8 авг. 1914 г. P.S. Приветствую с наступлением нашего братского Камчатского праздника 16 авг[уста]. Иг. Нестор. P.P.S. Мамочка шлёт Вам сердечный привет. Иг. Нестор 28 Вслед за отцом и братом вскоре ушёл на фронт и отец Нестор. Во время первой мировой войны он два года провёл на передовой. Организовав санитарный отряд «Первая помощь под огнём», отец Нестор сам выносил раненых с поля боя, перевязывал, напутствовал, направлял пострадавших в госпитали и лазареты. Состоя при Лейб-гвардии Драгунском полку, ходил с ним верхом в кавалерийскую атаку, за что был удостоен высшей духовной награды – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святого равноапостольного Великого Князя Владимира с мечами 4-й степени и Святой Анны 2-й и 3-й степеней также с мечами. В 1915 г. Святейшим Синодом игумен Нестор был возведён в сан архимандрита. После фронта отец Нестор возвратился на Камчатку. «6 декабря, – говорилось в телеграмме, полученной в 1915 г. из Петропавловска-Камчатского в одной из столичных газет, – миссионером Камчатской миссии, архимандритом Нестором, устроен патриотический вечер в пользу раненых воинов и беженцев. Архимандритом Нестором, как очевидцем войны, прочитан доклад, сопровождавшийся световыми картинами из эпизодов войны. Зал собрания не мог вместить всех желающих, приехавших на собаках за сотни вёрст послушать высокочтимого в крае пастыря» 29 . 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор по Высочайшему повелению был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии. «...Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов], – писала 20 лет спустя харбинская газета, – на основании доклада архиепископа Евсевия внёс в Синод предложение основать Камчатскую епархию. Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже 9 лет на Камчатке архимандрит Нестор» 30 . И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы 31 . Отец Нестор в этот момент только что оправился от тяжёлой болезни, едва не сведшей его в могилу. По срочному вызову отец Нестор выехал во Владивосток, а оттуда в Петроград. По его желанию хиротонию совершили во Владивостоке. Через несколько дней новопоставленный Владыка выехал на Камчатку, куда прибыл ровно в день своего рождения – 9 ноября. Епископу Нестору исполнился 31 год. Знаменательно, что первую архипастырскую поездку по епархии он совершил во время эпидемии чёрной оспы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско–болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833—1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25–летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700–летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30–летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 4. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. 3. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 –21 сентября 1930 года, – Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви – воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 –1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь . Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Панкратий, митроп. Тысяча сто лет Болгарской Православной Церкви//ЖМП.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополит Нестор (Анисимов)      Митрополит Нестор (Анисимов; 18851962) — удивительный человек, ревностный пастырь и великий миссионер, просветитель народов Камчатки. В своей жизни он никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкостное самопожертвование и полагая душу свою за ближних. Николай Анисимов, будущий митрополит Нестор, родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея. Николай любил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. Владыка вспоминал: «Меня и брата с детских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской комнате на коленях перед образом, озаренным светом лампады, я молился вслух так: “Боженька, сделай меня архиереем… Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и… моей собачке Ландышке”. Такова была моя наивная детская молитва». Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии. В 1905 году он поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.

http://pravoslavie.ru/94940.html

14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное камчатское братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий считали за честь стать членами и жертвователями Братства. Действенную помощь оказывала царская семья. Официальным покровителем Братства считался цесаревич Алексей. Братству были подарены церковь , утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. В 1910–1917 годах на средства Братства на Камчатке строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки. После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени. В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. 16 октября 1916 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведённые на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в своей жизни. Епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая её происками врагов России. В 1917–1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, он ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками епископ Нестор издаёт обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению, неудачной) спасения Царской Семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вернувшись в Жарки, отец Нестор задумал отправиться в Абхазию миссионером. Он написал письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и получил ответ: «Какая мать покинет своих детей и отправится к чужим?» ПОСЛЕДНИЙ ГОД Пасха 1993 года была ознаменована мученической кончиной трех монахов в Оптиной пустыни: они были заколоты на территории монастыря ритуальным мечом ночью 18 апреля. Иноки Ферапонт и Трофим на колокольне, иеромонах Василий у восточных ворот. Отец Нестор сказал тогда: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Желал и он пострадать за Имя Христово. Прихожане заметили, что в последний год своей жизни о. Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию И еще: прихожане заметили, что в последний год своей жизни отец Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию. Очевидно, отец Нестор готовил свою душу к встрече со Христом… Искушения и клевета «Надо сказать, что в последний год Господь очищал отца Нестора сугубыми скорбями, – вспоминает его друг Виктор Саулкин. – Батюшке в последнее время приходилось терпеть клевету, осуждение, причем именно от тех, кому он сделал много добра. Отец Нестор говорил: “Знаешь, как больно бывает!.. Уж очень тяжело, когда тебя осуждают, причем говорят неправду”. Святые отцы неслучайно говорили, что клевета – главное орудие диавола. Незадолго до убийства отца Нестора появилось клеветническое письмо на него Глеба Якунина. Якунин в то время был еще священником и депутатом Госдумы, и его письмо было оформлено как депутатский запрос. Приезжала комиссия из Москвы, и клевету легко опровергли. Но все недоумевали: зачем клеветать на священника? Скорее всего, Якунина кто-то подбил на эту подлость. Враг Церкви Христовой восстал на доброго пастыря и пытался отнять у него как можно больше сил от его пламенного пастырского служения. Ограбление храма В марте 1993 года на храм в Жарках было совершено нападение, были похищены древние иконы. Отец Нестор один обошел всю округу радиусом в несколько километров в поисках воров. Он пошел один на целую банду! Отец Нестор служил в разведке и был хорошо подготовлен, роста он небольшого, но крепок был необычайно.

