Интересно, что Склер даже после ослепления не бросил своих преступных занятий, тогда как Сикидит, потеряв вместе со зрением свой дар, принял монашеский постриг и по прошествии многих лет стал автором сочинения о Божественных таинствах. Между верой в демонов и верой в Бога лежал один шаг, но порою он был длиною в жизнь. И все же Византия не испытала мании массового преследования колдунов, ведьм, подобной той, что пережила католическая, а затем и реформационная западная Европа с XV в., когда едва ли не каждый второй подозревался в колдовстве. Может быть, она просто не успела достичь этого, а может быть, такая идея претила проникнутой мистицизмом ромейской душе, которая не верила во всемогущество диавола и не шла на разного рода «контракты» с ним. §7. Страж духовный Церковь была одной из самых крупных государ¬ственных служб и наиболее стройным элементом Византийской империи. Ее авторитет был даже выше, чем авторитет византийского государства, хотя византийцы цепко держались за идею одного вселенского императора, которым мог быть только василевс. Византийцы сравнивали Империю с человеческим телом, а Церковь с душой. Именно Церковь обладала спасительной силой, следила за соблюдением нравственных норм и твердостью веры ромеев, к кому бы они ни относились – к клиру, монашеству или лаос, то есть «народу», мирянам. Каждого человека заботила судьба, которая уготована его душе на том свете. Но только церковный глава – Патриарх мог толковать поучения Учителей, Отцов Церкви, судить об истинности положений христианства и решений церковных соборов, быть высшей судебной инстанцией в духовных делах. Ему полагалось без страха и сомнения отстаивать догматы веры перед кем бы то ни было, невзирая на лица, не бояться откровенно критиковать действия даже самого императора. Так, непреклонный по натуре Патриарх Полиевкт осмелился преградить вход в алтарь василевсу Никифору Фоке (963–969 гг.) из-за годовой епитимии, наложенной на него по поводу второго брака, и отказался короновать василевса Uoahha I Цимисхия (969976 гг.) до тех пор, пока тот не откажется от женитьбы на вдове убитого им соперника, августе Феофано, принесет публичное покаяние и осудит всех учатников убийства. Оказавшийся на троне в 1081 г. молодой Алесей I Комнин по требованию Патриарха Косьмы в течение 40 дней и ночей в качестве покаянного наказания безропотно носил под царскими одеяниями грубую власяницу и спал на земле, положив под голову камень, а другие члены его семьи и все, кто принимал участие в перевороте, были присуждены Церковью к длительному посту и другим епитимиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После него правили его сыновья Лев VI Философ, или Мудрый (886–912), 857 и Александр (886–913), переживший на год брата. Сын Льва VI, Константин VII Багрянородный, или Порфирородный (913–959), государь, не имевший никакой склонности к управлению и проводивший почти все свое время за литературной работой в кругу наиболее просвещенных людей своего времени, был вынужден отдать на долгие годы управление государством в руки своего тестя, начальника флота Романа Лакапина (919–944). 858 В 944 году сыновья последнего свергли отца с престола и заточили его в монастырь, но сами в свою очередь были свергнуты в 945 году Константином Багрянородным, который самостоятельно правил после этого с 945 по 959 год. После смерти его сына Романа II (959–963), процарствовавшего всего четыре года, остались вдова его Феофано и два несовершеннолетних сына, Василий и Константин. Феофано отдала свою руку талантливому военачальнику Никифору Фоке, который и был провозглашен императором (Никифор II Фока – 963–969). После насильственной смерти Никифора Фоки на престол был возведен энергичный военачальник, армянин по происхождению, Иоанн Цимисхий (969–976), женатый на Феодоре, сестре Романа II и дочери Константина VII Багрянородного. Только после смерти Иоанна Цимисхия настоящими императорами сделались два сына Романа II, Василий II, прозванный Болгаробойцей (976–1025), и Константин VIII (976–1028). Главное управление государством находилось в руках Василия II, при котором империя достигла высшей степени своего могущества и блеска. С его смертью начинается эпоха упадка Македонской династии. После кончины Константина VIII императором был престарелый сенатор Роман III Аргир (1028–1034), женатый на дочери Константина VIII Зое. После смерти Романа Аргира овдовевшая Зоя, имевшая уже около 56 лет от роду, вышла замуж за своего любовника Михаила Пафлагонянина, который и был, по настоянию Зои, провозглашен императором (Михаил IV