Кузнецов Н. Д. Преобразования в Русской Церкви: Рассмотрение вопроса по официальным документам в связи с потребностями времени. М., 1906. Леонид (Краснопевков), архиеп. Письма к архиепископу Пимену//Чтения. 1877. Кн. 1. Леонтий (Лебединский). Мои заметки и воспоминания. Сергиев Посад, 1914. М. Б. Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Пг., 1915. Макарий (Булгаков), митр. Переписка//ТКДА. 1907. 1–2. Материалы для истории православной Церкви в царствование имп. Николая I//Сборник. 1902. Т. 113 (ч. 1–2) (ред. Н. Ф. Дубровин, предисл. М. Я. Морошкина). Мельгунов С. П. Дела и люди александровского времени. Берлин, 1923. Мещерский В. П. Мои воспоминания. СПб., 1897–1912. 3 т. Милютин Д. А. Дневник. М., 1947–1951. 4 т. Муравьев А. Н. Записки о состоянии православной Церкви в России//Рус. арх. 1883. 3. Муравьев А. Н. Письма. К., 1875. Наумов А. Н. Из уцелевших воспоминаний 1868–1917. Нью-Йорк, 1954–1955. 2 т. Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. Одесса, 1901. Т. 1. Никанор (Бровкович), архиеп. Записки//Рус. арх. 1906. 2–3. 7–12. Никанор (Бровкович), архиеп. Из записок//Там же. 1908. 1, 5. Никанор (Бровкович), архиеп. Письма//Там же. 1909. 2. 6. Никодим (Казанцев), архиеп. Записки//Чтения. 1877. Кн. 2. Никодим (Казанцев), архиеп. О Святейшем Синоде//БВ. 1905. Т. 3, 10–11. Николай Михайлович, вел. кн. Император Александр I (см. библиогр. к § 8). Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1956–1958. 4 т. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 т. и доп. том. Падение царского режима: Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 году в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства/Под ред. П. Е. Щеглова. М.; Л., 1924–1927. 7 т. Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Л., 1923–1927. Т. 3–5 (т. 1–2 не вышли). Полиевктов Е. Николай I: Биография и обзор царствования. М., 1918. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894–1902. 8 т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Лаговский И. История Пермской духовной семинарии после ее преобразования в 1818 и 1840 гг. до позднейшего времени (до 1865 г.). Пермь, 1867–1877. 3 т. Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания//БВ. 1913. Т. 9, 11. Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской духовной семинарии с обозрением общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884. СПб., 1885. Никанор (Бровкович), архиеп. (см. библиогр. к Введению Б). Никодим (Казанцев), архим. Записки//Рус. ст. 1915. 1. Никодим (Казанцев), архим. О Филарете, митр. Московском, моя память//Чтения. 1877. Кн. 2. ОДДС. Дела Комиссии духовных училищ. 1808–1839. СПб., 1910. Памяти почивших наставников. Имп. Московская Духовная Академия ко дню ее столетнего юбилея (1814 — октябрь 1914). Сергиев Посад, 1914. Певницкий В. Ф. Академические годы//ТКДА. 1911. Певницкий В. Ф. Мои воспоминания//Руководство для сельских пастырей. 1910–1911. Покровский И. О способах содержания духовных училищ со времени преобразования при имп. Александре I//Странник. 1860. 4. Покровский И. Об открытии духовных училищ в России со времени преобразования их при имп. Александре I//Там же. Полетаев Н. И. К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг.: Проект митрополита Евгения Болховитинова, его записка о духовных школах и значение его проекта по отношению к уставу духовных академий, семинарий и училищ 1814 г.//Там же. 1889. 9. Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский//БВ. 1896; то же. Сергиев Посад, 1897. Прилежаев Е. М. Царствование Александра I в истории русской духовной школы//Христ. чт. 1878. 1. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1814–1869. СПб., 1907. Розанов Н. И. Историческая записка о состоянии Тверской духовной семинарии. Тверь, 1882. Р . Об истории духовных училищ в России. Лейпциг, 1863. 