Душевно преданный К.Победоносцев . Петербубг. 29 апреля 1894 г. К 169. (Российский государственный исторический архив (РГИА), р. 796, оп. 193, д. 1432, лл. 1–3). Копия 10. 1911 года января 4 дня. По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного Митрополита С.-Петербургского от 30 декабря 1910 г. за 11748 по донесению настоятеля Андреевского собора в г. Кронштадте протоиерея Александра Попова об оставшихся после смерти протоиерея Иоанна Ильича Сергиева дневнике его и других бумагах. ПРИКАЗАЛИ: поручить С.-Петербургскому епархиальному начальству предписать настоятелю Андреевского собора в г. Кронштадте протоиерею Александру Попову препроводить оставшиеся после покойного протоиерея Иоанна Ильича Сергиева дневник его и другие бумаги к Управляющему Синодальной Канцеляриею для представления Святейшему Синоду, о чем и послать Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому указ. Подлинное определение подписано отцами членами Св. Синода, к исполнению пропущено 4 января 1911 года. Протоколист: подпись Исполнено: Января 4 дня 1911 года. Указ Преосвященному за 15. (Тат же, л. 4). У1.П. д. 1 – 1911 года Настоятель Андреевского собора Января 13 дня 1911 г. 5 г. Кронштадт 13 января 1911 г. Его Превосходительству г. Управляющему Синодальною Канцеляриею Во исполнение Указа Святейшего Правительствующего Синода от 4 января 1911 года за 15 и резолюции Высокопреосвященнейшего Антония, митрополита С.-Петербургского и Ладожского, от 13 января 1911 года за 234 при сем имею честь представить Вашему Превосходительству в запечатанном виде дневник и другие бумаги в запечатанном ящике (весом 4,5 пуда) покойного протоиерея Иоанна Ильича Сергиева для хранения их в секретном архиве Св. Синода. Протоиерей Александр Попов . (Там же, л. 5). Копия УправляющийСв. СинодаКанцеляриеюЯнваря 13 дня 1911 Доставленные настоятелем Андреевского собора г. Кронштадта протоиереем Александром Поповым во исполнение Указа Святейшего Синода от 4 сего января за 15, в запечатанном виде, дневник и другие бумаги в запечатанном ящике (весом 4,5 пуда) покойного протоиерея Иоанна Ильича Сергиева 13 сего января мною получены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

50 Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова в церкви Кавалергардского ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 264. 54 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1910–1911 уч. г. СПб., 1911. С. 60–61. 58 Щербаковский С., свящ. Речь, произнесенная при встрече тела умершего протопресвитера отца Евгения Петровича Аквилонова… С. 264. 59 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии (в извлечении) за 1911–1912 уч. г. СПб., 1912. С. 52–54, 80. 60 Ласкеев Ф., прот. Труд и удовольствие пред лицом смерти (К нравственной характеристике почившего протопресвитера Е.П. Аквилонова)//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 12. С. 377. 62 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода от 10 апреля 1910 г. за 3535//Вестник военного духовенства, 1910. 9. С. 258–259. 63 Бугославский И., прот. К назначению помощника протопресвитера военного и морского духовенства… С. 255. 64 Положение о помощнике протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного духовенства, 1910. 9. С. 260. 65 Бугославский И., прот. Торжественное богослужение в домовой церкви о. протопресвитера 7-го июня 1910 г.//Вестник военного духовенства, 1911. 14. С. 437. 66 Фирсов С.Л. Протопресвитеры русской армии и флота (1890–1917 гг.)//Новый часовой, 1994. 1. С. 9. 67 Богуславский И., прот. Венок на могилу в Бозе почившего протопресвитера военного и морского духовенства Евгения Петровича Аквилонова//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 258. 68 Удимов Д., свящ. Братское собрание военного и морского духовенства 21 апреля 1911 года//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 11. С. 343. 69 Введенский К., свящ. Празднование 200-летнего юбилея г.-гв. Кексгольмского полка (1710–1910 гг.)//Вестник военного духовенства, 1910. 15. С. 451–462.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

