Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

е. сыграли храмы 80-90-х гг. XVIII в., построенные в крупных дворянских усадьбах, напр. Покровская ц. в с. Семидубравном (1785) Потаповых или Покровская ц. (1787) в с. Горожанка и Иоанно-Предтеченская ц. (1789) в с. Староживотинном Веневитиновых. Их объединяет связь со столичной архитектурой, камерность композиции, продольно ориентированный план, завершения в виде купола на барабане-ротонде и скромный декор. В тот же период в сев. пригороде Воронежа сформировался ансамбль Троицкой архиерейской дачи с парком и домом с церковью (не сохр.). В Воронеже в стиле раннего классицизма была выстроена 2-ярусная колокольня Воскресенской ц. с высоким шпилем и небольшим портиком, завершенным изогнутым фронтоном (неточно восстановлена в 2001-2002 с отдельными чертами барокко); в воронежской городской усадьбе Д. В. Черткова была выстроена домовая Воскресенская ц. (кон. XVIII в.) (позднее Дворянское собрание, не сохр.) с выходящим на М. Дворянскую ул. колонным портиком. Одна из самых выдающихся церковных построек в стиле раннего классицизма в В. е.- Троицкий собор в Острогожске (1787, не сохр.), возведенный по проекту тульского архитектора-самоучки К. С. Сокольникова. По-видимому, в Троицком соборе отчасти были повторены формы собора 1721 г., на месте к-рого он был построен, и оригинально воспроизведена укр. 3-частная схема: 2-этажный храм имел в центре цилиндрический объем, завершенный монументальной ротондой, куполом с люкарнами и главкой, симметричные, прямоугольные в плане, башнеобразные алтарь и притвор (до 1869 выполнял функции колокольни), фасады, украшенные колоннами, пилястрами и нишами. В 80-90-х гг. XVIII в. под влиянием классицизма сложилась новая разновидность храма типа «восьмерик на четверике», по этому типу была построена Преображенская (Покровская) ц. Покровского мон-ря в Воронеже (1788-1799, не сохр.). Сохранив массивные пропорции, зодчие отказались от завершения четверика полукруглым фронтоном, использовали лаконичный классицистический декор, а также характерные квадратные окна в верхнем свете четверика.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

XVIII в., сохр. 2-этажные палаты в основании) в Воронеже, при Успенской ц. в Калаче (1771, сохр. нижний ярус). Запоздалый пример влияния елизаветинского барокко - ц. Введения в Воронеже (1770-1780), тип «восьмерик на четверике» обогащен сложным декором, в к-ром преобладают наличники с «ушами» и раскрепованными лучковыми фронтонами. 3-ярусная колокольня, возможно созданная по проекту столичного архитектора, обильно украшена колоннами и пилястрами, фронтонами разных форм, наличниками с треугольными сандриками, фигурными нишами, завершена небольшим высоким куполом с люкарнами, главкой и колпаками над колоннами 3-го яруса; ее наличники повторены в алтарной части Троицкой ц. в с. Боровом (1792-1794). Помимо храмов типа «восьмерик на четверике» с полуциркульными фронтонами строили более архаические, напр. восьмерик на кубическом четверике: Архангельская ц. в с. Новосолдатка (1769), Тихвинская ц. в с. Тихвинка (1777), Никольская ц. в с. Колбине (1786). В Острогожске кроме храмов типа «восьмерик на четверике» (Преображенская ц., 1764; Архангельская ц., 1775) возводили одноглавые кубические церкви с фигурными кровлями и высокие барочные колокольни, напр. Успенская ц. (1760-1764, колокольня 1780), Покровская ц. (1772, обе не сохр.); под влиянием укр. традиции были построены Богоявленская ц. в слободе Лушниковке (1780, перестроена в советское время), центрический храм с 4 притворами вокруг высокого четверика с купольной кровлей, и ц. Рождества Богородицы (1782, не сохр.) с 3-частным планом и ярусной композицией, высокий 2-этажный четверик с 4-скатной кровлей и световым четвериком главы окружали равновысокие короткие 2-этажные ветви креста, с запада - массивная 4-гранная колокольня, с востока - аналогичная по объему башня над апсидой. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. Фрагмент лепного убранства церкви Покрова Пресв. Богородицы (1767) в с. Репец. Фотография. 2001 г. К сооружениям, связанным со столичной традицией, по-видимому, можно отнести зимний собор в честь Чуда арх.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Еще одно изображение О. включено в своеобразный Деисус в росписи на фронтоне крыльца храма, на к-ром представлены князья и цари в предстоянии иконе Спасителя. В стенописи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (1674) на зап. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре О. изображена в длинной красной далматике поверх белой туники, в городчатом венце поверх белого плата; в левой руке - свиток, правая поднята с именословным жестом; равноап. кн. Владимир изображен симметрично на сев.-зап. столбе. Так же О. представлена в росписи Крестовоздвиженского собора Романова (ныне Тутаев) (ок. 1676) на зап. грани сев.