встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.). Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается. Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42). В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью. Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл. Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

В 1918 г. монастырские земли передали коммуне «Восход» и местным жителям. Несмотря на формальное закрытие обители в следующем году, монашеская жизнь в ней продолжалась. В июне 1932 г. три монастырских храма обслуживал один иеромонах. Две церкви (соборная и трапезная) тогда же были закрыты и переданы коопсельхозу «Зеленец» для переоборудования под клуб и дом отдыха рабочих. В монастыре последовательно размещались трудовая колония, подсобное хозяйство, профтехучилище, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь. С 1945 по 1967 гг. здесь находился дом инвалидов общего типа, затем психоневрологическая лечебница. 12 декабря 1990 г. монастырь возвращен Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 24 ноября 1993 г. была отслужена первая Литургия в нижней церкви и поднят крест на собор. Монастырь отличается строго уставным характером богослужений. Его настоятель – игумен Пахомий (Трегулов). Подворьем монастыря является церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 24). Она строилась как часовня при одноименной церкви, где помещалась явленная на этом месте икона Божией Матери «с грошиками», часовня – одна из самых больших в России (могла вместить до 900 человек, освящена 20 декабря 1909 г.). Близ часовни упокоилась Блаженная Матрона (Мыльникова), «Матронушка-Босоножка» († 1911). Часовня закрыта по постановлению от 21 апреля 1938 г., использовалась под завод, возвращена в 1991 г. и переосвящена в церковь . Восстановлена чтимая могила блаженной. Ее мощи обретены 6 мая 1995 г. Сведения о преподобном отце нашем Никандре Городноезерском 1, 3, 51 Память его празднуется месяца марта в 15-й день и месяца ноября в 4-й день † 1603 О преподобном Никандре Городноезерском известно только то, что в XVI в. он основал пустынь на западном берегу озера Городно с храмом в честь Воскресения Господня. Пустынь прозывалась по месту Городноезерскою, а по имени основателя – Никандровою. Обитель не отличалась многолюдством, и с преподобным Никандром подвизалось никак не более десяти человек братии. В описи 1581 г. говорится, что в монастыре «келья игуменская да 10 келей, а в них 3 старцы, а 7 келей пусты». Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитвах, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жервэ Н. Н. Никандрова пустынь//София 50 . Новгород. 1997. С. 21. Среди Боровичских святынь особое место занимает бывшая Никандрова пустынь, расположенная в красивой местности близ озера Городно. ...преподобный Никандр... основал здесь монастырь Спаса Всемилостивого и подвизался здесь с 1550 г. до глубокой старости. ...Скончался преподобный Никандр 15 марта 1603 г. и был погребен здесь же. Когда преподобный Никандр причислен клику святых, неизвестно, но почитание его отмечается уже в XVII в. В роще за монастырем в начале XVII века была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса. По кончине святого основателя число братии Городноезерской Никандровой пустыни уменьшилось, и обитель была приписана к Крутецкому монастырю Боровичского уезда, а в 1764 г. упразднена (незадолго до этого в обители случился сильный пожар, и основная часть ее выгорела). Монахи были переведены в Крестовоздвиженский монастырь, который находился рядом с поселком Песь. На месте Никандровой пустыни появляется погост Никандрово, и в нем строится деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделом в честь святого Никандра Городноезерского чудотворца. На его могиле была построена часовня. По сохранившимся документальным свидетельствам (ГАНО. Ф.481. Оп.1.Д.8.Л.11) праздник в честь святого Никандра в погосте совершался ежегодно 4 ноября. В этот день утром в часовне у мощей преподобною начиналось Всенощное Бдение; после часов из храма совершался сюда крестный ход; служился водосвятный молебен и молебны преподобному по просьбе богомольцев; после чего в храме совершалась Литургия и мирской молебен преподобному Никандру. Служба ему совершалась по общей Минее. Отдельной службы не имеется, а имеется только тропарь и кондак. В 1831 г. на месте деревянной церкви Воскресения была построена большая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с тремя престолами: в неотапливаемой части – во имя святителя Николая Чудотворца, слева – во имя великомученика Димитрия Солунского. Возможно, престолы были освящены в память старых монастырских церквей. Существовала в селе Никандрово, кроме того, и деревянная часовня во имя Флора и Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Поступайте, — говорит нам в заключение жизнь праведного князя, — поступайте сообразно званию, в которое призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» (Еф. 4, 1–2). Март, 15 Никандр Городноезерский, преподобный В конце XVI, начале XVII вв. на берегу озера Городного, что в 47 верстах от города Боровичи, в 4-х верстах от погоста Шероховичей, в Новгородской губернии, Боровицком уезде раб Божий Никандр построил храм Воскресения Христова. Ранее на этом месте был Воскресенский монастырь. Когда он был основан, неизвестно, но в 1581 году в монастырской описи говорилось, что 10 келлиях жило лишь 3 старца. Преподобный