Ганнибал 58, 442, 443    Гвемар V, князь салернский 454    Гвидо, сын Роберта Гвискара 182, 184, 349—351, 353, 361, 362, 517, 518, 600, 601    Гвидо Бьяндрате 581    Гвискар, см. Роберт Гвискар    Гектор 283    Гельцер Г. 9    Генесий 588    Генрих I, король английский 587    Генрих IV, германский король 21, 30, 81, 83, 84, 458—460, 486, 488, 489, 502, 503, 530, 578    св. Георгий, Сикеот 166, 307    Георгий, сын Декана 244, 245, 381    Георгий Василаки 330, 331    Георгий Евфорвин 204, 206, 267    Георгий Кедрин 454    Георгий Куцомит 209    Георгий Левун 390, 407, 408    Георгий Манган, Манган 108, 110, 470    Георгий Маниак, Маниак 63, 171, 447, 509    Георгий Месопотамит 245, 546    Георгий Мономахат, Мономахат 88—90, 134, 138, 462, 489    Георгий Палеолог, Палеолог 28, 102, 105, 110—113, 118, 134, 138, 141—144, 146—148, 156, 176, 177, 205, 208, 212, 213, 230, 231,236, 267, 299, 392, 468, 470, 473,495, 534, 535    Георгий Пирр 168, 223    Георгий Торник, Торник 13, 15—19, 33, 34, 36, 37    Геракл 44, 61, 74, 138, 285, 355, 356, 444, 451    Герман, племянник Роберта Гвискара 134, 486, 488    Герман, слуга Никифора III Вотаниата 10, 88, 91, 96, 462, 464    Геродот 18, 556    Гиберт Ножанский 558    Гизульф II, князь салернский 454    Гийан Р. 27, 442, 475, 595    Гилпракт 110, 111    Гиппархия 19    Гирард 460    Глика, см. Михаил Глика    Гликаци-Арвайе Г. 557    Голубовский П. 529    Гомер 18, 54, 75, 111,182, 206, 221, 265, 280, 288, 344, 385, 392, 404, 406, 473, 508, 596, 607    Горгона 119, 477    Готфрид IV Бульонский 277, 283, 284, 286—289, 293, 307—309, 560, 565—567, 570, 572, 577, 578, 580, 581    Готфрид Бурель 562    Готье П. 527, 528, 536    Грегуар А. 47, 553, 564    Григорий Бакуриани, Бакуриани 43, 97, 145, 150, 160, 201, 465, 466    Григорий Гавра, Гавра 243—245, 594, 601    Григорий Генесий 131    Григорий VII Гильдебранд, папа 30, 455, 456, 458, 459, 486    Григорий Каматир 259, 550    Григорий Маврокатакалон 205, 208    Григорий Назианский 602

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАЗИЛИТЫ [Аль-му " тазиля; араб. «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»], представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. Направление, объединившее М., было основано Василом ибн Атой (699, Медина - 748, Басра) и Амр ибн Убайдом (699, Балх, совр. Афганистан - 761, Басра) в Басре после того, как они «обособились», покинув богословский кружок Хасан аль-Басри (642, Медина - 728, Басра), видного богослова и одного из первых аскетов, прямых предшественников суфиев. Самоназванием М. было «люди справедливости и единобожия» (ахл ал-адл ва-таухид). Считается, что мутазилизм был одним из важнейших направлений калама (араб. «слово», «речь»), рационально толковавшего догматы ислама и в основном не следовавшего религ. авторитетам. Первоначально противоречий между мутазилизмом и суфизмом (мусульм. мистицизмом) не было. Исторически оба течения восходят к школе Хасан аль-Басри. Определенную связь можно проследить между идеями мутазилизма, фикха (мусульм. юриспруденции) и греч. философии, к-рая приобрела широкое распространение среди арабо-мусульм. образованной элиты. Неслучайно М. отрицали необходимость буквального следования религ. авторитетам и традициям (таклид) и считали сомнение первым условием познания. О взглядах Васила ибн Аты известно мало. Единая система мировоззрения М. сформировалась позже в трудах др. богословов из Басры: Абу-ль-Хузайля аль-Аллафа (ум. ок. 849), Муаммара ибн Аббада (ум. ок. 830), Ибрахима ан-Наззама (ум. ок. 845), а также в сочинениях багдадского мыслителя Бишра ибн аль-Мутамира (ум. между 825 и 840). К этому кругу богословов относился и крупнейший прозаик энциклопедист аль-Джахиз (775-868). М. критически относились к Омейядам и приветствовали приход к власти Аббасидов. Их идеи успешно развивались при халифах: Харуне ар-Рашиде (786-809), аль-Амине (809-813) и особенно при аль-Мамуне (813-833), к-рый привлекал к управлению гос-вом ученых и основал в Багдаде академию «Дом мудрости» (араб. Дар аль-хикма). В 827 г. аль-Мамун провозгласил тезис о сотворенности Корана как офиц. доктрину халифата, а за 2 месяца до смерти в 833 г. ввел специальную проверку (михна) для судей, правоведов и богословов на предмет их лояльности мутазилизму. В основном это касалось лиц, занимавших гос. должности. Такие проверки проводились и при следующих халифах - аль-Мутасиме (833-842) и аль-Васике (842-847), но халиф аль-Мутаваккиль (847-861) подверг М. гонениям. Особое неприятие у ортодоксальных богословов вызывала убежденность М. в сотворенности Корана.

