Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) [Греч. Αθωντης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Разделы портала «Азбука веры» Петр Пашков Может ли смерть на поле брани быть мученичеством? История одного богословского спора В Избранное В нижеследующей заметке мы бы хотели рассмотреть историю спора между св. имп. Никифором Фокой и свт. Полиевктом, патр. Константинопольским, о возможности прославления солдат, павших в бою, в лике святых. Будет рассмотрен вопрос об историчности данного спора, о его статусе, о рецепции его итогов и их богословском значении. Постановка вопроса Византийский император св. Никифор II Фока (пам. греч. 11 дек. 1 ) был одним из самых успешных полководцев и реформаторов в истории Империи. Еще до восшествия на престол он во главе ромейской армии отбил у сарацин Крит (960–961 г.); после его воцарения (16.08.963) одна за другой в лоно Империи возвращались ее бывшие провинции: Кипр (965), города Сирии (966–968), сама Антиохия (969). Сам св. Никифор воплощал в себе образ воина-аскета: « Борьба на поле брани была его единственной страстью, молитва и общение с людьми святого образа жизни – единственной духовной потребностью » 2 . Как сообщает историк Иоанн Скилица в своем «Обозрении историй» (70е/90е гг. XI в.), именно этому государю принадлежала идея провозгласить воинов, погибших на войне против неверных магометан, мучениками; инициатива императора, однако, встретила решительные возражения со стороны патр. Константинопольского свт. Полиевкта (†970; пам. греч. 5 фев.). Точная дата этого спора неясна (как неясен и целый ряд иных деталей). Повествование Скилицы об этой истории выглядит следующим образом: « [Император] также прилагал усилия к тому, чтобы установить закон, согласно которому солдаты, погибшие на войне, должны были удостаиваться чествования как мученики, поскольку он полагал, что все спасение души состоит в войне и более ни в чем (ν μν τ πολμ τιθμενος κα οκ ν λλ τιν τν τς ψυχς σωτηραν). Он принуждал также и патриарха, и [прочих] епископов согласиться с этим догматом. Но некоторые из них мужественно противостали ему и не позволили ему достичь цели. Они ссылались на правило великого Василия, согласно которому после убийства на любой войне [солдаты] не должны причащаться в течение трех лет » 3 .

http://azbyka.ru/mozhet-li-smert-na-pole...

14 Июня. Среда. По Афону. Утром Преосвященный вместе с о. архим. Гавриилом и старшими из братии служил Божественную литургию в Ильинском скиту. За богослужением кроме его спутников присутствовали все иноки скита, на долю которых редко выпадает счастье видеть торжественное богослужение, совершаемое русским Владыкой. Многие присутствовали за таким богослужением впервые, и оно производило на них сильное впечатление. Литургия совершалась в соборном храме во имя св. пророка Илия. Во время литургии Преосвященным, по просьбе о. архимандрита и с согласия епитропов Пантократора, совершена была хиротония во иеромонаха и иеродиакона. Собор не особенно большой, однокупольный; основание его крестообразное, алтарь и клиросы – полукруглые. Купол, алтарь и средняя часть церкви покрыты листовым оловом, притвор же – каменными плитками, выделываемыми из местного камня. Прямо против церковных дверей, к западу от храма, ворота, а над ними красивая, трехъярусная колоколенка. Главной святыней собора является часть животворящего древа, из которого сделан крест. Эту святыню купил начальник скита хаджи 15 Афанасий за 10 тысяч турецких левов (лев или чирек по курсу равняется 40 копейкам) у разорившегося греческого монастыря Варетяда, находившегося в епархии Артисской, куда она была подарена императором Никифором Фокой в 964-ом году. Есть части мощей в соборе: святого ап. Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Иакова, брата Господня, и много других, и две чудотворные иконы: Божией Матери Млекопитательницы, прославившейся чудотворениями в России, и особенно чтимая Тихвинская Слезоточивая, названная так потому, что в 1876 году, перед нашествием на св. гору Турок, проливала слезы. По окончании богослужения, Преосвященный со своими спутниками, под руководством настоятеля о. Гавриила, осмотрел весь скит, год от году все расширяющийся. В настоящее время в нем идут работы. Скит имеет форму продолговатого четырехугольника (25 с. – в длину и 19 – в ширину). В средине – собор. С правой стороны собора – две церкви: во имя Благовещения. Пресвятой Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского . К этим церквам пристроен двухэтажный дом, где помещаются кельи. Этот дом тянется во всю длину скита, параллельно противоположному такому же корпусу, в котором помещаются: трапеза, кухня, кладовые, комнаты для гостей, и т. и. Вне скита, в саженях десяти от колокольни, построен 2-хэтажный корпус с двумя церквами: во имя архистратига Михаила и св. Николая; кроме того, в нем помещается больница и некоторые из братий. Рядом с этим есть еще три двухэтажных каменных корпуса, где помещаются кладовые, столярная мастерская, маслобойня, и т. д., и живут рабочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Глава вторая Михаил VI у двух западно-европейских историков 738 называется Михаилом Брингой. Если предположить, что это название применено к нему правильно, то отсюда можно заключать о происхождении его из рода Брингов, к которому принадлежал знаменитый приспешник Анастазо-Феофано, евнух Иосиф Бринга, пользовавшийся большим влиянием при византийском дворе в середине X в. и отправленный в ссылку вторым мужем Феофано, Никифором Фокой. Но основание для заключения слишком шатко. Западно-европейские историки по генеалогическим и хронологическим вопросам не могут своими показаниями иметь решающего значения при отсутствии подкрепляющих данных у греческих историков. Греческие же писатели прилагают к Михаилу названия: Старик, 739 Стра-тиотик, 740 Патриций. 741 Первое название указывает на лета Михаила, у которого при вступлении на престол не было ни одного не седого волоса на голове. 742 Последние два указывают на его профессию и общественное положение до вступления на престол. Сирийский историк, 743 характеризуя Михаила Старика, замечает, что это был человек мудрый, воздержный, который вместо того, чтобы пожинать плоды чужих трудов, жил трудами собственных рук, выделывая и продавая ложки. Это свидетельство о невысоком общественном положении Михаила мы не можем принять за чистую монету, так как оно идет вразрез со свидетельствами других источников. Аристакес Ластивертский замечает/что Михаил исправлял наследственно какую-то придворную должность; но это замечание, при его неопределенности, может быть принято разве в том смысле, что общественное положение Михаила было не столь низко, как изображает Михаил Сирийский. Из греческих писателей 744 мы знаем только, что Михаил Старик с малолетства вращался в военной сфере, отличился как солдат и прозван поэтому Стратиотиком; 745 он был прост, кроме военного дела ничего не знал, но чин имел высокий – был патрицием; по происхождению был из Византии, где имел оседлость и недвижимую собственность. Партия Льва Параспондила не ошиблась в расчете: дряхлый и малообразованный царь, ею избранный, не столько способен был управлять, сколько сам нуждался в руководстве. 746 Лев, в звании протосинкелла, остался первым министром; его товарищи тоже удержали свои места; дела шли в прежнем направлении; враждебная партия, имевшая представителем Михаила Керуллария, продолжала существовать, но все делалось » вопреки ее желанию. 747

