Приложения § I. Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении. (963–969 гг.. Непродолжительное царствование византийского императора десятого века Никифора Фоки заслуживает внимания со стороны церковного историка. Особенный интерес придает этому царствованию то, что в науке и литературе, как древней, так и новейшей, о Никифоре Фоке встречаются отзывы и суждения, не сходные между собою до противоположности. Что бы это значило? От чего зависит такое разногласие? Но познакомимся прежде с теми отзывами и суждениями, которые можно находить у писателей древних и новейших. В этих отзывах и суждениях Никифор Фока рисуется чертами то слишком мрачными, так что эта личность может возбуждать в нас даже отвращение, то чертами столь светлыми, что она возбуждает в нас чувство симпатии и уважения. И трудно сказать каких черт, характеризующих личность этого византийского императора, можно отыскать у писателей больше – черт ли мрачных и несимпатичных, или же светлых и отрадных. Пожалуй, правильнее будет признать, что указания на те и другие черты можно отыскать в древней и новой литературе одинаково в очень достаточном количестве. Вот эти отзывы и суждения, о которых мы говорим. Воззрения и мнения, неблагоприятные для чести Никифора высказывались с очень ранних времен в византийских литературных памятниках разного рода. Византийские историки Иоанн Скилитца и Кедрин писали в своих исторических сочинениях, что за свои деяния Никифор „стал предметом ненависти и отвращения для всех своих подданных» 487 . Один современник Никифора, имевший случай близко познакомиться с этим императором, оставил нам самое нелестное свидетельство об нем. Он называет Никифора „чуждым милосердия, гордым, лицемерно смиренным, сластолюбцем“, „по уму хитрым, как лисица, лжецом и обманщиком, как Улисс“; вообще этот писатель сомневается, чтобы „нашелся император хуже Никифора Фоки“ 488 . Второй из преемников Никифора на троне византийском император Василий II Порфирородный считает Никифора и некоторые его распоряжения причиной продолжительного гнева Божия, поразившего государство византийское, так что, по словам императора Василия, „не было такого рода несчастья, которого не испытал бы народ в империи» 489 . Известный толкователь церковных канонов Вальсамон признает Никифора государем, действовавшим в некоторых случаях „против церкви», т. е. с явным вредом для нее 490 . Новейшие историки также не скупятся выражать мнения, чрезвычайно невыгодные для имени и славы императора Никифора. Так один