Пафлагонянин —1034—1041). Правление Михаила IV и кратковременное царствование его племянника Михаила V Калафата (1041–1042), двух случайных и ничтожных личностей на престоле, вызвали сильное брожение и острое недовольство в империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Так как Владимир крестился незадолго до начала переговоров, то могло сложиться впечатление, что именно обращение императора за помощью и сватовство к его сестре были причиной принятия христианства. Так представлено дело у Яхъи Антиохийского и у другого арабского историка, Абу Шоджи, писавшего в конце XI в. 543 Об этом же вскользь упоминает армянский историк, современник событий, Степан Таронский Асохик. 544 Знаменательно, что эти сообщения происходят из земель, которые были опорой восстаний Варды Склира и Варды Фоки. Антиохия была центром территории, подчинявшейся ему как доместику схол Востока, и перешла на сторону законных императоров только через полгода после его гибели в Авидосской битве 989 г. Первое восстание Склира поддерживали армянские Багратиды, князья Тарона, а Давид, куропалатТао, в 988 г. помогал Варде Фоке. Само упоминание о женитьбе русского царя на сестре Василия происходит из рассказа Асохика о том, как император в 1001 г. после смерти Давида явился принять его земли. Князья Тао принесли присягу, но почти все погибли во внезапной стычке с отрядом русов. Разговоры о том, что Василий обещал свою сестру в жены некрещеному варвару, лишь бы спасти трон, циркулировали в кругах, враждебных императору. Византийские источники, «забывающие» о крещении Руси, молчаливо подразумевают, что Василий обращался за помощью к христианину, а не язычнику. Замужество Анны и без того было в высшей степени скандальным. Ее дед Константин VII специально писал о недопустимости браков дочерей Империи с варварами. 545 Его внучку (может быть, сестру Анны) сватал в 967 г. своему сыну и соправителю Оттону II император Западной Римской империи Оттон I и получил оскорбительный отказ от узурпатора Никифора Фоки. 546 Впоследствии супругой Оттона II стала всего лишь племянница следующего императора-узурпатора, Иоанна Цимисхия. Когда же в 995 г. их сын Оттон III посватался к багрянородной племяннице Василия, дочери его брата Константина VIII, ему не ответили прямым отказом, но и не дали согласия. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский, современник Владимира, и двадцать лет спустя описывал брак Владимира как коварный увод чужой невесты язычником. 547

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они пообещали Давиду уступить ряд пограничных местностей, если он поможет подавить мятеж Склира. Давид действительно оказал помощь, отправив против Склира " князя князей " Гогика и Торника, " и стали они опустошать греческую страну, подвластную тирану Склиру " (Асохик. 135) (см.: Месхия. 1979, 100). 43. Аморий - город во Фригии, центр фемы Анатолики. Панкалия - долина неподалеку от Амория, у реки Галис (Скилица. 326). Совр. Хамза-Хаджи (Рэмси. 1891, 231). 44. Согласно Льву и Яхъе, сражение при Панкалии окончилось поражением Варды Фоки, тогда как у Скилицы (326) - неточность: он связывает с этой битвой решающую победу над Склиром войск Василия II под,, начальством Фоки. 45. Никея (совр. Изник) - старинный город, место проведения первого вселенского собора 325 г.; митрополия (Бекк. 1959, 165). По Константину Багрянородному (Фем. 25), это митрополия и центр четвертой фемы- Опсикий. 46. Атталия (совр. Анталья) - старинный город в провинции Памфилия, центр морской фемы Кивирреоты (Арвейлер. 1966, 108). 47. В немецком переводе опущены слова " - азиатский " (Лоретте. 154). 48. Скилица (291) не упоминает Варду, говоря только о Феодоре и Никифоре. Может быть, Варда - второе имя Феодора. (О Парскутинах см. примеч. 2, кн. VII.) Яхъя (Розен, 3) рассказывает, что первое поражение Склира произошло в Антиохии, где местное население, разочаровавшись в нем, провозгласило вновь царем Василия. Сторонники Склира из армян, пытавшиеся восстановить его власть, были разбиты местными жителями. 49. Решающую помощь в наборе войск из фемы с грузинским населением оказал Фоке Давид, куропалат Тао (Скилица. 326; Ластивертци. 64; см.: Адонц. 1938, 143-156; Авалихвили. 1933, 177-202). 50. Лев Диакон не называет места окончательного поражения Склира. Скилица (326) называет, но путает первую битву с последней. Склир, согласно Яхъе, потерпел поражение 21 шабана 368 г. хиджры (24 марта 979 г.). Он бежал в Диарбекир и просил помощи у эмира Адуд-ал-Даулы (Розен. 12), который затребовал Склира в Багдад (Экбатаны по Льву).

