Председатель Комиссии по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля (подп.) Вениамин, Митрополит Петроградский. Члены Комиссии: (подп.) Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский. Михаил Глаголев. Владимир Успенский. Александр Июдин. Павел И. Уткин. Священник Сергий Константинов Верховский. Прапорщик Калиманов.   И когда приблизился Иисус к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. (Лука, XIX, 41) 27 октября – 3 ноября 1917 года Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля; потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Исайя, I, 2). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: «У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождем и царствуй над нашими развалинами», — но он отвечает с клятвой: «Я не могу исцелить ран общества, и в доме моем нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождем народа» (Исайя, III, 1-7). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» (Исайя, XXX, 16-17). Так погиб наш некогда славный Иерусалим, так гибнет Россия. С 27 октября по 3 ноября сего 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седмицу и в течение семи суток расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем. Русское оружие, в котором ощущался недостаток для обороны от сильно вооруженного неприятеля на фронте в начале войны, ныне было заготовлено (нами и нашими союзниками) в огромном количестве, но, к ужасу нашей Родины, оно было обращено не на неприятеля, а в своих же русских братии, на расстрел своих родных городов и святынь.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

Проходили годы и столетия, и свидетели пред Господом иногда увеличивались в числе. Такова книга, в которой пророк Самуил изложил «права царства» и которую он «положил пред Господом» вслед за провозглашением Саула царем ( 1Цар. Х, 25 ). Но не все свидетели остались в живых: о книге «Права царств» более в Священном Писании не упоминается. Нужно полагать, что священные памятники, положенные во свидетельство при ковчеге завета, в виде списков с них были доступны тем лицам, которые имели возможность или даже призвание, изучать или просто читать священную письменность. Уже пророческая школа Самуила, свидетельство о существовании которой находим в 1 кн. Цар. XIX, 20 (сонм пророков пророчествующих, нужно думать, под начальством Самуила) и X, 5 (сонм пророков с музыкальными инструментами), предполагает занятия законом Божьим и историей. Необходимость такого изучения закона и истории вытекает из того соображения, что, хотя пророчество – дар Божий, однако оно требовало предварительного расположения со стороны человека и упражнения природных дарований в законе Божьем. Так как школа Самуила имела особый дом в Риме 6 , то возможно, что занятия законом Божьим здесь были более или менее систематичным делом, на ряду со священной музыкой, поэзией и другими упражнениями, способствовавшими возбуждению духа к священному пророчеству. На основании же 1 кн. Парал. XXIX, 29 Дела царя Давида, первыя и последния, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца – можно утверждать, что пророческая школа Самуила, по всей вероятности, изучала священную историю прошлого и выдвинула из своей среды историографов царствования Давида, вместе с Самуилом Нафана и Гада. Должно полагать также, что при торжественной коронации царя Иоаса ему был вручен список закона, как руководство к тому, чтобы научался бояться Господа Бога своего и старался исполнить все слова закона сего... чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни на-право, ни на-лево ( Bmop. XVII, 19 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Различие лишь в том, что по выражению Иеремии Господь возгремит с высоты, а по выражению Иоиля – с Сиона, из Иерусалима. Объясняется это различие предметом речи. У Иеремии логическим подлежащим является суд Божий над всеми народами, у Иоиля – то положение, что Господь Бог обитает на Сионе, на святой горе (III, 17), откуда и производит суд над собравшимися в долине Иосафатовой народами (ст. 12), являясь защитою и обороной для сынов Израиля (ст. 16). Посему имеем право сказать, что у Иоиля логическим подлежащим является судящая святая