http://pravoslavie.ru/158024.html

Из разобранных сейчас произведений мы видим, что в первое время исторический и агиографический элементы повествования в сочинениях наших писателей-агиографов были тесно слиты; когда же в 70-х годах XI века центр общекультурной и литературной деятельности Киевского государства перешел в Киево-Печерский монастырь, эти элементы начинают обособляться. В летописях агиографический элемент постепенно пропадает, а в произведениях агиографических увеличивается и они все более и более принимают характер и вид принесенных из Греции житий и сказаний о святых. Особенно ярко это видно из разбора творений Нестора, монаха Киево-Печерской лавры. Нестору принадлежат два агиографических сочинения: «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие преп. Феодосия Печерского ». Нестор по переводам хорошо знал византийское жития и вполне усвоил их характер. Написанное ранее «Сказание о Борисе и Глебе» не отвечало ни тону, ни стилю их, его нельзя считать настоящим житием, и Нестор решил переработать его. Для того, чтобы придать ему характер настоящего жития, он уничтожает в нем все историческое, связанное с известным временем, и заменяет точные исторические лица и названия общими родовыми понятиями. Зато назидательный и собственно житийный материал у него значительно усилен, и Борис и Глеб обрисованы, как образцы святости, с детских лет вступившие на путь угождения Богу и добровольно принявшие смерть, как «венец мученический». В своей переработке Нестор кроме «Сказания» использует летопись и «Слово» митр. Илариона. Но усиливая в своем «Чтении» житийный материал Нестор не избежал влияния и ранней Киевской агиографии и современные ему исторические события все же оставили след в его работе. Может быть, поэтому Нестор не решился назвать ее житием, а озаглавил как «Чтение». Еще ярче влияние византийских житий сказалось на второй работе Нестора, на его «Житии преп. Феодосия», – Нестор послушно следует здесь схеме византийских житий, свое повествование он начинает пространным вступлением и затем последовательно рассказывает всю жизнь Феодосия, «от юны версты» до кончины святого. Как и в «Чтении», в «Житии Феодосия» Нестор старается избегать собственных имен, так же применяет в изложении свои любимые обороты и сравнения. В «Житии» точно указаны те византийские образцы, которым следовал Нестор, – это жития: Антония великого , Саввы освященного и Евфимия великого. Но несмотря на стремление твердо следовать этим образцам, Нестор и в «Чтении» и в «Житии» обнаруживает живой интерес к политической и общественной жизни своего времени и сообщает много интересного из жизни Печерского монастыря. Эта связь с современностью внесла в сухие схемы «Жития» живое реальное содержание, и некоторые эпизоды из жизни святого (напр., борьба с его аскетическими наклонностями матери) описаны очень правдиво и талантливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