15/28 июля 1911. Пятница. Был болен и ленив весь день. Читал «Труды и жизнь Погодина» – больше ни к чему не мог принудить себя.   16/29 июля 1911. Суббота. Тоже целый день был болен и ленился. Читал «Погодина», которого уже добрался до пятой книжки.   17/30 июля 1911. Воскресенье. Едва отслужил обедню – ослабел. Поставлены: иподиаконом Акила Сасаки, диаконом Тит Косияма, иереем Николай Есида. Участвовал в служении владивостокский протоиерей о. Иоанн Коноплев. После Литургии обедали у меня этот Коноплев с сыном и Назаровы из Йокохамы.   18/31 июля 1911. Понедельник. Расчетный за месяц день. Тоже болен и слаб. Писал Н. П. Комарову.   19 июля/1 августа 1911. Вторник. Послал письмо Н. П. Комарову о росписи Собора. Доктор Курода, дантист, где-то встречавшийся со мною, но которого я не помню, прислал мне коробку прекраснейших живых цветов из Йокохамы. Поблагодарил его и послал фотографическую карточку.   20 июля/2 августа 1911. Среда. Написал о. Феодору Быстрову выслать сюда учебники для Семинарии, послать 200 рублей на построение Храма у школы моего имени на родине, послать для сей школы просимые книги, также волшебный фонарь и фисгармонию недорогой цены.   21 июля/3 августа 1911. Четверг. Работал в библиотеке; поставил на полки переплетенную Постную Триодь и прочее.   22 июля/4 августа 1911. Пятница. Написал обер-прокурору святейшего Синода Владимиру Карловичу Саблеру и просил его представить Государыням Императрицам Александре Феодоровне и Марии Феодоровне по экземпляру иллюстрированного описания Оосакского храма, на построение которого первая пожертвовала 5000 рублей, вторая в прошлом году прислала 300 рублей. Послал ему для сего только что отпечатанную книжку в трех экземплярах – два для Государынь, один для него. Просил его, между прочим, принять участие в построении Храма в Хакодате, на что в настоящее время собираются пожертвования. Графиня Елисавета Владимировна Шувалова прислала чрез своего управляющего 3045 ен на Храм в Хакодате. Спаси ее, Господи!   23 июля/5 августа 1911. Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

378 Гатчина. Празднества в учительской семинарии//Царскосельское дело. 1913. (25 октября).С4. 379 Освящение школы Б.-Охтенского отдела Александро-Невского Братства//Родная жизнь. 1915. 42. С.12. 381 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятыя Богородицы. СПб., 1912. С. IV. 392 Отчет Петроградского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Петроградской епархии в 1912–1913 учебном году//ИПЕ. 1914. 19–20. С.8. 393 Беляев С. Открытие краткосрочных церковно-певческих курсов в Царском Селе//Колокол. 1914. 2440 (21 июня). С.З. 395 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. C.VI. 399 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. С. XV. 409 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. C.VII. 411 Чин погребения Богоматери в Братском храме//Петроградский листок [ПгрЛ]. 1916. 224 (16 августа). С.4 418 Закладка нового храма//ВСПбГ. 1911. 112 (29 мая). С.З; Закладка кладбищенского храма//ИСПбЕ. 1911. 10–11. С.21. 419 Церковно-народное торжество в Колпине//ПбЛ. 1911. 139 (23 мая). С.2; X. Колпино//Царскосельское дело. 1911. 39 (27 мая). С.З. 420 Акт женских гимназий//Петербургские ведомости. 1911. 114 (25 мая). С.5; Окончание учебного года. Акт женских гимназий//ПбЛ. 1911. 140 (24 мая). С.4 422 См. надпись на окладе рамы иконы: Мещанинов М.Ю. Храмы и часовни города Колпино. СПб., 1998. С.47. 427 Беляев С. Совещание духовенства о приходской реформе в Царском Селе//Царскосельское дело. 1916. 20 (21 мая). С.З. 429 XV-лemue деятельности Свято-Никольского Общества трезвости в с. Колпине, Петроградской губернии//Родная жизнь. 1917. 3. С.11–12. 430 Кондратьев Е., протоиерей. Первый свободно избранный Петроградский архипастырь//ИПЕ. 1917. 21–23. С.13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он же, священник Е. А. Воронцов, резолюцией Его Высокопреосвященства от 8 ноября 1910 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности лектора французского языка, на каковую должность Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 февраля 1911 года утвержден и. д. доцента Академии по кафедре общей гражданской истории Александр Константинович Мишин. Состоявший за штатом и. д. доцента Академии по бывшей кафедре древней гражданской истории Федор Михайлович Россейкин вновь принят на академическую службу. И. д. доцента Академии Павел Александрович Флоренский принял священный сан и рукоположен: 23 апреля 1911 года – во диакона, а 24 того же апреля – во священника. —8— Вольнонаемный лектор немецкого языка при Академии Василий Петрович Лучинин скончался 18 апреля 1911 года. На вакантную должность лектора английского языка при Академии резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 февраля 1911 года определен, согласно избранию Совета Академии, священник Московской Василие-Кесарийской, что на Тверской, церкви, кандидат богословия, Николай Алексеевич Преображенский. Помощник инспектора Академии, кандидат богословия, Коллежский Советник, Николай Гаврилович Высоцкий приказом по Ведомству Министерства Юстиции от 20 ноября 1910 года за 35 переведен на службу, согласно прошению, чиновником X