1Мак.7:46 И выходили из всех окрестных селений Иудейских и окружали их, – и они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали от меча, и ни одного не осталось из них. «Окружали их…», точнее – слав.: «заключиша их рогами» ( περκερν). – «И они, оборачиваясь к преследовавшим их, все пали…», – νστρεφον οτοι πρς τοτους…, точнее – слав.: «и возвращахуся тии к ним…» Дело, по-видимому, надо здесь представлять так: преследуемые, чтобы выйти из кольца, в какое угрожали заключить их выбегавшие им навстречу иудеи, поворачивались назад, и, конечно, прежде всего наталкивались на своих же бежавших позади их людей, с которыми в суматохе и панике вступали в рукопашную, принимая за иудеев, и, может быть, просто давя друг друга. 1Мак.7:47 И взяли Иудеи добычи их и награбленное ими, и отрубили голову Никанора и правую руку его, которую он простирал надменно, и принесли и повесили перед Иерусалимом. «И награбленное ими…» – κα τν προνομν, слав.: «и плен». Это слово у языческих писателей означает «фураж», продовольствие, у LXX – вообще добычу, ср. Bmop XXI: 10 , где также в προνομ разумеются и пленные женщины; здесь, вероятно, – в смысле вообще добычи, набранной врагами за время похода и отнятой снова иудеями. – «И правую руку его, которую он простирал надменно…», т. е. при клятве – ст. 35. Этим отмечается соответствие наказания преступлению. – «Повесили пред Иерусалимом…», по 2Mak XV: 32–33 – «против храма». 1Мак.7:48–49 Народ весьма радовался и провел тот день, как день великого веселья; и установили ежегодно праздновать этот день тринадцатого числа Адара. Празднование «13-го Адара» («день Никанора»), в память победы над Никанором, совершалось еще во времена Иосифа, но позднее оно вышло из обычая. 1Мак.7:50 И успокоилась земля Иудейская на некоторое время. «Успокоилась земля Иудейская на некоторое время…», в смысле на короткое время ( " ημρας ολγας), слав.: «на дни малы». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Первая книга Маккавейская. 604-740 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По мнению Толстого, государство будто бы ни в какой случай не может быть христианским и по самому существу есть зло. – Но это неправда. Государство не только может, но и должно быть христианским, пот. что оно не иное что, как орудие Божественного промысла, и цель его заключается в том, чтобы доступными ему путями и средствами содействовать своим гражданам в достижении как материального благосостояния, так и духовнонравсгвенного совершенства. Поэтому если власти в нем христианские не по имени только, а на самом деле, и будут проводить в жизнь христианские начала правды и добра, то и само государство будет все более и более проникаться христианским характером. Само собой разумеется, что и граждане, со своей стороны, нравственно обязаны всячески стараться, чтобы узаконения и мероприятия власти, направленные к общему благу, не искажались в своем исполнении, а проводились в точности; чтобы лица, поставленные для применения их, были обезнечены и т. д. Поступая так, они тем самым будут исполнять и заповеди Божии, так как последние лежат в основе большинства действующих узаконений. 743 И так «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа, – говорит ап. Петр: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет. 2:13–14 ; сн. 2Пет. 2:10 ; Иуд. 1:8 ). «Всякая душа, – говорит ап. Павел, – да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению» ... Начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13: 1–5 ). 690 Библейские чтения о настоящей истине Закон Божий, два закона; Белогор. Субботство сект.-адвент., стр. 5–6. 691 На основании и слов ев. Иоанна: «после восьми дней» ( Ин. 20:26 ) адвентисты стараются доказать, что Христос явился ученикам, собравшимся вместе с Фомой, не в первый день недели, а во второй, и с этой целью в счет дней не включают дня воскресения Христова. Ho в Св. Писании в подобных случаях в счет включается как первый день, с которого начинается счет, так последний, которым он заканчивается, напр.: Христос говорил, что Он воскреснет «после трех дней» (Мф. 27:63), однако никто не скажет, что воскресение это соверщилось после трех дней в. четвертый. Поэтому, когда говорится, что Иисус Христос явился ученикам «после восьми дней», то это значит, что Он явился «в восьмой день», или точас при исходе 8-го дня (Айвазов. Бес. о субботе, стр. 42–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

