Никодима Святогорца

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
«Combattimento spiritual» Лоренцо Скуполи, «Ὁ ...Искать в Источникеazbyka.ru
... о происхождении этой книги, которая традиционно приписывается прп. Никодиму Святогорцу, в течение целого века был средоточием напряжённых споров в среде исследователей литературного наследия преподобного. К сегодняшнему дню однозначно доказано, что прототипом Невидимой брани является книга итальянского монаха-театинца Лоренцо Скуполи Combattimento spiritual, которую он составил для своих духовных дочерей – насельниц венецианского монастыря св. ап. Андрея Первозванного 1. Прп. Никодим, редактируя книгу католического автора, внёс в её текст довольно большое число изменений и дополнений, призванных адаптировать Combattimento spiritual для православного восприятия и, что наиболее важно, сделать книгу соответствующей православному нравственно-аскетическому учению. В результате правки прп. Никодима текст ῾ Ο ᾽ Α ό ρατος Π ό λε µ ος увеличился в два раза в сравнение с текстом Combattimento spiritual. Свт. Феофан Затворник, переводя ῾ Ο ᾽ Α ό ρατος Π ό λε µ ος прп. Никодима на русский язык, также редактировал и исправлял текст книги, об этом святитель говорит в предисловии и призывает читателя считать его труд не столько переводом, сколько свободным переложением. Интересно, ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Статья. Афонский исихазм в полемике ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... деятельности Никодим Святогорец. В ситуации, когда многие иерархи и приходские священники мало заботились о возврате к святоотеческому наследию и традиции исихазма, эти функции на более частном уровне возложили на себя традиционалисты. Принципиально важно, что здесь мы имеем дело не с каким-то экстраординарным решением, а с следованием традиционной для православного Востока практике. Так, один из предшественников и идейных вдохновителей православных просветителей второй половины ΧVIII века святитель Григорий Палама (пользовавшийся у них безграничным авторитетом – по словам преподобного Никодима Святогорца, «Григорий в большей степени, чем кто-либо, дошел до высшего выражения практики и теории» 22) отказался от столь любимого им уединенного подвижничества и вышел в мир с попыткой обосновать исихастскую доктрину, донеся ее, по возможности до максимально широких народных масс. Есть основания полагать, что деятельность участников филокалического возрождения была координирована 23. Все они были связаны тесной дружбой и совместной борьбой за утверждение православной традиции, сотрудничали для реализации своей просветительской программы друг с другом, с современными книжниками, ... далее ...
О жизни и трудах Никодима Святогорца - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... И никто не может его книг и словес до сытости насладиться: всем достает от его кладезя пити, мирским и монахам, и безмолвникам. Он был великий постник и великий ревнитель по Святой Христовой Восточной Церкви и по древнем благочестии. Многие книги написал против разных еретиков: против Папы Римского, против лютеран и протестантов и против душепагубной Унии. И часто в своих книгах упоминает о православной России и похваляет ее благочестие. У греков в духовных разговорах всегда повторяется имя Никодима Агиоритиса, т. е. Святогорца. Ему были все афонские библиотеки отверсты; и было ему из чего черпать: не имел в книгах недостатка. К тому же, еще имел в себе свыше от Бога данную благодать Святого Духа и дар рассуждения, что явно показывает его глава, источающая благоухание. Только мы, русские, весьма сожалеем о том, что не сподобляемся пить от его медоточных источников. Ибо почти не имеем ни одной книги его на славянском и на русском языке, кроме Афонского сокращенного Патерика, – и то болгары перевели и напечатали в Болгарии» (Часть 2-я, стр. 134–135. Издание 1855 года) . Не только сочинения, изданные Никодимом, у нас большею частью еще не переведены, но и о нем самом, кроме ... далее ...
«Удовлетворение правде Божией» в «Руководстве к ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Василий, протоиерей Исследование посвящено изучению вопроса рецепции преподобным Никодимом Святогорцем схоластической доктрины об «удовлетворении правде Божией», которая была сформулирована католическим святым Ансельмом, архиепископом Кентерберийским, в монументальном труде «Cur Deus homo». В работе рассматриваются взгляды современных греческих богословов на влияние этой доктринальной концепции на творчество св. Никодима, а также прослеживается непосредственное влияние идей иезуита Паоло Сеньери (Paolo Segneri) , высказанных в его книге «Il penitente istruito» на текст «Руководства к исповеди» св. Никодима. Введение В последнее время в среде греческих богословов активно обсуждается степень зависимости творчества преподобного Никодима Святогорца от западных источников, которые он использовал в работе. Одним из ключевых терминов, вокруг которого ведется полемика в научной сфере, является термин «удовлетворение» (ἱκανοποίησις) , а также концепция об «удовлетворении правде Божией». Они часто встречаются на страницах одной из самых известных книг Святогорца «Руководство к исповеди» (Ἐξομολογητάριον) . Настоящее небольшое исследование посвящено тому, чтобы выяснить, ... далее ...
Путь умного деланияИскать в ИсточникеИсточник
... Никифор… все к тому же приходит — к сосредоточению ума в сердце… там и стой вниманием и умом. Особенность та, что он советует тем, которые затруднились бы действовать предыдущим способом, умно говорить молитву там, где орган слова, в начале гортани или при входе ее в полость груди. Но этим не определяется окончательно место внимания и молитвы, а только указывается как переходный пункт» {48}. «Внимание держать в груди, немножко ниже впадинки, что под горлом. Потому, что у вас сердце щемит. А так не станет. Потом теплота отзовется в сердце без щемления» {49}. {122} В «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца читаем: «Быть вниманием надо в сердце, или внутри персей (как говорят иные отцы, именно — немного выше левого сосца) , и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно — подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным» {50}. Свт. Игнатий в «Аскетических опытах» пишет: «Весьма ... далее ...
