Во время допроса треблаженный бесстрашно признался, что верует во Христа, Истинного Бога. На вопрос, почему он противится царским повелениям и не хочет принести жертву бессмертным богам, исповедник с великим дерзновением отвечал: – Я потому не почитаю ваши святыни, что они не истинные боги, а злобные бесы, которые коварно убедили вас почитать их за богов по двум причинам. Во-первых, чтобы этих лжецов возвеличивали под славным именем божества, а они гордились, что их почитают как богов, а во-вторых, чтобы увлечь вместе с собой в неугасимый огонь мучения всех тех, кто их почитает. – О, Харитон, должно было мне сейчас весьма разгневаться на тебя и тотчас же предать на жесточайшие мучения, потому что ты похулил богов. Но, поскольку они долготерпеливы и незлобивы, то и я хочу им подражать и советую тебе избрать то, что послужит тебе на пользу: принеси жертву богам и будешь иметь великую честь у царя, – попытался уговорить святого наместник императора. – Судья, если эти глухие и бездушные истуканы – боги, то ты худо поступаешь, что терпишь наносимые им мною оскорбления. А если они не боги, как и есть на самом деле, то ты напрасно трудишься, склоняя меня к совершению беззакония, потому что я никоим образом никогда не отрекусь от Живого и Истинного Бога и не буду служить мерзким бесам, поскольку я – последователь и подражатель той знаменитой первомученицы Феклы, которая, как другой Илия, сияет лучами мученичества в этом городе иконийцев. Кроме того, я ученик великого проповедника благочестия Павла, который вдохновенно склонял Феклу претерпевать мучения ради любви Христовой. Поэтому и я сегодня перед всеми говорю словами божественного Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8: 35 ). Нет, ничто не разлучит меня от любви Христовой, – отвечал мужественный воин Христов. – О добрый Харитон, если святыни наши, как ты говоришь, – не боги, как же августейшие наши цари, которые им поклоняются, и мы, правители, веруя в них, имеем от них славу и счастье? – сказал тогда правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, полагая, что блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20:33 35). Поэтому и мы, наученные им, определяем, чтобы епископ отнюдь не замышлял из позорной корысти, измышляя извинения во грехах 392 , требовать золота, или серебра, или чего-то другого от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов. Ведь апостол говорит: Неправедные Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9 ) и: He дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей ( 2Кор. 12:14 ). Итак, если окажется, что кто-либо ради вымогательства золота или чего-то другого или по некой своей страсти (διοπθειαν) [ 393 ] не допускает до служения и отлучает кого-либо из подчиненных ему клириков или закрывает священный храм, чтобы в нем не совершались божественные службы, то такой, поскольку обращает свое неистовство на бесчувственные предметы, поистине лишен чувств, и пусть потерпит то же самое, и обратится злоба его на голову его ( Пс. 7:17 ), как нарушителя заповеди Бога и апостольских постановлений. Ведь предписывает и Петр, верховный из апостолов: Пасите Божие стадо, какое у вас, не принужденно, но охотно и богоугодно. He для гнусной корысти, но из усердия. He господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначалъник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:2–4 ). Грехом к смерти ( 1Ин. 5:16 ) называется такой грех, когда согрешающие им остаются неисправимыми. Но хуже этого – то, когда с превозношением восстают на благочестие и истину, предпочитая маммону послушанию Богу и не держась Его канонических постановлений. В таковых нет Господа Бога, если они, смирившись, не истрезвятся от своего заблуждения. Ведь им скорее подобает приступать к Богу и с сокрушенным сердцем молить об оставлении этого греха и о прощении, а не тщеславиться незаконным даянием, потому что близок Господь к сокрушенным сердцем ( Пс. 33:19 ). Итак, те, которые хвалятся тем, что они за золото получили чин в Церкви, и надеются на этот порочный обычай, отчуждающий от Бога и любой священной степени, и оттого с бесстыдным лицом открыто бесчестят бранными словами тех, которые избраны Святым Духом за добродетельную жизнь и причислены к клиру без даяния золота, – поступающие так пусть сначала займут последнюю степень своего чина, a если будут упорствовать, пусть