В целом трактовка реформы земельной собственности у историков XX века была адекватной. Относительность этой трактовки связана с «прогрессистской» идеологией, когда историческое явление оправдывалось только потому, что считалось «прогрессивным» для своего времени. В таком случае явления старой формации воспринимались как «пережитки» а опричнина - как борьба с пережитками раздробленности, удельности, вотчинности и т.д. Что касается вакханалии казней и расправ с неугодными, картина далека от однозначности. Так, например, известно, что некоторые из бежавших или списывавшихся с Литвой бояр или князей, были прощены не один, а два или три раза, прежде чем их казнили. Иоанн IV довольно-таки терпеливо ожидал исправления «крамольников». Большинство казненных опричниками бояр уже бывали прощены по тем или иным существенным обвинениям. Иными словами, они были рецидивистами. В антиопричной риторике стало расхожим огульное обвинение опричников в трусости, в неспособности воевать на настоящей войне. (Вновь мотивы из арсенала правозащитников-антисталинистов!) Такое обвинение не только не верно, но и не может быть верным по существу, потому что в структуре опричнины «особый» отдел, исполнявший функции тайной полиции, составлял максиму одну десятую часть личного состава. Большая часть опричнины представляла собой военную гвардию, постоянно участвовавшую в боевых действиях. Эта гвардия показала себя как превосходное войско. Антиопричные историки и публицисты любят ссылать на поход Девлет Герея 1571 года, в результате которого была сожжена Москва . Причиной этого поражения называют трусость опричников, военную несостоятельность опричнины, а само это поражение рассматривают как главную причину разочарования Иоанна в опричнине и ее последующей «отмены». Впрочем, большинство крупных историков не считают сожжение Москвы крымцами поражением опричнины. Обстоятельства 1571 года были чрезвычайными. Страшный неурожай 1567-68 годов привел к голоду. В 1570 году началась одна из самых опустошительных в истории России эпидемий чумы. «Это была одна из тех страшных эпидемий средневековья, которые возникали примерно один раз в сто лет и оставляли после себя почти полностью обезлюдевшие города и деревни», - пишут современные исследователи (Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI века. - М., 1987. - С. 178). По мысли А.А.Зимина,Девлет Герей воспользовался бедственным положением России после чумы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

Эти другие - тысячи боярских слуг, крестьян и монахов, которые были убиты вместе с заподозренными в измене боярами и настоятелями монастырей по приказу " игумена всея Руси " его " братией " -опричниками. Однако и это не самое главное в подобного рода изысканиях. Ужели не стыдно делать такие подсчеты и говорить о невинно убиенных с точки зрения " средних цифр " ? Жизнь каждого из них была дарована Богом, а отнята человеком, который вообразил, что " властию сана подобен Богу " . После написания " иконы " царя авторы приступают к разоблачению других " заурядных выдумок " . Нельзя же оставить читателя в подозрении, что царь Иван Грозный имел семь жен и убил собственного сына. То и другое никак невозможно объяснить с позиций государственной пользы и православного мировоззрения. Раз нельзя объяснить и трудно оправдать, то следует отрицать вовсе, как это уже сделано по отношению к явно невинно убиенным святым Филиппу и Корнилию. Что касается семи жен, то с ними вопрос решается очень просто. Делается это в разделе " Историография " , где сказано, что " русские историки восприняли легенды и мифы о царствовании Иоанна Грозного так некритично, да и в фактической стороне вопроса не проявили должной осторожности " . После этого читатель вправе ожидать, что появились какие-то новые данные и в фактической стороне будет проявлена осторожность. Как пример неосторожности приводится " заявление Карамзина " о числе погибших в Москве во время нашествия Девлет-Гирея в 1571 году, а именно - около 800000 человек сгоревших и более 100000 пленников. Это не " заявление Карамзина " , а сведения, приведенные в летописях. Вот как комментируются эти цифры: " Эти утверждения не выдерживают никакой критики - по всей Москве не нашлось бы и половины " сгоревших " , а число пленных Девлет-Гирея вызывает ассоциацию со Сталинградской операцией Великой Отечественной войны " . Сразу после этого " разоблачения " делается заключение о сомнительности сообщения о семи женах, возможно, потому, что в том и в другом случае мы имеем дело с завышением числа, в первом случае - сгоревших и пленных, во втором - жен. Что касается завышения числа сгоревших и плененных, то Карамзин добросовестно сообщает то, что написано в летописи. Историки хотя и выражают сомнения в этих цифрах, но не видят в них никакого злоумышления или следов русофобии. Они, не имея достоверных сведений о численности населения Москвы в 1571 году, полагают, что в Москве искали спасения жители ближних и дальних областей, а огромное число жертв объясняется именно пожаром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1192...

