В особенности их учат этому услышанные слова Павла, который говорит, что сотворит ли добро раб или свободный, за сделанное они получат в равной мере от Господа в день воздаяния. Правило 7 Свободные же пусть будут испытаны в покаянии в течение трех лет – как из-за своего лицемерия, так и из-за того, что принудили сорабов принести жертвы, ибо они преслушали апостола, который хочет, чтобы господа поступали с рабами так: Умеряя строгость, зная, что и над нами 67 и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия ( Еф.6:9 ). Если же у всех нас один нелицеприятный Господь, поскольку всё и во всем Христос, в варварах и скифах, рабах и свободных (см. Кол.3:11 ), то привлекшие к идолослужению собратьев по рабству должны рассмотреть то, что они сделали, возжелав спасти свои собственные души, тогда как и их собратья в рабстве могли избежать жертвоприношения, если бы им оказали должное и справедливое, о чем опять говорит апостол (см. Кол.4:1 ). Толкование Предыдущее правило определило наказание для рабов, принесших жертвы вместо своих хозяев, а настоящее определяет трехгодичную епитимию для самих хозяев (они называются здесь свободными). Их наказывают как за то, что они лицемерили и перед неверными сделали вид, будто принесли жертвы, так и за то, что принудили принести жертвы своих рабов, а во Христе – сорабствующих. Тем самым они преслушали ап. Павла, который велит хозяевам умерять в отношении своих рабов угрозы и гнев, поскольку и сами они, и рабы имеют вместе одного нелицеприятного Хозяина и Господа на небесах, и во Христе нет никакого различия между варваром и скифом, рабом и свободный. Они заслуживают наказания также и за то, что сами постарались избавить свою душу, а сорабов во Христе насильно принудили к идолослужению, тогда как было возможно, чтобы и те избежали греха и избавились от него, если бы их хозяева поступили с ними по должной справедливости, как опять говорит апостол. Правило 8 Тех, которые были преданы и отпали и сами же пришли на подвиг, исповедали себя христианами и с истязаниями были ввержены в темницу, благословно в веселии сердца подкреплять и иметь с ними общение во всем: в молитвах, в причащении Тела и Крови Христовой, в утешении словом, чтобы, совершив подвиг более решительный, были удостоены и они почести вышнего звания ( Флп.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В этой главе предметом нашего внимания будет не мысленный и чувственный рай, описанный Ветхим Заветом, но главным образом рай и ад в учении Христа и святых апостолов. О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание Христа, данное разбойнику, распятому вместе с Ним: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Рай , о котором говорит Христос, – это Царство Божие. Царство Божие и рай, что весьма характерно, отождествляются. Разбойник просит Христа: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк. 23, 42 ), – а Христос обещает ему вход в рай. Примечательно толкование блаженного Феофилакта на это место: «Ибо разбойник хотя уже в раю, или в царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ» 1 . Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12, 3–4 ). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что «рай – это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями...» В то же время он говорит, что «восхищение» апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что «он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас». Как говорит преподобный Максим Исповедник , во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел «три неба» – деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, – и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа – древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В этом заверяют нас истинные уста Господа, когда Он давал заповеди и сказал, что в Царство Божие входят не христиане, которые только и делают, что вопиют и взывают «Господи, Господи!», но только те, кто исполняют заповеди и волю Его: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Это же хотел явить Господь и словом, сказанным известному юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). Поэтому и Царство Небесное называется в