Биография Святейшего Патиарха Московского и всея Руси Aлekcuя I 25 апреля 2017 года Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) Родился 27 октября (8 ноября) 1877 г. в Москве. В 1888 г. поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1903 г. — в сан иеромонаха. В 1904 г. закончил Московскую духовную академию и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. Впоследствии в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем — Новгородской семинарий. 28 апреля 1913 г. в Софийском соборе Новгородского кремля хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении архиепископа Арсения (Стадницкого), епископов Никона (Рождественского), Псковского Евсевия (Гроздова), Кирилловского Иоанникия (Дьякова) и Гдовского Вениамина (Казанского). В январе 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В октябре 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в г. Каркаралинск (ныне в Карагандинской области). В марте 1926 г. вернулся в Ленинград. Был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. В 1927-1935 гг. — член Временного Патриаршего Священного Синода. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом «Старорусский». С августа того же года митрополит Новгородский и Старорусский. В октябре 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора  лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.

http://bogoslov.ru/article/571154

В Неделю четвертую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя Москва, 30 марта 2009 г. 29 марта, в Неделю четвертую Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы. Его Святейшеству сослужили митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Истринский Арсений, Пинский и Лунинецкий Стефан, Николаевский и Вознесенский Питирим, Курский и Рыльский Герман, Мурманский и Мончегорский Симон, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; епископы Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Троицкий Панкратий, духовенство Московской епархии. За Малым входом Святейший Патриарх Кирилл во внимание к усердным трудам вручил ряду клириков Московской епархии церковные награды, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По завершении чтения Евангелия Его Святейшество обратился к молящимся с Первосвятительским словом, в котором на примере евангельского повествования об исцелении бесноватого отрока (см. Мк. 9. 17-31) рассказал о значении поста, молитвы и горячей веры в Бога, могущей победить диавола. «Взмолился несчастный отец, прося Спасителя исцелить отрока. И тогда Господь, обращаясь к нему, спрашивает: верит ли он? То есть верит ли он в то, что Господь может это совершить, – пояснил Святейший Патриарх Кирилл. – И добавляет, что все возможно верующему. Только после того, как отец отрока исповедует свою веру, Господь исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что род сей, то есть диавольский род, может изгоняться только молитвой и постом». Это евангельское чтение заставляет нас подумать о том, что такое беснование, сказал Его Святейшество и напомнил, что Евангелие содержит множество свидетельств о том, как Господь исцелял одержимых демонами. «Это были буйные люди, и в нашем сознании бесноватость – это и есть некое буйство, потеря разума, – отметил Святейший Владыка.– Но это совсем не так. Беснование есть одержимость духом злобы, диавольским духом; бесноватость может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться... Если диавол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется диаволу, и происходит это не через какое-то непосредственное внушение диавола, а происходит это часто путем естественным».

