Жители слоб. Боровой просили 20 ноября 1780 г. Синод о перечислении их. Архиепископ славянский и херсонский Никифор не только соглашался на это перечисление, но даже сам ходатайствовал о том перед Св. Синодом. 10 февраля, следующего 1781 г. Св. Синод, приписал слоб. Боровую к Белгородской епархии. 762 Сокращение пределов Славянской епархии, вследствие отписки от нее слободы Боровой, было ничтожно сравнительно с расширением её территории на юге. Вместе Готфийской и Кафийской митрополией к Славянской епархии присоединена была Таврическая область в полном её составе, образованная в 1784 году. Таврическую область составляли города с уездами: Симферополь, Феодосия, Евпатория, Перекоп, Днепровск, Мелитополь и Фанагория, и безуездные города Севастополь – крепость и порт, Балаклава, Инкерман, Бахчисарай, Карасубазар, Левкополь, Арабат, Афиней, Воспор, Керчь, Еникале и Кинбурн. 763 28 ноября 1786 года Славянская и Херсонская епархия, после образования на её территории двух наместничеств Екатеринославского и Таврического, переименована в Екатеринославскую и Таврическую. Преемник архиепископа Никифора Феотоки, переведенного в Астрахань в день переименования Славянской епархии, архиепископ Амвросий (Серебренников) получил титул архиепископа Екатеринославского и Херсониса-Таврического или короче Херсонского. 764 Чтобы не прерывать географической связи в дальнейшей истории епархиального устройства Новороссийского края, мы зайдем несколько вперед. От новых присоединений территория Екатеринославской епархии значительно увеличилась. Число её уездных и безуездных городов в двух наместничествах дошло до 44. 765 При разнообразии населения и обширности территории одному архиепископу Амвросию не было никакой возможности управлять ей. Поэтому 7 марта 1787 года Высочайшим указом повелено в Екатеринославской епархии быть викарному епископу с титулом феодосийского и мариупольского. Викарию феодосийскому поручена паства всех церквей в г. Мариуполе, и Таврической области, состоявшая преимущественно из греков. Первым викарием феодосийским и мариупольским назначен был архимандрит Благовещенского Нежинского монастыря Дорофей (Возмуйлов). 766 С 22 декабря 1789 года архиепископ екатеринославский Амвросий получил титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. С таким титулом архиепископу Амвросию была подчинена в церковно-административном отношении, так именуемая Ханская Украина. Под этим именем состояла в духовном управлении молдо-влахийских митрополитов второй половине XVIII в. бывшая Очаковская область, присоединенная к России по Ясскому трактату 1791 года. Тамошнее православное население жило по левому берегу Днестра до р. Мокрого Ягорлыка, по Ягорлыку до Балиты и по р. Кадыме до соединения р. Буга с Синюхой при Ольвиополе. Правый берег Буга – прежняя русская граница с Турцией – до времени присоединения его к России был совершенно не заселён, тут бродили кочевые орды татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Полезно было бы приобрести творения Марка Ефесского , для их издания. Библиотека, принадлежавшая училищу ватопедскому, которое некогда здесь процветало, находится теперь на Принцевых островах. Самое училище, основанное в 1754 году, славилось знаменитыми наставниками, каковы были: Евгений Болгар, Никифор Феотоки, Григорий Кидонийский и Афанасий Парийский; они получили здесь начальное образование, под сенью мудрого Евгения, который однако принуждён был оставить училище, по неудовольствиям с Кириллом, бывшим Патриархом Цареградским, поселившихся в зданиях училища, потому что Патриарх хотел господствовать; скромный Евгений удалился в Россию, написав к нему красноречивое послание. С тех пор, сие общественное заведение Афона и Царьграда, где воспитывалось до 80 учеников, начало упадать; около 1810 года оно было вовсе упразднено; потому что своеволие учащихся и их богатых родственников стало нарушать строгие уставы афонские. Я посетил печальные развалины сего здания на вершине горы над Ватопедом, проходил все обвалившиеся кельи, о которых бывшие со мною старцы помнили ещё, как оно всё кипело жизнью. Мне указывали и начатую церковь