Хр. относит написание и редакцию последних священных книг ко времени Ездры и Неемии. § 5. Свидетельство 2-й Маккавейской книги Более древнее свидетельство сравнительно со всеми вышепредставленными данными о времени окончательного собрания священных книг имеем во 2 Маккавейской книге: «Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии: как он, собирая библиотеку, вложил в нее сказания о царях и пророках ( ε πισυνγαγε τ περ τω ν βασιλων κα προητω ν) и принадлежащее Давиду ( κα τ του Δαυδ) и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят» (2 Макк. II, 13 – 15). Понимаемое буквально, данное место говорит, что Неемия собрал в библиотеку книги Царств, Пророков, Псалмы Давида и письма царей о приношениях, т. е. дарственные грамоты персидских царей. Сейчас-же, при таком буквальном понимании, является недоумение. Собирательная деятельность в после-пленное время, раз она началась, не могла ограничиться перечисленными книгами: не говоря уже о Законе, книга Иисуса Навина и книга Судей прежде всего должны быть причислены к этому собранию. То-же должно сказать и о некоторых, по крайней мере, книгах, принадлежащих, по еврейскому распорядку, к классу кетувим, как, напр., о книге Иова, Притчей. Отсюда вполне понятна попытка Блеека 159 определить, что еще могло быть собрано в период Ездры, помимо указываемого 2-ою Маккавейскою книгой. Недоумение устранится, если обратим более тщательное внимание на самый текст 2 Макк. II, 13 – 15. Сказано: «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас». Иуда Маккавейский собрал все разсеянные во время бывшей войны священные книги 160 , и то отношение подобия, в которое поставляется деятельность Иуды к таковой Неемии, заставляет предполагать, что автор 2 Макк. книги 161 в обоих случая разумеет одинакий объем священной библиотеки: иначе не может быть в виду молчания автора книги о том, что библиотека Неемии когда-либо восполнялась в последующее время до Иуды Маккавейского, когда, рассеянные незадолго пред тем, вновь были собраны, и собраны именно в таком количестве священных книг (не экземпляров), какое было на лицо при авторе 2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Часть первая. Начальная история ветхозаветного канона от пророка и законодателя Моисея до пророка Даниила План первой части с разделением на главы Факт собирания священной ветхозаветной письменности до времен царя Иосии, когда найдена была при храме книга Закона Моисеева, послужит исходным пунктом исследования (глава первая). Вторая глава даст разъяснение того, как понимать нахождение книги Закона. Разъяснение это будет сделано, между прочим, в связи с фактом влияния на пророка Иеремию Пятокнижия, причем рассмотрением этого влияния получим подтверждение тем выводам, которые сделаны в первой главе. Отношение к священным ветхозаветным книгам пророков Иеремии и Даниила, а также ответ на вопрос о храмовой библиотеке составит содержание третьей главы. Глава первая. Наличность собирательной деятельности по священной письменности до царя Иосии Краеугольным камнем в собрании священной ветхозаветной литературы является Пятокнижие и книга Иисуса Навина. Иудейское предание всегда считало их ведущими свое начало от тех священных лиц, имена которых эти книги носят. Даже исследователи рационалистического направления, как, например, Фюрст, признают неоспоримым фактом, что предание считает зерном собрания священных книг Пятокнижие и книгу Иисуса Навина в их настоящем виде 5 . С самого начала они пользовались великим уважением. Руководители народа должны были блюсти писанный закон Божий. И написал Моисей закон сей и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых ( Bmop. XXXI, 9 ). Священники заботятся о распространении закона, о проведении в жизнь его влияния, о снабжении царей списками закона: Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего ( ) с книги, находящейся у священников левитов ( Bmop. XVII, 18 ). Чтобы оградить писанный Божий закон от святотатственных покушений на его чистоту и целость, законодатель, вверяя его священникам, повелевает положить свой автограф у внешней стороны ковчега завета пред лицем Самого Бога, невидимо восседающего на херувимах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Что-же говорит на самом деле Дah. IX, 2 ? – Я Даниил, сообразил по книгам ( ) число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Совершенно правильно рассуждает Генгстенберг, что, опираясь исключительно на филологию, под гассефарим’ должно разуметь только одно из более или менее богатых частных собраний священных книг, из которых после плена Вавилонского был составлен полный канон Ветхого Завета, потому что, по словам Эвальда, член стоит часто (в евр. языке) при таких предметах, которые из контекста понятны для слушателя как определенные в роде 95 . Из контекста-же следует, что речь идет о книгах, между которыми в одной нашлось выражение о числе лет плена. Совершенно верно, далее, что несостоятельно мнение, принадлежащее скорее рационалистам 96 , будто понятие гасефарим’ равно понятию готового заключенного канона: определенный член не дает этого понятия; между тем, и в позднейшем словоупотреблении гасефарим’ нигде не употребляется в смысле термина для обозначения канона; таковым скорее можно назвать гаккетувим 97 . Но с другой стороны, будет слишком искусственным приемом и насилием для текста видеть вместе с Геверником в трактуемом гасефарим’ указание специально только на XXIX (см. ст. 10-й о 70-и годах плена) и XXV (ср. 11. 