Епископ Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского. — М.: «Отчий дом», 2008. — 480 с. 23 сентября 2008 г. 12:25 Издательством «Отчий Дом» выпущена книга церковного иерарха и просветителя конца XIX — начала XX века епископа Костромского Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния», в которой изложено толкование Великого покаянного канона святого Андрея Критского. В книге читатель найдет объяснение многих непонятных выражений, слов и образов, лучше узнает священную историю Ветхого Завета, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым. Текст приближен к современным нормам стилистики, орфографии и пунктуации, снабжен указателем толкуемых стихов Великого покаянного канона и словарем малопонятных слов. Справка Епископ Виссарион (Василий Петрович Нечаев) (1822-1905) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Тульской губернии в семье диакона. В 1848 году Василий Нечаев окончил Московскую духовную академию в числе лучших студентов. Магистр, с 1850 года профессор, Нечаев по 1855 год преподает в духовных учебных заведениях Священное Писание, греческий язык, церковную и библейскую историю, церковную археологию, психологию и другие дисциплины. Профессор Василий Нечаев в декабре 1853 года был рукоположен в сан священника, после чего продолжил преподавать в МДС, одновременно являясь и законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса. Но в 1855 году священник Василий Нечаев оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению — святитель Филарет, митрополит Московский, назначил его священником московского храма Николы в Толмачах, где отец Василий прослужил свыше 30 лет. С 1859 года он полностью взял на себя заботы о издании журнала «Душеполезное Чтение», определив главной задачей журнала «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения». В 1877 году скончалась супруга отца Василия Варвара Никифоровна, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу — он был пострижен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита, а 30 июля 1889 года, в возрасте 67 лет, рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/463534.htm...

епископ Виссарион (Нечаев) (1822–1905) Жития святых История описания паломничеств, путешествий История Русской Православной Церкви Литургика Поучения и проповеди Нравственное богословие Священное Писание Ветхого Завета епископ Виссарион (Нечаев) Епископ Костромской и Галичский, богослов, экзегет, проповедник, преподаватель. Основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение». Биография В миру Василий Петрович Нечаев родился в Тульской губернии в семье диакона. Был женат на Варваре Никифоровне, овдовел в 1887. Окончил Тульскую духовную семинарию (1844), Московскую духовную академию (1848). Магистр богословия (1850; тема диссертации: «Святой Димитрий, митрополит Ростовский»). Доктор богословия (1894; «за заслуги по истолкованию, раскрытий истин Православия, изъяснению богослужения и молитв и обличению раскольников»). Почётный член Московской духовной академии и Московского общества любителей духовного просвещения (1884, к 25-летию издания журнала «Душеполезное чтение»). Почётный член Казанской духовной академии (1895). С 1848 года – преподаватель логики, психологии, патристики и латинского языка Тульской духовной семинарии. С 1849 года – преподаватель церковной и библейской истории, церковной археологии и церковного законоведения Вифанской духовной семинарии. С 1852 года – преподаватель Священного Писания и греческого языка Московской духовной семинарии. С 8 декабря 1853 года – иерей (с сохранением за ним должности преподавателя). С 1855 года – священник московской церкви святителя Николая в Толмачах. С 1874 – протоиерей. 8 июня 1889 был пострижен в монашество. С 11 июня 1889 – архимандрит. С 30 июля 1889 – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 14 декабря 1891 – епископ Костромской и Галичский. В 1859 году вместе с московскими священниками Алексеем Ключаревым (впоследствии архиепископом Амвросием) и Василием Лебедевым основал духовно-назидательный журнал «Душеполезное чтение». После того, как Лебедев в 1863 г. скончался, а Ключарев в 1866 г. покинул редакцию, о. Василий Нечаев стал единоличным редактором журнала. Всего работал в «Душеполезном чтении» около 30 лет, считал главной задачей журнала «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Нечаев Василий Петрович; 13.03.1822, с. Коледино Крапивенского у. Тульской губ.- 30.05.1905, с. Солониково Костромского у. и губ.), еп. Костромской и Галичский. Из семьи диакона. В 1844 г. окончил Тульскую ДС, был направлен в МДА, к-рую окончил в 1848 г. 3-м по списку. За дис. «Св. Димитрий, митр. Ростовский» (М., 1849), написанную под рук. проф. А. В. Горского , В. был удостоен степени магистра богословия. С 1848 г. преподавал в Тульской ДС, с 1849 г.- в Вифанской ДС, с 1852 г.- в Московской ДС. 8 дек. 1853 г. в Никольской ц. Московской ДС митр. Московским св. Филаретом (Дроздовым) рукоположен во иерея. 12 окт. 1855 г. назначен священником ц. свт. Николая в Толмачах, в к-рой ввел общее пение за богослужением. Среди прихожан о. Василия были основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков и его брат - городской голова С. М. Третьяков, славянофил Ю. Ф. Самарин , публицист И. С. Аксаков и др. В 1859 г. свящ. Василий вошел в состав редакции ж. «Душеполезное чтение» , возглавляемой свящ. Алексием Ключарёвым (впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий ). После того как в 1865 г. о. Алексий вышел из редакции, Нечаев стал редактором-издателем журнала и занимал этот пост до 1889 г. 27 марта 1874 г. в связи с 25-летием своей работы в журнале о. Василий был возведен в сан протоиерея. 13 нояб. 1887 г. скончалась супруга прот. Василия. 3 июня 1889 г. в храме Троицкого митрополичьего подворья он принял монашеский постриг, 11 июня возведен в сан архимандрита. 30 июля 1889 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась хиротония В. во епископа Дмитровского, 1-го вик. Московской епархии, к-рую возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . 14 дек. 1891 г. В. был назначен епископом Костромским и Галичским. Благодаря его усилиям в Костроме было открыто епархиальное жен. уч-ще. Последним деянием В. стала торжественная закладка 15 мая 1905 г. каменного здания уч-ща (после революции в этом здании размещались губком и обком партии, ныне здесь находится администрация Костромской обл.). В. скончался на архиерейской даче в с. Солоникове, вблизи Костромы. 3 июня 1905 г. тело В. было погребено в архиерейской усыпальнице Богоявленского кафедрального собора (собор взорван в 1934, ныне на его месте находится спортплощадка).

http://pravenc.ru/text/158784.html

635 Фудель Иосиф Иванович (1864–1918). Родился в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка и матери-польки. Окончил юридический факультет Московского университета. Служил в Московском окружном суде. Рукоположен в священника в Вильно, затем служил в Белостоке. С 1892 г. – в Москве, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Бутырской тюрьме. С 1907 г. – на приходе в церкви свт. Николая Чудотворца в Плотниках, на Арбате (храм разрушен в 1932 г.). Духовный писатель. О нем см.: Фудель С. И. Собрание сочинений: В 3 т. М., 2001–2005. – Ред. 636 До принятия монашества архимандрит Михаил (Грибановский) носил имя в честь архистратига Михаила, память которого праздновалась 8 ноября по ст. ст.; в монашестве он получил имя в честь свт. Михаила, первого митрополита Киевского, память которого отмечалась 30 сентября по ст. ст. – Изд. 637 Аквилонов Евгений Петрович (1861 – 1911), профессор СПбДА, протоиерей, протопресвитер военного и морского духовенства (1910). Магистерская диссертация – «Новозаветное учение о Церкви» (1896), докторская – «О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохам-меданством» (1904). – Ред. 640 Виссарион (Нечаев Василий Петрович; 1823–1905) – основатель (в 1860 г., совместно с протоиереем Алексием Ключаревым, впоследствии архиепископом Амвросием) и редактор журнала «Душеполезное чтение», доктор богословия (почетная степень МДА, 1895 г.). Выпускник МДА (1848), с 1889 г. – епископ Дмитровский, а с 1891 г. – Костромской. – Изд. О нем см.: Вольгин А. Памяти епископа Виссариона (Нечаева) (1822–1972)//Журнал Московской Патриархии. М., 1972. 2. С. 70–78. – Ред. 641 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – заслуженный ординарный профессор, доктор богословия, из Тверской губернии, окончил СПбДА первым магистром в 1847 г. (защитил докторскую диссертацию 5 ноября 1872 г.), помощник ректора по церковно-практическому отделению с 1873 г. – Ред.; вышел в отставку не в 1894 г., как пишет преосвященный Михаил, а в 1893 г., прослужив в родной Академии 46 лет; с детства отличаясь прекрасными способностями, всегда спокойными, точными и здравыми ответами, Евграф Иванович везде был первым учеником и студентом, хотя имел сильных и даровитейших конкурентов: Бухарева (архимандрита Феодора) в училище и семинарии, Моисея Александровича Голубева , преосвященного Кирилла (Наумова) , Московского митрополита Леонтия (Лебединского), преосвященного Виталия (Гречулевича) и других – в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