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри. 1 Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата – Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев. 2 Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города ( τον του υπαρcου τηv πολεωv Jρονου) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как-то димоты из партий противоположных цветов 3 незаконно поставили ее наравне со статуей Фоки. 4 И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители 5 сколь и граждане ( και οσον πολιτικον) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка 6 ( την του βοοv λεγομενην) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Агия Мони. Монастырь Святителя Николая. Агия Мони /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 2 километрах южнее монастыря Панагии Хрисороятиссы расположена небольшая обитель с необычным названием - «Монастырь священников». Второе название этого, как считается, самого древнего на острове монастыря - Agia Moni (Святая обитель). Ранее его также называли монастырь св. Николая. Устное предание утверждает, что его основали около 300 года ссв. Евтихий и Николай. Ими был построен на этом месте первый храм из камней, взятых с расположенного неподалёку языческого святилища богини Геры. Название обители дали простое - Святой монастырь (Агия Мони). В X веке в Агия Мони провёл четыре года св. Афанасий, основатель Великой лавры на Святой горе Афон. Нашествие арабов помешало ему посетить Палестину, и он был вынужден пережидать его на Кипре. С пребыванием св. Афанасия в Агия Мони связана интересная история. В молодости св. Афанасий вместе с будущим императором Никифором Фокой (963 - 969 гг.) дал обет посвятить себя Богу и уйти на Св. Гору Афон. Афанасий обет выполнил - ушёл и основал известную впоследствии весь мир монашескую обитель. А Никифор замедлил, события его жизни стали развиваться по другому пути: он стал военачальником, а в 963 году - византийским императором. Афанасий обличил старого друга в нарушении обета. Именно в тот самый момент, когда Фока искал его, чтобы объяснится, святой был на Кипре. Когда же он предстал перед императором, тот шёл на встречу святому, глубоко кланяясь при каждом шаге. Но и после этой встречи каждый из них шёл по жизни своим путём. Наиболее подробные сведения об истории этого монастыря приводит В. Григорович - Барский, побывавший здесь в 1735 году. Он пишет, что изначально монастырь был богат, но затем разорён варварами и опустел. Позднее обитель была восстановлена силами Киккского монастыря, подворьем которого она стала с 1630 года. На момент посещения монастыря Барским там жили эконом и три монаха, которые занимались земледелием и животноводством.

http://sobory.ru/article/?object=23640

Афон (θως). Собор Успения Пресвятой Богородицы в Карее. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В настоящее время монашеская республика Афон управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой. Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара. Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери. Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера. В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – трагос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

http://sobory.ru/article/?object=15908

До тех пор, пока крест будет установлен на собор, он будет храниться в зале собраний Священного Кинота Афона. 18 июня. ПРАВМИР. Завершились работы по изготовлению серебряного креста на соборный храм Афона в Карее. Уникальный серебряный крест сделан из серебра 925 пробы. Он весом в 33 килограмма, высотой – 2 метра 70 сантиметров, — сообщает Путеводитель по Афону . Тело Господа Нашего Иисуса Христа весом в 3 килограмма высотой в 1 метр 30 сантиметров выполнено известными мастерами-ювелирами вручную. До тех пор, пока крест будет установлен на собор, он будет храниться в зале собраний Священного Кинота Афона. Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/na-sobornyiy-hram-afon...

