Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Николаевский) Антоний (Николаевский) ( 1820 - 1889 ), епископ Пензенский и Саранский В миру Николаевский Вениамин Иванович, родился в 1820 году в с. Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1841 году окончил полный курс Петербургской академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе месяце назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию , в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество , 7 сентября рукоположен во иеродиакона , а 7 октября - во иеромонаха . С 1852 года - помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Свящ. Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита . 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии . В период ректорско-преподавательской деятельности заслужил славу " обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками " . 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого , викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года - епископ Енисейский и Красноярский . Несмотря на большую протяженность епархии, епископ постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500-2000 километров. Особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в православие. Однажды в с. Аксызе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аксызе до 3000 инородцев.

http://drevo-info.ru/articles/16603.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Активное вмешательство советской власти в религиозную жизнь населения Витебской губернии началось осенью 1921 г., когда распоряжением Витебского губернского исполкома на отдел юстиции были возложены вопросы практической реализации декрета «Об отделении Церкви от государства» . С 30 августа 1921 г. в Витебской губернии активно действовала губернская комиссия помощи голодающим (Витгубкомпомгол), которую возглавлял председатель исполнительного комитета Витебского губернского совета С. Н. Крылов. Первоначально сбор пожертвований был добровольным: проводились трехдневник, затем недельник и двухнедельник помощи голодающим, а с 1 января 1922 г. стал реализовываться принцип «десять сытых на одного голодающего». Однако агитационная работа не принесла ощутимых результатов, и для крестьян, торговцев, кустарей и ремесленников был введен специальный налог: дополнительно 5% от установленного государством продналога. Это должно было дать не менее 200 тыс. пудов продовольствия, но по ряду причин план остался не выполненным . Возникла необходимость в поиске других путей выполнения плана. Одним из них стало изъятие ценностей у религиозных общин. Зимой 1922 г., как видно из материалов работы пленума Витгубкомпомгола , председатель комиссии Крылов вступил в личные переговоры с архиепископом Полоцким и Витебским Иннокентием (Ястребовым) по поводу организации сборов в пользу голодающих через приходы Полоцко-Витебской епархии. Затем было составлено официальное письмо Витгубкомпомгола с этой просьбой в адрес епархии, архиепископ Иннокентий направил в приходы распоряжения о сборе пожертвований в пользу голодающих , при витебском кафедральном Николаевском соборе была сформирована специальная комиссия для организации этой работы . 11 февраля 1922 г. было опубликовано воззвание архиепископа Иннокентия к православным христианам, где он призывал не оставаться безучастными к горькой участи своих братьев по вере, по крови и по Отечеству, предлагал приносить посильные пожертвования деньгами, зерном, мукой, холстом соборному совету витебского кафедрального собора, откуда все собранное планировалось передавать голодающим . 15 февраля Витгубкомпомгол разослал уездным исполкомам Витебской губернии циркулярную телеграмму, в которой предписывал оказывать всемерное содействие местному духовенству в оказании помощи голодающим, причем особо оговаривался механизм сбора пожертвований: через местное духовенство в адрес архиепископа Иннокентия, затем – по указанию Витгубкомпомгола . Епархиальная комиссия по сбору пожертвований при витебском кафедральном Николаевском соборе предлагала конкретные формы помощи голодающим: на собранные в церковных приходах деньги должен был приобретаться хлеб .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

