Более чем два столетия минули после кончины просвещеннейшего архипастыря-грека, «пастыря двух паств российских», по слову Александра Маврокордатоса. Его доныне с благодарностью помнят и почитают православные греки, особенно соотечественники на Керкире. Улица, на которой находится церковь во имя св. пророка Иоанна и св. Параскевы, где Никифор Феотокис служил и проповедовал, до сего времени носит его имя. В России в XIX веке архиепископ Никифор почитался как подвижник благочестия. Об этом мы находим очень ценное свидетельство в упоминавшихся уже письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) , для которого было несомненно его «духовное помазание». Он сообщает, что «есть признаки, по которым догадываются, что тело его нетленно» 225 . Духовное наследие Никифора Феотокиса было хорошо известно в России; к нему многократно обращались русские духовные писатели, переводчики и исследователи. Преподобный Паисий Величковский перевел на славянский язык «Четыре слова к монахине» 226 ,  русский перевод которых неоднократно переиздавался Оптиной пустынью. В келлии преподобного Макария Оптинского , занимавшегося изданием книг, среди изображений «известнейших наших архипастырей и мужей, просиявших подвигами благочестия», висел портрет святителя Никифора 227 . Русские богословы и духовные писатели XIX – начала XX века переводили отдельные произведения преосвященного Никифора, а иногда, вдохновляясь его мыслями, составляли новые слова. Таковы «Пять слов христианину», составленные «по мыслям святителя Никифора Феотоки», изданные Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем в 1912 году 228 . О нем писали известные ученые-археологи и византисты епископ Порфирий (Успенский) , А. А. Дмитриевский , Ф. И. Успенский; были опубликованы воспоминания А. Стурдзы и обширная монография о его жизни и творчестве М. Соловьева «Проповеди Никифора Феотоки». Редкое исследование о русском единоверии не упоминает имя архиепископа Никифора – одного из его основоположников. Деятельности святителя в этой области посвящена диссертация В. Грекова «Архиепископ Никифор Феотоки как деятель против раскола», защищенная в Московской Духовной Академии в 1892 году. Несколько ранее, в 1887 году, в Санкт-Петербургской Духовной Академии Константин Смирнов (будущий священномученик митрополит Казанский Кирилл) получил степень кандидата богословия за сочинение «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы» 229 . В настоящее время вышло несколько весьма ценных небольших работ о Никифоре Феотокисе на русском языке, привлекающих неопубликованные греческие источники 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки) 26 июня 2006 г. 12:15 Святейший Патриарх направил приветствие организаторам и участникам церковно-исторической конференции, посвященной деятельности архиепископов Евгения (Вулгариса) и Никифора (Феотоки)    ОРГАНИЗАТОРАМ И УЧАСТНИКАМ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИЕПИСКОПОВ ЕВГЕНИЯ (ВУЛГАРИСА) И НИКИФОРА (ФЕОТОКИ) (Греция. Корфу. 25-30 июня) Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех гостей и организаторов международной церковно-научной конференции, посвященной деятельности двух известных греческих просветителей и российских архипастырей Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, на их родине — греческом острове Керкира. На протяжении многих столетий Россия и Греческая Церковь были тесно связаны друг с другом многообразными церковными, историческими и культурными отношениями. Благодаря Византийской Церкви Россия была просвещена светом Христовой истины, а в годы трехсотлетнего Оттоманского владычества, когда Православному Востоку и древнейшей греческой культуре грозила гибель, Россия оказывала Греции духовную, материальную и военную поддержку. Сохранению святоотеческой чистоты православной веры и укреплению греко-российских отношений в XVIII в. послужили и просветители-греки Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис — «предтечи умственного и политического пробуждения Греции». В нелегкое время, когда Ионические острова находились под властью Венеции и особо сильной была угроза католического прозелитизма, они избрали трудный путь служения Церкви и своему народу. Образованнейшие люди своей эпохи, они были хорошо знакомы с достижениями современной европейской науки, новыми идейными течениями и боролись за сохранение чистоты православной веры и верность святоотеческому учению. Будучи уже известными у себя на родине как ревностные педагоги, талантливые проповедники, ученые и богословы, Промыслом Божиим Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис были призваны на церковное служение в России, но и здесь своими трудами они продолжали служить находящейся под турецким владычеством Греческой Церкви и своему угнетенному народу, чая освобождения своей Родины от турецкого ига.

http://patriarchia.ru/db/text/121491.htm...

Ревностным сторонником Единоверия стал " Иргизский строитель " , настоятель Верхнее-Спасо-Преображенского монастыря Сергий Юршев. В пределах Астраханской епархии, куда до образования в 1799 году Саратовской епархии, входила значительная часть приходов Саратовской губернии, Единоверие вводил епископ Никифор Феотоки. Преосвященный Никифор, прибывший в Астраханскую епархию в 1786 году в момент наивысшей славы Сергия, написал окружное послание, в котором призывал раскольников соединиться с Церковью. Автор множества сочинений по физике и математике Владыка Никифор привнес в богословие столь неопровержимую логическую ясность, что многие читатели окружного послания были навсегда убеждены силой его аргументов. Послание Никифора было прочитано на созванном Сергием соборе всех иргизских монастырей. Собор составил особый документ, так называемые " Вопросы " к ревнителю единоверия. Когда в 1790 году Преосвященный Никифор не поленился приехать в Саратовскую губернию и не побоялся встретиться с ревнителями древнего благочестия, Сергий с уставщиком своего скита Прохором явились к нему и подали заготовленную бумагу. В ответ на это Никифор Феотоки написал специальное сочинение " Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о святом мире " , оказавшееся не менее убедительным, чем окружное послание. Преосвященный Никифор оказался для Сергия тем авторитетом, который убедил его присоединиться к единоверию. Помощником Сергия в этом стал главный иргизский попечитель Вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин. Будучи человеком самых широких убеждений, Злобин искренне желал видеть приверженцев старых обрядов членами единой православной российской Церкви. Однако это стремление встретило неожиданное препятствие в лице жены Злобина Пелагии. Московский митрополит Макарий Булгаков пишет, что настроенная фанатично Пелагия Злобина, услышав разговор своего супруга с Сергием, решила во что бы то не стало не допустить соединения старообрядцев с господствующей Церковью. Когда Сергий отправился в 1791 году в Петербург для законного присоединения Иргиза, Пелагия Злобина расставила по всем дорогам своих караульных, чтобы они по пути схватили и умертвили его.

http://sobory.ru/article/?object=17716

архиепископ Никифор (Феотокис) (1731–1800) Литургика Послания Священное Писание Нового Завета Слова и речи архиепископ Никифор (Феотокис) Греческий и российский богослов, проповедник и полемист. Автор учебников по физике и математике. Биография Никифор (в миру Николай) Феотокис, родился на острове Керкира. Происходил из старинной греческой фамилии Феотоки, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии (Кавадии), содержавшего частную школу на Корфу. На пятнадцатом году жизни Николай был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода, затем отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 году, с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Постриженный в монашество с именем Никифор, был произведен сначала во иеродиакона, а потом, в июле 1754 года, — в иеромонаха. В средине 1758 г. устроил свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви св. Иоанна Предтечи. В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Патриарх Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. В 1776 году, по приглашению своего соотечественника Евгения (Вулгариса) , архиепископа Славянского и Херсонского (епископская кафедра, находившаяся в Полтаве) прибыл в Россию. В 1779 году, после отставки Булгариса, сам стал архиепископом Славянским и Херсонским. В конце 1786 года из Полтавы Никифор был перемещён в Астрахань, на должность архиепископа Астраханского и Ставропольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Из епископов наиболее потрудившихся в деле миссионерского служения заслуживают упоминания епископ Илларион (1731–1755), в бытность которого ревностным миссионером среди калмыков был архимандрит Никодим Ленкевич, учредивший для крещенных калмыцких мальчиков школу при Ивановском монастыре, один из благостнейших астраханских архипастырей Мефодий I (1758–1776), горячо оплаканный не только православными, но магометанами и калмыками, арх. Виталий (1832–1841), открывший в целях миссионерских при семинарии класс калмыцкого