Этим-то истинным носителям Божественных намерений и принадлежало собственно почетное название рабов Божиих или раба Божия. Если так назывался весь Израиль, то только ради них. Им то собственно и давались все обетования славного будущего. Они одни будут просветителями народов; через них явится спасение в Сионе и ими распространится на весь мир. Так говорит Иегова тем, которые оставили Господа, забыли Святую гору Его: «вот рабы мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будуть пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будуть веселиться, а вы будете в стыде... и убьет тебя Господь Бог , а рабов своих назовет другим именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» ( Ис.65:11–16 ). В таких именно чертах изображает пророк освобожденный из плена народ и отношение к нему Иеговы. Это изображение Израиля, как раба Божия и служит тем фоном, на котором начертывает пророк образ Раба Божия, как определенной Личности. Если мы теперь сравним фон с самим образом, то без труда увидим в них нечто общее и сходное. Сходство между Израилем и Рабом Божьим, как Личностью , так значительно, что иногда затрудняешься сказать, где идет речь о целом народе и где об одной Личности. 1 Все приведенные выше места, в которых идет речь о рабе Божьем, несомненно относятся к народу израильскому, так как в них прямо указывается на коллективный характер субъекта. К местам же, предметом которых служит Раб Иеговы, как единичная Личность, относятся обыкновенно: Ис.42:1–7 ; Ис.49:1–10 ; Ис.50:4–10 ; Ис.53 . Рассмотрим, как изображается в них Раб Иеговы. Начнем с 42 гл ( Ис.42 ). " Вот Раб 2 Мой, Которого Я держу за руку». Это выражение в предшествующей главе в ст. 13 ( Ис.41:13 ) употреблено в применении к израильскому народу: «Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку и говорю: не бойся». Дальнейшие слова: «Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя», по смыслу могут быть отнесены к Израилю, который весьма часто называется избранным Божиим ( Ис.45:4, 44:2, 41:9  и др.), возлюбленным ( Ис.44:2 ), многоценным ( Ис.43:4 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Он вестник Иеговы, Его посланник. Иегова не мог оставить его, забыть о нем, ибо в нем была слава Самого Иеговы. Вот почему радуется Иегова освобождению его. Спасая его, Иегова спасал Свою мысль, Свое намерение. «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это». ( Ис.48:9,11 ). Он искупил Иакова и чрез то прославится в нем. Египтяне, Ефиопляне, Савейцы придут к Израилю, повергнутся пред ним и будут говорить: «у тебя только Бог , и нет иного Бога». Видя возвращение его в отечество, все народы скажут: «только у Господа правда и сила» ( Ис.45:24 ). Освобожденный Израиль будет проповедником славы Иеговы среди народов, свидетелем, вождем, наставником ( Ис.55:4 ). «Он призовет к Иегове народ, которого сам не знал, и народы, не знавшие его, поспешат к нему ради Господа Бога его» ( Ис.55:5 ). В возвещении всему миру имени Иеговы и в призвании всех народов к прославлению Его и состоит миссия Израиля. Он служит Богу, он раб Иеговы. " И ныне, говорит Господь, не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени Твоему, ты мой» ( Ис.43:1 ). «Ты Мой раб... Я Бог твой» ( Ис.41:9,10 ). Итак Израиль – раб Божий по своему особенному назначению и постольку, поскольку он выполнял его. В действительности он часто оказывался отступником от Иеговы, но с идеальной стороны он никогда не переставал быть рабом Его, так как раз данное Иеговой слово, что просветит и спасет чрез Израиля все народы, не могло остаться втуне. Однако идеальный Израиль, раб Иеговы, не был чем-то несуществующим, лишь мыслимым. Ни в один свой период история иудейского народа не оставалась без истинно преданных вере своих предков людей, без израильтян по духу. Всегда среди него находились люди, ищущие Господа, знающие правду и носящие в сердце своем закон ( Ис.51:1,7 ). Это семя святое и было настоящим носителем Божественных предначертаний и чаяний ветхозаветных людей. В нем они никогда не умирали, но, как неиссякаемый источник, оживляли ветхозаветный мир, готовя его к лучшему будущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В объяснение своего противоречия арабы приводят обыкновенно следующую фразу: „что далеко кажется нам, то близко для верховного Бога“ 13 ). Интересно здесь только сказание, которое