Через некоторое время он сбежал из дома с целью поступить в к.-н. монастырь. Продираясь сквозь дикие, необжитые места, юноша достиг обители Хрисопетра («Золотой Скалы» или «Золотого Камня», Χρυσ Πτρα) - крупного монашеского центра на границе Пафлагонии и Понта (между 940 и 945). Настоятель мон-ря с радостью принял юношу и постриг его в монахи. Первые 2 года Н. М. провел в этой обители, выполняя тяжелую хозяйственную работу: таскал воду, дрова, др. грузы, заготавливал для братии вяленое мясо и проч. Когда усердие молодого инока в суровом физическом труде и аскетическая жизнь стали угрожать здоровью Н. М., настоятель освободил его от этих работ и определил ему отдельное помещение (οκσκος) для уединения. Предавшись аскетическому подвигу с еще большей ревностью, Н. М. провел в этой келье 10 лет, после чего покинул мон-рь (между 954 и 959), поскольку предвидел, что в скором времени в обитель приедет его отец с намерением вернуть сына. На следующий день Н. М. оказался перед глубокой и бурной р. Парфениос; услышав топот копыт, он понял, что отец с родственниками и со слугами настигает его. В отчаянии Н. М. с молитвой бросился в воду. В этот момент ему явилась Пресв. Богородица и помогла переправиться на противоположный берег. Выслушав полную трагизма речь отца, оставшегося на др. берегу, Н. М. позволил ему только посмотреть на себя и, не сказав ни слова, отправился в путь. Прп. Никон Метаноите. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, Псков. Рубеж 30-х и 40-х гг. XII в. Прп. Никон Метаноите. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, Псков. Рубеж 30-х и 40-х гг. XII в. Три года он прожил отшельником в строжайшей аскезе, между 962 и 967 гг. странствовал и ко всем, кого встречал на пути, обращался с призывом: «Покайтесь!» Он прибыл на Крит, по словам автора, вскоре после того, как остров был отвоеван у арабов имп. Никифором II Фокой , т. е. после 961 г. Местное население, обращенное в мусульманство и воспринявшее араб. обычаи, враждебно встретило Н.

http://pravenc.ru/text/2577575.html

Есть и другие примеры. Преподобный Никон Метаноит († 1000) после того, как Крит был отвоеван у арабов Никифором II Фокой в 961 году, семь лет ходил по острову, миссионерствуя . В начале Х века арабы, вторгшиеся на Пелопоннес, были так поражены святостью Петра Аргосского († 923), что тотчас приняли крещение . Преподобная Анфиса Мантинейская в 771 году послала святого Романа на миссионерские труды, за которые он был схвачен арабскими солдатами и казнен в 780 году . Святитель Феодор Эдесский, согласно его житию, тайно обратил в христианство мусульманского правителя и трех его слуг. К этой теме примыкают жизнеописания святых, обратившихся из ислама в христианство. Мы уже упомянули мучеников Вакха-Дахака и Христофора Савваита. Преподобный Григорий Декаполит сообщает о мученике Пахомии, племяннике халифа, а Константин Акрополит – о святом варваре, бывшем разбойнике. Иногда можно встретить в агиографической литературе и примеры относительно позитивного отношения к мусульманам. Например, преподобный Иоанн Пустынник (VIII в.), подвизавшийся в иудейской пустыне недалеко от лавры святого Саввы, упрекал другого отшельника за то, что тот называл арабов «наихудшими из людей» , а патриарх Филофей (XIV в.) рассказывает, что святой Савва из Ватопеда во время своего путешествия в Сирию и Палестину пользовался почтением мусульман и имел дружеские встречи с одним из их предводителей. Имел друзей среди мусульман и святитель Петр Маюмский, что, впрочем, не помешало им донести на него, когда святой стал призывать их принять христианство, уверяя, что следование «лжепророку Мухаммеду» ведет их к погибели. Итак, в житиях многих святых затрагиваются темы отношений христиан с мусульманским миром, особенно в житиях тех святых, что обратились из ислама, святых-миссионеров среди мусульман, а также в житиях мучеников, пострадавших от рук арабов. В отличие от интеллектуальной аргументации большинства «опровержений» и «диалогов», в житиях основным аргументом в пользу христианства становятся чудеса, совершенные святыми, равно как и биографические факты обращений мусульман ко Христу, святость и самоотверженность христианских подвижников, а также свидетельства истинности христианства подвижнической жизнью и мученической смертью святых.