27.03.2024 Незадолго до начала войны в 1914 году с 1 – по 11 июля в Петербурге проходил первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. Он проходил в атмосфере приближающейся войны и во многом определил готовность к ней русских военных пастырей. 21 августа 1914 года Германия объявила войну России. В этот же день Святейший Синод на срочном заседании издал определение N6502, согласно которому 42 тысячи православных приходов были подняты на ноги и 50 тысяч церковных амвонов были призваны на поддержку армии. Одновременно начало действовать мобилизационное расписание Синода 1910 года, которое предусматривало укомплектование новых полков епархиальным духовенством. Кроме того, СвяПротопресвитер Георгий Шавельскийтейший Синод призвал монастыри, православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых и больных воинов и на оказание помощи солдатским семьям. Для этой же цели во всех церквах был установлен кружечный сбор за каждым богослужением. Монастырям, общинам и всем духовным учреждениям было предложено отвести и подготовить под лазареты для раненых все свободные помещения, так же как и те, которые можно приспособить для этой цели. Все обители призывались к подготовке способных и благонадежных сиделок для ухода за ранеными воинами в лазаретах и госпиталях. Особое внимание уделялось семьям мобилизованных граждан. Для создания на местах организованной благотворительной помощи таким семьям Святейший Синод поручил епархиальным преосвященным немедленно образовать во всех приходах особые попечительские советы из мирных прихожан с непременным участием в их деятельности духовенства и церковных старост. При Ставке Верховного Главнокомандующего были созданы полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства и склад военно-церковной литературы; военно-духовная организация немедленно перешла на штаты военного времени. Протопресвитером — последним в истории Российской армии — был Георгий Иванович Шавельский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, после окончания которой служивший священником Суворовской Качанской церкви при Николаевской военной академии. Будучи участником войны с Японией, под Лаояном и на реке Шахэ, был ранен и контужен. За боевые заслуги награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами, а так же золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте. 13 декабря 1904 года он был назначен на должность главного полевого священника 1-й Манчьжурской армии. В 1910 году Советом Санкт-Петербургской Духовной академии удостоен степени магистра богословия. А в 1911-м году он назначается на должность протопресвитера военного и морского духовенства.

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Впервые территория полуострова стала духовно управляться своим архиереем в 1840 году. До этого Камчатка в соответствии с административно-территориальными преобразованиями Государства Российского входила в Сибирскую губернию со столицей в Тобольске (с 1708 г.) как часть Якутского уезда; с 1731 г. Камчатка вместе с Анадырским краем включалась в самостоятельное Охотское правление, с 1783 г. — в Иркутскую губернию (в ее составе Охотская область с Камчатским полуостровом, поименованным по названию главного административного центра территории Нижнекамчатским уездом); вновь в Иркутскую губернию как самостоятельная область (с 1803 г.); в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство как Приморское Камчатское управление (в его составе Чукотский и Анадырский края); с 1849 г. Приморское Камчатское управление упраздняется, к его территории присоединяется Гижигинский уезд и создается особая Камчатская область во главе с генерал-губернатором; с 1856 г. Камчатская область с названием «Петропавловский округ» включается в созданную Приморскую область; с 1902 г. Петропавловский округ дробится на самостоятельные Петропавловский, Гижигинский, Анадырский и Командорский уезды с подчинением их столице Приморья Николаевску; наконец, в 1909 г. вышеперечисленные уезды образовали Камчатскую область во главе с губернатором, которая включена в Приамурское генерал-губернаторство. С 1917 по 1922 г. власть на полуострове осуществлялась Комитетом общественной безопасности, Советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, колчаковским комиссаром, Военно-революционным комитетом, белогвардейским правительством и вновь Советской властью.(Камчатка, XVII-XX в. в. Историко-географический атлас, стр. 97). Синхронно светской власти видоизменялись (переподчинялись, укрупнялись и дробились) территории церковного управления. Менялись центры духовного окормления. Миссии организовывались, направлялись на Камчатку и управлялись вначале Тобольской, а затем Иркутской епархиями. Что нам известно об историческом периоде в полтора столетия, последовавшем за временем, зафиксированным священником и историком Прокопием Громовым?

http://sedmitza.ru/text/401985.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) . Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию . Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему " настоящим раем " . В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Преподавательская деятельность Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска , затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии . Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (ВАКУЛЬСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Вакульский) Архим. Амфилохий (Вакульский) 6 мая 1908 года был возведён в сан игумена . 1 августа 1908 года был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский полуостров ) и назначен также благочинным Михайловского округа. На Чукотке пробыл с 1 июня 1909 по август 1910 года; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апреля 1912 года стал благочинным Канады и настоятелем прихода в Эдмонтоне , провинция Альберта, с проживанием в приписном к нему приходе в посёлке Рэббит-Хилл . 6 мая 1914 года был возведен в сан архимандрита . 20 апреля 1915 года был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий. 10 сентября 1916 года был определен членом Аляскинского духовного правления. После отъезда его в Канаду православная паства, оставшаяся в Северной Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, главным образом пресвитериан и методистов . Из более чем 3 тысяч православных к 1916 году в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму отец Амфилохий по собственному прошению в июне 1916 года был переведен на Северную Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Квикпахской миссии на реке Юкон, при Крестовоздвиженской цекрви, и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 году был избран викарным епископом Аляскинским . Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии был направлен епархиальным начальством в Москву , к патриарху Тихону , однако по обстоятельствам времени не смог проехать далее Риги . Наречение во епископа состоялось по благословению патриарха 28 июня 1924 года в США. 28 июля того же года митрополит всей Америки и Канады Платон (Рождественский) , епископы Чикагский Феофил (Пашковский) и Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали Амфилохия во епископа .

