в виде исторической хроники с автобиографическими вставками, причем, описывая события 887–950 гг., автор прежде всего задавался целью изобличить свергнутого Оттоном I итальянского короля Беренгара II перед потомками и таким образом воздать ему по заслугам (отсюда название книги); 22 главы «Деяний Оттона» (Historia Ottonis sive Liber de rebus gestis Ottonis imp. an. 960–964), описывающие историю правления императора Оттона Великого с 960 по 964 г., подробности его второго похода в Италию, коронацию и смещение папы Uoahha XII ; наконец, «Отчет о посольстве в Константинополь к императору Никифору Фоке» ( Relatio de legatione Constantinopolitana adNicephorum Phocam), написанное после второго посольства Лиутпранда в Константинополь в 968 г. (по поводу возможности составления брака сына и наследника Оттона Великого, будущего императора Оттона II Рыжего, с византийской принцессой в целях примирения Оттона Великого с Византией) в форме письма Оттону Великому и его сынуˆЭти переговоры безуспешно велись с 967 г.; предметом их была дочь императора Романа II принцесса Анна, на брак с которой предлагалось обменять Апулию, подчиненную Оттоном I. Однако только с убийством в 969 г. императора Никифора II Фоки и вступлением на престол Uoahha I Цимисхия дело приобрело положительный оборот, и брак (в обмен на Апулию, переданную Византии, но без Беневенто и Капуи, которые остались у Оттона), наконец, состоялся. Однако невестой стала не принцесса Анна, а Феофано. Ее отцом, как полагают ныне, был Константин Склир, брат знаменитого военачальника Варды Склира (ум. 991), несколько раз поднимавшего восстания против императора Василия II Болгаробойцы, а матерью – София Фокена, племянница Никифора Фоки. Сестра Константина Склира, Мария Склйрена, была первой женой Иоанна Цимисхия, который, таким образом, приходился дядей Феофано; его племянницей она и именуется в анналах Монтекассино. (Ранее считалось, что Феофано – дочь одного из византийских императоров: либо Романа II, либо Константина VII Багрянородного.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем как происходили эти события под Никеей, царский флот одержал победу над неприятельскими кораблями в открытом море и возвратил под власть империи пролив Геллеспонт, завладев крепостью Абидос. Вместе с этим Константинополю перестала грозить опасность быть отрезанным от своих заморских провинций и лишенным средств продовольствия, и, хотя передовые отряды самозванца показались на Босфоре, тем не менее паракимомен Василий чувствовал перемену дел к лучшему. Трудно понять, какими соображениями руководился он, обратив свои взоры к томившемуся в заключении на острове Хиосе племяннику царя Никифора Фоки, Варде Фоке, который в свое время поднял бунт против Иоанна Цимисхия, потерпел поражение от Варды Склира и в течение семи лет содержался под строгим надзором. Правда, в военном смысле это был вождь старой школы, воспитанный в славных походах царя Никифора на Востоке и считавшийся лучшим в то время знатоком военного искусства 511 , но, с другой стороны, это был прежний бунтовщик, на которого едва ли можно было полагаться. Выбор паракимомена остановился на этом роковом для империи человеке главным образом потому, что при отменных военных качествах он происходил из каппадокийского поместного сословия, где имел большие связи и известность и где мог равняться по авторитету с Вардой Склиром. Для Фоки подобное предложение правительства, соединенное с званием магистра и с титулом доместика восточных войск, было столько же неожиданным, как и лестным. Он обязался священной клятвой, что не будет злоупотреблять доверием, и приступил к выполнению своей трудной задачи с большими предосторожностями. Под рукой у правительства не было достаточных военных средств, между тем в тылу у Варды Склира близ Кесарии и на восточной границе оставались хотя и расстроенные, но все же значительные части под начальством магистра Евстафия Малеина и Михаила Вурцы, много раз упоминаемого дуки Антиохии. Прямая задача нового доместика состояла в том, чтобы поставить себя в соприкосновение с этими военными частями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Иногда перевороты совершала церковь : в 963 г., когда Никифор Фока, провозглашённый императором солдатами в каппадокийской Кесарии, стоял под стенами Константинополя, патриарх Полиевкт объявил