С 1571 г. началось интересное дело о двукратном присоединении к Вологодской епархии придвинских городов и мест – Двины, Холмогор, Каргополя, Турчасова и Ваги с уездами 107 , «изстари принадлежавших Новгороду». Первое присоединение областей к Вологодской епархии, продолжавшееся тринадцать лет, последовало в 1571 году. Это был последний год пребывания в Вологде царя Ивана Васильевича Грозного. Присоединением новых городов и мест к Вологодской епархии Грозный выразил свое личное расположение к г. Вологде, как возвышенному им гражданскому пункту 108 . Сказать так можно только по догадке. Со смертью царя кончилась зависимость новгородских областей от Вологодской епархии. Преемник Грозного царь Феодор Иванович в 1584 году, переговорив на соборе с митрополитом Дионисием, архиепископами, епископами, решил Двину, Вагу, Каргополь, Холмогоры и Турчасов с их уездами по-прежнему отдать в Новгородскую архиепископию. В 1606 г. новгородский архиепископ Исидор получил подтвердительную грамоту от царя Василия Ивановича (Шуйского) на право ему лично и всем, кто будет после него на новгородской кафедре, владеть этими городами с правом суда и сбора церковной дани 109 . Видимо, не без сожаления вологодская кафедра рассталась с даром Грозного: новгородским владыкам потребовались подтвердительные грамоты. Нужно ожидать, что при первом удобном случае Вологда предъявит свои права на взятые у неё, хотя и чужие, области. Неблагоприятные политические события – смуты самозванщины, междуцарствие и случайные архиереи на вологодской кафедре 110 несколько отсрочили дело. II В то время, как была восстановлена часть древних пределов Новгородской епархии на северо-востоке, новгородская кафедра навсегда лишилась исконных своих областей на западе. В 1589 г. на её территории открыта самостоятельная Псковская епархия 111 . Открытием Псковской епархии решен старый вопрос. Псков давно тяготился своей зависимостью от Новгорода. При том значении, какое имел новгородский владыка в политических делах, своей церковной зависимостью от Новгорода Псков тяготился не меньше, чем политической. С попыткой быть политически самостоятельным он пытался быть самостоятельным и в церковном отношении. В 1331 году псковичи приняли к себе князем Александра Михайловича тверского, тогда же они выбрали и послали инока Арсения к м. Феогносту с просьбой посвятить его епископом в Псков. Но митрополит, чтобы не обидеть новгородского архиепископа и самих новгородцев, отказал просителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1985 . Рождество – Богородицкий – Болахнинский, мужской, ныне село Болахна, Тульской губ., Богородицкого у., в 6 вер. к сев.-вост. от Богородицка по дороге в Епифань, при рч. Малой Сукромне. Существовал в XVI ст. и в 1571 г. о нем говорится: «Слобода Болахнинская, на р. Сукромне, под Сукроменским лесом, а в той слободе был монастырь Рождество Преч. Богород., и тот монастырь и кельи сожгли крым­ские люди в приход Крымского царя в 79 г. (т. е. 1571 г.), а старцов всех крымские люди побили, а иных в по­лон поймали; осталась на м-ре 1 келья да бойница дубовая рубленая в 1 сте­ну и проч.». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1588. 1986 . Рождество – Богородицкий на Голутвине, мужской, ныне приход. церковь св. Николая в Голутвин­ской слоб. в Москве с настоящим пре­столом во имя Рожд. Богородицы. Уже существовал в XV ст. и в духовной грам. Вел. кн. Ивана Васильевича около 1504 г. читаем: «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Ко-лычевскую, да монастырь Рождество Пре­чистой на Голутвине». Ратшин, 278; “Про- долж. древн. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 71 (духовная); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 163 (замечат. предметы в Москов. церквах). 