к тщательному изысканию подобных рукописных толкований в др. б-ках, в т. ч. на о-ве Халки и в Лейпциге. Одновременно Н. занимался переводом с латинского на греч. язык кн. «Златое сочинение, изобличающее заблуждение иудейское» Самуила Марокканского (Самуил Абу Наср ибн Аббас). Кроме того, биографы Н. отмечают, что он исполнял обязанности ритора. Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) В этот период произошел инцидент, который, по всей видимости, повлиял на взаимоотношения Н. и патриарха К-польского Самуила . В Слове, произнесенном на похоронах Елены Гики, матери Григоре, Н. выразил свою благодарность и любовь к почившей, описав ее многочисленные добродетели. Эта речь вызвала недовольство патриарха, заметившего, что Н. «превознес смертную женщину выше Матери Божией». Некоторые исследователи считают это событие одной из вероятных причин отъезда Н. из К-поля вслед за Гикой в 1769 г., хотя из переписки известно, что основной целью Н. было намерение издать в Валахии свои труды Н., не увенчавшееся успехом из-за русско-тур. войны 1768-1774 гг. Н. вернулся в Лейпциг и в том же году опубликовал свой перевод «Златого сочинения...», а также продолжил работу над изданием «Цепи 51 толкования», начатую в К-поле. В течение неск. лет Н. собирал и изучал рукописи толкований на ВЗ и дополнял текст рукописи, найденной в б-ке Гики. Кроме того, в марте 1770 г. в Лейпциге Н. подготовил к изданию поучения прп. Исаака Сирина, проделав кропотливую работу по изучению рукописей этого сочинения. Сравнивая списки, он исправил ошибки переписчиков, впервые представив читателям проверенный текст. Это издание Н. осуществил по благословению и при поддержке патриарха Иерусалимского Ефрема II . В Лейпциге Н. получил неожиданное известие о том, что греч. община Венеции избрала его своим епископом. Правосл. община Венеции имела свою многовековую историю. В 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Патриаршее приветствие организаторам и участникам Церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 25 июня 2006 г. 14:08 Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине —греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Отгоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига. В конце своей жизни архиепископы Евгений и Никифор увидели Керкиру освобожденной от новых завоевателей, французов, адмиралом св. Феодором Ушаковым. Православное население Керкиры встречало тогда русских моряков с великой радостью, и первым деянием адмирала Ушакова на освобожденной греческой земле был благодарственный молебен у мощей святителя Спиридона Тримифунтского, покровителя острова.

http://patriarchia.ru/db/text/118765.htm...

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Феотоки Николай) Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца. Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию. В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона. 30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии. В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук. Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника. В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви. В 1768 году уехал в Яссы. С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами. В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником. 6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским. 16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни. Скончался 31 мая 1800 года. Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

364. Никанор (Клементьевский) , митрополит. Святая Четыредесятница. (Слова и поучения). Пг., 1916. – 156 с. 365. Никита Пафлагон, епископ. Святому великомученику и целителю Пантелеймону два похвальных слова с приложением в честь его составленных восьми канонов, кондака и икосов. Пер. с греческого. М., 1907. – 102 с. 366. Никифор (Феотоки), архиепископ. Толкование воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. В 2-х томах. Пер. с греч. СПб., 1820. – (561 с.). 367. Никифор (Феотоки), архиепископ. Толкование воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В 2-х частях. (Пер. с греч. в Казанской Духовной Академии). М., 1847. – (1156 с.). 368. Никодим (Руснак), митрополит. Послания, слова и речи. Б.м. 1991. – 566 с. 369. Николаевский В., священник Объяснение воскресных и праздничных чтений из Апостола. СПб., 1868. – 127 с. 370. Николай (Долматов), игумен. Поучения и речи. СПб., 1880 – 147 с. 371. Николай (Зиоров) , епископ. Беседы, поучения, слова и речи. (На дни праздничные, Великого поста и разные случаи). (1899–1901). Симферополь, 1902. – 243 с. 372. Николай (Зиоров) , архиепископ. Варшавские беседы и речи. (1908–1909 гг.). В 6-ти выпусках. СПб., 1909–1913. – (516 с.). 373. Николай (Зиоров) , епископ. Тридцать речей и три послания. Нью-Йорк, 1896. – 144 с. 374. Николай (Ярушевич) , митрополит. Слова и речи в 5-ти томах. М., 1947–1957; СПб., 1994. – (1884 с.). 375. Никольский Н, протоиерей. Годичный круг воскресных и праздничных поучений. М., 1973. – 373 с. Машинопись. 376. Новгородский Павел (составитель). Многоплодное семя. Сборник простонародных поучений на все воскресные дни, праздники Господские, Богородичные и на дни святых, особо чтимых Православной Церковью. Владимир, 1904. – 359 с. 377. Новоструев А., протоиерей. Беседы о покаянии по руководству Евангельского сказания о покаявшейся грешнице. ( Лк.7:36–50 ). М., 1911. – 48 с. 378. Нордов В. , священник. «Сеятель благочестия». Полный круг церковных бесед, поучений и слов. В 2-х томах. СПб., 1891. – (1294 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