языка, который преподавался настолько успешно в семинарии, что из природных русских вышли такие замечательные знатоки этого языка и быта калмыков и присно незабвенные деятели на поприще миссионерском в крае, как, напр., о. протоиерей Пармен Смирнов, Ф. Е. Крылов и А. И. Воронцов, преподаватели семинарии, архиеп. Евгений I (1844–1856), открывший первую улусную походную церковь и назначивший к ней особого священника, знающего калмыцкий язык, Василия Дилигенского, и, наконец, известнейший вития и ученый архиепископ Никифор Феотоки (1786–1792), много поработавший на поприще обращения совращенных в раскол и оставивший по себе память в истории полемической противо-раскольнической литературы своими капитальными «Ответами на вопросы старообрядцев бахмутских и астраханских». Иерархия астраханская на всем протяжении своей трехсотвековой истории не переставала учить добру свою паству, но с особенно выдающимся успехом в этом деле потрудились архиепископы Никифор Феотоки, Тихон Малинин (1792–1793), Анастасий Братановский (1805–1806), Иона Васильевский (1821), Евгений I Баженов и епископ Хрисанф Ретивцев (1874–1877). Из пастырей астраханского края стяжали себе славу искусных проповедников Слова Божия протоиереи (отец известного арх. Иннокентия) Ф. А. Александров, И. Г. Якиманский, священники Ник. Герасимов, И. М. Рубашевский, С. Андреев, иеромонах Ириней, основатель Покрово-Болдинского монастыря и др. Многие из названных нами иерархов потрудились в служении добру и путем издания капитальных своих ученых трудов, каковы напр., «О расположении проповедей», трактат архиепископа Анастасия Братановского, Кириакодромион или толкование воскресных евангелий в 2 частях, арх. Никифора Феотоки, сокращение Богословия арх. Сильвестра Лебединского (1807–1808), «О религиях древнего мира» епископа Хрисанфа, Иерархия астраханская и другие историко-археологические труды Платона Любарского (1794 – 1805) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Платон (Левшин), митр. Московский и Коломенский. Гравюра Н. И. Соколова. 1843 г. Массовые обращения старообрядцев к правосл. Церкви начались в правление имп. Екатерины II Алексеевны , при к-рой политика в отношении к последователям «старой веры» была смягчена. В сент. 1763 г. Синод объявил о том, что употребление двоеперстия не должно считаться признаком раскола, в марте следующего года был издан манифест императрицы, распространявший постановление Синода о двоеперстии на все старые обряды. В 1765 г. архим. Платон (Левшин) издал кн. «Увещание в утверждение истины и в надежду действия любви евангельской», в к-рой говорилось о единении веры при разности обрядов. Книга стала своеобразным руководством для рассмотрения возможности присоединения старообрядцев к правосл. Церкви с сохранением для них дореформенных чинопоследований, на нее ссылались старообрядцы в ранних прошениях о воссоединении. Первым, кто практически осуществил мысль о Е., был Славянский и Херсонский архиеп. Никифор (Феотоки) . В 1779 г. к нему обратились старообрядцы - выходцы из Молдавии, жившие в сел. Знаменка Елисаветградской пров. Новороссийской губ., с просьбой предоставить им освященный храм и рукоположить священника из их среды для служения по старопечатным книгам. В Знаменке был построен храм для присоединившихся старообрядцев, архиеп. Никифор позволил им использовать старопечатные книги и прислал правосл. свящ. Стефана Попова. Действия архиеп. Никифора были встречены в Синоде с неудовольствием, что побудило архиерея представить в свою защиту «Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки...», ставшее 1-й апологией Е. Архиеп. Никифор веско обосновал первенство догматов веры над обрядами и показал одновременное существование в разных Поместных Церквах различных обрядов. Воссоединение старообрядцев Знаменки было оставлено без последствий и оказало положительное влияние на воссоединение с правосл. Церковью старообрядцев Стародубья (ныне Брянская обл.). Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Портрет. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/189549.html