25 ст.) главы пророчеств Иеремии. «Лучше, говорит он, разуметь здесь список XXIX гл. пр. Иеремии, который не только называется в 29 стихе (ср. ст. 1-й) выразительно , но в качестве письма, адресованного ко всему народу в Вавилоне, очень прилично может быть обозначен как (с членом) " 98 . Против Геверника, очевидно увлекшагося полемикой 99 , должно возразить, что в Uep. XXIX, 29 письмо называется , а не ; а XXV глава пр. Иеремии, содержание которой письмо Иеремии XXIX-й главы могло предполагать известным для пленников (как справедливо замечает Геверник), вовсе не называется и ; это просто слово ( ) к Иеремии от Бога (XX, 1): посему соединять обе главы под именем совершенно произвольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Что касается данных Священного Писания, то они состоят, по изложению Геверника 206 , 1) в свидетельстве 4 кн. Цар XVII, 34 – 41, что переселенные народы «не послушали» (ст. 40) слов Завета, а поступали по прежним своим обычаям»; 2) в умолчании самарян по Eздp. IV, 2 о наличности у них книги Закона, когда они говорят: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который перевел нас сюда. Приведенные основания очень шатки: непослушание Закону не означает его неимения, хотя бы у отдельных лиц: иудеи с израильтянами имели Закон, но постоянно его нарушали, тем более этого должно было ожидать от язычников, пытавшихся соединить ложный культ с истинным единственно из того воззрения, что каждая страна должна иметь своего бога (4 Ц. XVI, 26). Также умолчание самарян могло означать лишь то, что книга Закона еще не настолько подчинила себе все условия жизни самарян, чтобы они выдвигали ее всюду на первый план; наконец, фраза мы прибегаем к Богу вашему и Ему приносим жертвы... могла означать в устах самарян, что они следуют всем культовым предписаниям Закона Моисеева, принося жертвы Богу так же, как приносят их иудеи, исключая того, что обусловливается отсутствием собственного храма. Самое желание примкнуть к культу возобновляющегося Иерусалимского храма свидетельствует, по-видимому, за наличность у самарян Пятокнижия, требующего единого места для общественного богослужения. Иосиф Флавий о священнике-беглеце Манассии рассказывает следующее. Дарий Кодоман, царь персидский, посылает в Самарию сатрапа Санаваллата. Этот выдал свою дочь Никазо за Манассию, брата первосвящ. Иаддуя. Тогда старейшины, с согласия Иаддуя, предложили Манассии или развестись с женою, или отказаться от священства вместе с надеждою на первосвященническое достоинство. Манассия жалуется Санаваллату, который обещает вознаградить его постройкою, с разрешения Дария, храма в Самарии, при котором Манассия будет первосвященником, а также обещает Манассии наследство в достоинстве сатрапа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Я от глубины души поблагодарил Господа и человека, оказавшего мне содействие в непредвиденном путешествии домой на Камчатку. “Томск” плыл 84 дня с небольшими остановками в попутных портах, но с большой задержкой из-за отчаянного, страшного, длительного шторма в Индийском океане. Все же я, благодарный всем и за все, добрался до Петропавловска-Камчатского, где исполнил все епархиальные дела, много служил, и на следующем пароходе, прибывшем в Петропавловск, имел возможность пройти по Восточному побережью Берингова моря, посетив камчатские селения, где так радостно меня встречала моя паства. Я крестил давно приготовленных к принятию Православия дорогих моих детей природы, оказал посильную помощь походной аптекой больным и отправился в обратный путь. Увы! Наш пароход не пустили в Петропавловск, так как там происходило восстание. Так больше мне и не пришлось вернуться на мою любимую, дорогую Камчатку. Но сердце мое осталось там, среди любимых мною камчадалов. И молитва моя неугасима за всю Камчатскую землю со всеми ее туземцами. Я отправился через Японию в Харбин (Маньчжурию), где некоторое время служил и управлял Камчатским миссионерским подворьем и Домом трудолюбия и милосердия. Впоследствии Святейшим Патриархом Алексием и Священным Патриаршим Синодом я был назначен епархиальным архиереем Харбинским и Маньчжурским, с возведением в сан митрополита, и Экзархом по Восточной Азии (27 июля 1946 г.). Молитвенно и смиренно благодарю Тебя, Господи, даровавшего моей скудости пронести ниспосланные Тобою три креста послушания моего: пастырского, иноческого и миссионерского в предопределенный Тобою период времени в Камчатском крае. Слава Богу за все! При всех недостатках и немощах моих я, укрепляемый верою и любовью, по совести исполнял вверенное мне служение во имя Господа Иисуса Христа. И моим бывшим духовным чадам оставляю то же завещание апостольское, какое было мной положено в основу моей проповеди: “Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу ли вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном, духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую” ( Флп.