Священном Писании воздаянием, платой и вознаграждением, которое дается за труд и исполнение заповедей: «Я приклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих навек, ради воздаяния» ( Пс. 118 ). И также: «Позови работников и отдай им плату» ( Мф.20:8 ). Итак, если хочешь, брат, исполнить с любовью и усердием заповеди Господни и победить все трудности, помни о том, что сделал ты и будь уверен, что непременно получишь награду за труды свои. Так же и Василий Великий побуждает стремящихся воспламенить свое сердце к исполнению божественных повелений, когда на вопрос: «Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди?» – отвечает: «Если несомненно уверится, что заповедь (Божия) есть жизнь вечная» ( Ин. 12, 50 ) и все обетования соблюдающим ее истинны; то в нем образуется расположение сказавшего: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» ( Пс.18:10–12 )» (Правила, кратко изложенные. 174). Господь дает Царство Небесное не как плату, должную за выполнение заповедей, но по щедрости Своей. Заблуждаются те, кто думают, что достаточно правильно верить, а заповеди можно и не исполнять Кроме того, знай, брат, что Господь со Своей стороны дает Царство Небесное как плату и вознаграждение за исполнение заповедей лишь по снисхождению к нашей слабости, чтобы побудить нас, рабов Своих, еще усерднее исполнять повеления Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В юности, когда преподобный подвизался добрым подвигом, один любящий осуждение монах, завидуя его целомудрию, осудил его, и тотчас же испытал на себе Божественный гнев. Судами Божиими и тело, и губы его опухли, – вот так наказываются «уста лживые, которые против праведника говорят злое!» ( Пс.30:19 ) Причем губы распухли так сильно, что знакомые не могли ни вложить ему в рот пищи, ни влить никакого пития. Разжав рот с помощью ножа, они вливали ему в рот немного сока, этим он и жил до тех пор, пока незлобивый преподобный, которого никто не позвал, сам явился к нему и, помолившись Господу, исцелил. То же самое случилось и с другим монахом, который так же оклеветал святого, и его постигло наказание, и он получил такое же исцеление по молитвам преподобного. После кончины святого некий Каллиник, монах Иверского монастыря, находился в Константинополе; у него при себе была часть святых мощей преподобного; в это время одна женщина заболела: у нее налились желчью глаза, зрение ее ухудшилось и несчастная испытывала жуткие боли. Монах исцелил ее дивным образом с помощью этих мощей, по молитвам ко Господу, и она стала прославлять Бога и благодарить преподобного, ибо до этого без всякой пользы истратила много средств на врачей. Другая жена три года лежала, прикованная к постели и мучаясь от боли. Тот же самый Каллиник с помощью мощей избавил ее от этих болей и поднял с постели. Некий младенец непрестанно плакал и скрежетал зубами целый год. Он так же получил исцеление от мощей, по молитвам ко Господу. И на Святой Горе Афон с помощью святых мощей некоторые исцелились от телесных болезней, а другие избавились от зубной боли. Вот такую силу имеет молитва праведного, и особенно после смерти, ибо он с большим дерзновением молится ко Господу за тех, кто с верою его призывает. Таково, братия, житие преподобного отца нашего Иерофея. Вот так он подвизался, так трудился и победил, так что и он может вместе с апостолом Павлом дерзновенно сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим. 4: 7–8 ). Ибо и он, собственным произволением, стал бескровным мучеником, который предал себя за Христа, и как преподобный претерпел многие злострадания и утеснения, поистине став образцом для подражания в добродетели для всех, как и повелевает Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Преподобный Иерофей поистине почтил в свои времена Самого Бога, православный народ, родину и свой монастырь. Не могут сейчас нерадивые плотолюбцы сказать, что прошли уже те времена, когда были святые, которым Бог давал Свою благодать, и которые благочестиво, до крови, подвизались против греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ведь апостол продолжает и прибавляет следующее: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Здесь совершенно ясно показано, что это говорится не только по смирению, но и по истине. Ведь апостол мог бы сказать: Если говорим, что не имеем греха, себя возносим и смирения нет в нас, но сказав обманываем самих себя, и истины нет в нас, он ясно показал: тот, кто говорит, что в нем нет греха, не говорит истины, но лжет. (Карфаг. 