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969 гг.) Источник (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1886 года ординарным профессором А. П. Лебедевым ) Непродолжительное царствование Византийского императора десятого века Никифора Фоки не лишено церковно-исторического значения. Особенный интерес придает этому царствованию то, что в науке и литературе, как древней, так и новейшей, о Никифоре Фоке встречаются отзывы и суждения, не сходные между собою до противоположности. Что бы это значило? От чего зависит такое, разногласие? Но познакомимся прежде с теми отзывами и суждениями, которые можно находить у писателей‚ древних и новейших. В этих отзывах и суждениях Никифор Фока рисуется чертами, то слишком мрачными, так что эта личность может возбуждать в нас даже отвращение, то чертами столь светлыми, что она возбуждает в нас чувство симпатии и уважения. И трудно сказать каких черт, характеризующих личность этого византийского императора, можно отыскать у писателей больше – черт ли мрачных и несимпатичных, или же светлых и отрадных. Пожалуй, правильнее будет признать, что указания на те и другие черты можно отыскать в древней и новой литературе одиноко в очень достаточном количестве. Вот эти отзывы и суждения, о которых мы говорим. Воззрения и мнения, неблагоприятные для чести Никифора, высказывались с очень ранних времен в византийских литературных памятниках разного рода. Византийские историки Иоанн Скилитца и Кедрин писали в своих исторических сочинениях, что за свои деяния Никифор «стал предметом ненависти и отвращения для всех своих подданных» 1 . Один современник Никифора, имевший случай близко познакомиться с этим императором, оставил нам самое нелестное свидетельство о нем. Он называет Никифора «чуждым милосердия, гордым, лицемерно смиренным, сластолюбцем», «по уму хитрым, как лисица, лжецом и обманщиком, как Улисс»; вообще этот писатель сомневается, чтобы «нашелся император хуже Никифора Фоки» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Глава 21. Первые годы царствования Василия. Бунт Варды Склира. Начало войны с Болгарией Со времени смерти сына Константина Порфирородного Романа II (963) в течение 13 лет престол занимали, за малолетством царевичей Василия и Константина, не принадлежавшие к Македонской династии лица, вступавшие, однако, в браки или со вдовой, или с принцессой царского происхождения. Хотя в 976 г., когда неожиданная болезнь свела в могилу Иоанна Цимисхия, старшему представителю династии было уже около 18, а младшему около 15 лет, тем не менее вошедший в силу обычай опеки и управления верховными делами продолжался и в последующие затем годы. Что на этот раз вновь фактическое влияние вместе с царским венцом не перешло на одного из военных вождей, причина тому лежала не в недостатке желающих стать во главе войска и объявить себя императором, а в характере тогдашнего временщика Василия паракимомена. Это был не только настоящий государственный человек, принимавший деятельное участие в делах еще в конце царствования Константина VII и игравший первостепенную роль при Никифоре Фоке и Цимисхии, но как сын Романа Лакапина от его незаконного брака он имел на своей стороне еще преимущества царского происхождения. То обстоятельство, что его сделали евнухом, лишало его права стремиться к верховной власти и вместе с тем позволяло ему делать блестящую карьеру в придворном ведомстве, где многие высшие должности исключительно замещались евнухами. В последние 13 лет евнух Василий, нося звание паракимомена, или постельничего, по случаю больших военных предприятий, требовавших личного присутствия царей на отдаленных границах, был полновластным господином в центральном управлении. Смертию Иоанна Цимисхия пыталось воспользоваться другое лицо с целью продолжить серию царей-опекунов. Это был представитель военного сословия, происходивший из крупного дворянского рода Склиров, который начинал играть большую роль в последнее время. Варда Склир в особенности в последнее царствование приобрел громадное значение как личными военными заслугами, так и родством с царем, в первом браке имевшим сестру Варды. В военных делах против Святослава Варда Склир был правой рукой царя, как увидим ниже. Это был талантливый и энергичный генерал, с которым не мог не столкнуться паракимомен Василий. В 975 г. он занимал самый крупный военный пост доместика схол и в этом чине не мог не принимать участия в походе вместе с царем. Варда обладал громадными материальными средствами, пользовался большой популярностью в войске, которое могло идти куда угодно за любимым вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГЕОМЕТР [греч. Ιωννης Γεωμτρης] (ок. 930/40 - ок. 1000), визант. поэт, эпиграмматист. Также именуется Иоанном Кириотом по названию к-польского монастыря Пресв. Богородицы, построенного префектом Киром (Θεοτκος τν Κρου), где И. Г. находился после отставки. Биографию И. Г. возможно реконструировать лишь частично. И. Г. происходил из аристократического рода и имел старшего брата. Отец И. Г. (как известно из эпитафий последнему) служил в Азии. Происхождение прозвища Геометр скорее всего не связано с профессией, т. к. сведений об увлечении И. Г. математическими науками не сохранилось. Впервые И. Г. так назван у Иоанна Доксопатра (XI в.), к-рый цитирует несохранившиеся комментарии И. Г. к сочинениям Гермогена и Афтония. И. Г. унаследовал от отца небольшое состояние, но основной доход ему приносил почетный чин протоспафария (зафиксирован в ркп. Bodl. Baroc. 25. F. 280v, 287). Ок. 986 г. И. Г. был удален от двора имп. Василием II, т. к. ранее примкнул к группировке паракимомена Василия Нофа, почти единовластно правившего Византийской империей с 976 г. Заниматься лит. деятельностью И. Г. начал при имп. Константине VII Багрянородном (944-959), а при Никифоре II Фоке (963-969) и Иоанне Цимисхии (969-976) продолжил карьеру придворного поэта. После отставки И. Г. неоднократно обращался к императору в иносказательной форме то с жалобами и упреками, называя его «злобным Фараоном» (Θαρα κακμητις - Cramer. 1841. P. 292), то с просьбами вернуть его на службу, описывая бедствия, к-рые терпит империя из-за необразованности новых военачальников. Однако голос И. Г. не был услышан, и он умер в опале (ср. сообщение Михаила Пселла о критике И. Г. со стороны приближенного к Василию II поэта Иоанна Сикелиота: Michaelis Pselli Theologica/Ed. P. Gautier. Lpz., 1989. Vol. 1. P. 180). Год смерти И. Г. определяется по косвенным данным: наиболее поздние его сочинения посвящены болг. войнам и датируются временем после 997 г. Ранее в византиноведении бытовало мнение, что И. Г. может быть отождествлен с автором сходных сочинений Иоанном, еп. Мелитинским, однако позже оно было опровергнуто ( Бибиков. 1980; Lauxtermann. 1998).

