Среди произведений Никиты Давида самым известным является «Житие патриарха Игнатия». Оно составлено после 906 г. и имеет антифотианскую направленность. В нем содержится описание осады Константинополя и разграбления его окрестностей «народом Рос» – «запятнанным убийствами более, чем кто-либо из скифов» (21.14–19). Однако ряд ученых считает, что Никита Давид, епископ Дадибры, и автор «Жития» Никита Пафлагон – не одно и то же лицо, полагая тем самым, что «Житие» и другие произведения являются сочинениями двух разных авторов. В риторическом произведении, сохранившемся под именем Никиты Философа Давида, посвященном св. Андрею, автором создается классический, по византийским меркам, образ учителя-просветителя. Этот текст имеет очень важное значение и для отечественной истории, ибо запечатлевает образ Андрея Первозванного – первоучителя восточноевропейских народов. Он обошел весь «северный край», просвещая язычников, «охватив Евангелием все области севера и все побережье Понта». На этой основе позже родилась версия о пребывании ап. Андрея на территории будущей Киевской Руси. В одной из речей конца IX в. Никита говорит, что в Амастриду стекаются, словно на общий рынок, скифы, населяющие как северные берега Эвксина (Черного моря), так и южные. Эти «скифы» обычно идентифицируются с русскими купцами, так что данное свидетельство является древнейшим упоминанием торговых контактов русских с Византией. Издание: PG 105. Col. 15–488; Smithies A. Nicetas Paphlago’s Life of Ignatius. Diss. Buffalo, 1988; Греческие предания о св. Апостоле Андрее/Изд. А. Ю. Виноградов. М., 2005. Т. 1. С. 236. Перевод: Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Литература: Васильевский 1913. Т. 2. С. 213–295; Латышев 1914. С. 53–65; Латышев 1916. С. 1505–1522; Dvornik 1958; Jenkins 1965. Р 241–247; Les actes apocryphes 1978. Vol. 1–2; Podskalsky 1982; Виноградов 2004; Виноградов 2005. Житие Игнатия 21/14–19. В это время 461 запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому Понту придя к Стенону 462 и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия 463 острова, грабя все (драгоценные) сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и, схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Нуждаясь в деньгах для войны, он заложил серебряные сосуды императорской кладовой в богатые церкви и монастыри, и на собранные таким образом деньги нанял войско. По окончании войны, заложенные вещи отобрал от церквей, а денег не возвратил им» 402 . Отличаясь, с одной стороны, любовью к гражданам, даря их деньгами и устраивая благотворительные заведения, с другой Исаак «отдает на раграбление и убийство подгородных поселян и жителей Пропонтиды, увлеченных Враною на свою сторону» 403 . И византийцы не были так расположены к Исааку, как об этом говорил Никита. Успехи самозванца, Алексея гумноподжигателя, лобъясняются тем, что «ни один из полководцев, высылаемых против него, не мог ничего предпринять, так ка все боялись измены сопутствовавших им римлян, которые более распеоложены были к добивающемуся власти, чем к царствующему Исааку. Самозванец привлек к себе не только поселян, но и царедворцев, хорошо знавших его обман» 404 . Никита негодует на императора за то, что он, во время войны с болгарами, попав однажды в засаду, погубил огромные массы своего войска и, прочищая себе дорогу, убивал своих воинов. За тем, приведши объяснение императора, что эта кара постигла римлян за посягательство на его особу во время возмущения Враны, восклицает: «увы, наветы злого духа, если так думают некоторые из властителей, будто десятки тысяч добрых людей Бог передает лютым народам в наказание и возмездие за какое-нибуль преступление против них!» 405 . Но еще любопытнее общий вывод о первых шести годах царствования Исаака. «А вот это достойно удивления: Исаак, не стесняясь, говорил, что Ангдронику Комнину, которого он лишил власти и предал злой смерти, должно было 9 лет царствовать над римлянами, но что Бог , за его злодеяния, сократил девятилетний срок на трехлетний;остальное же шестилетие, как кусок лохмотья к порфире, приложено к его царствованию. По этому и он весь этот период не может позволять себе уступчивости и умеренности и быть расточительным на благодеяния:суровый период правления Андроника по необходимости влечет его и к образу правления Андроника» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Таким образом, в течение XVI и XVII вв. указаны были в нашем писателе некоторые стороны, достойные изучения. Дело исследователя нашего века, воспользовавшись трудом предшествующего времени, указать приемы, посредством