Олюшинская Николаевская церковь Вельского уезда Вологодской епархии. Нынешнее состояние церквей. В настоящее время Олюшинских церквей две: одна - Воскресенская, другая - Преображенская. Первая - Воскресенская церковь - деревянная, одноэтажная, холодная, с теплым приделом - Успенским. Она строена еще в то время, когда существовала первоначальная деревянная Николаевская церковь. Главным деятелем по постройке ее и по украшению иконами и утварью был местный священник Антоний Петров Петропавловский. Постройкою она была начата в 1791 году и окончена к 1800 году, когда была освящена 24 июня протоиереем Вельского Троицкого собора Стефаном Левицким, по благословению и грамоте Епископа Вологодского Иринея, но уже по смерти епископа. Украшение храма иконным письмом продолжалось в 1805 и 1806 годах; иконописцем был диакон Петр Малевицкий (едва ли не из Шенкурска). Длина этой церкви с трапезою до алтаря - 8 сажен, с притвором - 11, а с главным алтарем - 14 сажен, ширина - 4 1/2 сажени, а высота внутри главного храма до креста - 12 сажен, придельного - 5 сажен. Антиминс Воскресенской церкви был до 1845 года полотняный; ныне же атласный, священнодействован Вологодским епископом Евлампием 28 января 1845 г. В теплом Успенском приделе, освященном ранее главного храма, в 1796 г., антиминс был до 1872 г. - холщовый, а с этого г. - атласный, священнодействованный в этом году бывшим епископом Вологодским, ныне Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Палладием 2 апреля. Снаружи церковь была вновь опушена тесом в 1830 году и перекрыта; в 1894 году опушка и крыша были основательно ремонтированы. Иконостас в главном храме - четырехъярусный, столярной работы, посеребренный, местами золоченный. Местные иконы нижнего яруса иконостаса имеют в вышину 2 аршина, в ширину 1 1/4 аршин. Царские врата - резные золоченые; над царскими вратами находится изображение Св. Духа в виде голубя в сиянии, с резными позолоченными херувимами. При сравнении нынешней описи церкви с описью церкви 1809 года видно, что расположение икон в иконостасе осталось тоже до сих пор, как было и в 1809 году. Кроме храмовой иконы Воскресения Христова, украшенной медной посеребренной ризой в 50 руб., в иконостасе есть еще икона " Черниговская " Божией Матери, украшенная такою же ризой в рублей 60 усердием прихожан.Из икон этой церкви почитается чудотворною находящаяся за левым клиросом в киоте " Смоленская " икона Божией Матери (Одигитрии), весьма древнего письма " в углублении дски " , высотою 33 1/2 вершка и шириною 27 вершков. На ней медная посеребренная риза ценою 65 рублей. Получившие исцеления обыкновенно украшают икону серебряными привесками, изображающими исцелевшие части тела. В приделе Успенском также есть " Черниговская " икона Божией Матери, украшенная фольговой ризой. Над входом в Воскресенскую ц. поставлена икона Успения Божией Матери, высотою 26 вершков и шириною 20 вершков, перенесенная, по преданию, из древней, упраздненной деревянной часовни, бывшей в приходской деревне Доровской.