http://pravoslavie.ru/29821.html

Владимир, архиепископ Тобольский и Сибирский (Алявдин Василий Федорович) Родился 28 июля 1791 года в г. Владимире в семье священника Успенского женского монастыря. В мае 1799 года Василий поступил во Владимирскую духовную семинарию и еще до окончания ее, в марте 1812 года, был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1818 году со степенью магистра. По окончании академии определен инспектором Пензенской духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре был назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 году, по его просьбе, был переведен во Владимирскую духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 года в Боголюбском монастыре Василий был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, а 20 января епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Солбинской Николаевской пустыни (в Переславльском уезде). 15 октября 1827 года иеромонах Владимир переведен ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского духовного училища. 29 января 1828 года возведен в сан архимандрита и определен действительным членом конференции Петербургской духовной академии. С 25 сентября 1829 года – ректор и профессор богословия Калужской духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 года в Духовской церкви Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротонию совершали: Санкт-Петербургский митрополит Серафим, бывший митрополит Карталинский и Кахетинский Иона (Василевский), архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников) и Венедикт (Григорович), епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Назначение в Киевскую епархию радовало епископа Владимира, но служить там ему пришлось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вольск. Вольский Владимирский монастырь. Карта и ближайшие объекты Разрушенный в середине 1920-х годов Свято-Владимирский женский монастырь обретает новую жизнь: комплекс уцелевших зданий обители официально возвращен Саратовской епархии. Теперь здесь разместится Подворье Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова, учрежденное по благословению Митрополита Лонгина в июне 2013 года. История Свято-Владимирского женского монастыря ведется с середины XIX века. В октябре 1866 года обитель получила статус общины, которая через 26 лет была возведена в степень женского общежительного монастыря. При обители находились больница и богадельня для престарелых. В марте 1919 года на заседании уездной комиссии по отделению Церкви от государства было решено ликвидировать монастырь. Его здания были переданы в ведение Собеса для организации детского приюта. Главный монастырский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери пережил изъятие церковных ценностей 1922 года и был разрушен в начале тридцатых. Сама обитель еще несколько лет жила под видом трудовой сельскохозяйственной артели. После этого она была окончательно разгромлена, а многие монахини были арестованы и высланы в северные районы страны. 8 января 2000 года на месте разрушенного монастыря был установлен трехметровый Поклонный крест. С тех пор каждый год 3 июня к уцелевшим стенам монастыря совершается крестный ход. В нем участвуют сотни верующих, желая почтить память насельниц Владимирского монастыря, которые погибли в годы гонений на Церковь. Источник: Пресс-служба Саратовской епархии (03 сентября 2013) http://pravpokrov.ru/company/news/detail. Весной 1858 года несколько крестьянок села Богородского Николаевского уезда Самарской губернии решили основать монашеское поселение на дальней окраине Вольска среди садов и дач, неподалеку от старинного городского кладбища. История сохранила имена первых насельниц новой обители. Ими были девицы Анна Дмитриева, Екатерина Николаева и Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея). Место будущего монастыря было торжественно освящено 12 мая 1858 года. На первых порах монахини и послушницы обустраивали кельи и хозяйственные постройки, окружали обитель плетеной из кустарника оградой, работали в садах соседних землевладельцев.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Гедеон, митрополит Киевский и Галицкий (Святополк Четвертинский Григорий, князь) Родился в семье княжеского старосты. В 1659 году хиротонисан во епископа Луцкого и Острожского. Это был период господства унии, период наступления католичества на Православие в Малороссии. Униатский епископ Иосиф (Шумлянский), управляющий Киевской митрополией, старался выжить епископа Гедеона с Волыни. Много притеснений пришлось терпеть преосвященному Гедеону со стороны польских властей, но он твердо стоял за Православие. Польский король и королева убеждали епископа Гедеона перейти в католичество или унию, а за отказ угрожали вечным заточением в крепость Мариенбург. Эти угрозы устрашили владыку Гедеона. Он бежал из своей епархии в Батурин и поселился в Крупицком Николаевском монастыре Черниговской епархии. В это время около 10 лет пустовала Киевская митрополичья кафедра. Московский патриарх Иоаким ставил вопрос о подчинении Малороссии Москве также в духовном отношении, как была она подчинена политически. Заметим, что до этого времени Малороссия в каноническом отношении подчинялась Константинопольскому патриарху. Теперь патриарх Иоаким прилагал все усилия, чтобы изменить существующее положение. Он советовал гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу избрать для Киева митрополита, причем чтобы это был человек, которого можно бы привести в подчинение без сопротивления с его стороны. Гетман предложил епископа Гедеона, человека скромного и слабохарактерного. 