1) В наставлениях Христа Спасителя об истинах веры есть немало такого, что не легко усвояет естественный разум, немало и такого, что совсем непостижимо по самому существу своему. Таково например учение Христово о таинстве Пресвятыя Троицы, о таинстве возрождения, о таинстве тела и крови Христовой. Единственный путь для усвоения этого учения есть вера. Итак, смиренно покори твой разум в послушание веры. Помни, что эти неудобоприемлемые для тебя истины открыл тебе не простой человек, но Бог во плоти, Который есть самосущая Истина и источник истины. Вспомни, как поступили апостолы, когда выслушали учение Христа о том, что Он даст плоть свою за живот мира, что ядущий Его плоть и пиющий Его кровь имать живот вечный, и: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Многие даже из учеников Христовых, услышав это учение Христово, сказали: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» – и некоторые из них даже отошли от Него и перестали ходить с Ним. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил И. Христос двенадцать Апостолов, не желая никого приневоливать к вере в Его учение. Конечно и для них невместимо было Его учение о таинстве тела и крови Христовой; но они смиренно покорили свой разум в послушание веры. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни и мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живого» ( Ин.6:51–69 ). Так отвечал Христу от лица всех апостолов Петр. Так и ты должен отвечать помыслу сомнения в откровенной истине, которой не постигаешь; скажи ему: если я верю, что Христос есть Бог во плоти, то должен верить и Его учению, как бы оно ни казалось мне трудным для усвоения. Не смущайся этою трудностию и потому, что она неизбежна в настоящем нашем состоянии. Смиренно покорись необходимости отказаться от надежды полного и ясного ведения всего, что хотелось бы тебе знать в этой жизни. Смиренно и терпеливо жди возможности в жизни будущей увидеть во всей ясности многое, что в настоящей жизни представляется тебе сквозь тусклое зеркало и гадательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы (Исход. I, 1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Исх. 1:1–5 . Сие имена сынов Исраилевых, входящих в Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ, исшедших из Иакова, седмьдесят пять. Имена сыновей Иакова, водворившихся в Египте, перечисляются как имена родоначальников отдельных колен, происшедших от каждого из них; перечисление сынов Израиля делается не по порядку рождения, а по матерям; сперва мы видим имена сынов Иакова от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; за ними следуют сын Иакова от Рахили Вениамин, младший между братьями, наконец сыновья Иакова от служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир. Иосиф, сын Рахили, не поминается наряду с братьями, но о нем замечается только, что он бяше во Египте, т.е. прежде них водворился в Египте и тем предуготовил им переселение в страну, где их потомство возрасло в народ. – Кийждо со всем домом своим, т.е. со всем семейством – женами детьми и внуками, также со всем имуществом, именно рабами, скотом и прочим хозяйством. Такое обширное значение, в сем случае, дома подтверждается свидетельством книги Бытия, где ясно сказано, что «с Иаковом пришли в Египет сыны его и сыны сынов его, и весь род его, дочери его и дочери сынов его, и что они взяли с собою скот свой и все имущество свое» ( Быт. 46:6–7 ). В той же книге перечисляются поименно члены рода Иаковлева, которые вместе с Иаковом, как там сказано, пришли в Египет. Но как надобно понимать употребленное о них выражение пришли или переселились вместе с Иаковом? Так ли, что все они лично переселились вместе с Иаковом в Египет? Нет. Ибо известно, что один из них, именно Иосиф, поселился в Египет задолго до переезда Иакова, а другие из обозначенных в помянутом перечислении книги Бытия членов рода Иаковлева, например, дети Иосифа Ефрем и Манассия ( Быт. 46:27 ), внуки его (20), внуки Иуды от Фареса (12), и внуки Вениамина (21), – родились уже в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.IX:7 . И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити (ему суждено установить и утвердить) его в суде и правде. Ревность бо Господа Саваофа сотворит сие В сем стихе царство Мессии описывается следующими чертами: 1) Мессии, как Царю, приписывается велие (обширное) начальство. Это значит, что в царство Его должны войти все народы и признать над собою власть Христа, как своего Царя. В этом смысле Церковь Христова называется вселенскою. 