Сокрушение в грехах по учению преподобного ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Сокрушение в грехах по учению преподобного Никодима Святогорца (1749–1809) [ Петров Василий, протоиерей Публикуемое исследование протоиерея Василия Петрова посвящено выяснению степени влияния римо-католической покаянной и исповедной традиции и практики на соответствующие традиции грекоговорящих Церквей. В качестве примера берется весьма распространенное на греческом Востоке «Руководство к исповеди» св. Никодима Святогорца. Сравнительный анализ «Руководства» и аналогичных текстов римо-католической традиции обнаруживает несомненный факт влияния ... далее ...
Истории монашества посвящен новый раздел сайта ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Его спасительных заповедей. Я позволю им расселиться по северу и югу названной горы, и будут они владеть ей от моря и до моря. Я сделаю имя их славным по всей вселенной и стану защитницей для подвизающихся на ней " ». Нетрудно представить, какое чувство возникает у верующего россиянина при знакомстве с древним житием подвижника, когда современный человек, читая эти волнующие строки, знает, что все сбылось: Афон стал общепризнанным центром православного монашества, а русское монашество там подвизается вот уже 1000 лет! Тему Афона продолжает доклад Олега Родионова «Учение преподобного Никодима Святогорца о плодах умного делания в контексте исихастского аскетического предания». Эта работа нашего коллеги ценна прежде всего ясным изложением взглядов, пожалуй, самого знаменитого из греческих церковных писателей эпохи Турецкого владычества, которого почитают во всем православном мире не только как выдающегося богослова, экзегета, гимнографа, издателя святоотеческих текстов, но и как великого учителя умной молитвы. Ценен доклад и примечаниями, комментариями, которые заостряют внимание на важных или спорных моментах. «Копилку» особенно актуальной темы в связи с юбилейным годом ... далее ...
«Слово душеполезное» преподобного Никодима ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... посвящена изучению «Слова душеполезного» — заключительной части одного из произведений преподобного Никодима Святогорца (1749 – 1809) под названием «Руководство к исповеди (Ἐξομολογητάριον) ». В статье показан источник «Слова», отношение святого Никодима и его современников к западным литературным заимствованиям, проведен текстологический и богословский анализ данного произведения, а также подведены итоги исследования. 1. Публикация «Слова душеполезного» «Слово душеполезное (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) » — заключительная часть одного из произведений преподобного Никодима Святогорца (1749 – 1809) «Руководство к исповеди (Ἐξομολογητάριον) ». При жизни Преподобного вышло два издания этой книги, оба в Венеции, в 1794 и 1804 годах. В первом издании «Руководства» «Слово» отсутствует, но появляется во втором издании и занимает страницы с 318 по 385. В «Руководстве» 1804 года оно называлось по-другому — «ΛΟΓΟΣ ΔΙΑΛΑΜΒΑΝΩΝ (Слово содержащее) ». Строкой ниже поясняется, что это слово содержит: «О дерзости тех, кто грешит в надежде на исповедь и покаяние» . В заключительной части, отсутствующей в «Духовных упражнениях», Святогорец приводит многочисленные цитаты из святых отцов Восточной ... далее ...
О каноническом статусе рясофорных монахов : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и Феодору Вальсамону и комментарии из Славянской кормчей. Частично была использована и т. н. Афинская синтагма (Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων) , которая представляет шеститомный свод норм византийского церковно-канонического права, изданный в Афинах в 1852—1859 годы под редакцией профессора Афинского университета М. Потли и председателя Элладского Верховного Суда Г. Ралли. В 1966 году было сделано фототипическое издание всех шести томов этого труда, которые сейчас выложены в Сеть [7]. В основном, мной были использованы 2-й и 4-й тома Синтагмы. Рассматривая мнение преподобного Никодима Святогорца, я пользовался его фундаментальной работой по кодификации церковных правил и установлений «Пидалион», над которой преподобный работал 10 лет, в период с 1790 по 1800 г. Интересовавшие меня комментарии содержались в любезно предоставленном мне греческом оригинале афинского издания 1990-го года. В целом в процессе работы я ориентировался на мение современного греческого канониста арх. Иеронима (Никопулоса) и на свои заметки, сделанные ещё в мою бытность клириком Элладской Церкви, на нескольких соборах братии в монастыре Петрас Катафигиу, где активно и разбирался вопрос о ... далее ...
Цикл бесед по книге прп. Никодима Святогорца ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Иcидор (Минаев) : Здравствуйте! К. Терёхина: Начать наш сегодняшний разговор хотелось бы с необычного названия этой книги – «Невидимая брань». Мы знаем, что многие из священных книг Ветхого и Нового Завета получают свое названия от тех предметов, о которых они нас поучают, или повествуют. Ну, например, вспомним название «Книга Бытия», которая рассказывает нам о сотворении и благоустроении всего Сущего из не-Сущего. «Исход» описывает исход сынов Израиля из Египта. «Левит» – содержит Устав священнодействия для колена Левитского. Каково же содержание предмета изучения данной книги? Почему брань или битва? И почему невидимая, отец Исидор? Иг. Иcидор (Минаев) : Когда священник крестит человека, то в молитвах чинопоследования крещения священник несколько раз называет крещаемого «воином Христовом». Т. е. это говорит о том, что человек, принявший крещение он как бы вступил в армию Христа, он стал его воином. Ну, конечно же, у нас возникает вопрос, а с кем должен бороться этот воин? И вот Священное Писание и в частности вот книга Никодима Святогорца говорит нам о том, что человек должен бороться, прежде всего, с собой. Т. е. прежде всего, бороться с тем злом, с теми ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Никодима Святогорца
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера