Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре в пятницу на шестой седмице Великого поста и сейчас же уходил в свою пустынь. Причащаться на Страстной или на Пасху он считал себя недостойным. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири. Раз медведь стал сильно чесаться о его крыльцо, сотрясая келью. Преподобный вышел и перекрестил его; медведь стал лизать ему ноги, а потом ушел. Страхования прекратились после явления ему прп. Александра Свирского, который сказал ему: «Не бойся, брат мой Никандр, с сего времени избавит тебя Господь от всех сетей вражеских». Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым, но преподобный запретил рассказывать это. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь; преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул, и преподобный долго поучал Симеона прощению обид. За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги — одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения. 24 сентября 1581 г., со словами «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!», прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Похоронил его крестьянин Иоанн Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть о его кончине в осажденный Порхов. Прошел Иоанн незамеченным. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Не осталось забытым уединенное место подвигов прп. Никандра. Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин, который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены нетленными в 1684 г., и он был причислен к лику святых

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

Строгим своим житием обратил он на себя внимание сподвижников, но не желая иметь отличия перед тружениками, он удалился в прежнюю свою пустынь на безмолвие и провел там 15 лет. Впоследствии, избегая мирской славы, он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель. Там избрали его в звание екклисиарха (уставщика церковного), а потом в должность монастырского келаря. Но начальственные сии должности, ввиду точного им их исполнения, подвергли Никандра многим наветам и оскорблениям. Пустынник оставил обитель. В 3-х верстах от нея, на одном острове, поставил он келью и мирно жил в ней, пока все те же завистники и клеветники не вытеснили его и из этого убежища. Он в третий раз возвратился в первую свою пустыню на речку Демьянку и пребывал уже там неотлучно до кончины своей. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую " гостиницу у дуба " , которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез. Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1582 года во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин, Иван Долгий, нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Он предал останки преподобного земле близ дуба, где стоит ныне соборная Благовещенская церковь, а потом известил о сем Порховских жителей, которые совершили погребение по христианскому чиноположению 1 октября 1582 г.

http://pravicon.com/info-3017

С 1896 г. по 29 марта 1905 г. дьяконом в церкви служил Константин Гроздов. Его сменил дьякон Никандр Гривский. Псаломщик Успенской церкви г. Торопца, он 29 мая 1905 г. рукоположен в сан дьякона Успенской церкви погоста Илемно. 6 июля 1907 г. Никандр Гривский перемещен на дьяконское место к Покрово-Николаевской церкви г. Торопца. Впоследствии он стал священником, служил в Торопецком уезде. Был репрессирован советской властью: вначале его приговорили к 10 годам лишения свободы. Содержался священник в Соловецком лагере, здесь он тяжело заболел и получил инвалидность. В 1932 году заключение в лагере было заменено на ссылку до окончания срока. В 1938 году последовал новый арест, приговор к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в Обозерском лагере Архангельской области. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии. Дьякон Сергий Иоаннович Скоропостижный (1878-?) родился в семье дьякона погоста Камно. В 1885 году окончил Псковскую духовную семинарию, с 1896 года служил псаломщиком в погосте Сырковичи Порховского уезда, с 1898 года - псаломщиком Ильинской церкви погоста Кривовичи Псковского уезда. С июля 1903 года служил дьяконом Ильинской церкви погоста Верхолино Псковского уезда, с ноября 1904 года - в погосте Илемно. В 1913 году служил дьякон Вячеслав Федорович Колосов вместе со священником Иоанном Соловьевым. В 1910 году должность псаломщика исполнял Владимир Николаевич Кудрявцев (1878-?), происходивший из духовного звания. В 1899 году он окончил Порховское духовное училище, исполнял должность псаломщика погоста Вышгород Островского уезда, с марта 1907 года служил в Илемно. Судьба дьякона и псаломщика после 1917 года неизвестна. Приход церкви составляли населённые пункты: село Илемно; деревни: Абрамково, Веретье, Веретейская Роща, Вытебское, Городище, Дубищи, Заилеменье, Заполье Дорогостицкой волости, Заполье Нижнее Шелонской волости, Заречье, Иваньково, Илемно, Клин, Корытно, Любяницы, Лютец, Мошницы, Никольское, Новодети, Петрово, Порожки, Строкино, Теребони, Шелонск. В 1910 году проживало 3788 человек.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Пошел в Рождественский монастырь, а там сами на печку жалуются. На Пюхтицком подворье печка хорошая, но старая, таких сейчас нет. В Даниловом стоят те же ХПП – печи с высоким подом. Они их берегут для артосов. Наконец нашли мы печку предприятия «Восход». По габаритам она нам не очень подходит: входную дверь пришлось бы проламывать. Но где ее в работе посмотреть? Представитель «Восхода» нам сказал, что их печь взяли в Сергиев Посад. Понятно, думаю, отец Никандр (лаврский просфорник) свои древние печки помнил. Поехали с отцом Клеопой в лавру. Это было накануне Дмитриевской родительской субботы. Первым делом пошли в Троицкий Собор к преподобному. Приложились к мощам. Просим о печке. Потом пошли в просфорню к отцу Никандру, а его нет. Сели ждать в беседке, напротив братской трапезной. Лаврская братия пообедала. Мы подошли к одному из братии, спрашиваем отца Никандра. Нам сказали, чтоб мы пошли поели. После обеда мы, довольные и сытые, выходим из трапезной и опять к кому-то из братии: «Не видели ли отца Никандра?». – «Да был минут пятнадцать назад и ушел» – «Вот, – говорю, – отец Клеопа, послушание на жратву променяли!!!». Делать нечего. Сидим, ждем в беседке. Оделись с утра легко, а на улице уже холодно. Зябнем. Часов после четырех идет отец Никандр. Мы к нему: «Отец Никандр, здравствуйте! А мы к Вам, новые печки посмотреть». А он и говорит, что ничего не менял: старые у него стоят. Тут до нас дошло, что Сергиев Посад – это не только лаврская просфорня. Подсказал нам отец Никандр кое-что по просфорам, и мы собрались расстроенные домой: весь день проторчали в лавре, и все без толку. Сели на станции на автобус, по дороге естественно спали. Уже подъезжая к ВДНХ, проснулись. Отец Клеопа говорит: «Смотри: “Торговое оборудование”»! Рядом с гостиницей «Космос» павильон «Оптика» и на нем вывеска: «Торговое оборудование». Выходим из автобуса. Отец Клеопа говорит: «Может, у них печки есть?». А времени уже начало седьмого, пятница. Наверное, все уже закрыто. Сам думаю с досадой: «Все равно день потерян, не буду с отцом Клеопой спорить, сделаю, как он хочет». Пошли.

