На помощь униатским священникам выступили помещики и, со своей стороны, оказывали давление на прихожан. Не довольствуясь одними происками и угрозами, соединённые силы латинского духовенства и помещичества обращались к насилию, – не только в отношении к народу, но даже и к православным священникам, не допуская последних в церковные дома и на церковные земли 1566 , и т. п. Особенную ревность и энергию эти силы стали проявлять с 1796 года, когда стало заметно, что гражданское правительство охладело к делу воссоединения. «Помещичьи дворы, и наипаче униатские неприсоединенные попы внутрь прежде кроющуюся ядовитейшую на благочестие злость ныне открылии делают священникам обиды, а народу соблазни возмущение», – писал в 1796 году Мозырский благочинный и в длинном списке пересчитывал эти обиды 1567 . Результаты не замедлили сказаться. «Несчастные, которые долго ждали православия и наконец,дождались», стали, «по причине разных тайных подступов, явных гонений и нестерпимых мучений от помещиков, под давлением своей духовной власти, совсем от благочестия удаляться и в церкви не ходить» 1568 . Список «развращенных» приходов, где прихожане, после присоединения, стали отказываться ходить в православную церковь , обнял собою более десятка приходов. Борисовской округи: Лошница 1569 , Нача 1570 , Рогатка 1571 Ховхолец 1572 ; Давидгородокской: Бродча 1573 ; Игуменской: Игумен 1574 , Пуховичи 1575 , Смиловичи 1576 , Турец 1577 , Турин 1578 ; Минской: Даниловичи 1579 ; Несвижской (Слуцкой): Копыль 1580 (Шостаковского, прихода), Несвиж 1581 , Шостаки 1582 ; Пинской: Плотница 1583 ; и др. Всматриваясь в этот список, нетрудно заметить, что большая часть «развращенных» приходов ютится около латинских центров – монастырей, бискупских имений и т. п., причём нередко «развращенные» приходы постепенно становятся паствой римского пастыря. Несвиж, недаром заслуживший прозвание «второго Рима» 1584 , обладал великолепнымБернардинским монастырём 1585 ; Копыль и Шостаки в соседстве со слуцкими доминиканами 1586 , ктому же Копыль – бискупское имение 1587 ; Бродча, Плотница, – имения униатского владыки 1588 ; все эти приходы совращены в латинство 1589 . «Первее все с радостию, подписываясь, к благочестию соединялися» – писал благочинный, протоиерей Григорий Рославский в январе 1796 года: «те самые, не терпяболее гонения, изъявляют уже просьбы, яко бы не желают быть в грековосточном исповедании» 1590 . Горькое сожаление возбуждает в себе этот измученный и забитый народ, который перед переспективой «нестерпимых мучений» принуждён был подавлять стремления своего сердца. Жители Данилович присоединились было к православию; потом, под давлением помещика, отказались от своего присоединения. Но когда возникло дело, совратившихся призвали к допросу и обещали защиту, они «раскаялись» и опять все изъявили желание быть вправославии. И этими тремя переходами дело далеко не кончилось 1591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не успел он проехать и 4 верст от монастыря, на дорогу выскочили из засады до 40 конных солдат с ротмистром и поручиком, которые тут же и арестовали епископа Виктора с его свитою, в числе которой был игумен Киприан, дворецкий Алексей Чернявский и один канцелярист Павел Барышевский. Сначала привезли их в дом одного шляхтича близ села Баславцев, где уже собрано было несколько других шляхтичей и крестьян с дубинами, цепями и косами для охраны арестованных и на случай их сопротивления; а из Баславцев повезли их в местечко Романов, старосте которого заранее приказано было приготовить ночлег для арестованного епископа; здесь продержали их до обеда 19 апреля и к вечеру того же дня привезли в г.