405 νεξιχ– ναστος – неизследимый; чрезвыч. редкое поздн. слово от употребляемаго только LXX-ю ξιχνιζω ( χνος – след) ­­ ξιχνεω – выслеживать, отыскивать по следам. 406 βουλ – решение, совет. О спасении нашем – Бог представляется державшим такой же совет, как пред сотворением человека, по поводу грехопадения, столпотворения. 414 прим. 161. С греч.: «Это (Богородица) гора, провидя которую Аввакум предвозвестил (как) поместившуюся в…, и (вот она теперь) покрывает концы». 416 Т. о. жившая во храме Пресв. Дева в этом тропаре, соответственно с темой песни, представлена еще более превосходящею храм, чем в предыдущем: Она не только непроходимая Дверь нового храма, но и целая гора, по сравнению с храмом, притом гора, бросающая свою тень на всю землю. 422 Р.Б. 39, 39. Др.-слав.: «смотрения». Хлеб, который получала Пресв. Дева от ангела во храме, был образом, знаком, «символом» (греч. текст) имеющего быть понесенным Ею и уже как бы духовно образовывавшегося в ней Хлеба небесного, Слова Божия, т. е. всего содержания спасительного «домостроительства» Божия о нас. Т. о. настоящее насколько темное, настолько и глубокое место службы возвышенно освещает пред нами одну на первый взгляд «странную» частность предания о воспитании Пресв. Девы во храме, именно кормление Ее ангелом. 448 В предыдущем тропаре изображается поселение (а ранее во 2 и 3 тропаре – приведение только) Чистой во храме, поскольку это касалось Ее самой; в этом – поскольку касалось и родителей Ее. 457 ερεον – жертвенное (собств.: священническое) животное (может означать и животное, употребляемое в пищу, так как первоначально употреблялись в пищу только жертвенные животные). 465 Предыдущие троичны созерцали жизнь Пресв. Троицы в Ней самой; этот останавливается на отношении Ее к миру, и начинает с ближайшего к Ней ангельского мира. 468 прим. 277, 2-е сл. Усиление предыдущего. Так же в 2 и 3 тропарях. Возвращение к теме, особенно в слав. т.: «Пресвятая, Чистая». 473 πειρογαμος – у клас. поэтов – незамужняя (о нимфах); у церк. песнописцев оч. частое название Богоматери, слав. «неискусобрачная».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