http://sobory.ru/article/?object=27962

Отделение III. Уезд Ахтырский I Округ ГОРОД АХТЫРКА В 106 верстах от Харькова, на ровном и частью болотистом месте, при трех озерах и при речках Ахтырке и Гусинице. Татарское имя Ахтырки, означающее белый яр, само указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт, иначе притон кочевья татарского со стадами. Население Ахтырки казаками относят к 1641 г.. На этот год населения указывает записка об Ахтырском монастыре 1724 г. Сочинителю географического словаря известна была грамота царя Алексея 1669 г., в которой сказано было, что город построен в августе 1641 г. под надзором королевского урядника Кульчевского и в нем первым урядником был пан Якубовский. В акте размежевания границ 1647 г. сказано, что Ахтырский город передан Польшей московскому царю вследствие бывшего пред тем договора. По Чугуевской переписке Ахтырка является черкасским новопостроенным городом в 1654 г. Крепость Ахтырская была с 5 башнями и 2 бастионами, с воротами на запад и север. Остатки валов ее на левой стороне р. Ахтырки и поныне еще видны. Внутри ее стояли два храма – Спасский и Николаевский. Площадь ее была необширна. Но ее окружали, как это было и в других городах черкасов, обширные предместья. Ахтырка была полковым городом, где полковая канцелярия заведывала по военным и гражданским делам, кроме Ахтырки, местечками Красным Кутом, Богодуховом, Мурафой, Рублевкой, Колонтаевым, Коломаком, Боромлей, Хухрой, впоследствии и Котельвой. Здесь же постоянно было и духовное правление, или протопопия, двор духовный для церковных дел полка. А ныне в Ахтырке 7 храмов: соборный Покровский, Успенский, Николаевский, Преображенский, Петропавловский, Георгиевский и Михайловский, первые три – каменные, остальные – деревянные. 1 . В 40 саженях от нынешнего каменного Покровского храма остается доселе памятник бывшего деревянного Покровского храма. Время построения деревянного храма подлинно неизвестно. Но при продаже ахтырского участка земли 30 сентября 1677 г. свидетелем был «Святопокровский поп Димитрий Романов». Две другие купчие крепости 1702 г. говорят, что ахтырский Покровский священник Димитрий Тимофеевич продал пану Ивану Бо-родаю а) две нивы и клин третьей – все три в одной стороне, б) три нивы пахотного поля, одну – близ Царина, другую недалеко от первой, а третью – у Красной могилы. А по акту 12 сентября 1705 г. известен Покровский священник Андрей, сын протоиерея Назарьева. Таким образом, нет сомнения, что еще в 1677 г. существовал в Ахтырке Покровский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Американская Первоначально – «северо-американская кадьякская миссия» Русской Православной Церкви, основанная в 1793 г. (первые миссионеры прибыли из России в 1794 г.; Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП) 1970. 5. С. 19). 19.07.1796 на ее основе учреждается викариатство Иркутской епархии, именовавшееся Кадьякским «и прочих прилежащих к тому (острову Кадьяк. – Сост.) в Америке островов» ( Амвросий (Орнатский) , архим. История российской иерархии. Изд. 2. Ч. 1. СПб., 1822 (далее – ААО). Т. 1. С. 27–28) 78 . Фактически упразднилась 16.10.1799 (Н.Д. Иерархия... С. 182). «...В марте 1811 года состоялось определение Святейшего Синода о закрытии Кадьякской епархии ... но государь император не согласился на закрытие ... а поручил Святейшему Синоду приискать кандидата, могущего занять епископское место в Кадьяке...». Однако Св. Синод по разным причинам не находил возможным назначить туда епископа до 1840 г., когда на таковую должность избран был Иннокентий Вениаминов ...» (Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и деятельности там первых миссионеров//ЦВ. 1894. 39. С. 30 – 31). Так как Иннокентий Вениаминов , как известно, 15.12.1840 был хиротонисан на Камчатскую, Курильскую и Алеутскую кафедру, то Кадьякская канонически прекратила свое существование. Означенная кафедра установлена в Новоархангельске, на о. Ситхе (Аляска), с 01.12.1840. В 1853 г. перенесена в г. Якутск. 11 .01.1858 в Америке учреждается викариатство Камчатской епархии, с кафедрой в Ситхинском Михайло-Архангельском соборе (Новоархангельск). Преобразовано в самостоятельную Новоархангельскую и Алеутскую епархию с 30.05.1869. 12 .01.1870 (по др., 10.06.1870) местопребывание – в г. Сан-Франциско (Калифорния, США). Архиепископия с 1907 г. (местопребывание – в Свято-Николаевском соборе, г. Нью-Йорк, США). С сер. 1920-х по 1933 г. – вне общения с Московской Патриархией. Митрополия. С 1933 г. – Экзархат Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В Кашине Тверской области в день юбилейных торжеств в честь благоверной княгини Анны Кашинской завершился XXIV Волжский крестный ход 26 июня 2023 г. 14:12 В 2023 году в Тверской епархии торжественно отмечают 655 лет со дня преставления благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 75 лет со дня возвращения Церкви ее святых мощей. 25 июня, в день памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской (память перенесения мощей (1650) и второго прославления (1909)), в Вознесенском соборе г. Кашина Тверской области была совершена ранняя Божественная литургия, которую возглавил благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков. Перед поздней Божественной литургией мощи благоверной княгини были перенесены крестным ходом в Воскресенский собор г. Кашина. В молитвенном шествии приняли участие архиереи и духовенство, прибывшее на торжества. Рака с мощами святой княгини Анны была установлена в центре собора под сенью. Позднюю Божественную литургию в Воскресенском соборе совершили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Виктор (Олейник) , митрополит Алтайский и Барнаульский Сергий , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , епископ Зарайский Константин , епископ Переславский и Угличский Феоктист , настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), секретарь Черногорской митрополии Сербской Православной Церкви протоиерей Остоя Княжевич, заместитель ректора Московской духовной академии по представительской работе священник Александр Кузнецов, благочинные, председатели отделов, настоятели храмов Тверской епархии, гости епархии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино Владимирской области под руководством Илии Капрелянца. В храме молились глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин, глава Калязинского района К.Г. Ильин, директор колледжа культуры имени Львова г. Твери А.Е. Баранов, настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Оршинского Вознесенского монастыря игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Ольгинского монастыря на истоке Волги игумения София (Прощаева), прихожане собора, гости и паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/6038394.ht...