Церковь , или лучше – Бог в Своей Церкви. Иеремия обильно пользуется прекрасными сравнениям Амоса, этого пророка, взятого с лона живой природы. Иеремия заставляет искать по стогнам града соблюдающего правду и ищущего истины, подобно тому как Амос представляет жаждущего слова Божия странствующим по всем направлениям от моря до моря, от севера до востока 73 . Оба пророка сравнивают преступный народ с ефиоплянами 74 . Враги-пленители сравниваются с рыболовами у пр. Амоса, с рыболовами и охотниками у пр. Иеремии, причем первый для сравнения пользуется орудиями рыболовного промысла, второй-же прямо называет рыболовов и охотников 75 . Не говорим уже о столь обычной фразе, как огонь гнева Божия 76 . Не в одних сравнениях, но и во фразеологии видно влияние Амоса, напр. Uep. XVII, 13 . И не желал бедственного дня, (Ты это знаешь) Из 15 ст. (XVII гл.) пророка Иеремии: вот они говорят мне: где слово Господне? пусть оно прийдет видно, что бедственный день есть слово Господне, так как этот день предсказан Господом; а потому справедливо бедственный день назвать днем Господним, как у Амоса. Теснейшая связь Иеремии и Авдия в пророчестве об Эдоме не может ускользнуть от самого поверхностного взора. В самом деле не могло быть случайным столь типичное сходство, напр. в стихах о ворах и обитателях винограда: Авдия ст. 5. 6. Не воры-ли приходили к тебя? не ночные-ли грабители, что ты так раззорен? Но они украли-бы столько, сколько надобно им. Если-бы к тебе проникли обиратели винограда, то и они разве не оставили-бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава т обысканы тайники его! :

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Скачать epub pdf (27 октября – 3 ноября 1917 г.) Содержание Успенский собор Чудов монастырь Иван Великий Николо-Гостунский собор Благовещенский собор Архангельский собор Патриаршая ризница Собор 12 Апостолов Малый Дворец Здание Судебных Установлении Башни     Грозное пророчество Исайи во всей полноте сбывается ныне над нашей многострадальной Родиной, над некогда Великой и Святой Русью: «Слушайте, небеса, и внимай, земля; потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис.1:2 ). Чаша Гнева Господнего исполнилась. «Отнял у нас Бог всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, прозорливца и старца, советника и мудрого, художника и оратора и дал нам отроков в начальники, и дети господствуют над нами. И один угнетается другим, и каждый ближним своим. Юноша нагло превозносится над старцем и простолюдин над вельможей. И мы хватаемся за первого встречного человека и говорим: «У тебя хоть есть одежда, будь нашим вождем и царствуй над нашими развалинами», – но он отвечает с клятвой: «Я не могу исцелить ран общества, и в доме моем нет ни одежды, ни хлеба, не делайте меня вождем народа» ( Ис.3:1–7 ). «И наши некогда честные, некогда прекрасные лица, покрытые шлемом защиты Родины, ныне опозорены печатью всяческой слабости, всяческого страха, и позорный ужас владеет нашими душами, когда от угрозы одного, тысяча нас бросается в бегство, а от угрозы пяти бежим все мы» ( Ис.30:16–17 ). Так погиб наш некогда славный Иерусалим, так гибнет Россия. С 27 октября по 3 ноября сего 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седьмицу и в течение семи суток расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем. Русское оружие, в котором ощущался недостаток для обороны от сильно вооруженного неприятеля на фронте в начале войны, ныне было заготовлено (нами и нашими союзниками) в огромном количестве, но, к ужасу нашей Родины, оно было обращено не на неприятеля, а в своих же русских братии, на расстрел своих родных городов и святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сколь же более должны были его бояться дети и внуки его! И они не дерзали при нем творить что-либо злое. После же его смерти один только правнук Евер называется добрым, тогда как о прочих нет известий» . Попробуем рассказать об истории Церкви в то страшное «время опустошения» (как называют его еврейские комментаторы) по данным, которые предоставляет нам Священное Писание , и предания, сохранившиеся с тех времен. Первым из этого славного ряда предков Господа по плоти должно считать