http://pravenc.ru/text/2564406.html

«Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз». Так начинается сказка про Золушку. Сказка течет своим всем известным чередом, вот уже король объявляет о бале, на котором его сын выберет себе невесту, вот мачеха и сестры уезжают, оставив Золушку одну. «Крестная, которая как раз зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах. – Я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце, – обещала крестная». А давайте здесь поставим сказку на паузу и задумаемся. Вам она ничего не напоминает? Ну, как же. Ни в коем случае не говоря о прямых параллелях, нетрудно заметить некоторые христианские мотивы. Я даже не о фее-крестной. Золушку не пускают во дворец на бал (пир), так? Ни для кого не секрет, что в Священном Писании в образе брачного пира с его ликующим весельем изображается Царство Небесное. Во дворце героиню ждет сын короля, жених. И именно на брачный пир своего сына созывает приглашенных царь в притче Христа. Женихом душ человеческих именуют Христа А еще – мы же помним, что Женихом душ человеческих именуют Христа («Он является для всего мироздания Женихом, и каждая человеческая душа является как бы невестой», – замечает Митрополит Антоний Сурожский). А кто не пускает Золушку во дворец? Злая мачеха, желающая падчерице зла. Та, что вместо матери, то есть перед нами достаточно прозрачный намек, ведь антихрист – тоже тот, кто будет вместо Христа (кстати, в сказке Андерсена «Дикие лебеди» мачеха совершенно неслучайно дает детям вместо яблок чашку речного песка: разумеется, это отсылка к евангельским словам об отце, который не даст сыну камня вместо хлеба). Итак, вроде все понятно. И что же, скажете вы? Уже давно известно, что сказки аккумулируют глубинный культурный опыт, в том числе зачастую и духовный. «Сказки действительно скрывают в себе великую истину», – пишет в своей замечательной статье «Богословие детских сказок» иерей Спиридон Василакос. Да, но, оказывается, именно сказку о Золушке мы часто переписываем. Не замечали?

http://pravoslavie.ru/151157.html

Но нельзя не отметить ту любопытную черту, что византийское духовенство стояло на высоте современного философского образования и что большинство подвергшихся отлучению лиц имеют то или другое отношение к высшей школе и высшему образованию. Василаки принадлежит род учебника, в котором собраны образцы для занятий по истории, мифологии, риторике и богословию 388 . Эти образцы, если только они действительно выражают тогдашнюю постановку образования в школах, свидетельствуют о значительной свободе преподавания и о большой устойчивости традиций, против которой начата была борьба в конце XI b. Если высшие светские и духовные деятели занимающей нас эпохи проходили те школы, с которыми мы знакомимся по лекциям М. Пселла 389 и по учебнику Василаки, то нет ничего удивительного, что в XI и XII вв. так резко заявляет себя дух резонерства и публичных диспутов, нашедший себе применение в вероучении. Но что в особенности замечательно – школьные риторические приемы нередко переносились в церковь , а учителям риторики давались проповеднические кафедры 390 . Так именно случилось c Н. Василаки. В числе важных должностей в константинопольской Софии были должности толкователей Евангелия и апостола. Около 1156 г. кафедра евангельская занята была знаменитым ритором Михаилом Солунским, а кафедра апостольская – Н. Василаки. О том и другом с большою похвалой отзывается историк Н. Акоминат 391 . «Василаки, – говорит он, – толковал Павловы послания к церквам и блеском своего красноречия выяснял те апостольские изречения, которые затемнены неясностью и преисполнены духовной глубины». К характеристике Василаки мы позволим себе привести несколько строк из его собственного предисловия к сборнику его сочинений 392 . Из этого предисловия видно, что он был модный учитель риторики, к нему толпой шли ученики, его стиль пользовался славой, так что его имя сделалось знаменем партии «Василаки». Но когда он напал на луга божественной мудрости, с ним случилось, как будто он поел лотоса. «Я пришел во власть духа и услышал изречение: блаженны печальные и горе смеющимся, и я пробудился как бы от похмелья и бросил мои забавы в огонь».