В Оренбургской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 16 января 2023 г. 18:35 11-13 января 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Оренбургскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета Комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Выездную комиссию по всем монастырям сопровождали руководитель курсов для монашествующих, ректор Оренбургской духовной семинарии иерей Петр Панов и проректор по воспитательной работе иерей Ярослав Геращенко. 11 января в г. Оренбурге на базовой площадке — в Оренбургской духовной семинарии — состоялось общее собрание, посвященное открытию богословских курсов для монашествующих Оренбургской митрополии. На встрече присутствовали преподаватели курсов, игумены и игумении монастырей иерей Петр Панов, методист курсов Н.А. Осипов, настоятельница Николаевского женского монастыря села Покровка Оренбургской епархии игумения Иоанна (Боярская), преподаватель Истории монашества и аскетики, благочинный монастырей Оренбургской епархии, наместник Димитриевского мужского монастыря игумен Варнава (Соколов), настоятельница Успенского женского монастыря Оренбургской епархии игумения Флора (Новицкая), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря Бузулукской епархии игумен Виталий (Климов), настоятель храма Живоначальной Троицы с.

http://patriarchia.ru/db/text/5996456.ht...

Егорлыкская. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Согласно данным страховой оценки от 13 июля 1910 г., в станице Егорлыкской существовали православные храмы: Покровская церковь, деревянная на кирпичном цоколе. Церковь построена в станице Егорлыкской Кагальницкого благочиннического округа, Черкасского округа Донской Епархии. Длина церкви, считая и колокольню - 14 сажень, наибольшая ширина - 11 сажень; высота от верха карниза - 3 сажени. На церкви имелась одна большая глава (купол) и 4 малых; окон - 22 шт., дверей наружных двустворчатых одинарных – 3 шт., иконостас мраморный длина 31,5 аршин, высотою 9 аршин (оценка в 5000 р.); церковь не отапливается. Колокольня в 2 яруса, общею высотою до верха карниза 4,3 сажень. При церкви существовала сторожка деревянная, обложенная кирпичом. Также при церкви существовал деревянный сарай для нужд храма. Николаевская церковь, кирпичная — 9 сажень, считая и колокольню — 18 сажень, наибольшая ширина — 12,5 сажень; высота до верха карниза — 4,5 сажень, над церковью имелась одна большая глава (купол). Церковь построена в станице Егорлыкской Кагальницкого благочиннического округа, Черкасского округа Донской Епархии. Иконостас длиною — 11 сажень, высотою — 7 сажень (оценка 10000 р.); церковь не отапливается. Колокольня в 3 яруса, общею высотою до верха карниза — 19 сажень. Церковь построена в 1840 г., строение сохранилось хорошо. При церкви существовала сторожка – кирпичная, построенная также в 1840 г. При церкви существовал деревянный сарай для склада топлива. Церковно-приходская школа, кирпичная. Принадлежала Николаевской церкви станицы Егорлыкской Кагальницкого благочинническаго округа, Черкасского округа Донской Епархии. Здание построено в 1905 г. При ней существовал сарай дощатый и кухня деревянная. Церковно-причтовый первый священнический дом, деревянный. Принадлежал Николаевской церкви станицы Егорлыкской Кагальницкого благочинническаго округа, Черкасского округа Донской Епархии. Дом построен в 1904 г., как и кухня деревянная, также имелся внутри дома деревянный алтарь, перестроен из старого алтаря в 1905 г. При доме имелась деревянная конюшня, а также 2 дощатых сарая и птичник.