1987 . Рождество – Богородицкий – Мильчанский или Мильчевский, мужской, ныне село Мильча, Волынской губ., Дубенского у., в 15 вер. к юго-зап. от Дубно. Нет сомнения, что уже существовал в XVI ст., так как сохранилось дело 1602 г. о пере­уступке помещиком Яковом Шкодою Мильчан. м-рю имения Дорошнок. В 1710 г. игум. м-ря Кирилл Жуковский подписал акт избрания Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6 (опис. м-ря); “Архив юго-зап. России”, ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания Шумлянского). 1988 . Рождество – Богородицкий в Передках, мужской, ныне село Передки, Новгородской губ., Боровичского у., в 8 вер. к вост. от Борович, Новоселицкой вол., при рч. Быстрице. Несомненно существовал в первой по­ловине XVI ст., чтó свидтельствует надпись на колоколе, гласящая, что он отлит в 1539 г. в дом Пресв. Бого­родицы честного и славного Ее Рожде­ства в Монастырь в Передки. По опи­си 1581 г. в нем значилось: « церковь Рождество Пречистой, древяная. А в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное строенье при­ходные старых помещиков». В остав­шейся церкви находятся древние чтимые иконы Рожд. Богородицы и Божией Ма­тери Умиления. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XI, 299; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Опис. Св. Духова Борович. м-ря”, 20; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, За­пись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 39 (игум. Варлаам).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В XVII веке монастырю принадлежали небольшие владения в Сибири – в Тобольской губернии. По переписи 1680 года в Ялуторовском уезде на реке Исети монастырю принадлежало три деревни. В своих владениях на территории Тобольской губернии монастырем построена церковь во имя Михаила Архангела и несколько келий. Список архимандритов Михайло-Архангельского монастыря Преподобный Киприан. 1216 – 1276 годы. Основатель монастыря. С 1276 по 1510 годы сведений об архимандритах не найдено. Герасим I. 1510 – 1536 годы. Иов I. 1536 – 1551 годы. Герасим II. 1551 – 1554 годы. Иов I. 1554 – 1567 годы. Повторно. Вассиан. 1567 – 1571 годы. Адриан. 1571 – 1583 годы. Корнилий I. 1583 – 1584 годы. Переведен в Московский Симонов монастырь. Иосиф I. 1584 – 1586 годы. Корнилий II. 1590 – 1599 годы. Михаил. 1606 – 1607 годы. Тихон. 1608 – 1610 годы. Роман. Вассиан. Феогност. Гурий. 1610 – 1614 годы. Варлаам. 1614 – 1627 годы. 8 октября 1627 года хиротонисан в архиепископа Вологодского и Великопермского. В январе 1645 года ушел на покой в Великоустюжский Михайло-Архангельский монастырь. Год кончины неизвестен. Похоронен в Михайло-Архангельском монастыре. Лаврентий. 1627 – 1635 годы. Пафнутий. 1635 – 1636 годы. Иов II. 1636 – 1638 годы. Трифон. 1638 – 1639 годы. Иосиф II. 1639 – 1642 годы. Игнатий. 1642 – 1658 годы. При нем в 1651 году строится Архангельский собор и Введенская церковь. Уволен в число братии монастыря. Арсений. 1659 – 1681 годы. В 1699 году освящал Прокопьевский собор. Иоасаф. 1682 – 1684 годы. Иосиф III. 1684 – 1701 годы. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. При нем построены Владимирская надвратная и больничная Всесвятская церкви. Илларион. 1701 – 1711 годы. Бывший настоятель Иоанновского монастыря. Построил каменную церковь Преполовения Пятидесятницы над гробом основателя монастыря Киприана. Варсонофий I. 1711 – 1725 годы. При нем жил на покое в монастыре принявший 4 января 1720 года схиму и погребенный на паперти Архангельского собора третий архиепископ Великоустюжский Иосиф (Занимал Великоустюжскую кафедру в 1711 – 1719 годах).