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В числе важных должностей в константинопольской Софии были должности толкователей евангелия и апостола. Около 1156 года кафедра евангельская занята была знаменитым ритором Михаилом Солунским, а кафедра апостольская Н. Василаки. О том и другом с большою похвалой отзывается историк Н. Акоминат 171 . Василаки, говорит он, толковал Павловы послания к церквам и блеском своего красноречия выяснял те апостольские изречения, которые затемнены неясностью и преисполнены духовной глубины. К характеристике Василаки мы позволим себе привести несколько строк из его собственного предисловия к сборнику его сочинений 172 . Из этого предисловия видно, что он был модный учитель риторики, к нему толпой шли ученики, его стиль пользовался славой, так что его имя сделалось знаменем партии «Василаки». Но когда он напал на луга божественной мудрости, с ним случилось, как будто он поел лотоса. Я пришел во власть духа и услышал изречение: «блаженны печальные и горе смеющимся, и я пробудился как бы от похмелья и бросил мои забавы в огонь». Почти в то же время возник вопрос, волновавший византийскую церковь и государство долгие годы. Он имеет тесную связь с разобранным выше и касается также природы Христа: как понимать слова евангелия «Отец мой болий Мене есть». Подлинных соборных актов не сохранилось и по отношению к этому вопросу, мы имеем лишь изложение соборных деяний 1166 года, принадлежащее Никите Акоминату и изданное у Анжело-Маи и в Патрологии Миня 173 . Это изложение далеко не разрешает многих затруднений и, главным образом, страдает путаницей и умолчаниями или пропусками. Представим сначала анализ переданного Н. Акоминатом материала. Приступая к изложению происшедшего на соборе, он обещает сначала сказать о различных мнениях по объяснению слов «Отец мой болий Мене есть», потом привести места из отцов церкви, далее постановления собора, обстоятельства, последовавшие за собором 174 , наконец, привести эдикт императора. Уже самый план показывает, что автор намерен издавать не акты, а историю собора; но, удержав в своем изложении форму протоколов, то есть, распределив материал по заседаниям, Н. Акоминат связал себя формой и перемешал протокольное изложение с историческими комбинациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Дрезеке находит, что сочинения Николая Мефонского могут служить прекрасной иллюстрацией к речи Евстафия Солунского в честь Мануила Комнина, что некоторые сочинения Николая относятся по происхождению своему к первой половине столетия. Сюда относится «Опровержение Прокла» 167 , в котором делается почетное упоминание об Евстратии Никейском, точно также сюда относятся сочинения его против латинян; эти сочинения составлены в 30-х годах XII века. Если это так, то, без сомнения, Николай Мефонский принимал участие в полемике против посла императора Лотаря III Ансельма Гавельбергского, бывшего в Константинополе в 1136 году. Таким образом, наш писатель в ранний период своей деятельности защищал те же интересы и по тому же поводу, что Никита Пекторат, Нил Доксопатр и другие. О Сотирихе современники говорят как о человеке весьма образованном, гордом и надменном своими знаниями. О товарище его Никифоре Василаки, разделявшем его мнения и тоже подвергшемся отлучению от церкви, мало сохранилось известий. Но нельзя не отметить ту любопытную черту, что византийское духовенство стояло на высоте современного философского образования и что большинство подвергшихся отлучению лиц имеют то или другое отношение к высшей школе и высшему образованию. Василаки принадлежит род учебника, в котором собраны образцы для занятий по истории, мифологии, риторике и богословию 168 . Эти образцы, если только они действительно выражают тогдашнюю постановку образования в школах, свидетельствуют о значительной свободе преподавания и о большой устойчивости традиции, против которой начата была борьба в конце XI века. Если высшие светские и духовные деятели занимающей нас эпохи проходили те школы, с которыми мы знакомимся по лекциям М. Пселла 169 и по учебнику Василаки, то нет ничего удивительного, что в XI и XII веках так резко заявляет себя дух резонерства и публичных диспутов, нашедший себе применение в вероучении. Но что в особенности замечательно, – школьные риторические приемы нередко переносились в церковь , и учителям риторики давались проповеднические кафедры 170 . Так именно случилось с Н. Василаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Люди