которых можно идти в дальнейшем изучении предмета. Если мы будем держаться направления, указанного издателями Никиты, то не выйдем из одностороннего представления об нем, как о писателе нравственно-образовательном: помимо этой стороны, могут быть другие, не менее важные в научном отношении, которые в нем или не указаны, или не замечены. Никита, прежде всего, есть писатель известного времени и народа. Наше внимание останавливается на нем по стольку, поскольку его сочинение служит к разъяснению византийской истории. Само собою, разумеется, что с вопросом о достоинстве произведения связывается вопрос об умственном, нравственном и общественном значении писателя. Разъяснение этих сторон, на сколько, они проявляются в произведении, или характеристика писателя, приготовит нас к разбору и оценке его произведения. Но это не конечная цель изучения писателя; за нею следует еще ряд критических работ, оценка в частности некоторых его суждений о том или другом предмете: хотел-ли, мог-ли, умел-ли писатель сказать правду, не был-ли сам введен в обман другими? Лучше можно понять характер известного народа, когда имеешь перед глазами нравы и образ действий одного из его представителей 101 . Выходя из этого основания, мы предполагаем здесь определить личные черты Никиты, или представить его характеристику. При выполнении этой задачи мы руководились следующим соображением: словесное произведение, какой-бы сферы жизни ни касалось оно, нося следы известного времени и народности, несомненно отпечатлевает на себе субеективные черты. Писателю невозможно отрешиться от себя и сделаться простым органом передачи чужих мыслей и голых фактов. Его собственные мысли, чувства и воззрения, равнодушие и пристрастие, любовь и ненависть, не высказываемые даже открыто, дают ту или иную окраску сообщаемым фактам; если же писатель обладает живым характером, подвижностью и любовью к предмету, то он не убережется, чтобы не вложить часть своей души в произведение. Выбрать тайные и явные черты из произведения Никиты, в которых бы отпечатлевались его воззрения, рассмотреть их и дать им надлежащую оценку – будет нашей задачей. Мы не совсем уверены, что начертанный нами образ Никиты будет вполне соответствовать действительности: большая или меньшая правильность его будет зависеть от того, искренен или нет Никита в своем произведении, верен или нет в жизни своим идеалам, признаваемым теоретически.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Думаем, что именно при Алексее III эти двери служили для государственной тюрьмы, потому что в описании возмущения, произведенного Алексеем Лагом, Никита упоминает опять о Медной темнице; тогда, выражение в наше время можно бы относить к царствованию Алексея, когда писана история Исаака. Наконец, писатель не мог так сочувственно говорить об Исааке, в заключении истории его первого царствования, если бы имел перед глазами и последующее, вместе с сыном, правление его: «божественное провидение, определив низвергнуть этого человека, внушило ему благие дела и прекрасные намерения, и в самом падении сделало его любезным для очень многих 452 . В этих словах видна прощальная речь с несчастным царем, которому не представляется в будущем ничего отрадного. Если бы Никита имел в виду последующее царствование Исаака, то он нашел бы чем опровергнуть и предвещание юродивого Васильюшки, которому, однако, и он должен был придать известное значение, «потому что события оказались в довольно прямом соответствии с его предвещаниями». 4 . Что касается царствования брата Исаака, Алексея Ангела-Комнина, по всей вероятности, если не все, то вторая часть его написана в Никее. К этому предположению приводить форма, в которой выражаются суждения автора о современных делах. Так, об императоре Алексее III говорит он в следующих выражениях 453 : «воцарившись, он сделал распоряжение, чтобы должности не продавались за деньги, но раздавались бы даром и по заслугам. В сущности такое распоряжение прекрасно и достойно удивления: оно составляет охрану, основание и утверждение полезного правительства, и не нашлось бы в наше время ни одного, кто не только мог бы подражать, но даже и приблизиться к этому образцу». На что здесь указывает выражение «в наше время»? Не на весь период Комнинов и Ангелов, современных писателю, потому что у того же Никиты есть известия о подобных распоряжениях, напр., императора Андроника 454 . Это выражение не указывает и на период после падения Цареграда, потому что тогда совсем уже изменился порядок жизни и не было явлений, который бы можно было сравнить с явлениями жизни до 