Василий II и Константин VIII 976–1025 Василий и Константин, дети Романа II-ro и внуки Константина Багрянородного, воцарившиеся по смерти Цимисхия, в своем лице восстановили на визант. престоле ряд государей македонской династии, прерванный на время Никифором Фокой и Иоанном Цимисхием. Многолетнее царствование Василия и Константина описано у Манассии кратко; оставлено без упоминания и важнейшее для нашей истории событие – крещение св. Владимира и Руси, – которое, впрочем, игнорируется и другими греч. летописцами, – быть может потому, что обстановка этого события была не весьма приятна для византийского национального самолюбия. Сравнительную характеристику царей – братьев Манассия дает такую: «правду говорит пословица: из одной глины таз и бокал, из одного дерева метла и кропило; по своей жизни братья были различны до противоположности и совершенно не соизмеримы. Василий гнушался удовольствиями, заботился о воинских делах, отличал мужей доброконных, вооруженных, медногрудых, готовых на брань; Константин же – напротив. Он терпеть не мог видеть железных наколенников, шпор и кольчуг, даже, во сне не хотел слышать ни стука военных колесниц, ни звука воинской трубы, ни воинских криков, ни бранного шума. Он проводил все время за роскошными и тучными трапезами и в обществе бесстыдных женщин, плясуний, гитаристок и всяких артисток, – даже когда был уже глубоким стариком. Душу же имел страшливую и боязливую и по пустому навету многих ослеплял, якобы подкапывающихся под его власть» 352 . Воинственный Василий, прозванный за свои опустошительные для болгар войны булгароктоном т. е. «болгароубийцей», умер раньше (1025 г. дек. 16); изнеженный Константин пережил брата почти тремя годами ( 1028 г. ноября 17). История последующих за тем четырех императоров группируется около дочери Константина VIII, Зои, – так как трое из них были ее мужьями, а четвертый усыновленным племянником. Первым мужем Зои был Роман III, Аргиропул 1028–10134 Обстоятельства воцарения Романа так изображается у Манассии: «имея только двух дочерей, заботясь о них, и поверив какому-то предсказанию, что после него должен властвовать Роман, Константин обращает внимание на одного из сановников, по имени Романа, по прозванию Аргиропула, и принуждает его развестись с прежней супругой и сочетаться с своей дочерью порфирородной Зоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Можно только поразиться тому, сколько сил хранила в себе Византия. Казалось, экспедиция на Крит заняла все свободные воинские отряды и финансовые средства Римского государства. Но уже в марте 961 г. Лев Фока был послан св. Никифором Фокой на Восток, чтобы противодействовать арабам. Перед началом кампании, по обыкновению того времени, Лев Фока обратился к солдатам с речью. Он мудро советовал войскам не опасаться многочисленности вражеского войска, но вместе с тем рекомендовал не рисковать понапрасну. В качестве настоятельного приказа полководец указал, что войска должны стремиться действовать из-за горных склонов и засад. «Соратники! – прокричал перед строем полководец, заканчивая свою речь. – Зная вашу отвагу, воинскую доблесть и опытность, общий наш господин и государь послал нас под моим верховным командованием в изнуренную набегами и грабежами, поверженную на колени Азию. Вот почему я склоняю вас не к тому, чтобы вы храбро сражались, – я полагаю, что незачем поощрять речи к мужеству тех, кто с юных лет отличался доблестью и отвагой, – но хочу, чтобы вы побеждали врага благоразумием и рассудительностью» 436 . Соединившись с войсками стратига Каппадокии патрикия Константина Малеина, Лев настиг сарацин у местечка Адрас и дал им генеральное сражение. Арабы были наголову разбиты, и их предводитель Сейф-ад-Даул едва спасся, сев на коня своего слуги, ренегата Иоанна, поплатившегося за этот подвиг