С. 893–968. Был отдельный оттиск. Расширенный и переделанный вариант статьи из «Московских ведомостей» 379 [Глубоковский Н. Н.] Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. СПб., 1891. С. 42. 381 Журналы Совета Московской Духовной Академии 1891 года. М., 1891. С. 109. Отзыв А. П. Лебедева о сочинении H. H. Глубоковского. Впрочем, в рукописи Глубоковского, на обороте последнего листа «Заключения» сделана помета: «кончено писанием 1889 года 7 декабря в субботу...» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 41). 383 Кроме того, была опубликована часть главы из 2-го тома: «Апологетический труд Феодорита, еп. Киррского, как один из последних замечательных памятников литературной борьбы христианства с язычеством»//ЧОЛДП. 1890. 1. С. 81–137. 384 ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. 3. Типографские счета за печатание книги «Блаженный Феодорит, епископ Киррский». Т. 1. (22½ л.) – 662 руб. 72 коп.; Т. 2 (32½ л.) – 986 руб. 82 коп. (Там же. Л. 3). 385 Димитрий Федорович Касицын (1838–3 дек. 1901), выпускник Вифанской духовной семинарии (1854–1860) и МДА (1860–1864), магистр богословия (1867), с 1867 г. преподавал в МДА, с 1884 г. занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий. 20 августа 1890 г. назначенный настоятелем Московской Николо-Толмачевской церкви, он собирался оставить службу в Академии, но передумал и продолжал служить в МДА до мая 1893 г. Прежним настоятелем Николаевской в Толмачах церкви был протоиерей Василий Петрович Нечаев (13 марта 1822–30 мая 1905) – выпускник (1848) и профессор МДА, магистр богословия, редактор журнала «Душеполезное чтение»; после потери жены, 8 июня 1889 г., пострижен в монашество с именем Виссариона, 30 июля хиротонисан во епископа Дмитровского, с 14 декабря 1901 г. епископ Костромской, автор многочисленных духовных сочинений (Корсунский И. Н. Преосвященный Виссарион, епископ Костромской (По поводу его 50-летнего юбилея, 5 ноября и с приложением его портрета)//ДЧ. 1898. 10. С. 212–235). Касицын был женат на дочери В. П. Нечаева , Ольге Васильевне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович, 1760–01.01.1833) – иеромонах, преподобный. Память 2/15 января и 19 июля/1 августа. Впервые о прославлении Серафима Саровского заговорил настоятельСаровской пустыни архимандрит Рафаил (Трухин). В 1882 г. он организова лкомиссию по вопросу о прославлении о. Серафима, которая собрала материалы о его житии и чудесах и представила их в Тамбовскую духовную консисторию. В 1892–1894 гг. по поручению Св. Синода особая комиссия в 28 епархиях России провела расследование о знамениях и исцелениях, явленных по молитвам о. Серафима (94 случая) и в 1895 г. представила свой отчетв Св. Синод. В августе 1902 г. по поручению Св. Синода епископ ТамбовскийДимитрий (Ковальницкий) произвел предварительное освидетельствование фоба и останков Преподобного. 11.01.1903 г. по постановлению Св. Синода ис одобрения Государя Николая II комиссия под председательством митрополита Московского Владимира произвела окончательное освидетельствование останков и составила акт освидетельствования, в котором отмечалось, что тело предалось тлению. 29.01.1903 г. было обнародовано деяние Св. Синода о канонизации прп. Серафима и о совершении 19 июля 1903 г. торжественного открытия мощей прп. Серафима. Подготовка торжеств поручалась настоятелю Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря архимандриту Серафиму (Чичагову) и прокурору Московской синодальной конторы кн. А.А. Ширинскому-Шихматову. Ширинский – Имеется в виду князь А.А. Ширинский-Шихматов,см. Примеч. к л. 6.) 234 (Саров – имеется в виду Успенская Саровская мужская пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии. Основана в XVII в.) 235 (...есть ли мощи Серафима; но это... не обязательно для прославления... требуются засвидетельствованные чудеса. – Об освидетельствовании мощей см.Примеч. к л. 33, 75.) 