2 т. Р . Петербургская Духовная Академия до графа Протасова//ВЕ. 1874. 7–9. Р . Санкт-Петербургская Духовная Академия при графе Протасове//Там же. 1883. 7–9.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Тогда я не умел понять глубины этой короткой речи. В последствии довелось своими очами видеть и своими ушами слышать событие сей пророческой речи. XXIII. Дело о науках в Семинарии по новому Уставу перешло в Синод. Митрополит Серафим положился на двух Филаретов, а сии вошли в соглашение и написали то, что в 1840 году напечатано 60 . Филарет Киевский в последствии был совершенно единомыслен с Московским и мнение последнего почитал законом. Истина воссияла: добродетель отогнала духа вражды 61 . XXIV. В конце 1838 года, в селе Комлеве, Рузского Уезда, Московской епархии, скончался Священник Владимир Семенович Ушаков, бездетный. Это место моей родины. Здесь мой родитель, Иван Иванович Казанцев, был дьячком. В это время у батюшки моего жила старшая дочь его, Евдокия, вдова, пономарица. У нее были две дочери, из коих старшая, тоже Евдокия, была невеста. Я решился исходатайствовать сие священническое место для жениха отроковицы Евдокии. Доложил Владыке Филарету. Он мне сказал: «Давай человека и просьбу!» Я тотчас написал расторопному моему зятю, Егору Кирилловичу Добронравову (ныне протоиерей в городе Дмитрове), а сей тотчас нашел кроткого и умного Семинариста, Николая Егоровича Озерова. Дело кончилось благополучно. Николай и Евдокия счастливо жили на месте Священника в Комлеве. Княгиня Анна Александровна Меньшикова, помещица села Комлева, не соглашалась долго (из пустого каприза: она прежде моего к ней письма о сем дала одобрение дьякону). Но Филарет настоял. Молодые жили счастливо. Моих родителей уважали. Но не долго суждено было им утешаться жизнью. Евдокия скончалась на 7 году брачной жизни (после родов); Николай тосковал, и чрез год и сам скончался. После них осталось дитя – Александра. По моей просьбе тот же Егор Кириллович выхлопотал ей помещение в Горихвостовском (кажется) доме, 62 где отроковица сия выросла в хорошем учении и добром надзоре. Когда же этой Александре исполнилось 16 лет (кажется в 1857 году), тот же Егор Кириллович выдал ее за хорошего Семинариста, Дмитрия Степановича Воздвиженского, который и до сего времени Священником в селе Георгиевский Погост, Волоколамского Уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Загорске отец Никодим поселился в доме Николая Михайловича Сычева на улице Правая Штатная 5. Там же нашли себе приют монахиня Анна Андреевна Самойлова и троицкий старец, бывший духовник Лавры, игумен Ипполит (Яковлев). К знаменитому лаврскому старцу, при жизни почитаемому как святой, шло множество духовных чад, паломников. Это в дальнейшем дало повод чекистам назвать дом Сычева «тайным монастырем», а восьмидесятитрехлетнего инвалида – отца Ипполита – руководителем контрреволюционной монархической организации. Причем данное от Бога при постриге имя бралось в кавычки и преподносилось как конспиративная кличка. С той же целью в «кандалы пунктуации» следователем заковывалось и имя известного всей России наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова). Ну а сам игумен – «Никодим» – «был ближайшим помощником и исполнителем всех распоряжений руководителя данной организации». Вместе с отцом Никодимом и наместником Лавры в последних числах сентября (по данным обвинительного заключения – ноября. – м. А.) 1937 года арестовали четырнадцать человек. В том числе и монахиню А. А. Самойлову и Н.М. Сычева – ведь он был не только «активный церковник», но и «в прошлом торговец и крупный домовладелец – в Загорске имел пять домов». Имя игумена Ипполита в деле отсутствует: из показаний свидетеля Ф.