жизнью. Но византийцы продолжили погоню за убегавшими сарацинами, и опять едва не пленили Сейф-ад-Даула. Чтобы задержать погоню, эмир начал бросать горстями из карманов золотые монеты, алмазы, рубины, и тогда преследователи отстали 437 . Как рассказывают, арабов было побито столько, что еще много лет спустя можно было видеть их кости на месте сражения. В награду царь даровал Льву Фоке триумф в столице. В это же время на далеком Западе Марианн Аргир, стратиг фемы Македония, наголову разгромил венгров, попытавшихся совершить набег на римские земли 438 . Впрочем, как нередко бывало и раньше, вскоре царю стали настойчиво нашептывать, будто св. Никифор Фока втайне претендует на императорство. Поскольку незадолго перед этим был раскрыт заговор магистра Василия Петина, Роман II охотно поверил в дурные помыслы любимого всеми воина. От греха подальше царь направил заслуженного полководца на другой театр боевых действий. Хотя войско Сейф-ад-Даула было разбито, он по-прежнему оставался очень опасным противником. Поэтому перед св. Никифором была поставлена главная задача – обезопасить Киликийские ворота. Это было очень сложное по исполнению поручение – дело в том, что война в горах требовала совершенно особой стратегии и тактики со стороны византийцев. Арабам, привыкшим внезапно нападать на римские селения, нужно было противопоставить систему пограничной службы и заградительных отрядов. Но Фоке удалось решить и эту задачу; более того, этот период войны станет еще одной блестящей страницей в его полководческой биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории отношений между Никифором Фокой и красавицей императрицей не следует видеть слишком много романического элемента. Несомненно, что, пока был жив Роман II, между доместиком схол и царицей не было ничего, ни симпатии, ни интриги. Но когда муж ее умер, регентша скоро поняла, что среди бесчисленных опасностей, угрожавших ей, этот полководец представлял из себя силу, и что она могла этой силой воспользоваться, чтобы нейтрализовать честолюбие Вринги. Она поняла, что для упрочения за собой престола, ей следовало иметь Никифора на своей стороне, и, конечно, такая хорошенькая и изящная женщина, как она, решила, что задача уж не из таких трудных. Как бы то ни было, по настоянию императрицы и, несмотря на сопротивление первого министра, Фока был вызван в столицу, и, по-видимому, без большого труда царица заворожила его своей красотой и сделала своим сторонником. «Ни для кого не было тайной в Византии, говорит Шлюмберже, что пленительные чары восхитительной царицы произвели на простую душу сурового доместика восточных схол неизгладимое впечатление». Можно, действительно, предполагать, хотя современники мало говорят об этом, что, войдя сначала просто в деловые и служебные отношения с регентшей, Никифор скоро открыл свою любовь и прямо заявил, что готов на все, лишь бы заслужить ее. Ничто не дает права думать, что Феофано платила ему тем же: она никогда его не любила; но она чувствовала силу, какой он располагал, и всю выгоду, какую она могла извлечь из нее для своих интересов и для своего честолюбия. Из политических видов она поощряла его страсть, точно так же, как из политических видов позже вышла за него замуж. Необходимо прибавить, что во время этого пребывания в Константинополе еще другие причины, и не менее положительные, присоединились к обаянию Феофано, чтобы вывести Никифора из его колебаний и неуверенности. Он узнал, что Вринга питает к нему неумолимую ненависть. Конечно, первый министр не мог отказать полководцу в новом и блестящем триумфе. Но возрастающая популярность Фоки тревожила государственного мужа, кроме того подозревавшего, как говорили, интригу, начинавшуюся между доместиком схол и регентшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По В. Н. Татищеву, Святослав «оставался жить в Переяславце, куда ему греки уложенную погодную дань безспорно присылали». 