связывается с Hammàn Far‘ún и касается исхода Евреев. Оно в общих чертах совершенно согласно с библейским повествованием и может представлять подтверждение истинности первого, хотя и нельзя вполне доказать, что настоящее сказание произошло независимо от христианского влияния. Арабы передают следующее. Когда владыка наш Моисей состязался с Фараоном и выводил сынов Израилевых из Египта, он был остановлен соленым морем. Тогда, по повелению Всемогущего, Моисей поднял свой жезл и ударил им по воде: она расступилась направо и налево, и сыны Израилевы обрели сухую дорогу на глубине моря. Фараон и его воины последовали за ними, но, когда они были уже на средине, Моисей опять поднял свой жезл и ударил по водам, говоря: „возвратись опять море в старое ложе!“ Вода покрыла Египтян, и сыны Израилевы увидели трупы своих врагов плавающими по волнам 14 ). С радостным и ободрительным сознанием, что Господь – крепость и слава избранного народа ( Ucx. XV, 2 ) и что десница Его сразила врагов ( Ucx. XV, 6 ) Израиля, двинулись Евреи к горе достояния Божия, – к горе, которую Иегова соделал жилищем своим во святилище ( Ucx. XV, 17 ). И повел Моисей, – говорит книга Исход, – Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур и шли они три дня по пустыне, и не находили воды ( Ucx. XV, 12–23 и далее по 25 включ.). Куда же направились Евреи и где искать пустыню Сур? Если ранее Бог не повел Израильтян по дороге земли Филистимской, то тем менее возможно предположение, что Евреи держались теперь северного направления. На востоке путь преграждается кряжем гор er-Ráha и et Tih, за которыми тянется обширная песчаная равнина. Оставалось, следовательно, идти вдоль морского берега, а потому тут нужно полагать и пустыню Сур. Местность вполне соответствует этому названию. Насколько достигает взор наблюдателя, он не встречает ничего, кроме желтой равнины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но согласиться с этим учением нельзя, так какъ а) Св. Писание решительно нигде не говорит, что заповедь о праздновании субботы дана еще в раю. Прежде всего, в кн. Бытия (2:2– 3) не сказано, что Бог в раю повелел первым людям праздновать седьмой день, а говорится только о том, что в седьмой день Он почил от дел Своих, т. е. перестал творить, благословил и освятил этот день, как день покоя для Себя. Люди в то время еще ничего не творили, а потому и почивать им не было оснований. Напротив, Бог повелел им во время пребывания в раю возделывать и хранить Эдемский сад без исключения во все дни ( Быт. 2:15 ), а после грехопадения и изгнания из рая осудил на добывание себе хлеба в поте лица «во все дни жизни» их на земле ( Быт. 3:17 ), следов., и в субботние. 695 Совершенно не упоминается, затем, в Библии о праздновании субботы и во времена патриархов. Поэтому, когда Господь говорил евреям через Моисея: «помни день cy66omhuйi», то этим только напоминал им, что заповедь о праздновании субботы, как данная еще до Синайского законодательства, должна быть известна им. 696 Правда, при них был счет времени неделями, но отсюда еще не следует, что один из недельных дней, именно суббота, праздновался и что о праздновании этого дня существовала уже особая заповедь. Наоборот, Библия свидетельствует, что заповедь о праздновании субботы дана впервые евреям через Моисея в пустыне Син при даровании манны ( Исх. 16:23, 29–30 ), а на Синае была повторена. Повторяя эту заповедь в десятословии, Господь говорит: «день седьмый–суббота Господу, Богу твоему»,т. е. должна быть посвящена исключительно Господу Богу: «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» ( Исх. 20:8–10 ). А прор. Моисей указывает и причину этого, говоря: «помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукой крепкой и мышцей высокой, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его» ( Втор. 5:15 ). Таким образом заповедь о праздновании субботы стояла в тесной связи с избавившим евреев от египетского рабства, и самая суббота означала для евреев, собственно, покой от этого рабства. Христиане же в Египетском рабстве не были; поэтому и в покое (субботе) от этого рабства не нуждаются. 697

