Уподобися в сем Началопастырю Христу Господу, молившемуся о распинающих Его. Се отверзаем двери и слышим кроткий глас тебя пастыря нашего, глас неизреченно веселящий сердца наша! Глас желанный священствующим и мирским, ибо медоточный архипастырский глас вожделенный сиротам, лишенным призрения родительскаго, ибо отеческий голос привлекающий разнствующих в исповедании веры, ибо кроткий и согласие утверждающий. Се зрим архипастыря, грядуща с кротостью и тихостью ему свойственною для овец, а с крепкою пращею для волков, да сокрушит челюсти терзающих славу святыя церкви, славу сынов ея». И затем вся церковь , «едиными усты» своего проповедника воскликнула: «Слава Богу, благоволившему возвратить неврежденно архипастыря и отца нашего к нам!» 903 . За всё это время преосвященному выпало пережить трогательные, счастливые минуты. Он отовсюду получал поздравления. Некоторые из особенно преданных ему лиц, большей частью глубокие старцы, просили у преосвященного позволения прибыть к нему, чтобы своими глазами увидеть своего «пастыря на престоле седяща» 904 . Сочинялись даже каламбуры, в роде его, что Виктор всегда останется виктором 905 всех своих врагов 906 . В Слуцке преосвященного Виктора ждало высокое назначение и великая работа. Книга третья. Воссоединение униатов Воссоединение на Украине. – I. «Под скипетром великой Екатерины». Минская губерния и епархия – Год ожидания. – Разрешение призыва к воссоединению. – IV. Пастырская грамота. – V. Получение разрешения в Слуцке. Программа действий и данные высочайшей волей средства – VI. Подготовительные действия. – VII. «Собор» лебединский. Начало воссоеденения. – Мятеж в Польше. – IX. Его отзвуки на Украине. – X. Воссоединение. Затруднения. – XI. Архимандрит Варлаам Шишацкий. – XII. Вызванные священники – XIII. Противодействие делу воссоединения. – XIV. Дело Гижицих – XV. Победное шествие православия. I 27 марта 1793 года, по высочайшему повелению Екатерины Великой, главнокомандующий российским войском, введённым в польские пределы, генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников 907 , только что назначенный генерал-губернатором новоприсоединённых областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от речи посполитой на вечные времена «всех замыкающихся в нижеписанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу реки Двины, при угле границы Семигаллии, оттуда простираяся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск и оттоль проходя чрез Кунев между Вышгорода и Новогроблы близь границы Галиции, с коею смыкаяся, простирается по оной до реки Днестра, наконец спускаяся всегда по течению сей реки, примыкает к Егорлыку, пункту прежней границы в той стране между Россией и Польшею» 908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В начале XVIII в., перешли в унию епархии: Львовская, Перемышльская и Луцкая. Митрополичья епархия Митрополичья епархия обнимала воеводства: Виленское и Трокское с княжеством Жмудским, Новгрудское, Минское и Киевское. Стольным городом митрополитов была Вильна. Богатая и роскошная столица великого княжества Литовского, Вильна переживала в первой половине XVII в. последний и важнейший момент своей исторической жизни. Но он продолжался не долго. Взятая, разоренная и опустошенная русскими войсками, во время войны России с Польшей (1655–1661), она упала и не поднималась более, сохранив за собой значение только религиозного центра унии и католичества. Кафедральной митрополичьей церковью в Вильне была Успенская церковь . Но кроме того, митрополиты имели в великом княжестве Литовском еще две церкви: в Новогрудке – Бориса и Глеба и в Минске – Успения пресв. Богородицы. Новогрудок со времени Стефана Батория был местом заседаний главного трибунала для воеводств Новогрудского и Брестского, также как Минск был местом заседаний трибунала для воеводств Минского, Мстиславского и Витебского. Но затем положено было трибуналу собираться попеременно, один год в Новогрудке, другой в Минске. Съезды многочисленной шляхты обогащали эти города. Новогрудок упал с 1775 года, когда трибунал перенесен в Гродно. В Новогрудском воеводстве была знаменитая резиденция