1119 Примерно так же рассуждает А. Н. Сахаров. Летописная фраза «и седе княжа ту в Переяславци, емля дань на грьцех» исполнена, по его мнению, «большого исторического смысла. Она возвращает нас к истокам русско-византийских мирных урегулирований – вопросу об уплате империей ежегодной дани Руси. Уплата дани... лежала в основе всех мирных соглашений Руси с Византией, начинал с 860 года. Действие этого условия приостанавливалось во время военных конфликтов и возобновлялось после заключения очередного русско-византийского договора. Мы не знаем, прекращала ли Византия выплачивать дань Руси в период их конфликта 966–967 годов. Но судя по тому факту, что летописец упомянул о взимании Святославом дани с греков во время пребывания его в Переяславце, это может быть косвенным свидетельством нарушения империей своих традиционных финансовых обязательств в отношении союзника». 1120 Эти обязательства явились предметом обсуждения во время пребывания в Киеве посольства, возглавляемого Калокиром. «Судя по тому, что Святослав явился в Переяславец и продолжал брать дань с греков, византийское посольство подтвердило действующие пункты договора 907 года, в частности о выплате Византией ежегодной дани Руси». 1121 Иначе видится дань, какую получал Святослав в Переяславце, другому исследователю В. В. Мавродину. Обещанное Никифором Фокой вознаграждение за выступление против болгар – вот что такое, по догадке ученого, эта дань. 1122 Согласно М. В. Левченко, русский князь «получил от императора обещанное вознаграждение, о чем говорит летопись: «емля дань на Грьцех», хотя не Полностью». 1123 Интересное предположение высказал В. Т. Пашуто: Святослав, оказавшись в Переяславце, заключил, по-видимому, «какое-то соглашение с Византией. Быть может, оно было тройственным – русско-болгарско-византийским, ибо в 968 г. император отказался платить Болгарии предусмотренную договором 927 г. дань. Святослав мог стать правоприемником части этой дани». 1124

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С усилением византийского влияния в южной Италии там в Х веке замечается увеличение греческих монастырей и церквей, которые создали ряд культурных центров. В том же Х веке у Византии в Италии появляется сильный соперник и враг в лице германского государя Оттона I, который, будучи в 962 году коронован императорской короной в Риме папой Иоанном XII, стал известен в истории, как основатель «Священной Римской империи германской нации». Сделавшись императором, Оттон захотел быть и хозяином положения в Италии, что уже прямо задевало византийские интересы, особенно в феме Лангобардии. Переговоры между ним и восточным императором Никифором Фокой, который, быть может, мечтал о заключении наступательного союза с германским государем против мусульман, затянулись. Тогда Оттон сделал неожиданное, но неудачное вторжение в византийские южноитальянские области. Для новых переговоров в Константинополь был отправлен в качестве императорского посла епископ города Кремоны Лиутпранд, бывший уже раньше послом в Византии при Константине Багрянородном. Будучи встречен на берегах Босфора недостаточно почетно и пережив там немало унижений и уколов самолюбию, Лиутпранд написал рассказ о своем вторичном пребывании при византийском дворе в виде злостного памфлета, который является полной противоположностью благоговейному описанию его первого посещения Константинополя. Из его памфлета, называемого обыкновенно «Донесением о константинопольском посольстве» (Relatio de legatione constantinopolitana), видно, что в Византии продолжались старые споры о титуле «василевса» для западного государя. Лиутпранд обвинял византийцев в слабости и бездействии и оправдывал своего государя. Вот что он пишет: «Кому служит Рим, о желании дать свободу которому вы шумите? Кому он платит налоги? Разве прежде не служил он куртизанкам? И вот, в то время когда все спали и даже находились в состоянии бессилия, мой господин, августейший император, освободил Рим от столь постыдного рабства». 