http://pravoslavie.ru/30760.html

Причём, эта " животрепещущая " тема волнует сегодня, судя по всему, умы многих апологетов марийского язычества. Так, опубликованное здесь же интервью Юрия Юсупова с этнограф Никандром Поповым начинается с такой оригинальной " затравки " : " - Никандр Семёнович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить " на тот свет " ? - По мнению верующих, такое вполне возможно. - Бывает такое? - Бывает " . Дальше " известный марийский этнограф " на полном серьёзе повествует о том, как эти самые " верующие " с помощью заклинаний на смерть боролись до революции за свои гражданские права. " Из-за незнания российских законов, - свидетельствует Никандр Попов, - им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы. Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика? Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого воздействия! У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного. Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает... " . Правда, спохватившись, Никандр Попов тут же начал оправдываться, что " совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо " , и магия марийцев - это не совсем одно и то же, что их традиционная религия, но убедительных аргументов в пользу своего утверждения не привёл. Зато, характеризуя последнюю, он также не преминул помянуть всуе христианство. Юрий Юсупов задал " известному этнографу " вопрос: " Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и церкви " ? Причём, уже из написания слов " Роща " и " церковь " становится понятным, что первично и что вторично в этом ряду для самого интервьюера. Отвечая на этот вопрос, Никандр Попов, в частности заявил: " Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/22/...

