-1862), вел. кн. М. Н. Романов (1863-1882), кн. А. М. Дондуков-Корсаков (1882-1885); экзархи Грузии архиепископы Павел (Лебедев; 29 сент. 1885 - 29 сент. 1887), Палладий (Раев; 1887-1892), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1892-1898), Флавиан (Городецкий; 1898-1901), Алексий (Опоцкий; 1901-1905), Николай (Налимов; 1905-1906), Никон (Софийский; 1906-1908); временно исполняющий обязанности председателя еп. Бакинский Григорий (Вахнин; 28 мая 1908 - дек. 1909); экзархи Грузии архиепископы Иннокентий (Беляев; 1909-1913), Алексий (Молчанов; 1913-1914), Питирим (Окнов; 1914-1915), Платон (Рождественский; 1915-1917). Арх.: Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе//НА Грузии. Ф. 493. 1771 д., 1860-1920 гг. Ист.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1864-1880, 1885-1901, 1906-1907, 1910-1913 гг. Тифлис, 1865-1884, 1903-1909, 1913-1915; Альбом церквей и школ Об-ва и народностей Кавказа. Тифлис, 1910; Платонов А. И. Обзор деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе» за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. Лит.: Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Хуцишвили М. Социально-полит. положение Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тб., 1987 (на груз. яз.); Цверава В. Миссионерская деятельность Груз. Экзархата в XIX в. Кутаиси, 2003 (на груз. яз.); Гаджиев Д. Миссионерская деятельность Правосл. Церкви на Сев. Кавказе в XVIII-XIX вв.//ХЧ. 2006. 26. С. 188-224; Бубулашвили Э. Из истории деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе»//Вопросы новой и новейшей истории. Тб., 2008. Вып. 1. С. 256-266 (на груз. яз.). Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Пирусс. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:приблизительно не ранее 1750. Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичский район, село Пирусс Координаты: 58.151804, 33.833878 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Пирос на берегу красивейшего в Боровичском уезде озера Пирос на средства помещика Ивана Гордеева на месте древней деревянной церкви в 1757 году построили каменную. По преданию, на этом месте ранее было языческое капище. Освятили храм в 1760 году, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков. Кроме главного придела, освятили еще два придела: во имя святителя Николая чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Величественный храм был виден с отдаленных берегов озера. Здание храма капитально отремонтировали и расписали в академическом стиле на средства помещика Дмитрия Казина. О сроках ловли определенного вида рыбы сообщали колокола Петропавловского храма особым звоном на всю округу. Рыбы в озере было много. Торговцы пудами закупали у здешних рыбаков лещей, налимов, судаков, язей и окуней и с немалой выгодой для себя перепродавали. Зимой судаков возили возами, складывая их «поленницами», как дрова. С храмом Петра и Павла связано имя подвижника русского благочестия отца Пахомия Валдайского. В нем часто молилась Мария Солопова, будущая великая подвижница Русской Православной Церкви игумения Таисия (1842-1915). Мученически закончили жизнь последние священнослужители этого храма. Отца Дмитрия Миролюбова в 1930 году арестовали и отправили в лагерь. В 1937 году расстреляли Н.М. Майорова (1884 г.р.) – монаха, проживавшего при церкви. В 1938 году расстреляли и диакона Т.Ф. Белякова (1886 г.р.). К Петропавловскому храму было приписано 7 часовен. В 1940 году храм апп. Петра и Павла закрыли, а в годы Великой Отечественной войны его здание частично разрушили военные стоявшей здесь танковой части. Разрушение храма продолжили местные жители, которые разбирали его стены на кирпич для ремонта печей и других нужд.

http://sobory.ru/article/?object=12059

Да, читая этот рассказ отца Петра, я вспоминаю слова Христа о заблудившейся в горах овце и ее пастыре (ср. Мф.18,12). И думаю: у этого сельского батюшки было воистину евангельское сердце. «Владыка Николай отечески вник в беду нашу…» Наш космос расширяется – от отца Петра Розова, настоятеля Максимовской церкви, мы переходим к одному из самых заметных (впрочем, незаметных среди них не было) саратовских правящих архиереев. В 1897-м году в Максимовке случился жуткий пожар, слизавший своими языками всё село: 360 изб, амбары, хозяйственные постройки, церковь, школу. Подробности этой драмы мы узнаем также от отца Петра Розова. К легендарному максимовскому пожарищу отец Петр вернулся через 17 лет после него – когда из Александро-Невской лавры пришла весть о преставлении архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Налимова; 1852–1914). С 1893 по 1899 год владыка Николай был епископом Саратовским и Царицынским. В отклике своем на его смерть отец Петр вспоминает, как в те скорбные дни после пожара, оставшись – вместе со всей своей паствой – без дома и без храма, он пришел к владыке Николаю за благословением на создание благотворительного Погорельческого комитета и за утверждением его устава: «Владыка отечески вник в беду нашу, подробно расспросил обо всем, о прихожанах, даже о семье моей… и, по обычаю своему, поцеловав меня, при архипастырском благословении прибавил: Живи, живи в приходе, не бросай своих прихожан-погорельцев, построй им святой храм. Затем, удалившись в другую комнату, владыка немедленно положил резолюцию на моем прошении об утверждении устава комитета, причем вложил в середину листов моих бумаг… довольно крупное пожертвование и, как мне показалось, как бы конфузясь… спешил скорее оставить меня… Сильно растроганный, я все-таки нашелся спросить владыку: Как, Ваше Преосвященство, благоволите употребить вашу лепту? Он полушепотом молвил: По пункту 2-му устава (половину на храм и половину – на погорельцев)» . Кстати: когда владыка Николай служил уже не в Саратове, а во Владимире, его иподиаконом и рипидоносцем был семинарист Сергей Сахаров, будущий священноисповедник Афанасий Ковровский. Владыка Николай стал для него примером истинно христианской любви, смирения и бескорыстия. Вот куда тянутся максимовские ниточки…

http://pravoslavie.ru/158369.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010