930 Лиутпранд, видя, что греки, намеренно затягивая переговоры и не позволяя послу сноситься с его государем, готовили войска для отправки в Италию, употреблял все усилия, чтобы уехать из Константинополя, что ему удалось лить после больших хлопот и проволочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Мало этого: есть основания утверждать, что этот император желал очень сильно ограничить права монастырей в приобретении недвижимых имуществ. По свидетельству историка Никиты Хониата , Мануил возобновил закон, изданный в X в. императором Никифором Фокой, в котором запрещалось монастырям увеличивать их недвижимые имущества через покупку или дарение. «Этот закон, – говорит Никита, – от времени превратился в мертвую букву и потерял силу, но Мануил воскресил его, согрев, как бы кровью, красными царскими чернилами» 326 . Вот главные черты указа Никифора Фоки: «Божественный Искупитель, – так говорится в указе, – имея попечение о нашем спасении и указывая пути к нему, научает нас, что многое стяжание служит существенным к тому препятствием. Предостерегая нас против излишнего, Спаситель запрещает даже думать о пище на завтрашний день, а не только что о жезле, суме и новой перемене одежды. И вот, наблюдая теперь совершающееся в монастырях и замечая явную болезнь (ибо лучше всего назвать это болезнью), которая в них обнаруживается, я не мог придумать, каким врачеванием может быть исправлено зло и каким наказанием следует наказать чрезмерное любостяжание. Кто из святых отцов учит этому, и каким внушениям они следуют, дойдя до такого излишества, до такого, по слову Давидову, суетного безумия? Не каждый ли час они стараются приобретать тысячи десятин земли, строят великолепные здания, разводят бесконечные табуны лошадей, стада волов, верблюдов и другого скота, обращая на это всю заботу своей души, так что монашеский чин ничем уже не отличается от мирской жизни со всеми ее суетами. Разве слово Божие не гласит нечто тому противоположное и не заповедует монахам полную свободу от попечений? Разве оно не поставляет в посрамление нам беззаботность птиц? Взгляни, какой образ жизни вели св. отцы, которые воссияли в Египте и Палестине, и ты найдешь, что жизнь их была до такой степени проста, как будто они имели лишь душу  и достигли бестелесности ангелов. Христос сказал, что царствие небесное приобретается многими скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

9. Тидей - прославленный в Илиаде герой, неукротимый воин (IV, 373- 400). Следует вспомнить, что, согласно мифу, Тидей убил своих двоюродных братьев: быть может, Лев Диакон намекает на трагическую развязку отношений Цимисхия с его кузеном Никифором Фокой. 10. Пассаж навеян словами Гомера о том, что смерть от голода самая жалкая (Од. XII, 342). 11. Согласно Мискавейху, византийцы купили у горожан красивые одежды и передали им вьючных животных для путешествия, так как своих те съели во время осады. Никифор дал им охрану, и пять тысяч тарсийцев отправились в Антиохию. Якут пишет, что средства перевозки достались горожанам за треть их имущества (Апостолопулу. 1982, 164-165). Лев и Скилица приводят более суровые условия сдачи. 12. Согласно Яхъе Антиохийскому (98), Таре сдался императору Никифору 16 августа 965 г. После этого область Тарса была объявлена фемой. Скилица (269) пишет, что сдачу принял Лев Фока. 13. Скилица (270) сообщает, что названные сокровища тарсийцы захватили при разгроме византийского войска, напавшего на Таре под командованием доместика схол Стипиоты при Романе I. 14. Зима 965/66 г. 15. Лев Диакон употребляет античное слово " мисяне " . Так называли жителей древней Фракии. Лев под мисянами подразумевает славянскую народность болгар, формирование которой завершилось в начале Х в. Впоследствии обозначение " мисяне " сделалось в Византии обычным в отношении болгар 16. (см.: Моравчик. 