236 (Виссарион – Виссарион (Нечаев Василий Петрович, 13.03.1822–30.05.1905) – епископ Костромской и Галичский, проповедник и духовный писатель. Родился в семье диакона. Окончил Тульскую ДС (1844) и МДА по первому разряду (1848).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Петров день в 2018 году — 12 июля: что это за праздник? Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души. 12 июля, 2006 Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души. Петров день в 2018 году — 12 июля: что это за праздник? Что за праздник — Петров день? В этой статье Вы сможете узнать о традициях и истории праздника. В 2018 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2019 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2020 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2021 году православные празднуют Петров день 12 июля. Петров день 2018 — 12 июля Закончился Петровский пост , мы вступаем в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и на следующий день как попразднство совершаем Собор святых апостолов. Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым она свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, а Павел девственник. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался. Павел был прекрасным юношей, даровитым, замечательно воспитанным, чтущим закон, любящим Господа, фарисеем и сыном фарисея, одним из любимейших учеников Гамалиила; он мог бы быть первосвященником Израиля. Почему же Господь медлил и обратил его к Себе после всех апостолов? Для чего попустил ему стеречь одежду, когда бросали камнями в Стефана? Ведь свет, который осиял его на пути в Дамаск, мог его просветить и годом раньше. Почему в промысле Божием было так устроено, разве Павел был менее других достоин послужить Христу? Нет, он был достоин более, и потрудился он больше всех других апостолов, но свойство падшего человека таково, что чем больше ему дано от Бога, тем больше он склонен к гордости.

http://pravmir.ru/petrov-den/

монахиня Геновефа Скачать epub pdf Архимандрит Афанасий (в миру Анатолий Нечаев) родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. По окончании Духовной Семинарии работал на железной дороге в Москве. Как-то раз на одной из улиц Москвы Анатолий натолкнулся на толпу, слушавшую малопонятную проповедь каких-то нерусских людей в полувоенной форме. В те трудные годы (шла первая мировая война) в Москве активно действовала Армия спасения 1 . Впечатлительный, порывистый А. Нечаев горячо отозвался на призыв проповедника и увлекся благотворительной социальной работой. В книге проповедей и бесед митрополита Сурожского Антония есть личные воспоминания о встречах с отцом Афанасием (Нечаевым) , где он с большой любовью рисует его духовный облик 2 . Митрополит Антоний приводит свидетельства людей, знавших отца Афанасия в годы, когда он совсем молодым посвятил себя служению в Армии спасения. Удивительно, что люди, знавшие его в то далекое время, не забыли, сколько человеческого тепла, нежной заботы о больных, о нуждавшихся в помощи, сколько сострадания проявил тогда Анатолий Нечаев. В каждый дом, который он посещал, вносилась атмосфера радости, счастья, доброго общения между людьми. Он становился самым нужным, самым желанным человеком. Вскоре, однако, Анатолий Нечаев убедился, что намерения и деятельность Армии спасения в России оказались связанными с политической игрой. Анатолий Нечаев пережил острый духовный кризис, мучился сомнениями, которые привели его к встрече с известным тогда в Москве духовником, продлившейся всего лишь несколько часов… После этого Нечаев порывает все отношения с Армией спасения и поступает послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Добрый, отзывчивый, жизнерадостный Анатолий Нечаев вскоре приобрел симпатии игумена и всей братии. Он имел прекрасный голос и пел на клиросе. Обладая большой физической силой, с радостью выполнял самые тяжелые послушания. Он был счастлив, потому что нашел свой дом, свое пристанище, свое призвание, Совсем неожиданно Анатолий Нечаев, принявший постриг с именем Афанасий, получил от монастыря новое послушание. В обители не было своего богослова. Обратив внимание на незаурядные дарования молодого инока, старцы монастыря послали его учиться богословию в Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже. Вернуться в Валаамский монастырь ему уже не пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Necha...