(15 каф.). Стих: Стопы моя направи. Стих: В нощех вздежете. Молитвами, Господи, всех святых и Богородица. За упокой: Покои, Господи. Слава. Кая жития пища пребывает кроме печали. Слава и ныне: Радуйся, радости прадем. И ныне: Грешных молитвы приемлющи. Глас 2-й. Сгреших в Тебе, Спасе, яко блудный (17 каф.). Безакония моя презри, Господи. Святым мучеником, молящимся о нас. За упокой: Душа их. Вопию Ти, Христе Спасе, мытаревым гласом. Иже земныя сласти не взлюбльше. Слава. От земля сзьдав мя и в землю поити. На тя упование взложихьм. Непроходимая дверь таинознаменана. Глас 3-й. Расеянаго ми ума. Множицею пении: сдевая. Пророци и апостоли Христови. Человеци, что всуе мятемься. В женах святая, Богородице. Вечернюю песнь приносим. Спаси мя, Господи Боже мой. Велья креста Твоего, Г-ди, сила. Все суетье человеческое, елико. Свята первочиста похвала. Глас 4-й. Хотех сльзами очистити моих грехов. Омый мя сльзами моими. Имуще дьрзновение. Кто тружаяся и притища. Прославляяйся в память. С духы праведьных коньчавшихся. Имуще тя Богородицю. Избави ны от бед наших. Глас 5-й. Господи, страха Твоего боюся. Увы мне, чему уподобихся. Мóлите за ны, св. мученици. Ты сзда мя, Господи. Господи, сгрешая не престаю. Господи, страха Твоего боюся. О земных всех небрегше. Помянух пророка вопьюща. Тебе ея молим, яко Божии Матери. Глас 6-й. В страшьное пришествие Твое, Христе. Нага мя обрет. Покаянья не стяжах. Мученици твои, Господи, не отвергошася Тебе. Начатк ми сстав зиждительное Твое. Единочадыи идиносущьне Отцю. Бога из тебе вплощьшася. Глас 7-й. Яко солнце сы праведьное. Яко блудный сын придох. Яко впадыи в разбойникы уязвеныи. Слава Тебе, Христе Боже, апостолом похвало. Покои, Спасе наш жизнодавьче, нашю братью. Пространьное вместилище. Избави, Богородице (отпуст.). Глас 8-й. Тебе, царя и владыку, ангели непрестаньно. Бесмьрти сущи, душе моя, волнами. Мученици Господни, молите. Мученици Г-дни, всяко место. Плачюся и рыдаю, егда помышляю смерть. Небесная поют тя 293 . Аз, Дево святая Богородице 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Отец Никола. Рассказ – Он такой необычный, этот отец Никола… Говорит, что у него масла для лампад нет. Надо бы помочь. И вообще его надо видеть, – настаивал Алексей и тащил меня за рукав в дверь, за которой, казалось, была какая-то темная бездна. Михаил Тихановский. Монастырский двор Алексей был впервые на Святой горе и впервые в нашем, русском на Афоне, Пантелеимоновом монастыре, и всё здесь его поражало и удивляло. Такие же острые ощущения пережил и я, когда несколько лет назад впервые ступил на святогорскую землю. Острота впечатлений от каждого последующего визита на Афон отнюдь не ослабевает, однако первый раз всегда остается первым. Тем не менее я с некоторым сомнением смотрел на Алексея, который все твердил мне про какого-то необычного монаха – отца Николу – и буквально требовал, чтобы и я его увидел. Алексей познакомился с ним всего час назад. Но по всему было видно, что монах произвел на моего спутника какое-то особенное впечатление. Я колебался между сном и желанием угодить другу. Накануне я выстоял ночную службу, и потому мне хотелось поскорее добраться до нашей кельи в монастырской гостинице и вздремнуть часок-другой. Но Алексей был неугомонен, и я сдался. «Ладно, – рассуждал я, – это не займет много времени, а в копилке моих афонских знакомств будет прибыль». У отца Николы здесь, в стенах монастыря, есть своя небольшая келейка. Однако, как выяснилось потом, это не главное «место жительства» отца Николы. Большую часть недели он проводит в отдаленной древней келье, затерянной в почти непроходимых афонских лесах. В прошлые века в этой келье жили многие русские монахи, а теперь она почти заброшена. И окна с выбитыми рамами, без стекол, как пустые глазницы, печально смотрят на нечасто захаживающих сюда монахов и паломников. Отец Никола – единственный насельник этой отдаленной кельи. Он же – ее охранник, он же – символ русского присутствия здесь. Не будь здесь хотя бы одного русского монаха, келью ожидает судьба Адреевского скита, который после того как там умер последний русский монах, перешел в руки греков. И теперь у входа в главный храм Андреевского скита вывешен греческий флаг…