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Пророк Иеремия, предвидя неуспех этих планов, говорил Седекии и его союзникам: «теперь Я (Бог) отдаю все эти земли в руки Навуходоносора. Все эти народы должны служить ему, и сыну его, и сыну сына его, доколе не придет время и его земле, когда многие народы и великие цари поработят его самого. А тех прорицателей, которые уверяют, будто вы не будете служить царю вавилонскому, не слушайте; они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас, и вы погибли» ( Иер. 27:6–10 ). В противоположность таким ложным пророкам, которых, как видно, было не мало, ( Иер. 23:9–32 ср. 28 гл.), пророк Иеремия открыто внушал царю, священникам, вельможам и всему народу добровольно, без сопротивления покориться Навуходоносору, так как нашествие его на Иудею есть выражение грозного суда Божия ( Иер. 21 и 27 гл.) и потому предстоящее падение иудейского царства неотвратимо ( Иер. 25:8–11; 30:12–15; 32:3–4; 34:2–3 ). Предсказания пророка с точностью исполнились: не смотря на упорное сопротивление Седекии, Иерусалим после трехлетней осады был взят (в 4-й месяц 11-го года Седекии). Седекия сделал было попытку спастись бегством, но его схватили и привели в г. Ривлу (в Сирии) к победителю. Здесь в его глазах умертвили его сыновей, затем ослепили его самого и в оковах увели в плен в Вавилон, где он и умер в темничном заключении. Тогда Иерусалим был разграблен и вся страна предана огню, мечу и разрушению ( Иер. 39:1–9 ). Вскоре после этого Навузардан, полководец Навуходоносора, сжег самый храм Иерусалимский и царские дворцы, разрушил стены Иерусалима и все замечательные городские здания. Множество иудеев отведено было в плен; а над теми, которые оставлены были в Иудее, по распоряжению Навуходоносора, назначен был правителем один из вельмож иудейских Годолия ( 4Цар. 25:1–22 ; 2Пар. 36:11–21 ). Таким образом царство иудейское, существовавшее отдельно от израильского в течении почти 400 лет (от 980–588 г. Р. X.), прекратило свое существование. 2. Особенность пророчеств его по содержанию и способу изложения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В конце 17-летнего царствования Валтасара, Кир, вместе с тестем своим, сыном Астиага, царя Мидийского, Киаксаром 2-м, осадил Вавилон с намерением подчинить своей власти всю обширную Вавилонскую монархию. Набоннида, вероятно ( Иер. 51:31 ), в это время в столице не было, а соправитель его Валтасар, не смотря на угрожающую опасность продолжал бездействовать, предаваясь беспечному пиршеству. На одном из таких пиршеств в самое время осады Вавилона Киром Валтасар дозволил себе кощунствовать над священными сосудами, взятыми из храма Иерусалимского Навуходоносором, приказав принести эти сосуды и подавать в них вино всем вельможам и наложницам его, присутствовавшим на пире. В это самое время появились персты руки человеческой и писали против лампады на выкрашенной стене дворца следующие слова: мани, фекел, фарес. Увидев это, царь чрезвычайно смутился, и тотчас же приказал привести всех мудрецов вавилонских, обещая богатые милости тому из них, кто прочтет и объяснит эти слова. Но, к великому огорчению царя, никто из мудрецов не мог прочитать этих таинственных слов и разъяснить смысл их, что еще более смутило дух царя. Тогда по указанию царицы приведен был к царю пророк Даниил. Царь сказал ему: «я слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и ты обладаешь великою мудростью. Из моих мудрецов никто не мог прочитать и объяснить этих слов, и вот, если ты прочтешь и объяснишь мне, то я одарю тебя богатыми дарами и почту великими почестями, третий после меня в царстве будешь». Даниил смиренно ответил на это: «дары твои пусть останутся при тебе или дай другому; писание-же это я прочту тебе и значение его объясню» (5:17). После этого пророк напомнил Валтасару о судьбе Навуходоносора, который за гордость свою наказан был лишением разума на 7 лет (5:18–21) и упрекнул его за то, что он не вразумился этим примером и, подобно Навуходоносору, возгордился настолько, что дерзнул даже хулить Бога небесного: священные сосуды, похищенные из храма Иерусалимского, употребил для вина на пиршестве, причем восхвалял бездушных идолов, которые не видят и не слышат, и ничего не разумеют, а Бога истинного, у Которого во власти жизнь его, не прославил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