2) Царствование Христа будет иметь мирный характер, ибо власть Его будет распространяться мирными, духовными средствами, и повсюду будет водворять мир и любовь, – и этому миру несть конца, – т. е. он будет вечен. – На престоле Давидове и на царстве его. Продолжителен был мир в царстве Израильском во время сорокалетнего царствования Соломона, преемника престола Давидова, – но он кончился с его царствованием. Но Христос, потомок Давида по плоти и наследник Его царского достоинства, есть, по слову Архангела Гавриила, такой Царь, который воцарится в дому Иаковли – в Церкви Своей – во веки, и царствию Его не будет конца ( Лyk. I, 32–33 ), – не будет, стало быть, конца и миру в Его царстве, т. е. никогда оно не утратит своего мирного характера и с врагами своими будет сражаться не чувственным оружием, а силой духовной, пока, наконец, не преобразится в царство славы, царство ничем невозмущаемого мира. 3) В царстве Христовом будут господствовать суд и правда. Ему – Христу – суждено установить и утвердить царство Свое на суде и правде. Христос-Царь «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине» (Исаии XI, 3). Особенно на последнем своем суде Он воздаст каждому по делам его. – ревность Господа Саваофа сотворит сие. – Разумеется ревность о славе Своего имени и о благе человека. Он будет причиной и побуждением к водворению на земли суда и правды. Последние два стиха рассмотренной паремии составляют отдельную паримию, которая читается в навечерие Рождества Христова потому, что в лице новорожденного Христа явилось в мир то Отроча, которому суждено быть Царем, каким Он изображен в сей паремии. XIII. Паримия во вторник третьей седмицы Великого поста (Исаии IX, 9–21; X, 1–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.I:10 . Услышите слово Господне, князи содомстии, внемлите закону Божию людие Гоморрстии Грехами жителей Содома и Гоморры были гордость, пресыщение, соединенное с праздностью, и жестокость к бедным и нищим ( Ueз. XVI, 49 ). Вельможи и народ Иудейский подражали жителям Содома и Гоморры в этих грехах и потому названы князьями Содомскими и народом Гоморрским. – Слово Господне, которому пророк призывает их внимать, – это слово обличения и вразумления, содержащиеся в следующих стихах. Оно же есть закон Божий, ибо должно быть также для них священно, как закон писанный. Uc.I:11 . Что ми множество жертв ваших? глаголет Господь. Исполнен есмь (пресыщен) всесожжений овних, и тука агнцев, и крове юнцов (тельцов) и козлов не хощу Господь негодует не только на тех Иудеев, которые совсем отступили от Него и живут по-язычески, но и на тех, которые продолжают чествовать Его обильными жертвами. Хотя жертвоприношения предписаны Самим Богом в законе Моисеевом, где подробно указаны роды жертв и образ их приношения; но дело не в том только, чтобы точным образом исполнять закон о жертвах, но наипаче в том, чтобы приносить их от сердца сокрушенного и смиренного, полного любви к Богу и ближним. В противном случае они только прогневляют Господа. «К чему Мне, говорит Он, множество жертв ваших?» т. е. напрасно думаете, что Я в них нуждаюсь и вы делаете ими одолжение Мне. Иудеи охотно отдавали в жертву всесожжения овнов, которая состояла в том, что овны были закалаемы пред жертвенником и затем вполне без остатка, за исключением кожи, сжигаемы были в нем. Иудеи по привычке, хотя и лицемерно, кроме всесожжений приносили и другие жертвы – из агнцев, тельцов и козлов, состоящие в том, что сжигаем был на жертвеннике тук с внутренностями этих животных, а кровь отчасти кропилась перстом священника на рога жертвенника, отчасти выливалась у подножия жертвенника ( Лebum. I, 5. 11; III, 2. 8; IV, 6 и д.). Но ни одна из этих жертв, приносимых лицемерами, не угодна Богу. Я пресыщен, говорит Он – всесожжениями вашими, – они возбуждают во Мне отвращение, подобное тому, какое испытывается пресыщенными какою-нибудь пищей. Ни тука, ни крови от жертвенных животных он не хочет принимать (не хощу), не благоволит к ним, не услаждается ими, а только раздражается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.LIII . Господи:6. Вси яко овцы заблудихом, человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших Яко овцы заблудихом: были похожи на овец, у которых нет пастыря и которые, не имея пастыря, бродят по местам опасным, с опасностью сделаться добычею хищных зверей. Это жалкое состояние овец служит образом жалкого состояния людей, далеко уклонившихся от пути истины и добра, и ходящих путями, ведущими к вечной погибели ( Ncaл. CXVIII, 77 ). В таком состоянии до Христа находились все люди, – заблудихом вси, не одни язычники, блуждавшие во мраке неведения истины, но и принадлежавшие к избранному народу, не сохранившее верности истинному Богу. Рассматриваемые слова Ап. Петр приводит, доказывая ими великость благодеяния к нам Божия, явленного в избавлении нас силою страданий Христовых от величайшего бедствия на пути заблуждений. Бысте бо, говорить он, яко овцы заблудшия, не имуще пастыря, но возвратистеся паки к Пастырю и Посетителю душ ваших ( 1Nemp. II, 25 ). Разумеется здесь возвращение из духовно-нравственного блуждания в ограду Церкви, где, под наблюдением Пастыреначальника Христа верующие в Него безопасны от всяких бедствий. И Господь предаде Его грех ради наших. – Бог Отец «так возлюбил мир (род человеческий), что отдал Своего Сына единородного» ( Uoah. III, 16 ). За грехи угрожала людям вечная погибель. Но Сын предан на смерть Богом Отцем «для того, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». В истории страданий преданного Богом Отцем на смерть Сына была минута, когда лютость этих страданий исторгла из уст Его вопль: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? ( Mamф. XXVII, 26 ). Uc.LIII . Господи:7. И Той зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих. Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако не отверзает уст Своих Покорность Христа воле Бога Отца, предавшего Его на смерть, выражалась в том, что Он, будучи всячески озлобляем, с кротостью и терпением переносил страдания Свои, не отверзая уст Своих для жалоб на Бога и мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.LIV:10–11 . Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе и не возвратится, дóндеже напоит землю (так что она) и родит, и прозябнет (произрастит) и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ (тщетным) , дóндеже совершатся вся, елика восхотех, и поспешу (благоустрою) пути Твоя и заповеди Моя Идет речь о непреложности обетований Божиих. Господь, дающий обетование о помиловании грешников, дает словам Своего обетования силу, подобную силе дождя и снега. Дождь и снег, посылаемые на землю для орошения и оплодотворения ее, исполняют свое назначение с тех пор, как дал Творец повеление земле: да произрастит земля былие травное ( Быm. I, 11 ). Вместе с этим повелением даны и условия для его исполнения – дождь и снег, которые никогда не утратят свойственной им силы для поддержания растительной жизни. Подобно сему и обетование о помиловании имеет действенную силу. Исшедшее из уст Господа, оно не возвращается к Нему тощим, – тщетным; оно, как слово всемогущего Бога, непременно сделает свое дело 12 , в каковом отношении оно представляется здесь под образом верного слуги, который, когда послан будет куда-нибудь с каким-нибудь поручением, не возвращается к пославшему его без того, чтобы не исполнить порученного ему дела. Предопределение о спасении грешников чрез Христа Спасителя в свое время непременно исполнится; ничто не воспрепятствует его исполнению. Я, говорит Господь Христу, – поспешу пути Твоя, т. е. помогу Тебе благоуспешно совершить предназначенное Тебе дело спасения людей (пути Твоя), и осуществить то, что заповедано Тебе Мною сделать (заповеди Моя). Uc.LIV:12 . С веселием изыдете и с радостью научитеся: горы бо и холми возскачут ждуще вас с радостью, и вся древеса сельная (полевыя) восплещут ветвми Когда у грешников, призываемых ко спасению чрез веру во Христа, рассеется сомнение в милосердии к ним Господа и укрепится вера в обетование Его о помиловании их, тогда они уже не будут медлить выходом из своего жалкого положения в плену греха и диавола. Тогда, подобно узникам или пленникам, долго томившимся в неволе и выпущенным из неволи, они с радостью поспешат выйти из плена греха и диавола. Радостная весть о спасении возбудит в них ревность к восприятию учения Евангелия (научитеся) о путях спасения, после того как услышать они голос Христа: приидите ко Мне вси труждающиися и обременении... и научитеся от Мене, – будьте Моими учениками, без опасения строгости с Моей стороны, ибо Я кроток и смирен сердцем. – Радость о спасении грешников верою во Христа будут разделять горы и холми: те и другие возскачут и д. Бездушной твари приписываются здесь действия, свойственные одушевленным существам (Слич. Исаия XLIV, 23; XLIX, 13. Ncaл. XCVIII, 8 ), в том смысле, что горы и холмы огласятся хвалою Господу, которую услышат новообращенные христиане из Иудеев и язычников из уст братий своих, прежде них приявших веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.XLII:6–7 . Аз Господь Бог призвах Тя в правде и удержу за руку Твою, и укреплю Тя. И дах Тя в завет рода, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы и седящые во тме Нет сомнения, что лице, к которому Господь Бог обращается с сими словами, есть Мессия. Это видно уже из самого содержания этих слов, ибо только о Мессии можно сказать, что Он дан в завет рода, для установления Нового Завета между Богом и народом, что Он есть свет или просветитель язычников, отверзающий очи слепых. Но главным образом отношение этих слов к Мессии открывается из непосредственной почти связи их с предшествующими словами в стихах 1–4, которые Евангелиста Матфей (XII, 18–21) приводить, как пророчество именно о Мессии. У Евангелиста читаются они в таком виде: «Се Отрок Мой, Которого я избрал, Возлюбленный Мой. к Которому благоволит душа Моя, положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит, пока не доставит суду победу и на имя Его будут уповать народы». Согласно сему пророчеству Мессия действительно явился таким, каким изображен в нем. Его во время крещения и преображения Бог Отец нарек