себя противником старого правительства и с помощью народа, сражавшегося на улицах против солдат императора, овладел городом и открыл ворота Фоке. В 1057 г. патриарх Керулларий принимает в храме св. Софии недовольных военачальников и разрешает им подготовить здесь восстание; он помогает народу выдвинуть Исаака Комнина, заставляет старого императора Михаила VI отречься от престола и, образовав временное правительство, провозглашает Исаака Комнина императором. В этом случае императора возвёл на трон патриарх. Наконец, в самом священном дворце, в окружении государя, включая и членов императорской фамилии, возникали постоянные интриги и заговоры против императора; всесильный сановник паракимомен Василий, незаконнорожденный сын Романа Лекапина, составлял заговоры почти против всех императоров, которым он служил; императрица Феофано, когда ей надоел её супруг, подготовила в тени гинекея убийство Никифора Фоки и взяла себе в любовники Иоанна Цимисхия. Таким образом, императорский дворец нередко становился местом, где развёртывались кровавые трагедии: Лев V был убит в рождественское утро 820 г., в тот момент, когда он управлял хором в одной из дворцовых церквей; Михаил III был удушен во дворце Василием и его друзьями, а Никифор Фока заколот участниками заговора, подготовленного в мельчайших деталях императрицей. Можно легко понять последствия этих бесчисленных переворотов: прежде всего гражданская война между узурпаторами и правительством, например Андроника Младшего против его деда Андроника II, Иоанна Кантакузина против Иоанна V Палеолога; эта гражданская война осложняется тем, что обе стороны обращаются за помощью к врагам империи; в XIV в, императорское правительство, как и его противники, добивается помощи болгар, сербов, турок и не колеблется обещать им взамен значительную часть византийской территории или даже соглашается на вассальную зависимость от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969 гг.) Источник (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1886 года ординарным профессором А. П. Лебедевым ) Непродолжительное царствование Византийского императора десятого века Никифора Фоки не лишено церковно-исторического значения. Особенный интерес придает этому царствованию то, что в науке и литературе, как древней, так и новейшей, о Никифоре Фоке встречаются отзывы и суждения, не сходные между собою до противоположности. Что бы это значило? От чего зависит такое, разногласие? Но познакомимся прежде с теми отзывами и суждениями, которые можно находить у писателей‚ древних и новейших. В этих отзывах и суждениях Никифор Фока рисуется чертами, то слишком мрачными, так что эта личность может возбуждать в нас даже отвращение, то чертами столь светлыми, что она возбуждает в нас чувство симпатии и уважения. И трудно сказать каких черт, характеризующих личность этого византийского императора, можно отыскать у писателей больше – черт ли мрачных и несимпатичных, или же светлых и отрадных. Пожалуй, правильнее будет признать, что указания на те и другие черты можно отыскать в древней и новой литературе одиноко в очень достаточном количестве. Вот эти отзывы и суждения, о которых мы говорим. Воззрения и мнения, неблагоприятные для чести Никифора, высказывались с очень ранних времен в византийских литературных памятниках разного рода. Византийские историки Иоанн Скилитца и Кедрин писали в своих исторических сочинениях, что за свои деяния Никифор «стал предметом ненависти и отвращения для всех своих подданных» 1 . Один современник Никифора, имевший случай близко познакомиться с этим императором, оставил нам самое нелестное свидетельство о нем. Он называет Никифора «чуждым милосердия, гордым, лицемерно смиренным, сластолюбцем», «по уму хитрым, как лисица, лжецом и обманщиком, как Улисс»; вообще этот писатель сомневается, чтобы «нашелся император хуже Никифора Фоки» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В правление патриарха Михаила II (1395 – ок. 1412) Дамаск и Халеб были покорены Тимуром, что принесло городу большие материальные разрушения. Флорентийская уния не была принята Антиохийским патриархом Дорофеем I (1434/5–1451), представителем которого на Фераро-Флорентийском соборе был знаменитый антиунионист митрополит Эфесский Марк Евгеник, выражавший свое кредо так: «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью». 