Радзивилов – Несвиж, с костелами бенедиктинским, бернардинским, доминиканским и иезуитским. Князь Николай Христофор Радзивил (Сиротка) основал здесь иезуитский коллегиум. В половине XVIII века считалось в Митрополичьей епархии более 1000 церквей именно в 20 деканатах великого княжества Литовского: в лидском 12, в ошмянском 24, в долгинском 25, мядзиольском 23, новогрудском 35, слонимском 43, цириненском 16, несвижском 31, клеценском 35, минском 45, блоненском 28, логойском 21, пугавицком 14, туменском 13, глющенском 19, бобруйском 20, рогачевском 29, гродненском 40, волковыском 30, подляшском 15; – в 20 деканатах Киевского воеводства: в житомирском 45, бердичевском 34, любарском 34, чудновском 43, белоцерковском 33, паволоцком 46, погребицком 44, фастовском 35, смелянском 28, корсунском 40, мошненском 38, чигиринском 29, овручском 32, радомышльском 37, брагинском 18, димиренском 26, барашовском 24. – Монастырей женских, подведомственных митрополиту, в великом княжестве Литовском 5, именно: в Вильне – Троицкий, в Новогрудке – Борисоглебский, в Минске – Троицкий и Святодуховский, в Гродно – Рождества пресвятой Богородицы. Мужские базилианские монастыри не зависели от юрисдикции митрополита и управлялись орденом. (Митроп. Афанасия Шептицкого: Relatio informativa de statu ecclesiae et archidioecesis metropolitanae Kiovensis, 15 авг. 1746 r. – Арх ун. митр. кн. 1. 36). Униатские митрополиты 1130

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Не лишено интереса и то обстоятельство, что некоторые викариатства, как Севское, Московской епархии, и Олонецкое, Новгородской епархии, долго не возводились на степень самостоятельных епархий, хотя территории их и количества церквей в них было вполне достаточно для того, чтобы тому и другому викариатству быть самостоятельными при самом учреждении их. Что касается вообще викариатств, то открытие их во второй половине XVIII века можно назвать явлением исключительным. Такие обширные епархии, как Казанская, Белгородская, Рязанская и некоторые другие оставались без викариев. Очевидно, по смерти Петра I проект 1724 года о викариатсвах был забыт. Таким образом, вопрос о территориальном устройстве русских епархий и управлении ими при кончине Имп. Екатерины II обстоял едва ли лучше, чем в начале века, когда одному рязанскому или Крутицкому митрополитам не в мочь было управлять двумя-тремя епархиями. Такая ненормальность наблюдалась в Европейской России. Нечего говорить про Сибирь. До прибавки архиереев в Сибири очередь дошла не скоро, хотя еще в 1681 – 1682 гг. сознавалась неотложная нужда в открытии новых епископских кафедр в стране, где жило много народа, «Христа не знающего». 1026 Новая епархия учреждалась с именем «архиепископии», хотя занявший ее Виктор Садковский лично и официально получил титул архиепископа только 12 апр. 1795 года, но в делах и грамотах, по степени Минской епархии, он и ранее называется архиепископом. 1028 Мы не выделяем под особый этого викариатства Киевской епархии, в виду того, что кафедра переяславского и бориспольского епископа только перенесена из-за границы внутрь Киевской епархии. Она уже отмечена на стр. 728 под цифрой V, хотя с другой территорией. 1030 Минскую губернию в 1793 г. составляли 13 городов с уездами: Минск, Поставы, Несвиж, Вилейка, Докшица, Дисна, Борисов, Игумен, Бобруйск, Слуцк, Давыдгородок, Пинск у Мозырь (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XIII, 17410); Брацлавская губерния в 1793 г. состояла также из 13 городов – таковы: Брацлав, Могилсв на реке Днепре (не губернский), Ямполь, Бершадь, Тульчин, Гайсин, Пятигоры, Липовец, Сквира, Махновка, Хмельник, Литин, Винница (там же, 17332). До 1795 г. Балта (Еленск) состояла в Брацлавской губ., пока не поступила в Вознесенскую губернию. Что представляла собой Изяславская губерния, существовавшая в польских владениях, можно видеть ниже из состава округ, введенных в ней для успехов воссоединения униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из визитной покостельной записи известно, что православная церковь в Столбцах существовала несравненно раньше 1625 г., т. е. времени