В отношении же к тебе, в принятии тобой монашества, возлюбленный брат, есть ещё особые причины радоваться. Ты принял монашество в зрелом возрасте; восемь лет прошло с того времени, как ты окончил своё высшее духовное образование; восемь лет ты уже состоишь учителем духовных юношей – будущих пастырей церкви, учителем не только словом, но и своим добрым примером. В продолжение этого времени ты свободно мог познакомиться с жизнью, двери её на разные пути для тебя были не закрыты. Но и столичная жизнь, со всеми её мирскими удовольствиями, не пленила тебя. С опытностью зрелого мужа, твёрдо и обдуманно ты вступаешь на служение церкви в иноческом чине. В этом отношении ты представляешь поучительный пример для подобных тебе лиц. В нынешнее время, когда, если совершенно не оскудели преподобные, то очень и очень уменьшилось число учёного монашества, – является особенная потребность в служителях церкви в иноческом звании, владеющих богатством духовных дарований, как для воспитания юношества, так и для других нужд церковных. Судя по тем обстоятельствам, при которых ты принял монашество, т. е. принимая во внимание твой зрелый возраст, твои духовные дарования и твоё восьмилетнее служение воспитанию и обучению духовного юношества, нельзя не питать надежды на то, что ты принесёшь пользу церкви Божьей своим служением в иноческом чине, нельзя не быть уверенным, что те религиозно-нравственные качества, которые послужили побуждением для принятия тобой монашества, не только останутся твёрдыми и неизменными, но ещё более разовьются и будут отражаться и на других лицах, и, особенно, вверенных твоему попечению. Так да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца, иже есть на небесех!... Господь да поможет тебе в несении подвигов монашеской жизни и сохранит тебя от искушений. Ты же всяцем хранением блюда своё сердце. Будь внимателен к себе и не будь самонадеян. Не полагайся чрезмерно ни на зрелость своих лет, ни на крепость своей воли, ни на силу своих духовных дарований и опытность в жизни: враг рода человеческого, с которым приходится вести борьбу воину Христову, силён и коварен: он поражает нас не в открытом бою, а всего чаще непредвиденно и неожиданно для нас, и, притом, там, где мы и не видим опасности. Уповай на Бога и моли всем сердцем, да будет помощь Его всегда с тобой. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа для ограждения тебя от всего худого, наставления и укрепления тебя в добре да будет с тобой во все дни жизни твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

823 Катехизис М. Прохазки, составленный по руководству катехизиса еп. Мартина. См. у прот. Лебедева. О главенстве папы. 32 и 95 стр. 824 Не без оснований называют генерала этого ордена черным папою, – так велико значение главы иезуитов и самого ордена в Риме и в римской церкви. Об иезуитах и их морали см. по сочинениям же самих иезуитов составленное исследование Ю. Ф. Самарина. Иезуиты и их отношения к России. Москва 1866 г. Сочинение это осталось без ответа со стороны обличаемых. См. еще священника М. Морошкина. Иезуиты в России. 1 и 2 ч. Спб. 1867. 1870 г., – сочинение, составленное по архивным документам. Полно указана литература в ст. об иезуитах проф. А. А. Бронзова , А. П. Шостьина и др. в Богосл. Энцикл., изд. Ж «Странник”. VI т. 825 Курия это есть плотно сложившаяся около папы корпорация лиц (кардиналов), положение которых неразрывно связано с его положением; чрез него они живут и им пользуются. Над курией нет никаких властей; папа выходит из нее и есть не больше, как представитель и покорный слуга ее интересов. В своем одиночестве и обособлении от всех и всего он бессилен пред нею и не может вступить в какую-либо борьбу с ней. На соборы в древнем смысле он уже не может опереться; курия никогда не допустит папу до собора в древнем смысле. Он постоянно под ее надзором. Есть у курии и иезуитов и средства смирить или устрашить непокорного папу и даже вовсе устранить и выбрать нового... 826 Таковы отцы констанцкого собора, провозгласившие верховенство соборов над папами, – таковы же отцы базельского собора, подтвердившие констанцкое постановление, – таковы отцы галликанской церкви, составившие 19 Марта 1682 г. известную декларацию, которою совершенно ниспровергается догмат папского главенства. См. о сем у прот. Лебедева. О главенстве папы 107–108 стр., а также у проф. Налимова Т. А. Вопрос о папской власти на констанцком соборе. Спб. 1891 г. 827 Подробнее о латинском единстве церкви выяснено в труде прот. Лебедева О главенстве папы. 105–119 стр. 830 Opera S. Bernardi Clarae Vallens vol. I. Paris. Lib II, de considerat. VI, pag 418. 