http://drevo-info.ru/articles/10637.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРИФИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Кириллович Трифильев ( 1872 - не ранее 1931), протоиерей Родился в 1872 году в селе Большая Каракуба (Аргин) Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне Раздольное Старобешевский район Донецкой области) в семье священника Кирилла Трифильева . В 1894 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии по II разряду . Есть сведения также об окончании им университета. Вступил в брак с Верой Андреевной. В семье родились дочери 1897 и 1901 г.р., сын Леонид (18 ноября 1908). 14 сентября 1894 года рукоположен во священника и был определён в родное село . Работал законоучителем земского училища, был председателем Николаевского миссионерского комитета. В августе 1897 года стал настоятелем храма вмч. Димитрия Солунского вместо отца , ушедшего за штат. Вел публицистическую деятельность. Печатался в Екатеринославских епархиальных ведомостях. Поддерживал октябристов, а затем - русских националистов, указывал в печати, что православным пастырям должна быть чужда " уродливость крайне правых и крайне левых партий " . Отец Алексий позже так написал о своем служении в селе: " Село Б.Каракуба – моя родина, где протекали лучшие годы (25 лет) службы церкви и народу. Застаю его глухим селом, через 25 лет мне удалось превратить в культурный оазис. Оно имело две школы, агрономическое училище, музыкально-драматическое общество, которое ставило спектакли и давало концерты, имея прекрасный оркестр военно-духовой музыки, врачебный пункт и др., просветительно-благотворительные учреждения. За такую деятельность я стал преследоваться как защитник сельской бедноты. Социальные отношения при моем поступлении были таковы, что все село находилось в кабальной зависимости от группы кулаков (30 – 50 чел.), которые выбирая из себя администрацию (старшин, старост), делали что хотели. Вот против этих кулаков я и повел беспощадную борьбу. Вокруг меня сразу же объединилась беднота, и путем выступления в печати, хождения по правительственным учреждениям Мариуполя и Екатеринослава мы победили, и объдинившаяся и раскрепощенная беднота стала выбирать лиц администрации из своей среды... и управлять селом по своему усмотрению

http://drevo-info.ru/articles/13678929.h...