построения Доминиканского монастыря, a следовательно, и первого римско-католического костела. Так, в указанном документе того времени сказано, что костел должен быть поставлен против церкви русской. «Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г. Первая католическая миссия в Столбцах, бывших до того времени православным местечком, появилась в нач. 17 в. Это были монахи доминиканцы. Их пригласил с разрешения виленского бискупа Астафия Воловича трокский воевода Александр Служка с женой Софией (из рода Зеновичей). Они передали миссии в качестве фундуша (меценатского взноса) фольварки Кучкуны и Отцеду (сейчас есть такие жд станции, если ехать по направлению к Столбцам) с мельницами и сенокосами а также 6 тыс. злотых. Первые два монаха-доминиканца появились в ноябре 1624 года и жили они при деревянном костёле св. Марии Магдалины в соседней со Столбцами деревне Ковалёвщина. Монахам явно требовалась помощь на новом месте, т.к. в архивах сохранился документ 1624 г. с просьбой прислать ещё монахов, направленной в не столь далёкий Несвиж. С 1639 г. столбцовская доминиканская миссия входила в т.н. Русскую провинцию св. Яцека с центром во Львове. В 1640 г. монахи наконец построили себе деревянный жилой корпус и начали строительство большого каменного костёла. В 1645 г. строительство храма было завершено, однако из-за войны 1654-67 гг. был освящён в честь святого Казимира значительно позже – в 1673 г. Так в городе появился красивый и величественный барочно-ренессасный храм с богатым внутренним убранством, сделанным из гипса и цветного гранита. Пол почти во всём храме был сделан из каменных плит, между которыми были вмурованы 13 мраморных надмогильных плит тех, кто был похоронен в склепе под главным нефом костёла (это были жертвователи на костёл из числа окрестной шляхты). Внутри и снаружи костёла в стены было вставлено несколько плит 18 века, которые свидетельствуют, что само здание и погост вокруг были местом упокоения многих знаменитых шляхетских семей. Под часовней св. Доминика был склеп с гробом доминиканского монаха Фабиана Малишевского, который умер в 1644 г. и почитался как святой. Рядом находилась усыпальница владельцев Столбцов и меценатов костёла Служек, над ним – алтарь-сакристия с изображениями святых, над входом в которую висел большой поясной портрет Александра Служки.

http://sobory.ru/article/?object=48130

В сер. XVIII в. старообрядцы жили в Витебском, Минском, Виленском и Мстиславском воеводствах, на протяжении всего столетия старообрядческие издания печатались в типографии униатского Супрасльского мон-ря. К сер. XIX в. общее число последователей «старой веры» (поповцев Белокриницкой иерархии, беспоповцев поморского, федосеевского и филипповского согласий и беглопоповцев) в 4 белорус. и Виленской губерниях составляло ок. 90 тыс. чел. (из них почти 70% жили в Витебской губ.). С сер. XIX в. федосеевские общины начали признавать бессвященнословные браки и присоединяться к поморскому согласию, в основном этот процесс завершился к сер. XX в. Отдельные группы федосеевцев еще остаются, однако они малочисленны и неорганизованны. В наст. время наиболее многочисленным старообрядческим согласием в Б. является поморское (37 общин, часть незарегистрирована), общины этого согласия существуют во всех областях, кроме Брестской (наибольшее число в Витебской обл.- 19), 25 общин имеют храмы (18 деревянных и 7 каменных). Управляет согласием Центральный совет Древлеправославной поморской церкви Республики Беларусь (создан в 1998). В 1998 и 1999 гг. в Полоцке прошли 1-й и 2-й Всебелорусские Соборы поморцев. Поморцы Б. поддерживают активные связи со своими единоверцами в Латвии, Литве, Эстонии и России. Общины старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в наст. время существуют в Минске, Гомеле и Гомельской обл., в Бобруйске и Борисове. Римско-католическая Церковь Является 2-й по значимости конфессией в Б. Исторически католич. Церковь в Б. тесно связана с польск. католич. Церковью, а также с монашескими орденами францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев и т. д. 1-е католич. еп-ство было организовано в 1-й