над вратами, трапезу и келью Евгения Болгара; ещё тянется к разбитым воротам полуобрушенный водопровод; как будто все это разрушено во много столетий, когда тут едва можно насчитать несколько десятилетий. Так всё скоро приходит в запустение, как только рука человеческая оставляет свои создания без попечения и поддержки. От времени до времени только оживает сия пустыня, когда братия обители, на память минувшего, подымается крестным ходом к развалинам с иконою Богоматери, освещая путь свой литиями на источниках, бьющих из недра горы, и торжественным молебном на вершине горы. Видел я и другую пустыню, по соседству Ватопеда, но ещё населённую, в самом глубоком и отрадном уединении, какое можно себе представить. Это, зависящий от обители, скит Великомученика Димитрия, около церкви, основанной, по преданию, самим Великомучеником, которую поддерживали в последствии его солунские родственники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То была известная «Филокалия, или Добротолюбие». Так повествует о сем знаменитый современник Митрополита Макария старец Паисий Величковский (род. 1722 г., ум. 1794 г.) в письме к Архимандриту Софрониевской пустыни Феодосию 1 . Из греческого же жизнеописания Никодимова видно, что главным помощником и сотрудником блаженного Архипастыря 2 в приготовлении Филокалии к печати – был Никодим и что им-то написаны предисловие к оной и краткие жизнеописания содержащихся в ней отцов. С такой-то высокой духовной книги начал поприще издателя Никодим, бывший тогда двадцати восьми лет. Издание «Добротолюбия» составляет важное и отрадное событие в новейшей истории православной Церкви. На Востоке давно был заметен упадок духовной жизни и духовного просвещения. Паисий Величковский , обходя Афонские монастыри в 1747-м и следующих годах, разыскивал писания святых мужей о внутренней христианской жизни и везде получал в ответ: «Мы не только не знаем таковых книг, но и имени сих святых не слыхали». Во второй уже половине минувшего столетия Господь воздвиг некоторых замечательных духовных людей, которые и жизнью своею, и изданием дотоле малоизвестных отеческих писаний много содействовали к пробуждению на Востоке духовной жизни. К числу сих людей принадлежали: Никифор Феотоки (издавший в 1770 году Исаака Сирина ), Патриарх Иерусалимский Анфим, Митрополит Макарий, Евгений Булгарис, Афанасий Парийский (издатель жизнеописаний Святых Григория Паламы и Марка Евгеника), Никодим Святогорец и др.; а в ряду книг, имевших великое и благотворное влияние во всей Восточной Церкви, первое место по своей важности занимает Филокалия (издана в 1782 году). Посредствующим звеном между поименованными лицами и Русскою Церковью служил Паисий Величковский , который имел особенное духовное сочувствие, или как бы сродство с Никодимом. Книги, которые впоследствии издал Никодим в греческом подлиннике, много лет перед тем Паисий с величайшим трудом и старанием разыскивал, собирал и переводил с рукописей на славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Заметим и то, что единоверцы относятся к архиепископу Никифору с большим уважением, почитая его как первого учредителя единоверия, определившего его смысл и указавшего его основные начала; его «достопамятное имя» вспоминалось с особой признательностью в дни празднования 100-летнего юбилея единоверия (там же, с. 15–16). Н. Субботин замечает, что архиепископ Никифор «понимал единоверие и смотрел на него беспристрастнее, прямее и вернее, чем даже митрополит Платон» (там же, с. 82). 81 Архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров, 1736–1801), с 1783 г. – митрополит; архиепископ Псковский и Рижский Иннокентий (Нечаев, 1722–1799). Оба – члены Св. Синода и выдающиеся архиереи екатерининской эпохи. 83 Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. С. 62–63; см. также: Из бумаг митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила. Неизданные материалы для биографии его, собранные и обясненные Н. И. Григоровичем//Русский Архив, 1869. X. С. 1597–1599. 