благоверным князем Московским Даниилом († 1303), живописно расположенная на окраине первопрестольной столицы, на берегу Москвы реки, представляла собой удобное место для уединения и духовных занятий. В постановлении Синода от 29 сентября 1792 года отмечалось, что Высокопетровский монастырь был бы также неудобен Никифору, поскольку его архимандрит, «как и прочие в сем сане состоящие настоятели», обязаны были, кроме своего настоятельства, заниматься и другими административными должностями, то есть присутствовать поочередно в Московской Духовной консистории, участвовать в крестных ходах и др. Данилов же монастырь, несмотря на то что числится третьеклассным, имеет достаточное число каменных зданий, среди которых и настоятельские келлии, и хорошее местоположение, и таким образом, – писали члены Синода, – «для пребывания вашего весьма может быть выгоден» 181 . Как видим, императрица и архиереи – члены Синода отнеслись к просьбе архиепископа Никифора с полным пониманием и участием. Московский митрополит Платон (Левшин) был усердным почитателем благоверного князя Даниила 182 , нетленные мощи которого покоились в Даниловом монастыре; можно предположить, что митрополит, помня Никифора по прежней общей деятельности в области старообрядческого раскола, не раз встречался здесь с ним, и они вместе молились у мощей святого Даниила. Тем же высочайшим указом на место Феотокиса был назначен епископ Олонецкий Амвросий (Серебреников); Славянская епархия была переименована в Екатеринославскую, а архиепископ Амвросий получил титул Екатеринославского и Херсониса-Таврического. А. Стурдза говорит также об обращении из раскола нескольких тысяч старообрядцев, чего не упоминают источники по истории единоверия. Стурдза А. С. Евгений Булгарис и Никифор Феотокис ... С. 15–16. 142 РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 534. Л. 1, 16–17, 124. См. Благословенным христианам... с. 278. 143 Например, М. Соловьев (Проповеди Никифора Феотоки. С. 73–74) и автор биографического очерка «Никифор Феотоки» в АЕВ, 50. С. 775.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   Основанием для того, чтобы отнести приведенные слова к жителям города Астрахани, а все вообще слово архиепископа Никифора Феотоки в неделю Фомину считать за произведение, вышедшее из под пера образованнейшего иерарха, в бытность его на кафедре Астраханской, послужили для нас два следующих обстоятельства. Во-первых, интересующее нас слово на­ходится в рукописном сборнике, наполненном почти исключительно про­поведническими трудами Астраханских архипастырей, (как напр., Тихона, Антония), наставников Астраханской духовной семинарии, (как напр., пре­фекта и учителя риторики и философии священника Николая Герасимова Скопина-Сушкина, префекта иеромонаха Павла, учителя философии и бого­словия священника Сергия Андреева, учителя географии и истории пре­свитера Иоанна Максимова Рубашевскаго, учителя синтаксимы Ивана Васильевича Тимашевскаго и др.) и лиц, состоявших на службе в Астраханской епархии, (как напр., архимандрита Парфения и др.) и, во вто­рых, главным образом, помета в самом сборнике по листам, на которых находится слово в неделю Фомину, следующего содержания: „сказыванная преосвященным Никифором, архиепископом Астраханским и Ставропольским». Но, вчитываясь внимательно в содержание слова в неделю Фомину, мы пришли, однако, к заключению, что похвала арх. Никифора „за склонность к услышанию слова Божия» относилась не к Астраханцам, а к жителям острова Корфу или Керкиры, где, как известно, высокопреосвященный Никифор родился и, после окончания своего всестороннего образования, до переселения в Россию, занимал почетную должность иерокирикса или оффициального проповедника слова Божия. Этим нужно объяснить и то обстоятельство, что арх. Никифор, говоря свое слово в неделю Фомину, поручает своих слушателей „покровительству общего нашего заступника чудотворца Спиридона», мощи которого нетленно почи­вают и доселе в Керкирском кафедральном соборе и память коего свято чтится всем населением этого небольшого цветущего острова. Здесь в Керкире или на Корфу был возможен случай исцеления от мощей святителя Спиридона „беснуемой жены,» рассказанный в проповеди ора­тором и имевший место в неделю ваий, так как на этот остров и в город, носящем наименование Керкиры, единственно возможно было „отправление молебствия с ношением по граду чудотворных его мощей». К „острову» Корфу или Керкиры относятся несомненно и все другие факты чудотворений св. Спиридона, о коих говорит проповедник в данном слове, называя место произнесения проповеди „здешним островом.“