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Ягве – непременный советник и участник военных дел. Он дарует и в гневе отнимет царство из рук Саула и отдаёт его Давиду (1 Цар. 15: 28), так как тот «не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его». Господь через пророка Самуила выносит Саулу смертный приговор: «завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян (1 Цар. 31: 6; Сир. 46:23)». У Давида громовик Ягве не улыбается. У Гомера громовержец Зевс может разрядить конфликтную ситуацию, объяснив свою угрозу шуткой. Видя ужас девы Афины: «Ей отвечал, улыбнувшись, Зевес, собирающий тучи: " Тритогенея, не бойся, дитя мое милое! Это я говорю не всерьез, а к тебе я вполне благосклонен " ». (Ил. 8: 38-40). В 2 псалме Ягве, Сущий, «Тот, Кто сидит на небе, смеётся» над народами всего мира, теми, кто «восстали против Ягве и Его помазанника». Переход в понимании Ягве как Единого Бога правды, царящего над всеми народами, относится к VIII веке до РХ. Зевсу подчинены боги и демоны. Ягве подчинены низшие божества, ангелы смерти. У Давида: «И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и началась язва в народе и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его…» (2 Цар. 24: 15-16). Полагают, речь об эпидемии чумы. У Гомера гневный Аполлон занят устройством мора, так же полагают, чумы: «Тучами копья и стрелы летали, народ поражая» (Ил. 15: 319). Лосев остроумно замечает: «Аполлон и Артемида являются у Гомера прежде всего богами смерти и вероломного убийства. Как отличны эти гомеровские персонажи от позднейших общепризнанных красавцев!» (Продолжение следует). Слушая Гомера СНОСКИ 1. Нестор – царь Пилоса, могучий старец, многоречивый оратор, если пьёт, выпивает не обычный кубок – ведёрко. 2. Греческие острова в ПВЛ: Эвбея (Евбея), Родос, Хиос (местное население называет Хиос местом рождения Гомера), Лесбос, Китир (Кифера), Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира. 3. Гомерь – имя бывшей блудницы, жены пророка Осии. Этот тот самый ветхозаветный пророк, за которым в Пасхальные дни мы повторяем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку Иеромонах Нестор (Анисимов). 1911 г. В 1910 - 1917 гг. на средства Братства на Камчатке были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий. Камчатское братство со столичными отделениями обогатило Камчатскую Духовную Миссию не только средствами, но и обильным инвентарем для миссионерских церквей, школ, приюта для детей кочующих народностей Камчатской области и для колоний прокаженных. Отец Нестор на братские средства организовал походные аптеки, общину сестер милосердия, строил школьные здания, приюты и церкви во Владивостоке, на Седанке и в разобранном виде сплавлял с русскими рабочими в Камчатскую область на пароходах добровольного флота. О. Нестор благоустроил колонию прокаженных, часто посещая больных для изучения условий их существования, посетил большую колонию прокаженных в Ямбургском уезде, Петербургской тогда губернии. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на местные языки Божественную Литургию , частично Евангелие , составил словарь и разговорные вопросы и ответы на корякском языке. На тунгузский язык перевел молитву Господню " Отче наш… " , заповеди Моисея и заповеди Блаженства. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена. После начала войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд “Первая помощь под огнем” и лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. Работал при Лейб-Драгунском полку в кавалерии, сам верхом на коне, бросался с эскадроном в конную атаку. За милосердие и героизм игумен Нестор был удостоен высшей духовной военной награды – права ношения наперсного креста на георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов. В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке . В 1916 году по постановлению Святейшего Всероссийского Синода избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского и 16 октября 1916 г. о. Нестор на 31 году жизни был хиротонисан во епископы в г. Владивостоке четырьмя архипастырями: архиепископом Евсевием Приморским и Владивостокским, архиепископом Сергием Японским, архиепископом Евгением Благовещенским и епископом Павлом Никольско-Уссурийским.