85 В XVIII в. в России (по примеру православного Востока) титул архиерея зависел от кафедры: некоторые епархии управлялись митрополитами, другие архиепископами, третьи – епископами, – и поэтому обычны были хиротонии в архиепископы или в митрополиты. Петр I ввел постепенное восхождение по иерархической лестнице, однако этот принцип впоследствии соблюдался далеко не всегда. После введения штатов в 1764 г. епархии были разделены на три степени, однако правил для титулования епископов не было установлено. Архиепископский сан перестал быть связан с определенными епархиями и превратился в личное отличие епископов после 1867 г., когда было отменено деление епархий на степени. См. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917, ч. I. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1996. С. 293–296. 88 Согласно «Духовному регламенту», который в XVIII в. являлся основным руководством для церковного управления, все значительные епархиальные вопросы («если таковый случай явится трудный, и недоумевал бы епископ») должны были решаться по согласованию с Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Указ о веротерпимости. Архиепископ славянский и херсонский, грек Никифор (Феотоки), впервые вводит единоверие в поселениях раскольников на реке Ингул. В дальнейшем единоверие широко вводится и в других местах проживания раскольников. Введение сокращенных приходских штатов. Новое, еще более урезанное по сравнению с петровским 1718 года, штатное расписание для причтов. Установление возрастного предела (60 лет) для штатной службы. Распространено, в отличие от прежнего расписания, и на всех приходы Южной России. Начало распространения христианства между жителями Чукотской земли. Комиссия об учреждении училищ разрабатывает “План для народных школ”. Преставление в Задонском Богородицком монастыре святителя Воронежского и Задонского Тихона (Соколова) (13.08.). Грузинская (Иверская) Церковь поступает в ведение Синода. Новый “разбор” духовного сословия, не приведший, однако, к массовому закабалению “заопределенных” церковнослужителей. По указанию Екатерины II начинается масштабная проверка и цензурирование книгопечатной продукции типографии Новикова, известным связям и с русским масонством (из 448 изданий “вредными для веры православной” признаны лишь 6) и всех вольных типографий. Окончательное упразднение “Коллегии Экономии” в связи с завершением церковной реформы в Центральной Малороссии. Принимается “Устав для народных училищ”, определяющий главную задачу образования как содействие религиозному и гражданскому воспитанию народа. Открытие сети церковно-приходских школ в губернских городах (в конце 1786 года действовало 165 школ на 11088 воспитанников по сравнению с 12 школами с 1491 воспитанником в 1785 году). Указ, запрещающий печатать книги, “относящие к св. Писанию, толкованию закона и святости”, в частных типографиях (направлен против масонства). Проведение секуляризационной реформы в Слободской Украине (Курская, Воронежская, Харьковская и Екатеринославская губернии). Генеральная конгрегация польских православных в Пинске выносит постановление о переходе под юрисдикцию Константинопольского патриарха. Смута в Польше помешала осуществлению этого проекта.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Л. А. Беляев, А. В. Маштафаров Братия В кон. XIII - нач. XIV в. в обители «св. Данилы за рекой» была учреждена первая архимандрития на Московской земле ( Присёлков. 1950. С. 360). В 50-60-х гг. XVI в. возрожденный при с. Даниловском Ратуева стана Московского у. мон-рь управлялся строителями, затем до кон. XVIII в. игуменами. Указом Синода от 23 авг. 1798 г. в Д. м. вновь учреждается архимандрития, просуществовавшая до нач. XX в. Наиболее ранние сведения о насельниках имеются в писцовой книге 1626-1628 гг.: упоминаются келья игумена и 4 кельи монахов. По ружным книгам 1680-1699 гг., в Д. м. числились игумен, 2 попа, диакон, 6 старцев. К 1678 г. в подмонастырской слободе проживали двое монастырских слуг, 5 работников и 3 конюха. Определением монастырского приказа в 1-й четв. XVIII в. в Д. м. полагался штат до 30 насельников, включая игумена. В 1739 г. в Д. м. проживали: игумен, 4 иеромонаха (в т. ч. казначей и ризничий), 2 иеродиакона (эконом и