Сима, сына Ноя, родившегося за сто лет до Потопа и пережившего на 250 лет своего отца. Перед своей смертью Ной, как сообщают об этом Георгий Кедрин, прп. Нестор Летописец и свт. Дмитрий Ростовский , собрал трех своих сыновей и разделил между ними землю. Симу он отдал Азию и самую драгоценную часть ее – Палестину, Иафету – Европу, а хаму – Африку, чтобы каждый из них населял их вместе со своими потомками. Заповедал он также, чтобы никто из них не переходил из своего удела и довольствовался своим наследством. Благодаря этому закону, между ними должны были господствовать любовь, мир и согласие. Он записал этот закон и передал его Симу как старшему брату. Он также собрал всех своих потомков, учил их почитать Бога-Творца, веровать в Него, и работать Ему, совершая добрые дела, и угрожал им Божиим наказанием в том случае, если они будут творить зло. Предания об этом событии сохранились практически у всех народов Земли, связывающих с именем того, кто пережил Потоп, основные правила человеческого общежития. Так, индийцы говорят о Законах Ману, шумеры рассказывают о завещании Утнапишти, греки – о Девкалионовых законах. У иудеев существовало учение о Законах Ноя, исполняя которые, язычник может войти в Царство Божее. Суть их в запрете идолослужения, всех ритуалов, с ним связанных, блуда, инцеста и убийства. В Церкви эти законы утверждены были на Апостольском Соборе (50 г.): «Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян. 15, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Судьба аморреев, которые за свои беззакония должны были исчезнуть с земли, напоминает подобный случай с обрами в нашей отечественной истории. Повествует прп. Нестор Летописец : «В те же времена были и обры 519 . Эти обры воевали против славян и покорили дулебов, также, славян. И творили обры много зла женам дулебским: если поедет куда обрин, то не давал запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь трех, четырех или пятерых жен в телегу и везти его – обрина. И так мучили дулебов. Были же обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Погибли, как обры», – их же нет ни племени, ни потомства» 520 . 5.11. Заключение Завета с Авраамом Это произошло во вторую ночь Богоявления. Когда зашло солнце, и наступила тьма: вот, дым, как бы, из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Ягве завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, (Евеев), Гергесеев и Иевусеев ( Быт. 15:17–21 ). Наступил таинственный момент заключения завета. Берман: «Вслушайтесь в язык этого места Торы. И солнце должно заходить, и страшное забытье (тардэма – как забытье Адама в Эдене) поглощает Авранама. И вот – ужас, тьма великая падает на него. Скупая на всяческие описания и эпитеты, Тора тут говорит языком, который по контрасту со всем ее стилем производит чрезвычайное впечатление» 521 . Между рассеченными животными, ночью, при экстатическом состоянии праотца Авраама, проходит дым, как бы, из печи и пламя огня. Перевод LXX вместо пламени огня говорит о λαμπσες πυρς, т.е. огненные факелы, или, на славянском, свещы огненны. Дым и горящие факелы, или огненные свечи, от Бога между рассеченными животными, и ужас Авраама. Св. Иоанн Златоуст видит во всем этом удостоверяющее знамение от Бога в ответ на вопрошание Авраама: Владыка Ягве! что Ты дашь мне?.. (15:2). «Авраам вполне принял пророчество и получил достаточное знамение того, что с ним случится, – егда, сказано, бысть солнце на западе, пламень бысть: и се пещь дымящися, и свещы огненны, яже проидоша между растесании. Пламя, печь и свечи явились для того, чтобы праведник уразумел твердость завета (Божия с ним) и действие (в этом) силы Божией» 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так говорит Господь Бог: не ты-ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них (Иезек. XXXVIII, 16. 