М., 2006. Е. В. Жукова Иконография Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Гравюра. 1843 г. Гравер В. Храмцев (ЦАК МДА) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Гравюра. 1843 г. Гравер В. Храмцев (ЦАК МДА) Сохранились неск. живописных и графических портретов Н., большинство из к-рых имеют надпись с его именем. Все они относятся к последним годам жизни иерарха (т. е. запечатлели его достоверный внешний облик) или выполнены после его смерти. Наиболее раннее известное живописное произведение датируется по стилистическим признакам кон. XVIII в. (после 1797, когда Н. был награжден орденом св. Анны 1-й степени, хранится в ЦАК МДА). Н. представлен по пояс, вполоборота вправо, в темной рясе и архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, на груди панагия в драгоценной оправе, звезда и орденский знак св. Анны. У владыки правильные аристократические черты лица, указывающие на его греч. происхождение, бледная кожа с легким румянцем на щеках, сравнительно короткая округлая темная борода с небольшой проседью; правой рукой Н. именословно благословляет, в левой держит высокий архиерейский жезл с белым сулоком. Справа вверху на темном фоне изображен герб (вероятно, родовой герб Феотокиев); возле верхнего края надпись: «Преωсщеннйшïй Нïкифωръ [Θеотокïй], архïеп(с)къ Астраханскïй и Стаνропольскïй». К тому же типу изображения принадлежит другой живописный портрет Н., представляющий его более моложавым (Митрополичий дворец, Керкира; см.: Βυζαντιν και μεταβυζαντιν τχνη στιν Κρκυρα: Μνημεα, εικνες, καιμλια, πολιτισμς. Κρκυρα, 1994; Архиепископ Никифор Феотокис. 2006. С. 42). Оплечный вариант этого портрета находится на амвоне в интерьере ц. св. Иоанна Предтечи, св. Параскевы и свт. Дионисия Закинфского (см.: Коккинопулос. 2011. С. 17, Возможно, Н. запечатлен также на близком по иконографии портрете неизвестного епископа сер. XIX в. (НКПИКЗ; по др. версии, изображен архиеп. Полтавский Гедеон (Вишневский), также удостоенный ордена св. Анны). Др. поясной вариант изображения Н. известен на живописном портрете сер.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

В первые годы пребывания в епархии Н. также был присутственным членом консистории, вникал в проблемы епархии и духовенства. Когда в нач. 1779 г. архиеп. Евгений (Булгарис) подал прошение об отставке и имп. Екатерина II попросила его указать возможного преемника, архиеп. Евгений назвал Н. Указ об отставке архиеп. Евгения подписан 5 мая 1779 г., и 10 мая Синод подал имп. Екатерине доклад о поставлении епископа на освободившуюся кафедру. В докладе Синода отмечалось, что в епархии проживает много иностранцев, поэтому предыдущий архиерей был поставлен из греков. Ввиду этого желательно, чтобы и новый архиепископ знал иностранные языки, в особенности греческий. Императрице предложили на выбор 2 кандидатуры - Н. и ректора Киевской академии, настоятеля Киево-Братского мон-ря архим. Кассиана (Ляхницкого), и на вопрос, кому быть архиереем Славянской епархии, имп. Екатерина II ответила, написав напротив имени Н.: «Сему». Архиерейская хиротония Н. состоялась 6 авг. 1779 г., в праздник Преображения Господня, в С.-Петербурге в соборной церкви Преображенского полка в присутствии имп. Екатерины II и всего имп. двора. Хиротонию совершили Гавриил (Петров) , архиеп. Новгородский и С.-Петербургский, и Иннокентий (Нечаев) , архиеп. Псковский и Рижский, в присутствии греч. митрополитов Игнатия (Газадини) и Венедикта Нафплийского, причисленных к собору рус. архиереев с сохранением титула. После хиротонии Н. произнес благодарственную речь императрице. Н. пробыл в С.-Петербурге до окт. 1779 г., ходатайствовал о нуждах паствы и епархии, неск. раз обращался к имп. Екатерине II с просьбой о выделении средств на организацию семинарии. В результате 22 сент. 1779 г. издан имп. указ об учреждении семинарии в Славянской епархии и ассигновано на ее содержание 2000 р. в год. Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет (ц. св. Иоанна Предтечи, св. Параскевы и свт. Дионисия Закинофского в г. Керкира, Греция) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет (ц. св. Иоанна Предтечи, св. Параскевы и свт. Дионисия Закинофского в г. Керкира, Греция)