http://pravenc.ru/text/471112.html

Скачать epub pdf От переводчика. Об Иоанне Геометре и его произведении Иоанн Геометр (или Кириот) считается одной из выдающихся фигур византийской литературы и наиболее крупным поэтом X века. О его богатой событиями жизни мы, в сущности, знаем очень немного. Вероятно, Иоанн происходил из знатной семьи, хотя о его родственниках ничего достоверного не известно. Он был прекрасно образован, о чём ярко свидетельствуют сами его произведения. Немалую часть жизни Иоанн провел на военной службе в звании протоспафария (офицерский чин в византийской армии). Был известен при дворе и близок к императору Никифору II Фоке, которому, по некоторым сведениям, давал уроки геометрии. Увлечение Иоанна геометрией и обширные познания в этой науке стали источником его прозвища – Геометр. Однако, наиболее ярко Иоанн проявил себя в литературе, причём особого мастерства достиг в стихосложении. Прозаические сочинения Иоанна считаются менее интересными, чем его поэзия. Выйдя в отставку с военной службы, Иоанн принял монашеский постриг и некоторое время подвизался в константинопольском Господнем монастыре. Отсюда и происходит его второе прозвание – Кириот (погречески Кириос [Κριος] означает Господь). Правда, вопреки ранее распространённому мнению, он не был митрополитом: к этому заблуждению привело ошибочное отождествление его с другим писавшим стихи Иоанном – митрополитом Мелитинским. Очевидно, Иоанн Геометр писал стихи большую часть своей жизни и потому его поэзия отражает разные этапы его жизненного пути. Поэтическое наследие Иоанна довольно велико и разнообразно. Оно включает и множество коротких стихотворений, эпиграмм, написанных на разные темы и по разным поводам, и стихи военно-политического содержания, из которых историки черпают сведения о Византии конца X века, и чисто христианские по духу произведения. Ведя светскую жизнь, Иоанн живо реагировал в своём творчестве на события современности. Он был свидетелем и славных побед византийского оружия, и горьких поражений от набиравших силу славянских народов – болгар и руссов, и дворцовых переворотов и смены властителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Geometr/...

Феодосий Диакон: поэтическая полемика с исламом в Византии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 О личности Феодосия практически нет никаких данных, кроме тех, которые можно почерпнуть из его произведения. Вероятно, он имел прекрасное образование, жил в Константинополе и был диаконом церкви святой Софии. Панагиотакис высказывает наблюдение, что цитат и аллюзий на языческих писателей в панегирике значительно больше, чем на Священное Писание 1 . Это позволяет предположить, что, несмотря на сан, по внутренней склонности и интересам Феодосий был скорее светский, чем церковный человек. Сам себя в заглавии сочинения он награждает эпитетом mapeinTj ‘скромный, почтительный’, который может подразумевать и неблагородное происхождение. Единственной его работой, известной нам, является панегирик Роману II (959–963) “О захвате Крита”, который он впоследствии перепосвятил Никифору II Фоке (963–969). Произведение было написано между 961 (захват Хандакса) и декабрем 962 (захват Алеппо), а вышло в свет после 15 марта 963 г. (смерть Романа II), но до восшествия на престол Никифора, так как он фигурирует в обращении еще как “магистр”. Поэма принадлежит к числу тех немногих византийских поэтических сочинений, в которых уделено особое место и внимание полемике против ислама. “Богословскую критику ислама Феодосий тесно переплетает с изображением торжествующей Византии. Лишь частично эта полемика следует традиционным аргументам, в остальном же она испытывает влияние недавних византийских побед на острове Крит, в Сицилии и Сирии” 2 . Предшествующие византийские полемисты начиная с VII века многократно вынуждены были сталкиваться с мусульманскими утверждениями о том, что их великие победы над христианами доказывают истинность и превосходство ислама. Многие интеллектуалы давали разнообразные ответы на этот упрек. Начиная с преподобного Анастасия Синаита христиане трактовали воинские успехи мусульман как кару за грехи христиан. Его мысль воспринял преподобный Феофан Исповедник, а вслед за ним — позднейшие византийские историки. Единственным исключением из этой традиции был святитель Никифор Константинопольский, который полагал причиной военных неудач политические просчеты императоров, а к попыткам поиска однозначной религиозной трактовки этих событий относился отрицательно, поскольку именно она использовалась как один из главных аргументов для создания иконоборческой ереси.