http://sobory.ru/article/?object=00247

Ныне здесь находится четыре церкви: 1) Соб. во имя явленной иконы Спасителя, сооруженная в 1838 году. Тут и самая прославленная чудесами икона, в богатом окладе. 2) Соборная ж, теплая, Живоначальной Троицы, с приделами Николая Чудотворца и мученика Мины, построенная в новейшем вкусе. 3) св. Василия Великого , над вратами. 4) В лесу, вблизи от обители, деревянная, древнего построения, во имя Казанской Богородицы. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 1 класса, в Москве, в Кремле между Спаских ворот и малого Императорского Дворца, в смежности с чудовым монастырем. О времени основания этого монастыря точных сведений нет; известно только, что он существовал еще при жизни В. К. Димитрия Донского, и хотя основательницею его почитается вдовствующая уже супруга этого князя, св. Евдокия; но свидетельство летописцев, упоминающих под 1387 годом о некоем Симеоне Яме, который, по смерти своей, погребен был тогда в монастыре Вознесения, тому противоречит. Подле этой обители – вероятно, весьма необширной – находился терем В. К. Димитрия Иоанновича; из него было, в 1380 году, торжественное выступление героя Донского в поход против Мамая, и сюда он возвратился с Куликовской битвы победителем. В 1382, в нашествие Тохтамыша, все это сожжено; а чрез 7 лет после того св. Евдокия, сделавшись вдовою, присоединила дом свой к Вознесенскому монастырю, который возобновила и обнесла оградою; потом приняла здесь иночество, с именем Евфросинии, и переход свой из Царских чертогов в келью ознаменовала исцелением слепого и 30 недужных. – После того, в продолжении минувших четырех веков, обитель Вознесенская подвергалась семь раз пожарам: в 1415, 1483, 1547, 1571, 1626, 1701 и 1737; из них пагубнейшие были: 1547, при чем погибло 10 стариц и из церкви вынесен только один образ Богоматери – Одигитрии, и в 1571, при нашествии Крымского хана Дивлет-Гирея, когда сгорела игуменья Венедикта с несколькими сестрами. Каждый раз после бедствий, обитель была возобновляема; особенно в 1519, В. К. Василием Иоанновичем; а в 1721 году и перестроена вновь по повелению императора Петра I, гвардии капитаном Баскаковым. В память Троицкого пожара, бывшего в 1737, установлен крестный ход, совершаемый во второе Воскресение после дня пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как показал А. А. Зимин , Иосифов Волоколамский мон-рь пользовался большим авторитетом в среде местных вотчинников, прежде всего Волоцкого и Рузского уездов, охотно пополнявших мон-рь своими земельными вкладами. По подсчетам исследователя, значительный рост таких вкладов произошел в 60-х гг. XVI в., что отражало надежды представителей этого слоя найти в сложных ситуациях поддержку в знаменитой обители и свидетельствовало о признании высокого авторитета игумена. Уменьшение количества вкладов с нач. 70-х гг. следует связывать, как отметил Зимин, с указом 1572 г. о запрете земельных вкладов в богатые мон-ри. При обменах земель царь старался, чтобы благосостояние мон-ря не пострадало. 13 июня 1570 г. взамен взятых ранее в государев обиход монастырских угодий по царскому указанию мон-рю были выделены др. недвижимые владения (АЮ. С. 176. 