http://pravoslavie.ru/4484.html

Первым протом у анахоретов был инок Андрей. 1070 Когда же иго коловитов стало совершенно невыносимо, тогда анахореты отправили к императору прота Андрея с просьбой освободить их от зависимости коловитов. По расследовании дела обман коловитов был открыт, и Лев грамотой 887 г. объявил анахоретов свободными и независимыми от всяких притязаний коловитов; последним же предоставил права на владение только теми имениями, которые были даны им императором Василием Македонянином. 1071 Права афонских подвижников на независимость вторично были подтверждены (в 934) царем Романом Старшим и его соправителями – Константином, Стефаном и Константином, причем монахи были освобождены от всяких общественных повинностей, от боярских и епископских притеснений всякого рода. 1072 От того же Романа монахи Афона ежегодно (с 942) получали по одной монете на брата. 1073 С 960 г. история Афона становится более ясной по сравнению с прежней. Около этого времени сюда пришел инок Афанасий, на которого должно смотреть как на главного основателя и устроителя монашеской жизни на Афоне, первого ее законодателя. Афанасий 1075 (в миру Авраамий) родился в малоазийском городе Трапезунте около 920 г. от благородных родителей. Рано лишившись их, он воспитывался сначала у одной знатной монахини, усыновившей его, а потом, по смерти ее, у евнуха царя Романа Старшего. Образование Авраамий получил в Константинополе под руководством славного наставника Афанасия. По окончании учения он некоторое время преподавал элементарные науки в государственном училище. Но скоро в нем пробудилось сильное желание к подвижничеству. Отказавшись от мира, Авраамий удалился на Киминский холм в Вифинии к знаменитому монаху Михаилу Малеину, принял здесь пострижение с именем Афанасия и с жаром предался монашеским подвигам. Четыре года Афанасий прожил у Михаила, находясь в послушании у него, питая к нему сыновнее почтение. В это время он познакомился через Михаила с военачальником, потом императором Никифором Фокой 1076 и был с ним в дружеских отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Вследствие этого, по желанию ли поддержать погибавшую и падавшую честь монашества или из опасения быть обличенным в сочувствии к тому, что сам же в других порицал, Мануил возобновил закон, который дан был истинно достойнейшим царем Никифором Фокой, человеком с богатырской силой и с большим умом, – закон, которым запрещалось увеличивать монастырское имущество. Этот закон от времени превратился было в мертвую букву и потерял силу, но он воскресил его, согрев, как бы кровью, красными царскими чернилами. Он не переставал упрекать и отца, и деда, и прочих своих родственников, которые, построив монастыри, приписали к ним целые десятины плодородной земли и зеленые луга: он осуждал этих людей и изливал на них колкие насмешки не за то, что они часть своего имущества уделили Богу, а за то, что хорошее дело сделали нехорошо. Им бы следовало назначить жилище для монашествующих в неизвестных местах и пустынных странах, в углублении пещер и на возвышенностях гор, а от этого красивого города близ Геллеспонта бежать, как бежал Одиссей от обольстительных звуков и песен сирен. 845 Свои новые распоряжения Мануил прежде других сам постарался применить на деле. Устроив священную обитель во имя Архистратига Михаила около устья Понта, на месте, называемом Катаскепой, он собрал сюда самых знаменитых и самых лучших того времени монахов и позаботился устроить для них жизнь совершенно уединенную. Зная, что владение имуществом и соединенные с ним разные хлопоты отнимают у людей, избравших для себя пустынную жизнь, много покоя и отклоняют их от жизни для Бога, а между тем в этом и состоит их обет, – он не уделил им никакого имущества, не назначил монастырю ни полей, ни виноградников, а положил производить монахам из царской казны столько жалованья, сколько нужно для полного их содержания. 846 Эта обитель по своему устройству, на взгляд Мануила, была образцовой, и он хотел, по словам Никиты Хониата , подать ею потомкам пример того, какую нужно приготовлять трапезу пустынникам, людям бедным и отрешившимся от земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1903, 96-101), однако другие источники этого не подтверждают: они едины в том, что из Дамаска Цимисхий двинулся к Бейруту, а от него - на север (Уолкер. 1977, 319-322). В любом случае маршрут, приводимый Львом, выдает незнакомство с географией этого района. 32. Образ Спасителя, пронзенного копьем, согласно письму Цимнсхия к Ашоту, захватили не в Бейруте, а в Габаоне; в письме приведена та же легенда, что и у Льва Диакона. Перед нами антииконоборческий памфлет, появившийся в VIII в. Имеется множество версий этой легенды (Афанасий. 795-824), отличающихся от рассказа Льва Диакона некоторыми деталями. 33. В анонимном рассказе о перенесении в Константинополь черепицы с изображением лика Христа (ср. примеч. 4, кн. II) сказано и об этой реликвии: кровь с водой, лившиеся якобы из иконы Спасителя, были обретены Никифором Фокой в Мемпетце в 966 г. одновременно с черепицей (Алькеи. 1963, 254). Однако сама икона в этом документе не упомянута. 34. Триполис - совр. Триполи. Осада была снята с города до середины июня 975 г. (Уолкер. 1977, 322). У Скилицы (311-312) и Зонары (XVII, 4, 103) о походах Цимисхия 974-975 гг. почти ничего не говорится. Очевидно, поздние хронисты не считали нужным подробно сообщать о них, поскольку эти завоевания Цимисхия были эфемерными. Походы Иоанна против арабов имели, помимо политического, и социальный смысл. Он хорошо понимал потребности укрепляющейся феодальной знати, которая тяготела на данном этапе, в 70-х годах Х в., к организации в военно-землевладельческое сословие; стратиоты-всадники в это время превращались в мелких феодалов. Цимисхий писал Ашоту: " Все арабы, жившие там в огромном количестве, попались нам в плен и были розданы нашим всадникам... " (Кучук-Иоаннесов. 1903, 100). Всадники-катафракты, безусловно, превращали пленных в зависимых земледельцев. Происходили значительные изменения в среде стратиотов, из которых стала выделяться феодальная знать, группировавшаяся вокруг виднейших военных фамилий и совершенно не связанная с крестьянской общиной.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Афон (θως). Собор Успения Пресвятой Богородицы в Карее. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В настоящее время монашеская республика Афон управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой. Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара. Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери. Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера. В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – трагос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

