2. 6) Ст. 46–53. Св. Григорий Двоеслов . О силе веры во Христа, Спасителя мира. Беседы на Евангелия в перев. архим.Климента. Кн.. 1. Новейшие толкования в духовных журналах 7) Филарет, митр. Киевский беседа на ст. 1–54. «Воскресное чтение», 1808. 8) Неделя о Самаряныни. 5–42 ст. «Воскресное чтение», 1825. 9) Беседа Иисуса Христа с женою самарянкою, 5–24 ст. «Воскресное чтение», 1816. 10) Мысли при чтении беседы Иисуса Христа с женою самарянкою (4–13 ст.) «Воскресное чтение», 1822. 11) Беседа Иисуса Христа с самарянкою у колодезя Иаковлева. «Духовная беседа», 1862. 12) А. Загоскин. Спаситель мира и жена самарянка. «Домашняя беседа», 1860. 13) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия в Великом каноне святого Андрея Критского . Самарянка. «Душеполезное чтение», 1881. 14) Поучительные истины из Евангелия в нед. о Самаряныне. «Воскресное чтение», 1805. 15) Жена самарянка. «Воскресное чтение», 1802. 16) Сихарь. «Воскресное чтение», 1805. 17) Ересь самарянская. «Воскресное чтение», 1803. 18) На ст. 9. Евреи и самаряне. «Воскресное чтение», 1834. 19) На ст. 11. Колодези на Востоке. «Воскресное чтение», 1874. 20) Археологическая находка в Святой Земле (каменная ограда колодца Иакова). «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1881. 21) На ст. 13–14. «Воскресное чтение», 1805. 22) На ст. 22. Значение древнего царства Иудейского для народов христианских. «Воскресное чтение», 1826. 23) Вине. Народ и человечество. (Спасение исходит от иудеев. ст. 22). «Православное обозрение», 1872. 24) На ст. 23–24. Что значит поклоняться Богу духом и истиною. «Воскресное чтение», 1824. 25) На тот же текст. Разумное поклонение Богу. «Воскресное чтение», 1823. 26) На ст. 24. Прот. Скворцов. Духовная любовь к Богу. «Домашняя беседа», 1866. 27) На тот же стих. Скудость плодов молитвы. «Христианское чтение», 1823. 28) На ст. 27. Женщина у евреев и в христианстве. «Воскресное чтение», 1832. 29) На ст. 42. Мысли свт. Феофана. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 30) Беседа Иисуса Христа с самарянкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Виссарион) и мыслителей " серебряного века " , даже бывших верными чадами Церкви (о. Сергий Булгаков, Б. К. Зайцев и т.д.)? Это явления разного порядка, хотя они безусловно могли в чем-то пересекаться. И методология творчества тех и других отличается коренным образом. Преосвященный Виссарион - прежде всего церковный педагог, проповедник, который никогда не помышлял о стезе философа или беллетриста. Имея многолетний опыт приходского служения, еп. Виссарион общается с читательской аудиторией именно так, как пастырь глаголет с амвона своим пасомым (большинство которых составляло, как Вы знаете, простонародье). Напротив, литераторы " серебряного века " пишут для светской аудитории - богословствующей и философствующей.  2) Отсюда же крайне сомнительным представляется использованный Вами прием цитирования в одном историческом контексте поэтов-декадентов и духовных писателей, творивших в русле синодальной церковности. Вероятно, Вы хотели показать контраст, разделение, царившее в умах и душах, как бы хотели " столкнуть " строчки еп. Виссариона и сентенции Блока, Брюсова и Ко. Но едва ли они знали друг о друге - равно как Лев Толстой, к примеру, имел самые поверхностные представления о святом Иоанне Кронштадтском. 3) Советую как можно меньше делать ссылок на " вселенских учителей " , подобных Дж. Фрезеру. Если во " времена оны " ни одна научная работа не обходилась без обращения к " классикам " , то сейчас наблюдается крайность противоположная - какое-то преклонение перед авторитетом западных философов и культурологов. Что можно было бы предпринять, с Божией помощью? Заново открывать наследие русских духовных писателей. Поверьте, переиздано (даже при сегодняшней перенасыщенности православного книжного рынка) до обидного мало. Творения преосвященного Виссариона - лишь одна из вершин этого огромного айсберга, а сколько еще скрыто под толщей воды забвения? Но чтобы такая литература смогла найти своего читателя, аудиторию нужно предварительно готовить. Это, конечно же, колоссальная работа, где " серебряный век " , по моему убогому разумению, не сможет послужить нам ни советчиком, ни попутчиком...