227. 439 Сн. прот. Лебедева. О главенстве папы. 107 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Огонь подходит к селу, а люди не хотят уезжать». Пожары в Челябинской области Погиб один человек, 18 обратились в больницы 11 июля, 2021 Погиб один человек, 18 обратились в больницы Лесные пожары бушуют в Челябинской области. За ночь их площадь увеличилась втрое — горят 14 тысяч гектаров. Сгорели более 70 домов в селах Джабык и Запасное. 350 жителей эвакуировали, один человек погиб, еще 18 — пострадали. «Правмир» поговорил с очевидцами. «Я искала отца, а потом мне позвонили криминалисты» В селах Карталинского района много сообщений от людей, которые не могут связаться со своими близкими. Среди них была и Татьяна Набокова из Магнитогорска. Она искала своего отца, 78-летнего Виктора Николаевича Кочеткова, жителя улицы Окружной в селе Джабык. Дом сгорел дотла, но дочь надеялась, что он успел эвакуироваться. Сегодня днем Татьяне сообщили, что отец, возможно, погиб. — На пепелище его дома криминалисты нашли останки. Их повезут на экспертизу. Пока ничего не знаю, очень тяжело, — сказала Татьяна корреспонденту «Правмира».  О погибшем сообщили и власти Челябинской области.  «В поселке Джабык сейчас работают криминалисты. Многие прятались в погребах — старались спасти имущество. Вчера сотрудник зашел в один дом — а там бабушка сидит в погребе, живая. Уговорили уехать, — рассказал источник КП-Челябинск. Еще 18 человек из сел Челябинской области обратились за помощью к медикам. Они жаловались на ухудшение общего самочувствия, скачки давления, стресс и воспаление глаз.  «На нашей улице уцелело лишь два дома» Житель Джабыка Александр Кузнецов успел вывезти семью горящего села. Но его дом и все хозяйственные постройки сгорели. Александр говорит , что жители возвращаются в село, чтобы оценить масштаб бедствия, но что делать дальше — никто не понимает. Главное сейчас погасить огонь.  У Дениса Налимова сгорела дача в Джабыке. Сам он живет и работает в Магнитогорске, но селе его семья проводит каждое лето. — Я сам еще в Джабыке не был, туда не пускают, есть информация, что до 12 июля дорога будет закрыта. Фотографии мне прислал сосед. Это все, что осталось от нашего дома, — рассказал Денис корреспонденту «Правмира». — Хотя он был и не новый, постройка 40-х годов, наверное, но мы старались содержать его в порядке — перекрыли крышу, заменили полы. Звонил на горячую линию в Карталы, сказали,что на компенсацию рассчитывать в нашем случае сложно, поскольку что дом не состоит на кадастровом учете. 

http://pravmir.ru/ogon-podhodit-k-selu-a...

Отец Николай считает, что листок подбросили сами обыскивавшие, п[отому] ч[то] у него ничего подо­бного не было. За это продержали в тюрьме 5 ½ месяцев, судили и осудили на ½ года. В то же время сидел и о. П.Дмитриев [lii] и неожиданно был выпущен (24 марта на другой день говорил речь на митинге об отдаче церк[овных] ценностей, затем поместил в газете письмо о том же, а через два дня на суде был оправдан. Интересно сопоставить эти два случая, чтобы сделать соответствующие выводы... 21 января/3 февраля Всю неделю занимался подборкой материалов для записки об обновленческом движении в Петрограде. Это будет потруднее: здесь центр движения, много активных деятелей, много группировок… Про­читал Титлинова о «Новой Церкви», чтобы не повторяться в описа­нии причин явления […] [liii] . Вчера днем был у Пр[еосвященных] Венедикта и Мануила. Пр[еосвященный] Мануил передавал слух о предположении высылки тех священников, которые не причисле­ны к церквам («безработных»). Я поэтому и пошел к епископам. Пр[еосвященный] Мануил встретил радушно. Я изложил причину посещения. Он под­твердил, что о. Платонов говорил об этом с кафедры. Я просил при­командировать меня (без содержания и доходов) к храму Воскресе­ния и в письме объяснить причину о. Верюжскому [liv] . Он сейчас же обещал исполнить это. Между прочим, сообщил, что обо мне идут раз­говоры в приходском совете Екатерининской церкви на Екатерингофском просп., и что выжидают, что будет с церквами вообще. Сообщил и о том, что здесь распускают слухи о разногласиях между епископами, что м[ирополит] Евдоким и Красницкий что-то соображают по поводу этого, и что они с Пр[еосвященным] Венедиктом решили громко заявить с кафедры о вздорности этих слу­хов и, затем собрать собрание духовенства и предложить вопрос о выборе правящего епископа, причем выставить кандидатуры Т.А. Налимова и К.В.Ивановского [lv] , сняв свои. […]. 22 января/4 февраля Предупреждение 11 января оказалось верным: в ночь на вчераш­ний день (21 янв. – 3 февр.) арестованы о. П.Виноградов и о.