Глава II. Религиозно-просветительная деятельность братств А. Просвещение детей Обозревая, в частности, деятельность братств, мы видим, что большинство из них на первом плане ставят заботу о правильной организации религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этом деле проводится благотворная мысль, что детям народа прежде всего необходимо воспитание в духе православного вероучения. Существенная часть этой задачи заключается в развитии с детского возраста сознания того, что каждый христианин есть член церкви, требующей от него «живых» дел на «благо общее», которое предпочтительнее «блага личного». Эти мысли также проведены в правилах о церковно-приходских школах, которые основаны с целью утверждения в народе православного учения веры и нравственности христианской, и сообщения первоначальных полезных знаний, а потому открытие церковных школ в России встречено было братствами с горячим сочувствием и попечение о них стало главным предметом братской деятельности. Некоторые братства достигли в короткое время значительных успехов в деле церковно-православного просвещения народа, удостоились ВЫСОЧАЙШЕГО одобрения и поощрения, и на советы их возложены епархиальными архиереями обязанности епархиальных училищных советов 16 . Обращаясь к ближайшему рассмотрению братской деятельности по просвещению детей, мы сначала познакомимся с деятельностью тех братств, которые заведуют всеми церковными школами в епархии. Братства заведующие (в Европейской России) всеми церковными школами в епархии 17 (к 1 Января 1891 года) Местонахождение епархии Наименование братства Общее число школ церковно-приходских и грамоты Общее число учащихся в них Число начальных учил.М.П.Пр.и других ведомств Общее число учащихся в них Количество детей школьного возраста (от 7 до 14 лет) Количество детей, остающихся вне школы 1) Владимирская Александ.-Невск 170808 128949 2) Екатеринбург. Св. прав. Симеона Св. Духовское 4) Минская Св. Николаевское 171335 136903 5) Московская Кирилло-Мефод 6) Нижегородская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор. Род. в Черниговской губ. Муз. воспитанием обязан местному регенту, духовному композитору прот. Данилевскому. В 1818 г., по окончании Черниговской ДС, по собственному прошению определен в Рыхловский Пустынно-Николаевский мон-рь, где 14 марта 1820 г. пострижен в монашество, 11 июля рукоположен во диакона, 14 июля - во иерея архиеп. Черниговским Симеоном (Крыловым-Платоновым) . С 30 апр. 1822 г. определен в Симонов мон-рь, где исполнял обязанности головщика на правом клиросе. По Высочайшему повелению и распоряжению Святейшего Синода, утвержденному митр. Филаретом (Дроздовым) , 20 мая 1839 г. перемещен в балаклавский Георгиевский мон-рь запасным иеромонахом для служения в укреплениях Черноморской береговой линии, куда прибыл 25 июля 1839 г. С июня 1840 г. служил в крепости Бомборы в Абхазии; с 16 июня 1840 по 5 июля 1843 г. был причислен к Черноморскому линейному батальону 10. 28 апр. 1843 г. уволен оттуда в Московскую епархию с разрешением посетить св. места за границей. По возвращении в Москву 12 июля 1844 г. определен в Данилов мон-рь (1844-1848). С 1848 г. до конца жизни находился в Николаевском мон-ре в Батурине. Автографы сочинений В. (3 тома), в основном для 4-голосного смешанного хора, хранятся в ОПИ ГИМ. 1-й том, вероятно, включает все сочинения В., созданные к 1834 г. (62 песнопения, в т. ч. неск. концертов). Во 2-й части тома и в прибавлениях к нему помещены соч. Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , а также песнопения с пометками «киевское», «простое» или «из простого», «из Обихода», к-рые, возможно, не являются произведениями В. 2-й и 3-й тома содержат по 12 концертов, созданных соответственно в 1835-1836 и 1837-1843 гг., преимущественно в Симоновом мон-ре. Большинство концертов написаны на стихи из псалмов, избранные самим композитором; иногда тексты концертов связаны с событиями жизни В. Так, концерт «Да не потопит мене буря водная» был написан по случаю отъезда В. в Абхазию. В композиции концертов неоднократно меняются темп, метр, тональности, что нередко приводит к рыхлости формы.

http://pravenc.ru/text/158542.html

Не смотря на специальные и капитальные исследования в нашей литературе по истории русской церковной иерархии многие вопросы из этой истории остаются еще не обследованными. К числу их относятся вопросы о порядке образования епархий, о границах их, о числе в них церквей и приходов, о характере отношений епархиальной власти как к своей епархии, так и к высшей центральной церковной власти, и о влиянии этих отношений на общий ход церковной русской жизни. Недостаток исторического материала в местных церковных, архиерейских, консисторских и монастырских архивах служит одною из причин, задерживающих раскрытие указанных вопросов; но этот недостаток может быть восполнен розысканиями в архивах центральных учреждений, куда доставлялись сведения из разных мест обширной русской земли. Для истории нового времени (XVIII и XIX в.) незаменимое значение имеет архив Святейшего Синода; для истории древнего времени имеют значение синодальная, бывшая патриаршая библиотека в Москве, главный Московский архив министерства иностранных дел, но более всего центральный архив министерства юстиции, где собраны дела бывших приказов, акты разных монастырей и епархий; здесь в подлинниках и списках сохранились такие документы, которые считались навсегда утраченными и без знакомства с которыми многие описания прошедшей жизни останутся не полными. Настоящая статья имеет целью на основании архивных документов представить описание необследованного еще состава бывшей патриаршей области и отношения её к делу открытия епархий на Руси в XVII веке. Патриаршую область точнее можно назвать епархией патриарха; в состав её входили те города с их уездами, которые находились в непосредственном церковном управлении патриарха, как епархиального архиерея. Унаследованная от прежних Московских всероссийских митрополитов область эта до второй половины XVII века постепенно увеличивалась в своем составе вследствие расширения пределов Московского государства, усиления русской колонизации, подчинения многих городов и земель Московским государям и передачи этих городов в церковное ведение патриархам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010