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

свящ. Михаил Благонравов 17. Архиепископ Никифор Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Николай Феотоки, родом грек, родился в феврале 1731 г. в городе Корфу, на острове того же имени, от благородной графской фамилии. Первоначальное образование он получил в Корфской гимназии, где обучался греческому, ла- тинскому, французскому и итальянскому языкам, словесности, поэзии, риторике, философии и богословию. Окончательное образование получил в итальянских университетах, где преимущественно слушал высшие курсы математики, физики и астрономии. По возвращении в свой родной город Корфу, он принял монашество; 11 апреля 1753 г. посвящен в иеромонаха и был проповедником в Богородицкой церкви, а с 1757 по 1765 г. был в Корфской гимназии учителем риторики, математики, физики и астрономии. Желая посетить Афонскую гору, он прибыл в г. Константинополь, где познакомился с Молдавским господарем Григорием Гикою, который удержал его при себе для воспитания своих детей, а затем увез его в свой г. Яссы и вместе с тамошним митрополитом упросил его быть ректором Ясской гимназии и преподавателем математики и географии. Желая видеть Россию, иеромонах Никифор в 1778 г. Прибыл в Полтаву, к своему соотечественнику, архиепископу Славянской и Херсонской епархии Евгению Булгарису. Архиеп. Евгений, зная хорошо дарования и ученость иеромонаха Никифора, определил его ректором Полтавской семинарии и присутствующим в Консистории. Когда престарелый архиеп. Евгений уволился на покой, то на его место назначен был иеромонах Никифор, как по рекомендации Евгения, так и по тому, что он, как сказано в указе Св. Синода, был «как всюду известно, довольно ученый, и не только греческий, но и другие языки знающий, и в сказывании проповедей не мало упражнялся», и 6 августа 1779 г. посвящен в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 г. Высочайшим повелением переведен в Астрахань, куда и прибыл 5 мая 1787 г. Не мало трудов ожидало преосвященного Никифора в Астраханской епархии, в этом более Азиатском, чем Европейском краю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 . Стурдза А. С. Евгений Булгарис и Никифор Феотокис , предтечи умственного и политического пробуждения греков. Из французской рукописи А. С. Стурдзы, названной «Воспоминания и облики»//Перевод с франц. М., Унив. тип., 1844. – 31 с. (Из журнала «Московитянин», 1844, 2. С. 337–367.) 239 66 . Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1730–1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916. Об архиепископе Никифоре, гл. 8: Деятельность митрополита Гавриила [Петрова] по отношению к расколу. С. 885–892. 67 . Успенский Ф. И. Никифор Феотоки и Лейпцигское издание толкований на Восьмикнижие//Известия Русского Археологического института в Константинополе. Т. IX. Вып. 3. София, Державна печатница, 1904. С. 317– 340; отд. оттиск: София, Державна печатница, 1904. 68 . Четыре надгробные надписи [эпитафии Никифору Феотокису ]. М., Унив. тип., 1801. – 1 л. 69 . Шлеев С., священник. Единоверие в своем внутреннем развитии. СПб., 1910. (Греческий епископ Никифор Феотоки как апологет единоверия – С. 34–37). 70.  Bruess Gregory L. Religion, identity and empirë A greek Archbishop in the Russia of Catherine the Great. New York: Columbia University Press, 1997. (East European monographs. No. 474.) 71 .  Βροκ νη   Λ .  ργα, Βιογραφικ Σχεδρια. Τ. 1–2.  Κρκυρα, 1884; изд. 2-е, Κρκυρα, 1972. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (30). 72 .  Κοκκου .  νκδοτοι πιστολα το Ν. Θεοτ κη περ τς κλογς του...// θην. Т. 73–74. Λειμωνριον. θναι, 1973. С. 478–524. 73 .  Μουροτη– Γενκου   Ζ .  Νικηφρος Θεοτκης (1731–1800) κα συμβολ ατο ες τν Παιδεαν το Γνους, διατριβ π διδακτορ. θ ναι, 1979. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (34). 74 . Σ ακκελ ωνος Ι. Το μακαρ ου Νικηφρου το Θεοτ κη πονματα ερ νκδοτα... Αθν σιν, 1890. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (23), (24), (25). Документы архивов, опубликованные в книге 240 1 . Слово к пастве Славянской и Херсонской, конец октября – начало ноября 1779 г.//РГАДА. Ф. 381 (рукописный отдел библиотеки Московской Синодальной типографии). 610. Л. 1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