http://sobory.ru/article/?object=15908

Впрочем, участие императора в деятельности Церкви регулировалось не только правовым обычаем, но и конкретными нормами права. В 1380 или 1382 годах император Иоанн V Палеолог (1341–1391) потребовал от столичного архиерея и Синода сформулировать свои церковные полномочия. Как следствие, был принят акт, которым за царем закрепили право выбора лица на митрополичью кафедру из трех кандидатов, представленных Синодом. Более того, за императором признали право фактически самостоятельно определять состав Синода, устанавливая, кто из провинциальных архиереев может находиться в Константинополе, а кому – запрещено. За императором сохранилось старое полномочие перемещать епископов с кафедры на кафедру, изменять границы епископий и митрополий, а также назначать 15 высших чинов Константинопольской Патриархии . Впрочем, для правоспособности императора не имеет никакого значения, законом или правовым обычаем урегулированы его полномочия, так как они имеют обычно одинаковую силу. Все без исключения Вселенские Соборы созывали императоры, они же и утверждали их акты. «Из столь многих бывших Соборов, на которых сходились все архиерейски председательствующие в Церквах, ни один Собор не произошел по повелению кого-нибудь из таковых архиереев: ни блаженнейшего папы старейшего Рима, ни патриарха Константинопольского, ни папы Александрийского, ни Иерусалимского, ни иного кого, но все Соборы собирались по царским повелениям. Ибо царь был имеющим власть их созыва, и без царского приказа ничего такого не совершалось. Так что и вновь, если необходимо созвать Собор для исследования истины, должно быть так, и царскими указами сойтись в том месте, где он прикажет. И царь воссядет посреди, чтобы по старому тому обыкновению рассуживать говорящих», – писал в 1256 году Римскому папе Александру IV (1254–1261) император Феодор II Ласкарис (1254–1258). И это было для всех бесспорной истиной – даже папа не осмелился вступать с императором в диспут по данному вопросу. Константин Багрянородный. Фрагмент резьбы по слоновой кости, ок. 945. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Не только догматические вопросы оказывались в сфере ведения императорской власти, не менее активно она осуществляла каноническое законотворчество. Каноны, принятые непосредственно св. Юстинианом Великим, св. Никифором I Фокой (963–969), Константином VII Порфирородным (913–959), Львом VI Мудрым (886–912), Алексеем I Комнином (1081–1118), Мануилом I Комнином (1143–1180), Исааком II Ангелом (1185–1195, 1203–1204) и другими императорами навсегда вошли в корпус канонического права Кафолической Церкви. Им же принадлежало право помимо Соборов епископов канонизировать святых, которым, правда, они пользовались чрезвычайно редко. В частности, Лев VI Мудрый своим законодательным актом канонизировал покойную супругу св. Феофанию.