Никандр был первым настоятелем возобновленной обители и служил для собранных им иноков примером святой жизни, проводил жизнь подвижническую, в трудах, посте и молитвах. Он скончался в 1603 году. Мощи его покоятся под спудом, и в храме упраздненной в 1764 году обители был придел во имя преподобного Никандра Городноезерского. Март, 16 Серапион, Архиепископ Новгородский Родиной святителя Серапиона было село Пехорка в 20-ти поприщах от Москвы; о родителях же его известно только, что они были поселяне, люди верующие и благочестивые. На седьмом году от рождения Серапион начал обучаться грамоте, а затем в раннем сравнительно возрасте хотел удалиться от мира, но родители не позволили сделать этого. Уступая их желанию, он вступает в брак и принимает сан священства; через год умерла его жена, Серапион постригается в монашество, но для покоя родителей и после пострижения остается для служения при той же Покровской церкви. Когда же скончались его родители, Серапион отпустил на волю рабов отца своего, имущество раздал бедным и поступил в Дубенский Успенский монастырь, что на острове; вскоре он сделан был строителем этой обители, много потрудился для монастыря и так прославился своими иноческими подвигами, что самая обитель стала называться пустынью Серапиона. Желая предаться богомыслию и строгим подвигам, Серапион сложил с себя обязанности строителя обители и перешел в Троице-Сергиеву лавру при игумене Симоне. Этот Симон был поставлен митрополитом Московским в 1495 году, а святой Серапион волею митрополита и великого князя тогда же сделан был игуменом лавры. Святой Серапион пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и был случай, когда по ходатайству святого Серапиона он помиловал осужденных на казнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сегодня трудные времена. Этот мир, как никогда, тянет, влечет к себе своими соблазнами. И мне очень хотелось бы, чтобы молодежь училась на примере наших святых противостоять вызовам греховного мира и хранить Веру Православную. Молодые люди должны знать, что любой человек, если он очень захочет, может стяжать благодать Духа Святого Божия, как и говорил об этом небесный учитель вырицкого старца святой преподобный Серафим Саровский . Жизнь и подвиги преподобного Серафима Вырицкого – пример для каждого. Глядя на него, очень хочется подражать ему. Он всегда искал Бога, искал благодать Божию, а для этого оставил все: и богатство, и положение в обществе, да и сам этот мир – чтобы служить Богу и людям. «К нам монахиня пришла...» Извилистая лесная дорога долго плутала по болотистым низинам и высоким холмам. За очередным поворотом неожиданно открылась удивительная картина – к подножью величественной горы прилепилась умытая грибным дождем деревенька. Над нею, на вершине горы, среди елового частокола, сиял взмывающий в небеса Божий храм. У странника, поднявшегося на шатровую колокольню, захватывает дух от неописуемого зрелища и головокружительной высоты. С птичьего полета видны исчезающие в серебристой дымке необъятные лесные дали Новгородской земли с голубыми овалами озер и желтыми квадратами покосов. Кажется, что отсюда видна вся Россия... Сюда, на святую гору Внуто, в середине XVI века удалился от мира в поисках Царства Божия и Правды Его сын валдайского купца Никандр. Здесь жил он в земляной пещере, усердно подвизаясь в посте, бдении и молитве. По великим трудам своим стяжал смиренный инок благодать Духа Святаго Божия и в назначенный Господом срок вышел к людям из уединения и безмолвия. Вместе с несколькими учениками основал отец Никандр монастырь на берегу озера Городно в десяти верстах от святой горы. Множество чудес и исцелений явил милосердый Господь по молитвам подвижника, как при его земной жизни, так и после блаженной кончины. В XVII веке преподобный Никандр Городноезерский был прославлен Русской Православной Церковью . Ныне в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы на горе Внуто почивают его святые нетленные мощи, обретенные в 1992 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 г. 15 марта. Над его могилой в начале XVII в. была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса. В царствование императрицы Екатерины II монастырь сгорел, после чего в 1764 г. он был упразднен, а монахи переведены в другие обители. 1 ...Преподобный Никандр Городноезерский окончил свой жизненный путь... во время еще одного страшного бедствия, постигшего Московское государство. Неурожай лета 1602 г. породил страшный голод. «Такой беды, – говорят современники, – не помнили ни деды, ни прадеды. В эти ужасные годы в одной Москве погибло до 127 000 человек, погребенных в убогих домах (так называли общие кладбища), не считая тех, которые были погребены у церквей». А спустя два года после кончины преподобного Никандра Городноезерского вокруг Никандровой пустыни, ...