В подтверждение правоты своего учения хлысты указывают, во-первых, на следующие слова 3-й книги Ездры: Господь сказал: «Вот наступают дни, когда Я начну приближаться, чтобы посетить живущих на земле; когда начну Я взыскивать с тех, которые неправдой своей произвели неправедно великий вред» (6:18–19). Но в этих словах говорится только, что скоро настанет время, когда Господь начнет приближаться к тому, чтобы во время некоторого (какого – неизвестно) посещения живущих на земле взыскать с неправедников за их вредные для других неправды. Таким образом это посещение будет посещением суда и мщения, между тем боговоплощение имеет одну цель – спасение. 2) Я молился, и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух премудрости (Прем. Солом. 7:5–7). Она (Премудрость) все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков (ст. 27). «Я, премудрость, обитаю с разумом» (Притч. Солом. 8:12). Премудрость, толкуют хлысты, это Бог , Который сходит на человека и воплощается в нем, «переходя из рода в род в святые души». Но с таким толкованием согласиться нельзя. Слово «премудрость» в книгах Премудрости и Притчей Соломоновых понимается в двух смыслах: Премудрость как Божественная Ипостась, т. е. второе лицо Св. Троицы, и премудрость как естественный разум человека, как сила духа. В первом месте (Прем. Солом. 7:5–7), как видно из контекста речи, говорится о том, что все люди имеют одинаковое телесное происхождение, одинаково беспомощны при рождении и у всех их один конец – смерть. Поэтому ни знатное происхождение, ни высокое общественное положение не дают права на исключительное обладание премудростью – она есть дар Божий, и каждый, кто просит о том Бога, получит ее. Под премудростью здесь, очевидно, разумеется естественный разум, почему слова «сошел на меня дух премудрости» означают то же, что и выше стоящие: «даровал мне разум». Можно под духом премудрости разуметь также особую божественную силу, воздействующую на дух человека, и тогда сошествие духа премудрости нужно пониматъ как сверхъестественное благодатное воздействие. 187 Во всяком случае, ни то, ни другое понимание не подверждает учения хлыстов о воплощении Божества в человеке; напротив, сам Соломон, получивший по своей молитве эту премудрость, прямо называет себя «человеком смертным, подобным всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Во втором и третьем месте, как видно из 8:22–26, 27–31 книги Притчей и 9:1–3, 7:22–30 кн. Прем. Солом., под Премудростью разумеется Божественная, Ипостасная Премудрость. Проповедуя всюду – на возвышенностях, на дорогах, распутьях и т. д., она призывает всех людей без различия развивать свой ум, обогащая его всякими полезными сведениями, укреплять свое сердце в истинном добре и стремиться к истине и справедливости больше, чем к приобретению богатства и сокровищ. Если кто откликнется на этот призыв и обратится к Божественной Премудрости, то Она, по Своему Божественному существу и происхождению, а также по присущему Ей разуму и знаниям, вполне может способствовать этому. Таким образом здесь нет даже и намека на то, что Премудрость воплощается в каждом разумном человеке. 3) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит Христос в Евангелии ( Мф. 22:32 ; Лук. 20:37–38 ; сн. Исх. 3:6 ); значит, заключают хлысты, Он воплощался в Авраама, Исаака и Иакова. Но это неправда. Слова «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» первоначально были сказаны Господом Моисею во вреия явления при Хориве в терновом кусте, чтобы уверить его в Своей помощи и покровительстве и тем побудить безбоязненно идти к фараону и вывести евреев из Египта. 188 Затем они были повторены Иисусом Хркстом при обличении саддукеев, отвергавших воскресение мертвых. «А о воскресении мертвых, говорил Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Таким образом ни в том, ни в другом случае указанные слова не говорят о воплощении Божества в человеке. 4) В евангелии Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14). «Слово, – толкуют хлысты, – учение Божие; если человек усвоил это учение, то слово и стало плотью, т. е. человек стал Богом». 