http://bogoslov.ru/article/3927527

Амвросий, епископ Пензенский и Саранский (Морев Алексей Иванович) Родился в 1783 году в семье сельского священника Бежецкого уезда Тверской губернии. Образование получил в Тверской духовной семинарии, затем в Александро-Невской духовной академии. Академию окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен репетитором в младших классах. В 1806 году пострижен в монашество. С 1813 года – префект Новгородской духовной семинарии. В 1816 году возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря. С 1822 года – ректор Орловской духовной семинарии. 17 июня 1823 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 1 декабря 1828 года переведен в Волынскую епархию. С 1 февраля 1832 года – епископ Нижегородский. С 19 января 1835 года – епископ Пензенский и Саранский. Перевод в Пензу был осуществлен по следующей причине. Когда обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев предписал епархиальным архиереям строго разобраться в наличном составе приходских дьяконов, епископ Амвросий без всякого следствия подверг высшей мере наказания, т. е. исключению из духовного звания, многих дьяконов, даже совершенно не замешанных ни в каком предосудительном деле. Синод нашел действия Нижегородского архиерея несправедливыми и отменил некоторые из его распоряжений. Но преосвященный Амвросий, позволив себе неуместные суждения и выражения о синодальном постановлении, прислал в Синод формальные обвинения наказанных им дьяконов. Обер-прокурор признал необходимым «вразумить» провинившегося архиерея и перевести его с понижением в другую епархию, что и было осуществлено. По резолюции государя он был переведен в Пензу под строгий секретный надзор полиции. Скончался 15 октября 1854 года. Во время пребывания в Уфе преосвященный Амвросий построил каменные здания для консистории, епископского дома и семинарии. За ходом строительства следил он сам. При нем было открыто попечительство о бедных духовного звания. В 1826 году организована в Уфимской епархии первая женская община в селе Ветьках Мензелинского уезда. В 1832 году она была переведена в Уфу и послужила основанием Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

БАЖАНОВ Василий Борисович (1800-1883) — протопресвитер; руководил публикацией синодального перевода Библии. Проф. богословия в СПб-университете БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич (1841-1910) — проф. библейской истории в Казанской Духовной Академии. Главный труд посвящен Книге Бытия (1909) БОНХОФФЕР Дитрих (1906-1945) — протестантский немецкий пастор и богослов. Казнен нацистами. Главная работа по Ветхому Завету — «Творение и искушение» (4-е изд. 1963) БРАЙТ Джон (род. 1908) — протестантский англо-американский библеист и гебраист. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1960) БУЙЕ Луи (род. 1914) — католический французский богослов и историк. Главный библейский труд — «О Библии и Евангелии» (русск. пер. 1965) ВВЕДЕНСКИЙ Дмитрий Иванович (1873-1930) — проф. Московской Духовной Академии. Главный труд — «Патриарх Иосиф и Египет» (1914) ВЕЛЛАС Василий (род. 1908) — ведущий греческий православный библеист; поборник историко-критического метода экзегезы ВЕЛЛЬГАУЗЕН Юлиус (1844-1919) — немецкий историк-библеист, основоположник современной библейской критики. Главный труд — «Введение в историю Израиля» (русск. пер. 1909) ВЕТТЕ Вильгельм де (1780-1849) — протестантский немецкий библеист. Главный труд посвящен Второзаконию ВИГУРУ Фулькран (1837-1915) — католический французский экзегет, проф. Парижского Католического института. Главные труды — «Библейский словарь» (1895-1912) и «Руководство к чтению Библии» (русск. пер. 1916) ВИССАРИОН (Нечаев) (1822-1905) — епископ; главный труд по Ветхому Завету — толкование на паремии ВЛАСТОВ Георгий Константинович (1827-1899) — филолог, историк. Главный библейский труд — «Священная летопись» ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (1849-1918) — проф. Московской Духовной Академии; специалист по истории библейских переводов ГАЛЬБИАТИ Энрико — современный католический итальянский библеист; проф. богословского факультета в Милане. Главный труд — «Трудные страницы Библии» (совместно с А. Пьяцца) ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович (1872-1929) — священник, проф. Киевской Духовной Академии по кафедре Ветхого Завета. Главный труд — «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (1900)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Вечерков Иосиф Иванович; 4.04.1792, слобода Серебрянка Новооскольского у. Курской губ.