их исправляют епитимьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Возвращаясь от своего рассеяния, ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце. «Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием» (Старец Силуан. М., 1994. С.47). Следовательно, делатель этого безмолвнического подвига может ясно различить духовное сердце от плотского. Он ощущает существование и действие обоих этих сердец. Вначале ум находится в плотском сердце, а затем открывает духовное, так что может одновременно чувствовать движения их обоих. Преподобный Никодим Святогорец , чьи творения составляют органическую часть православного предания, отмечает, что плотское сердце – это центр естественный, противоестественный и вышеестественный 53 . Это естественный центр, поскольку сердце создается первым из всех членов человеческого тела, согласно тому, что говорит Василий Великий : «При рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному» (Твор. иже во святых отца нашего Василия Великого , архиеп. Кесарии Каппадокийския. Т.1. М., 1845. С.180–181). Это противоестественный центр, поскольку из него исходят все страсти и хульные помыслы. Конечно, здесь необходимо объяснить, в соответствии со сказанным выше, что после святого крещения благодать Божия находится в центре сердца, диавол же действует снаружи. Апостол Петр сказал Анании: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому»?» ( Деян.5:3 ). Сатана вошел в сердце Иуды: и во время вечери... диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его ( Ин.13:2 ). Кроме того, известно учение Господа о том, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Вместе с тем сердце – это центр вышеестественный, поскольку в нем действует благодать Христова. Апостол Павел говорит: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). В другом месте он пишет также: «Любовь Божия излилась в сердца наши» ( Рим.5:5 ). Преподобный Фалассий пишет, что «благое сердце и помышления износит благие, ибо по сокровищу его бывают и помышления у него» (Добр. Т.3. С.295).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Воистину, это превеликое чудо, как Создатель терпит вас, хулителей Бога Творца! Как небо не мечет гром и молнии, чтобы испепелить вас?! Как солнце светит и не ослепляет ваши глаза?! Как ветер не отравляет вас ядовитыми испарениями?! Как море не поглощает вас?! Как земля не разверзается, чтобы поглотить вас?! Как звери не нападают на вас, чтобы растерзать и уничтожить?! Но судя по всему, Бог, Который хулится в ваших речах, Сам запрещает Своим творениям трогать вас, надеясь, что вы раскаетесь. Богохульников предают смерти даже язычники. Так, царь Навуходоносор издал закон, запрещающий хулить Бога В-четвертых, законы всех язычников, почитавших идолов, предписывали убивать хулителей истуканов и богов. Об этом мы читаем в Священном Писании, что поклонники Вилу осудили на смерть пророка Даниила, который похулил их бога: «умрет Даниил, потому что произнес хулу на Вила» ( Дан.14:9 ). Если кто хулил эллинских лжебогов, тот достоин смерти. Тогда насколько же больше достойны смерти ненавистники истинного Бога всяческих? И Бог повелевает умерщвлять того, кто просто назовет Его неизреченное имя (то есть Иегова), как пишет премудрый Фотий (163-е послание к Амфилохию). В книге Левит говорится: «Называющий имя Господне смертью да умрет» ( Лев.24:16 ) 102 . Тем более достойны смерти Его хулители. Так, медведи разорвали сорок два маленьких ребенка за то, что те ругали и насмехались над пророком Елисеем: «малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: «Иди, плешивый!»... И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар.2:23 ). В таком случае почему не достойны тысячи смертей те, кто явно хулит и ругает не просто пророка, а Бога, всех пророков и святых? Стоит ли мне добавлять к сказанному еще что-то, к стыду христиан-богохульников? Закон, повелевающий убивать хулителей истинного Бога, а их имущество раздавать бедным, издал не пророк, не апостол, не православный царь, а нечестивый идолопоклонник и языческий царь, – кто бы вы подумали? Не удивляйтесь: Навуходоносор: «И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» ( Дан.3:96 ). Как же так? Неверный Навуходоносор повелевает, да не хулится Бог, а Его верные и избранные христиане произносят на Него хулу? Какой позор! Какой ужасный стыд! Как бесы наказывают богохульников