пол. XIII в. в Полоцке под названием «Русинское», подчинялось оно Рижской митрополии. После Кревской унии 1385 г., обязательным условием к-рой было крещение по римско-католическому обряду населения Литвы и язычников др. территорий ВКЛ, Ягайло-Владислав создал католич. Виленское еп-ство из 7 приходов, в т. ч. 3 на землях Б.: в Крево, Гайне и Обольцах, где в скором времени были построены костелы. Католич. Церкви были даны значительные привилегии и переданы обширные земли и многочисленные села. На протяжении XV-XVII вв. количество католич. приходов в Б. постоянно возрастало: 90 приходов в 1500 г., 150 - в сер. XVI в., 165 - в 1669 г. К сер. XVI в. 90% католич. общин находилось в сев.-зап. части Б., в широкой зоне белорусско-литов. пограничья - на запад от условного рубежа Браслав-Поставы-Будслав-Минск-Несвиж-Пинск. В вост. части Б. в сер. XVI в. католич. приходы были организованы в Полоцке, Витебске и Обольцах, позже - во всех крупных и средних городах Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Может быть не подозревая скрывавшейся в Грозове засады, на следующий день, 18 апреля, преосвященный оставил монастырь и направился в Слуцк. Но едва преосвященный отъехал от Грозова 7 верст, как вооруженная шайка напала на поезд преосвященного и арестовала как преосвященного самого, так и сопровождавших его игумена Киприана и дворецкого Алексея Чернявского. Все арестованные немедленно были доставлены в Несвижский замок и там, под караулом, ожидали дальнейшего решения своей судьбы. На следующий день преосвященный послал в Слуцк дворецкого за своим секретарём – священником Стефаном Симоновичем и канцеляристом Иваном Скуловским, которые и прибыли в Несвиж и все были здесь также задержаны – вместе с приехавшей с ними прислугой. В Несвиже скоро образовалось, таким образом, целое общество арестованных: преосвященный Виктор, игумен Киприан, священник Симонович, дворецкий Чернявский, канцелярист Скуловский и два служителя 777 . Через три дня после арестования Виктора, поляки, по распоряжению генерала Мацкевича, действовавшего по приказанию князя Радзивила, наехали на кафедру и забрали весь архив преосвященного Виктора для представления вместе с преосвященным в Варшаву 778 . всех событиях злополучного ареста преосвященного Виктора мы имеем подробные мемуары, составленные одним из участников этих печальных событий, игуменом Киприаном, в форме письма к другу, – драгоценный и в высокой степени интересный исторический документ, обнародованный профессором с.-петербургской духовной академии, протоиереем П. Ф. Николаевским 779 . «1789 года апреля 17 дня приехал из Варшавы от князя Радзивила и единомысленников его Мацкевич, генерал – адъютант войск того ж Радзивила в Слуцке, и в несколько часов после приезда прибыл к преосвященному епископу Виктору для посещения, имея при себе несколько человек офицеров радзивиловских же. Между разговором говорит преосвященному вышеупомянутый Мацкевич: «Ежели бы кто вам рекомендовал, поехали бы вы в Варшаву?» – Преосвященный отвечает: «Разве бы святейший синод, или российский посланник велели, а инако нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На конец XIX в. из 151 православной приходской церкви Виленской губернии всего лишь восемь носили имя «Георгиевская», то есть около 5,3 %. В других губерниях эти цифры соотносятся следующим образом: Гродненская – 313 и 10 (3 %), Минская – 513 и 34 (6,6 %), Могилевская – 509 и 19 (3,7 %), Витебская – 205 и 4 (около 2 %). Таким образом, в конце XIX в. на белорусских землях действовало 75 храмов, носивших имя святого великомученика Георгия Победоносца 337 . Их подавляющее большинство размещалось в деревнях, лишь несколько – в местечках, и только тогдашние города Несвиж и Вилейка отмечены как места расположения Георгиевских церквей. Современная картина наличия и состояния храмов во имя святого великомученика Георгия Победоносца приблизительно следующая. Всего действующих церквей и часовен 47, а «утерянных» в историческом прошлом (что удалось восстановить по документам) – 41. Любопытна география размещения действующих храмов: в Минской области – 14 (утеряны 19), в Брестской – 15 (3), в Гродненской – 10 (3), в Могилевской – 2 (5), в Гомельской – (1), в Витебской – 6 (10). Кроме того, в реестре Белорусского Экзархата зафиксированы еще 12 храмов, носящих имя святого великомученика. Все эти церкви в прошлом и настоящем более всего «тяготели» к белорусской деревне (76 из всех 99 упомянутых), а к тому же 25 являлись кладбищенскими. Было отмечено, что на сегодня Свято-Георгиевский храм действует лишь в одном областном городе – в Витебске, а в целом в городах – только семь (в прошлом известны еще восемь). Поэтому естественно, что 52 из 88 названных храмов были или есть деревянные, а 33 воплотили в себе архитектурно-строительное искусство народных умельцев-плотников. Поэтому их облик весьма скромен, и только 18 храмов несут в себе некий архитектурностилевой изыск 338 . Церковь Святого Георгия, начало XX в., д. Лешня, Беларусь Если взять католические храмы Беларуси, то среди сотен именных и безымянных костелов только пять названы во имя святого великомученика Георгия (три действуют в Островецком районе, один – в Новогрудском и один был известен в Верхнедвинском) и два – во имя святого Юрия (один действует в Воложинском районе, а другой – в Барановичском) 339 . Почти все они, как и большинство иных костелов, имели и имеют весьма внушительные размеры и архитектурную привлекательность. То есть провести те же параллели, как в случае с православными храмами, абсолютно невозможно. Католическая Церковь исповедовала при воздвижении своих культовых зданий иные принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1464 Из Могилёвской епархии, впрочем, несколько охотников выбыло в Минскую епархию. – АСС., 1794 г., 265, л. 412. Между ними был и священник Григорий Цитович, назначенный благочинным в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1465 Св. синод долге не хотел отменять своего строгого указа. Могилёвский преосвященный Афанасий напрасно ходатайствовал об отмене, выставляя не вид даже то, что в его собственной епархии началось воссоединение и является потребность в некотором свободном излишке священников. И только уже в половине 1797 года св. синод отменил свой прежний указ, после того, как новый Минский преосвященный Иов обратился в св. синод с просьбой дозволить ему всех вызванных в Минскую епархию священников выслать, за ненадобностью, обратно. – АСС., 1794 г., 265, лл. 412. 414. 1467 АМДК., 873, л. 2. Вызванные священники были распределены следующим образом, в Борисовскую – 10, в Давидгородскую – 4, в Игуменскую – 8, в Мозырскую – 20, в Пинскую – 10, в Поставскую – 1 и в Слуцкую – 5. В это же время прибыли 2 священника из Могилёвской епархии и были назначены в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1501 АМДК., 984, л. 19. Волколаты. – АМДК., 1099, л. 26. Слуцкая округа. – АМДК., 1178, л. 1. Несвиж. – АМДК., 1178, л. 25. Копыл. – имение бискупа Быковского. 1517 АКОП., 1345, 1. – АСС., 1795 г., 92, л. 50. Именной высочайший указ о причислении к Могилёвской епархии Полоцкой губернии состоялся 10 января 1795 года. – ПСЗ., 17.289. 1518 Афанасий Волховский, «из малороссиян», получил образование в Киевской академии. Принял монашество в 1769 г. «Проходил разные начальные послушания в монастырях Черниговской епархии и трудился в сказывании проповедей». Посвящён в игумена в 1776 г., в архимандрита – в 1783 г. причём был последовательно настоятелем в Новогородских монастыряз – Кириллове, Вяжицком и Юрьеве, состоя с 1781 г. и наместником Александроневского монастыря. 30 июля 1788 г. хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородско-Петербургской митрополии. С 5 марта 1795 г. – епископ Могилёвский. Уволенный 16 снтября 1797 г. на покой, он проживал в Лубенском Преображенском монастыре. Скончался преосвященный, больной умопомрачением, в первый день настоящего столетия. – АСС., 1795 г., 92. – АСС., 1800 г., 564. – АСС., 1801г., 102. – Агр. Cб.,II, 75. «Зап. иг. Ореста».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