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Чтобы закончить с вопросом о суевери Никиты и вытекающих отсюда противоречиях в истории, укажем еще на два случая. С искренним негодованием рассказывая о суеверии Исаака Ангела и с полным презрением отзываясь об его современниках – нечестивых, длиннобородых монахах, Никита представляет далее сумасбродные распоряжения императора, к которым склонило его суеверие и астрологи. «По совету таких людей, он приказал перенести из ипподрома в Большой дворец статую калидонского вепря, который изображен был в разъяренном состоянии, с поднятою на спине щетиною. Император думал этим укротить безрассудную ярость и буйство городского населения» 381 . Из самаго способа речи уже видно, что писатель стоит не на стороне Исаака и не доверяет мистической силе калидонского кабана. Продолжал рассказ, он приводить и доказательство. «Спустя несколько времени, толпа пьяных гуляк набросилась на прекрасное произведение древности, статую Афины, стоявшую на площади Константина, и разбила ее в мелкие кусочки. Неразумной черни 382 пришло на мысль, будто эта статуя покровительствует западным войскам и манит их взорами и правою рукою на столицу 383 . Можно бы заключить из приведенного места, что писатель стоит выше веры в таинственное значение статуй и других древних произведений, с которыми население столицы связывало благоденствие или погибель города; но такой вывод был бы не правилен, потому что в другом месте он высказывает веру 384 в действительное существование таких талисманов или амулетов, с которыми соединено благосостояние столицы. В приведенном случае факты подчиняются известной идее-осмеять Исаака и его советников, указать еще раз на безрассудство толпы. В другом месте, по поводу этих охран города или талисманов, писатель выражается уже совсем без насмешки и недоверия. «Латиняне задумали уничтожить завещанный древностью, стихийные, сберегательные силы города 385 , которые заменяли для него стены и рвы; эти амулеты изобретены были против неприятелей, осаждающих город и расставляющих фаланги и засады». Латиняне особенно вооружались против тех пророчественных памятников, с которыми соединялась таинственная враждебная сила к их племени, и Никита указывает далее, где был враждебный для запада талисман. «На таврской площади было древнее изображение всадника на коне, враги обратили внимание на переднее левое копыто лошади 386 . Отбив молотками копыто коня, они нашли человековидный слепок, более похожий на тип болгарина, чем латинянина; эта кукла была пробита гвоздем и облита со всех сторон свинцом.» По словам Никиты, латиняне уничтожили это изображена не из трусости, а скорей по осмотрительности, так как они не хотели давать пищу народной молве, которая не даром же всюду распространялась. Мнимые противоречия в сужденш об исторических лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Собственно между светскими лицами XII в. редко было высокое научное образование; чаще встречаются подобные примеры в среде духовных лиц. Между ними Евстафий Солунский занимает, одно из первых мест. Никита так говорит об его образовании: «Евстафий был знаменит ораторским талантом и отличался всеми добродетелями.... в особенности же он превосходил других убедительностью речей и знанием всякой мудрости, как христианской, так и языческой» 229 . Считая словесное образование существенным признаком лучших людей, Никита, из скромности, так выражается в одном месте: «архипастырь Афинский, Михаил Хонский-мой родной брат; я горжусь этим родством и радуюсь, что в нас течет одна и та же кровь, но сознаюсь, я совсем не похож на него ни по добродетели, ни по красноречию» 230 . С понятием об образованном человеке почти всегда соединяется еще – ораторский талант и известная доля остроумия и находчивости. Последнее качество может стать уделом и не римлянина, хотя и оно возвышает одного человека над другими. У протостратора Алексея с острым умом соединялся прекрасный дар слова 231 ; человек, наделенный подобным даром, составляет предмет зависти для других и не редко гибнет жертвою подозрительности императоров 232 ; выражениями: με γας ε ν λο γοις характеризуется Евфимий, епископ Новых Патр 233 , βαθυ νους, πολυ μητις – император Андроник 234 ; за ораторским талантом Евстафия Солунского признается сила, могущая действовать на камень 235 ; епископ афинский Михаил мог бы огонь свести на нечестивых, ос наслать на лагерь врагов 236 ; за Федором Стиппиотом признается остроумие, глубокомыслие и сообразительность 237 ; Логофет дрома I. Каматир, хотя и не отличался особенною любовью к высшим наукам, однако обладал