Божественные отцы Церкви в согласии с Ветхим и Новым Заветом возбраняют клятвы. Так в 29-м правиле Василий Великий говорит, что клятва совершенно запрещена: «Клятва и вообще возбранена» (Письмо 191, к Амфилохию), а божественный Златоуст отмечает: «Итак, подобно тому, как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись» (Беседы о статуях. 15). И снова: «Никто не говори мне: я клянусь в правде; не следует клясться ни в правде, ни в неправде» (Там же). Далее святитель поясняет, что клятва хуже убийства, и тот, кто клянется, даже будучи жив, пусть считает себя мертвецом: «Не так поражает меч, как клятва; не так убивает меч, как удар клятвы. Поклявшийся, хоть и кажется живым, получил уже рану и умер» (Там же). Как Бог наказывает любителей клятв Где вы теперь, ремесленники, привыкшие по любому поводу клясться Богом, Христом, небом, землей и всем на свете? Послушайте, что наказывает вам Сам Бог, Сам Богочеловек Иисус Христос, божественные пророки и святые учителя Церкви: не клянитесь, оставьте эту проклятую привычку и научитесь всему вышесказанному. Потому что, произнося всуе клятву страшным именем Божьим, вы впадаете в великий грех и убиваете собственную душу. Побойтесь Божьего гнева и наказания не только самому клянущемуся, но и всему его дому. Ибо Господь посылает на дом клянущегося серп летящий, который низвергает и разрушает до основания и камень, и дерево несчастного и превращает весь дом его в груду мусора, чтобы все видели и уразумели, какая кара ожидает их. Господь говорит устами Захарии: «Я отвечал: вижу летящий свиток 105 ; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей... и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет... в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» 106 ( Зах.5:2–4 ). А почему сказано серп, а не меч? На это отвечает златоречивый проповедник. Чтобы клянущийся никак не мог увернуться от него: «Что означают эти слова и для чего казнь, поражающая клянущихся, представляется в образе серпа, и серпа летящего? Для того, чтобы видел ты, что невозможно избежать суда и уклониться от наказания: от меча летящего иной, может быть, и уклонится; но от серпа, упавшего на шею и ставшего вместо веревки, не убежит никто; а когда будут у него еще и крылья, то какая, наконец, надежда на спасение?» (Беседы о статуях. 15) Что должны христиане говорить вместо клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию ( Деян.17:9–10 ). Толкование Те, которые дали гонителям серебро и благодаря этому избавились от зла, т. е. или от жестокого обращения и пыток, или от отречения, превосходящего всякое зло, не заслуживают из-за этого осуждения, поскольку они понесли материальный ущерб и потерю денег (чего другие по сребролюбию не сделали), чтобы не потерпеть ущерба душевного и не потерять свою душу. Такие показали перед гонителями, что больше служат Богу, чем мамоне, т. е. серебру, и исполнили слова Приточника о том, что собственное богатство человека является выкупом за его душу. Ведь и в Деяниях апостольских читаем, что Иасон и другие, когда вместо Павла и Силы в Фессалониках иудеи повели их к градоначальникам, дали им достаточную сумму денег и таким образом освободились. Получив, говорит Писание, довольно от Иасона и прочих, отпустили их. Правило 13 Поэтому и тех, кто оставил все ради спасения души и удалился, нельзя обвинять в том, что вместо них были якобы схвачены другие. Ведь и в Эфесе вместо Павла схватили в театре Гаия и Аристарха, спутников Павла, когда же Павел хотел войти в народ (поскольку мятеж произошел из-за того, что он привлек и обратил множество людей к богопочитанию), ученики не допустили его, говорит Писание (см. Деян.19:29–30 ). Кроме того, некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище ( Деян.19:31 ). Если же некоторые будут продолжать насмехаться над теми, кто искренне внимает говорящему: Спеши спасти свою душу и не оглядывайся назад ( Быт.19:17 ), пусть вспомнят и то, как избранный между апостолами Петр, когда его уже ввергли в темницу и передали стеречь четырем четверицам воинов, по повелению ангела Господня ночью убежал и избавился от руки кровожадного Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский 76 . По наступлении дня, говорит Писание, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел повесить (παγχθναι) 77 их ( Деян.12:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Не