г) Исходя из мысли о непротивлении злу и насилию, Толстой отрицает суды, воинскую повинность, уплату податей и пр., и даже само государство со всеми общественными и государственными учреждениями. По его словам, Христос прямо запретил суды, сказав: «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» и пр. (Мф. 7:1–5); запретил военную службу с обязанностью убивать, когда сказал: «вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду; а Я говорю сам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит, синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф. 5:21–22 ); не признавал Христос власти и считал ее, по существу, злом; воспрещал своим последователям исполнять какие-либо требования власти и т. д. Но все это не более, как клевета на Христа. Говоря: «не судите, да не судимы будете», Христос отнюдь не отрицает законных судов, а запрещает осуждать, злословить ближних, что ясно видно как из буквы текста, так и из контекста речи. Мало того, Он прямо порицал фарисеев за то, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру ( Мф. 23:23 ), а на просьбу одного человека рассудить его с братом по делу о наследстве ответил: «кто поставил Меня судить или делить вас?» ( Лк. 12:13–14 ), чем ясно показал, что есть законные учреждения, на обязанности которых лежит разрешение подобных вопросов. 741 Равным образом, говоря «не убивай», Христос совсем не имеет в виду военной службы, а разумеет у6ийство, вызванное гневом, мстительностью и т.п. враждебными чувствами. Воин сражается с неприятелями и убивает их отнюдь не по этим побуждениям, а в силу необходимости и сознания долга перед отечеством. Мало того, убивая врагов, он жертвует и своей жизнью, но не ради личной пользы, а ради интересов отечества и своих соотечественников; между тем, по словам Христа, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). Не отрицал Христос ни законной власти, ни государства с его учреждениями, ни обязательности для подданных исполнять разные мирские повинности. Напротив, на замечание Пилата, что он имеет власть или отпустить, или распять Его, сказал, что эта власть дана ему свыше, с неба, т. е. допущена Самим Богом ( Ин. 19:10–11 ; Втор. 17:14 –20 ). Затем, когда некоторые из фарисеев и иродиан, желая уловить Его в слове, спросили: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» Он ответил: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:17,21 ; Лк. 20:20–25 ). 742

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которых дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20:1–5 ). Эти слова, по объяснению лучших христинских толковников, имеют следующий смысл. Под Апостолом, сходящим с неба и имеющим в руке ключ от бездны и большую цепь (ст. 1), разумеется Ангел нового завета Христос ( Малах. 3, 1 ), приходивший на землю, чтобы смертью Своей «лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола» ( Евр. 2:14 ), разрушить на земле все его козни ( 1Ин. 3:8 ) и изгнать самого вон ( Ин. 12: 31 ). Под связанием и заключением диавола в темницу (ст. 2–3) разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны (Мф. 12:29) и его ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Кол. 2:15 ). Под именем же тысячелетнего царства разумеется неопределенный период времени, который будет продолжаться от основания Церкви Христовой на земле до второго пришествия Сына Божия на землю для суда над всем миром. Адвентисты же говорят, что указанные слова Откровения нужно понимать в буквальном смысле, как будто бы понимала и древняя христианская церковь , и учат, что Иисус Христос прежде окончательного суда над миром явится на землю, воскресит праведников и устроит царство святых, которое будет продолжаться тысячу лет. – Но согласиться с таким учением нельзя. Откровение Иоанна Богослова – книга пророческая и глубокотаинственная, а изложенные в ней пророчества облечены в таинственные образы и видения; поэтому понимать их нужно не буквально, а духовно-созерцательно, при свете всего учения Христова о последних временах. Затем, нельзя не заметить, что на языке Писания тысяча лет не означает определенного периода времени, а всегда неопределенный, как это ясно видно из слов ап. Петра: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как день один» ( 2Пет. 3:8 ; сн. Пс. 89:5; 104:8 ; Втор. 5:10 ; Иер. 32:18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но согласиться с таким учением нельзя. По словам кн. Бытия, душа человека создана отдельно от тела и совершенно отлична от него: «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (2:7). Если же в некоторых местах Св. Писания душа, по-видимому, отождествляется с кровью ( Втор. 12:23 ; Лев. 17:11 ), то сделано это применительно к понятиям евреев, которые думали, что кровь является условием всех жизненных проявлений души, как бы некоторым жилищем ее. Притом же говорится это о душе животных, которая произведена из воды и земли всемогущим словом Божием ( Быт. 1:20,24 ), а не о душе человека. 