http://sobory.ru/article/?object=39813

К Казанская Богородицкая Костромская пустынь Упразднённая мужская. Находилась близ губернского города Костромы и принадлежала до 1745 года к Синодальной области, а по учреждению вновь Костромской Епархии в ведении Преосвященных Епархиальных. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за пустынью 21 душа крестьян, а по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре упразднена. Казанская на реке Вороне пустынь См. Воронинская Казанская. Казанская пустынь на Климентовских островах Упразднённая в 1764 году. Находилась в Новгородской Епархии в Вышегорском уезде, расстоянием от Вытегры к востоку 130, от Новгорода 692 версты. В ней была церковь деревянная во имя Казанской Божьей Матери с трапезой. Казанский Богородицкий монастырь 1 класса девичий. См. Богородицкий Казанский. Казанский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в Пензенской Епархии и уезда в вотчине Барона Петра Павловича Шафирова, при селе Ломовской слободе, на берегу реки Ломовки. Казанский Ивановский монастырь 3 класса мужской. См. Иоаннопредтечев Казанский. Казанский Калужский монастырь 3 класса Калужской Епархии девичий. Находится в городе Калуге посреди горы близ реки Оки; наименование своё имеет по Соборной церкви, сооружённой во имя Божьей Матери Казанской. Здания в нём ЦЕРКОВЬ , КОЛОКОЛЬНЯ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА каменные. Казанский Касимовский монастырь См. Касимовский Казанский. Казанский Кизический монастырь См. Кизический Казанский. Казанский Коротояцкий монастырь См. Коротояцкий Казанский. Казанский Мокшанский Богородицкий монастырь См. Мокшанский Богородицкий Казанский. Казанский Нижеломовский Богородицкий монастырь См. Нижеломовский Казанский Богородицкий. Казанский Николаевский монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в губернском городе Казани против Иванского монастыря. По Штатам же обращён в приходскую церковь , которая именуется ныне Николы Лупяновых. Казанский Спасо-Преображенский монастырь 2·класса мужской. См. Преображенский Казанский. Казанский Тамбовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1902-1919 гг. Волынско-Житомирской епархии (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ), в 1919-1922 гг. с неопределенным статусом, в 1924-1926 гг. Волынско-Кременецкой епархии, в 1944-1945 гг. Луцкой и Волынской епархии . К. в. ненадолго возобновлялось в 1955 и 1988 гг. Центр - г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина). 1902-1926 гг. К. в. как 2-е вик-ство Волынской и Житомирской епархии (1-е вик-ство - Владимир-Волынское ) образовано 16 июня 1902 г. указом Синода РПЦ после упразднения Острожского викариатства с центром в Кременце. Острожское вик-ство прекратило существование после перевода в 1901 г. Волынской ДС из Кременца в Житомир, когда отпала необходимость наблюдения со стороны Острожского епископа за деятельностью этой духовной школы (Острожское вик-ство было возобновлено в 1910 с центром в Остроге). Резиденция Острожского епископа находилась при кременецком в честь Богоявления мужском мон-ре , кафедральным был Николаевский собор в Кременце. Последним епископом Острожским с кафедрой в Кременце был Серафим (Мещеряков) . Первым Кременецким епископом стал Паисий (Виноградов; 16 июня 1902 - 18 дек. 1902), бывш. викарный епископ Владимир-Волынский. В его обязанности входило управление приходами в Кременецком у., наблюдение за кременецкими муж. и жен. епархиальными духовными уч-щами. Следующим Кременецким епископом стал Димитрий (Сперовский ; 2 февр. 1903 - 1 мая 1904), к-рого сменил бывш. ректор Волынской ДС архим. сщмч. Амвросий (Гудко ; 30 мая 1904 - 27 февр. 1909), хиротонисанный во епископа в кафедральном соборе в Житомире. С 27 февр. 1909 по 26 янв. 1913 г. К. в. возглавлял Никон (Бессонов) . Викариям в исполнении адм. функций помогали настоятели кременецкого Николаевского кафедрального собора: прот. Иларион Концевич (1908-1918), благочинные Кременецкого окр. протоиереи Дионисий Кирилович (1918-1923), Михаил Тучемский (1923-1933).