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Вот, Божественной благодатью и благоприятными твоими молитвами я стал христианином и монахом, однако имею сильное желание увидеть Господа Иисуса Христа, поэтому горячо прошу тебя, исполни мое желание. Прославив Бога, священник отвечал: – Ступай к своему дяде-эмиру и перед ним и всеми сарацинами исповедуй, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог, Создатель всей Твари, что Он вочеловечился и сотворил удивительные чудеса, был распят, и погребен, и воскрес в третий день, и со славою вознесся на Небеса. Сделав так, ты с дерзновением сможешь узреть Господа. После этого присноблаженный тот инок, послушавшись божественных слов благочестивого священника, отправился в ту страну, где жил его дядя. Ночью он поднялся на минарет мечети и начал громким голосом взывать: «Бегите сюда, сарацины, я хочу вам кое-что сказать». Услышав зов, те сбежались со свечами и, обнаружив монаха, спросили, что тот хочет им сказать. Монах же отвечал им: «Что вы мне дадите, если я вам сообщу, где находится племянник эмира, который тайно ушел?» Те пообещали ему столько денег, сколько он сам захочет. И тогда монах сказал: «Отведите меня к эмиру, я сам ему скажу». Они с радостью отвели его к эмиру, пояснив: «Этот монах знает, где находится твой племянник». Эмир спросил его, правда ли, что он знает место, где находится его племянник, и монах отвечал: «Да, знаю, потому что я и есть ваш племянник, но теперь я христианин, и верую во Отца и Сына и Святаго Духа, Единое Божество, и исповедую, что Сын Божий воплотился от Приснодевы Марии и сотворил в мире великие чудеса, и был распят, и в третий день воскрес, и вознесся на Небеса, и сел одесную Бога и Отца, и снова грядет судить живых и мертвых». Услышав эти слова, его дядя эмир с удивлением спросил: «Что с тобой случилось, несчастный, почему ты оставил свой дом, богатства, славу, и презренно скитаешься, как нищий? Почему ты не хочешь вернуться в свою веру и исповедать Мухаммеда пророком, и прийти в прежнее свое состояние?» Монах на это отвечал: «Все, что у меня было тогда, когда я был сарацином, все было от диавола. А эта власяница, которую я сейчас ношу, моя похвала, и богатство, и предобручение славы, которой я буду наслаждаться за истинную веру во Христа моего. Мухаммеда же, который вас обольстил, и веру его, проклинаю и отвращаюсь». Жалея его, эмир сказал находившимся при нем сарацинам: «Он сошел с ума и не знает, что говорит. Выведите его и прогоните». Но те ему возразили: «Ты хочешь отпустить того, кто проклял нашего пророка и нашу веру, и который достоин тысячи смертей? Что, может быть, нам тоже отречься от нашей веры и стать христианами?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот для чего, братья мои, нужно, чтобы вам была противна любая дружба с порочными и дурными людьми. Вам должно избегать их. Так повелевает Бог через Исаию: «Выходите оттуда, не касайтесь нечистого» ( Ис.52:11 ). И Павел предписывает: «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ); и в другом месте: «дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор. 5:2 ). А пророк Давид велит никогда не встречаться даже с избранными из дурных людей: «Не дай уклониться сердцу моему... с людьми, делающими беззаконие, и не приобщусь я к избранникам их» ( Пс.140:4 ). Так же и Иов советует также отвращаться шутников и насмешников: «Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство» ( Иов.31:5 ). Да что тут говорить? Ведь эти дурные люди – настолько близкие вам друзья, товарищи, родные, как правое ваше око. И тем не менее вам следует ненавидеть и избегать их. Общение с ними становится соблазном и для вас, ибо в душу вашу проникает, подобно чуме и проказе, их порок: «Худые сообщества, сказано, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Они вводят других в соблазн по поводу вас и заставляют думать, что и вы такой же. Поэтому, как говорит Господь, «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ). Божественный Златоуст считает: «Никто поэтому да не имеет негодного друга – ибо если мы, имея негодных сыновей, изгоняем их и не щадим естества... то гораздо более необходимо избегать тех товарищей и знакомых, которые дурны, ведь даже если мы не терпим от них никакого вреда, мы не сможем избежать дурной славы. Ибо внешние не знают наш образ жизни, но судят нас по