717 Далее, когда Писание говорит: «умри, душа моя» и т. п., то это равносильно выражению: пусть я умру, так как в еврейском языке слово душа в соединении с возвратными местоимениями употребляется вместо личных местоимений. Равным образом, когда оно приписывает душе разные телесные свойства, то понимать это в буквальном смысле нельвя, пот. что такие же свойства оно приписывает и Богу, чистейшему Духу (см. напр., Пс. 33:17 ; Ис. 43:24 и др. 718 Если, наконец, нигде в Писании не встречается выражение: «бессмертная душа или «бессмертный дух», то не встречается там и таких слов, как единодушие, Богочеловек, Богородица, однако отсутсвие их еще не доказывает отсутствие мысли, обозначаемой ими. Что же касается, в частности, мысли о бессмертии души, то она высказана в Св. Писании очень ясно. Так, Екклезиаст, изображая последнюю участь человека на земле, говорит: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Эту же мысль повторяет прав. Товит в своей книге, говоря: «твори со мной, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю... повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную» ( Тов. 3:6 ). Больной царь Езекия, в своей молитве к Богу, так изображает свою кончину: «жилище мое (т. е. тело) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы (т. е. от тела); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис. 38:12 ). Значит, по его мысли, дух человека стоит в таком же отношении к телу, как жилец к жилищу или ткач к основе. Спаситель, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ; Мк. 8:35–37 ), чем ясно показал, что душа может существовать и по смерти тела. 719 Ту же мысль выразил первомуч. Стефан, воскликнув перед смертью: «Господи Иисусе! прими дух мой ( Деян. 7:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Не гнушайся Идумеянином, говорит Моисей евреям, ибо он – брат твой» ( Втор. 23:7 ): «внуши народу, чтобы каждый (еврей) у ближнего своего (египтянина) и каждая женщина (еврейка) у ближней своей (египтянки) выпросили вещей серебряных» ... ( Исх. 11:2 ). Прор. Михей прямо говорит, что «враг» человеку – домашние его ( Мих. 7:6 ). Затем, понимать под врагом исключительно чужеземцев или вообще чужой народъ, нельзя уже потому, что Нагорная беседа Спасителя повсюду имеет в виду отношения только человека к человеку, а не народа к народу. Наконец, проклинать, ненавидеть, обижать, преследовать нас и т. д. разве естественно чужому народу? Последний, наверно, и не подозревает о нашем существовании. К тому же вражда народов выражается не в проклятьях, клевете и т. д., а в войнах, в дипломатических столкновениях и т. п. 735 Очевидно, так. обр., что под врагом в Нагорной беседе разумеется не чужой народ, а всякий враждебно относящийся к вам, человек. Отсюда понятно, что и все рассуждения Толстого о неуместности и недозволительности патриотизма совершенно не основательны. Сам Христос, объемля любовью всех людей и не делая различия между природой Иудея и язычника, обрезанного и необрезанного, проповедывал, однако, царствие Божие, прежде всего, Своему народу и апостолам велел идти сперва к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 10 :б), а во время торжественного входа в Иерусалим, когда все вокруг ликовало и Иерусалим предстал во всей красоте, Он, под влиянием мучительной скорби об участи его, «заплакал и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему» ( Лк. 19:41–42 ). Ап. Павел говорил Тимофею: «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ), а Римлянам писал: «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти, т. е. Израильтян»... ( Рим. 9.1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Поэтому указанную в Откровении тысячу лет нельзя считать буквально за тысячу и на этом основании учить о тысячелетнем царстве Христовом, тем 6олее, что, по учению Господа, изложенному в Евангелиях и апостольских преданиях, никакого тысячелетнего, особенного царства для одних праведннков, не будет. «Наступает время, говорит Он, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Значит, воскреснут не одни только праведикки, а все люди, в одно и то же время, с той лишь разницей, что праведники будут блаженствовать, а грешники – мучиться. Блаженство праведников со Христом будет продолжаться не тысячу лет, а вечно, так как, по воскресении, им «откроется свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:11 ), а воля Божия такова, чтобы «всякий... верующий в Сына имел жизвь вечную» ( Ин. 6:40 ). 4. О времени второго пришествия Христова Адвентисты, напротив, говорят: истинные последователи Христа не останутся в неведении о дне второго пришествия Христова. В этом убеждает нас ап. Павел, говоря: «вы, братия, не во тьме, чтобы день тот застал вас, как тать» ( 1Фес. 5: 4 ). По словам Иисуса Христа, Он найдет, как тать, только на тех, кто не будет бодрствовать ( Откр. 3:8 ); следовательно, кто будет бодрствовать и ожидать пришествия Христова, тот не будет застигнут врасплох. Как перед потопом, разрушением Содома и первым явлением Христа на землю Господь предупреждал людей о наступлении этих событий, так не оставит Он их без предупреждения и перед наступлением второго пришествия Христова. Об этом пришествии пророчески говорят Даниил в своей книге и ап. Иоанн Богослов в Откровении, именно: раскрывая грядущие события, имеющие прямую или косвенную связь с судьбами народа Божия, они главное внимание сосредоточивают на учении о втором пришествии Христа и его Царстве. 