145. Алабовский М. П.; прот. Великий пастырь русского народа. Блаженной памяти о.Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Жизнь. Молитва . Благотворение. Кончина. Духовный облик. Замечательный случай. Киев, 1909. 32 с.; портр. 146. Алексий (Симанский), архимандрит. Слово при поминовении отца Иоанна Сергиева-Кронштадтского (28-го янв. 1909 г.) и памяти в Бозе почившего протоиерея отца Иоанна Кронштадтского . Тула, тип. губ. правд., 1909. 16 с. 147. Альбом последователей и почитателей отца Иоанна Кронштадтского . Изд. журн. «Кронштадтский маяк». СПб., 1909. 15 л. ил. 148. Антонов Михаил, диакон. Кто такой отец Иоанн? (Краткая характеристика личности о. Иоанна Кронштадтского .) Кронштадт, тип. газ. «Котлин», 1909. 32 с. 149. Арсений, игумен. Открытое письмо редактору-издателю журналов «Кронштадтский маяк» и «Свет России» Николаю Ивановичу Большакову и беседа б.      синодального миссионера и главного учредителя «Союза Русского Народа» игумена о. Арсения. СПб., тип. «Надежда», 1909. 32 с.; портр. 150. Архангелов С. А. (сост.). Плач над гробом молитвенника Русской земли. СПб., «Правда и знание», 1909. 40 с.; ил. 151. Блаженной памяти в Бозе почившего отца Иоанна Кронштадтского . Изд. Братства Св. Креста в Н.-Новгороде. Н.Новгород, 1909. 152. Большаков Н. И. Источник живой воды. О.Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). СПб., 1909. III + 416 с.; ил. 153. Булгаков С. В. Памяти в Бозе почившего настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Киев, 1909. 14 с. 154. Введенский Д. И. Батюшка отец Иоанн. Памяти прот. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., ред. журн. «Народное образование», 1909. 32 с.; портр. 155. Воронцов Н. А., прот. Поучение в неделю пред Рождеством Христовым и первую годовщину по кончине приснопамятного отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского, 20 декабря 1909 г. (О сборе пожертвований на просветительный дом им. о. Иоанна Кронштадтского .) Казань, 1909. 6 с. 156. Воспоминания об отце Иоанне. СПб., тип. Суворина, 1909. 38 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Оп. 481. Д. 31. Дело о замещении священнической вакансии при Троицкой села Мушкина церкви Звенигородского уезда. 11 марта 1911 – 14 июня 1911 г. Оп. 481. Д. 35. О замещении священнической вакансии при Одигитриевской села Городищ церкви Клинского уезда. 22 ноября 1908 – 3 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 36. О замещении священнической вакансии при Вознесенской погоста Николотешиловского церкви Клинского уезда. 25 октября 1910 – 27 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 37. Об увольнении за штат священника Покровской села Покровского под Рогачевом церкви Клинского уезда Павла Страхова и о замещении его места. 3 января 1911 – 2 июня 1911 г. Оп. 481. Д. 38. О замещении священнической вакансии при Гузинской села Горбасьева церкви Клинского уезда. 14февраля 1911 – 9июня 1911 г. Оп. 481. Д. 39. О замещении священнической вакансии при Успенской села Обухова церкви Клинского уезда. Оп. 481. Д. 42. О замещении священнической вакансии при Покровской погоста Юрьевец церкви Коломенского уезда. 10 сентября 1909–15 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 44. О замещении священнической вакансии при Христо-Рождественской села Мартыновского церкви Коломенского уезда. 26 мая 1911 – 4 августа 1911 г. Оп. 481. Д. 46. О замещении священнической вакансии при Благовещенской села Шеметова церкви Коломенского уезда. 8 июля 1911 – 31 апреля 1911 г. Оп. 484. Д. 11. Жалоба жены на пьянство и побои мужа-псаломщика (г. Волоколамск, Покровская церковь ). Оп. 484. Д. 282. О предоставлении благочинными Московской епархии сведений о количестве церквей. 