1958, II, 180-181), но Лев Диакон первым употребил его. Одновременно так же стал называть болгар поэт Иоанн Геометр. Эту дань Византия платила Болгарии с 927 г. Подобные выплаты были обычным инструментом имперской внешней политики, и потому описанное дальше Львом " негодование " Никифора нельзя не счесть лицемерным. 17. Выше (см. кн. II, примеч. 10) Лев называет скифами венгров, а здесь - уже болгар. Отметим, что вся придуманная Львом речь Никифора находится в вопиющем противоречии с реальностью болгаро-византийских отношений Х в. 18. Если считать, что болгарское посольство прибыло в Константинополь зимой 965/66 г., тогда непонятно, как датировать этот упомянутый Львом Диаконом поход: ведь весной 966 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433422/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить НИКИФОР ФОКА Перенаправлено со статьи " НИКИФОР II ФОКА " Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. император Никифор Фока. Греческая икона (XX в.) Никифор II Фока (Νικηφρος Β Φωκς) (ок. 912 - 969 ), военачальник, император Византийский , святой благоверный Память 30 января (Визант. ), 11 декабря (Греч. , РПЦЗ ) Происходил из могущественного и знатного каппадокийского рода Фок , дававшего Восточной империи крупных военачальников - включая его деда Никифора Старшего, отца Варду, и брата Льва. Были среди его родичей и святые подвижники - преподобный Михаил Малеин приходился ему племянником. Сам Никифор, с 954 года доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений. Весной 960 года синклит и император поручили ему критскую кампанию. Войска Никифора осадили главную крепость арабов на Крите - Хандак (ныне Ираклион ). Осада была долгой и тяжелой. Однажды часть арабских войск пыталась прорвать блокаду крепости, но была перебита, причем Никифор приказал отрезать головы мертвых из которых часть, насадив на копья, выставить против стен, а остальные забрасывать камнеметами в город . Наконец Хандак пал 7 марта 961 года. Город подвергся ужасной резне, а затем был разрушен до основания, после чего ромеи возвели недалеко от этого места крепость Теменос. Добыча оказалась громадной - ценности, которые на протяжении столетий собирали критские разбойники, впоследствии пошли на снаряжение тяжелой конницы (катафрактов), что резко увеличило военную мощь империи. По возвращении в Константинополь Никифор справил триумф, радуя жителей столицы великолепным зрелищем. В апреле 962 года августа Феофано вызвала полководца в столицу, несмотря на сопротивление его противника, придворного евнуха Иосифа Вринги. Синклит утвердил за Фокой пост стратига-автократора Азии . Никифор вернулся к войскам, дав клятву блюсти интересы юных василевсов Василия и Константина . Однако, соперничество Вринги и братьев Фок продолжало обостряться. Влияние последних, опиравшихся на армию и малоазийскую военную знать, росло. Наконец Вринга послал в лагерь Никифора письмо, адресованное магистрам Роману Куркуасу и Иоанну Цимисхию , предлагая соответственно посты доместиков схол Запада и Востока в обмен на ослепление Никифора. Цимисхий показал это послание самому Никифору, что послужило толчком к открытому противостоянию. Иоанн Скилица, неблагожелательный к Никифору, отмечал, что существовала версия, " что [Фока] уже длительное время мучился желанием захватить императорскую власть, и распален он был не столько страстью к ней, сколько к императрице Феофано; он вступил с нею в связь, когда жил в столице... " .