- 20.05.1850, С.-Петербург), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье диакона, служившего во Владимирской ц. слободы Серебрянки. В 1804 г. И. Вечерков поступил в Белгородскую ДС, к-рую окончил в 1814 г., преподавал в семинарии математику, нем. язык, лит-ру и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1819 г. со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». Однокурсниками Вечеркова были буд. архиереи Смарагд (Крыжановский) и Иннокентий (Александров) . 22 авг. 1819 г. в Александро-Невской лавре Вечерков был пострижен в монашество, 23 авг. рукоположен во диакона, 24 авг.- во иерея. Служил инспектором и преподавателем древнеевр. языка в Орловской ДС, с 10 сент. 1819 г.- ректором Севского ДУ, с 1822 г.- ректором Орловской ДС, с 20 авг. 1823 г.- ректором Екатеринославской ДС. С окт. 1827 г. настоятель Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория мон-ря , с 1 нояб. 1827 г. в сане архимандрита. Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) 19 марта 1832 г. И. был избран, а 27 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) , Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) и др. архиереями хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Благодаря деятельности И. активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев. В дек. 1832 г. «исполняющий дела» обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить «особую миссию из монашествующего или белого духовенства», а для подготовки «на будущее время миссионеров» открыть в Астраханской и Саратовской ДС особые классы с изучением калм. языка. В 1833 г. наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и И. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил «до более благоприятных обстоятельств» и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://pravenc.ru/text/200273.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ (ВЕЧЕРКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 1840-е годы (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков) ( 1792 - 1850 ), архиепископ Нижегородский и Арзамасский В миру Вечерков Иосиф Иванович, родился 4 апреля 1792 года в слободе Серебрянка Новооскольского уезда Курской губернии, в семье диакона, служившего во Владимирской церкви слободы Серебрянки. В 1804 году Иосиф Вечерков поступил в Белгородскую духовную семинарию , которую окончил в 1814 году, преподавал в семинарии математику, немецкий язык, литературу и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , окончил ее в 1819 году со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». 22 августа 1819 года был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре , 23 августа рукоположен во диакона , 24 августа - во иерея . Служил инспектором и преподавателем древнееврейского языка в Орловской духовной семинарии , с 10 сентября 1819 года - ректором Севского духовного училища , с 1822 года - ректором Орловской духовной семинарии , с 20 августа 1823 года - ректором Екатеринославской духовной семинарии . С октября 1827 года - настоятель Бизюкова Пропасного Григорьевского монастыря , с 1 ноября 1827 года - в сане архимандрита . 19 марта 1832 года был избран, а 27 марта - хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского . Хиротонию в столичном Казанском соборе совершили Санкт-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) , Московский митр. Филарет (Дроздов) и др. архиереи. Епископ Саратовский Благодаря деятельности еп. Иакова активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев . В декабре 1832 года исполняющий дела обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить " особую миссию из монашествующего или белого духовенства " , а для подготовки " на будущее время миссионеров " открыть в Астраханской и Саратовской духовных семинариях особые классы с изучением калмыцкого языка. В 1833 году наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и еп. Иаков. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград ). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил " до более благоприятных обстоятельств " и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://drevo-info.ru/articles/13678492.h...