707 В других книгах Св. Писания также указываются признаки этого пришествия, каковы: различные знамения в видимой природе, проповедание Евангелия всему миру, нравственная распущенность среди людей, великое отступление и умножение ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Так, Евангелие, вопреки пророчеству Спасителя (Мф. 24:14; Мк. 13:10 ), проповедаво далеко не всем народам: во многие страны, напр., в глубь Азии, Австралии и на многие острова оно и не доходило. Затем, помрачение солнца 19 мая 1780 г. во всей Новой Анпйи, сильное падение звезд 18 ноября 1833 г. и т. п. явления совсем не тождественны с теми грозными и необычайными явлениями во всей видимой природе, которые картинно описаны у ев. Матвея (24:29), Марка (13:24), Луки (21:25) и в Откровении Иоанна Богослова (6:13 –14), а представляют, в сущности, обычное явление, не всем даже заметное, и потому придавать им особенное значение нет оснований. Наконец, под «великим отступлением» нельзя разуметь папства, так как характерные признаки этого отступления не приложимы к нему. По словам ап. Павла, с наступлением отступления, явится антихрист в виде определенной личности–«человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храм Божий сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:3–4 ) и Его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными» (– 9 ст.), которые будут производить сильное действие на людей (см. Откр. 13:3 ). Для отличия своих приверженцев, он даст особую печать, которая будет полагаться на правой руке или на челе и без которой никому нельзя будет ни покупать, ни продавать ( Откр. 13:16 – 18 ). Между тем папы, хотя считают себя наместниками Бога на земле, но никогда не выдавали себя за Божество; ни один из них не творил указанных чудес и не полагал никакой печати на лоб или на руку людям, да и при торговле никто не смотрит, есть ли у человека печать на руке или на челе. Далее, по учению адвентистов, «великое отступление» началось уже в 538 г., – вместе с началом владычества пап, а закончилось в 1798 г., – с окончанием этого владычества; между тем, слово Божие учит, что отступление еще придет ( 2Фес. 2:3 ), что беззаконник откроется, и его Сам «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (Фес.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

г) Если бы душа не умирала и не разрушалась вместе с телом, замечают, наконец, адвентисты, то она сохраняла бы способность к знанию и размышлению. Между тем Св. Писание отрицает у мертвых эту способность. Так, Псалмопевец говорит: «в смерти нет памятования о Тебе (о Боге): во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс. 6:6 ), «нечестивые погибнут и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дым исчезнут» ( Пс. 36:20 ): «выходит дух его (человека), и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 145:4 ); Екклезиаст также пишет: «живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, ... потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более чести во веки ни в чем, что дается под солнцем. В могиле, куда ты пойдешь, нет... ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9:5–10 ). 723 – Но и в данном случае адвентисты неправы, а места Св. Писания, на которые они ссылаются, совсем не говорят в их пользу. Так, в 6:6 Псалмопевец лишь просит Бога о том, чтобы Он помиловал его здесь на земле, пот. что за гробом для людей неправедных и грешных невозможно украшаться добродетелью, хотя бы кто и желал этого, 5 неразумных дев, несмотря на желание приобрести себе масла, чтобы с горящими светильниками достойно встретить жениха, не могли сделать этого; в 36:20, как видно из контекста, он говорит, что материальное благополучие нечестивых непрочно, а в 145:4, что не следует надеяться на человека, потому что умри он, и пропадут все его обещания, все предположения, а нужно надеяться на Господа (ст. 5). Наконец, в словах Екклезиаста, как видно из контекста речи, изображается жизнь человека со стороны внешнего наблюдателя. Рассматривая эту жизнь, он приходит к выводу, что все в ней «суета сует» (1:2; 12:8), а состояние умерших еще безотраднее, так как им не доступно даже то, что дает интерес жизни человека на земле, – со смертью для них все кончается. Однако в действительности это не так: по смерти душа не разрушается, а отходит к Богу «в вечный дом свой» ( Еккл. 12:5,7 ) и живет там.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010