тем, с кем мы общаемся» (Беседа 57 на Евангелие от Иоанна). Соблазнивший должен просить прощения у соблазненного, да еще и покаяться Итак, все христиане должны остерегаться ввести в злой соблазн брата, как вытекает из сказанного выше, а также из слов Павла: «Лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» ( Рим.14:13 ), и еще: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот Иезавель наказана смертью, и смертью бесчестной, за то, что наряжалась и красила лицо свое. Царь Ииуй увидел ее наряженную, выглядывающую из окна, чтобы посмотреть на него, и приказал, чтобы сбросили ее вниз, и кровь брызнула на стены и на коней, и они растоптали ее. И псы пожрали всю плоть ее, и ничего не осталось, кроме черепа и костей рук и ног. И не были погребены останки ее, остались на земле, как навоз: «И будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» ( 4Цар.9:3 ). Слышите, мужчины, любящие украшаться, каким наказаниям подвергаетесь? А вы, жены, красящие лица косметикой, слышите, какую долю примете? Неужто хотите стать новой Иезавелью, чтобы принять такую же позорную смерть? Что делаете вы, глупые мужи и невежественные жены, когда наряжаете тело, натираете благовонным маслом глину и грязь, это нечистое и зловонное тело? Это тело, которое имеет начало из тления и зловония? Тело, которое при жизни есть хранилище пищи, после смерти же становится крайне зловонным, настолько, что ни с чем в мире не сравнимо. О, как велико невежество! Сказать по правде, то, что вы делаете, подтверждает некоторые простые поговорки: носить воду в решете, наливать в дырявый горшок или плести веревку из песка и другие. Итак, очнитесь! И не гоняйтесь за пустяками! Любители краситься не знают, что такое христианское покаяние Вся жизнь христианина, братья мои, – это жизнь покаяния, жизнь скорби и слез. Покаяния и скорби совершенно чужды тем, кто думает об украшении одеждами, натирании благовонным маслом или использовании косметики. Для покаяния и слез свойственны одежда из грубой ткани, пепел и страдания тела. Так Давид ради покаяния оделся во вретище: «И возлагаю на себя вместо одежды вретище» ( Пс.68:12 ). И Ахав, когда сокрушался и каялся по слову, которое услышал от пророка Илии, носил власяницу и постился: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился» ( 3Цар.21:27 ). И ниневитяне, когда покаялись, оделись во вретище и посыпали себя пеплом: «царь встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот почему прошу вас, братья, никогда не поступайте так беззаконно и нечестиво. Лучше занимайтесь своим ремеслом и рукодельем и всю надежду возлагайте на Бога, поскольку именно Он дает вам не только руки и силу для работы, но и пропитание и одежду: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время» ( Пс.144:15 ), и добавляет: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ). Если Бог не захочет вас поддержать, то все труды ваших рук и все усилия в ремесле будут напрасны и бесполезны: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). Григорий Богослов замечает: «Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд» (Нравственный стихотворения. Двустишия). Ремесленникам не к лицу впадать в гордыню Блюдите себя, братья, дабы не впасть в гордыню из-за того, что вы преуспевающие и искусные мастера, ибо у сатаны есть обычай искушать ремесленников, внушая им чувство самодовольства и превосходства над другими. Причем тут используются два способа: а) чем дороже и тоньше работа и мастерство и б) чем больше преуспевает работник в своем ремесле, тем сильнее поражает его брань и страсть гордыни. Поэтому можно увидеть, что многие успешные, высокообразованные работники, учителя, многие псаломщики, врачи, художники, каллиграфы, строители и столяры- краснодеревщики, портные, торговцы, часовщики и золотых дел мастера ходят с высоко поднятой головой, вытянув шею и ступая, как павлины, много мнят о себе, велеречивы, без конца рассказывают о своих успехах, шляются по базарам с важно надутыми щеками, их прямо распирает гордыня. Бедняги взирают на все свысока, будто с вершины Олимпа и Афона, считая остальных скотами и отбросами общества. Несчастные ремесленники, ученые, чем вы можете гордиться? Способностями своего ума? Так вот, все это Божий дар. Как говорит Сирах, «всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» ( Сир.1:1 ). Телесной силой и крепостью рук? Так