158). В 1566-1568 гг. Волоколамской обителью управлял игум. Лаврентий (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), однако затем Л. вновь стал настоятелем мон-ря. Очевидно, Л. нек-рое время находился в Москве при царе и затем вернулся к своим обязанностям. В 1566 г. он прислал в Иосифов мон-рь 2 Евангелия, Апостол, Псалтирь следованную и Служебник (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 39-40, 146). По благословению Л. в 1567 г. для мон-ря был переписан Торжественник, содержащий поучения на весь год ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 91). В 1571 г. Л. дал вкладом в обитель печатное Евангелие, Псалтирь следованную, Служебник, Стихирарь и Ирмологий «в четверть дести и с уставом» (КЦДР. 1991. С. 40; см. также: Там же. С. 60, 87, 283). Позднее волоколамский игум. Евфимий (Турков) сделал во владычном Служебнике запись: «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви свята стоит, понеже велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав…» ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 419; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 13-14). В 1571 г. в Иосифов мон-рь «инок Захареи Безстужов сын боярскои новоторжец» дал вкладом сборник учительного содержания, к-рый Л. «приговорил отдати в село в кое ни буди» (КЦДР. 1991. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

И этот мотив, кажется, намного ближе к исторической правде, нежели черно-белая мифологическая палитра. Верно то, что Иван IV обладает перед русской истории несомненными заслугами. Но также верно и то, что на его совести массовые репрессии и несколько страшных военно-политических провалов. Государь Иван Васильевич лично участвовал в походе, когда была присоединена Казань. Его величайшим стратегическим успехом стало взятие Полоцка в 1563 году. Именно при Иване Грозном в Москве появилось собственное книгопечатание. Никто в здравом уме и твердой памяти не откажет государю в литературных талантах. В его правление и по его воле на русской земле появилось немало новых церквей и монастырей, а разнообразные группы еретиков потерпели тяжелое поражение. Заслуги? Да, несомненные! Но... Государь Иван Васильевич допустил сожжение русской столицы крымскими татарами в 1571 году. В Ливонской войне он потерял и Полоцк, и многие другие приобретения, более того, принужден был отдать собственно-русские земли полякам и шведам. Опричнина, им созданная, в первые годы своего существования не была карательным органом, однако в 1568-1571 годах она осуществляла государственный террор, губивший виноватых и невинных сотнями, тысячами. И именно в эти годы русская политическая культура, к сожалению, сравнялась с европейской по части жестокости и насилия. До того на Руси было более человеколюбия, с большей бережностью относились к человеческой жизни. Да, Иван IV был человеком большой книжной мудрости, обладал солидными богословскими познаниями и на закате жизни познал раскаяние в тяжких грехах. Первый русский царь любил богомолье. Он с таким почтением относился к своему отцу духовному, что даже возвел его на митрополичью кафедру (митрополит Афанасий). Глупо было бы обвинять его в неверии, в неправославии. Однако тяжелые политические обстоятельства царствования Ивана Васильевича оказались неподъемным испытанием для его души. Произошло ее помрачение. Самым очевидным образом это помраченное состояние проявилось, когда по воле царя утеснениям подверглась Церковь. Опричниками были убиты митрополит Филипп и Корнилий Псково-Печерский, впоследствии причисленные к лику святых. Погибло немало иереев, в том числе настоятели крупных монастырей. Обители подвергались грабежу. Через несколько лет после отмены опричнины был травлен собаками, а потом уморен в тюрьме владыка новгородский Леонид. Духовный авторитет Церкви был подрублен усилиями православного царя, который должен был быть главнейшим ее защитником...