189 Но такое толкование неправильно. Под Словом в словах св. Иоанна разумеется не учение, а Сам Бог, Слово Ипостасное, потому что Ему усвояются такие черты, как вечность, участие в творении мира и др., которые присущи только Богу. В 18 ст. той же 1 гл. евангелист прямо говорит, что это Слово – Единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий, почему в 1-м своем послании пишет: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово н Св. Дух; и сии три суть едино» (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но освобожденный Израиль положил лишь начало проповеди об Иегове, кончится же она тогда, когда на земле утвердится правда и все острова будут уповать на закон Божий. Итак образ Раба Божия в начале 42-ой главы описывается чертами, которые отчасти присущи и Израилю 3 . Это наблюдается и в дальнейшем ее содержании. Пленение Израиля было временным отвержением его Иеговой, когда завет Иеговы видимо прекратился, избрание Израиля потеряло силу. Освобождение из плена было восстановлением того и другого. Современники этого освобождения являлись таким образом настолько же восстановителями древнего завета для своей нации, насколько проповедниками и просветителями язычников. О них в известной мере могло быть сказано: «Я, Господь, призвал Тебя в правду (т. е. для оправданий) и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» ( Ис.42:6 ). Точно также и слова: «чтобы открыть глаза слепых (разумеется прежде всего в духовном смысле, в каковом далее в ст. 19 говорится: «кто так слеп, как раб Мой?»), чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы» ( Ис.42:7 ), могут быть отчасти применимы и к событию освобождения пленников и его влиянию как на язычников, так и на Израиля. Другое место, говорящее о Рабе Божием, и толкуемое большею частью в приложении к Мессии, это – Ис.49:1–9 . Это место представляет столько удобств для толкования его в применении к народу израильскому, что можно даже оспаривать мессианский смысл его. Прежде всего достойно внимания то, что в Ис.49:3 изображаемый Раб Божий называется Израилем, каковым именем пророк обозначает везде целый народ. То, что говорится здесь о Рабе Божием, в большей части своей читается нами в других местах об израильском народе. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери называл Мое имя» ( Ис.49:1 ) читаем мы здесь. «Господь помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ) «назвал тебя по имени твоему» ( Ис.43:1 ), читаем мы о народе израильском. «И соделал уста Мои как острый меч, тенью руки Своей покрыл Меня, и соделал меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня» ( Ис.49:2 ) значит в сущности тоже, что в Ис.51:16 говорится об Израиле: «и Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя», Израиль был призван возвестить всему миру славу Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

сл. Следующие затем слова: «положу Дух Мой на него», выражают почти тоже, что сказал Иегова народу своему: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ). В дальнейших словах 42-ой главы раскрывается проповедническая деятельность Раба Божия, ее характер и сущность. Он возвестит народам правду. Его проповедь будет скромна, спокойна, тиха. Ее сила не в громких словах, не в возвышенных речах без разбора места и времени, но в обаянии ее внутреннего содержания. Не насилие и смерть возвестит Он, но жизнь, снисхождение, милосердие. Он и самое малое проявление жизни, самую ничтожную искру добра воспламенит и усилит. Суд Его будет судом истинным; и до тех пор не ослабеет Он и не прекратит проповеди, пока не утвердит правду, и пока закон Его не признают все острова. Таково проповедническое служение Раба Божия. Нигде в столь подробных и ясных чертах не описывается миссионерская деятельность народа израильского и потому с правом большинство комментаторов видит в представленном описании образ Мессии. Но и здесь можно сделать некоторое сближение пророческого служения Раба Божия с проповедью Израиля. Уже самое избавление Израиля от плена было судом Божиим над ним и прочими народами и вместе с тем молчаливою, но убедительною проповедью о всемогуществе Иеговы и об истинности Его закона. Видя освобождение Израиля, все народы придут к нему и скажут: «у тебя только Бог , и нет иного Бога; только у Господа правда и сила» ( Ис.45:14,24 ). Ибо что такое те боги? Плотник, протягивает по дереву линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом, округляет его и выделывает из него образ красивого человека, чтобы поставить его в доме. И вот Бог! Он стоит и не двигается, кричат ему, но он не отвечает, не спасает от беды. Но пал теперь Вил и низвергся Нево, Они не спасли Вавилона. В таком посрамлении языческих богов и распространении славы Иеговы посредником являлся народ израильский. Посему Сам Иегова называет его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010