Но помни и о мне, – я иду за тобою, особенно приветствуй Пасикрата и Валентиона, рабов Божиих, которые прежде нас пришли к Господу добрым исповедани­ем». Юлий, целуя Исихия, сказал: «Спеши прийти, брат; а желания твои услышаны теми, которых ты приветствовал». Затем Юлий взял платок, завязал им глаза и, протягивая шею, ска­зал: «Господи Иисусе Христе! За Твое имя умираю, – удостой принять душу мою в число святых». Служитель отсек ему голову. Раб Христов пострадал в 6 кален. июня (27 мая). Святой Исихий с двумя другими принял мученическую кончину июня 25 дня 840 . Спустя два дня после того пострадали еще два воина, также друзья святого Пасикрата, Никандр и Маркиан 841 . Когда они представлены были на суд, префект Максим сказал им: если вы не знали указа императоров, повелевающего приносить жертвы богам, то исполните теперь. «Указ, – отвечал Никандр, – относится к желающим приносить жертву; но мы – христиане, не можем подлежать ему». Максим сказал: «Почему бы вам не принять награды за вашу заслугу?» «Деньги нечестия неприятны для чтителей Истинного Бога», – отвечал Никандр. Покури только ладаном богам, сказал Максим. Никандр отвечал: «Хри­стианин не может чтить камни и деревья и забыть о Боге, сотворившем все из ничего и могущем спасти меня и всех надеющихся на Него». Супруга святого Никандра говорила ему: «Берегись, господин мой, делать то; бе­регись отказываться от Господа нашего Иисуса Христа; взирай на небо и там увидишь Его, Кому должен ты сохранить верность». Максим ска­зал: «Глупая бабья голова! Зачем ты хочешь смерти мужу своему?» «Для того, – отвечала она, – чтобы жил он у Бога и никогда не умирал». Нет, сказал Максим, тебе хочется добыть более здорового мужа. «Если ты так думаешь обо мне, – отвечала она, – умертви меня за Христа первую, если только у тебя есть указ о женщинах». Максим сказал, что такого указа нет у него, но она будет сидеть в тюрьме, и ее отвели в тюрьму. Спустя 20 дней приводят их из темницы к префекту. «Довольно времени употреблено на увещание, чтобы покорились вы указу импе­раторов», – сказал Максим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б)  Употреблять на предметы того достойные , во славу Божию, на пользу ближних и к нашему усовершенствованию, и никак не употреблять на предметы срамные, на мысли нечестивые, на чувства нехристианские; не употреблять на ложь и обман, на клевету и обиду, на брань и ссору. в)  Наблюдать за употреблением своего слова и по временам требовать у себя отчета в нем, – всего лучше отходя ко сну, ежедневно. г)  Обращаться с молитвой к Господу, чтобы Он Сам положил хранение устам нашим , Сам ограждал нас Своей благодатью от духа празднословия, который с такой свирепостью заражает ныне всю вселенную. Ибо, если святые Божие человеки, Давиды, Сирахи, Ефремы, не видели в себе самих достаточных сил на сражение с этим обольстительным и зловредным духом: то нам ли ожидать победы над ним без помощи свыше? Когда мы будем поступать таким образом, то слово наше постепенно освободится от всех недостатков и сделается наконец тем, чем быть должно – могущественным органом нашего владычества над тварями, священной цепью, связующей нас со всем человечеством, верным посредников к сообщению другим того, что в нас есть доброго, и к принятию от других, чего недостает нам, – всегдашним орудием и залогом нашего преуспеяния во всяком совершенстве. Аминь. (Составлено по проповедям Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврич., т. III, стр. 415–420, изд. Вольфа). Пятнадцатый день Поучение 1-е. Св. мученик Никандр (В чем должна выражаться наша любовь к умершим?) I. Cb. Никандр, память коего совершается ныне, пострадал в царствование Диоклитиана, с именем которого соединяется воспоминание о самом страшном гонении, которое когда-либо испытывали христиане. Св. Никандр был врач; он посещал мучеников в темницах и служил им. Однажды он занимался погребением тел свв. мучеников, брошенных на съедение зверям и птицам. Его за то предали различным мукам, потом содрали кожу с живого и умертвили мечом. II. Св. мученик Никандр выражал свою любовь к умершим, а именно к пострадавшим за Христа св. мученикам, погребением их св. тел. Его пример и для нас обязателен: и мы должны заботиться о предании честному погребению умерших наших ближних в надежде славного воскресения их в день всеобщего суда Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Старец Зосимовой Пустыни посоветовал юноше выучить Псалтырь и Евангелие. Когда духовный сын возразил: «Это ведь невозможно!». Прозорливый старец ответил: «Выучишь! Бог поможет… Большую часть жизни ты проведёшь в тюрьмах»… (По молитвам старца иеромонах Никита за несколько месяцев выучил Псалтырь и Евангелие. Пророчеству суждено было сбыться – в тюрьмах, лагерях, в ссылке он провёл двадцать семь лет.) В 1915 году кандидат богословия – иеромонах Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую Духовную Семинарию. В Семинарии с 1915 по 1918 год он преподавал также курс литургики, гомилетики и церковной археологии. С 1918 года служил приходским священником в Иоанно-Предтеченском скиту. В 1927 году иеромонах Никита был арестован. Около двадцати семи лет подвижнику предстояло провести в тюрьмах, лагерях, ссылке.(1927–1940 гг.– Сибирь, (Барабинский округ), 1941– 1946 гг. – ИТЛ, 1946–1956 гг. – Саратов) Лишь в 1956 году старец был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. До 1960 года с благословения Патриарха Алексия он восстанавливал здоровье. В 1960 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы он был награжден золотым наперсным крестом. С 1960 года он выполнял послушание Патриарха по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии. В 1970 году тяжелобольной старец принял решение постричься в схиму, иеромонах Никита выбрал себе имя Никандр. Когда он обратился с просьбой к владыке Иоанну (Снычеву) дать ему при постриге имя Никандр, то услышал ответ: «Ребенок сам себе имя не выбирает». После того как иеромонах Никита объяснил, что просит об этом только потому, что умрет в день Никандра, псковского пустынника, согласие владыки на постриг с именем Никандр было получено. И действительно, иеросхимонах Никандр скончался в день своего тезоименитства 24 сентября 1974 года, причастившись Святых Таин. Похоронен старец на кладбище с. Колдыбань (Самарская обл.). Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950 гг.). Схиархимандрит Лаврентий (Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карильское Черниговской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В таких подвигах проводил святой все дни и ночи; никогда не ложился блаженный спать, но если его одолевал сон, то он сидя забывался дремотой, и то лишь на короткое время, а потом опять начинал молиться; свое пренебрежение к плоти Никандр простер до того, что умывал водой только руки и лицо; питался он, по большей части, растениями; когда же благочестивые люди приносили ему хлеб, то преподобный принимал приношение с благодарением; затем давал хлебу высохнуть и в таком виде вкушал его на заходе солнца; жажду он утолял водой; хотя он и вел столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда он светилось радостью и спокойствием; в течение всей великой четыредесятницы святой вкушал только раз в неделю, а в великий пяток он шел в Демьянский монастырь; приобщившись там страшных и животворящих Таин Христовых, он снова уходил к себе в пустыню, считая себя недостойным быть в числе братии сей обители. Одному лишь Богу ведомы труды и подвиги, какие святой Никандр перенес в пустыне. Часто злые духи являлись смущать преподобного и даже наносили ему раны, как то было и со святым Антонием Египетским 7 ]. Подкрепляя подвижника Своего, Господь послал ему в видении преподобного Александра Свирского 8 ]; сей угодник Божий ободрил Никандра на брань с невидимыми врагами. В Евангелии сказано, что род сей ничем не изгоняется, как только молитвою и постом, — сим оружием и преподобный Никандр одержал победу над князем тьмы. Но долго пришлось ему бороться с думами злобы: всякий раз как Никандр хотел отдохнуть от своих трудов, вокруг его келлии поднимался такой шум, что казалось, будто проезжает множество колесниц, или же слышалась игра на тимпанах и свирелях 9 ]. Тогда преподобный начинал читать псалмы Давидовы, и шум прекращался; так злые духи долгое время днем и ночью не позволяли отдохнуть святому до тех пор, пока Божией благодатью он не одолел