уставщик), 2 клиросных монаха, монахи (пономарь, житенный, хлебодар, больничный); на пропитании находилось 13 отставных военных, из к-рых один готовился к постригу. На монастырских «порциях» числились слуги-бельцы, конюх, 4 псаломщика, 2 звонаря, 4 «поваренных», 2 сторожа, садовник, скотник. В нач. 60-х гг. XVIII в. проживали 11-12 монашествующих, 10 бельцов. Согласно ведомости по новым штатам 1764 г., числились архимандрит, иеромонах-благочинный, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха. За штатом оставался иеродиакон и недоставало монаха. С 1765 г. настоятели Д. м. получили право присутствующих членов духовной консистории. В 1851 г. в Д. м. числились 11 монашествующих и 11 послушников, в 1908 г.- архимандрит, 9 иеромонахов (в т. ч. казначей, духовник, ризничий), 6 иеродиаконов, 8 монахов, 2 послушника. Первый настоятель Д. м. архим. Иоанн (впосл. епископ Ростовский) в 1330 г. был переведен в московский Преображенский монастырь (Там же). С 1697 г. настоятелем Д. м. был игум. Дионисий (Ушаков) (с 1700 архиепископ Вятский и Великопермский); в 1677-1680 гг.- игум. Гавриил (Домецкий) ; в 1792-1800 гг.- архиеп. Никифор (Феотоки) ; в 1816 г.- архим. Дамаскин (Росов) (буд. архиепископ Тульский); в 1822-1824 гг.- пребывавший на покое митр. Киевский Серапион (Александровский) ; с 20 февр. 1825 по 18 дек. 1830 г.- экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) ; в 1855-1870 гг.- архим. Иаков (Кротков) (буд. епископ Муромский). С 1870 г. (по др. сведениям, с 1874) в Д. м. настоятельствовал архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , исследовавший древности монастыря, опубликовавший соч. «О древних иконах в Московском Даниловом монастыре» и кн. «Летописные и др. древние сказания о св. блгв. вел. кн. Данииле...» - первый исторический труд об обители, включавший выдержки из списков Степенной книги. В 1904-1906 гг. Д. м. возглавлял еп. Никон (Рождественский), в 1906-1914 гг.- еп. Анастасий (Грибановский), с 1917 г.- еп. Феодор (Поздеевский) .

http://pravenc.ru/text/171331.html

, сщмч. Св. блгв. кн. Московский Даниил и Даниловский мон-рь в Москве. М., 1916; Лаврентьев В. С. , Рогов А. И. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в.//История СССР. М., 1968. 4. С. 159; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви: 1917-1945. П., 1977. С. 341, 346, 347, 574-576; Памятники архитектуры Москвы, состоящие под гос. охраной. М., 1980. С. 99-100; Синицын М. Конец давней загадки//Москва. 1987. 3. С. 160-163; Тихон (Емельянов), архим. , и др. Московский Данилов мон-рь. М., 1988; Кучкин В. А. О дате основания моск. Данилова мон-ря//ВИ. 1990. 7. С. 164-166; Щапов Я. Н. , Соколова Е. И. Архимандрития в древнерус. городе//Церковь, общество и гос-во в феод. России. М., 1990. С. 40-45; Беляев Л. А. Открытие храма XVI в. в Даниловом мон-ре//Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1991. С. 56-75; он же. Даниловское//История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв. М., 1993. Вып. 5. С. 84-87; он же. Новое о древностях Данилова мон-ря//ДанБлаг. 1993. 1(6). С. 26-56; он же. Пиала из Данилова мон-ря//Родина. 1994. 9. С. 102; он же. Престолы святых, соименных кн. Даниилу Александровичу в Даниловом мон-ре в Москве//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 45-47; он же. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1995. С. 101-151; он же. Древности Данилова мон-ря: (Церкви во имя Воскресения Словущего и Даниила Столпника)//Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 84-112; он же. Рус. средневек. надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Моск. Руси XIII-XVII вв. М., 1996. С. 14, 24, 131-132, 183, 243-245, 269-283, 346; Бураков Ю. Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 26-39; Архиеп. Никифор (Феотоки): 1731-1800: Мат-лы к жизнеописанию/Подгот.: Г. М. Зеленская//ДанБлаг. 1991. 1. С. 53-80; Паламарчук П. Москва или Третий Рим? М., 1991. С. 60-91; Фесенко Д. Церк. архитектура сегодня: Моск. зодчие Ю. Алонов и З. Осипова//Моск. журнал. 1991. 10. С. 38-41; Архиеп. Никон (Рождественский): 1851-1918: Мат-лы к жизнеописанию/Подгот.: Г.