непринужденностью в разговоре: речь его лмлась подобно прекрасному потоку, текущему по покатости, за что и приобрел он великую славу 238 . Он был незаменимый собеседник на веселом пиру; когда он разгорячался, остроты и рассказы его сыпались без конца. Таким образом, красноречие ценилось не только в делах общественных, но и в жизни частной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Отметим еще несколько явлений и случаев, на которые писатель смотрит как на пророчественные и необычные: белый ястреб три раза перелетал от Большего дворца к церкви и тем, по объяснению проницательных людей, предвещал низвержение Андроника 369 ; одна женщина родила мальчика с огромною головою-это символ многовластия, из которого раждается безначалие; символ этот получил приложение по смерти императора Мануила, в малолетство сына его 370 . Никита осмеивает звездочетов и предсказателей, суливших Мануилу славную и продолжительную жизнь; но через несколько строк, говоря о 38 летнем периоде царствования Мануила, приводить одно древнее предсказание: «тебя изловит последний слог слова», потому что слог ηλ действительно обозначает счет 38 371 . Епископ хонский, Никита, крестный отец писателя, предсказал Мануилу и продолжительное царство, и победу над соперниками, и, наконец, сумасшествие к концу жизни. Это предсказание принимается писателем со всею доверчивостью и даже искажаются некоторые факты для его оправдания 372 . Но рядом с этим, признается всем управляющее провидение, которое непостижимыми, путями направляет дела человеческие к лучшему. Патриарх Косьма налагает запрет на производительную способность супруги императора Мануила и предсказывает смерть Контостефану 373 : события оправдали предсказание, и пророческий дар патриарха для писателя не подвержен сомнению. Будь этот предсказатель человеком, не сочувственным для Никиты, самому предсказанию его было бы дано иное объяснение. Юродивый Васильюшка, когда, почти накануне своего низвержения, посетил его пмператор Исаак, дал довольно определенный знак, что императору угрожает ослепление и низвержение 374 ; однако, писатель находит нужным оговориться, что он лично не верил в его пророческий дар, хотя между всеми, окружавшими царя, составилось убеждение, что ему угрожает опасность, и слава Васильюшки с тех пор возросла еще более. Предсказания об опасности от Фридриха также считаются более чревовещанием, чем пророчеством. Рядом с верою в пророчественные сны, в Никите уживаются сознание того, что можно и выдумать какой угодно сон, если имеещь в виду найти сторонников тяжелого или опасного предприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В войске начались волнения: «куда ведешь нас; с кем нам нужно сразиться; мы не редко проходили этим горным путем и никогда не успевали совершить великого подвига: подобный поход, почти всегда кончался нашей погибелью. Остановись же, возвратись и веди нас в отечество!» 162 . Любя праздность и роскошь, императоры тратили на частные нужды государственную казну, поручали провинции своим родственникам, которые также спешили нажиться 163 . Слабые нравственно, императоры, тем не менее, любили порисоваться, устроивать триумфы, слыть за героев. Растратив государственные средства на подкуп врагов и на любимцев, они восполняли недостатки казны церковным имуществом. В том и другом случае Никита не скупится на упреки и обвинения. Отправившись раз против болгар, император Исаак Ангел завел войска в горные теснины, где его подстерегли враги и перебили почти все его войско; разнеслась молва, будто сам царь убит. Но Исаак, возвратившись в столицу, отваживается уверять всех в своей победе. Это дает случай Никите сравнить его с карфагенцем Ганноном, который выучил птиц таким словам-Ганнон есть бог 164 . Святотатственное оскорбление храмов и икон императоры оправдывали своим высоким положением 165 . Исаак, продолжавший употреблять священные предметы на частные нужды, вооружил против себя население и окончательно испортил дела римлян 166 . Так, чем далее идет Никита, тем мрачнее становится картина. Император Алексий, брат Исаака, обманывает ожидания римлян, надеявшихся иметь в нем воинственного государя, страшного для врагов в кроткого для подчиненных. На первых порах он действительно сделал распоряжение, чтобы государственные должности не были предметом купли и продажи, но отдавались бы по заслугам и без вознаграждения. «Но императорские родственники, сребролюбивые и частыми переменами властителей приученные расхищать государственные доходы и собирать огромный массы денег, не допускали к царю приходящих, прежде чем не