их в конец. Однажды большой медведь пришел к келлии святого и стал чесаться о нее с такою силой, что келлия стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей келлии и осенив себя самого крестным знамением, святой взглянул, — и видит большого зверя, стоящего у келлии. Тогда преподобный, еще раз ознаменовав себя крестом, вышел из келлии и перекрестил зверя. Будто пораженный какой-то невидимой силой, медведь упал перед святым, стал кротко лизать его честные ноги, а потом удалился в лес. И снова в другой раз ему явился в сенях келлии преподобный Александр Свирский; укрепляя его на подвиги, он сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С 1910 по 1917 год отец Александр состоял помощником благочинного, а 5 июля был выбран на должность благочинного. 1 января 1921 года вновь переизбран на ту же должность. В 1920 году награжден саном протоиерея. Во все время своего священнического служения – с 1908 по 1918 год – состоял законоучителем средних учебных заведений и церковноприходских школ. С 1914 по 1916 год состоял лектором Московских Пастырских курсов по догматическому богословию и ведению практических занятий по проповедничеству. С 1914 по 1918 год был преподавателем Московской Духовной семинарии на кафедре гомилетики. Был секретарем Общества Любителей Духовного Просвещения и товарищем председателя отдела распространения религиознонравственных книг. В 1913 году отец Александр овдовел и ему было предложено принять сан епископа, но он отказался, мотивируя свой отказ желанием учить народ и быть к нему ближе. Власти арестовали священника 8 апреля 1922 года. Будучи допрошен, отец Александр виновным себя не признал и сказал: «Я был на собрании в храме Христа Спасителя. Архиепископ Никандр пригласил меня на собрание, которое должно было состояться 28 февраля. Пришедший на собрание архиепископ Никандр говорил о церковной дисциплине, он указывал, что в кругу священнослужителей стали замечаться новшества, он остановился на священнике Борисове, который сдал без разрешения церковных властей церковные ценности и сделал объявление в газете " Известия ВЦИК " и призывал других священников следовать его примеру. Такое явление, говорил архиепископ Никандр, недопустимо. После этого архиепископ Никандр ознакомил собравшихся с декретом и инструкцией ВЦИК об изъятии церковных ценностей и прочел послание Патриарха Тихона. Через некоторое время ко мне пришел незнакомый мне гражданин и принес несколько экземпляров воззвания Патриарха. Все воззвания Патриарха я разослал по церквям по долгу своей службы, подчиняясь распоряжению высших церковных властей. Я также в первый же воскресный день прочел воззвание Патриарха Тихона в своей приходской церкви. С воззванием Патриарха Тихона я согласен и считаю его религиозным, а не контрреволюционным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихону принять его благословение. Святитель заметил, что молодому человеку надобно еще послужить. Но Никандр ответил, что желает теперь служить Царю Небесному. Одобряя его намерение, Св. Тихон советовал ему прежде испытать себя и приготовиться к духовной жизни. Для этой цели он посоветовал ему чаще приезжать в монастырь из своего именья и открывать ему свои мысли. А при прощании он снова дунул в уста Никандра, сказав: «воля Божия да будет с тобою», благословил и отпустил его со слезами. – Молодой офицер, возвратившийся из столицы, поразил своих родителей: они увидели не светского веселого молодого человека, каким думали его встретить. Никандр был молчалив и задумчив, постоянно уединялся, читал Св. Писание, постился и молился. Родители объяснили такое состояние сына влиянием на него Св. Тихона и схимонаха Митрофана, поэтому они запретили сыну свидание с задонскими подвижниками и держали его под надзором, боясь, как бы он не ушел к ним. Однако Никандру удавалось вести с ними переписку. Когда родители узнали об этом, они приставили к комнате сына караул. Но Никандр, во время отсутствия родителей, в темную ночь ушел из-под караула. Он спустился из окна своей комнаты и, пробравшись садом к реке Дону, сел в лодку и поплыл. Ночь была темная, а река была широка в этом месте. Долго Никандр плыл, не видя берега, наконец увидел его и на берегу