5. Кипрская церковь в эпоху арабской инвазии и латинского господства Бурный расцвет Кипрской церкви сменил тяжелейший период иноземного завоевания. Арабские набеги, продолжавшиеся с VII по IX в., принесли христианскому населению острова тяжелые испытания. Многие монастыри и храмы были разрушены или ограблены, на население накладывались тяжелые, подчас непомерные подати. Констанция, Кирион и Пафос были превращены в развалины. Осознавая угрозу уничтожения своей паствы, кипрский архиепископ Иоанн обратился за помощью к императору Юстиниану II (685–695, 705–711). Византийский правитель, не имея возможности защитить остров от внешней опасности, распорядился вывести киприотов на континент. В 691 г. значительная часть избежавших гибели киприотов во главе с духовенством переселилась в провинцию Геллеспонт (Дарданеллы), в новооснованный город Новая Юстиниана. После изгнания арабов в 747 г. киприоты получили возможность вернуться обратно на остров. Память о временной миграции на континент сохранилась в титуле предстоятеля Кипрской церкви, утвержденном Трулльским (Пято-Шестым) собором: с 691 г. и по сей день он именуется «Блаженнейшим архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра». Окончательное освобождение острова от арабской опасности при императоре Никифоре Фоке способствовало расцвету кипрского монашества. Начиная с XI в., на острове был основан ряд крупных общежительных монастырей: Богородицы Троодитиссы, Киккский, Махерский, св. Неофита, Арка, Лагудера, Асиниу, Богородицы Хрисорроятиссы. Многие из них сохранились до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книги Ярослав получал из Греции и Болгарии и приказывал переписывать их или переводить с греческого языка на славянский. При Ярославе же стали появляться монастыри – признак того, что дух христианства стал проникать в народную массу. В числе других монастырей при нем положено начало знаменитому Киево-Печерскому монастырю, который вскоре сделался средоточием духовного просвещения. Распространением духовного просвещения в русском народе Ярослав доканчивал дело святого Владимира. Доказательством того, что Русская Церковь во время Ярослава была вполне организована и сама сознавала это, служит то обстоятельство, что в 1051 году поставлен был киевским митрополитом Иларион, природный русский, а не грек, как это бывало доселе. Римская Церковь , разорвавшая связь с Церковью Восточной, хотела было и новоустрояющуюся Церковь Русскую отклонить от Востока, конечно, для того, чтобы подчинить ее своему влиянию. Два раза являлись к святому Владимиру папские легаты и оба раза не имели никакого успеха – Русская Церковь оставалась верной Православию. Устроившись в союзе с Церковью Восточной, она заменила для нее отпадшую Церковь Западную и, заняв с течением времени почетное место в ряду православных Церквей Востока, сделалась навсегда хранительницей православного христианства. §3. Сокращение пределов Греко-Восточной Церкви Расширяясь в своих пределах на Севере, Православная Церковь в то же время, к несчастью, сокращалась на Востоке. Сокращение пределов Греко-Восточной Церкви началось еще с VII века, когда появились страшные завоеватели, аравитяне-мусульмане. В течение VII-X веков они почти постоянно нападали на Византийскую империю и отнимали у нее постепенно одну область за другой. Греко-Восточная Церковь потеряла в это время много своих епархий. Правда, в XI веке могущество аравитян, или, как их называли в средние века, сарацин, сильно поколебалось на Востоке, вследствие распадения их обширного халифата (Багдадского) на множество враждебных друг другу государств, и Византийская империя (при Никифоре Фоке и Цимисхии) начала было отнимать у них свои области, но это продолжалось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евстратия Авгаровского, Иоанникия Великого и Антония Нового, житие галатийского святого Феодора Сикеота и фригийское житие Агапита Синадского. Мизия представлена житиями преп. Парфения Лампсакского, Афанасия Адрамиттийского и Филофея Опсикианского. Юго-западное побережье М. Азии дало жития преп. Николая Мирликийского и Николая Сионита, Павла Латрского, Никифора Милетского и Лазаря Галезийского. Быт Пафлагонии отражён в житиях преп. Ипатия Гангрского, Евсевии Эвхаитской, Алипия Столпника, Георгия Амастридского и Филарета Милостивого. Северное побережье полуострова