http://pravoslavie.ru/58936.html

Лиутпранд – писатель, хронист Х в. Родился в 920 г. в состоятельной семье лангобардов. На протяжении нескольких лет служил пажом при дворе короля Гуго в италийской Павии, а также исполнял обязанности певчего. По настоянию короля принял сан диакона. Вскоре стал секретарем преемника Гуго, Беренгара Иврейского, и по его поручению отправился с дипломатической миссией в Константинополь в 949–950 гг. Будучи епископом Кремоны и в совершестве зная греческий язык, Л. в 968 г. второй раз посетил Константинополь с дипломатическим посольством германского императора Оттона I, безуспешно пытавшегося договориться с василевсом Никифором Фокой о женитьбе сына императора, молодого Оттона, правившего вместе с отцом, на одной из дочерей покойного василевса Романа II. Оба раза оставил об этих путешествиях ценные и яркие отчеты, описания. Лихния (греч) – подсвечник, светильник; в переносном значении – Церковь . Лициний (Ликиний) – Валерий Лициниан Лициний, римский император, август в 308–324 гг., зять императора, августа Константина Великого (женат на сводной сестре Константина, Констанции). Вместе с Константином подписал Миланский эдикт 313 г. о признании христианства разрешенной религией. После поражения в гражданской войне с Константином I в конце 323 г. сдался на милость победителя и был, вопреки данной ему клятве, казнен (задушен) в Фессалонике в 325 г., уличенный, как сообщает Сократ Схоластик , в заговоре против Константина I. Лишев Страшимир (1914–1989 гг.) – болгарский византинист, особенно углубленно занимался проблемами поздневизантийского города. Лобокомия – лепрозорий, благотворительное учреждение. Логарит – казначей, счетовод. Мог быть частным, выборным лицом в соответствующей профессиональной корпорации. Логограф – счетовод. Логофесия – византийское ведомство, своеобразное министерство, во главе которого стоял соответствующий логофет. Л. стали выделяться в VII в. из префектуры претория Востока. Со временем их количество достигло шести десятков. Логофет – дословно с греч. «отдающий приказы», византийская должность управляющего логофесией в Константинополе (ранее «логофетами» называли обычных провинциальных фискальных чиновников, счетоводов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Иоанн Никиускийрассказывает о неудаче покушения на убийство Никиты, которое устроил Воноз; замысел был выдан Никите одним лицом из свиты Воноза. 74 Theoph.298, 19–20. – Ошибочное представление Гиббона было повторено еще недавно Дилем в его прекрасном исследовании: L’Afrique byzantine, р. 520. 76 Butler, в исследовании The Arab Conquest of Egypte, p. 34, заставляет Ираклия сделать продолжительную стоянку в Фессалониках. Основанием для этого предположения служит путаное свидетельство, сохраненное в летописи патр. Евтихия, Eutychii Annales . Patr. Gr. Ill, p. 1085: Porro in urbe Salónica iuvenis fuit nomine Heraclius, cum quibusdam urbis illiuus patriciis. Patricii autem sumptas naves hordeoque tritico et ieguminibus impletas per Heraclium Constantinopolim miserunt ipsis in subsidium et alimentum, cum obsidione in angustias redacti essent. 77 Термин букелларии, обозначавший личную дружину вождя в V в., вышел, по-видимому, из употребления в течение VI в. Он появляется здесь неожиданно, и позднее еще один раз, в виде названия особой фемы в центре Малой Азии. 78 Место стоянки Приска названо у Иоанна Антиохийского, – τα Βοραδος. О топографии этого места см. Pargoire. Byz. Zeits. XII, 459 – близ нынешнего Кадрига-лиман и Кум-Капу. 80 Проф. Терновский. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов (Киев, 1883), стр. 352–353, приписал имп. Фоке попытку поднять патриотизм населения проведением узаконения о причислении к лику мучеников воинов, павших в бою. Попытка эта не удалась, так как сама идея не встретила одобрения. Проф. Терновский ссылается на Вальсамона, P. G. 138, р. 635–638, но он заимствовал самое сведение у Папарриогопуло, которого раньше цитирует. По справке в тексте Вальсамона оказывается, что вопрос о канонизации воинов, павших в битвах за отечество, был поднят в Х-м веке благочестивым императором Никифором Фокой. Таким образом, его соименник VII века неповинен в посягательстве на святость подвига мученичества. 82 Мюллерв своем издании отрывков Иоанна Антиохийского исправил χεις на εχοις. Тогда фразе можно дать вопросительный характер, за что и стоит Бейнз в своем этюде об Ираклии. Никифор, Brev. 4, 26, передает ответ Фоки в такой форме: συ μλλον κλλιον διοικν μλλεις, т. е. еще яснее выражена ирония.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Взяв сына и неск. учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому . Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем мн. исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что И. С. встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой , на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). И. С. исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, И. С. не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному И. С. после 969 г. от византийского имп. Иоанна I Цимисхия , годовой доход от о-ва Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21). Жизнь груз. общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , обратилась за военной помощью к груз. царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, И. С. и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и И. С. «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной груз. армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал И. С. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи...

http://pravenc.ru/text/471496.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010