http://pravenc.ru/text/171331.html

М.И. Звездинский Сознание незаконности бегствующего священства еще в конце XVIII века побуждало многих искать соединения с православною Церковью на началах единоверия. Первыми выразителями этого направления были старообрядцы Елисаветградского уезда, куда они переселились из Молдавии и где основали селение Знаменку. Они обратились к тогдашнему Славенскому архиепископу Никифору (Феотоки). Он исполнил их просьбу и послал Елисаветградского священника присоединить их к Церкви, а также благословил их соорудить храм в Знаменке. Который сам и освятил, причем на правом клиросе пели архиерейские певчие по новым книгам и напевам, а на левом новоприсоединенные по своим старым. Тогда же преосвящ. Никифор поставил им священника и благословил совершать службу по старым книгам. Это было в 1780 году. Но то был факт, так сказать, единичный. Широкое распространение единоверие получило только с появления и утверждения его в Москве. В 1799 году московские старообрядцы, поповщинского согласия, в количестве 75 семейств во главе с купцами: Г. Александровым, Д. Г. Ямщиковым и Ф.А. Шелапутиным, подали митрополиту Платону прошение о присоединении их к святой церкви и о дозволении иметь церковь для отправления богослужений. «Надеясь на беспримерные щедроты, – писали в этом прошении московские старообрядцы – и великие милости Его Императорского Величества Павла Петровича к старообрядцам, и на благоснисхождение пастырей Грекороссийской церкви к оным, восприняли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе святых церквей, и о снабжении нас правильными священниками». Изложив затем в 16 пунктах условия, на которых эти старообрядцы желали соединиться с церковью, они так заключили свое прошение: «Того ради препоручая себя в милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святые церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить». Это прошение, по рассмотрении его в Святейшем Синоде, было представлено на благоусмотрение Государя императора Павла Петровича. Государь на этом же самом прошении начертал: «Быть посему Октября 27 дня 1800 года, Гатчино». Этот важный, исторический документ в подлиннике хранится в Троицкой церкви. Таким образом, с этого времени для московских старообрядцев явилась возможность быть в единении с православной церковью, быть православными, оставаясь при старых обрядах и совершая богослужение при помощи законных священников по старообрядческим патриаршим книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

32 Чрез два года по получении этого ордена, преосвященный Арсений стал получать, вместо нынешней денежной пенсии, доход с 400 душ крестьян. Вот что записано в его Дневнике под 17 числом мая 1799 года: «Из капитула от 26-го апреля имел я честь получить сего майя 10-го дня письменное под 431 извещение, что в оном капитуле определено дать мне вакантное командорство, состоящее под из 400 душ в Московской губернии, следующее мне по старшинству всемилостивейшего пожалования меня в кавалеры ордена Св. Князя Александра Невского и получать, на основании высочайше конфирмованного доклада прошлого 797 года октября в 27 день, доход с 1-го апреля сего 1799 года из конторы Св. Правит. Синода». 33 Никифор, граф Феотоки, грек, уроженец острова Корфу, бывший архиепископ Астраханский, по увольнении в 1792 г. от управления епархией, он жил в Москве и управлял Даниловым монастырем; сконч. 31 мая 1800 г. О нём весьма интересные подробности в словаре Историческом М. Евгения т. 11. стр. 97101. 