120–124, 126, 127) Толкование Взгляды пелагиан в чем-то совпадали со взглядами мессалиан [ 305 ] (и те и другие начало спасения полагали главным образом не в Божественной благодати, а в человеческой силе). Мессалиане в своем зломудрии считали, что Святой Дух, приходя к человеку чувственным и видимым образом, освобождает его от страстей, так что человеку уже не нужно соблюдать постов или совершать другие богоугодные подвиги. Так и пелагиане, рассуждая точно так же, говорили, что святые произносят слова Иоанна «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и не говорим истины» не потому, что так оно и есть (ведь освободившись с помощью Святого Духа от страстей, впредь святые уже безгрешны и согрешить не могут), но исключительно из смирения. Поэтому настоящее правило предает анафеме говорящих так, поскольку они превратно толкуют это изречение. Ведь сам Иоанн дальше говорит, что если мы исповедуем наши грехи, то верен и праведен Господь, Который простит наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Из этих слов явствует, что святые произносят это выражение не из смирения, а по истине. В самом деле, апостол мог сказать: «Если мы говорим, что не имеем греха, то возносимся и нет в нас смирения». А не говоря этого, он показывает, что утверждающий, будто мы не имеем греха, не говорит истины, но лжет 306 . Правило 126 (115) Угодно было: всякому, кто скажет, что святые в молитве Господней говорят прости нам долги наши ( Мф.6:12 ) не за себя, поскольку им уже не нужно это прошение, но за других, грешников из их народа, и что никто из святых не говорит прости мне долги мои, но говорит прости нам долги наши, так чтобы было понятно, что праведник просит скорее за других, чем за себя самого, – да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Весьма заблуждаетесь вы, еллины, что признаете богами резные изваяния, вышедшие из-под рук человеческих, которые полностью лишены дара речи, ума и живых чувств, как об этом говорит наше Священное Писание : «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им (слепы, глухи и бесчувственны) будут делающие их и всякий, кто надеется на них» ( Пс. 134:15–18 ). Может, ты сомневаешься в том, судья, что сказанное мною истинно? Испытай на деле: предай идолов огню, прикажи сокрушить им члены, и тогда самым опытом познаешь, что они совершенно бесчувственны и не могут ни пошевелиться, ни говорить, ни причинить вред уничтожающим их, – ответил Харитон. От этих слов беззаконный судья весьма разгневался и приказал обнажить святого, растянуть по земле за руки и за ноги, и бить воловьими жилами. При этом звероподобный правитель говорил мученику: – Ну что, принесешь жертву богам? Или хочешь, чтобы на твое тело обрушилось еще больше ударов? – Не только удары, но скорее тысячу смертей я бы принял ради любви Христовой, но не согласился бы отречься от Бога и принести жертву идолам, – подтвердил терпеливый подвижник. Услышав это, тиран приказал бить мученика еще сильнее. И так сильно его истязали, что не осталось на нем живого места, но были видны внутренности. От невыносимых побоев Харитон пребывал безгласен. Тогда правитель приказал оставить его, не потому что пожалел святого, но для того, чтобы тот не умер так скоро, избежав, таким образом, больших мук. Слуги подняли полумертвого исповедника и, взвалив на плечи, отнесли и бросили в темницу. Ради краткости и умалчивая о многих подвигах сего доблестного мужа, опуская подробности, скажу, что после того как чудесным образом Господь даровал ему в заключении здравие, мученика Христова снова привели на судилище. И вновь суемудренный властитель пробовал сначала обманчивой лестью, а потом устрашениями сделать Харитона своим единомышленником. Но поскольку тот еще более укрепился в вере Христовой и лишь смеялся над его безумными речами, правитель предал его еще большим мукам и приказал жечь