http://pravoslavie.ru/1251.html

От Ангелов трепетно чтимый, Приявший здесь долу смиренную плоть, Всем тайно присущ нам, Незримый. И ясны сердца всех, как день, перед Ним, И всех Он щадит и врачует, И долго тебя милосердьем Своим, Как блудного сына, взыскует. Стихи эти принадлежат перу вдохновенного Самим Богом трудника Его на ниве Христовой, Алтайского миссионера, архимандрита Макария. Выписываю их в свои заметки, как дар чистой, христианской поэзии, как утешительный отзвук великих и радостных дней Св. Четыредесятницы, приготовляющей сердце наше к приятию и вмещению в себя победного торжества Воскресения Христова. Батюшка старец, отец Макарий, получил письмо из Томска, из тех сибирских краев, где подвизался автор вышеприведенного стихотворения. Пишет ему монах с Афонской горы, Парфений, живущий в Томске при архиерейском доме. Этот Парфений проездом был у нас в монастыре и в Скиту в 1837–1838 году. В письме своем он между прочим описывает сказанное при нем архиерею миссионером — протоиереем с Алтая, что на Алтае один крестьянин искал лошадей своих по лесам и дебрям. Удалившись незаметно в непроходимые места, крестьянин этот достиг в дремучем лесу горы. Пройдя по глубокой расселине, он увидал поляну, на которой земля оказалась вскопанной, и на ней были устроены гряды. Крестьянин удивился и подумал: кто бы мог сюда зайти? Оглядевшись кругом, он заметил в горе пещеру и в ней — дверь. Он пошел по направлению к пещере, и тут к нему из пещеры навстречу вышел человек, совершенно нагой, весь обросший волосами, препоясанный каким-то рубищем. Оба они испугались друг друга и стали креститься. Пустынник спросил: — Кто ты? дух или человек? — Крестьянин села… — ответил крестьянин. — Как ты зашел сюда? Я вот двадцать лет живу здесь и никого еще не видел. — Я ищу своих лошадей и, потеряв путь, забрел сюда… Скажи же и ты мне, пожалуй, как ты сюда поселился и с кем живешь? — Я рассмотрел суету мира, — отвечал пустынник, — и удалился сюда со Старцем, который со мною прожил здесь и скончался; и вот двадцать лет я здесь один.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В видениях пророка Иезекииля Божия Матерь созерцается под образами херувимской колесницы Слова, всеблагословенной и светоносной [ 16 ], и непроходимой двери, смотрящей в Едеме на восток (Иезек. 44. 1-2). Этой дверью, — по свидетельству пророка, — никто из людей не прошел, кроме одного Бога Слова. Божия Матерь есть подлинно восток мысленного солнца на западах падшего человеческого естества, дверь мысленного востока, явившегося с неба и вратами умного света, то есть Господа Спасителя. Воплотившийся Господь прошел чрез непроходимые, заключенные врата Приснодевы, и они остались затворенными [ 17 ]. Церковные песнопевцы усматривают таинство Рождества Христова, между прочим, и в факте невредимого пребывания трех благочестивых отроков в раскаленной вавилонской печи. Их не опалил седмикратно разженный огонь. Подобным образом нестерпимый Божественный Огонь своим вселением в ложесна Приснодевы не опалил их, но сохранил невредимыми [ 18 ]. Пророк Даниил провидел Христово воплощение от Девы под образом несекомой горы (Дан. 2.34), от которой, без помощи человеческих рук, отсекся камень, ударил в истукан, стоявший пред горой, и разбил его. Несекомая гора есть Приснодева Богородица, от Нея отсекся без помощи рук или девственно родился честной Краеугольный камень Христос и разбил демонские капища с находившимися в них идолами [ 19 ]. Созерцанию пророка Аввакума таинство воплощения Сына Божия от Приснодевы Марии предносится в виде таинственной горы, приосененной лесной чащей. Из чащи или заросли леса приходит Святой Бог. Мысленная Божия гора, по толкованию церковных песнопевцев, есть Пресвятая Богородица, орошенная Духом и приосененная добродетелями. Из Нее пришел Христос Господь рождением. Возросши, Он Своею добродетелью покрыл небеса и спас от гибели падший человеческий род [ 20 ]. Таковы церковно-литургические ссылки на ветхозаветные подобия, прообразы и пророчества о бессеменном Христовом Боговоплощении. Переходя к событиям Нового Завета, литургическое богословие описывает прежде всего тайну зачатия Присно девою Мариею Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

«Уйди с этого места, уйди, иначе ты погибнешь лютою смертью». «Они грозили разорить до основания церковь и келью подвижника, а его самого убить»… Другой раз, когда отшельник в келье читал ночью правило, вдруг из леса поднялся шум; бесы в множестве окружили келью Сергия и с угрозами кричали ему: «Уйди же отсюда, зачем ты пришел в лесную глушь и чего ты ищешь? Не надейся более жить здесь, сам видишь — это место пусто и непроходимо и разве ты не боишься умереть с голоду, или погибнуть от руки разбойников?» 124 . Эти видения не устрашили Сергия и он твердо шел по своему подвижническому пути. По прошествии некоторого времени, — говорит далее хроника, — бесы снова стали восставать на Сергия. Обращаясь в змей или зверей, они являлись к нему в келью или окружали в лесу, когда преподобный рубил дрова, и пытались отвлечь мысль его от молитвы. Тогда блаженный, — говорит хроника, — обращался с молитвою к Господу, просил избавить его от диавольского наваждения и бесы тотчас исчезали, как дым 125 . По мнению проф. В. Ф. Чижа, написавшего исследование «Психология наших праведников», сведения о таких видениях Сергия представляются весьма правдоподобными 126 . Теперь перейдем к видениям демонов ближайшего нам по времени подвижника св. Серафима Саровского. Серафим Саровский, также как и Сергий, жил в одиночестве в глухом лесу и, вот, какие нападали на него, как говорится в Четьи-Минеях, «страхования». Злой дух стремился устрашить подвижника, то испуская за дверями, как будто, вой дикого зверя, то представляя, что как будто скопище народа ломит дверь его кельи, выбивает косяки, бросает в старца обрубок дерева и т. п. По временам и днем, но особенно ночью во время молитвы, Серафиму вдруг казалось, что келья его разваливается и со всех сторон врываются с яростным ревом страшные звери; иногда перед ним появлялись открытые гробы с восстающими из них мертвецами… Однажды на вопрос одного мирянина Серафиму, видал-ли он злых духов, Серафим отвечал: «Они гнусны… Как на свет Ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны» 127  …