44 В 1798 г., августа 21 дня, по предписанию Св. Синода нетленное тело преп. Феодосия в третий раз было освидетельствовано епископом Вологодским Арсением, вместе с гражданским губернатором Шетневым, и тогда уже только Св. Синод определил нетленное тело признать за совершенные Св. мощи преп. Феодосия Тотемского чудотворца. Император Павел утвердил это определение, и Св. Синод, печатными указами, по всей Империи возвестил о сем знаменательном и радостном событии (описание Тотемского монастыря, стр. 39 и сл.). 52 В это время митрополит Гавриил имел временное пребывание в Новгороде, для отдохновения от трудов. 54 Мальтийский орден Иоанна Иерусалимского имели и некоторые другие, современные Арсению, иерархи, напр. Амвросий Подобедов , Михаил Десницкий ; но Гавриил, митр. Новгородский, не решился, как пишут, принять этот знак отличия, почитая неприличным российскому архиерею вступать в орден католический (см. сказание о жизни и трудах Гавриила, митр. Новгородского, архим. Макария, Спб. 1853 г., стр. 101). Он неохотно принял, как известно, и Андреевскую ленту, которая на него первого возложена была Императором Павлом. Об учреждении Мальт. орд. см. в сочинении: «Павловск. Очерк Истории и описание, Спб. 1877 г., стр. 110. – Преосв. Арсений, по званию кавалера сего ордена, должен был участвовать в придворных торжествах в честь ордена. Как это и было 24 июня 1799 г. (см. дневник под 23 ч. июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Христа. Первый из них переведен на русский язык и издан (1803 г.) Феофилактом (Русановым) , бывшим потом Екзархом Грузинским. – Никифор Феотоки, родом также грек и также получивший образование в иностранных университетах, с 1776 г. русский подданный, впоследствии Архиепископ Херсонский, потом Астраханский, написал и издал в Лейпциге на греческом языке Цепь или свод Толкователей (15) на восемь первых книг Библии и на Царства (1772–73), «труд драгоценный по собранию толкований (замечает Преосвящ. Филарет Черниговский ), к сожалению, неизвестный еще в русском переводе». Но, конечно, при тогдашнем знании греческого языка, этот труд, как и упомянутый истолковательный труд Евгения Булгара, был вполне доступен русским богословам и экзегетам. Его же толкование Воскресных Евангелий и Воскресных Апостолов, писанное также на греческом языке, тогда же переведено было на русский и напечатано (1805–1819 г.). – Ректор Астраханской Семинарии, а потом Казанской Академии Архимандрит Сильвестр (Лебединский) составил и издал Приточник Евангельский, или толкование притчей И. Христа (М. 1796 г.). – Анастасий (Братановский), впоследствии Епископ Белорусский и Архиепископ Астраханский, составил толкование на Евангелие от Иоанна (остается в ркп.). – Симон (Лагов), с 1770 г. Епископ Костромской, с 1778 г. Рязанский, оставил после себя в рукописи Толкование на весь Новый Завет. – Ученик и учитель Костромской Семинарии и потом священник в С.-Петербурге Иоанн Сидоровский написал Изъяснение воскресных и праздничных Евангелий, каковое издано по определению Синода в 1781 г. – Ученик и учитель той же Семинарии, потом протоиерей Костромской, а затем Петербургский, Иоанн Красовский составил опыт соглашения четырех Евангелистов во всех повествованиях о Господе нашем Иисусе Христе (ркп.). – Иеромонах Феоктист читал в Могилевском соборе по воскресным дням изъяснение соборного послания Ап. Иакова, с краткими нравоучениями, изданное потом в 1804 г. – Сюда же принадлежат сочинения бывшего с 1801 г. ректора Харьковского Коллегиума Протоиерея Андрея Семеновича Прокоповича, изданные впрочем несколько позднее предела обозреваемого нами полустолетия (1819 – 1826), именно: Мысли при чтении посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010