О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Журнал 8, 15 и 22 сентября 1905 года. О благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях Общие правила О приходском собрании О приходском совете Журнал 29 сентября 1905 года О консисторском делопроизводстве, о благочиннических советах и благочиннических собраниях духовенства Журнал 6 и 13 октября 1905 года. По проекту основных положений преобразования духовно-судебной части, составленному Высочайше утверждённым 12 января 1870 года Комитетом Журнал 19 и 27 октября 1905 года. Журнал 3 ноября 1905 года. Журнал 10 ноября 1905 года. преосвященного Симеона, епископа Екатеринославского, от 10 января 1906 года преосвященного Стефана, епископа Могилёвского, от 26 ноября 1905 года А) По вопросу об отношении Церкви к государству Б) По вопросу об основах внутреннего строя Церкви I. Приходская церковная община II. Епархиальное управление Окружное благочинническое собрание Благочиннический совет Собственно-епархиальное управление Епархиальный собор Епархиальные административные учреждения Пресвитерский совет при епископе Церковный суд Реформа духовных учебных заведений Участие духовенства в общественных учреждениях Предоставление сословию духовенства прав юридического лица III. Высшее церковное управление А) Митрополичье соборное областное управление Б) Окружное патриаршее управление В) Поместный Собор русской Церкви IV. Предстоящий Поместный Собор Вопрос о богослужении Вопрос о соборном признании равночестности старого и нового богослужебного обряда Соборное разрешение вопроса о смешанных браках преосвященного Антония, епископа Черниговского, от 26 ноября 1905 года Журналы особого совещания по вопросу о назревших реформах в управлении российской православной Церкви Журнал 6 октября 1905 года Журнал 13 октября 1905 года Журнал 19 октября 1905 года Журнал 3 ноября 1905 года Журнал 10 ноября 1905 года преосвященного Антония, епископа Волынского, от 25 ноября 1905 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 2 за февраль 1905 г. (с. 270–286), Свящ. С. Шалкинский «Самоправие в действиях именуемых всероссийских съездов и их попечительств», – 2 за февраль 1905 г: «Содержится ли православная церковь ересь люциферианскую, или нет» (диалог «Православный» – «Старообрядцец»), – 3 за февраль 1905 г., «К миссионерской полемике с апологетами австрийского раскола» (есть про Перетрухина – М.Б.), – 4 за март 1905 г. (с. 620–631), Д. Александров «Беседа со старообрядцем….» (продолжение), – 9 за июнь 1905 г. (с. 1424–1425), «Кончина поморского начетчика А.П. Черчимцева», – 11 за август 1905 г. (с. 319–320), «Некролог. Окружной миссионер Донской епархии Калинник Авксентьевич Картушин» (миссионерствовал с 1889 по 1905 гг.), – 12 и 13 за 1905 г. (с. 416–427 и с. 561–573), «Беседа с защитником австрийской иерархии» (Калинник Картушин – Перетрухин), – 14–15 за октябрь 1905 г. (с. 587–696), Епарх. миссионер свящ. Д. Александров «Всероссийский съезд поморцев брачного толка в г. Самаре», – 16 за ноябрь 1905 г. (с. 837–842), Д. Березкин «К истории раскольничьего бегунского толка», – 16 за ноябрь 1905 г. (с. 843–881), С. Эфрон (Литвин) «Среди миссионеров и начетчиков», – конец 1905 г. (с. 1240–1241), (Перетрухин и Мельников ездили в Австрию – М.Б.) 1906 год – 1 за январь 1906 г. – есть фото Вас. Мих. Скворцова, – 2 за февраль 1906 г. (с. 139–157), «К истории раскольничьего бегунского толка» (продолжение, начало в 16 за 1905 г.), – 4 за апрель 1906 г. – опубликованы Высочайшие Повеления «О согласовании некоторых постановлений свода Законов с Высочайше утвержденными 17-го апреля 1905 г. положениями Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости», – 5 за май 1906 г. (с. 670–689), Харьковский епархиальный миссионер Иван Айвазов «Миссионерская полемика» (Нужна ли она? И т.д.), – 5 за май 1906 г. (с. 722–731), Иерей Д. Александров – Самарский епархиальный миссионер «Беседа со старообрядцем «Спасова согласия» по вопросу о таинстве Покаяния» (начало, диалог «Православный» – «Старообрядец» – М.Б.),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010