456 Ля-София (Айя-София) – православный храм во имя св. Софии, выдающееся произведение византийской архитектуры. Сооружен в 532–537 гг. Внутри храм был украшен цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками, превратившими храм после 1453 г. в мечеть. 461 Печ. по: Архиепископ Нестор Камчатский. Рождество у подножия дымящегося вулкана//Царский вестник. 1934. 378. 463 Печ. по: Архиепископ Нестор. В Дом Милосердия подброшен истерзанный ребенок//Заря. 1936. 17 февр. 464 Печ. по: Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский. Святейший Патриарх Варнава//Русское зарубежье Святейшему Патриарху Варнаве по случаю 25-летия епископского служения/Под ред. В. А. Маевского. Новый Сад,, 1936 (Рус. тип. С. Филонова). С. 21–24. 465 Печ. по: Слово Архиепископа Нестора на панихиде по М. А. Оксаковской//Женская гимназия имени Марии Алексеевны Оксаковской: Сборник, посвященный тридцатилетию гимназии. Харбин, 1936. 466 Печ. по: Архиепископ Нестор. К тридцатилетию гимназии//Женская гимназия имени Марии Алексеевны Оксаковской: Сборник, посвященный тридцатилетию гимназии. Харбин, 1936. 473 Печ. по: Архиепископ Нестор отлучает от Церкви оклеветавших его. Владыку обвинили в масонстве. Заявление из Лондона для «Зари»//Заря. 1936. 196. 26 июля. Статья подписана: «Божией милостью смиренный Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский». 475 Печ. по: Архиепископ Нестор. Владыка митрополит Антоний: Статья для «Зари» архиепископа Нестора//Заря. 1936. 217. 14 авг. 480 Печ. по: Архиепископ Нестор. Пушкин и современность//Наш путь. 1937. 37. 11 февр. Переизд.: Вятский епархиальный вестник. 1994. 6 (публ. В. Сергеева). 481 Автор ошибается: это выражение принадлежит известному русскому критику Аполлону Григорьеву. Целиком эта фраза звучит так: «А Пушкин наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами (Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника. Вып. 6: Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Москва, 1915. С. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Митрополит Нестор, епископ Венедикт (Пляскин) (слева) и епископ Вениамин (Новицкий) (справа) в Новосибирском кафедральном соборе, 1957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Новосибирский кафедральный собор. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Фотографии с «харбинцами»: протоиереем Иоаннам Тростанскним (сидит) протоиереем Симеоном Новоси льцевым (слева) и протоиереем Алексеем Горелкиным. Новосибирск, 1957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Слева направо: епископ Иосиф (Савраш), митрополит Нестор, архиепископ Борис (Вик), протоиерей Василии Герасимов и протодиакон Николай Лобас. Троице-Сергиева лавра, I958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева У могилы Патриарха Тихона. Подпись на обороте: Митрополит Нестор у могилы Св. Патриарха Тихона в Москве, в храме Донского монастыря. Золотая лампада над могилой – дар Православной Америки». 1958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор совершает богослужение в Новосибирском кафедральном соборе. Жезлоносец Александр Караулов. Новосибирск, 1958 г. Великий пост . Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Собор в Кировограде. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Домовая церковь митрополита Нестора в Кировограде. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор с митрополитом Краснодарским и Кубанским Виктором (Свитиным), бывшим архиепископом Пекинским и Китайским, начальником Пекинской духовной миссии, преемником Владыки Нестора (с I9S0 г.) на посту Экзарха Восточной Азии. Краснодар, 1950-е гг. Архив ПСТГУ Митрополит Нестор и архиепископ Ювеналий (Килин), г. Ижевск. 1958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор (Анисимов) . Архив ПСТГУ Переделкино. Мальчик держит посох митрополита Нестора (моржовая кость). Архив ПСТГУ Могила митрополита Нестора в Переделкино. Архив ПСТГУ 90 179 Епископу Афанасию (Сахарову) 23 мая 1956 г. [Москва] Христос Воскресе! Дорогой Святитель Кир-Афанасий! Спешу написать хотя немного. Спаси Вас Матерь Божия за Ваши св. молитвы в день Живоносного Источника. Вечером я получил Ваше письмо и с глубокой верой воспринял Ваше извещение о молитве Вашей о помощи Царицы Небесной. И действительно, совершенно неожиданно в ночь из меня вышло много темной крови, а через 1/2 часа совершенно прозрачная белая м. (влага) [так в ориг.], и анализ показал полное очищение от всех опасных скоплений в мочевом пузыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во время управления епархией митр. Нестором «не было закрыто ни одной церкви. Зато через три месяца после его кончины из 320 приходов Кировоградской епархии осталось лишь около 30» С. 32]. Владыка Нестор был один из светильников, которые пытались противостоять нарастанию хрущевского гонения. Он скончался в 1962 г. в Первой градской больнице г. Москвы, причем некоторые считали, что смерть его была ускорена. Похоронен владыка на подмосковской патриаршей даче в поселке Переделкино, там же в храме долгое время стоял его посох, который был подарен ему на Камчатке. В 1995 г. посох был отправлен в Петропавловскую и Камчатскую епархию – любимейшую его кафедру. «Митрополит Нестор, – вспоминал его духовник, – миссионер по призванию, был удивительно любвеобильным и ласковым пастырем. Жил он исключительно для людей, готовый все отдать для их благополучия и счастья. Деньги не задерживались у него более одного дня. А когда он встречал человека, которому нужна была помощь, а помочь было нечем, Владыка посылал меня к казначею епархии взять необходимую сумму в счет его будущей архиерейской зарплаты. И получалось так, что зарплату Владыка никогда не получал. Более того, уже после его смерти обнаружилось, что он должен епархии 38 тыс. рублей. Деньги немалые. Доложили Святейшему. А Патриарх сказал так: «Считать деньги эти истраченными на дела милосердия. Митрополит Нестор ни копейки не взял на себя " » С. 29]. Основная литература 1 . Фомин С. В. Апостол Камчатки митрополит Нестор (Анисимов) . – М.: Форум, 2004. 2 .  Нестор (Анисимов) , митр. Моивоспоминания: Материалы кбиографии, письма/Подгот. текста и публ. М. И. Одинцова. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. 3 .  Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: Записки православного миссионера. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 4 .  Нестор (Анисимов) , митр. Православие в Сибири: Ист. очерк: В память основания Камчатского православного братства во имя Нерукотворен-ного Образа Всемилостивого Спаса. – СПб.: Отечественная тип., 1910; То же:  Нестор (Анисимов) , митр. Православие в Сибири: Ист. очерк//«Свет Христов просвещает всех!»: Сб. трудов выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви. – Новосибирск: Правосл. гимназия во имя прп. Сергия Радонежского, 2000. – С. 460–527.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010