17). Тем более святость древних пророчеств свидетельствуется пророками нового Иерусалима. Эти чувствовали, что они – лишь последний отзвук древних. Отсюда образ Илии у пророка Малахии (IV, 4 – 6) для будущего великого пророка, указание на ранних пророков (напр. Зax. VII, 12 и сл.), употребление слов древних, как всем известных, напр.: Вот Я привожу раба Моего, Отрасль... В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу... Вот муж, имя ему Отрасль ( Зaxap. III, 8 –10; VI, 12 . Ср. Ucx. XI, 1 ; 3Цap. IV, 25 ). С другой стороны, оскуднение истинного пророческого духа сказалось в явлении множества ложных пророков, на которых жалуется Неемия: Помяни, Боже мой... пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня! (VI, 14. Ср. VI, 7–13). В силу этого явления пророк Захария поставляет идеалом будущего времени удаление с земли лжепророков и нечистого духа, когда отец и мать будут поражать таких прорицателей и каждый скажет: я не пророк; я земледелец ( Зax. XIII, 2 – 5 ). Явление ложного пророчества в столь обширных размерах давало побуждение и повод к особенной заботливости относительно священных творений истинно пророческого духа, и все выше представленные свидетельства говорят за то, что священный авторитет таких пророчеств стоял весьма высоко. В рассматриваемое время история должна была казаться столь-же важною, как и древнее пророчество. Вся древняя история была историей воспитания народа и непрерывным обнаружением промыслительной и чудодейственной силы Божией. Красноречивым языком фактов говорит она то о жестоковыйности народа, то о милосердии Божьем, то о наказании с воспитательною целью. Пленом народ побуждался к рассмотрению предшествующей истории. Третья и четвертая книга Царств, явившаяся не прежде плена, ясно говорит об этой потребности и ее удовлетворении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Теперь перейдем к древнейшим пророкам, работавшим на ниве Господней в царстве Иудейском. Здесь также беспристрастный исследователь должен признать очевидные следы влияния Пятокнижия на речь священных авторов. Прежде чем говорить о текстуальной близости некоторых речений пророка Иоиля к изречениям Пятокнижия, отметим высокий взгляд пророка на так называемый «обрядовый закон». Преимущественным наказанием для Иуды, по нему, является прекращение жертвоприношений и плач священников: Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муж юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни (I, 8. 9). Ср. еще Uouл. I, 13 и др. места, предполагающие высокое уважение к развитому культу. Эта высота уважения всего понятнее при существовании письменного священного законодательства, наряду с другими сторонами жизни народной, и относительно внешнего культа. Но исследуем то, что наиболее ясно показывает текстуальное родство книги пророка Иоиля с Пятокнижием. Во II гл. 2 ст. пророк Иоиль начинает говорить о «народе многочисленном и сильном, какого не бывало от века и после не будет в роды родов». Если принять во внимание, что в I главе (4 ст. и дал.) пророк описывал народное бедствие от саранчи, что и во II главе неприятельский поход изображается чертами, взятыми от перехода саранчи с одного места на другое (ст. 3. 4. 5. 8 и пр.), – то станет понятным текстуальное сходство, которое имеет место между Uouл. II, 2 и Исх. Х, 14 , где читается: «и напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи и после сего не будет такой». Пророк Иоиль, по-видимому, делает в своей мысли сопоставление между тем наказанием, которое постигло Египет и между тем, которое должно постигнуть жестоковыйный народ; потому и заключительные слова приведенных мест почти тожественны: Uouл. II, 2 . В 3 стихе II главы пророка Иоиля находится указание на Быm. XIII, 10 : Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская – . Пророк Иоиль сравнивает судьбу своей страны с судьбою долины Сиддим когда говорит (II, 3): Пред ним земля как сад Едемский , а позади его будет опустошенная степь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Только что сел он в свою лодку, как показалась лодка с посланными от Святополка злодеями. Глеб сделал им привет; но они, не отвечая ему, стали грести прямо на него. Поравнявшись с его лодкой, начали перескакивать в неё с обнаженными в руках мечами. Спутники Глеба схватились было за оружие, чтобы защитить любимого князя, но Глеб сказал им: «братья, если мы не будем драться с ними, то они возьмут только меня; если же вступим в бой, то они всех нас убьют». А сам между тем, как и брат его Борис, в виду убийц, обратился со слезною молитвою к Богу словами псалмов: «Господи, будь соперником против соперников моих; срази сражающихся со мною. Возьми оружие и щит, и восстань на помощь мне. Скажи душе моей: Я твое спасение». 