В этих людях мы узнаем, таким образом, секту фарисейскую. Ст. 49. …И установили ежегодно праздновать... день победы над Никанором, …тринадцатого числа Адара… Можно считать сохранившимся до настоящего времени сей еврейский праздник, совпадающий с праздником жребиев, до этих пор существующим у Евреев. Но, по мнению некоторых, праздник в честь победы над Никанором уничтожился еще с тех пор, как прекратилось политическое существование еврейского народа. Примечание. Вторая книга Маккавейская повествование о войне Иуды с Никанором украшает разными подробностями, которые не могут не представляться сомнительными. Таков, например, рассказ об установившейся было дружбе Иуды с Никанором, по совету которого Иуда даже женился, чтобы, бросив военные занятия, наслаждаться у домашнего очага 1131 . Еще более невероятным представляется вводный рассказ о некотором старейшине Иерусалимском Разисе, который, чтобы не впасть в руки неприятелей, совершил над собою самоубийство с таким противоестественным ожесточением, что со смертельной раной вбежал на стену и, упавши оттуда животом, встал и, пробежавши сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Затем, совершенно уже истекая кровью, вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу 1132 . Такой же сомнительностью запечатлен рассказ о сновидении Иуды, в котором представился ему Ония первосвященник, молящийся за народ, и пророк Иеремия, вручающий меч на поражение Никанора 1133 . Сам писатель 2-й книги Маккавейской, по-видимому, намекает на присутствие вымыслов в его рассказах, говоря, что в состав его сочинения входило вино, смешанное с водою 1134 . Из всего этого открывается неканонический характер 2-й книги Маккавейской. Глава 8. Союз, заключенный Иудой Маккавеем с Римлянами а) Дошедшая до Иуды слава о могуществе Римлян и о их завоеваниях (ст. 1–11). б) Великодушие Римлян к их друзьям (ст. 12–13). в) Их хорошее управление (ст. 14–16). г) Иуда избирает Евполема и Иасона для посольства в Рим и для заключения дружественного союза с Римлянами (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Это еще раз подчеркивает то, что Израиль верил в загробную жизнь, во всеобщее воскресение и воздаяние по воскресении. И вот мать обращается к последнему: «Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повелений царя, а повинуюсь повелению закона… Я же и братья мои, предаю душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш. Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние. Так и этот окончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа. После сыновей скончалась и мать» ( 2Мак. 7, 27.37 ). Мать видела все пытки, которые потерпели ее сыновья, сердце ее не выдержало и она скончалась. Одна из центральных частей этой книги повествует о подвигах Иуды Маккавея. Первая книга говорит о них только вскользь, а здесь подробно говорится. С 8 главы описываются эти подвиги, что он одержал победу над Никанором, затем над рядом других полководцев. В память победы над Никанором был установлен праздник в 13-й день месяца абара. Праздник Есфири празднуется два дня: второй день в честь победы над Никанором. Два праздника соединяются в один. ам автор признает в этой книге в 15 главе в 39 ст., что он мешает вино с водой. Это выражение, по мнению митр. Филарета Дроздова , означает произвольное обращение с книгами Иасона Кириянина, т.е. он брал кусочек отсюда, кусочек оттуда, чтобы хорошо читалось. Может быть, это преувеличено. Если критически исследовать труды свт. Димитрия Ростовского , знаменитого житийного автора, то он жития мучеников описывал по-своему. В очень многих житиях он развивает диалоги мученика и мучителя, затем подробно описывает мучения, как будто он был там и видел это.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава XIV Димитрий – царь сирийский. Возбуждение его к войне с иудеями отставным первосвященником Алкимом. Отправление в Иудею Никанора ( 2Мак.14:1–14 ). Столкновение иудеев с врагами; мирный договор Иуды с Никанором ( 2Мак.14:15–25 ). Интриги Алкима, недовольство царя Никанором, попытки захватить Иуду ( 2Мак.14:26–36 ). Подвиг старейшины Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). Содержание обеих последних глав книги соответствует 1Мак.7 , с некоторыми, как и прежде, отличиями, имеющими то же объяснение. 2Мак.14:1 Спустя три года дошел слух до Иуды и бывших с ним, что Димитрий, сын Селевка, приплыл в пристань Трипольскую с сильным сухопутным и морским войском «Спустя 3 года…», т. е. после XIII: 1 – похода Евпатора на Иудею. Это выражение надо понимать как евангельское «по триех днех», т. е. считая и неполные годы; отсюда – спустя три года – не 149†3, но – 149-й, 150-й и 151-й, что и приводит к показанию 4-го стиха: «в сто пятьдесят первом году…» (согласно с 1Mak VII: 1 ). – Триполис – финикийский приморский город севернее Сидона между Библом и Арадом, лежит при подножии самой высокой части Ливана и назван так потому, что составился из трех колоний, выселившихся сюда из трех соседних городов – Сидона, Тира и Арада ( Strab. XVI, 754). 