http://bogoslov.ru/article/4350772

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Николай (Налимов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался). В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров) ). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) , захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии. После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

В СПбДС Налимов пользовался большим доверием учащихся и помогал им материально. Никогда не пропускал богослужений в семинарской церкви. 8 июня 1885 г. в академическом храме Двенадцати апостолов Налимов пострижен в монашество ректором СПбДА Ладожским еп. Арсением (Брянцевым) с сохранением прежнего имени, 11 июня рукоположен во диакона, 12 июня - во иерея. 15-17 янв. 1886 г. Н. назначен ректором Смоленской ДС (вступил в должность 15 февр.). 26 янв. еп. Арсением (Брянцевым) в церкви СПбДА возведен в сан архимандрита. Как ректор семинарии, возглавил совет братства прп. Авраамия Смоленского, к-рому 11 марта 1886 г. были предоставлены права епархиального училищного совета. Под рук. Н. при семинарии 22 окт. 1886 г. открыта образцовая церковноприходская школа, в к-рую поступили 53 ученика. Смоленская ДС, одна из старейших в России (учреждена в 1728), располагалась в 5 тесных неблагоустроенных зданиях. Вопрос о строительстве нового корпуса удалось разрешить в ректорство Н., в 1886 г., когда Смоленск посетил обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев . В 1887 г. утверждены проект и смета. 3 мая 1888 г. Н. освятил место для будущего семинарского корпуса, 17 июля того же года участвовал в закладке фундамента. Долгожданное торжество возглавил еп. Смоленский и Дорогобужский Нестор (Метаниев; † 1910), бывший в 1866-1877 гг. ректором Смоленской ДС. При Н., в 1888 г., семинарию окончил мч. Иоанн Попов , профессор МДА, доктор церковной истории. 23 сент. 1888 г. Н. совершил погребение педагога прот. Даниила Лебедева, служившего в Смоленской ДС 31 год (с 1853 по 1884) и в 1868 г. избранного ее инспектором, а в 1877 г.- ректором. 21 марта 1889 г. Н. назначен ректором СПбДС (в ее корпорации состоял родной брат Владимир Налимов). Н. отбыл из Смоленска 14 апр. Контролировал все стороны жизни столичного учебного заведения вплоть до того, что лично проверял качество покупаемых для семинарии дров, на торгах умел сбивать цену, предлагая продавцам «послужить своим будущим пастырям»; денежную отчетность вел «идеально до бесконечности». Н. обладал прекрасной дикцией, богослужения совершал «замечательно чинно и внятно». В 1888-1891 гг. инспектором СПбДС был иером. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ Карталинский и Кахетинский), в 1908 г. Н. участвовал в его погребении в Успенском соборе Владимира.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Больше всего храмов – почти 40 – удалось возродить в Лужском округе, что объясняется его значительной отдаленностью от линии фронта и наличием достаточного числа священников. К началу войны все 7 православных церквей Луги были закрыты и частично уничтожены, но несколько священнослужителей осталось на свободе. Кроме того, город и окрестные деревни считались в 1930-е гг. местом высылки, т.н. «сто первым километром» и там проживало значительное количество репрессированных ленинградцев. Настоятелем первого возрожденного лужского храма – собора Казанской иконы Божией Матери – стал 74-летний прот. Николай Заблоцкий, работавший до войны в городе учителем. Узнав, что он священник, верующие пригласили его служить в храм, открывшийся в конце августа 1941 г. с разрешения коменданта. С 1938 г. в Казанском соборе находились гараж и общежитие, а в августе 1941 г. – штаб оборонявшего «Лужский рубеж» 41-го корпуса генерала Останина. Храм мало пострадал от военных действий, но убранство, в том числе иконостас, было утрачено. Прихожане «по крупицам» восстанавливали его, принося святыни из других закрытых церквей. Так, в Казанский собор попали сохранившиеся в домах верующих иконы св. кн. Ольги