4 В первом чувстве испуга юный Глеб молил злодеев не убивать его, но отвезть к брату Святополку, пред которым, говорил он, не был ничем виноват. Потом, мысленно простившись со всеми близкими, обратясь к убийцам, сказал: «делайте, что вам велено». И собственный повар его Торк, не то, что слуга Борисов Георгий, по повелению начальника злодеев Горясера, взял за голову своего господина, и как незлобивому агнцу перерезал ему горло ножом. Так убит был и Глеб 5-го сентября. Тело его не было погребено: вытащив из лодки, убийцы бросили его на берегу реки Смядыни между двумя срубленными деревами, слегка закрыв хворостом, и не сказали никому о том. «Видите ли, братия, пишет преподобный летописец Нестор в заключении сказания о мучениках Борисе и Глебе, как высока покорность к старшему брату. Если бы они сопротивлялись, то едва ли бы сподобились такой, т. е. небесной, мученической награды от Бога». Но как добро и здесь еще на земле Господь награждает, так равно и зло и здесь еще не остается без наказания – карается Богом. Так было и со Святополком. Ярослав, четвертый из сынов Владимира, предупреждавший Глеба о злом умысле против него брата Святополка, с надеждою на помощь Божию решился пресечь злодейства злаго брата. За кровь братнюю пошел он против него войною. Долго – 4 года – продолжалась между ними кровавая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Указанное влияние различных священных книг на пр. Иеремию иллюстрируем примерами. Говоря о влиянии на Иеремию пр. Исаии, мы сказали, что при этом нужно разуметь и вторую половину пророчеств этого последнего. Если мы возьмем, напр., совершенно тожественные места у пророков Иеремии XXXI, 35 (Так говорит Господь...) Который возмущает море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Ему – 67 Исаии LI, 15. (Я Господь Бог), возмущающий море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Его –   то должно признать оригинальность Исаии: у него подобные описания всемогущества Божия часты во второй части, а контекст Иеремии носит на себе следы влияния других источников, напр. Бытия I, 15. 16, о чем у нас уже была речь 68 . По контексту также приведенным словам естественнее стоять у Исаии, говорящего о всемогуществе Божием, выразившемся в творении неба и земли (ст. 13), во власти над мятежными стихиями природы (ст. 15. Я Господь Бог , возмущающий море...), в промыслительной силе Божией (ст. 16. Тению руки Моей покрою тебя), нежели у Иеремии, который ставит рядом непреложность законов природы и всемогущество Божие. Несомненно также, что песнь о погибели Вавилона – Исаии XLVII, 1–3 отразилась на Иеремии XIII, 18. 22. 26. Сойди и сядь ( ) на прах, девица, дочь Вавилона, сиди ( ) на земле; престола нет, дочь халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку, сними покрывало твое, подбери подол ( ), открой голени, переходи через реки. Откроется нагота твоя и даже виден будет стыд твой – Скажи царю и царице смиритесь, сядьте пониже (), ибо упал с головы вашей венец славы...За множество беззаконий твоих открыл подол твой () обнажены пяты твои...Поднят будет подол твой на лице твое чтоб открылся срам твой – При дословном сходстве некоторых выражений ( , и , и , и – ), при наличности сходных синонимических слов ( и , и ), здесь замечается тожественный ход образов и мыслей. Царства представляются в виде блестящих дев; исходит приказание от Вышняго снять царские знаки достоинства; подобно бесстыдным, они принуждаются публично обнажать свою срамоту. Оригинален Исаия, потому что он сразу развертывает образ, тогда как у Иеремии он прерывается реальными указаниями на судьбу царства Иудейского, на Иехонию и царицу (18 ст.), а также другими образами – заблудшагося стада (20 ст.), рождающей женщины (21 ст.). Должно заметить также, что вместо слова , стоящего у Исаии и являющегося παξ λεϒ μενον 69 , Иеремия по своему обычаю 70 употребляет сходное с ним и по начертанию, и по произношению, и по смыслу .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010