http://drevo-info.ru/articles/3154.html

Отец Нестор жаловался, улыбаясь: «Знаешь, им уже за провинности бесполезно 50 поклонов давать. Это для них уже как семечки! Меньше 100 поклонов нельзя давать». На лето в Жарки приезжали несколько семей с детьми. Помню, мы с Сережей стоим в храме, забегают мальчишки и давай  класть поклоны перед Казанской. Да так быстро. Отец Нестор благословил. Спрашиваю: «Вы хоть молиться при этом успеваете?» - «Конечно!». Дети очень любили о. Нестора. Есть фотография: в храме одни дети и о. Нестор у Казанской совершает молебен перед началом учебы. Мы, глядя на эту фотографию, подтрунивали над о. Нестором: «Каков поп, таков и приход». Он улыбался.   Отец Нестор был прекрасный наездник. Помню, когда на Загорульку (так о. Нестор назвал коня) первый раз надели седло, я попробовал его объездить. Но этот злодей стал носиться и все стремился проскочить через конюшню, чтобы меня сбросить, ударив головой о низкую дверь. У него ничего не получилось, но и у меня не получилось его объездить. Тогда отец Нестор сел на Загорульку, умчался в поля, а когда вернулся, Загорулька был как шелковый. Интересно, что зимой едешь на санях, Загорулька медленно трусит, и чтобы его перевести в карьер, бесполезно погонять вожжами или хворостиной хлестать. Не ускорится. Но если в санях сидел о. Нестор, то стоило ему строго прикрикнуть: «Загорулька!»  -  конь сразу переходил в галоп. Правда, если мы без о. Нестора, подражая его голосу пытались также прикрикнуть: «Загорулька!», тот вроде и побежит, но вдруг, будто опомнится,  обернется, увидит, что о. Нестора в санях нет, и всем своим видом покажет: «А, это, оказывается, ты, а не о. Нестор! Стану я тебя слушать!» - и снова еле трусит.   Отец Нестор прекрасно водил моторку,  на скорости проходя в пролеты моста над рекой Елнатью. Он прекрасно умел стрелять. В молодости как-то они с Сережей пристреливали берданку. Поставили огарок свечи на банку из-под кильки. Сережа за 25 шагов выбил банку. А о. Нестор погасил выстрелом свечу. После поездки на Кавказ он по просьбе одного полковника, с которым встречался в Абхазии, крестил на дому дочь и жену этого офицера, и мне довелось ему помогать.