класса, состоящим при Московском Архиве Министерства Юстиции, с 1 ноября 1910 года. – На его место, по представлению И. д. Ректора Академии, резолюцией Его Высокопреосвященства от 12 июля 1911 года назначен, с 1 августа 1911 года, окончивший в отчетном году курс кандидат богословия иеромонах Николай (Могилевский). Почетный блюститель Академии по хозяйственной части, потомственный почетный гражданин, Иван Дмитриевич Аблаженов, по представлению Правления Академии, резолюцией Его Высокопреосвященства от 1 июня 1911 года освобожден от обязанностей почетного блюстителя. – На его место, согласно избранию Правления Академии, тою же резолюцией Его Высокопреосвященства утвержден в должности почетного блюстителя Академии по хозяйственной части г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ушел и будет думать, вероятно, с месяц.   24 ноября/7 декабря 1911. Четверг. Подписал документ, принесенный Hawiland’oм – уполномочение на тяжбу, чтоб заставить уничтожить торговую марку с распятьем. Заставил он подписаться на оставленном месте первым. Другие епископы уже подписались.   25 ноября/8 декабря 1911. Пятница. Астма хуже и хуже; ослабел, едва хожу.   26 ноября/9 декабря 1911. Суббота. Послал Ксении Феодоровне Колесниковой альбом Мацуямского Храма и просил денег на построение Храма в Хакодате. Усиление астмы заставило послать за доктором Ясосима. – А что, доктор, не посоветуете ли написать завещание? – спрашиваю. – От астмы редко кто помирает; ваша астма не опасна. Но завещание отчего не написать? Я моложе вас, но завещание и у меня написано.   27 ноября/10 декабря 1911. Воскресенье. В Церкви не был. Целый день мучила астма. В Дайрен (Дальний) послал о. Аарону (из Пекина), по его просьбе, 5 книг нашего церковного пения; там есть из учившихся в нашей Семинарии; хотят и могут петь при богослужениях. К Комарову, в Москву, послал письмо Преосвященного Сергия для «Православного Благовестника».   28 ноября/11 декабря 1911. Понедельник. Здоровье несколько лучше.   29 ноября/12 декабря 1911. Вторник. Написал к графине Елисавете Владимировне Шуваловой, в Петербург, что никто из рекомендованных ею богачей-аристократов не отозвался на мое обращение к ним и не прислал ни копейки на Хакодатский Храм. Вновь просил ее участия к этой нужде Миссии.   30 ноября/13 декабря 1911. Среда. Иподиакон Моисей Кавамура уехал в Сендай с архиерейским облачением для Преосвященного Сергия, который хочет там отслужить Литургию и просил прислать иподиакона и облачение.   1/14 декабря 1911. Четверг. Переводили не доконченные прежде переводом Марковы главы, что помещены в конце Пентикостария.   2/15 декабря 1911. Пятница. Письмо к о. Николаю Кузьмину на Сахалин с наставлением, что пьяницу корейца, пока не исправится и не усвоит хорошо вероучения, крестить не должно, католиков допустить к участию в наших таинствах исповеди и святого причастия нельзя.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В храмах с восьмериками на четверике мастера продолжали следовать традициям нарышкинского стиля (ц. Казанской иконы Божией Матери в Юрьевце, 1754, не сохр.) или использовать отдельные элементы раннепетровского зодчества (Успенский собор в Лухе, 1775). На их фоне выделялась ц. свт. Николая Чудотворца в костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре (1752-1760, не сохр.). Пропорциональность объемной композиции, тонкая проработка пышного убранства в формах елизаветинского барокко позволяют предполагать, что заказчица храма генеральша Е. М. Салтыкова привлекла к проектированию московского зодчего. С именем Воротилова связано строительство 2-этажных храмов: апостолов Петра и Павла в Костроме (1787, не сохр.), Воскресения (1787) и Преображения (1791) в Нерехте. При различиях композиций (костромская церковь была 5-главой, нерехтские - увенчаны восьмериком) в их объемно-пространственной структуре были развиты приемы, впервые примененные при сооружении кремлевского Богоявленского собора: углы алтаря и зап. притвора скруглены, что придало плану форму эллипса, колокольни над притвором имеют колоколообразное завершение, аналогичное завершению колокольни Костромского кремля. Характерно, что барочные тенденции проявились также в убранстве храмов, основанных на продолжении старых традиций. Двусветный четверик ц. Богоявления в Галиче (1758; не сохр.), разделенный карнизом на 2 яруса, венчал малый восьмерик с главкой, профилированные прямоугольные рамки нижних окон, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками, близки к тотемской школе зодчества; верхние, арочные, украшены наличниками с перспективными обрамлениями, перебитыми жгутами, полуколонками со стилизованными пинаклями и с нарышкинскими разорванными фронтонами; лопатки набраны из ширинок и оригинальных стреловидных элементов. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Среди сельских храмов подавляющее большинство составляли традиц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Есть они и в близкой ему по формам Успенской ц. в Екатеринбурге, несмотря на ее позднюю датировку (1831-1838, с 1912 собор, сохр. частично; архит. М. П. Малахов): ее боковые главы сходны с барочными главами церкви в с. Быньги. Своеобразна постановка колокольни - над небольшим притвором, снабженным портиком; этот притвор столь неглубок, что в целом храм воспринимается как центрический. Прием подобной постановки колокольни известен в типовых проектах А. А. Михайлова и И. И. Шарлеманя 1824 г. Композиция Успенской ц. была в точности повторена в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Невьянске (1835-1844, не сохр.), построенной на средства Яковлевых. Прием постановки колокольни вплотную к храму применен и в 3-м храме рассматриваемого типа, возведенном в Екатеринбурге - позднеклассицистическом соборе Александра Невского Новотихвинского монастыря (1838-1852; архит. Малахов). Преображенская ц. в Невьянске (1824- 1830, с 1912 собор, перестроена), ктиторами которой выступили Яковлевы, близка к с.-петербургскому ампиру, особенно к проектам А. И. Мельникова. Монументальность распластанного по земле объема подчеркнута низкими, квадратными в плане барабанами боковых глав. Композиция Михаило-Архангельской ц. на заводе Демидовых в Ревде (1826-1835, не сохр.), напротив, достаточно уравновешенная; вертикальный акцент придан поставленной вплотную к храму колокольней. Самым оригинальным классицистическим храмом в епархии является заводская Троицкая ц. в Билимбае близ Первоуральска (1820-1839, сохр. частично). Она была построена на средства Строгановых по проекту архит. И. И. Свиязева, бывшего крепостного Строгановых. Это оригинальное, изысканное здание, созданное в традициях архитектуры кон. XVIII в. Его крестообразный основной объем увенчан куполом на высоком барабане с большими, сложно оформленными окнами. Ветви подкупольного креста выделены только в верхней зоне, где они оформлены большими итал. окнами. В нижней зоне их фасады украшены портиками, а пространство между ветвями заполнено скругленными объемами.

http://pravenc.ru/text/189617.html

После установления союза с Византией (ок. 1015-1018) и до кон. XII в. наравне с итал. сохранилось визант. влияние на зодчество: был сооружен ряд центрических храмов (сохр. фундаменты, иногда части стен), большинство из к-рых служили местом погребения королей Арпадской династии: крестово-купольные тетраконхи в Фельдебрё (до XIII в.- Дебрев, в 17 км к юго-западу от Эгера; в 40-х гг. XI в.- уменьшенный вариант ц. апостолов Петра и Павла в Секешфехерваре, по реконструкции Й. Чемеди, И. Мери, Ю. Ковалик; сохр. крипта XI в. с фресками сер. XII в.), Сексарде (место погребения Белы I), Кесдисентлелеке (Перко, Румыния). Интересны центрические планы часовен в с. Тарнасентмария и св. Имре в Секешфехерваре (тетраконх, XII в.). О византийско-слав. связях Арпадов свидетельствует основание Эндре I (1046-1060) 2 мон-рей во имя свт. Василия Великого: около Вишеграда на Дунае и на п-ове Тихань, на сев. берегу оз. Балатон (сохр. крипта бенедиктинского аббатства 1055). Романским храмам, построенным в кон. XI - кон. XII в. (т. н. период печской мастерской) свойствен тип плана, разработанный бенедиктинскими монахами: 3-нефная базилика без трансепта, с 3 полукруглыми апсидами и 2 башнями на зап. фасаде (собор в г. Печ, перестроенный в 1882-1891, в к-ром сохр. нижняя церковь XI в. и резной алтарь 30-х гг. XII в.; руины храмов в Эгере и Шомодьваре). проникновение готики в В. связано с правлением Белы III (1173-1196), воспитывавшегося в Византии, женатого вторым браком на франц. принцессе Маргарите де Вексин (сестре кор. Филиппа Августа II). при нем было начато строительство в Эстергоме королевского дворца и капеллы с интерьером в стиле ранней готики (кон. XII в., фрески кон. XII в. и ок. 1340). Влияние «эстергомской мастерской» обнаруживается в украшениях собора г. Калоча и в бенедиктинском аббатстве в Вертешсенткересте. Во 2-й пол. XII в. появился тип базилики, характерный для цистерцианского ордена (с трансептом, без башен на фасаде, иногда с венцом капелл): церковь в с. Белапатфальва (1232, в 16 км к северу от Эгера) или церкви бенедиктинского мон-ря Паннонхальма (во время перестройки в 1-й четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/150197.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010