П. Казанцева известно, что немощный старец накануне или в ходе следствия скончался. На допросах отец Никодим – «нелегальный монах» – не скрывал ни своих взглядов, ни ближайшего окружения. Первое – по правилам веры и чести, второе – из-за бессмысленности запираться: его связи были прекрасно известны органам. На вопрос, знаком ли он с архимандритом Кронидом, отец Никодим дает, естественно, утвердительный ответ и сообщает, что он часто общался с наместником в храме, заходил на квартиру помочь почтенному старцу (архимандриту тогда уже исполнилось семьдесят девять лет). Следственный протокол фиксирует показания: «Я лично, как и все монахи бывшей Троице-Сергиевой Лавры – хотя я и был в филиале Лавры – до сих пор признаем обаяние и ореол духовной власти в архимандрите Кронит е, 44 как последнем настоятеле-наместнике Троице-Сергиевой Лавры. И поэтому я и обращался к нему за советами и в горестях и радостных случаях жизни – в итоге чего получается, что архимандрит Кронит до сих пор нами духовно руководил т.к. я знаю, что к нему обращались и другие монахи, проживающие в Загорске. Архимандрит Кронит последователь истинно православной церкви и по убеждениям монархист».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Никодим с молодых лет начал ежедневно неопустительно читать Библию по порядку. Он не прекращал чтения ее даже в дороге во время своих многочисленных дальних путешествий. Этим чтением, как писал преосвященный, «я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями. Мне, болезненному грешнику, сие нужно, нужно!» Поводом же к такому постоянному чтению Священного Писания послужил виденный однажды святителем, тогда еще воспитанником духовной семинарии, сон. «Я спал, – описывает преосвященный Никодим, – ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке – старец лепообразный. Подойдя ко мне, он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. «Ты спишь, – сказал он, – и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее, прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только, но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на Церковь , и она будет жестока! А ты спишь и беспечен!» Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: «Что у тебя за книги на окне?» Я ему их пересчитал. «Подай мне Библию», – сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя, необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалась земля за маленький шар, а люди – как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочтенные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Священному Писанию , которое, по милости Божией, и доселе остается со мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10 Дамаскин Россов, в 1809 пострижен в монашество и из Учителей Перервинской Семинарии определен Проповедником в Московскую-Славяно-Греко-Латинскую Академию (где получил он образование), а в след, году посвящен в иеромонаха. Некоторое время был Библиотекарем. В 1812 Законоучитель С-Петербургского Коммерческого Училища, 1814 Архимандрит Серпуховского Высотского мон.; в 1816 переведен, сначала в Московский Данилов мон., а потом в С.-Петербургскую Сергиеву пустынь (на Петергофской дороге), с оставлением Законоучительской должности; 1819 Юрьевский Архимандрит, а с 14 Декабря Викарий Новгородский 1824, Нояб. 6 Епископ Тульский; 1850, Дек. 19, Архиепископ Олонецкий; 1851, Фев. 7. уволен на покой и ск. в июле 1856. 11 Евгений Казанцев, с 1791 учился в Троицкой, а с 1800 учил в Вифанской Семинарии; в 1804 Префект, и пострижен в монахи 1809 Инспектор С-Петербургской Академии. 1810 Ректор Троицкий с 1614 Московской Семинарии, с 1816 Епископ Курский. 1822 Архиепископ Псковский. 1825 Тобольский, 1831 Рязанский, 1837 Ярославский. а с 1854 иа покое с пожалованием в Члены Св. Синода и управлением Московским Донским мон., где ск. 1871, июля 27. 12 Платон Левшин , 1739 Префект, 1761 Ректор Троицко-Лаврской Семинарии; 1762 Придворный Проповедник и Законоучитель Государя Наследника Павла Петровича: 1766 Архимандрит Троицкой Лавры. 