и св. кн. Владимира из Воскресенского собора, чудотворный образ св. ап. Иоанна Богослова из Че-ременецкого монастыря. Была передана в собор и чтимая Печерская икона Божией Матери, явленная по преданию в XVI-XVII веках близ с. Смешино в 6 верстах от Луги и исчезнувшая в 1930-е гг. 40 Кроме о. Николая в Казанском соборе стали служить два уцелевших в 1930-е гг. представителя местного духовенства – священник Алексий Налимов и протодиакон Андрей Журавлев. Первый из них в период оккупации обслуживал также возрожденные приходы в селах Смешино и Смерди. В конце 1941 г. прот. Н. Заблоцкий сумел добиться у коменданта местного лагеря военнопленных разрешения оборудовать в одном из лагерных бараков временную церковь , где провел несколько богослужений. Кроме того, по ходатайству о. Николая из этого лагеря был освобожден протодиакон Сергий Самгин, служивший в дальнейшем, вплоть до своей эвакуации (в конце 1943 г.), в Казанском соборе. Летом 1942 г. лужское духовенство и прихожане добились передачи им церкви св. кн. Ольги, занятой с 1920-х гг. под краеведческий музей. В начале августа храм был освящен, и туда перешли служить о. А. Налимов и А. Журавлев. Хором Ольгинской церкви руководила жена о. Андрея Анна Павловна Журавлева, а регентом и псаломщиком Казанского собора был выпускник Петербургской Духовной семинарии, бывший учитель земских школ Лужского уезда Яков Яковлевич Львов. Освящение второго храма дало возможность перенести службы туда, а в кафедральном соборе провести капитальный ремонт, убрав сделанное в конце 1930-х гг. межэтажное перекрытие. 24 октября 1942 г. Казанский собор был торжественно освящен после ремонта 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его заменил на академической кафедре бакалавр о. П. Колоссовский, ведший преподавание этого предмета пять лет (1848—1853). После него в течение двух лет (до 1855 г). эту дисциплину преподавал иеромонах Асигкрит (Верещагин), после которого ее читал П. И. Шалфеев в продолжение семи лет (1855—1862). Курса своего он не написал и вообще не оставил заметного следа, кроме нескольких статей в Христианском Чтении и других журналах. После его смерти (26 июня 1862 г). в течение двух лет (1862—1863) кафедру Патристики занимал П. А. Лебедев, а после него — Л. А. Павловский с 1863 по 1871 г. Доцент А. А. Приселков пробыл на этой кафедре 11 лет (с 1873 по 1884) т.е. до введения нового устава. Он приготовил к этому времени свою диссертацию о Первом послании Климента к Римлянам, но заболел. Его заменил на короткое время Н. И. Барсов (1884—1887), после чего Приселков вернулся, но 29 ноября 1887 г. скончался, не успев защитить своей диссертации. С 1888 по 1905 г. Патристику преподавал в столичной Академии Т. А. Налимов, впоследствии протоиерей и первый и единственный выборный ректор после революции 1917 г. Налимов, несмотря на длительное пребывание на кафедре, не оставил никакого вклада в науку о свв. отцах. С 1905 по 1917 г. преподавание этой дисциплины было в руках проф. Н.И. Сагарда, много поработавшего в области Патристики и в частности в издании некоторых творений св. Григория Чудотворца. В 1910 году была создана вторая кафедра по Патристике, которая была предоставлена А.И. Сагарда, брату Николая Ивановича. А. И. Сагарда работал над произведениями Климента Александрийского и занимался новым переводом творений св. Иоанна Дамаскина. Революция положила конец его ученой работе. Первыми преподавателями Патристики в Московской Духовной Академии были: иеромонах Евгений (Сахаров-Платонов), занимавший эту кафедру только два года (1841—1842), иеромонах Илларион (Боголюбов) с 1842 по 1848 гг., иеромонах впоследствии архиеп. Ярославский Леонид (Краснопевков), пробывший на кафедре тоже только два года (1848—1849) и И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Николай Налимов Николай Александрович), архп. Владимирский и Суздальский Родился 19 июня 1952 годав семье священника г.Новой Ладоги, С.