31-го числа получил я письмо из г. Несвижа Минской губернии, от директора тамошней учительской семинарии Ив. Николаевского. Он писал от 24-го числа: «Христос Воскресе, Высокопреосвященнейший Владыко! Простите, Владыко Святый, что среди многочисленных занятий ваших и я, недостойный, осмеливаюсь утруждать внимание Ваше своей хотя и многословной, но не многосложной просьбой. Промыслу Божию угодно было, чтобы я, не без содействия Вашего Высокопреосвященства, хотя может быть и непамятно сие для Вас, перешел из духовно-учебного ведомства в Виленский учебный округ под начальство Его Превосходительства Николая Александровича Сергиевского . Его снисходительному вниманию ко моим посильным трудам я обязан тем, что вот уже почти восемь лет служу в должности директора учительской семинарии в заштатном г. Несвиже Минской губернии. Но не в моих личных нуждах, а в нуждах православия в Несвиже будет моя просьба. Вашему Высокопреосвященству без сомнения известно, что не более как 25 лет назад Несвиж был центром польско-католической пропаганды, о размерах которой можно судить уже по тому, что в таком небольшом городке было три мужских и один женский католический монастырь с училищами при каждом из них. Но благодарение Богу, теперь этого ничего нет; закрытие последнего католического монастыря как раз совпало с получением мной уведомления о назначении меня директором Несвижской учительской семинарии, а три года тому назад здания названного монастыря, среди коих помещается и небольшой костел, обращенный алтарем на восток, поступил в —437— 1885 г. ведение вверенной мне семинарии, не смотря на сильное противодействие сему со стороны местных магнатов Радзивиллов, и вопреки почти нашему желанию, так как мы просили для семинарии только одного сада из двух монастырских, а нам вместе с садами предложили и все монастырские здания. Усматривая в этом перст Божий, тогда же положил в своем сердце стремиться всячески к тому, чтобы католический костел был обращен в православный храм, но к величайшему прискорбию и до настоящего времени не мог успеть в осуществлении своей мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

133 Учение Лютера привлекало к себе преимущественно купцов, мещан, ремесленников; шляхта же показывала более сочувствия к кальвинизму. Кальвинизм перешел в Литву из Малой Польши, где он распространился во многих провинциях. Весьма сильным покровителем его был Ян Фирлей, краковский воевода, любимец королевы Боны. Отец его, Петр Фирлей, воевода русский, был ревностный католик и построил до двадцати костелов; но сын его Ян увлекся учением Кальвина и устраивал реформатские школы. Уважаемый королем Сигизмундом II Августом, он в то же время пользовался весьма большим уважением во всей Речи Посполитой. Малую Польшу велико-поляки стали называть еретической, вследствие обширного распространения в ней реформатского учения. В Литве покровителем кальвинизма был виленский воевода Николай Радзивил, прозванный Черным. Фамилия Радзивилов одна из самых знатных и богатых литовских фамилий. К огромным родовым имениям их присоединились около 1513 имения Кишков, вследствие брака Яна Радзивила Бородатого, сына воеводы виленского и канцлера литовского Николая Старого (1398–1508), с дочерью Станислава Кишки из цехановца Анной. Жена принесла ему в приданое Олыку, Несвиж и Ляхву. Сын этого Радзивила, Ян IV († 1551), первый стал писаться князем на Олыке. 134 Ян умер бездетным. Брат его, знаменитый Николай IV Черный († 1567), великий маршал и канцлер литовский, получил от короля Клецкие имения и титулы на Несвиже, 135 Олыке и Клецке. Он был отцом столь же знаменитого Николая V Сиротки, с которым мы встретимся после. От другого сына Николая Старого, Юрия, идут князья, писавшиеся на Биржах и Дубинках. 136 Дочь его Варвара была сперва замужем за воеводой троцким, Станиславом Гаштольдом, из славнейшей и древнейшей литовской фамилии, а потом супругой короля Сигизмунда Августа. 137 Сын Юрия, Николай V, прозванный Рыжим, возведенный германским императором в 1546 г., вместе с двоюродными братьями Николаем Черным и Яном IV, в княжеское достоинство Римской империи, был, как увидим после, также покровителем кальвинистов, хотя не имел ни такой силы, ни такой энергии, как Николай Черный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010