л. 16 по вещественным законам И все веруют Богу, что спасение получили». Поведаю же вам другое чудо преславное, которое слышал от отца Никандра, что родился и жил в Литовской земле. Когда безбожный агарянский царь Ахмат пришел к Никандр, будучи еще мирянином, был пленен одним из князей Ахмата и принуждаем к отречению от Господа нашего Иисуса Христа. Повелел тот безбожный князь дать Никандру шнурок со множеством животворящих крестов, которые его злочестивые слуги отняли у христиан, чтобы он бросил их в огонь (в том доме тогда топилась печь), а другому слуге повелел стоять с мечом над его голо // вой, л. 16 об. чтобы отрубить Никандру голову, если не ввергнет их в огонь. Никандр же предпочел умереть за Господа нашего Иисуса Христа и сказал безбожному князю: «Мы крестам поклоняемся и целуем их». Тогда злочестивый князь повелел устрашить его смертью: резать понемногу шею Никандру и давать ему кресты, чтобы бросил их в огонь. Он же не хотел этого сотворить, И безбожный князь повелел теми крестами, взяв за шнурок, немилосердно бить Никандра. Но он никак не подчинялся. И внезапно напал страх на безбожного царя Ахмата, и побежал он. Тогда и тот князь побежал. А Никандра в одной сорочке и босого бросили на льдине, и из-за сильного мороза пальцы на ногах его отмерзли. И после ухода // л. 17 безбожных взяли его, едва живого, в город; был он по своей воле мучеником и без крови принял венец. Никандр был благоразумным человеком: хотя и не научился писать, но со слуха все в памяти хранил и разумел, скольких благ сподобил его Бог, что не отрекся от него и не бросил в огонь честного креста, только сильно печалился, что не умер мученической смертью за Христа. И поэтому он пожелал отречься от мира, и пришел в монастырь к старцу Иосифу, и стал монахом. С ним и я долгое время жил. Никандр пребывал в монастыре 43 года, исполненный всякими добродетелями: нестяжанием, и послушанием, и молитвой, и слезами; около тридцати лет служил больным, не имея даже своей кельи. Воздержание такое творил, что всегда, до //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой из друзей свт. Тихона, тоже помещик, слушая наставления Святителя, распалился такой ревностью к благочестию, что решился, бросив жену и детей, бежать в какую-нибудь глубокую пустыню. Услышав об этом, Святитель тотчас написал ему письмо, в котором останавливал его неразумную ревность, указывая возможность жить богоугодно и в том положении, в котором тот находился. Помещик вразумился и, оставив охоту, карты, и веселые пирушки, начал жить по наставлениям Святителя, как следует христианину. Но после кончины Святителя забыл его наставления и свои обеты и опять мало по малу обратился к старым своим привычкам. И однажды отправившись на охоту верхом на лошади, с собаками, он упал с лошади и раздробил себе обе ноги, отчего и страдал долгое время. Тут он вспомнил прещения свт. Тихона и, раскаявшись в своем непостоянстве, возвратился к скромной и христианской жизни.  Благоразумно управляя ревностью своих друзей к удалению от мирской суеты, Святитель со всем усердием содействовал поступлению в монастырь тем из них, в которых возгаралось истинное стремление к монашескому уединению и подвижничеству, и которые не были связаны никакими семейными узами. Так подступил он с сыном знакомого помещика Бехтеева, Никандром Алексеевичем. Еще во время управления епархией, в первое посещение помещика Бехтеева, в селе Ксизове, свт. Тихон обратил внимание на его юного сына Никандра. Другие дети, приняв благословение от Святителя, ушли играть, а Никандр, напротив, не отходил от него во все время пребывания Тихона. Оставляя дом Бехтеевых, Святитель подозвал к себе Никандра и, дунув ему в лицо, сказал: «Да будет благословение Божие на сем юноше». Никандр почувствовал какую-то неизъяснимую радость и старался чаще видеть Святителя в Воронеже или Задонске. Свт. Тихон, видя доброе расположение Никандра, тем охотнее поучал его словом Божиим. Никандр отправился на службу в Петербург, напутствованный благословением и наставлениями Тихона. Святительское благословение ограждало его и на службе. Через три года он вышел в отставку и заехал к преосвященному Тихону в Задонск принять благословение. Святитель заметил, что молодому человеку надобно бы послужить еще, но Никандр отвечал, что желает теперь послужить Царю небесному. Мудрый Тихон, хотя и одобрил его намерение, но советовал ему прежде испытать себя и приготовиться к духовной жизни. Так как деревня его родителей была недалеко от Задонска, то Тихон предложил ему чаще посещать монастырь и открывать свои мысли. При прощании с ним, Тихон дунул в уста Никандра, сказав: «Воля Божия да будет с тобой», – благословил и отпустил его со слезами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ив-ч просил его переехать в Москву, затем просил своего отца, а тот – митрополита Филарета – поместить Кондрашева в Высокопетровский монастырь. Здесь, 15 февраля 1836 года, Н. Кондрашев был пострижен в монашество с именем Никандра, а 25 марта того же года был рукоположен в иеродиакона в Чудовом монастыре, а затем в иеромонаха. Он был ризничным монастыря и прожил здесь восемнадцать лет. Во время холеры в Москве митрополит Филарет перевел о. Никандра в Богоявленский монастырь и назначил его братским духовником. Здесь он прожил лет шестнадцать до выезда в Тулу в 1864-м году в мае месяце во вновь строившийся Богородичный монастырь. Все время до выезда в Тулу о. Никандр был духовником у В. И. Макарухина. Переезжая