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Но собственная археология занимала так мало его внимание, что составляет редкие отступления. Несравненно более места занимают археологические данные в описании путешествий арх. Антонина и Леонида, но критическое отношение к памятникам отсутствует по-прежнему. Иное отношение к древностям началось со времени поездок специалистов-археологов, каковы Ш. Байэ, проф. Н.В. Покровский и Стрыговский. Из них первый 5 и второй изучали преимущественно фрески и миниатюры и обильно воспользовались теми и другими в своих сочинениях, а третий занимался и прочими древностями Афона, и если доселе не опубликовал своих работ, то, быть может, потому, что не мог получить разрешения сделать необходимые фотографические снимки для иллюстрации своих описаний. Полезное общее обозрение афонских древностей сделал Г. Брокгауз 6 . К сожалению, его общие характеристики не идут далее круга общих сведений о византийском искусстве и крайне страдают со стороны хронологических определений. В сочинении нередко смешивается основание обители с построением ее церкви, не различаются вовсе данные стиля, и мозаическая икона с изображением Иоанна Богослова в Лавре относится к Иоанну Цимисхию без всякого соображения о ее стиле, древохранительница той же Лавры приписывается Никифору Фоке, на основаниях чисто легендарных, хотя слишком известно, какие мастера греческие монахи в обработке исторических намеков и построения из них легенд. Постройка церквей Лавры и Протата отнесена без критического разбора к 10-му веку. По всем возникающим археологическим вопросам подведены статистические подсчеты, но зачастую в запасе автора набирается не более пяти фактов, или пяти предметов, но и те не установлены хронологически в представлении автора и не позволяют делать обобщений. Затем и самые обобщения этого сочинения не идут далее азбучных характеристик, совершенно бесплодного, по своей крайней общности, содержания: автору неизвестны типические черты предметов им избранных, их формы в других странах и местностях, а потому в его обобщениях отсутствует сравнительная и, следовательно, историческая оценка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

224 Деян. всел. соб., т. 7, 275; Тнеорн. I, 428; Nicephor. 66. Возможно, что Георгий кипрский скрывается за одним из безвестных преп. Георгиев. Известен еще писец иди редактор одной Notitia episcopatumn, Parthey, I, VIII века, по имени Георгий кипрский; но по Крумбахеру (Geschichte der byzantinischen Litteratur, изд. второе, стр. 418) этот Георгий кипрский жил при императоре Фоке (602–610) и едва-ли был монах: он составил не список епархий, а описание достойной империи со светской точки зренья. 225 См. его житие в Analecta bollandiana, т. VII; в русском переводе проф. И. В. Помяловского в «Палестинском Патерике», вып. IX. 228 Полемика N и для эпохи до 754 г. заключает в себе сомнительные стороны: искаженные цитаты, ссылки на заведомые апокрифы и пр. Может быть, поэтому и 7 собор вовсе не говорит о полемике Георгия с иконоборцами, если и знал о N. 229 Вот эти имена: 1) Иоанн никомидийский 2) Фома клавдиопольский 3) Константин наколийский 4) Феодосий ефесский – уже при Льве III; 5) Сисинний пергский 6) Василий писидийский 7) Константин никомидийский 8) Григорий неокесарийский (754 г.); 9) Василий анкирский 10) Феодор мирский 11) Феодосий аморийский 12) Ипатий никейский 13) Лев родосский 14) Григорий песинунтский 15) Лев иконийский 16) Георгий писидийский 17) Николай иерапольский 18) Лев карпаоский (787 г.). Эти говорят о себе, что «выросли в ереси» и в 787 г. были (Лев родосский) епископами 8 или 9 лет (Деяния т. 7, стр. 46 и 53) и в нашем случае в счет не идут. Затем, 19) 20) и 21) – патриархи Анастасий, Константин и Никита; по-видимому также 22) Никифор диррахийский – Деян., т. 7. стр. 113 и 139. Звание анафематствованных седьмым собором Феодора, Антония, Иоанна, и Феодора Криоина сицилийского неясно (Деян., т. 7:293). Впрочем, при имп. Феофиле упоминается сицилийский епископ Феодор Криеин (Georg. Mon. снгоп. Mnralt. 