1913 г. Оп. 486. Д. 179. О представлении ведомостей учета белого духовенства в церквах Московской епархии за 1915 г. Оп. 486. Д. 180. О представлении сведений для епархиального отчета за 1915 г. Оп. 547. Д. 19. Отчет епископа Трифона о результатах осмотра им церквей Бронницкого уезда. Оп. 547. Д. 36. Дело о награждении лиц духовного звания за усердную службу. Оп. 607. Д. 2.0 нетрезвости св[ященника] села Троицкого-Зотова Бронницкого уезда Николая Виноградова . 1901 г. Оп. 607. Д. 9. По обвинению в вымогательстве и других незаконных действиях священника села Мушкина Звенигородского уезда Александра Постникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об устроительстве Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда, первых годах её жизни, а также подвижницах, чьими трудами и молитвами она созидалась, рассказывалось также в отдельной статье епископа Андрея «О Покровской Просветительной Общине» 13 от 27 марта 1911 г.). Жизни другой обители – Трёхсвятительского крещёно-татарского скита (впоследствии – монастыря) Лаишевского уезда Казанской губернии были посвящены статьи и заметки: «Из жизни крещенского скита» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «И.И.» («I.U.») и «Путевая заметка» 14 от 2 апреля 1911 г.) А.Алякринского, «Прощальное слово в Трёхсвятительском крещёно-татарском монастыре 31-го Июля 1911 года» 36 от 4 сентября 1911 г.) епископа Андрея и его же «Наставление Трёхсвятительскому Крещёно-татарскому Монастырю» 37 от 11 сентября 1911 г.). Причём, последнее из них, написанное рукой самого епископа Андрея 1 августа 1911 г. и называвшееся также в некоторых последующих публикациях «завещанием», «на память о последнем посещении Пр[еосвященного] Владыки и в постоянное назидание», было «помещено братией на стене своего храма». Заканчивалось оно такими словами: «Храните свою святую обитель в мире и радости, чтобы ваши недоброжелатели видели святую жизнь вашу и усрамились и прославили Господа, Которому вы пришли сюда служить. Господь – упование ваше, Ему же слава во веки. Аминь. Грешный Епископ Андрей». Помимо этого, в журнале можно найти и другие материалы по «крещёно-татарской» тематике, названия многих из которых говорят сами за себя: «Необходимость школьного обучения для девиц крещёных татар» 8 от 23 января 1910 г.) – за подписью «Р.Д.» (Р.П.Даулей), «Районная организация миссии среди инородцев одного языка» 27 – 28 от 22 мая 1910 г.) – за подписью «Миссионер», «О крещёных татарах Вятской губернии и миссии среди них» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «Новик», «Насильственное отчисление от православия» 46 от 18 сентября 1910 г.) учителя Сардабашской миссионерской школы 77 В.Назарова, «Систематическая пропаганда ислама» 2 от 9 января 1911 г.) – за подписью «Мамадышанин», «Пробуждение самосознания крещёных инородцев в ограждение своих интересов от мусульман» 10 от 6 марта 1911 г.) М.Иванова, «К истории Елышевского прихода» 20 от 15 мая 1911 г.) – за подписью «А.», «Пастырь и учитель, истинные народные благодетели» 22 от 29 мая 1911 г.) учителя А.Чеботарёва, «Прискорбное явление» 30 от 24 июля 1911 г.) – за подписью «С.Е.З.», и другие. В опубликованной в 44 от 30 октября 1911 г. СПМ статье за подписью «А.А.С.» «Новый рассадник народного просвещения в инородческом крае» рассказывалось об открытии (преобразовании) в селе Яныль (Яныли) Мамадышского уезда Яныльского двухклассного училища министерства народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