получали взятки. Вследствие этого и во всех других отношениях расстроен был порядок, как ни при одном предшествовавшем государе: так рушились и все отношения государства, и должности еще бессовестнее стали продаваться с торгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Наоборот, рассказ о мучениях Мамала, которого император Андронике приказал сжечь в конном цирке, не только дышет полным сочувствием к страдальцу, но и оканчивается страшным упреком жестокому Андронику. Никита не забывает даже упомянуть, что все растроганы были до слез этим зрелищем 348 . Когда иконийский султан посетил Цареград, и один агарянин неудачно показал в цирке свое искусство летать, султану нельзя было появиться на улице, чтобы не услышать шуток и насмешек толпы 349 . Император Алексей Комнине, когда царица Ирина уговаривала его сделать своим преемником Никифора Вриенния, опасается подобным распоряжением обнаружить непоследовательность и насмешить весь римский мир 350 . От насмешки не были свободны и высшие лица: раз, во время царского выхода, Иоанн Дука, но неосторожности, уронил с головы севастократорскую корону, прикрывавшую его плешивую голову. Собравшийся народ не мог удержаться от общего хохота, увидя светлую, как полную луну, лысину Дуки. И сам он добродушно улыбнулся и должен был скрыть неудовольствие за взрыв смеха 351 . Не только правительственные лица, но и сами цари подвергались почти открытым насмешкам. Царица Евфросиния, супруга Алексея III Комнина-Ангела, всего более заслужила осмеяние народа за свои не женские деяния. Эта женщина не пользуется одобрительным отзывом и нашего писателя за излишнюю склонность к гаданиям и порчу памятников древности. Понятно, что не эта сторона возбуждала насмешки народа, к ней только привязывается Никита. По его словам, про Евфросинию говорили в самых непристойных выражениях, порицали ее самою поносною бранью. Некоторые торговцы так часто говорили об императрице, что даже певчие птицы выучились некоторым словам и, выпущенные на свободу, выкрикивали по улицам и перекресткам: πολιτικ τ δκαιον 352 . С подвижностью и веселостью в народе соединяется недостаток постоянства и изменчивость. Византийцев легко увлечь внешностью, подкупить блеском, неожиданным зрелищем. Так, население столицы увлекается даже военными движениями врага, окружившего город, если эти движения дают пищу эстетическому чувству и представляют изящную картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Жена Мануила мучится родами, а он с нетерпением ожидает, что скажут ороскопы 194 ; цвет одежды различался-счастливый и несчастный и т. п. 195 . Никита старается показать, какие неблагоприятные последствия влечет за собою суеверие по преимуществу в практической жизни. Приводимые им примеры большею частью касаются или императоров, или высших правительственных лиц. Во время сицилийской войны, Мануиле назначил начальником флота К. Ангела 196 . Никита так рассказывает об его походе: «так как, по мнению почти всех древних и нынешних великих властителей, на судьбу и человеческие предприятия оказывает великое влияние восхождение и наклонение звезд, их положение и разные виды планет, приближение и удаление, и другое, что говорят предвещатели по звездам, которые унижают божественный промысл и вводят неизменный и непреклонный рок; то и Мануил старался, чтобы выступление Ангела в поход совершилось под всеми благоприятными условиями. И что же? Еще не успело солнце склониться к западу, как К. Ангел получил приказание возвратиться. Причиной этому была неблаговременность выступления и то, что К. Ангел начал поход не так, как советовало расположение звезд и тщательное рассмотрение законов звездного неба, но как сказали болтуны, обманывающие легковерных и ошибающиеся в определении счастливого часа 197 . Стали снова разбирать течение звезд и, выбрав самое лучшее расположение их, послали снова К. Ангела». Писатель не скрывает злой насмешки в следующих затем словах: «но счастливая звезда столько принесла пользы римлянам, так вознаградила за поражение прежних предводителей, и поправила все, что было неудачного, что сейчасе же К. Ангел захвачен был в плен неприятелями» 198 . На войну с уграми назначен был главным стратигом Андроник Контостефан. Когда он уже выступил в поход и распределил войско между подчиненными начальниками отрядов, намереваясь начать сражение, к нему приносит царскую грамоту, в которой приказывалось ему в этот день не вступать в сражение, потому что он сулит несчатие в военном деле, а отложить до другого дня, указанного в той же грамате.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010