тело исповедника огнем, а потом снова заключить в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Взглянув издали на дом, блаженная Афанасия возвела очи свои к Небу и произнесла: «Господи Боже мои, Ты, рекший Авраму и Саре: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), веди и нас в страхе Твоем, ибо и мы оставили дом свой ради имени Твоего. Молим Тебя, не затворяй нам двери Царствия Твоего». Они заплакали и ушли из своего родного города. Придя в Иерусалим и поклонившись святым местам, они встретили святых отцов и беседовали с ними много дней. Уйдя оттуда, они пришли в Мисири к известному авве Даниилу и поведали ему о своем намерении, прося привести их на путь спасения. Авва Даниил поместил Афанасию в женский Тавенисиотский монастырь, а Андроника удержал у себя. Испытав его какое-то время, он постриг его, облачив в ангельский образ. Так Андроник оставался при авве двенадцать лет, во всем оказывая ему послушание. По истечении двенадцати лет Андроник стал просить авву Даниила отпустить его в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Преподав благословение, тот отпустил его. Идя по дороге, преподобный Андроник сел под деревом отдохнуть от зноя, а в это время, по устроению Божию, туда пришла и его жена под видом мужа, переименованная в монаха Афанасия. Она тоже направлялась к святым местам. Когда они поприветствовали друг друга, то она узнала Андроника, а он ее нет, потому что от чрезмерных подвигов увяла ее красота, и она походила на арапа. Она спросила его: – Господин авва, куда ты идешь? Андроник отвечал: – К святым местам. – И я хочу пойти. – Хочешь пойдем вместе? Как пожелаешь, только пойдем по дороге молча, чтобы не видно было, что я иду с тобой. – Как пожелаешь, пойдем молча. Тогда Афанасия спрашивает его: – А ты не ученик ли аввы Даниила? – Да, ученик. – А тебя зовут не Андроник? – Да, я называюсь Андроником. – Молитвы старца да сопутствуют нам. – Аминь. Да будет так. Так вдвоем они пришли в Иерусалим, поклонились святым местам и молча вернулись в Александрию. Там Афанасия спросила Андроника: – Хочешь будем жить вместе в келье? – Как пожелаешь, но сначала я пойду к моему старцу – испросить разрешения и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Видите, братья, [какие] несчастья? Видите страшные наказания? Видите бедствия, какие приемлют от Бога те, кто играют, пляшут и поют? Впредь, христиане, давайте устрашимся, чтобы и нам не получить от Бога те же самые наказания. И в будущем не только давайте не будем играть сами, не будем плясать и не будем петь, но давайте совершенно не будем даже и ходить туда, где играют на инструментах и бывают пляски и пение. Потому что если только пойдем туда и посмотрим, то и мы вместе с ними будем иметь тот же грех и получим те же наказания, хотя и не примем участия ни в играх, ни в плясках, ни в пении, – поскольку если мы пойдем и будем на них смотреть, то этим дадим им основания плясать и петь, так что мы становимся для них проводниками [к сему] и петлей. Если же мы не пойдем туда, то и они вынуждены будут прекратить игру на инструментах и удалиться; так что мы, когда идем и смотрим на них, мы являемся основанием погибели этих несчастных, а особенно если даем им в качестве вознаграждения [еще] и какую-нибудь мелочь. Послесловие Да, да, со слезами прошу вас, прислушайтесь, братья мои христиане, к этим словам Бога и святых, и не огорчайте Духа Святого и ангелов Его, и не доставляйте радости диаволу и служителям его бесам, таковыми языческими и антихристианскими вашими бесчинствами! Да не раздражите Бога и да не сделаете так, что Он прогневается и пошлет на вас в настоящей жизни голод, немощь, рабство, смертельные болезни, нищету, несчастья и другое подобное зло, а в будущей жизни пошлет лишение Царства Его и вечное мучение: ибо за таковое грядет гнев Божий на сынов противления, как говорит божественный Павел ( Кол.3:6 )! Но, напротив, давайте укротим гнев Божий и давайте умилостивим Его воздержанием от вышеуказанных неуместных дел, покаянием, смирением, благочинием и скромностью, как подобает святой жизни христиан, – через сие да избавимся вечного мучения и да удостоимся Царствия