П., 1895. С. 135-144). Содержание произведения (триадология, христология, пневматология) указывает на его происхождение во 2-й пол. IV в. Свт. Григорий Чудотворец. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва) Свт. Григорий Чудотворец. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва) Особую группу составляют проповеди, приписываемые Г. Ч. О силе его проповедей свидетельствует свт. Григорий Нисский: «Слушавших слово его сперва было малое число; но прежде, нежели окончился день и зашло солнце, столько присоединилось их к первому собранию, что множества уверовавших достаточно было, чтобы составить народ. Утром опять появляется народ у дверей, вместе с ними жены и дети, и преклонные летами и страждущие от демонов или от какого другого недуга. И он, стоя в середине, уделял силой Святого Духа каждому из собравшихся то, что соответствовало его нуждам: проповедовал, рассуждал, увещевал, учил, исцелял» (De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 921). Известно 11 проповедей (бесед), связанных с именем Г. Ч., однако ни одна из них ему не принадлежит. К ним относятся: 3 беседы на Благовещение (1-я сохр. также в сир., арм., груз., слав., араб. переводах, 2-я - в арм. и груз., 3-я во мн. греч. и слав. списках атрибутируется свт. Иоанну Златоусту ); «Беседа на святое Богоявление» (сохр. во мн. греч. рукописях, в сир. переводе приписывается свт. Иоанну Златоусту); «Беседа на всех святых»; «Беседа на Рождество Христово» (сохр. в арм. переводе, греч. оригинал печатается среди творений свт. Иоанна Златоуста (PG. 56. Col. 385-394)); небольшой отрывок «Беседы о Воплощении» (сохр. в той же арм. рукописи, что и предыдущая беседа); «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» (сохр. в арм. ркп., греч. текст - среди неподлинных бесед свт. Иоанна Златоуста под названием «На Рождество Христово» (PG. 61. Col. 737-738)); «Похвальное слово Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии»; «Похвальное слово в честь святого первомученика Стефана» (оба слова сохр.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Многообразие архитектурных форм кон. XIX — нач. XX в. оставило след и в памятниках К. и Г. е. На Торговой пл. в Путивле на средства настоятеля Молченского мон-ря архим. Маврикия была сооружена т. н. Императорская часовня, освященная 26 авг. 1898 г. во имя св. покровителей имп. Александра III и имп. Николая II (не сохр.). В выбеленном здании часовни причудливо сочетались московская 5-главая композиция с крупным, уплощенным куполом в центре и боковыми декоративными на глухих барабанах главками и узорочная кирпичная декорация в духе посадского зодчества XVII в. В нач. XX в. планировалось возведение ц. во имя св. кн. Александра Невского на ст. Конотоп. В стиле неоклассицизма была возведена Ильинская ц. в с. Шалыгино Глуховского р-на (1906). Иконопись Наиболее ранние иконописные памятники на территории епархии относятся к XVII–XVIII вв., напр. 5-ярусный иконостас путивльского Преображенского собора, отмеченный в 1903 г. Ф. Ф. Горностаевым как пример соседства московской иконописи нач. XVII в. и академического искусства кон. XVIII — XIX в. Из чтимых икон необходимо отметить список явленной чудотворной Молченской иконы Божией Матери, хранящийся в путивльском Молченском монастыре; образ скрыт ризой (1724). Событием, которое привлекло внимание к художественному наследию К. и Г. е., стала подготовка к проведению в Чернигове XIV археологического съезда (1908). Экспонаты, представленные на выставке, в основном принадлежали собранию созданного накануне съезда Черниговского епархиального древлехранилища. Можно уверенно предположить, что это были предметы, переданные из храмов в связи с их ветхостью и древностью. Среди церквей, чьи старинные утварь и иконы XVII–XIX вв. были выставлены в 1908 г., в каталоге выставки упоминаются: Воздвиженская, Вознесенская, Спасо-Преображенская и Троицкая в г. Короп (ныне Черниговской обл., Украина), кафедральный собор, Николаевская, Преображенская и Трех-Анастасиевская в Глухове, Михаилоархангельская, Троицкая (не сохр.) и Преображенская (не сохр.) в с. Воронеж (ныне Шосткинский р-н Сумской обл.), Успенская в с. Зазерки (ныне Кролевецкого р-на, не сохр.), Вознесенская в с. Княжичи (не сохр.), собор