1767Член. Св. Синода, 1770 Архиепископ Тверский, 1775. янв. 21, Московский. 1787 Митрополит; ск. 1812, нояб. 11. 13 Никанор Клементьевский , по окончании образования в Троицкой Семинарии, был в ней Учителем с 1809. Пострижен 1812. апр. 9, и в след. году переведен Проповедником в Славяно-Греко-Латинскую Академию. В 1814 Бакалавр Церковной истории при новооткрытой в Лавре Московской Духовной Академии, а с 8 Ноября Архимандрит. С 1818 Ректор Вифамский, 1826 Викарий С-Петербургский, 1831 Епископ Калужский, 1831 Минский, 1840 Волынский, 1843 Архиепископ Варшавский и Член Св. Синода, 1818 Митрополит. Новгородский в С-Петербургский; сконч. 17 Сент., 1856. 14 Феодотий Озеров, Магистр Петерб. Академии 5-го курса (1823), должность Инспектора проходил, в Вифанской Сем. с 1823 по 1828; в семь году определен Ректором Оренбургской, а в 1831 Рязанской Семинарии; 1837 Викарий Новгородский, 1842 Симбирский. 1856 Архиепископ; ск. 1858, Авг. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Милютинских Четьих-Минеях помещены тропарь и кондак святому (ГИМ. Син. 808. Л. 1452 об.). Видимо, во 2-й пол. XVII в. был составлен канон блаженному (РНБ. Погод. 2007, посл. треть XVII в.; нач.: «О всесвятый угодниче Христов»). Житие И. с описанием 11 чудес имеется среди подготовительных материалов к «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского (ГИМ. Син. 858. Л. 185-193), однако по неизвестным причинам оно не вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Мощи И. почивают под спудом в Толгской ц. в Ростове (храм в XX в. не закрывался, в нем также погребен Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) ). Ист.: Блаженный Иоанн Власатый, по прозванию Милостивый, Ростовский чудотворец//Ярославские ЕВ. 1860. 26. Ч. неофиц. С. 240-242; Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блаженного Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Там же. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182; Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 88-98. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 252-254; Филарет (Гумилевский). РСв. 18823. Т. 1. С. 5-7; Амфилохий [Сергиевский-Казанцев], еп. О латинской пергаменной Псалтири, принадлежавшей св. Иоанну Милостивому, Ростовскому чудотворцу//Тр. VIII Археол. съезда в Москве, 1890. М., 1895. Т. 2. С. 230-232; Израилев А. А., прот. Ростовская Ярославской губ. ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также ц. Иоанна Милостивого. Ростов, 1900; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269, 352; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. Гл. 19: Блаженный Иоанн Власатый//Ярославские ЕВ. 1903. 22. Ч. неофиц. С. 399-403; Красноцветов М., свящ. Толгская ц. в Ростове Великом//ЖМП. 1967. 10. С. 20-26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 141, 223; Т. 2. 226. С. 125; Мельник А. Г. Иконография ростов. святых: Кат. выст. Ростов, 1998. С. 7, 55, 62, 64; он же. Надгробная икона ростовского св. Иоанна Власатого//ДРВМ. 2002. 2. С. 71-80; он же. Житие Иоанна Власатого, Милостивого, Ростовского//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 388-390; он же. История почитания ростов. святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004. С. 18.

http://pravenc.ru/text/469398.html