8 июля 1685 года на состоявшемся в Киеве Соборе епископ Гедеон (под давлением гетмана Самойловича) был избран в митрополиты Киевские. Вновь избранный митрополит отправился в Москву для посвящения, и 8 ноября 1685 года патриархом Иоакимом владыка Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского. Наделенный подарками и грамотой о подчинении ему Черниговского архиепископа и Печерского архимандрита, митрополит Гедеон 15 декабря выехал из Москвы. А гетман Самойлович добился для Киевского митрополита сохранения всех его прежних отличий, права безапелляционного суда и права печатать книги и заводить духовные школы в пределах митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава IV. Благотворительная деятельность братств Благословенны рабы Божии, которые не только станут оказывать помощь просящим, но сами будут исходить на отыскание нуждающихся» (слово митрополита Платона при учреждении Кинешемского благотворительного братства. Из числа существующих братств почти половина посвящает свою деятельность благотворительности в тесном смысле этого слова. Сначала мы выделим в особую группу те братства, которые поставили себе целью иметь попечение о нуждах детей, обучающихся в духовных училищах, в том числе и семинариях. 1 .Во главе такого рода благотворительных братств надлежит поставить братство святого Николая в г. Москве. По почину покойной великой княгини Елены Павловны, с благословения митрополита Филарета и при ревностном участии нынешнего Обер-Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева (тогда еще профессора Московского университета), Η. П. Гилярова-Платонова, архимандрита Иакова (впоследствии епископа) и протоиерея Ключерева (ныне Харьковский архиепископ Амвросий) возник в 1865 году в Москве комитет для обсуждения и принятия мер к поддержанию недостаточных членов духовенства в содержании их детей в духовных училищах, ибо материальный быт нашего сельского духовенства находился (да и по сю пору находится) в плачевном состоянии. Плодом комитетских занятий явился устав нового братства, названного в память в Бозе почившего Наследника Цесаревича Николая Александровича – Николаевским. Устав был утвержден 29 сентября 1865 года митрополитом Филаретом. Согласно § 7 устава средства братства были употребляемы на вспомоществование беднейшим ученикам духовно-учебных заведений Московской епархии. В 1890 году братство справило свой 25-ти летний юбилей и из отчета видно, что всего на содержание и вспомоществование 2 809 ученикам было затрачено братством 104 530 руб.; не оставляло братство без помощи и недостаточных воспитанников семинарии. Всех же воспитанников духовно-учебных заведений Московской епархии, которые пользовались пособием от братства за 25 лет его существования было 3.770 человек – на что было израсходовано 149 843 руб.) 88 . С 1892 года журнал «Детская помощь», орган общества попечения о неимущих нуждающихся в защите детях в Москве стал также органом братства святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Домнино. Монастырь Царственных страстотерпцев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Домнино – центр родового владения, досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого. В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, удалились сначала в вотчину, а затем под Кострому в Ипатьевский монастырь. 6 января 1613 года Земский собор избрал Михаила Федоровича Романова на царство. 13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать свое согласие на воцарение. Источник: Архимандрит Иоанн (Павлихин) «Церковный вестник» 21(346) ноябрь 2006 г. Успенская с. Домнина каменная, с кам. колокольнею и оградой. Построена в 1817 г. прихожанами, на том месте, как гласит надпись на мраморной доске в стене при входе в церковь, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, урожденной Шестовой. Возобновлена в 1831 году по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Успения Божией Матери, б) во имя святит. Николая, в) в ч. Тихвинской иконы Божией Матери. В церкви есть икона Воскресения Христова и Казанская икона Божией Матери, находившиеся, по преданию, в домовой церкви старицы Марфы Иоан. Расстояние от Костромы 67 в., от г. Буя 38 в. Ближайшие церкви: Преображенская села Хрипелей в 2 верстах, Воскресенская села Молвитина и Николаевская села Соболева в 6 верстах, Троицкая села Исупова в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 227, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 235-236 В 2004 году в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, – преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.