Несвиж. Горожане, предуведомленные о прибытии к ним православного епископа, не верили слухам о его аресте и во множестве выходили на улицы встречать его с почтением, с непокрытыми головами и поклонами; иначе встретила его княгиня Радзивилл, вдова Иеронима Радзивилл; она выехала вперед за две версты от города, окруженная кавалькадою из молодых польских панов; одни из этой молодежи позволили себе открытые насмешки над епископом, другие высказывали мнимое сожаление по поводу его ареста; не смотря на это, епископ счел долгом выйти из кареты, чтобы приветствовать княгиню и благодарить ее за внимание к себе. Перед заходом солнца арестованные привезены были в несвижскую крепость или радзивилловский замок, где ждал их комендант крепости Девилле и рота солдат. В Несвиж привезены были в этот день только трое – епископ Виктор, игумен Киприан и канцелярист Павел Барышевский; архиерейский же дворецкий Алексей Чернявский, по просьбе епископа, был отпущен из местечка Романова в Слуцк для доставки ему и игумену нужного белья, платья и денег для вызова из Слуцкой консистории секретаря священника Стефана Симоновича и другого канцеляриста Ивана Скуловского на случай составления подробных письменных докладов и объяснений епископа в Варшаве. Последних три лица вместе с архиерейским келейником Лукою Копыстенским прибыли в Несвиж только на третий день после епископа и также посажены были под арест в несвижской крепости, где уже находился сельский православный священник Иродион Облонский, арестованный за несколько дней до ареста епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

(и ещё 6 человек). А про лепшую справедливость и печать свою приложылесми к сему моему листу. Писан в Луцку под леты Рождества Христова тысяча лет и чотыреста и 61 лето. Декабря 23». Князья Несвизские были мелкие удельные князья на Волыни. Несвиж, вероятно, был укреплённым городом и столицею княжескою, от которой и князья получили название Несвизских. Ныне Несвиж – село недалеко от Луцка (См. Волын. Еп. Ведом. за 1880 г. 25, стр. 1135–1136). 6 Полагают, что знаменитый в истории род Любомирских (Lubomirski) происходит от известного польского полколодца Мирослава Сренявы, жившего в тринадцатом веке и получившего имя это в память победы, им одержанной на берегу реки Сренявы (впадающей в Вислу). Имя Любомирских появляется в истории около 1500 года. Пётр Любомирский, мать коего была из знаменитого рода Оссолинских, находился послом короля Сигизмунда I в Венгрии в 1541 году. Около того же времени Яков Любомирский, земский судья Краковский, имел двух сыновей – Иоакима и Себастиана († 1558); сей последний оставил двух дочерей – Анну, за Николаем Верусским, и за маршалом Литовским Николаем Весиоловским. Родной племянник Якова Николай, женат был на Хоцимовской, имел трёх дочерей и трёх сыновей, дочери были: старшая, за Мстонским; вторая – за Самборжевским; младшая сперва за Пальчевским, потом за Неверовским; и сыновья: Николай, Прокопий и Сикст. Сей последний, от брака с Пальчевскою, имел шесть человек детей: 1) Николай, был каноником капитула Круковского; 2) Иоаким, женат был на Екатерине Олесницкой, рождённой Домеховской; 3) Сикст женат был на Софии Сташковской; 4) София – монахиня; 5) Екатерина, за Петром Иорданом; 6) Ядвига, за Войцехом Неверовским. Известна следующая родословная князей Любомирских, начиная с Себастиана – первого графа Любомирского, бывшего отцом первого князя Любомирского. Колено первое: граф Себастиан (ум. 1613 г.); был женат 1) на Анне Пеняжкович; 2) на Анне Браницкой (все дети от 2-го брака). Колено второе: князь Станислав, воевода Круковский (род. 1583 г., ум. 1649 г.); женат на княжне Софии Александровне Острожской. Граф Иоахим род. (род.·1588 г., ум. 1610 г.). Графиня Екатерина, за каштеляном Краковским князем Янушем Острожским. Графиня София (ум. 1612 г.), за воеводою Любельским Николаем Олесницким. Графиня Варвара, за коронным мечником Явном Зебржидовским. Графиня Христина, за коронным великим гетманом Станиславом Конецпольским. Графини Анна и Элеонора умерли в молодых латах. Колено третье: князь Александр-Михаил, воевода Круковский и велики конюший коронный (ум 1676 г.); женат на Текле-Елене Оссолинской. Князь Юрий-Себастиан, коронный великий маршал (ум. 1666 г.); женат 1) на Констанции Личензи; 2) на Варваре Тарло (от 1-го брака – 3 сына и дочь; от 2-го брака – 2 сына и дочь). Князь Константин-Яков (ум. 1663 г.) женат на Варваре-Домицелле Шанинской. Княжна Христина, за канцлером Литовском, князем Войцехом Радзивиллом. Княжна Констанция (ум. 1646 г.), за Каштеляном Познанским Франком Чариковским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Однако в следующем, 1571 году его положение пошатнулось. По сообщению Таубе и Крузе, царь приказал казнить жену князя, дочь боярина Василия Михайловича Юрьева, вместе с малолетним сыном. Весной 