187. 188. Малахия, пророк В. З. 39–41. Малеин, А.И. 72. 717. Малинин, А.П. 286. 430. Малинин, В.Н., проф. 489. 683. Малиновский, H. П., прот. 161–164. 655. 676. 677. Мальбранш, Н. 409. Мансуров, П. Б. 520. Мария, сестра Лазаря Вифанского. 53. Марков, А.В. 366. 487. 605. Марков, С., свящ., прот. 637. 656. Марр, И. Я. 502. 583. Мартынов, А. В., проф. прот. 669. Марфа, сестра Лазаря Вифанского. 53. Массильон, Ж.-Б. 301. Матфей, Евангелист. 33. 50. 368. Мельников, Ф. Е. 149. Меньшиков, М. О. 631. Мечников, И.И. 227. 400. Мещерский, см. Евдоким М. Мефодий, Славянский апостол, св. 264. 741. Мефодий Смирнов , в мире Михаил, еп. Псковский. 546. Милаш(ъ), см. Никодим(ъ) М. Минин, П. М. 87. 237. 239. 472. 473. Минос, царь. 118. Минуций Феликс . 84. 559. Мисаил, Рязанский архиеп. 603. Митропольский, см. Иоанн М. Михаил Семенов, иером., архим. 197. 240. 299. 300. 309. Михаил, Сербский архим. 379. Михаил Федорович Романов, царь. 372. 716. Мишин, А.К. 291. Мищенко, Ф. И., проф. 50. Моисей, пророк В. З. 4. 19–21. 30. Моравский, М. 128. Морозов, Н.А. 45. —77— Муравьев, В. И. 4. 101. Муретов, М. Д., проф. 1. 5. 6. 15–17. 22. 26. 33. 46. 50. 53. 56–58. 60–62. 368. 496. Мышцын, В.Н., проф. 23–25. 37. 38. 77. 321. 353. 354. 458. 614. 627. 671. 711. 743. Невежина, В. М. 419. Некрасов, П.А. 415. Некрасов, П. Ф. 419. Некрасов, см. Лаврентий Н. Неплюев , Н. Н. 92. Неронов, Иоанн, протопоп. 598. Несмелов , В. И., проф. 139. Нечаев, А. 413. Нечаев, П. 401. Никанор Бровкович , еп. Уфимский. 635. Никифор, архиеп. Константинопольский, св. 60–62. Никодим Казанцев, архим. еп. Енисейский. 319. 657. Никодим(ъ) Милаш(ъ), еп. Далматинский. 312. 336. 379. Николин, И. П. 139. 143. Никольский, А.И. 495. Никон, Всероссийский патриарх. 267. 356. 598. 689. 698. 712. 715. Никон Рождественский , архим. 205. Нил, Родосский митроп. 371. Нил, Сорский, преп. 599. Ницше, Фр. 199. 240. 413. 474. Новгородцев, П. И., проф. 240. 413. Новоселов, М. А. 627. Оболенский, Л. Е. 414. Овидий Назон. 123. 485. Октавий, 84. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвящ. Никодим с молодых лет начал ежедневно неопустительно читать Библию по порядку. Он не прекращал чтения ее даже в дороге во время своих многочисленных дальних путешествий. Этим чтением, как писал преосвященный, " я удалял скуку, отгонял уныние и наполнял душу высокими и святыми чувствованиями. Мне, болезненному грешнику, сие нужно, нужно! " . Поводом же к такому постоянному чтению Св. Писания послужил виденный однажды святителем, тогда еще воспитанником семинарии, сон. " Я спал, - описывает преосвящ. Никодим, - ночь была месячная. Вижу: растворяется дверь, входит старец с длинной седой бородой, в белой длинной рубашке, - старец лепообразный. Подойдя ко мне он меня толкнул слегка в бок. Я проснулся. - Ты спишь, сказал он, и беспечен. А какие страшные происшествия на земле! Люди в возбуждении мятутся, пороки умножились до безмерности, вопль их слышится на небесах. Скоро зашумят сильнее; прольются реки крови. Ты много увидишь сам и будешь не зрителем только; но тебе надобно будет действовать и спасать. Ныне война на церковь, и - она будет жестока! А ты спишь и беспечен! - Я ужаснулся от сих речей, смиренно их выслушивая. Потом спросил меня старец: что у тебя за книги на окне? - я ему их пересчитал. - Подай мне Библию, сказал он. Я подал. Старец разогнул книгу и дал мне читать. Прочел с полглавы. Чудные глаголы! Какая выспренняя необъятная премудрость! Мне казалось, что я поднялся над землею и над всем человеческим столько, что мне казалось земля за маленький шар, а люди, как пылинки. Я смеялся над делами человеческими: их заботы, крушения, замыслы, начинания, дела казались меньше детской игры, сущими пустяками... Я был в блаженном утешении... - Старец потребовал от меня Библию обратно. Мне жаль было ее отдать, однако не смел противиться. Я старался заметить лист, на котором написаны прочитанные мною глаголы Божии. Помнится, будто 8-я и 9-я главы Притчей и Екклезиаста. Однако совершенно не припомню. Видение кончилось. - Книги точно лежали на окне передо мною и между ними Библия. Пробуждение было сладкое. Душа трепетала какою-то небесною радостью ... Такое видение впечатлело в душе моей благоговение к Св. Писанию, которое, по милости Божией, и доселе остается со мной " .

http://drevo-info.ru/articles/11675.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010