-Петербургской епархии. В 1877 году окончил СПБдуховную академию со степенью кандидатабогословия и назначен преподавателем Александро-Невского училища в С.-Петербурге. 28 авг.1878 г. – помощник инспектора и преподаватель в СПБ семинарии, здесь он скромно трудился, пользуясь исключительным доверием, любовью и уважением со стороны учеников. Во всех трудных случаях ученики обычно обращались, прежде всего, к нему, тогда еще светскому Николаю Александровичу, – и он всегда находил добрый совет, утешение, материальную помощь. Напроказит воспитанник по мальчишеской глупости и, боясь тяжелой ответственности, бежит за советом и поддержкой к нему. Нет денег на дорогу, чтобы поехать к родным на Пасху или Рождество, бежит к нему же, – и он никогда в таких случаях не отказывал в помощи из своего учительского жалованья. В обращении с учениками был всегда ровен, приветлив, но совершенно чужд заискивания, в высшей степени справедлив, к проступкам строг. Тем не менее к нему, прежде всего, доверчиво шли ученики с признанием в своих шалостях, и он, доведя их до полного сознания своей вины и раскаяния, отправлял с покаянием к инспектору для соответствующего наказания; сознав свою вину, они уже легко переносили и наказание. Будучи еще светским преподавателем, он образ жизни вел уже монашеский, отличался глубокой религиозностью, никогда не пропускал богослужений в семинарской церкви, подавая добрый пример учащимся. Все это еще более возвышало авторитет его среди учеников, так как они знали искренность и прямоту его натуры. 8 июня 1885 года пострижен в монашество, а 12 июня рукоположен во иеромонаха. С 17 января 1886 года назначен ректором Смоленской семинарии, а 26 января возведен в сан архимандрита. С 21 марта 1889года – ректор СПБ духовной семинарии. 5 августа 1890 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 24 октября 1892 года – епископ Гдовский. С 10ноября 1893 года – епископ Саратовский и Царицынский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГДОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (впосл. Ленинградской) епархии, титулярное, именовалось по г. Гдову С.-Петербургской губ. (ныне Псковской обл.), Гдовские епископы являлись 2-ми или 3-ми викариями правящего архиерея. После кончины С.-Петербургского, Новгородского и Финляндского митр. Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892) С.-Петербургская епархия была введена в границы одноименной губернии. Высочайшим повелением 18 окт. 1892 г. новый митрополит был назначен на столичную кафедру с титулом С.-Петербургского и Ладожского. В связи с этим викарный Ладожский еп. Николай (Налимов) 24 окт. был переименован в епископа Гдовского. В ведении Гдовских епископов находилось церковно-школьное дело С.-Петербургской епархии, они являлись председателями совета епархиального братства Пресв. Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета. Местопребывание Гдовских архиереев - Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы в С.-Петербурге. Кафедральный храм - Димитриевский собор в Гдове. 13 нояб. 1893 г. еп. Николай (Налимов) получил назначение на Саратовскую и Царицынскую кафедру, в тот же день на Г. в. был перемещен еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии Назарий (Кириллов) . Как председатель совета братства Пресв. Богородицы он 9 марта 1897 г. освятил главный престол братского храма в честь Покрова на Боровой ул. в С.-Петербурге. 21 окт. 1897 г. еп. Назарий занял Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. Следующее назначение на Г. в. последовало 3 дек. 1898 г., когда епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии стал бывш. 3-й викарий той же епархии Ямбургский еп. Вениамин (Муратовский) , до 28 апр.- 1 мая 1899 г. управлявший Череменецким во имя св. ап. Иоанна Богослова мон-рем (ЦВед. 1899. 21. С. 196). 10 июня 1899 г. еп. Вениамин освятил деревянную церковь в с. Заянье Гдовского у., реставрированную к ее 200-летнему юбилею, 10 июля 1901 г. стал епископом Калужским и Боровским.

http://pravenc.ru/text/161802.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010