http://religare.ru/2_70499.html

Кир. библ., 78–1317, л. 61), почему и время смерти его могло быть занесено в синодик вне хронологического порядка. 1131 Не имеется ли здесь в виду старец Васьян, умерший в марте 1568 года (Рукоп. Кир. мон. 1, л. 11)? 1133 В июле 1568 года «по бывшем анхемандрите каменском по Афонасье Калина на воск да на ладан (дано) 20 алтын» (Рукоп. Кир. мон. 1, л. 16 об.). 1134 Симеон, епископ смоленский, бывший игумен Кирилло-белозерского монастыря, по словах П. М. Строева, упоминается еще 28 июля 1567 года (П. М. Строев, Списки иерархов... о. с. стб. 591: сравн. ниже главу III). 1135 «По старце по Исаке, по бывшом Корнилевском игумене», казначей выдал священникам 20 алтын на сорокоуст, в декабре 1568 года (Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 57). 1136 Евфросиния Андреевна, княгиня, во иноцех Евдокия, супруга Старицкого князя Андрея Иоанновича, скончалась 15 октября 1569 года. 1137 Афанасий, бывший игумен кирилловский, затем епископ суздальский, а с 11 августа 1566 года архиепископ полоцкий, по словам П. М. Строева, прибыл на покой в Кирилло-белозерский монастырь 17 мая 1568 года (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с. стб. 497; Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 61 об.; см. ниже главу III). 1139 Матфей, епископ Сарский и Подонский, бывший игумен Кириллова монастыря, в 1564 году был удален с епархии в тот же монастырь (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с. стб. 1034). 1141 Архиепископ новгородский Пимен (из иноков Кирилова монастыря) скончался 25 сентября 1571 года в Венесе (П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 36). 1142 Инок Иов (тот ли?) «Аникицкого монастыря, отец Троецкого игумена Марка» умер 2 ноября 1571 года (Рукоп. Кир. библ. 79–936). 1144 Боярин Иван Васильевич Шереметев Большой, во иноцех Иона, † 27 мая 1577 (А. И. Барсуков,, Род Шереметевых, кн. III, СПБ. 1883 стр. 157). 1146 Князь Иван Петрович Шуйский † 10 апреля 1589 (1588)? года (Р. И. Б., т. XIII. СПБ. 1892, стб. 716). Ср. выше прим 1105. 1148 Князь Иван Феодорович Мстиславский, в иноках Иосиф, по словам «послужного списка», † в 7094–1585–6 году (Др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На начало XXI века Болгарская Церковь имела 14 митрополий, около 3800 храмов, более 1300 священнослужителей, более 160 монастырей, 2 богословских факультета, 1 кафедру богословия, 2 Духовные семинарии. Существуют также епархии и приходы Болгарской Церкви за пределами Болгарии. Кипрская Православная Церковь имеет автокефальный статус с V века: ее самостоятельность была подтверждена 8-м правилом III Вселенского Собора (451) и 39-м правилом Пято-Шестого Вселенского Собора (691). На протяжении почти четырех столетий (1191–1571) Кипр находился под властью крестоносцев, затем в течение трехсот лет (1571–1878) под властью турок, после чего был подчинен Великобритании. Борьбу Кипра за независимость в середине XX века возглавил архиепископ Макарий III, который после провозглашения независимости стал первым президентом Республики Кипр. В 1975 году западная половина острова была захвачена турками: большинство православного населения было оттуда изгнано, храмы и монастыри осквернены и закрыты. Оккупация Кипра турками продолжается по сей день. Элладская Православная Церковь образовалась в 1833 году, когда Греция освободилась от турецкого владычества. Константинопольский Патриархат поначалу не признал самопровозглашенную автокефалию, однако в 1850 году издал Томос, согласно которому автокефалия на определенных условиях признавалась. Церковное управление в новообразованной Элладской Церкви было организовано по протестантской модели, близкой той, которая действовала в Русской Церкви в синодальный период. Главой Церкви был объявлен король, управлявший Церковью через постоянный Синод, в котором заседал королевский представитель. В 1912–1913 годах к Греции были присоединены так называемые «северные территории» включая Салоники. Епархии, находившиеся на этих территориях и ранее входившие в состав Константинопольского Патриархата, в 1928 году перешли в управление Элладской Церкви, сохранив тем не менее каноническую зависимость от Константинополя. После свержения монархии в 1974 году Церковь получила большую независимость от государства, однако Православие сохранило статус государственной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010