возлюбленным Сыном Своим, на котором почивает Его благоволение ( Mamф. III, 17 ; XVII, 5). На Него по самому человечеству низшел от Бога Отца Дух Святый и исполнил Его своими дарами в несравненно большей мере, чем прочих соучастников Его ( Ncaл. XLIV, 8 . Uoah. III, 34 ). Он возвестит всем народам суд, т. е. учение истины и сделался предметом упования спасения для язычников, ибо нет иного имени (кроме имени Христа) под небом, которым надлежит нам спастись ( Дeяh. IV, 12 ). Он трости надломленной не переломил, т. е. тех, которые изнемогали в борьбе с грехом и несчастиями и в чувстве бессилия продолжать эту борьбу походили на трость, сокрушенную ветром, не поражал обличениями и угрозами, как поступали безжалостные фарисеи, но ободрял и успокаивал словами утешения и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  h5 Быт.31:4–5 .  Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною. Иаков, получив повеление возвратиться на родину, сообщает о том не Лавану, ибо не надеется получить от него добровольное согласие на удаление от него, а своим женам, чтобы приготовить их к разлуке с отеческим домом. Иаков объявляет им повеление Божие не в доме их отца, а в поле, из опасения, чтобы домашние Лавана как-нибудь не проведали о содержании речей мужа с женами и не воспрепятствовали бегству его, которое предполагалось устроить тайно. Он говорит Лии и Рахили: «выжду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне», – т. е. отец ваш смотрит на меня не с прежней благо­склонностью: суровое выражение лица его при встречах и разговорах со мной свидетельствует о его недоброжела­тельстве ко мне и зависти. – «Бог же отца моего бе со мною»: не знаю, чем заслужил немилость отца вашего. Все, что я приобрел, живя у него, приобрел по благословению Господа, Который также ко мне милостив, как милостив к отцу моему. Если по условию с отцом вашим мне досталась в награду значительная часть его имущества, на сие была воля Божия, которой он должен покориться, а не гневаться на меня.   Быт.31:6 . И вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему. Иаков внушает своим женам, что обогащение его зна­чительной частью имущества Лаванова есть дело справед­ливости, и в доказательство ссылается на то, что он работал на Лавана со всем усердием и самоотвержением верного слуги, заботясь в первые два седмилетия только о выгодах его и забывая о своих. Впоследствии Иаков, настигнутый в бегстве Лаваном, скажет ему самому: «Двадцать лет я у тебя: овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не носил тебе, – это была моя беда; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон убегал от глаз моих» ( Быт 31,38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Алчущие и жаждущие правды весьма недовольны своим нравственным состоянием. Они тяготятся сознанием своих грехов, их смущают не только тяжкие грехи, но и, по-видимому, легкие; не только греховные действия, но и греховные мысли. Их совесть никогда не мирится с нарушениями нравственного долга, они – строгие, беспощадные судьи самих себя. Они не довольны даже своими добрыми делами, успехами в духовной жизни, потому что чувствуют, что они далеки от той высоты совершенства, к достижению которой призваны: будите совершении, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф. 5, 48 ). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Флп. 2, 5 ). Всем указано достигать в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова ( Еф. 4, 13 ). Они судят о себе не в сравнении с жизнью других людей, а в сравнении с этими высокими образцами совершенства. Если бы они стали сравнивать себя с людьми, они могли бы сказать: несмь якоже прочии человецы ; но когда они сравнивают свою жизнь с тем, чем они должны быть по требованиям Слова Божия, они говорят: тебе Господи правда, нам же стыдение лица . Алкать и жаждать правды – значит стремиться к ее достижению, как голодные и жаждущие стремятся к утолению голода и жажды. Последние изо всех сил бьются, чтобы достать себе хлеба и воды, и если своими трудами не успевают в этом, то смиренно просят других, чтобы их накормили и напоили. Подобно этому и тот, в ком есть истинное желание быть правым, не остается при одном этом желании, а старается обратить его в дело. Но, чувствуя недостаточность своих естественных сил, он умоляет Бога о даровании ему благодатной помощи к победе над грехом и к утверждению себя в подвигах правды, прося Его в то же время о невзыскании с него за грехов. Благословение алчущим и жаждущим правды в том, что они насытятся . Их духовная алчба и жажда будут удовлетворены. При помощи благодати Божией их усилия в борьбе с грехом и в искании правды наконец увенчаются успехом. Благодать Божия не только избавляет их от осуждения за грехи, но внутренне их обновляет и возрождает, так что всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин. 3, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010