1571 года в войске, которое сопровождало царя к Серпухову, Михаил Темрюкович уже не был дворовым воеводой, как раньше, а занимал гораздо более низкий пост первого воеводы передового полка. Тогда-то и распространился слух, который привел к гибели кабардинского князя. В своих записках Штаден настойчиво утверждает, что в походе хана на Москву принял участие отец Михаила, князь Темрюк, вместе со своими отрядами. Слух этот, судя по всему, был ложным. В 15711572 годах сыновья Темрюка по-прежнему находились в плену у хана, а они, конечно, были бы освобождены, если бы Темрюк вступил в союз с Крымским ханством. Происхождение этого слуха объясняется, по-видимому, тем, что Темрюк был не единственным князем Кабарды, у него имелись противники, которых поддерживал крымский хан. Их отряды, вероятно, приняли участие в походе и были приняты за войска Темрюка. Разгневанный «изменой» царь приказал казнить своего шурина. Сообщения об этом Таубе и Крузе, а также Штадена подтверждаются упоминанием в «Синодике опальных» «князя Михаила Темрюковича Черкасского». Позднее выяснилось, что слух об измене Темрюка был неверен. Однако признать, что царский шурин был казнен по ошибке, было нельзя, и поэтому Севрюк Клавшов должен был объяснить в Крыму, что Михаил Темрюкович «ехал из полку в полк и погиб безвестно». Итак, летом 1571 года, впервые за несколько десятилетий, крымские войска сумели прорвать русскую оборону и двинулись прямо к русской столице, где не было никаких крупных военных сил. После ухода царя с опричным войском на север тяжесть принятия решений пала на плечи земских воевод, стоявших с полками по Оке. Войска двинулись к Москве, чтобы защитить ее от татар, и подошли к столице 23 мая, за день до прихода орды. Хан остановился в царском дворе в селе Коломенском, а его сыновья — в Воробьеве. Под Москвой начались столкновения между татарами и русской ратью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438965/

В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

выше). Впрочем, к означенной мысли очень прямо ведет то обстоятельство, что в писанном блаженным Гермогеном сказании о св. Гурии и Варсонофии, находящемся в рукописи синодальной библиотеки в Москве 409, 1823 года), временем рукоположения святителя Варсонофия в Тверского епископа показан год 7075,–год, прямо соответствующий времени рукоположения св. Варсонофия и по другим указаниям. Этот же год показан в древней рукописи у С.Петербургского иконописца Пешехонова. Очень вероятно, что этот год в свое сказание о святителях Гурии и Варсонофии блаж. Гермоген внес сам, когда был в Москве и достоверно узнал год рукоположения св. Варсонофия, и что все другие списки с означенного его сказания суть копии с его сказания, написанного им еще в Казани. 140 Ибо в это время всероссийским митрополитом был св. Филипп, так как он рукоположен 25 дня июля 7074 (1566) года. 144 Иоанн Колов. См. Достопамят. сказания о подвижнич. св. отцов, стр. 121. изд. 1846 г. Москва, в 8 д. 151 Так в Песношском монастыре для церковного употребления св. Варсонофием был списываем и кончен уже в Спасо-Преображенском монастыре в Казани церковный устав с устава, употреблявшегося в лавре преподобного Сергия. См. выше. 157 Филипп свержен 4 нояб. 7076 (1567)г. См. Полн.Собран. Летоп. T.III, стр.192 и Пролог генваря 9. 162 В лето 7078 (1570) бысть в Москве и во многих градех великое моровое поветрие, и такового поветрия не бысть, отнедеже и царство Московское начася: понеже не возможно исписати мертвых, множества ради». Карамзин. Истор. Росс. T.IX прим 328. Чтения в Императорском Обществе Ист. и Древност. Российск. изд. Моск. 1847 г. в статье: Опись книг монастыря Волоколамского.стр. 14. 164 В рукописи Иосифова монастыря под записано так: «Лета 7077 (1569) на Москве и по многим городам мор был велик: в Иосифове монастыре преставились 53 брата: да слуг и детей и швалей много вымерло. – Лета 7079 (1571) мор, да не велик. – Лета 7079 (1571) был мор добре велик. В Иосифове монастыре преставились 74 брата; а миряне, и слуги и дети и мастера все вымерли, а села все пусты, и починали мереть с Ильина дни до Николина дни осеннего». См Чтения Императорского Москов. Общест. Ист. и Древност. 1847 г. в статье: Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря, стр.14. 