в честь Рождества Пресв. Богородицы и Николаевская в Кролевце, Успенская в с. Вишенки, Успенская в с. Городище, Успенская в с. Конятин, Николаевская в с. Лоска, Рождества Богородицы в с. Оболонье, церкви с. Сохачи и Райгородок, Ильинская в с. Мезин (ныне эти пункты в Черниговской обл., храмы руинированы или не сохр.), церкви в мест. Красный Колядин Конотопского у. у. Др. экспонаты поступили из Глуховского земского музея (создан в 1902, в 1954 фонды были переданы в Сумской обл. краеведческий музей), Конотопской земской управы, Черниговской ДС. Большинство икон, выставленных в 1908 г., принадлежали к произведениям, созданным под влиянием западноевроп. искусства эпохи барокко; предметы лицевого шитья были взяты для экспозиции из храмов, в которых были богатые ризницы.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

XVII в.- 1727), и Печерской ц. (1742, не сохр.). К сооружениям, формирующим центр города, относилась также и ярусная Борисоглебская ц. (1701-1722, не сохр.), построенная у юж. прясла городской крепости. Два храма, образующие церковный ансамбль, были возведены севернее крепости - небольшая бесстолпная зимняя Крестовоздвиженская ц. (нач. XVIII в.) и рядом с ней летняя ярусная Знаменская ц. (1748). В кон. XVIII - нач. XIX в. ансамбль 2 церквей был дополнен отдельно стоявшей 3-ярусной колокольней (не сохр.). Лидирующее положение в храмоздательстве среди сельских поселений занимало Лысково (ныне город), на протяжении XVII в. развившееся в крупный торгово-экономический посад благодаря близости ежегодной Макарьевской ярмарки. К кон. XVII в. в Лыскове действовали 4 деревянные и каменная приходские церкви, а также небольшие жен. и муж. мон-ри - Рождественский и Казанский (упразднены в 1764). В нач. XVIII в. были построена каменная Покровская ц. в центре села (1707, не сохр.), Преображенская ц. на окраине, именуемой Красная горка (1711), Введенская ц. на берегу р. Сундовик (1713, возведена на средства купцов И. и А. Желваковых, не сохр.). Не так активно храмоздательство велось в южной и центральной зонах Нижегородского края. В Арзамасе, в 40-х гг. XVIII в. представлявшем главное поселение юж. зоны, построены в 1742 г. Воскресенский собор (не сохр.) и в 1746 г. ярусная Ильинская ц. Первым примером храма типа восьмерик на четверике служит Казанская ц. в с. Григорове Большемурашкинского р-на, построенная на рубеже XVII и XVIII вв. в вотчине московского боярина Волынского. Храм органично сочетает приемы архитектуры сер. XVII в. и московского барокко. Композиция основного объема формировалась равновысотными 2-светным четвериковым основанием и широким восьмериком, перекрытым низким граненым сводом. Особенностью объема храмовой части являлась редкая форма четверика - в виде прямоугольника в плане, вытянутого в поперечном направлении. Аналогичное устройство имела Троицкая ц. в с. Леметь Ардатовского р-на (1725), однако в организации ее объема более значимая роль отведена правильной формы восьмерику: он вытянут по вертикали в пропорциональном соотношении 1 : 1,5 и опирается на квадратной формы основание.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

св. Иоанна Воина в Москве. Ансамбль с собором образует базиликальная Введенская ц. (1762, 1788, перестроена). Близки к Троицкому собору по архитектуре Богоявленский собор в пос. Демянск (1780, не сохр.) и Александро-Невская ц. в с. Яжелбицы Валдайского р-на (1805) с барочно-классицистическим декором. Центрический тип барочного храма с венчающим восьмериком и главкой представляют Петропавловская ц. в дер. Пирусс (1757-1760), Преображенская ц. в дер. Ровное Боровичского р-на (1767, разрушается). Величественный Георгиевский храм в дер. Тельбовичи Боровичского р-на (1779, разрушается) представляет собой провинциальную реплику Воскресенского Смольного собора с упрощенной отделкой и приземистыми пропорциями. Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя Трех святителей в Отенском мон-ре (1808, не сохр.) имел редкую 2-колоколенную композицию над зап. фасадом и завершения основного объема небольшими восьмериками со шлемовидными куполами. Однокупольная ц. во имя св. Иоанна Воина в дер. Миголощи Хвойнинского р-на (1812) сохраняет барочные черты в плане (тетраконх) и в декоре. В деревянном зодчестве выделялись ярусные 3-частные храмы с колокольнями, напр. Преображенская ц. в с. Мошенском (1722, не сохр.), Никольская ц. (1783) из дер. Высокий Остров Окуловского р-на, с шатровой колокольней над притвором (Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»). Основной объем четверика Георгиевской ц. в дер. Ручьи Крестецкого р-на (1741) был завершен 2 восьмериками и куполом с главкой, 3-ярусную колокольню венчал купол со шпилем (руины). Деревянная Рождество-Богородицкая ц. в дер. Сопины Боровичского р-на (1748, сохр. фрагмент) имела вид ступенчато расположенных 3 восьмериков на четверике. Трехчастные ярусные храмы с колокольнями над притвором представляли собой церкви: Троицкая в с. Поддорье (1772, не сохр.), Духовская в дер. Городцы Волотовского р-на (1832, не сохр.) и, вероятно, Покровская в Муссах (ныне в черте г. Сольцы). Чаще строились клетские 3-частные церкви: Троицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле (1835-1846, не сохр.), построенной в качестве усыпальницы Демидовых, наряду с неожиданными чертами раннего классицизма (оформление главного барабана и купола) уже появляются формы русско-визант. стиля К. А. Тона. Интересным ранним примером является Михаило-Архангельская ц. в Маминском Каменского р-на (освящена в 1835). Среди многочисленных храмов, построенных в стиле проектов Тона, размерами выделяются 5-главая Вознесенская ц. Полевского завода (1845-1897, не сохр.) и ц. св. Максимилиана и свт. Николая в Екатеринбурге (1847-1876, не сохр., т. н. Большой Златоуст), представлявшая собой колокольню, водруженную на основание соборного типа (общая высота более 70 м). Построенная в том же русско-византийском стиле шатровая ц. Александра Невского на Гальянке в Н. Тагиле (1862-1877) близка к произведениям А. М. Горностаева. В кон. XIX - нач. XX в. был возведен ряд храмов визант. стиля. На средства Демидовых перестроена большая классицистическая Введенская ц. в Н. Тагиле (1892-1894, не сохр.), а также возведена 5-главая ц. св. Анатолия и свт. Николая на близлежащем Висимо-Шайтанском заводе (ныне пос. Висим Пригородного р-на; 1889-1895, сохр. частично) по проекту екатеринбургского городского, а затем епархиального архит. С. С. Козлова. По его же проекту в память имп. Александра II была построена ц. Александра Невского в Н. Салде (ок. 1895-1905). Огромный купол доминирует над крестообразным объемом храма; помимо 4 диагональных глав дополнительные установлены над боковыми приделами и возвышающейся над притвором колокольней. Крупнейшей постройкой визант. стиля стал Крестовоздвиженский собор Николаевского мон-ря в Верхотурье (1905-1913, архит. А. Б. Турчевич), особенностью к-рого является вытянутая по горизонтали композиция с 2 башнями на фасаде трапезной. Из многочисленных храмов рус. стиля выделяются Воскресенская ц. Скорбященского монастыря в Н. Тагиле (1905-1914), близкая к постройкам В. А. Косякова, и Преображенская ц. Надеждинского завода (ныне г. Серов, 1905-1918, не сохр.), сооруженная, возможно, по проекту Турчевича. Редким примером храма в стилистике неоклассицизма является Александро-Невская ц. в Шурале (1906-1916), построенная по заказу Стенбок-Ферморов, владельцев заводов соседнего Невьянска, наследников Яковлевых. Храм является уменьшенной копией Троицкого собора в Екатеринбурге.

http://pravenc.ru/text/189617.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010