Согласно Иоанну Малале , город, изначально называвшийся Квинда (Κινδα), в I в. до Р. Х. неоднократно разрушался землетрясениями и отстраивался под названиями Киск (Κσκος) и Диокесария; восстановленный в 3-й раз посланным имп. Нервой сенатором Зарвой, он получил в честь него имя А. (Chronogr. P. 267-268). Стефан Византийский связывает название города с его основателем Азарвом, в то время как комментатор говорит, что это имя происходит от желтого цвета находящейся рядом скалы. На монетах эпохи Нерона город назван Кесария у А. (Καισρεια πρς Αναζρβ); под этим же именем он фигурирует у Плиния (Hist. nat. V 93) и Птолемея (Geogr. V 8. 7). Из А. происходили медик Диоскорид (I в.) и историк Аппиан (II в.). По сообщению Евагрия (Церк. ист. IV 8), при имп. Юстине I (518-527) город опять восстанавливается после землетрясения и получает имя Юстинополь (позднее Юстинианополь). Со времени имп. Феодосия II (408-450) он становится гражданской и церковной митрополией провинции Киликия Вторая. С сер. VII в. город был захвачен арабами; в 962 г. отвоеван Никифором II Фокой и сделан резиденцией стратига ; в 1085 г. вновь утрачен империей. В 1098 г. был отвоеван у сельджуков крестоносцами и передан Византии, однако ок. 1104-1106 гг. при поддержке Танкреда Антиохийского захвачен у Византии арм. кн. Торосом I Рубенидом (см. Киликийская Армения ). А. находился в регионе постоянной борьбы мусульман и крестоносцев; у его стен в сражении с султаном Халеба (Алеппо) погиб антиохийский кн. Боэмунд II (1130). Имп. Иоанн II Комнин взял штурмом А., пленив арм. кн. Левона I с семьей (1137); но в 1144 г. сын Левона Торос II восстановил арм. власть в А., сделав его столицей Киликийской Армении. Расцвет города приходится на правление Левона II (1185-1219); после переноса столицы в Сис он утрачивает свое значение и в XIII в. приходит в упадок. В бою с монголами близ А. погибли киликийские цари Левон IV и Гетум (18 нояб. 1308); в 1374 г. город разрушен егип. мамлюками. С XV в. в составе Османской империи и Турции; до резни 1909 г. здесь сохранялось арм. население. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114676.html

     Русская афонская традиция является неотъемлемой частью наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы, которая и создавалась преподобным Афанасием Афонским и императором Никифором Фокой как всеправославный центр духовности. Византийская империя уже не существует, но Афон по-прежнему объединяет православные народы во Христе, сплачивает их жизнь идеалами духовности и благочестия. Как Святая Гора является осколком Святой Византии, так и Русская Пантелеимонова обитель на Афоне – последний уголок Святой Руси, способствующий укреплению духовных связей различных частей раздробленного сейчас Русского мира. В нашем монастыре русские, украинцы, белорусы, молдаване и другие народы подвизаются как братья во Христе, и паломники из разных славянских стран приезжают сюда как в дом родной. Русская святогорская обитель – школа подвига и благочестия для всех народов, разделяющих духовные ценности исторической Святой Руси. Иеромонах Кирион (Ольховик)      Мы не отделяем себя от других афонских братств. Можно сказать, что все святогорское братство живет одной большой монашеской семьей, особых разделений у нас нет. Разве что очевидно: русские по характеру отличаются, допустим, от греков. Естественно, у них своя самобытность, особенности службы, привычки, – это откладывает свой отпечаток и на устроение монашеской жизни. Поэтому нельзя ничего слепо копировать, – как бывает иногда приезжают на Святую Гору Афон «набраться опыта» и начинают перенимать буквально все. Зачем? Везде свои традиции. У каждого народа свой духовный потенциал. Мы привносим что-то свое. Русский Афон всегда имел свое лицо. Раньше по всей России были разосланы иконы русского афонского письма. Они неповторимы, их не спутаешь ни с какими другими. Их много рассылали до известных событий начала XX века. Но эти иконы как благословение Святой Горы Афон были особо хранимы верующими и в богоборческие времена. Сейчас мы, путешествуя по всей исторической Руси со святой главой преподобного Силуана Афонского, видели их практически во всех восстановленных храмах и монастырях: Иверская икона, Скоропослушница, Целитель Пантелеимон и другие святые – эти образы русско-афонского письма сразу узнаваемы. Также и церковные напевы – у нас в Пантелеимоновом монастыре сохранены, а некоторые сейчас восстановлены из тех, которые были еще при старце Силуане. К нам приезжает множество паломников, и даже из других афонских монастырей приходят впитать дух, прочувствовать размеренный уклад жизни нашего монастыря.

http://pravoslavie.ru/99552.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010