11:704); вероятно, в Сицилии епископство было, так сказать, родовой привилегией Криоинов; подобные примеры известны. В житии Косьмы и Иоанна, изд. А. И. Пападопуло-Керамевсом , упоминается еще (ναλεκτα εροσολυριτικς σταχοολογας IV, 287) 23) еп. Евсевий; 24) Косьма епифанийский. За полноту списка, конечно, не ручаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Документ, которому мы посвящаем настоящее исследование, открыт и напечатан шестьдесят лет тому назад и давно занимает русских исследователей, но вне круга специалистов он остается до сих пор, все-таки, малоизвестным, а по своему содержанию – довольно загадочным для самих ученых. Мы желаем облегчить возможность ближайшего знакомства с ним для всякого, кто занимается или только интересуется русскою историей, и сделать с своей стороны новую попытку для объяснения его содержания. Знаменитый Французский византинист (немец по происхождению) К. Б. Газе, издавая по поручению русского канцлера графа Николая Петровича Румянцева историческое сочинение Льва Диакона, поместил в объяснительных примечаниях к тексту этого писателя обширную безыменную записку, которая, по мнению издателя, могла служить дополнением к краткому известию историка о взятии Херсона (Корсуня) Русскими при Владимире Святом и была составлена ближайшим участником события. Эту записку Газе нашел в одном из многочисленных рукописных греческих сборников, которые были в его руках и вообще дали ему богатую жатву новых, никому дотоле неизвестных материалов для истории Византии при Никифоре Фоке и Цимисхии. Но, по-видимому, тот сборник или кодекс, в котором отыскан был любопытный документ, не принадлежал к постоянным сокровищам знаменитого французского книгохранилища, а был только временным приобретением эпохи революционных и наполеоновских побед и контрибуций, и вследствие трактатов 1814 и 1815 годов, вместе с другими рукописями, составлявшими до 4.000 томов, был возвращен – неизвестно куда. В своем издании Льва Диакона, вышедшем (но большей частью погибшем) в 1818 году, Газе выражался уже в том смысле, что принадлежность кодекса «королевской библиотеке» была в области прошедшего (qui fuit Bibliothecae Regiae). Исчезнувший таким образом с ученых глаз кодекс содержал, по сообщению Газе, разные письма св. Василия Великого , Фаларида и св. Григория Назианзина , а по почерку относился к исходу X столетия. Несколько страниц в этом кодексе, но не под ряд, а в разных местах, оставались первоначально пустыми и потом были исписаны другою рукой, почерк которой, впрочем, такому большому знатоку рукописей, каким был Газе, представлялся все-таки немного младшим против первой главной руки, хотя также мог быть относим к концу X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

1140 Лактанций (De morte persecutor. C. 48) передает соответствующее место из миланского эдикта в следующих выражениях: «et quoniam idem christiani non ea loca tantum at quae convenire consuerunt, sed alia etiam habuisse noscuntur, ad jus corporis eorum, id es ecclesiarum, non hominum singulorum pertinentia, ea omnia iisden christianis, id est corpori et conventiculis eorum reddi jubebis». 1141 Например, во второй половине III в., со времен императора Галлиена, указавшего всем вообще судам не возбуждать уголовного преследования против христиан, и до Диаклетиана христиане пользовались почти 40-летним спокойствием. 1144 1. 4 Cod. Theod. de episc. eccl. et clericis (XVI, 2): «habeat unusquisque Iicentiam sanctissimo catholicae venerabilique concilio decedens bonorum quod optavit relinquere». 1146 Herzog. Abriss der gesammten Kirchengeschichte. I, 344. Насколько значительными были церковные богатства, видно из того, что Феодорит , епископ Киррский, имевший под своим управлением бедный церковный округ, оказался в состоянии на излишек церковных доходов соорудить в пользу города галерею с колоннами, выстроить два большие моста, провести канал из Евфрата в город и исправить здание общественных бань (Herzog. ibid). Отцы церкви как Августин, Амвросий и др. восставали против родителей, которые все свое имущество отказывали церкви и обогащали ее, оставляя в тоже время детей своих беспомощными и голодными. Но и Августин учил, что каждый верующий должен смотреть на церковь , как на одно из своихъ детей, и при смерти оставлять в ее пользу долю, равную доле каждого из детей. I, 224. 