http://drevo-info.ru/articles/22690.html

Нашелся еще один высокопоставленный союзник – паракимомен Василий, незаконнорожденный сын Романа I Лакапина, приближенный к себе Константином Порфирородным. Он также недолюбливал Иосифа Вринге и, желая помочь Фоке, вооружив своих слуг, разгромил владение Иосифа. Патрикий Мариан попытался привести константинопольцев к повиновению, но его отряд был в буквальном смысле слова смят народом, после чего три дня в городе свирепствовали грабежи и разбои. Тем временем паракимомен захватил суда в гавани, которые должны были отправиться на войну со св. Никифором, и отослал их своему кумиру, но уже в качестве союзных. Фока не стал терять времени и тотчас погрузил войска на корабли и пристал к берегу византийской столицы. Поняв, что его партия проиграна, Вринге бросился в храм Святой Софии в поисках убежища. А св. Никифор оделся в царские одежды и на белом коне через Золотые ворота вошел в Константинополь, приветствуемый патриархом и вельможами. «Сжалился Бог над народом Своим, поставил тебя, Никифор, императором и самодержцем ромеев! Государство требует, чтобы Никифор стал царем! – неслось ему вслед из толпы. – Дворец ждет Никифора! Мир ждет Никифора! Счастливо пришел ты, Никифор, одержавший победу над фалангами врагов! Благодаря тебе сокрушен, побежден Исмаил! Благодаря тебе скипетры ромеев воскресли! Итак, прими власть, руководи и царствуй! О, Никифор, август! Ты благочестивый, ты священный! Бог тебя даровал, Бог тебя будет хранить! Христианскому царству Бог будет защитой! Бог тебя даровал, Бог тебя будет хранить! Почитая Христа, всегда побеждаешь! Никифор, всеобщее благо, будет властвовать! Таковы желания войска и народа, сената и Церкви! Многая лета Никифору!» 457 16 августа 963 г. он был венчан в храме Святой Софии патриархом св. Полиевктом на царство и стал императором св. Никифором II Фокой . В сопровождении сановников и народа он вошел во дворец и занял царский престол, а затем отблагодарил своих соратников. Отец императора Варда стал цезарем (кесарем), его брат Лев Фока – куропалатом и магистром, Иоанн Цимисхий – стратигом Азии, а паракимомен Василий – проедром, т.е. высшим гражданским чиновником Римской империи 458 . Интересно, что, вопреки сложившейся неписаной традиции, василевс снисходительно простил своих врагов, никого из них не умертвив. Например, Вринге был сослан в Пафлагонию, где и умер через 10 лет естественной смертью. Началось новое царствование замечательного сына Римского государства и Кафолической Церкви, обещавшее много хорошего. Но все сложилось несколько иначе... Глава 2. Завоевание Сирии. Спор о Риме и титуле «император» с Оттоном I Великим

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшими центрами византийского монашества были горные массивы: вифинский Олимп на северо-западе Малой Азии и полуостров Афон – восточная оконечность Халкидики в Северной Греции. Там располагались десятки монастырей – от крохотных келлий и калив, где проживали небольшие общины (два-три инока во главе с наставником – старцем), до огромных лавр, где подвизались сотни монахов, занимавшихся активной хозяйственной деятельностью. Резкий всплеск монастырского строительства наблюдался в вв., когда на Афоне, где прежде селились лишь одинокие отшельники, стали вырастать крупные монастыри, представлявшие собой настоящие крепости со стенами и башнями и пользовавшиеся щедрыми дотациями со стороны императоров. Первой такой обителью стала Великая лавра, основанная в 963 г. Афанасием Афонским (ок. 925–1000). Преподобный Афанасий, уроженец Трапезунда (мать его была из Колхиды), в юности принял постриг в одном из монастырей на вифинском Олимпе. Там же он познакомился с молодым офицером Никифором Фокой, который, подобно многим византийским аристократам, часто посещал святые обители, чтобы испросить молитв и советов у умудренных старцев. Никифор сам мечтал стать монахом, но, как перспективный военачальник, не получил на это разрешения императора. Вскоре Афанасий, возлюбивший отшельничество, тайно удалился из Вифинии на пустынный Афон, где уединился в укромном месте для молитвенных подвигов. Тем временем Никифор, назначенный главнокомандующим, был послан во главе большой армии на освобождение Крита от арабских пиратов. Экспедиция затянулась, среди воинов, страдавших от голода и холода, началось брожение. Остро нуждаясь в духовной поддержке, Никифор уговорил Афанасия приехать к нему на Крит. Византийцам удалось одержать блестящую победу, и Никифор в 961 г. с триумфом вернулся в Константинополь. Вскоре по настоянию и на средства своего друга Афанасий начал строительство на Афоне большого монастыря, где Никифор Фока собрался принять постриг. Но обстоятельства сложились иначе. Волею политических обстоятельств Никифор был возведен на императорский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010