Святой представлен прямолично по пояс седым старцем со впалыми щеками, голова не покрыта; короткие волосы, разделенные на прямой пробор, обрамляют широкий лоб; прямая борода средней величины слегка сужается внизу и раздваивается на конце. У преподобного крупные черты лица: почти прямые брови, большие голубые глаза, длинный прямой нос, широкие губы. На Н. коричневая монашеская мантия поверх черного подрясника и темная сине-зеленая схима (без куколя), правая рука поднята с благословляющим жестом, в левой, согнутой в локте и немного опущенной,- свиток; вокруг головы золотой нимб. Прп. Никандр Городноезерский. Икона. 1990 г. Копия иконы кон. XIX — нач. XX в. Иконописец Д. А. Ефремова (частное собрание) Прп. Никандр Городноезерский. Икона. 1990 г. Копия иконы кон. XIX — нач. XX в. Иконописец Д. А. Ефремова (частное собрание) Ко 2-му изводу относится небольшая икона, также кон. XIX - нач. XX в., находившаяся во 2-й пол. XX в. у старой жительницы с. Внуто. В 1990 г. иконописцем Д. А. Ефремовой была написана копия этой иконы (местонахождение оригинала неизв.; копия - собственность автора). На ней Н. изображен в рост в левой части иконы в виде старца с длинной окладистой седой бородой, одетого в длинную черную мантию с многочисленными светлыми разделками, в темно-зеленый подрясник, черную обувь и иссиня-черную схиму с голубыми Голгофскими крестами, на голове схимнический островерхий куколь. Взор святого обращен вверх, правая рука в молении возле груди, в левой - развернутый свиток с плохо читаемой надписью; вокруг головы святого бордовый нимб с золотым контуром. Справа на иконе изображена Никандрова пуст. с 2 храмами и монастырской стеной. Прп. Никандр Городноезерский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Рубеж XIX и XX в. (ц. ап. Филиппа на Нутной ул., Вел. Новгород) Прп. Никандр Городноезерский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Рубеж XIX и XX в. (ц. ап. Филиппа на Нутной ул., Вел. Новгород) К этому же изводу относится хромолитография, напечатанная в 1911 г.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 182-183; Прил. С. 197, 255; Список вещам, отобранным из церквей и мон-рей в Новгородский архиерейский дом, 1728 г.//ОДДС. Т. 8. Прил. 12. Стб. CXXI; Прошение бывшего сенатского копииста Никиты Жданова о разрешении ему постричься в монашество в Никандровой пуст., 1727 г.//Там же. С. 315. 308; Верный месяцеслов. С. 43. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 180; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75; Жервэ Н. Н. Никандрова пуст.//София. Новг., 1997. 2. С. 21; Коваленко А., Коваленко Я. Святые Земли Русской: Преподобные Никандр Псковский и Никандр Городноезерский//Там же. 2003. 1. С. 27-30; Коваленко Я. В честь 400-летия памяти прп. Никандра Городноезерского//Там же. 4. С. 6; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 154. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. В иконописных подлинниках Н. не упоминается. Сведения о его древних иконах отсутствуют. Известны неск. изображений Н., на основе чего можно разделить единоличные образы святого на 2 извода: фронтальные и вполоборота на фоне мон-ря. К 1-му можно отнести большую храмовую икону (датировалась рубежом XIX и XX вв.), которая находилась в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто Хвойнинского р-на Новгородской обл., в 2010 г. была украдена, и в наст. время ее местонахождение неизвестно. Образ написан в академической манере на золотом фоне с чеканным орнаментом, скорее всего происходит из деревянной часовни над захоронением Н.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.). Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается. Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части - во имя святителя Николая Чудотворца, слева - во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Жервэ Н.Н. Никандрова пустынь//София. Новгород. 1997. c. 21 Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=09516