встретил Св. Тихона и схимонаха Митрофана. Оказалось, что он подплыл к самому монастырю, отстоявшему в 12 верстах от Ксизова. При встрече Св. Тихон сказал: «я чувствовал, что вы ныне оставите дом родителей и вышел встретить вас; дерзайте и не бойтесь. Хотя со стороны родителей ваших и будут поиски, но вы останетесь в ограде Христовой». Никандра отвели в келию о. Митрофана и скрыли его там в пещере, выкопанной руками схимонаха, о которой никто не знал, кроме Св. Тихона. На другой день приезжал в монастырь отец Бехтеева в сильном гневе, испросил у игумена разрешения осмотреть все монашеские кельи, кроме Св. Тихона. Не найдя нигде сына, он отправился с жалобою к Воронежскому губернатору и Преосвященному Воронежскому Тихону III.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР Прп. Никандр Городноезерский. Хромолитография. 1911 г. (Свято-Троицкий Никандров мон-рь) Прп. Никандр Городноезерский. Хромолитография. 1911 г. (Свято-Троицкий Никандров мон-рь) (XVI в.), прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Городноезерский, основатель Никандровой пуст. (ныне дер. Никандрово Любытинского р-на Новгородской обл.). Как действующий мон-рь пустынь упоминается в Писцовых книгах Бежецкой пятины 1564 г.: «В Николском же погосте в Шереховичах царев великого князя монастырь, стал на черном лесу, Никандрова пустыня, а в нем церковь Воскресенье Христово да теплая церковь Дмитрей Вологотцкой чюдотворец, келья игуменъская да 10 келей, а в них 5 старцов, а 5 келей пусты, пашни монастырские 5 коробей в поле, а в дву по тому-жь» (Новгородские писцовые книги, изд. имп. Археогр. комиссией. СПб., 1910. Т. 6: Книги Бежецкой пятины. Стб. 911). Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на сведения из т. н. Кайдаловских святцев, писал, что Городноезерский монастырь был основан в 1-й пол. XVI в. На протяжении XVI в. обитель оставалась немноголюдной, о чем свидетельствует, в частности, ее описание в «Книге писцовой первой половины, письма князя Василья Андреевича Звенигородцкаго и подьячего Игнатья Сергеева, 7090-7091 (1581-1583) года»: «...келья игуменская да десять келей, а в них три старцы, а семь келей пусты. Пашни монастырские дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; в обжи же положены» ( Неволин. 1853. С. 284). Согласно ведомостям от 8 марта 1725 г., доставленным в Коллегию экономии из Новгородской епархии, в пустыни было 20 монахов вместе с игуменом. В царствование Екатерины II мон-рь сгорел, в 1764 г. пустынь упразднили, на ее месте возникло с. Никандрово; на месте погребения Н. поставили часовню. В 1829-1831 гг. на пожертвования местных землевладельцев, дворян Мякининых, Филипповых, Михелей, Суворовых, Сиверсов, купцов и крестьян из окрестных деревень был построен каменный храм во имя Св.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

На преподобном традиц. монашеские одежды, схима светлее куколя, откинутого на плечи. У Н. длинные густые волосы, волнами спадающие на плечи, широкая, почти прямая борода; в правой опущенной руке он держит объемную книгу, левую, с четками, прижимает к груди. В верхней части гравюры в облаках - 2 ангела, поддерживающие икону «Благовещение Пресв. Богородицы» - храмовый образ монастырского собора. Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ) Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ) В источниках встречаются сведения об иконе, находившейся на раке со св. мощами Н. В описи 1808 г. сказано: «На оной раке верхняя дска кипарисная, на коей изображен образ преподобнаго Никандра, на оном риза сребреная чеканная и позлащенная, на нем таковый же глиткий венец с сиянием, украшенный стразами. У оного венца полотко убрано зелеными просатыми камышками, а на самом венце три желтых камня, в руке преподобнаго Никандра чернем накладной свиток, да по полям оной дски тринатцать штук черневых же» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 9). Эта икона упомянута и митр. Евгением (Болховитиновым): «…а на кипарисной верхней дске живописная икона Преподобнаго с венцем около главы из каменьев составленным» ( Евгений (Болховитинов). 1821. С. 24). Уточняется, что «на кипарисной верхней доске масляными красками изображен преподобный Никандр, с венцем около головы, составленным из каменьев» ( Миротворцев. 