Небесного, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцом и Духом вовеки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Видя его полное бесстыдство и дерзость, не знаю как, но я сказала ему: «Человек, прекрати оскорблять авву Кирилла, потому что ты поносишь не его, а Бога, Которому служит. Весь мир провозглашает его истинным рабом Божиим, смотри не потерпит тебя Бог и поразит через Ангела Своего». Через некоторое время у воина началась страшная боль в желудке, он кричал, и не прошло и часа, как (о! чудо) все его внутренности выпали, и воин умер». Мелимаврас сказал об этом случае мне, а я посчитал достойным записать его ради Сказавшего: «Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» ( Мф. 10: 27 ). В возрасте девяносто лет преподобный заболел, и хотя он был измучен старостью и устал от болезни, но прежний свой подвиг не оставлял, но лежал, как адамант, как будто страдал кто-то другой, или как будто он был бесплотным. Преподобный победил господствующее чрево и достиг крайнего бесстрастия, шестьдесят лет питаясь хлебом, травой, водой да и этим понемногу. Он сам говорил: «С тех пор, как я стал монахом, то не пил воды досыта. А поскольку язык мой прилипал к гортани, то прежде чем положить хлеб в рот, я края губ смачивал одной или двумя каплями воды, чтобы можно было его проглотить». Когда царь услышал о его болезни, то пришел к нему со всей семьей. Увидев его мучения, царица собственными руками стала кормить его, (еду она принесла с собой) и дала попить немного вина. Поскольку же преподобный был уже несколько туговат на ухо, то царь велел своему слуге спросить, правильно ли он поступит, если сейчас пойдет на восток, чтобы воевать с безбожными турками. Немного подумав, преподобный сказал: «Ты примешь мой совет, и сейчас не пойдешь на восток, но, когда благоволит Бог, пойдешь, и Он Сам уготовит путь твой» ( Мк. 1: 2 ). Услышав это, царь встал и, поклонившись Богу, сказал. " Аминь, да будет мне по слову твоему» ( Лк. 1: 38 ). Затем, получив его святые молитвы, царь вышел из кельи преподобного. Увидев, что монастырская церковь разваливается, он приказал разрушить ее до основания и выстроить заново, что и было исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вижу и пророка Илию, который по Божьему повелению сходит с горы и разговаривает с царскими посланцами. Что он говорит? Так как царь Охозия усомнился в истинном Боге, будто Его вовсе не существует в Израиле, значит, и не с кем разговаривать, и направил своих людей спросить у псевдобожества, поэтому Бог повелел, что тот не встанет с постели до самой смерти. «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь» ( 4Цар.1:3 ). Вот горе! Где теперь найдешь нового пророка Илию, который сказал бы христианам, посылающим узнать у колдунов и колдуний о своих недугах, чтобы сказать несчастным: «Раз вы, христиане, презрели Христа и святых Его и ходите к колдунам, то, по слову Господа, не восстанете от своих болезней за то, что приводите к себе домой чародеек колдовать. Вот что говорит Господь: вы умрете страшной и мучительной смертью, потому что обращаетесь к демонам и колдунам за помощью в судебных тяжбах». Вы проиграете тяжбу и будете побеждены на суде, ибо просите демонов открыть вам грядущее. Вот что говорит Господь: вы испытаете много несчастий, бед и опасностей, пока не будете истреблены и уничтожены, потому что отказались от Бога, Который знает будущее, и прибегаете к демонам, пребывающим во мраке и неведении о грядущем. Почему предсказания демонов иногда сбываются А знаете почему? Да потому что, во-первых, раз вы не верите в Бога со всей крепостью своей, значит почитаете демонов. И Господь за ваше неверие попускает, что вам будет предсказывать всякая нечисть. Как говорит Иоанн Златоуст , «итак, почему бывает, что их предсказания сбываются? Так как ты не веруешь, потому и сбывается» (Беседа 8 на 2-е послание к Тимофею). Во-вторых, вы, будучи рабами дьявола, любите дьявольские дела и страсти. А он, получив власть над вами, может предсказать и исполнить обещанное. Так же и разбойнику, взявшему в плен какого-нибудь человека, нетрудно предугадать и самому решить вопрос жизни и смерти пленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010