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, учреждена решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г., отделена от Житомирской кафедры (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ). Территорию О. и К. е. составляют сев. и вост. районы Житомирской обл. (Украина): Брусиловский, Емильчинский, Коростенский, Лугинский, Малинский, Народичский, Овручский, Олевский, Радомышльский, Хорошевский. Епархия разделена на 11 благочиннических округов, границы 10 округов совпадают с границами районов, в Коростенском р-не - 2 благочиннических округа. Правящий архиерей - митр. Виссарион (Стретович; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с дек. 2010 в сане митрополита). Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня в Овруче, в честь Рождества Христова в Коростене. В епархии имеются 295 приходов, мужской и женский мон-ри, осуществляют служение 220 священников, 8 диаконов. В пос. Чоповичи Малинского р-на действует ставропигиальный Чоповичский в честь Афонской иконы Божией Матери ставропигиальный женский монастырь (основан в 2007, с 2012 ставропигиальный). При ЕУ существуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, по социальному служению и благотворительности. Предыстория Большинство районов на территории епархии до 1917 г. входило в состав Волынско-Житомирской епархии, юго-вост. часть О. и К. е., включающая Малинский, Радомышльский и Брусиловский районы, до 1917 г. принадлежала Киевской губ. и митрополичьей Киевской епархии . Древнейшими храмами региона являются Васильевский собор в Овруче (посл. четв. XII в. (до 1192) (см. в ст. Овручский во имя святителя Василия Великого женский монастырь )) и Никольский храм оборонного типа в г. Олевске (1596). Издревле существовал Рождество-Богородичный храм в мест. Искорость (ныне г. Коростень), перестроенный в 1798 г. шляхтичем С. Любовидским. Активное строительство правосл. храмов на территории О. и К. е. началось в 60-х гг. XIX в. В это время приступили к возведению Николаевского собора в Радомысле (ныне Радомышль), была перестроена под правосл. собор униат. церковь в Овруче. К окт. 1917 г. на территории О. и К. е. действовало больше 150 приходских церквей.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Скачать epub pdf Астрахань. Архиепископ Астраханский и Ставропольский 28 ноября 1786 года императрица подписала указ Синоду о перемещении некоторых епископов. Этим указом архиепископ Никифор назначался на Астраханскую кафедру, на место умершего незадолго до того (10 ноября) преосвященного Антония (Румовского). 3 декабря указ был подписан в Синоде, а 26 декабря дошел до Феотокиса, который ответствовал, что «с помощью Божиею исполнение [указу] учинить постарается» 142 . Биографы архиепископа Никифора предлагают разные версии, объясняя его перемещение. Так, некоторые авторы 143  считают, что причиной перемещения была его «чрезмерная пастырская ревность» в отношении униатов, вызвавшая их недовольство. Синод не одобрил воззрения преосвященного Никифора 144 , и для устранения в крае народного недовольства «приличным нашел пастырской ревности Никифора дать другое поле духовного служения, переместив его в Астраханскую епархию». Наиболее правдоподобным нам представляется объяснение современного исследователя Бруэса, который видит причину перевода Никифора в его прекрасных архипастырских способностях и успехах в устроении Славянской епархии. Дела здесь были уже в основном налажены, в то время как в подобной ей по многонациональному составу населения и обширности 145  Астраханской епархии не было даже семинарии с полным курсом обучения. Как бы то ни было, перевод Феотокиса на Астраханскую кафедру произошел по указанию, а может и инициативе, правителя Новороссийского края князя Г. А. Потемкина, годом ранее ставшего также генерал-губернатором Саратовским и Астраханским, наместником Кавказа. Об этом свидетельствует письмо советника по делам внешней политики А. А. Безбородко к Г. А. Потемкину, в котором сообщается, что «высокопреосвященнейший епископ Никифор» был переведен в Астрахань согласно его [Потемкина] желанию 146 . На свою новую кафедру, располагавшуюся в Астраханском Спасо-Преображенском монастыре, архиепископ Никифор прибыл 5 мая 1787 года.  На следующий день, в праздник Вознесения Господня, он совершил крестный ход из Николаевской церкви что на Кремлевских воротах внутрь Кремля, к Успенскому кафедральному собору, в котором служил свою первую литургию в новой епархии и произнес проповедь о любви. После благодарственного молебна, в сопровождении духовенства и граждан, Никифор вступил в Архиерейский дом. Он стал семнадцатым архиереем Астраханской епархии 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010