ласкают телефоны, но только не детей. Если не баловать ребенка вниманием, он закроется Священник Спиридон Василакос – о том, как технологии крадут у нас теплоту 16 февраля, 2019 Священник Спиридон Василакос – о том, как технологии крадут у нас теплоту «…Когда ты собираешься давить на ребенка, подумай, что он может потом закрыть свою душу для тебя. Добавь теплоту! Смотри на ребенка, слушай его, молись за него, обними его, ласкай его. И он откроется для тебя!» – священник Спиридон Василакос о том, почему нельзя насильно тянуть ребенка до своего уровня и как достучаться до него. Священник Спиридон Василакос. Фото с сайта dveri.bg Самая большая ошибка – это наше желание, чтобы наш ребенок думал так, как мы, чувствовал так, как мы, то есть мы хотим, чтобы наш ребенок «дотянулся» до нашего уровня. А часто, когда он не дотягивается, мы его тянем насильно. Помните прокрустово ложе? Если человек выходит за пределы – надо отрезать, если слишком маленький для ложа – надо растянуть. Это ошибка, ребенок не может мыслить так, как мы, у него нет опыта. Поэтому мы должны сами наклониться. Церковь имеет много примеров для подражания. Например, ребенок приступает к Причастию, а священник держит Христа в данный момент. И делает шаг именно священник, он наклоняется с Христом в руке, чтобы причастить ребенка. Он же не может сказать: «Дотянись до меня!» И это только один из многочисленных примеров. Мой геронда говорил: когда к тебе в храм приходят дети, то садись на ступеньки возле амвона, не стой, садись и сажай детишек возле себя, чтобы они не смотрели на тебя снизу. Казалось бы, простое движение, но сколько смысла в себе несет! Часто мы смотрим на детей сверху. Нет! Лучше «опуститься» чуть-чуть! Это очень поможет в развитии общения с ребенком. Лучше чуть-чуть уступить! Немножко, там, где это возможно. Надо иметь за правило: «То, что не может сделать ребенок, сделаю я!» Это очень поможет! Простые вещи, видите, простые вещи делают нашу жизнь. Вы когда-нибудь замечали, как красив древний амфитеатр? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что амфитеатр похож на объятия. Когда ребенок находится в объятиях, он полностью доверяется тебе, и именно в объятиях ты можешь ему дать, сказать и показать многое. Извините меня, но мы должны начать нежить наших детей. Смотришь на людей и понимаешь, что мы впали в заблуждение. Люди «ласкают» телефоны. Ладно, технология в чем-то помогает. Но подумать только, в нашу эпоху люди «ласкают» телефоны, ноутбуки, компьютеры, холодные и неживые экраны, но только не детей.

http://pravmir.ru/lyudi-laskayut-telefon...

Так, прежде всего на нем подтверждены были определения первого собора, как отдельного церковного акта 152 ; затем этот собор не занимается ни епископом драчским, ни Михаилом солунским, внимание его обращено на Никифора Василаки и Сотириха; наконец, во мнении, поданном константинопольским патриархом, встречаем любопытное указание, что Сотирих уже два года упорствует в не православном мнении, не скрывая этого 153 , а епископ адрианопольский, как на усиливающее вину Сотириха обстоятельство, ссылается на то, что он перешел уже πа шестидесятилетний возраст, получил известность за свои ученым сочинения и что написал по этому вопросу сочинение полное богохульства и нечестивых нелепостей 154 . Это последнее указание дает возможность приурочить написание диалога Сотирихом ко времени между первым и вторым собором. С другой стороны, имея в виду, что Сотирих и Н. Василаки участвовали на втором соборе как члены, пользовавшиеся полными правами, должно заключать, что первый собор не имел к ним отношения и что осуждение его простиралось только на двух лиц. Для критики относящихся сюда событий не следует оставлять без внимания, что Анжело-Маи и здесь издает не соборные акты, а историю собора, что видно из способа изложения 155 , который выдает далеко не дипломатическую точность передачи. Итак, уже после написания Сотирихом известного диалога, в котором он высказался за мнение, осужденное первым собором, созван был новый собор, имевший задачей вновь обсудить тот же самый вопрос. В первом его заседании установлено было, что некоторые духовные лица неправильно понимают и объясняют известные слова «приносяй и приносимый», разделяя на два Богочеловека Христа. Когда стали отбирать голоса, начиная с чина диакона, то дидаскал апостолов Н. Василаки первый выступил с особым мнением, не соглашаясь с общим учением. Затем спрошен был Сотирих. В изложении всей части, касающейся этого предмета, наш источник никак не может быть рассматриваем, как соборный протокол. Ибо в передаче ответа Сотириха мы имеем не его собственные слова, а комментарий на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