хвались своим благородством и одаренностью, потому что и то малое, что у тебя есть – не твое собственное, да и его сколько раз ты смешивал со злом? Ты похож на негра, который белизну считает чудом, потому что у него самого белые только зубы. Не хвали сам себя и не ищи себе первого места, не желай казаться лучшим, чем другие люди, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» ( Лк. 16:15 ). Помни о том, что Господь может стерпеть любой твой грех, кроме гордости. Вспоминай о поношениях, оскорблениях и бесчестиях, которые Христос претерпел на Кресте, и это поможет тебе смирить себя. Бессильная вера Вера – сила, обитающая в уме и воле человека. Ум просвещается небесным светом и содержит в себе то, что Господь открывает ему. Также и воля бывает движима Богом к исполнению всего истинного, повелеваемого ей умом. Когда же вера бессильна, то ум не может понимать тайн Божиих, а воля, еще прежде того, как ум их поймет, не хочет любить их. Блаженный Августин сказал, что человек может любить невидимое ему, но не неведомое. Это мы видим в части христиан, которые считают себя верными, но не потому, что живут согласно с учением Христа, а только потому, что рождены родителями-христианами; они верные потому, что получили Крещение. В действительности же они мало чувствуют величие Таинств, еще меньше знают о содержании нашей веры и чем она отличается от других религий. Находясь в таком положении, они мало чем отличаются от неверных. Я обращаюсь к каждому христианину. Кто ты, что стоишь здесь, в церкви? Я только по твоему имени могу сказать, что ты христианин, ни из чего другого это не видно. Если спросить тебя о том, Кто такой Христос, в Которого ты веришь, то окажется, что ты не сможешь сказать ничего вразумительного. Итак, справедливо будет сказать, что в наши дни вера в христианах уменьшилась, как и пророк Давид говорил: «умалишася истины от сынов человеческих» ( Пс. 11:1 ), потому что, если они и веруют в церковные Таинства, то вера их настолько путанна, настолько холодна и бессильна, что мы со всей основательностью можем сказать: они так их знают, как тот слепой, который видел людей, как деревья: «вижу проходящих людей, как деревья» ( Мк. 8:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братья мои, не уподобляйтесь ворону, которого Ной послал из ковчега посмотреть, прекратился ли потоп. Но птица уже более не вернулась назад. Она нашла падаль и принялась жрать ее. Но уподобляйтесь и подражайте той голубке, которую Ной послал на разведку. Она вернулась в ковчег, нигде не найдя сухого места, куда можно было бы сесть, потому что вода еще не спала и не было видно поверхности земли. Много воды было на поверхности земли. Как говорится в Священном Писании, «потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли» ( Быт.8:8 ). Ведь поистине весь мир сегодня затоплен водами греха и страстей, и несчастная душа христианина нигде больше не находит себе покоя, кроме святой Церкви, ставшей домом покоя и спасения, о котором говорил Давид: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» ( Пс.30:3 ), и который (в древности) предзнаменовали три города, предназначенные Богом для израильтян, совершивших невольное убийство, где они получали убежище и спасение от казни: «Тогда отдели себе три города среди земли твоей... они будут служить убежищем всякому убийце» ( Пс.19:2–3 ). А потому, как мы уже говорили, Иоанн Златоуст называет Церковь твердыней и крепостью от нападок дьявола: Устрой твердыню против диавола: это и есть Церковь (Беседа 18 на Деяния Апостольские). Если вы, братья мои христиане, будете так поступать и постоянно спешить в мысленный Ковчег, в город убежище и твердыню, я имею в виду святую Церковь Христову, то не только в настоящей жизни избавитесь от потопа греховных страстей и будете выше брани и уловок дьявола, который всегда восстает на вас, но и в будущей жизни сподобитесь Царства Небесного и, благодаря уже воинствующей Церкви, достигнете вышней торжествующей Церкви первородных, написанных на небесах, о которой апостол Павел говорит: «Но вы приступили... ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22 ). Поистине посаженные в Церкви процветут в небесных дворах Господа, как сказал Василий Великий . Однако под двором в более возвышенном смысле можно еще понять небесную обитель. Поэтому кто здесь «насаждени в дому Господни», то есть в Церковь Бога Живаго, те и там, «во дворех Бога нашего процветут» (см.: Беседа на псалом 28) о Христе Иисусе, истинном Главе как горней, торжествующей, так и дольней, воинствующей Церкви. Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братья, следите, чтобы вам во время работы не роптать на Бога и не оскорблять Его, произнеся брань. Ради Божьей любви, ради спасения вашей души не губите самих себя таким большим и страшным грехом. Во-первых, потому, что, согласно божественному Златоусту, нет греха не только хуже богохульства, но и равного и подобного ему. Ведь богохульство – это не только вершина и глава, но и умножение всех грехов, а наказание за него невыносимо и неизбывно: «Нет греха худшего, чем этот, нет даже и равного ему; в нем – умножение зол, в нем – то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение» (О судьбе и провидении. 2). Во-вторых, богохульство и брань настолько ужасны и для ангелов, и для демонов, но первые, хоть и обладают силой, не дерзают сказать бранного слова на нечестивцев, как написано: «Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда» ( 2Пет.2:11 ). Сам архангел Михаил ни одного дурного слова не сказал дьяволу, который достоин всякой укоризны. По словам апостола Иуды, «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда» ( Иуд.1:9 ). Даже для демонов богохульство и брань еще более ужасны, потому что они не только не дерзают богохульствовать, но даже самого имени этого греха страшатся произнести и вместо «богохульствовать» говорят «благословлять», как это видно из слов, которые дьявол сказал Богу об Иове: «Благословит ли он Тебя?» ( Иов.1:11 ). Да что я там говорю! И среди людей хула настолько страшна и презираема, что древние даже это слово не дерзали произносить против земных царей и вместо «хулить» говорили «благословлять», как лжесвидетели против Навуфея. Они сказали, что Навуфей благословил, то есть похулил, Бога и царя: «Посадили Навуфея во главе народа; и выступили два мужа, сыновья беззаконных, и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: «Он благословил Бога и царя»» ( 3Цар.21:2 ) 101 . Никаких страданий и наказаний не хватит, чтобы наставить богохульников на путь истины

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Будучи первопричиной всех и вся, Он требует прославления Себя. Поэтому в очень многих местах Священного Писания Он называется «Богом славы» ( Деян.7:2 ). Выше я уже говорил, что Бог желает славы Себе, поскольку, если вы будете воздавать славу Богу, первопричине ваших успехов как мастеров и учителей, то слава, воздаяемая Ему, возвращается от Бога к вам, причем в гораздо большей степени, чем вы получили бы сами, если бы удержали ее для себя, а не отдали Ему. Именно это обещает Бог Самуилу: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Итак, провозглашайте вместе с Давидом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» ( Пс.113:9 ). И славьте вместе с премудрым Зоровавелем: «От Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб» ( 2Езд.4:59 ). Ремесленникам не следует завидовать друг другу И последнее. Остерегайтесь, братья, завидовать другим мастерам, поскольку сходство природы и ремесла, как в любом деле, естественным образом объединяет похожих людей и побуждает их любить друг друга и взаимно радоваться удачам и преуспеванию друг друга. Как говорит Сирах, «всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» ( Сир.13:19–20 ). И продолжает: «Птицы слетаются к подобным себе» ( Сир. 27:9 ). А общей для всех философов аксиомой является изречение: сходство порождает дружбу 113 . И хотя сходство – причина любви и горячего стремления людей друг к другу, тем не менее завистник и ненавистник добра дьявол извращает эти понятия и не перестает такое сходство делать причиной ненависти, раздора и зависти, подвигая земледельца завидовать земледельцу, портного портному, горшечника – горшечнику, столяра – столяру, художника – художнику и так далее. Собратья по ремеслу и цеху завидуют друг другу. Как сказал поэт Гесиод: «Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник, нищему нищий, певцу же певец соревнует усердно» 114 . Эта зависть имеет обыкновение развиваться у тех собратьев по ремеслу, из которых одни неуспешные и негодные, а другие успешнее и лучше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В другой раз, когда преподобный сидел на подстилке, он