105 См. письма архиепископа Никифора к гражданам Мариуполя;Благословенным христианам... с. 215–220. 106 Так, среди его донесений Св. Синоду находим ходатайство «о назначении к выехавшим из Еникула [Еникале] в Колпаково грекам для преподавания им христианских потребностей греческого иеромонаха Анании» (РГИА. Ф. 796. Оп. 62. Д. 499); «о священнике, вышедшем из турецкой области, Максиме Степановиче, приведенном к верноподданнической присяге и назначенном священником в церковь Еникольской крепости [где проживали греки]» (Оп. 63. Д. 480). 107 Об одном собрании писем Феотокиса, адресованных, главным образом, греческой диаспоре, относящихся к 1769–1783 гг., см.Жукова Е. В. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции... C. 212. 108 Цит. по: Жукова Е. В. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции... C. 215. 113 Она продолжалась до 1783 г.; в 1784 г. полк был переселен вглубь только что присоединенного Крыма. Центром нового поселения стала Балаклава; по имени этого города, расположенного в 12 верстах от Севастополя, и наименовался полк. 114 Единоверием, или условным единением, именуется такое церковное единение, когда при законном священстве сохраняется старый обряд. Заметим, что и другие русские иерархи примерно в те же годы или даже несколько ранее делали попытки воссоединения старообрядцев с Церковью, ограничиваясь, впрочем, дозволением церковного употребления старопечатных книг. Однако общепризнано, что опыт святителя Никифора был первым наиболее значительным опытом такого рода, и единовременные ему движения в направлении единоверия имели более скромные размеры. См.Титлинов Б. В. Гавриил Петров... C. 888–890; Лебедев Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу. С. 4. 117 Краткое повествовании об обращении раскольников селения Знаменки; см.Благословенным христианам... с. 236–244. 118 Оно было напечатано впервые в Москве в 1800 г., в кн.: Ответы на вопросы старообрядцев; книга переиздавалась в XIX веке не менее пяти раз. См.Благословенным христианам... с. 223–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Это было 24 августа 1779 г. Живая сохраняется память о проповеднике Козьме по всей Греции, и Церковь , по справедливости оценив труды, добродетели и плодоносие учения, причислила к лику святых священномученика Козьму, наименовав его равпоапостольным и установив церковный праздник в день его смерти. Священномученик Козьма, кроме того, что искоренил многие худые и варварские обычаи и утвердил народ в вере, братстве и любви к отечеству, был одним из главнейших двигателей греческого народного образования, потому что двести десять школ были устроены вследствие увещаний этого незабвенного мужа. Непостижимо почтение к памяти сего святого мужа и со стороны самих турок. Курт-паша, тотчас как узнал о смерти Козьмы, приказал умертвить сборщика, едва спасшегося от смерти вследствие предстательства многих богатейших жителей Берата. Ужасный сатрап Эпира Али-паша такое показал к нему почтение, что в 1804 г. на собственный счет воздвиг богатый и знаменитый монастырь Калкутаси, в квартале Берата, где был обезглавлен святой. Многочисленные проповеди Козьмы неизданы. Остались ли они и сохраняются ли в рукописях, неизвестно. Никифор Феотоки, родившийся в Корфу в 1736 г., последние 20 лет жизни провел в России, где был архиепископом астраханским, и умер в Москве в 1800 году. Феотоки известен как усердный проповедник и как весьма трудолюбивый ученый и писатель. От него остались три собрания его слов – на четыредесятницу и праздники с изъяснением Евангелий и Апостола. К числу наиболее прославившихся греческих писателей настоящего столетия принадлежит Константин Эконом или Экономидес. Он родился в 1780 г. в Фессалии; после смерти отца заступил его место в звании эконома элассонской епископии; с 1809 по 1819 г. был учителем в Смирне и в этом последнем году был призван константинопольским патриархом в иерокириксы столицы; при начале греческого восстания бежал в Одессу, умер в Афинах в 1857 г. He получив образования в заграничных университетах, Эконом, при своей блестящей талантливости, сам умел сделать себя отлично образованным и ученым человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010