http://sobory.ru/article/?object=04253

З Забережская Спасская пустынь Упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Бежецкой пятине, расстоянием от Великого Новгорода к востоку около 300 вёрст и была приписана к Николаевскому Теребенскому монастырю. Крестьян было за этой пустынью 13 душ, а пахотной земли 215 десятин. Настоятельство Строительское продолжалось до 1764 года, а в сем году по Духовным Штатам пустынь сия упразднена. Заблудовский Успенский монастырь Житомирской Епархии заштатный мужской. Находится в местечке Заблудове при базаре, почему и название своё имеет Заблудовский, расстоянием от Слуцка в 50 милях, от Белостока в 12 вёрстах. Оный монастырь первоначально в 1567 году был заложен бывшим Великого Княжества Литовского Гетманом Григорием Александровичем господином Хоткевичем, приходской православной двухпрестольной, во имя Успения Пресвятой Богоматери и Святителя Николая, церковью, которая и фундушем от него господина Хоткевича того ж года снабжена с назначением к ней одного православного священника с диаконом, которым также фундушем определена и площадь, близ самой церкви лежащая, для постройки священнического и диаконского дома и прочих нужных по хозяйству строений и с выделением для оных священнослужителей пахотной и сенокосной земли в трёх переменах или полях, содержащих в себе десять уволок, на вечные времена. А чьим иждивением первоначально построен там священнослужительский дом с принадлежащими к нему строениями, о том в фундуше не изъясняется и по бумагам монастырским не значится, к тому же из документов в подтверждение того фундуша на данных: первого – 1641 года Ноября 16, от жены его господина Хоткевича Анны Кащанки Радзивилловой и второго – 1611 года Марта 8 от Князя Криштофора Радзивиллы видно, что по умножению благочестивого народа был там и Протопоп. Почему таковая церковь и существовала приходской через 90 лет с лишком, то есть по 1658 год. А затем Княгиня Молдавская Мария Господарева, подтверждая тот Г. Хоткевича фундуш, хотя и наименовала в своём документе, данном в 1659 году Ноября 20 вышеупомянутый священнический дом уже монастырём для 12 человек монахов, но таковое её положение впоследствии времени не приведено было в действие, и по какому случаю назван монастырём, о том по всем документам и фундушам ни малейшего сведения не найдено.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бездоказательные, лживые сведения стали препятствием в канонизации митрополита Нестора (Анисимова) 17.01.2004 701 Время на чтение 5 минут ДОСТОЧТИМЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ! Обращаемся к Вам за помощью на последнем этапе канонизации митрополита Нестора (Анисимова). Комиссией по канонизации митрополита Нестора совместно с Музеем истории Православия на Камчатке и в Русской Америке Петропавловской и Камчатской епархии подготовлены материалы о жизни и деятельности приснопамятного Владыки Нестора, просветителя камчатских народов, создателя Камчатской единой Духовной миссии, Камчатского Православного Братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса во всероссийском масштабе, Петропавловской и Камчатской епархии, Камчатского подворья в г. Харбине с храмом во имя иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих радосте " и Домом Милосердия,Экзархата Московского Патриархата в Юго-Восточной Азии, епископа, архиепископа Петропавловского и Камчатского, митрополита Харбинского и Маньчжурского, узника мордовских лагерей (8 лет), митрополита Новосибирского и Барнаульского,митрополита Кировоградского и Николаевского, Исповедника веры Христовой и Подвижника благочестия с честью, достоинством и смирением пронесшего три своих креста - иноческий, миссионерский и святительский. Составлено Житие митрополита Нестора (Анисимова), которое отправлено в Священный Синод в 1999 году вместе с ходатайством о признании трудов Святителя Нестора (Анисимова) равноапостольными и о причислении его к лику святых в ипостаси Исповедника и Подвижника веры Христовой. За три года напряженной работы по рекомендациям Комиссии по канонизации святых Священного Синода РПЦ " Житие " доработано, прояснены многие эпизоды жизни и деятельности Владыки Нестора. В частности, о пребывании митрополита Нестора в Русской Православной Церкви За рубежом, о почитании в церковном народе и в миру и т. д. Нам настоятельно рекомендовали изучить и прокомментировать протоколы его допросов на Лубянке в 1948 году. Однако многочисленные запросы с просьбой об ознакомлении с " уголовным делом " не давали результатов, т. к. " Дело " до сих пор находится в оперативном архиве. И только усилиями ректората Московского Свято-Тихоновского института интересующая нас часть протоколов была получена в ноябре 2003 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010