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Архиепископ Никифор своими пастырскими доблестями много утешил Церковь и, быть может, был одним из тех пастырей, которые отвратили ее от падения среди века строптивого и развращенного. Труды: Толкование воскресных Евангелий (на греческом языке): в 2 ч. – М., 1796, в русском переводе. – М., 1805. Толкование воскресных чтений из апостола (на греческом языке). – М., 1800. в русском переводе. – М., 1819. Свод 51 толковника на первые 8 книг Священного Писания Ветхого Завета и на книги Царств (на греческом языке): в 2 т. – Лейпциг, 1772–1773. Поучительные слова на Четыредесятницу и несколько речей (на греческом языке). – 1766. Речь императрице при посвящении во епископа. – СПб., 1799. Четыре слова огласительные к монахине, в день облечения ее в ангельский образ. – М., 1809. Окружное послание к старообрядцам Словенской епархии. – 1780. Ответы на Соловецкую челобитную, присланную бахмутскими раскольниками. Ответы на 15 вопросов киргизских раскольников и рассуждение о святом мире. – М., 1800. Грамоты к раскольникам//Астраханские епархиальные ведомости. – 1845, 8. О насилии католиков и о том, кто суть раскольники (схизматики) и униаты (на греческом языке). – Галле. 1775. Физика (на греческом языке): в 2 ч. – Лейпциг. 1766, 1767. Курс чистой математики: в 3 ч. – М., 1798, 1799, 1800. Сочинения Исаака Сирина (на греческом языке). – Лейпциг, 1770. Литература: Саввинский И. Исторические записки об Астраханской епархии. – Астрахань, 1903. Соловьев М. М. Никифор Феотоки//Труды Киевской духовной академии. – 1894, кн. 3. Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря. – Киев. Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. – Полтава, 1901. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – T. 2. Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей Российских. – М., 1848, 8. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 311, 487.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сентябрь «Архиепископ Астраханский Никифор (Феотоки) в письме в Саровскую пустынь к строителю Исайе приводил список святых отцов, сочинения которых он рекомендовал читать монашествующим, а в дополнение к списку владыка Никифор отмечал и «Филокалию (Добротолюбие), кою однакож с великим умом и разсуждением должно читать». 1800 Без даты Саровский иеромонах Мелетий вторично издал в Москве «Путешествие во Иерусалим Саровския Общежительныя Пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году». Архиепископ Астраханский Никифор (Феотоки) По благословению преподобного Серафима будущий старец Тимон (Тихон Федоров) вошел в число братии нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и вскоре принял иночество с именем Троадий (Житие преподобного Тимона Надеевского). 29 февраля В возрасте 72-х лет скончалась в Курске мать преподобного Серафима – Агафья Фотиевна Машнина (ТКУАК. 94–97: С. 12). Агафья Фотиевна почила в Бозе в 1800 году, о чем в книге Ахтырской церкви, в приходе которой жили тогда Машнины, сделана запись: «... 1800 год февраля 29 числа, вдова мещанка Агафья, Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправлял священник Василий Псарев с причтом» (Муравлев Е. Родители преподобного Серафима//Благовест. 05.07.2002). Возможно, в церковной книге содержится ошибка: Агафья Фотиевна родилась в 1725 году и умерла, стало быть, в возрасте 75 лет. Неизвестно, как скоро узнал о кончине матери преподобный Серафим, но зато хорошо известно, что он всегда особо чтил своих родителей и просил всех верных поминать Исидора и Агафию в своих молитвах. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь 4 ноября Монах Александр рукоположен в сан иеродиакона (С. 37). 13 ноября Умер иеромонах Варлаам (бывший священник В. Г. Дертев) (С. 66). 1801 12 марта В Михайловском замке убит император Павел . 12 марта Императором становится Александр . Апрель В апреле 1801 года епископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков-Румовский ; 1738–1811) назначил ученика преподобного Серафима иеродиакона Троадия (Тимона) строителем Городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня Костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (Житие преподобного Тимона Надеевского). Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Враг рода человеческого мстил ему за его подвижническую жизнь. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелателей. Однако ему очень многое удалось сделать, он пробыл в должности строителя до 1818 года, и покинул ее лишь по состоянию здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010