Лопухин А. П. Толковая Библия, т. I – СПб, 1904. Лопухин А. П. Толковая Библия, т. VIII – СПб, 1911. Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов – Томск, 1910. Митрофан, мон. Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти – СПб, 1880. Михаил, архим. Толковое Евангелие, ч. 3 – М, 1874. Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием – Полтава, 1911. Настольная книга священнослужителя, т. I – М, 1977. Невский А., свящ. Уроки пространного православно-христианского катехизиса – М, 1910. Нечаев П. И. Практическое руководство для священнослужителей – СПб, 1910. Николаев Ю. С, Ников Е. Н. Голодание ради здоровья – М., 1973. О должности пресвитеров – М, 1822. Писание мужей апостольских – СПб, 1895. Писания старца Силуана (машинопись, архив автора). Письма Святогорца, т. I – СПб, 1873. Платен М. Новый способ лечения – СПб, 1902. Победоносцев К. П. Победа, победившая мир – М, 1905. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, т. I – СПб, 1911. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, т. II – СПб, 1912. Православное исповедание веры – М, 1794. Пятикнижие Моисеево – М, 1979. Радхакришнан С. Индийская философия, т. II – М, 1957. Римско-католический догматический и нравоучительный катехизис – СПб, 1864. Руководство к духовной жизни старца Адриана – СПб, 1861. Савощенко И. С. Лечебное питание – М, 1971. Свенцицкий В., прот. Диалоги (машинопись, архив автора). Скабалланович М. Толковый типикон, вып. I – Киев, 1910. Скабалланович М. , Толковый типикон, вып. II – Киев, 1913. Скабалланович М. , Толковый типикон, вып. III – Киев, 1915. Словарь Библейского Богословия – Брюссель, 1974. Словарь русского языка XI–XVII вв., вып. 6 – М, 1979. Соловьев В. С. Религиозные основы жизни – М, 1885. Тексты Кумрана, вып. 1 – М, 1971. Типикон – М, 1906. Устав о постах, о поклонах, о праздниках и о домашней молитве, собранный из многих церковных книг – Почаевская Лавра, 1794. Феофан (Говоров), еп. Мысли на каждый день года – М, 1991. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины – М, 1914.

http://predanie.ru/book/221205-kak-spast...

Сергий Конст. Смирнов. С 1844 года бакалавр русской гражданской истории, которую преподавал до 1870 года. Профессоры и бакалавры словесности а) общей Михаил Федор. Божанов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии старший кандидат первого курса петербургской Академии, получивший степень магистра через год службы. Бакалавр с 1814 года. В 1818 году поступил на должность священника при церкви Богоявления, в Елохове. Скончался в 1822 году. Платон Иван. Доброхотов. Из воспитанников московской славяно-греко-латинской Академии, магистр первого курса московской духовной Академии. С 1818 года бакалавр, с 1826 года экстраординарный профессор словесности. Скончался в 1832 году в чине надворного советника. Александр Евфим. Нечаев. Из бакалавров греческого языка, бакалавр словесности в 1832 году. Выбыл в 1834 году. Скончался в сане протоиерея Софийской церкви на берегу Москвы реки в 1871 году. Андрей Иван. Смеловский. Из бакалавров церковной, бакалавр общей словесности в 1834 году. В 1838 г. возведен в звание экстраординарного профессора. Выбыл в 1839 году на светскую службу. Скончался в 1860 году в чине статского советника и на должности ревизора новгородской казенной палаты. Егор Васил. Амфитеатров. Магистр петербургской Академии. С 1839 года бакалавр, с 1844 г. экстраординарный, с 1848 г. ординарный профессор словесности. б) церковной Петр Иван. Розанов, магистр петербургской Академии первого курса. бакалавр с 1814 года. В сентябре 1818 года по прошению уволен. Скончался в 1858 году в чине статского советника и на должности начальника отделения духовно-учебного управления при св. Синоде. Никифор Иван. Потапов, магистр первого курса московской Академии, бакалавр с 1818 года. В 1823 г. поступил во священника к церкви св.Евпла, на Мясницкой. Скончался в сане протоиерея церкви Введения, в Семеновском, в 1865 году. Михаил Максим. Стеженский, магистр петербургской Академии, бакалавр с 1823 года. Скончался в 1827 году. Андрей Лебедев. Бакалавр с 1827 года. В 1832 г. пострижен в монашество (Феогност) и перемещен на богословский класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но это будет общий суд над всем человеческим родом, суд полный, ибо ему подвергнутся люди не только по душе, но и по телу, имеющему воскреснуть и соединиться с душою, суд окончательный и бесповоротный, ибо нельзя уже будет по молитвам Церкви отшедшей душе из ада перейти в рай. Страшен этот суд, но не менее страшен