и это тоже Божий дар, ниспосланный вам свыше, и не только, «ибо так говорит Господь сил» ( Иер.6:6 ) 109 , Тот, Кто дает мощь всем силачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот так, повторяю, и вы, алчущие и жаждущие христиане, вынуждены идти в святую церковь, дабы утолить свой голод от находящейся в церкви таинственной и святой трапезы тела Господня и божественного Слова и угасить свою жажду от животочивой (ζωηυτον) крови Господа и вод учения Божественных Писаний, которые текут в Церкви Христовой. Но если вы не ходите в храм, чтобы постоянно есть и пить бессмертные и животворящие яства и пития, то вы, конечно, ослабеваете и умираете душой, по слову Господа: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 53 ). А то, что эти блага, двоякого рода пища и питие, обретаются в святой Церкви Божией, пророчествовал в свое время божественный Давид: «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего, Страшный в правосудии» ( Пс. 64, 5 ). Пророк Иоиль, размышляя о питии Божественного учения (ποματο τη θεια διδασκαλα), которое проистекает из святой Церкви и напояет христиан, сухих и бесплодных, подобно тростнику, предсказывал: «Из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим» ( Иоил.3:18 ) 139 . Церковь – это ковчег Во-вторых, вы, христиане, должны ходить в церковь по необходимости, потому что Церковь – это ковчег. И как во время потопа спаслись лишь те из людей и животных, которые зашли в ковчег, а оставшиеся снаружи погибли, вот так и сейчас христиане, которые ходят в святую церковь , спасаются от мысленного потопа грехов и страстей. А пребывающие вне Церкви тонут и погибают. Потому и говорил божественный Иоанн Златоуст : «...прошедшее было прообразом будущего; именно: ковчег – церковь, Ной – Христос, голубь – Дух Святой, масличная ветвь – человеколюбие Божие. Кроткое животное было выпущено и удалилось от ковчега; но то образ, а ныне – истина; посмотри же на превосходство истины. Как ковчег спасал среди моря бывших внутри его, так и Церковь спасает всех блуждающих» (Слово 6 о Лазаре). Церковь – это духовная овчарня В-третьих, вы, братья, вынуждены ходить в церковь , потому что она ваша собственная духовная овчарня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот что мы ответим им. Во-первых, если бы шутки и смех были не злом, а безобидным занятием, то Христос не сказал бы о смеющихся: «Когда увидите роскошные пиры со всеми их наслаждениями, ложью, шумом и беспорядочными кликами, – вспомните слова Господа: «Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 )», – говорит Иоанн Златоуст (Слово о лжепророках, лжеучителях...). Если бы шутки и смех не были злом, то не бранил бы их с такой строгостью божественный Павел и не сказал бы, что христианам следует изжить остроты из своей среды и даже совсем забыть, что это такое: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам..». ( Еф.5:3–4 ). «После сквернословия, – толкует эти слова Иоанн Златоуст , – поставляет смехотворство, а ты смеешься? Что есть пустословие? То, что не имеет ничего полезного» (Беседа 15 на Послание к Евреям). Если бы шутки и смех не были злом, то не сказал бы Соломон, что «сетование лучше смеха» ( Еккл.7:3 ). Поскольку же сетование 91 многими считается злом, тогда смех хуже сетования и, следовательно, зло. Иоанн Златоуст тоже показывает, что шутки и смех не безобидны, но сами по себе злы, да еще и порождают много всякого зла (Беседа 17 на Послание к Ефесянам). Мы уже говорили об этом в середине этого Слова. Если же мы предположим, что шутки и смех действительно безобидны, то и тогда христианам не подобает не иметь к ним никакого отношения. Во-первых, потому, что это дьявольская уловка – внушать христианам пренебрежение к маловажным вещам. Как говорит Иоанн Златоуст , «и это есть диавольское дело – пренебрегать вещами неважными» (Там же). Во-вторых, потому что пренебрежительное отношение к мелким и маловажным вещам приводит к тому, что мы начинаем говорить: это мелочь, это так ничтожно, без различия вводить все скверное в христианскую жизнь. Как замечает Исидор Пелусиот в послании к схоластику Киру, «ибо тем, что ты говоришь, что это ничего не значит, ты совершаешь над жизнью злую насмешку» (Послание 1233, Киру Схоластику). Смех и шутки, даже если кажутся ничтожными, рождают большое зло

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010