167 Время отбытия св. Варсонофия из Твери в Казанский Спасо-Преображенский монастырь точно неизвестно. Несомненно только то, что сие произошло не позже 1571 года; потому что в клятвенной записи Ивана Федоровича Мстиславского, данной в 1571 году Царю Иоанну Васильевичу, о твердом и непоколебимом его пребывании в вере христианской и продолжении впредь службы Государю без измены и побега к туркам, подписался с другими епископами уже преемник св.Варсонофия епископ Тверской Савва. См.Собр.Госуд.Грам. Т.1, стр.561. Преемником же св.Варсонофия в 7080 (1572) г. апреля 29 подписано определение о четвертом браке Царя Иоанна Васильевича. См. Акты Археолог.Экспед. Том. 1, стр. 330 и 331.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Другую половину того же двора Кириллов монастырь получил еще в15 69 / 70 –7078 году (за вклад) от брата Брянцева от Федора Малахеева сына Бараньей Головы, Каргопольца. Его половина двора (Олферовского)была также в межах с Кириллова монастыря двором 1143 . Взамен пяти деревень («Ивановская, Поленовское, Онино, Кошелево, Горка»), взятых по указу царя, Ивана Васильевича под Ямскую-Белозерскую слободу (в Карголоме), даны были (в 7079 году 5 августа) деревни: Маурино, Загорье, Вачево, Прилук, и починок нов Курилово (пуст) да наволок Мартемьяновской на Шексне со всеми угодьи 1144 . Но главным образом деятельность монастыря в 1571 году была опять устремлена на приобретение земель в Золотице. С марта 1571 года этим делом здесь заведывал старец Зиновий, заключивший до августа 1571 года более 10 крепостей и закладных, по которым монастырь приобрел множество дворов со строениями 1145 . Особенно ценным было пожертвование, сделанное крупным владельцем в Золотице Василием Емельяновым Шкулем по духовной грамоте его от 5 марта 1571 года, когда он отказал в монастырь свой двор и угодья «и поляны с огороды и варницы и пожни всякие угодья» 1146 . В 1572 году царь Иван Васильевич даль в монастырь по князе Бельском село Пирогово в Московском уезде с деревнями и починками 1147 . Федор Малахиев сын да Иван и Василий, Михайловы дети Зорина, в волости Умбе дали лук земли со всеми угодьями и с рыбною ловлею, да Ивановский двор Деснина стоимостью в 100 рублей 1148 . Григорий Федоров Мигин Коротчанин дал 8 февраля 1572 года на своей пожне (в Турчасове) на Давыдовском наволоке, на гостине берегу у Пятницы святой, против Кириллова монастыря место анбарное 1149 . В Турчасове в 157 1 / 2 (7080) году был куплен: у Григорья Козмина сына Мигалкина в волости в Кянде на речке Малажме двор на погосте (с хоромами) и с пашенною землею за 20 рублей 1150 . В Золотице в 1572 году были куплены старцем Зиновьем: у Авксентия Петрова (в июле) две трети двух дворов, пожни на Пушке реке 6 остожей в 6 местах, за 8 рублей 1151 ; у Дементия Григорьева сына Усачева (19 июля) пожня Усачевский наволок на реке Золотице за 1 рубль, 1152 и у кузнеца Никиты Иванова Лумбуева (27 июля) пол двора на погосте, 2 доли «ораные земли» и четверть лука на море пожни и проч. за 8 1 / 2 рублей 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека . 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Ин. 4 Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Ин. 4 из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Ион. 2 -й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

О подчинении гос. власти городского торгово-ремесленного населения свидетельствовали меры, принятые властью после пожара Москвы в 1571 г., когда в столицу было принудительно переселено купечество из др. рус. городов и из представителей верхнего слоя городского сословия были созданы привилегированные чины «гостей» и членов «гостинной» и «суконной» сотен, на к-рых были возложены особые обязанности по пополнению государевой казны. Перемены затронули и отношения царя с духовным сословием. В О. были устранены ограничения, связанные с запретом выдачи несудимых грамот, освобождавших храмы и мон-ри от суда духовных иерархов и уплаты налогов в архиерейскую казну и подчинявших соответствующие церковные учреждения суду царя и уполномоченных им лиц. Царь прилагал усилия к тому, чтобы обеспечить себе поддержку почитаемых обителей, во главе которых ставились надежные, с его т. зр., лица. Так, в 1569 г. был арестован и сослан в Хутынский мон-рь архимандрит Троице-Сергиева мон-ря Памва, а его место занял Феодосий (Вятка) - один из членов комиссии, расследовавшей «преступления» митр. Филиппа II. На Новгородскую кафедру в дек. 1571 г. был поставлен архимандрит московского Чудова мон-ря Леонид . Архимандриты московских Чудова и Симонова мон-рей сопровождали царя в Новгороде зимой 1571/72 г. Вместе с тем Иоанн IV Грозный не хотел усиления Церкви и превращения ее в самостоятельную политическую силу. Беспокойство царя вызвал рост церковного землевладения в годы О., ставший результатом его политики. 