1861. С. 18). В сведениях о пустыни 1880 г. есть существенное добавление относительно текста в свитке Н.: «…а на кипарисной верхней доске лик Преподобного с венцем около главы, составленым из каменьев… В руке преподобнаго Никандра черневой накладной свиток с следующим изречением: «Братие, ежели хощем свыше стяжать помощь, всячески о добродетели да попечемся, так обо и Святаго Духа благодать получим и нынешнее житие безпечно проводим и будущая блага наследим» (Сведения о Св.-Благовещенской Никандровой пуст. 1880. С. 4-5). Т. к. эта икона на раке не называется в источниках древней и ветхой, можно предположить, что она была написана в то же время, когда была сделана рака - в 1792 г.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

В синодике Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле помещен следующий перечень Ростовских архиереев: Феодор, Феогност, Феогност, Феодор, Феодор, Илларион, Леонтий, Илларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Кирилл, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений, Матфей, архиепископы – Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Никандр, митрополиты – Варлаам, Иона, Иоасаф, Илларион, Парфений, Димитрий, Стефан. (Титов A. А. Синодик Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. M., 1895. С. 2). В синодике Ростовского Успенского собора список Ростовских архиереев выглядит следующим образом: Леонтий, Феодор, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, (Кириак, Митрофан), Кирилл, Кирилл, Игнатий, (Иаков), Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Матфей, Феодор, Арсений, Григорий, Дионисий, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Иона, Авраамий, Евфимий, Давид, митрополит Варлаам, митрополит Иона, митрополит Кирилл, митрополит Варлаам, митрополит Иона, митрополит Иоасаф, митрополит Димитрий, епископ Досифей, архиепископ Георгий, архиепископ Иоаким (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского Собора. Ростов Великий, 1903. С. 10). Bo II синодике этого же собора список выглядит следующим образом: Леонтий, Феодор, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Игнатий, Иаков (возм., владимирский), Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Матфей, Феодор, Арсений, Григорий, Дионисий, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан II, Иоанн III, Кирилл II, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Uoha I , Авраамий, Евфимий, Иов, митрополит Варлаам I, митрополит Uoha II , митрополит Кирилл Г, митрополит Варлаам (Там же. С. 29). В синодике XVIII в. список выглядит так: епископы – Феодор, Иларион, Леонтий, Фома, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Симон, Пахомий, Кирилл, Кирилл, Митрофан, Кириак, Игнатий, Тарасий, Симеон, Прохор, Антоний, Гавриил, Иоанн, Игнатий, Петр, Арсений, Матфей, Иаков, Афанасий; архиепископы – Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф, Тихон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр, Корнилий, Иона, Авраамий, Евфимий, Давид, Иов; митрополиты – Варлаам, Иона, Филарет, Кирилл, Варлаам, Иона, Иоасаф, Димитрий (Там же. С. 47). Здесь интересно имя архиерея по имени Фома – в списке стоит четвертым. Архиерея, с которым можно было бы отождествить это указание, в начальный период существования епархии не было, кроме полулегендарного известия о первом епископе Фоме (см. сн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь просфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту работу, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страшная тайна: дивным и непостижимым образом прелагаются они в Святое Тело Христово». И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, просили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил преподобного на келарство. Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязанность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: несносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело было постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель. Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправился в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010