1152 He считая отобрания церковного имущества Юлианом Отступником, секуляризация предпринималась в период иконоборства, при Никифоре Фоке и при Исааке Ангеле. Павлов Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Стр. 17. 1153 Насколько обязательно было дарение или завещание в пользу церкви для всякого, желавшего считать себя христианином и иметь надежду на вечное спасение, видно из сочинения моралиста V века, галльского пресвитера Сальвиана: «de gubernatione Dei». См. об этом Löning. I, 225–228, который говорит о Сальвиане следующее: «Der strenge Sittenprediger... ist auch dor Verfasser eines wahren Handbuchs der geistlichen Erpressungskunst, in welchem er für die verschiedenen Lebens–und Familienverhältnisse den Geistlichen die wirksamsten Mittel angibt, um für die Kirche Zuwendungen und Vermächtnisse zu gewinnen. In der Ferm einer Schrift gegen die Habsucht ertheilt er eine Anweisung zur Erbchleicherung, die für alle künftigen Zeiten als Muster gelten kann».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЛАМПАДИСТ [греч. Ιωννης Λαμπαδιστς] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни - копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667). Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь ), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).

http://pravenc.ru/text/471341.html

Глава 21. Первые годы царствования Василия. Бунт Варды Склира. Начало войны с Болгарией Со времени смерти сына Константина Порфирородного Романа II (963) в течение 13 лет престол занимали, за малолетством царевичей Василия и Константина, не принадлежавшие к Македонской династии лица, вступавшие, однако, в браки или со вдовой, или с принцессой царского происхождения. Хотя в 976 г., когда неожиданная болезнь свела в могилу Иоанна Цимисхия, старшему представителю династии было уже около 18, а младшему около 15 лет, тем не менее вошедший в силу обычай опеки и управления верховными делами продолжался и в последующие затем годы. Что на этот раз вновь фактическое влияние вместе с царским венцом не перешло на одного из военных вождей, причина тому лежала не в недостатке желающих стать во главе войска и объявить себя императором, а в характере тогдашнего временщика Василия паракимомена. Это был не только настоящий государственный человек, принимавший деятельное участие в делах еще в конце царствования Константина VII и игравший первостепенную роль при Никифоре Фоке и Цимисхии, но как сын Романа Лакапина от его незаконного брака он имел на своей стороне еще преимущества царского происхождения. То обстоятельство, что его сделали евнухом, лишало его права стремиться к верховной власти и вместе с тем позволяло ему делать блестящую карьеру в придворном ведомстве, где многие высшие должности исключительно замещались евнухами. В последние 13 лет евнух Василий, нося звание паракимомена, или постельничего, по случаю больших военных предприятий, требовавших личного присутствия царей на отдаленных границах, был полновластным господином в центральном управлении. Смертию Иоанна Цимисхия пыталось воспользоваться другое лицо с целью продолжить серию царей-опекунов. Это был представитель военного сословия, происходивший из крупного дворянского рода Склиров, который начинал играть большую роль в последнее время. Варда Склир в особенности в последнее царствование приобрел громадное значение как личными военными заслугами, так и родством с царем, в первом браке имевшим сестру Варды. В военных делах против Святослава Варда Склир был правой рукой царя, как увидим ниже. Это был талантливый и энергичный генерал, с которым не мог не столкнуться паракимомен Василий. В 975 г. он занимал самый крупный военный пост доместика схол и в этом чине не мог не принимать участия в походе вместе с царем. Варда обладал громадными материальными средствами, пользовался большой популярностью в войске, которое могло идти куда угодно за любимым вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010