Никандрово. Троицкий Никандров Городноезерский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Новгородская область, Любытинский район, с. Никандрово Координаты: 58.830586, 33.835372 Проезд:от Великого Новгорода автобусом до Любытино, от Любытино до Никандрово 12 км на такси или пешком. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Святой Троицы располагается в пределах бывшей Никандрово Городноезерской пустыни, находится близ западного берега карстового озера Городно на территории нынешнего Любытинского района. Основатель пустыни прп. Никандр Городноезерский, придя сюда в 1550 году, построил храм во имя Воскресения Христова, возобновив память древней Воскресенской обители, существовавшей здесь задолго до его прихода, что отмечает в Житиях святых архиепископ Филарет Черниговский. О жизни и подвигах преподобного Никандра (†15/28 марта 1603) не сохранилось никаких сведений, кроме благоговейной памяти в сердцах народа. Когда преподобный Никандр был причислен к лику святых, неизвестно, но почитание его отмечается уже в XVII в. Память его празднуется 15/28 марта и 04/17 ноября. Мощи угодника Божия почивали в обители под спудом. Над могилою святого мужа, находившеюся в роще за монастырем, в начале XVII в. упоминается новый храм во имя Всемилостивого Спаса. Церковные ведомости г. Боровичей и его уезда за 1913 год упоминают уже храм не Воскресения Христова, но Святой Троицы («Ведомость о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год»). Сама же Никандровская пустынь по штатам 1764 года в царствование имп. Екатерины II была упразднена и переименована в погост Никандрово с храмом во имя Воскресения Христова и в нем – приделом в честь преподобного Никандра Городноезерского. Церковные Ведомости за 1826 год сообщают: «Церковь во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Никандра, деревянная твердая церковной утварью достаточная, поставлена в 1794 году…» Ведомости за 1831 год сообщают уже о двух храмах: старом деревянном обветшавшем — во имя Воскресения Христова и новом каменном с «крепкой колокольней, трехпрестольном» — во имя Святой Живоначальной Троицы, на каменном фундаменте и с большой колокольней. В холодном соборе был престол во имя Св. Троицы, в теплом приделе, на правой стороне – во имя святителя Чудотворца Николая, на левой – во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого Солунского. Храм был построен и содержался при активном пожертвовании местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михелей, Сиверсов и др.

http://sobory.ru/article/?object=60407

в одесской мастерской Е. И. Фесенко (хранится в Свято-Троицком Никандровом монастыре). Фигура преподобного помещена в центре композиции; на Н. темно-зеленая длинная мантия поверх светло-коричневой рясы, из-под к-рой видна темно-коричневая обувь, и красно-коричневая схима с охристым Голгофским крестом. Длинные седые волосы, разделенные на прямой пробор, прядями спускаются на плечи, завиваясь на концах; длинная прямая седая борода доходит до груди, чуть закругляясь на конце. У святого низкий широкий лоб, большие, широко раскрытые глаза, прямой нос, широкие скулы, впалые щеки; взгляд устремлен к образу Св. Троицы («Гостеприимство Авраама») в облачном сегменте справа вверху. Преподобный правой рукой благословляет, в левой, опущенной, держит свиток. За спиной Н. в глубине иконы слева показана кирпичная Троицкая ц. в с. Никандрове, справа - деревянная часовня над местом погребения святого на опушке леса. На фронтонах часовни видны 2 иконы с поясными изображениями, вероятно Спасителя (над входом) и Н. в схимническом куколе. Надпись в верхней части хромолитографии: «Св. Пр. Никандръ Гopoдho-eзepckiй чдотвор». Из рассказов очевидцев известно, что при обретении св. мощей Н. на гробе была обнаружена рельефная керамическая икона святого размером ок. 8-10 см с полукруглым завершением. Она хранилась у настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто архим. Иосифа (Софронова) (местонахождение иконы после его смерти в 1993 неизв.). По иконографии образ был аналогичен иконе рубежа XIX и XX вв. Преподобные Мартирий Зеленецкий, Никандр Городноезерский и Иулиания Муромская. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Преподобные Мартирий Зеленецкий, Никандр Городноезерский и Иулиания Муромская. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42). В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью. Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл. Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель НЕСТОР Прокофьевич Панин (1881-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_49.html