земли были разорены наемными войсками шведского полководца Горна де ля Гарди. Но как в 1581, так и в 1605 г. молитвами святых подвижников устояла Земля Русская, не была поругана Вера Православная, наступил конец Смутного времени… 2 Над могилой преподобного Никандра, на месте сгоревшей церкви, была построена часовня. Вплоть до пожара 30-х годов XX в. часовня была действующей. В 20-е годы XIX в. началось строительство нового каменного храма, и в 1831 г. он был освящен во имя Святой Троицы. Храм был построен и содержался на пожертвования местных дворян-землевладельцев Апраксиных, Мяксниных, Филипповых, Михельсов, Сиверсов и др. По местному преданию, над южной и северной дверями храма изображена в ангельском образе благодетельница храма графиня А. С. Апраксина: такой, какой она была в начале строительства храма, и такой, какой художник запечатлел ее по окончании строительства. В состав красок храмовой живописи входили местные природные материалы. Последним, скончавшимся своей смертью настоятелем храма Святой Троицы был о. Николай. Архимандрит Афанасий, в 25-летнем возрасте принявший постриг, вскоре после пострижения был репрессирован. Церковное имущество было разграблено. Иконостас разбит, и фрагменты царских врат долгие годы вместе с битыми кирпичами и стружкой находились под полом алтарной части церкви. Там же был в 2002 г. найден чудом сохранившийся бархатный обрывок хоругви. Храмовые иконы спасались местными жителями, уносившими их по своим домам. Так, житель деревни Побежалово И. Тихомиров одну из икон величиной в человеческий рост один нес до своего дома целых 2 км. Потом пять человек не смогли сдвинуть ее с места.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остальную жизнь свою он провел отшельником в постриге — сначала у озера Керетского, потом в пещере на самом берегу Белого моря, где он прожил 100 лет с дикими зверями, проповедуя Евангелие местным язычникам. Погребен он при церкви деревни Кереть. В 1635 г. он явился воеводе Волынцеву и исцелил его. Часто он являлся бедствовавшим на море мореплавателям и спасал их.  Он считается их покровителем и защитником от водного потопления. К лику святых прп. Варлаам был причислен в 1720 г. •  Родное село преподобного — Керет находится на северо-западном берегу Белого моря, близ Кандалакшской губы. Село стоит на р. Кереть, вытекающей из одноименного озера. Во времена преподобного это были Новгородские земли, ныне Карелия, Петрозаводская епархия. Город Кола, где служил до пострига святой, был самым северным городом Европейской России.  •  Тяжкий грех, который искупал святой, состоял в убийстве им из ревности своей жены. После содеянного Варлаам оставил священническую должность и возложил на себя подвиг покаяния. Преподобный Никандр Городноезерский (XVI в.) Память его празднуется 4 нояб. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Никандр основал свой небольшой монастырь на берегу  озера Городно в нынешнем Валдайском уезде Новгородской области. В нем было лишь 10 человек братии.  Святые мощи его почивали под спудом до наших дней  в бывшей монастырской церкви в честь Воскресения Господня, ставшей приходской. •  Оз. Городно находится в 47 верстах от Боровичей в Новгородской обл. Пустынь называется: по месту — Городноезерской, по имени основателя — Никандровой, по храму — Воскресенской. После упразднения обители монастырская церковь стала приходской, в храме был придел во имя прп. Никандра Городноезерского. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские (XV-XVI вв.) Память их празднуется 12 июня Основали в 35 верстах от города Вологды  Троицкую Перцовую пустынь. В 1499 г. эти блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. Мощи их почивали под спудом в приходском (прежде монастырском) храме Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Для лучшего благоустройства своей обители и для обогащения своего училища книгами св. Анна путешествовала в тогдашнюю столицу Православия, в Константинополь. Она привезла с собой наблюдения, полезные не только для ее обители, но и для других обителей. «Анна, — говорит древний повествователь, — ходила туда не напрасно, а с тем, чтобы вдвойне быть полезной — себе и другим инокиням Русской земли». В Киев возвратилась она в 1090 г. в сопровождении новопоставленного митрополита Иоанна–скопца. Благочестивая княжна–инокиня своим примером возбуждала сильное движение в сердцах современниц. Сестра ее, княжна Евпраксия, в 1106 г. по ее примеру приняла иночество. Вторая супруга вел. кн. Всеволода, ее мачеха, пожелала быть погребенной в ее обители. Блж. Анна собрала в свой монастырь множество черноризиц. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь одушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Юных девиц обучала она чтению, пению, письму и некоторым полезным рукоделиям. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, св. Анна скончалась 3 ноября 1112 г. В рукописных святцах о ней сказано: «В Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Монастырь, где подвизалась блж. Анна, долго назывался Янчиным, сохраняя благоговейную память о своей основательнице. Он стоял вблизи Михайловского монастыря и разрушен был Батыем. Ноябрь 4 Никандр Городноезерский, преподобный О преподобном Никандре Городноезерском известно только то, что в XVI веке он основал пустынь на западном берегу озера Городно с храмом в честь Воскресения Господня. Пустынь прозывалась по месту Городноезерской, а по имени основателя — Никандровою. Обитель не отличалась многолюдством и с преподобным Никандром подвизалось никак не более десяти человек братии. Свою подвижническую жизнь преподобный Никандр проводил в трудах, посте и молитвах, подавая своим сподвижникам пример святой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святитель Геронтий, митрополит Московский. Май, 28 1489 Преподобный Тихон Медынский, или Калужский. Июнь, 16 1492 Преподобный Ефрем Перекомский. Май, 16 1492 Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497   XVI в.   Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010