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

«К 1917 году, – спустя много лет свидетельствовал Владыка Нестор, – на Камчатке было уже 32 церкви и прихода, 60 часовен, приписанных к другим приходам, и 45 школ, а в г. Петропавловске была второклассная учительская школа и высшее начальное училище, получившие существование при содействии Братства». 21 25 мая 1914 года за богослужением в Уссурийском Свято-Троицком монастыре о. Нестор был возведен в сан игумена. 22 Однако непомерная нагрузка расшатывала даже молодой организм. С 3 июля о. Нестору был предоставлен шестимесячный отпуск для восстановления на Кавказе расстроенного здоровья и для устроения дел Братства и Миссии. Но вскоре он оказывается не на Кавказе, а... на фронте. 1 августа началась первая мировая война. Игумен Нестор откликнулся на призывы к духовенству помочь сражающейся армии. Он поступает в Лейб-гвардии драгунский полк священником и одновременно начальником санитарного отряда «Первая помощь под огнем врага», организованном Великой княгиней Марией Павловной. Впоследствии он писал: «Я видел смерть храбрых, собирал на поле брани раненых, принимал святую исповедь умиравших воинов и благословлявших своими устами дорогую Россию – родину, своего царя и благодарящих Бога за то, что они честно послужили и честно в бою умирают». 23 Игумен участвовал в действиях русской армии в Привислинском крае, где в 1915 году шли тяжелые сражения. В военном архиве сохранились карандашные записи на клочках бумаги, написанные его полковым командиром. Вот одно из них: «Находясь всегда при полку и не покидая его в самые трудные и тяжелые минуты, своим личным примером и словом оказывает как на офицеров, так и на всех нижних чинов самое лучшее влияние. Отец Нестор следует всегда впереди полка, сопровождает отдельные эскадроны в течение разведки и проводит ночи в сторожевом охранении. В течение Петроковских 24 боев о. Нестор сопровождал эскадрон в окопы, где и находился среди нижних чинов, всегда их ободряя в трудные минуты. 21 февраля, когда наши спешенные эскадроны наступали в лесу у деревни Дрополе на германские окопы, о. Нестор следовал впереди в цепи с нижними чинами с крестом в руке под сильным огнем противника, пренебрегая всякой опасностью, увлекая за собой нижних чинов. В тот же день игумен о. Нестор доставил быстро из наступавших по линии цепей донесение командующему полком, следуя верхом под огнем противника. 22 февраля, когда наши взводы... атаковали германские разъезды, после чего... спешенные части противника открыли сильный ружейный огонь, игумен о. Нестор, пренебрегая всякой опасностью, вдвоем с санитаром пошел пешком к самой позиции, занятой противником, дабы оказать помощь раненым. На основании вышеизложенного, относясь с глубоким уважением к храбрости и мужеству игумена о. Нестора, ходатайствую о пожаловании ему золотого наперсного креста на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества». 25

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В книге «Моя Камчатка» о. Нестор описывает коренных обитателей Камчатки так: «Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди... несчастные жители края, подлинные пасынки тогдашней России… Положение камчатских туземцев усугублялось тем, что они не знали любви Христовой, не были утешены ничьей лаской. Они только боялись… Боялись злых духов, боялись природы, холода, голода, мороза, боялись всякого начальства». Камчатская администрация - «самодуры, грубые держиморды, расхитители и взяточники» - не была заинтересована в изменениях. Местные жители были настолько запуганы, что когда однажды о. Нестор сильно простудился в дороге, его спутники – эвены, решив, что он умирает, упали перед ним на колени, слезно умоляя: «Тебе от болезни плохо, очень плохо... Пиши, пожалуйста, сейчас записку, что ты сам помер, а то мы потом привезем тебя мертвым, и ты будешь молчать, а начальник сердитый... Он нам не поверит, что ты сам помер!.. Скажет, однако, что мы тебя убили». На Камчатке о. Нестор выучил тунгусский и корякский языки. Он составил русско-тунгусский и русско-корякский разговорники, перевел на корякский язык Божественную литургию и частично Евангелие, а на тунгусский - молитву «Отче наш», заповеди Моисея и Заповеди Блаженства. Путешествуя из поселка в поселок, он лечил детей и взрослых, поголовно больных чесоткой и глазными заболеваниями, учил их мыться и стирать одежду. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю и даже ведущим дела с Камчаткой японцам и американцам. О. Нестор не давал торговцам, привыкшим покупать сотни ценных шкурок за десяток иголок или пару бутылок спирта, обманывать и спаивать жителей. Не имевшие никакого понятия о грамоте, коряки и чукчи, наблюдая, как о. Нестор читает или пишет, считали его ненормальным. Когда он основал первую на Камчатке школу для нерусских детей, родители сначала не разрешали детям учиться, но вскоре, увидев пользу грамотности, стали заниматься и сами.

http://pravoslavie.ru/37516.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010