дало легенды о преп. Фоке Синопском и повесть о замученном турками Феодоре Гаврском. Отдалённая Каппадокия представлена житием преп. Евдокима. Менее числены, чем следовало бы ожидать, имея в виду значительную роль Сирии в культурной жизни V и VI столетий, греческие жития сирийских святых. Помимо сборника преп. Феодорита, сохранившего краткие биографии сирийских подвижников IV и V вв., мы имеем из Сирии лишь жития обоих Симеонов Столпников, и матери младшего из них – преп. Марфы, краткое сказание о преп. Ефреме Сирине , легенду о пресвитерах Павле и Иоанне и знаменитую биографию Симеона юродивого из Эмесы, написанную еп. Леонтием Неапольским. Эта сравнительная малочисленность греческих житий сирийских святых объясняется двояко. С одной стороны, греческий язык, несмотря на долгую эллинистическую культуру, был (как увидим ниже) сравнительно слабо распространён в народных кругах Сирии, а с другой, Сирия рано откололась от православного целого империи и вошла в круг монофизитского вероисповедания с его специальными святыми и написанными по-сирийски житиями. Наоборот, несколько любопытных агиографических произведений, рисующих быт острова на протяжении семи столетий, дал соседний с Сирией Кипр. Отсюда мы имеем: жития кипрских святителей Спиридона и Епифания, легенды о преп. Тихоне Амафунтском, житие преп. Димитриана и жития-похвалы кипрских угодников, составленные в конце века Нефитом. Многочисленны, хотя и не столь важны в отношении бытового содержания, жития Палестинских святых, повествующие главным образом об аскетической практике раннего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Числ. 25:1 ) 385 , – итак, сим, одержавшим победу над противниками, он повелел до седьмого дня пребывать вне стана ( Числ.31:19 ), а великому жрецу Елеазару заповедал очищать их ( Числ.31:21–24 ), показав, как думаю, что хотя убиение врагов и законно, но убивающий человека, хотя бы он и справедливо отмщал и делал это по принуждению, и к какой бы религии он ни принадлежал, почитается порочным ради высочайшего и общего родства, почему и назначил очищение убившим и тех, которые были далеки от нечестия, для освобождения от предполагаемой скверны. Итак, сей святой отец ( Василий Великий ), устремляя все свое внимание к закону Духа и смотря на пример Моисея, болезновавшего о правах духовного закона, но вполне пока не дерзавшего дать ему свободу, так как и время и обстоятельства не допускали ее, повелевает, чтобы и убийства, бывающие на войнах, не оставались вне наказания, смотря по суду растворяющего врачества и по расположению приемлющего их, хотя и определенным временем измеряет отпущение греха, как заповедует и в других грехах. И при императоре Никифоре Фоке правило это принесло пользу Церкви: ибо когда он стал принуждать Церковь постановить закон, чтобы падающие на войне были чествуемы наравне со святыми мучениками и, подобно им, были восхваляемы песнями и торжествами, тогдашние предстоятели Церкви, когда многими доводами не убедили императора, что его требование неблагочестиво, воспользовались, наконец, этим правилом, говоря: как можно причислить к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от Таинств как «имеющих нечистые руки», и таким образом отвратили насилие императора. Когда же различные священники и епископы признались пред собором, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то священный и божественный собор, следуя настоящему правилу и 55-му того же святого, которое и ищи в 5-й (читай: 7-й) главе буквы Λ, и собрав все, что сказано (относительно сего) в божественном Писании, повелел им престать от священнодействия, хотя некоторые, особенно из числа воинственных, и не соглашались с отцами сего собора. Ищи еще 7-ю гл. буквы Λ. Глава 8-я – о женах, убивающих посредством отравы зачатый в утробе плод Ищи 28-ю и 29-ю главы буквы Γ и в 9-й главе той же буквы 25-е правило Анкирского собора. Еще об убийствах невольных и о младенцах, заспанных своими родителями Между невольными убийствами полагается и то, когда некоторые младенцы, лежащие ночью между родителями, будут заспаны по их небрежности, или вследствие опьянения, или отягощения чрева пресыщением. Те, которые соблюдут седмилетие 386 , сухоядением и преклонением колен умилостивляя Божество, плачем и посильною милостынею сокращают и определенное время (покаяния), имея снисхождение потому, что подверглись непоправимой беде.