также суд частный, совершающийся над каждою душою по разлучении ее с телом. Горе душе, не возлюбившей Господа Иисуса. Она должна будет убедиться, что нельзя оскорблять Его безнаказанно. Он по своему неизреченному милосердию долго терпел ее грехи, долго попускал ей находиться, хоть наружным образом, в Его Церкви наряду с истинными членами ее, ожидая от нее раскаяния. Она злоупотребила Его милосердием, до самой смерти не являла любви к Нему, и вот Господь ее и Бог грядет к ней в качестве судии. Это именно означают слова: маран афа. Суд свой над нею Он произведет через ангелов, которые будут сопровождать ее по разлучении с телом через так называемыя мытарства. При всем желании защитить ее от нападений бесовских, они не укажут в ней что-нибудь достойного милости Божией, и отступятся от нее, предав ее во власть демонов губителей. Таков страшный суд над тем, кто не возлюбил Господа Иисуса. Никто, как сам он виновник своей погибели, по слову псалмопевца: «возлюбил проклятие, оно и придет на него; не сохранил благословения, оно и удалится от него» ( Пс. 108:17 ). Избежать сего проклятия и сохранить сие благословение мы не иначе можем, как крепкою и неизменною любовью к Господу Иисусу, возлюбившему всех нас даже до смерти. В чем же наипаче должна состоять любовь к Нему? В ревности о соблюдении заповедей Его, ибо Сам Он сказал: аще кто любит мя, слово мое соблюдет ( Ин.14: 23 ). С любовью к Нему должна соединяться любовь к ближним, ибо кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; и нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит ( 1Ин.5:21 ). Но ни любовь к Богу, ни любовь к ближнему не может быть богоугодна без любви к Церкви Христовой, которая есть тело Христа. Любовь к Церкви свидетельствуется послушанием ей, ее священноначалию, ее уставам, благоустроящим жизнь и поведение верующих. Горе тому, кто, хотя называет себя сыном православной Церкви, не слушается своей матери, в храм Божий не ходит, не освящает себя благодатью таинств, праздников не чтит, посты презирает, руководством пастырей пренебрегает: таковый, по слову Христову, тоже, что язычник и мытарь, т.е. проклятой человек. Да спасет нас Господь от сего бедствия. Читать далее Источник: Виссарион (Нечаев), епископ. Поучения и проповеди//Душеполезное чтение. 1897-1903. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

11. Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый. Под наказанием ( παιδα) разумеется в собственном смысле учение и воспитание отроков. В рассматриваемом же стихе сим словом обозначены разные житейские бедствия – болезни, лишения, житейские неудачи. Все эти беды названы наказанием, или научением потому, что посылаются Богом с педагогическою целию, с целию вразумления и исправления. Есть отроки, которые пренебрегают уроками воспитателей и наставников, их выговорами и мерами строгости не вразумляются. На этих отроков похожи те, которые, терпя наказания от Бога за свои грехи, тоже не вразумляются ими, не исправляются, даже еще озлобляются. Соломон отечески предостерегает своего ученика (сыне) от подражания таковым, учит его смирению пред Господом. – Дальнейшими словами: «ниже ослабевай, от Него обличаемый», Соломон предостерегает своего ученика от уныния, внушает ему не падать духом под тяжестью бедствий, посылаемых нам от Бога для обличения наших грехов, для возбуждения в нас чрез обличение раскаяния. 12. егоже бо любит Господь, наказует (обличает), биет же всякаго сына, егоже приемлет. Наказуемый Господом должен взирать на Него, как на отца. Отец наказывает сына за проступки не по злобе, а по любви к нему, по желанию ему добра. Так и Господь поступает в отношении к нам: напасти, которыми Он испытует нас, суть знаки Его отеческой любви, желающей отвести нас от пути неправды и наставить на путь правды. Тяжелы удары, которые наносит провинившемуся сыну бич отца, но сын не сетовать, а благодарить за них должен отца: отец не исполнил бы своего долга в отношении к сыну, если бы равнодушно, сквозь пальцы смотрел на его проступки, если бы не взыскивал с него за них, а потворствовал ему. Подобно сему и каждый из нас, наказуемый Богом, должен не сетовать, не роптать на Бога, а благодарить Его, с уверенностию, что наказания от Бога свидетельствуют о том, что Он приемлет его в Свое благоволение, печется о его благе. Слова рассматриваемого стиха Апостол Павел в послании к Евреям ( Евр. 12:7–8 ), приводит для утешения гонимых христиан и присовокупляет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, а не сыны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010