услышал голос: «когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца» ( Пс.61: 11 ). Размышляя утром над этими словами, он увидел, что к нему идет Константин, мясник, который имел большое благоговение к преподобному. После приветствия они поговорили немного о спасении души, и тот сказал преподобному: – Мои земли, которые находятся рядом с монастырем, я передаю твоей святыне вместе со всеми животными. Пусть все принадлежит обители. Если ты сам не хочешь обладать ими, то продай, и раздай деньги нищим ради спасения несчастной моей души. Преподобный же так отвечал ему: – Мы обещали Богу быть свободными не только от своих имений, но и от самих наших тел, чтобы стяжать чистоту душевную. Потому не должно нам принимать чужое и связывать себя тяжелыми вещественными узами, потому что те невещественные, которые охотятся на нас, легче орлов. Если мы обременяем себя мирскими вещами, то будем передвигаться медленнее, и, следовательно, враг легко нас поймает. Услышав эти и прочие богомудрые слова, христолюбивый Константин удивился и прославил Бога, Который покрывает и умудряет Своих рабов, после чего сказал преподобному: «И вправду ты не нуждаешься в моих богатствах, потому что тот, кто приобрел истинное богатство, ненавидит и отвращается от этих ложных и обманчивых благ». Испросив благословение, он ушел. Когда благочестивый царь Алексий Комнин пошел войной на гордого латинянина Боэмунда, то одни говорили, что победит царь, другие, что Боэмунд. Автор жития, который все это время находился со святым, спросил у него: «Кто и вправду достоин победить в этой войне?» Преподобный ответил: «Достойного и правду знает только Бог, а то, что я видел несколько дней назад, не знаю, от Бога ли или от демонов, но сейчас тебе поведаю. Как только я, недостойный, завершил свое ночное славословие, то, следуя своему обычаю в молитве поминать царя, стал со слезами молить о нем Бога (кто же не будет молиться за такого христолюбивого мужа?). Я произнес Трисвятое, последующие молитвы, затем вслух сказал: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется» ( Пс. 20: 2 ) и, размышляя, присел на подстилку. Вскоре я уснул, и увидел, что во сне иду по светлой равнине. Посмотрев вокруг, справа я увидел царский шатер, который имел вид церкви. Вокруг шатра стояло великое множество воинов, а внутри, на высоком троне, сидел сам царь. По левую сторону от него было огромное море, и в нем плавало множество небольших кораблей. Море разбивало их и выбрасывало на берег. Там же находился огромный черный пес с кровавыми глазами, смотревший в сторону царя. Его держал на цепи некий светлый воин. Немного погодя, он насильно подтащил его и бросил под ноги царя. Я думаю, что царь покорит Боэмунда». Так, с Божией помощью, и произошло на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В зависимости от церковного и духовного сана соблазн становится малым, большим, великим или величайшим. Точно такая же зависимость проистекает и от государственной должности. Ибо соблазн от простого воина малый, от центуриона великий, от тысяцкого или полководца уже величайший. Соблазн, производимый судьей и начальником, уже весьма велик; от сенатора чрезвычайно великий, а от царя величайший из всех. Сколько распутников и убийц было во всем еврейском царстве при царе Давиде? Без сомнения, превеликое множество. И при всем при этом от них не было такого великого соблазна, как от самого царя Давида, совершившего прелюбодейства и убийства. Поэтому и сенаторы, и судьи, и начальники, и полководцы, и воины, и весь простой народ, малые и великие люди, узнав о грехах своего царя, все без исключения были введены в соблазн и волнение, тайно осуждали своего повелителя. Из-за этого соблазна многие впадали в те же грехи убийства и прелюбодеяния, у большинства охладела любовь к Богу, многие сворачивали с пути добродетели и исполнения Божьих заповедей. Поэтому если Господь единожды сказал: горе из-за простого соблазна, то мы должны сказать много раз и тысячу раз: горе из-за соблазна, который производят великие и облеченные властью люди. И если Господь сказал, что лучше повесить мельничный жернов на шею тому, кто просто вводит в соблазн, то мы со всем правом можем сказать, что лучше повесить камень, много больший мельничного жернова, на шею великих и облеченных властью людей, от которых исходит соблазн, и бросить их в глубину морскую: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит... Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6–7 ). И если Господь объявил, что ангелы Его соберут всех тех, кто просто производит соблазн, и бросят их в печь огненную, то мы можем сказать, что те же ангелы бросят великих и облеченных властью, которые вводят других в соблазн, не в обычную печь, но в печь огненную, стократ жарче пылающую, чтобы они горели там вечно: Пошлет «Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в речь огненную; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:41–42 ). Насколько дурно, когда некто говорит: «Какое мне дело до того, что кто-то подвергается соблазну?» Почему апостол Павел совсем не ел мяса, дабы никого не ввести в соблазн

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В книге Деяний написано так: В те дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами (см. Деян. 6:1–6 ). Изъясняя это, учитель Церкви Иоанн Златоуст рассуждает так: «Удивительно, как не разделился народ при избрании тех мужей и как не были унижены перед ними апостолы! Но необходимо понять, какое именно достоинство они имели и какое получили рукоположение. Может быть, диаконское? Однако этого достоинства не было в церквах. Тогда служение пресвитеров? Но в то время еще не было ни одного епископа, а только апостолы. Потому, я думаю, ясно и очевидно, что это имя не означало ни диаконов, ни пресвитеров» 218 . На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся. (Неокесар. 15.) Толкование Это правило исправляет, а точнее, улучшает правило Неокесар. 15, которое определяет, чтобы даже в самом большом городе было только семь, и не больше, диаконов, как повествует книга Деяний. Итак, отцы настоящего Собора говорят: «Мы, сопоставляя толкование, которое предлагают отцы, с тем, что сказано об этих семи диаконах в Деяниях апостолов, находим, что эти диаконы были служителями не таинств, но столов». В Деяниях говорится: «В те дни, когда умножились христиане, возроптали уверовавшие из эллинов (или, по мнению других, те иудеи, которые принимали Ветхий Завет не в еврейском подлиннике, но в переводе на греческий язык) на уверовавших из евреев (или на тех, кто принимал Писание в еврейском подлиннике) за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей при совершающихся тогда общих трапезах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В нем преподобный пишет: «Подчиняйтесь отцу Феоне как мне самому, и исповедуйте ему свои помыслы». Этих слов вполне достаточно, чтобы показать нам, что в добродетели святой Феона был равен своему учителю, и потому ни кого-то другого, а именно его оставил Иаков начальником и игуменом пастве, велев им почитать его, как самого себя. Имея игуменом Феону, они должны были думать, что это Иаков, как бы его образ и отображение. В житии святого Иакова говорится, что некий иеромонах Варлаам, подвизаясь со своими учениками в монастыре, однажды преслушался игумена, которым был, по всей видимости, святой Феона, за что подвергся беснованию. Бес сильно терзал его, нападая до тридцати раз за день, причем несчастный катался по земле, испуская пену. Увидев это, братья связали его по рукам и ногам и стали ожидать прихода игумена из Солуни. Как только святой Феона узнал о случившемся, он отслужил молебен с водосвятием перед мощами святого Иакова и, напоив святой водой больного, благодатью Божией и предстательством своего учителя исцелил его. Жил же святой Феона в тысячу пятьсот двадцать пятом году от Рождества Христова. Когда он хорошо утвердил этот общежительный монастырь согласно монашескому уставу Василия Великого , упорядочил жизнь братии и построил аскитирий, он на некоторое время удалялся из обители и безмолвствовал там, молясь Единому Богу, затем снова вернулся к ученикам, многократно утешая их божественным своим учением и укрепляя их в подвигах монашеского жительства. Святой Феона исполнил обе великие заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22: 37, 39 ). И аскитирий, который он построил, и где беседовал с Богом и распалялся Его любовью, есть доказательство того, что он любил Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением своим. Монастырь же сей, который он построил и благодаря которому спас бесчисленное количество душ, есть живое доказательство, что он возлюбил ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010