в Тулу, о. Никандр принял на себя ответственную обязанность строителя монастыря по мысли В. И. Макарухина. И на приведение этой мысли в исполнение он посвятил остаток своей истинно иноческой жизни и энергии. Первоначально с ним братии никого не было, служил он один с послушником Гавриилом (ныне ризничий архиерейского дома о. иеромонах Геннадий). Затем был принят им о. Игнатий и выпрошен у преосвященного Никандра иеродиакон архиерейского дома Мартирий, который вскоре был посвящен в иеромонаха. Непрестанные заботы и настойчивый труд, однако, быстро разрушали здоровье о. Никандра, которым он, как видно, и не особенно был озабочен. Так, в том же 1864-м году, чрез четыре месяца по приезде в Тулу, о. Никандр уже испытывал сильное расстройство здоровья. Мих. Мих. Струков, один из близко знакомых с В. И. Макарухиным и непосредственный участник в деле устройства монастыря в Щеглове, уведомляя В. Ив-ча об освящении церкви Богородицы-Млекопитательницы, в письме своем от 9-го сентября сего года, между прочим, говорит: «И батюшка (о. Никандр) вас поздравляет. Он поручил мне написать вам, потому что он слаб и писать не может. Я бы вам советовал приехать его проведать… он не мог участвовать в этой церемонии (освящении храма) по случаю болезни. Под этот день (освящения) ему было так хорошо, что он мог бы и служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иоасафа открылась в самой его кончине. Предвидя закрытие монастыря, он очень боялся идти в мир и горячо молился Матери Божией, чтобы забрала его до закрытия. 23 сентября 1960 г. ему неожиданно стало плохо, ночью в обители не оказалось шофера, и в больницу о. Иоасафа привезли только утром, но там уже не смогли ему помочь. 24 сентября, угодив Богу своей самоотверженной иноческой жизнью, монах Иоасаф скончался в возрасте сорока пяти лет 1172 . Так Господь слышит праведных людей и исполняет их желания. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 21. Документы АУПЦ, АСЕУ. СХИМОНАХ НИКИТА (†1960) (Память 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст.) Схимонах Никита (Федор Моисеевич Шапошник, в монашестве Никандр) родился 11 августа 1884 г. в селе Ясенево Сумского уезда Харьковской губернии в украинской крестьянской семье 1173 . До двадцати трех лет он жил с родителями, затем поступил в Покровский монастырь города Орша. Отличаясь трудолюбием, Федор с ревностью и усердием исполнял внешние послушания, умом же упражнялся в послушании внутреннем. В 1914 г. он был пострижен в мантию с именем Никандр. Приняв монашество, о. Никандр предался особенному воздержанию, стремился всегда сохранять мужество в борьбе против бесплотного врага, непрестанно искушающего подвижников. Отец Никандр провел в монастыре 15 лет и за эти годы воспитал в себе постоянную ревность ко спасению, невозмутимость духа, кротость и незлобие. В 1922 г. после закрытия монастыря он вернулся на родину и до 1956 г. жил у родных, «занимаясь сельским хозяйством» 1174 . В 1956 г. о. Никандр поступил в Глинскую пустынь. Скромный и тихий, он много трудился на общих послушаниях, несмотря на свой преклонный возраст. Всю свою жизнь провел он в подвигах труда, молитвы и непрестанного внутреннего самоочищения. Просветленный, благообразный облик подвижника свидетельствовал о молитвенно-собранном устроении его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Получив письмо Тихона, помещик приехал к нему, и руководствуемый наставлением святителя, остался в мире, проводя среди семейства благочестивую жизнь . Мудрый святитель, не одобряя стремления к иноческой жизни в людях, которые готовы были разорвать священный союз супружеский и отказаться от высокой обязанности воспитания детей, с участием сердца содействовал искреннему стремлению к иноческой жизни тех, которые свободны были от уз семейных. Если он видел, что они встречают препятствия для осуществления своего желания, он готов был, так сказать, силой вырвать их из мира, чтобы водворить в тихой обители. Так он поступил с сыном знакомого помещика Бехтеева — Никандром Алексеевичем. Когда Преосвященный Тихон правил еще епархией и в первый раз посетил дом помещика Бехтеева в селе Ксизове, он обратил внимание на юного сына его Никандра. Братья его, приняв благословение у святителя, ушли играть; но Никандр во все время пребывания Тихона не отходил от него, слушая со вниманием его поучения. Оставляя дом Бехтеевых, святитель подозвал к себе Никандра и, дунув ему в лицо, сказал: «Да будет благословение Божие на сем юноше». Никандр ощутил какую-то неизъяснимую радость и старался чаще видеть святителя в Воронеже или Задонске. Тихон, видя добрые расположения Никандра, тем охотнее поучал его словом Божиим. Никандр отправился на службу в Петербург, напутствованный благословением и наставлениями Тихона. Святительское благословение ограждало его и на службе. Через три года он вышел в отставку и заехал к Преосвященному Тихону в Задонск принять его благословение. Святитель заметил, что молодому человеку надобно еще послужить. Никандр сказал, что желает теперь служить Царю Небесному. Тихон хотя одобрил его намерение, но советовал ему прежде испытать себя и приготовиться к духовной жизни. Так как деревня его родителей была недалеко от Задонска, то Тихон предложил ему чаще навещать монастырь и открывать свои мысли. При прощании, Тихон дунул в уста Никандра, сказав: «Воля Божия да будет с тобою», благословил и отпустил его со слезами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010