9 окт. 1572 г. был принят совместный договор Боярской думы и Освященного Собора, запрещавший делать земельные вклады в мон-ри, «где вотчин много», а в мон-ри, «где земель мало», можно было делать земельные вклады только «с боярского приговору». Перемены, происшедшие в период О., означали, что началось более сильное подчинение сословий гос. власти. Эта важная для гос. власти цель была достигнута с применением массового насилия, приведшего не только к гибели значительного числа людей (большие списки лиц, казненных во время О., читаются в т. н. Синодике опальных, составленном в конце правления Иоанна IV Грозного), но и к массовым лишениям, к-рыми сопровождались переселения. Одним из последствий О. стало растущее разорение страны, вызванное к жизни разными факторами (в т. ч. тем, что в условиях чрезвычайного режима особенно быстро росли налоги, взыскивавшиеся с применением жестоких мер). Именно в период О. наблюдались массовое бегство крестьян и запустение земель, ставшие началом серьезного хозяйственного кризиса в Русском гос-ве.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

28. Архиепископ Леонид 378 (с 1571 по 1573 г.) После заточения архиепископа Пимена, почти целый год Новгород оставался без владыки, и только 4 декабря 1571 г. митрополит Кирилл хиротонисал в архиепископа ему Чудовского архимандрита Леонида 379 . В этот промежуток времени голод и болезни, свирепствовавшие в Новгороде, довершили казнь Иоаннову, так что священники, в течении шести или семи месяцев, не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов. Наконец, Новгород как бы пробудился от мертвого оцепенения: 24 сентября, в день воскресный, все оставшиеся в живых, – духовенство семи соборов, миряне, собрались в поле, у церкви Рождества Христова и служили общую панихиду за умерших, над тамошнею скудельницею; где лежало 10000 не отпетых тел христианских. Тут же стоял и нищий старец, Иван Жегальцо, который один с молитвою предавал мертвых земле в сие ужасное время 380 . В Новгород прибыл архиепископ Леонид 23 декабря, «в неделю, и того же дни в Софии служил обедню, и ради были Новгородци своему владыце; а едучи в Новгород владыка того же дня был в Кирилове манастыре, да на Сетечки» (в Ситецком монастыре) 381 . Вслед за архиепископом прибыл в Новгород и сам государь Иван Васильевич, с сыновьями своими – Иоанном и Феодором, и с ними «Коломенский владыка Давыд, да архимандрит с Москвы Чюдовской Ефимей, да Симоновский архимандрит Иев» 382 . Вероятно, Иоанн сознавал, что нелегко ему будет увидеть Новгород – это позорище лютых казней, ужасное знамение его гнева, то место, где в страшном безмолвии людей, камни вопияли на губителя, – место уныния, скорби, нищеты и болезней, которые там еще свирепствовали; и потому, чтобы успокоить и ободрить Новгородцев, он за несколько месяцев до своего приезда начал оказывать некоторые знаки благоволения городу: «сентября в 16 день пожаловал священников, отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да священника Семена с Легощи улици, да священника Федотия с Павловы улици, да священника Ждана из Дворца с Колмова; 21 сентября возвратил в Москву архимандрита Памву, который находился в заточении в Юрьеве 383 ; 30 сентября повелел слить в слободе новый колокол в великий Новгород, а делал мастер Иван Афанасьев 384 , затем, 10-го октября, прислал в Новгород грамоту, в которой писал жителям, чтобы они были спокойны, ничего не боялись от государя и готовили, по старине, запасы к его прибытию; эту грамоту читали Новгородские наместники собравшимся гражданам пред пустым, необитаемым двором архиепископским» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010