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

А.М. Величко XLIX. Император Василий II Болгаробойца (976–1025) Глава 1. Соглашение царственных братьев. Восстание двух Вард Преждевременная смерть бездетного царя Uoahha I Цимисхия открыла наконец путь к самовластному правлению сыновьям императора Романа II – Василию и Константину, которым к тому времени исполнилось 18 и 16 лет соответственно. Они уже в детстве были венчаны на царство, и теперь непосредственно взошли на царский престол как самодержавные государи. Двоевластие, зачастую губительное в других государствах и ставшее привычным в Византии, на этот раз не привело к осложнениям. Константин, не склонный к занятию государственными делами, но довольно благоразумный молодой человек, сам предложил старшему брату не делить самодержавную власть. Он с легкостью отказался от всех высших полномочий, хотя и остался титулованным императором, а все нити власти сосредоточились в руках царя Василия II Болгаробойцы – под таким именем он войдет в историю. Новый император еще с юных лет производил впечатление человека решительного, собранного, мужественного и деятельного, но, конечно, неопытного в государственных вопросах. Его первым советником стал уже знакомый нам Василий Варвар, незаконнорожденный сын императора Романа Лакапина, ставший при царе св. Никифоре II Фоке паракимоменом (главным спальничьим царя) и несколько десятилетий являвшийся душой византийского правительства. Он благополучно пережил всех предыдущих василевсов и теперь опять оказался востребованным. Поскольку паракимомен приходился родственником Василию II, он, скопец с детства, испытывал к царственному юноше искреннее расположение и отеческую любовь. В первую очередь паракимомен добился, чтобы император навсегда добровольно отказался от увлечений юности – женщин и застолий, и вскоре перед современниками предстал серьезный, не по годам собранный и аскетичный человек 616 . Родовой инстинкт, присущий представителям знаменитой Македонской династии, обязывал юного царя напомнить всем присутствующим о том, кто является василевсом Римской империи. И уже первые действия Василия II явили современникам лучшие образцы самодержавного правления. Несмотря на недовольство придворных, царь вернул из ссылки свою мать, бывшую царицу Феофано, но не допустил ее к государственным делам. Кстати сказать, в последующие годы царственные жены вообще играли весьма незначительную роль в византийской политике, что, конечно, нельзя отнести к случайностям: греки не могли забыть, чем закончились для Римского государства попытки императриц Зои и Феофано выйти на первый план.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей статье мы представляем извлечения из древнего памятника греко-византийской письменности, весьма любопытного по своему содержанию и весьма важного в историческом отношении, но до сих пор остающегося не изданным и даже совсем неизвестным ученому миру. Этот памятник, который на первый раз для краткости мы будем называть «Стратегией неизвестного», находится в Московской синодальной библиотеке, входя составною частью в сборник, писанный в XV веке, принадлежавший некогда Иверскому Афонскому монастырю, и оттуда, вероятно, при патриархе Никоне , а, может быть и ранее, поступивший в бывшую патриаршую (теперь синодальную) библиотеку в Москве. Содержание сборника обозначено, хотя и не совсем точно и верно, в известном каталоге греческих рукописей Маттеи под 285 (Accurata codicum Graecorum mss. Bibliothecarum Mosquensium sanctissimae Synodi notitia et recensio, edita a Christ. Frider. de Matthaei (Lipsiae, 1805), Cod. CCLXXV). В нем содержатся: одна статья из церковного устава о праздниках и постах, «Александрида» псевдо-Каллисфена и другие византийские повести восточного происхождения, именно: Синтип (Синдибад, «Повесть о семи мудрецах»), «Стефанит и Ихнилат» Симеона Сифа; два сочинения о военном искусстве: одно – приписываемое императору Никифору (Фоке), другое – без имени автора; басни Синтипа и Эзопа в разных редакциях, жизнь Эзопа; остроумные изречения (апофегмы) древних философов и великих людей; несколько богословских обличительных статей против магометан, католиков и больше всего против армянской ереси; «Физиолог» Епифания Кипрского , и еще некоторые мелкие статейки. Из обозрения Маттеи, в подлиннике, с некоторыми поправками и дополнениями, помещаемого в конце нашей статьи в виде приложения, – знающие люди легко могли заметить, что сборник под 285 (по другому счету 298) заключает в себе немало любопытных вещей, привлекающих внимание как богословов, историков церкви, так и историков литературы. Нельзя сказать, чтобы те из русских ученых, которые имели к тому внешнюю и внутреннюю возможность, совсем пропускали мимо глаз драгоценный московский кодекс; напротив того, были такие, которые изучали в нем то, что каждому по его специальности казалось более интересным и важным. Сам Маттеи, по преимуществу старавшийся об издании классических и древнейших византийских текстов, обнародовал по этому сборнику греческие басни Синтиповы 1 ; в недавнее время И.Е. Троицкий изучал в нем обличительные статьи против армян, на что содержатся указания в его исследовании «Изложение веры церкви Армянской» (С.-Петербург, 1875); много обещавший, но рано умерший эллинист Ф.Н. Веселовский сравнивал находящиеся в сборнике тексты греческих повестей с изданными их редакциями; после него

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II. Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии. Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала. Вопрос о происхождении Македонской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри. 1 Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата – Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев. 2 Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города ( τον του υπαρcου τηv πολεωv Jρονου) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как-то димоты из партий противоположных цветов 3 незаконно поставили ее наравне со статуей Фоки. 4 И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители 5 сколь и граждане ( και οσον πολιτικον) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка 6 ( την του βοοv λεγομενην) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010