-зап. столба в 3-м регистре сверху; на сев. грани - царица Феофано, с к-рой сравнивается О. в Сборнике Житий и поучений нач. XVII в. (РГБ. Ф. 178, 3154. Л. 158 об.). В росписи ц. Рождества Христова (1783-1784) О. написана на сев. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре; напротив нее, на юж. грани сев.-зап. столба,- равноап. царица Елена. В ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695) образ О. находится в росписи диаконника в среднем регистре, среди др. св. рус. князей, между Владимиром и Борисом, в молении образу Воскресения Христова в конхе. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733) юж. придел освящен во имя равноап. кнг. Ольги. Здесь по сторонам портала представлены 2 пары св. жен (живопись со значительными утратами), 2 из них - в коронах (надписи не сохр.) Развернутый цикл Жития из 5 композиций расположен в нижнем регистре на зап. стене наоса (2 сцены - справа, 3 - слева от входа): крещение О. (от ее фигуры сохр. только графья, частично - живопись на лике); напутствие О. К-польским патриархом и передача ей креста, икон и священных книг; возвращение О. в Киев (княгиня привозит на Русь крест; сохр. только часть фигуры О. до пояса); крещение рус. людей после проповеди О.; погребение О. (ложе и ее фигура сохр. фрагментарно). Ок. 1700 г. датируется изображение О. в часовне собора Св. Софии Киевской, расписанной по инициативе гетмана И. С. Мазепы. На княгине, представленной молодой, в рост, на фоне пейзажа, фантазийные одежды на тему облачения визант.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Т. о., учитывая также утрату большинства памятников, восстановить целостную картину вологодского церковного искусства не представляется возможным. Большинство изученных церковных памятников сосредоточено в Вологде, Вел. Устюге, Кириллове, Белозерске, Устюжне, Тотьме, Вытегре, в Череповце. Многие из них имеют древнюю историю. Белозерск (в границах В. е. с 1658 до кон. XVIII в.; после 1937), один из старейших городов России, впервые упоминается во 2-й пол. IX в. как Белоозеро, в 1238-1486 гг. являлся центром княжества и дважды переносился - при вел. кн. Ярославе Мудром и в 60-х гг. XIV в. (вслед. эпидемии чумы). Первое летописное свидетельство о Тотьме (о границах В. е. с 1558 до 1682; с 1796) относится к 1137 г., впосл. ее также 2 раза переносили на новое место. В XVI в. Тотьма была торгово-ремесленным посадом с солеварнями и пушной торговлей, входила в опричнину; в посл. четв. XVIII в. стала известна как город купцов и мореходов, центр связи с Рус. Америкой. Вологда впервые упомянута под 1147 г. Архитектура Большинство деревянных церквей и часовен XVII-XVIII вв. в В. е. утрачено. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645-1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синозерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском у. и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы к-рых часто подобны клетским церквам: Владимирская ц. в Белой Слуде (Белослудский погост; 1642, сгорела в 1962), Георгиевская ц. в Вершине (1672, ныне в музее «Малые Карелы»), Преображенская ц. на Кокшеньге (1683, не сохр.), ц. Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская ц. в Поче (Поцкий погост; 1700, обрушена), Константино-Еленинская ц. в Заборье (1750, не сохр.), Никольская ц. в Шевдинском городке (Тарногский Городок; 1625, нач. XVIII в., сочетала шатровые и ярусные формы, не сохр.), Рождественская ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем к-рого был до этого архиепископ. В К. был возведен 1-й из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания,- 3-нефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный - скорее всего деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Зап. рукав имел 8 травей (сохр. сев. стена) и был фланкирован с запада 2 башнями (до 1834 сохр. сев.-зап. башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, зап. углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохр. северная). Вост. часть храма имела 5 т. н. эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: 3 продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящен в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в 1-й четв. XII в. (после 1096 и до 1126) оказавшийся недостаточным хор собора был заменен большим (длиной ок. 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и 3 капеллами (центральная не сохр.). В углы между зап. стенами трансепта и хором были встроены 2 невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещенная 3-нефная крипта (окончена в 1107). Капители ее колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) неск. мастерами; работы завершились не позже 20-х гг. XII в. Некоторые колонны считаются выдающимися произведениями англ. романской скульптуры ( Clifton-Taylor. 1986. P. 64). За алтарем сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010