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Русь совершила высадку на вифинском побережье и опустошила весь азиатский берег Босфора. Затишье на Востоке дало Иоанну Куркуасу возможность явиться на театр военных действий на Босфоре и активно выступить против неприятеля. Русские потерпели несколько поражений, а когда приготовились к отступлению, их корабли были уничтожены греческим огнем в морском сражении, которое им навязал паракимомен Феофан 640 . Разница в исходе русских нападений 907 и 941 гг. позволяет видеть, насколько возросла за этот промежуток времени военная мощь византийского государства. Но когда в 943 г. русский князь Игорь с большими силами руси и печенегов появился на Дунае, византийское правительство сочло разумным достичь с ним договоренности и возобновить с Киевом торговый договор 641 . Этот договор, который был подписан в 944 г., по существу следует договору, составленному в 911 г. после нападения на Константинополь Олега, однако в некоторых пунктах является более выгодным для Византии 642 . После разгрома русов на Босфоре Иоанн Куркуас смог вновь отправиться на Восток, чтобы возобновить свои операции в Месопотамии. Во время быстрого и победоносного похода он захватил Мартирополь, Амиду, Дару и Нисибин (943), а затем повернул на Эдессу, где хранилась одна из величайших христианских святынь – известное по легенде об Авгаре чудесное изображение Христа. Тяжелая осада заставила горожан выдать нерукотворный святой Убрус (Мандилион). С большой торжественностью эта святыня, освобожденная из-под власти неверных силой византийского оружия, была доставлена в Константинополь. Ее встреча в византийской столице 15 августа 944 г. превратилась в особый религиозный праздник. Победы Иоанна Куркуаса отодвинули византийскую границу далеко на Восток, византийский авторитет в Азии вырос, заложив основу для решительного наступления при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Под впечатлением раскрывшейся мощи Византийской империи целые арабские племена переходили на ее сторону, чтобы после принятия христианства поселиться в византийских провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все произведения, указанные одновременно во всех трех Уставах, могут быть признаны принадлежащими к первоначальному составу Иерусалимского Устава; указанные только в греческих или только в славянских (кроме житий славянских святых, являющихся, конечно, наслоением славянской редакции) – сомнительными по своей принадлежности к оригиналу Устава. Позднейшие списки Устава греческие и за ними славянские дополняют представленный сейчас состав рядом новых произведений, не указанных ни в Алексеевском, ни в Евергетидском Уставах, каковы жития: св. Евфимия Нового 15 октября 9, 242, 244), житие св. Саввы, архиеп. Сербского 242, 244, 9) 956 , Макария Египетского 19 января 9, 242), изъбранье сты (трех святителей) спн. самое Ксанфопоуло кръ никифоро 30 января 957 380, 445, 242, 244), житие Феодора Стратилата 8 февраля (П. Т. 445, 239, 336, 9, 242, 244), житие св. Мелетия Антиохийского 12 февраля 242), житие св. Венедикта 14 марта 445, 239, 336, 242, 244), [Житие Феодосия Печерского в Патерике 3 мая 242, 9)], житие св. Феодора Едесского 9 июля 9), [житие св. Антония Печерского 10 июля 242)], воспоминание о муч. Фоке, еже написа Ксанфопул кир Никифор 445, 336) 22 июля, мучение св. Христины 23 июля (греч. 380, слав. 445, 336, 244), мучение св. Дометиана (греч. 488, 380, слав. 9, 242) 7 августа, мучение св. Агафоника 488, 9, 242, 244) 22 августа. Правила распределения четьего материала по отдельным моментам богослужебного последования совершенно тожественны с таковыми же обоих константинопольских Уставов – Алексеевского и Евергетидского Каждое произведение, смотря по величине, читается в один прием, или делится на несколько чтений или даяний – δβεις. В сравнении с Алексеевским и Евергетидским, Иерусалимский Устав гораздо чаще указывает количество частей или чтений, на которые должно быть разделено произведение при чтении. Из этих указаний следует, что деления Иерусалимского Устава приспособляются к числу чтений данного периода времени, а так как это число всегда по Иерусалимскому Уставу на одно больше, чем в Евергетидском, то и самых частей делается здесь больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010