    87 В сочинении Никифора Вриенния (Nic. Br., IV, 13) на Никифора Вриенния Старшего бросается не «второй турок», а «первый турок с отрубленной рукой» (о πρωτος την χερα υπ’ αυτο εκτμηθες).     88 В тексте лакуна: пропущено название места (см. Предисл., стр. 28).     89 Ил., XIV, 398.     90 Ил., II, 2.     91 Борил, по словам Вриенния (Nic. Br., III, 22), был одним из ближайших к Никифору III лиц, которому император пожаловал высокие титулы протопроедра (об этом титуле см. Diehl, De la signification du titre «proèdre»; cp. Svoronos, Recherches sur le cadastre..., p. 68) и этнарха (т. е. начальника союзнического войска. См. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 345). По словам Вриенния, Борил был «скифом или мисийцем» (т. е. болгарином), Анна называет его славянином (II, I, стр. 91). В. Златарский предполагает половецко-болгарское происхождение Борила (см.: Златарски, Потеклото на Петра и Асеня...; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 128 и сл.).     92 Версию о том, что инициатором ослепления Вриенния был Алексей, поддерживает враждебный Алексею Зонара (Zon., XVIII, 19). Следует отметить, что современник этих событий, панегирист Вотаниата Атталиат (Attal., рр. 291—292) сообщает, что Вриенния ослепили палачи, посланные Вотаниатом. Таким образом, в данном случае у нас нет оснований не доверять сообщению Анны.     93 Магистр и протопроедр Василаки был назначен дукой Диррахия после Никифора Вриенния Старшего. Во время восстания Никифора (осень-зима 107778 г.) Василаки под предлогом борьбы с мятежником собрал большое войско, куда входили норманнские, болгарские, франкские, а позднее и печенежские отряды. Примерно в марте Василаки занял Фессалонику и открыто восстал против Вотаниата (см.: Attal., рр. 297—300; Nic. Br., IV, 16—28; Skyl., pp. 739—741; Zon., XVIII, 19; Glycas, IV, р. 617; Guil. Ар., IV, 88—121. Ср. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XIb., стр. 122—123).     94 Т. е. к Фессалонике.     95 Тифон — страшное чудовище греческой мифологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Андрей, архиепископ Петропавловский, викарий Днепропетровской епархии (Василашку Сергей Петрович) Дата рождения: 5 марта 1979 г. Дата хиротонии: 23 декабря 2018 г. Дата пострига: 23 февраля 2010 г. Страна: Украина Биография: Родился 5 марта 1979 г. в Харькове в семье священника. В 1996 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 2005 г. — Киевскую духовную академию . 15 августа 2009 г. принят в число братии Киево-Печерской лавры , нес послушание пономаря. 23 февраля 2010 г. пострижен в рясофор с наречением имени Сергий в честь прп. Сергия Послушливого, Печерского; 28 февраля того же года рукоположен в сан диакона. 8 декабря 2010 г. пострижен в мантию с наречением имени Андрей в честь св. ап. Андрея Первозванного; 13 декабря того же года в Трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры рукоположен в сан иеромонаха. 22 декабря 2013 г. возведен в сан архимандрита. Исполнял послушание секретаря Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей. С 1 октября 2013 г. — ризничий Киево-Печерской лавры. Решением Синода Украинской Православной Церкви от 17 декабря 2018 г.  избран  ( журнал 75 ) епископом Петропавловским, викарием Днепропетровской епархии . Наречен  во епископа 18 декабря 2018 г. в академическом храме Киевских духовных школ. Хиротонисан 23 декабря за Литургией в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . 17 августа 2023 г. за Литургией в храме прп. Агапита Печерского Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Онуфрием возведен в сан архиепископа. Образование: 1996 г. Одесская духовная семинария. 2005 г. Киевская духовная академия. Епархия: Днепропетровская епархия (Викарный архиерей)   E-mail: mitropolitiriney@mail.ru Web-caйm: www.eparhia.dp.ua Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5326120...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010