2Мак.14:2–3 и, овладев страною, умертвил Антиоха и опекуна его Лисия. Алким же некто, бывший прежде первосвященником, но добровольно осквернившийся в смутные времена, размыслив, что никаким образом нет ему спасения и нет доступа до священного жертвенника, Об Алкиме – см. к 1Мак.7:5 . – «В смутные времена…» Здесь разумеется время от удаления первосвященника Онии Иасоном при Антиохе Епифане до казни Менелая. – «Нет ему спасения…» С представлением Иудеям религиозной свободы при Антиохе Евпаторе, Алким не мог более опираться на поддержку сирийских друзей своих, не мог заслужить себе и должного уважения и признания Иудеев за свой полуязыческий образ жизни и убеждения. – «Нет ему спасения…», οκ αυτ σωτηρα – не «ему», или «не для него спасение», т. е. возможность занять первосвященническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в продолжение войны в решительные моменты, когда нужно было воодушевить войско, Маккавей напоминал воинам о храме : перед сражением с Никанором «Маккавей собрал бывших с ним … и увещевал ... мужественно сражаться, имея перед глазами неправедно нанесенное ими (врагами) оскорбление святому месту... ( 2Мак.8:16–17 )193 195 . Напоминая иудеям о храме, Иуда сознавал, что он пользуется самым важным и действительным средством для воодушевления войска, ибо иудеи сами сознавали, что сражаются, главным образом, за храм. Во время, например, самого главного сражения с Никанором «иудеи решились… отважно напасть и, с полным мужеством вступивши в бой, решить дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности. Борьба за жен и детей, братьев и родных, казалась им делом менее важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм» ( 2Мак.15:17–18 ). Этот принцип – борьбы за храм одушевлял и других братьев Иуды, продолжавших его дело. Это подтвердить Симон, напомнивший во вступительной своей речи иудеем : знаете, сколько я и братья мои и дом отца моего сделали ради законов и святыни (1Макк.13:3); эту же идею борьбы за храм и народ Симон провозгласил девизом своей и дальнейшей деятельности, воскликнув: «буду мстить за народ мой и за святилище» (1Макк.13:6), Этот мотив и принцип деятельности Симона и братьев его, наконец, был подтвержден и народным сознанием и засвидетельствован был всенародным актом: «написали на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион: ... «Симон... и братья его, подвергая себя опасности, противостали врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон» ( 1Мак.14:27 , 1Мак.14:29 ) 196 . Но самым ясным и решительным образом пришлось иудеям доказать всю важность для них храма в самый важный и решительный момент, когда Иерусалим подвергся осаде римлян и угрожала опасность существования храма. Это, можно сказать, – одна из самых блестящих, славных и героических страниц истории иудейского народа, и страница эта посвящена защите храма, Де Сольси говорит: «ни один народ не погибал таким великим и достойным образом, как народ иудейский» 197 и предсмертная великая, героическая борьба была направлена к защите и сохранению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И вот отповедь всем этим учёным дал наш, можно сказать без всяких сомнений, гениальный учёный Николай Никанорович Глубоковский . Вот вы эту фамилию запомните и всё, что на Глубоковского вы найдёте, вы берите. Но капитальный его труд, в котором он даёт отповедь по всем пунктам – в том смысле, что явление Христа на пути в Дамаск изменило Апостола, и он преподаёт там чистое евангельское учение, а не искажённое иудаистическое. Основной его капитальный труд – это «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу» . Вот это капитальнейший труд, он даже говорил, что «пишу для несуществующего читателя». Он требует уже такой подготовки и знания истории! Потому что встречаются в этом труде страницы, когда от него его личного текста идёт несколько абзацев, а вся остальная подглавка идёт на ссылки тех трудов, которые он использовал, чтобы, вот, написать несколько строк. Поэтому, вот, Николай Никанорович Глубоковский : «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». Вот это нужно взять; и вот он в качестве эпиграфа к этому капитальному труду взял слова из Послания к Галатам. Открывайте Послание к Галатам, где Апостол отстаивает своё Апостольское достоинство и говорит следующее. Смотрите, 1-я глава: « Возвещаю вам; братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». А вопрос состоял в том, что ты всем хорош как Апостол, но всё-таки ты не из числа 12-ти. Вот ты не был из числа 12-ти, да и всё! Вот если бы ты был, то ты стопроцентный Апостол, а тут – ты не был! Он им пишет: «Возвещаю вам, братия [отповедь даёт], что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. [Да, я не был из числа 12-ти, но меня призвал Господь после – Сам непосредственно, без посредника, но через откровение Иисуса Христа]. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал Ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий [а неумеренным ревнителем никогда не может быть человек безразличный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Лука и был – ближайшим сотрудником и спутником Апостола Павла в его путешествиях. И в книге Деяний есть так называемые «Мы-отрывки». «Мы-отрывки» – это тексты, где он скрывается под вот этим местоимением «мы». Туда входит обязательно и Лука. Вот эти «Мы-отрывки» и указывают, что он его сопровождал, и был свидетелем, и, можно сказать, через Луку нам говорит сам Павел. «Первое слово я написал к тебе, Феофил» ( Деян. 1:1 ). Это Первое слово – первое Евангелие. Вот он, автор двух книг. И когда наш гениальный историк – а вот они современники: Глубоковский Николай Никанорович  и  Василий Васильевич Болотов – они , один умер в 1900-м году и похоронен на Никольском кладбище, другой за границей, вынужден был покинуть . Преподавал он в Швеции, знал также массу языков и оставил по себе память такую – человека, во-первых, с памятью феноменальной и – работоспособности поразительной. Работоспособности поразительной. Читал по своему предмету только в оригинале. Я не знаю, вот Русская земля, уж если она не родит – не родит, а потом такого гиганта родит, как Достоевский, такого, как протопоп Аввакум, такого, как Никон! И вот – нет, а вот вам, пожалуйста, Болотов, вот Николай Никанорович Глубоковский . Один специалист в области истории древней Церкви, другой, вот, в Новом Завете. Он был «новозаветник». Вот его нужно и посмотреть вам. Язык такой, знаете, язык маститого профессора! Академический язык, тяжеловесный такой – в него надо вчитываться. 17-й стих 28-й главы: «Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев [смотрите 16-й стих:] «Когда же пришли мы в Рим [Кто это мы? Вот – «Мы-отрывки». Когда же пришли мы в Рим – вот сюда входит (это Лука пишет): Когда я с ним, когда мы пришли с ним в Рим], то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его. [Вот с этим воином он и был скован]. Через три дня Павел созвал знатнейших из иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Он взошел перед ним, как отпрыск и как росток из сухой земли. Не было в Нем ни красоты, ни величия. Мы видели Его; но не нашли ничего, что привлекало бы нас к Нему. Он был презренным и ничтожным из людей, – мужем скорбей и болезней; и мы отвращали от Него лицо свое. Все Его презирали, и мы ни во что ставили Его. Но Он был таков потому, что взял на Себя наши немощи и наши болезни. Мы думали, что Бог изливает на Него праведный гнев Свой, поражает Его, наказывает и уничижает; но Он изъязвлен был за грехи наши, мучим был за беззакония наши. Он принимал наказание, мы приобретали мир, Его ранили, а мы исцелялись. Как овцы блуждали мы, совратившись с пути истины; а Господь возложил на Него все наши грехи. Его истязали, но Он был терпелив и не открывал уст Своих, как овца ведомая на заклание и как агнец пред стригущими его. Смерть освободила Его от уз и суда, но кто из знавших Его подумал: Он исторгнут из земли живых за преступления народа Моего, за них претерпел Он казнь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Господу угодно было поразить Его и Он предал Его мучению; но когда душа Его совершит жертву умилостивительную, тогда Он узрит потомство вечное, и рука Его будет исполнять волю Господню. За подвиг души Своей Он будет смотреть и радоваться. Чрез познание Свое Он, праведник и раб Божий, оправдает многих и преступления их на Себе понесет. Посему Бог возвеличит Его и возвысит за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям был причтен, тогда как понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. В этих словах ветхозаветный евангелист настолько правдиво изобразил историю и смысл великого события, совершившегося на Голгофе, что невольно думаешь, не писались ли эти слова там, у подножия Креста? Мы не будем объяснять их. Ближайший смысл их ясен, а глубочайший составляет предмет догматики. Все наше внимание в настоящем случае сосредоточивается на вопросе о генезисе пророчества. Как явилось оно в сознании пророка: узрел ли он образ Раба Божия в далекой перспективе будущего, так сказать, в области неба, скрывавшего тайны грядущего, или осененный Духом Святым он усматривал бледное и слабое отражение этого образа на земле, в страдальческой жизни своего народа? Чтобы уяснить себе этот во многих отношениях важный вопрос, мы должны ознакомиться с тем историческим фоном, на котором начертан у пророка образ Раба Божия, и который рисует он в главах с 40-ой и до конца. Вот он в общих и существенных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010