Жервэ Н. Н. Никандрова пустынь//София 50 . Новгород. 1997. С. 21. Среди Боровичских святынь особое место занимает бывшая Никандрова пустынь, расположенная в красивой местности близ озера Городно. ...преподобный Никандр... основал здесь монастырь Спаса Всемилостивого и подвизался здесь с 1550 г. до глубокой старости. ...Скончался преподобный Никандр 15 марта 1603 г. и был погребен здесь же. Когда преподобный Никандр причислен клику святых, неизвестно, но почитание его отмечается уже в XVII в. В роще за монастырем в начале XVII века была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса. По кончине святого основателя число братии Городноезерской Никандровой пустыни уменьшилось, и обитель была приписана к Крутецкому монастырю Боровичского уезда, а в 1764 г. упразднена (незадолго до этого в обители случился сильный пожар, и основная часть ее выгорела). Монахи были переведены в Крестовоздвиженский монастырь, который находился рядом с поселком Песь. На месте Никандровой пустыни появляется погост Никандрово, и в нем строится деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделом в честь святого Никандра Городноезерского чудотворца. На его могиле была построена часовня. По сохранившимся документальным свидетельствам (ГАНО. Ф.481. Оп.1.Д.8.Л.11) праздник в честь святого Никандра в погосте совершался ежегодно 4 ноября. В этот день утром в часовне у мощей преподобною начиналось Всенощное Бдение; после часов из храма совершался сюда крестный ход; служился водосвятный молебен и молебны преподобному по просьбе богомольцев; после чего в храме совершалась Литургия и мирской молебен преподобному Никандру. Служба ему совершалась по общей Минее. Отдельной службы не имеется, а имеется только тропарь и кондак. В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части – во имя святителя Николая Чудотворца, слева – во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Существовала в селе Никандрово, кроме того, и деревянная часовня во имя Флора и Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1918 г. монастырские земли передали коммуне «Восход» и местным жителям. Несмотря на формальное закрытие обители в следующем году, монашеская жизнь в ней продолжалась. В июне 1932 г. три монастырских храма обслуживал один иеромонах. Две церкви (соборная и трапезная) тогда же были закрыты и переданы коопсельхозу «Зеленец» для переоборудования под клуб и дом отдыха рабочих. В монастыре последовательно размещались трудовая колония, подсобное хозяйство, профтехучилище, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь. С 1945 по 1967 гг. здесь находился дом инвалидов общего типа, затем психоневрологическая лечебница. 12 декабря 1990 г. монастырь возвращен Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 24 ноября 1993 г. была отслужена первая Литургия в нижней церкви и поднят крест на собор. Монастырь отличается строго уставным характером богослужений. Его настоятель – игумен Пахомий (Трегулов). Подворьем монастыря является церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 24). Она строилась как часовня при одноименной церкви, где помещалась явленная на этом месте икона Божией Матери «с грошиками», часовня – одна из самых больших в России (могла вместить до 900 человек, освящена 20 декабря 1909 г.). Близ часовни упокоилась Блаженная Матрона (Мыльникова), «Матронушка-Босоножка» († 1911). Часовня закрыта по постановлению от 21 апреля 1938 г., использовалась под завод, возвращена в 1991 г. и переосвящена в церковь . Восстановлена чтимая могила блаженной. Ее мощи обретены 6 мая 1995 г. Сведения о преподобном отце нашем Никандре Городноезерском 1, 3, 51 Память его празднуется месяца марта в 15-й день и месяца ноября в 4-й день † 1603 О преподобном Никандре Городноезерском известно только то, что в XVI в. он основал пустынь на западном берегу озера Городно с храмом в честь Воскресения Господня. Пустынь прозывалась по месту Городноезерскою, а по имени основателя – Никандровою. Обитель не отличалась многолюдством, и с преподобным Никандром подвизалось никак не более десяти человек братии. В описи 1581 г. говорится, что в монастыре «келья игуменская да 10 келей, а в них 3 старцы, а 7 келей пусты». Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитвах, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008