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

эпитетах Богородицы, такие, как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом к-рых является Божия Матерь, напр. стихира «Что Ти принесем, Христе» ( «Собор Богоматери» - фреска ц. Спасителя мон-ря Жича (Сербия), XIII в.; фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля); богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы» , основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово ап.

http://pravenc.ru/text/149527.html

В речах великого пророка Исаии ясно отмечается рождение Христа Девою и Ее приснодевство после Рождества 1965 . От Чистой Девы – жезла из корня Иессеева, пророчествует Исаия, произрастет неувядаемый цвет жизни – Христос. Он родится от девственного чрева, подобно тому как дождь выпадает из облака, и будет опочивать на руках Богоматери, как на легком облаке 1966 . Во время бегства святого семейства от Ирода в Египет Господь Спаситель действительно, как на облаке 1967 , опочивал на руках Пречистой Матери. Для верующих во Христа Божия Матерь является также облаком мысленного присносущного света. Она непрестанно осеняет их благодатию и разгоняет в их сердцах тьму прельщения 1968 . У пророка Исаии встречаются и другие именования Приснодевы Марии как носительницы во чреве Бога Слова. Так, Она называется огневидным престолом Бога Вседержителя, на котором Господь воссел, как человек 1969 и – Запечатленной Книгой, тайны которой никто из смертных не разумеет 1970 . В Божией Матери Отчим перстом, т. е. Святым Духом, непостижимо написалось Слово Отчее, написующее спасаемых в книге жизни 1971 . На основании видения пророка Исаии, Пречистая в литургическом богословии еще уподобляется пламенноносным клещам, несказанно принявшим Божественный Уголь. Это сравнение вытекает из тех соображений, что воплотившийся из Девы Христос – Божественный Угль, не опалил Ее, но лишь просветил 1972 . В видениях пророка Иезекииля Божия Матерь созерцается как образ херувимской колесницы Слова, всеблагословенной и светоносной 1973 , как образ непроходимой двери, смотрящей в Едеме на восток 1974 . Этой дверью, по свидетельству пророка, никто из людей не прошел, кроме одного Бога Слова. Божия Матерь есть подлинно восток мысленного солнца на западах падшего человеческого естества, дверь мысленного востока, явившегося с неба, и вратами умного света, т. е. Господа Спасителя. Воплотившийся Господь прошел через непроходимые, заключенные врата Приснодевы, и они остались затворенными 1975 . Церковные песнопевцы усматривают таинство Рождества Христова, между прочим, и в факте невредимого пребывания трех благочестивых отроков в раскаленной вавилонской печи. Их не опалил седмикратно разжженный огонь. Подобным образом нестерпимый Божественный Огонь своим вселением в ложесна Приснодевы не опалил их, но сохранил невредимыми 1976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

праотец и св. отец перед Рождеством Христовым, на Рождество Христово, Богоявление, память св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Богородицы, в Неделю ваий, на Пасху и Антипасху. Кроме того, в последовании Донской иконы Божией Матери (19 авг.) есть И., составленный по образцу И. Успения. В совр. греч. Минеях есть И. на Рождество Пресв. Богородицы «Дверь непроходимую» (Πλην δεδευτον) 2-го гласа. Воскресные И. Октоиха исполняются после тропарей по непорочнах на утрене. Согласно дониконовскому Типикону, воскресные И. пелись на повечерии, часах и изобразительных (сейчас его место занимает кондак воскресный), в связи с этим в совр. книгах сохранилось употребление воскресного И. в конце воскресной полунощницы, а также указание в тексте 1-го часа по Часослову: «              », что противоречит указаниям совр. Типикона. В тех праздничных последованиях Минеи и Триоди, где есть И., они исполняются по 3-й песни канона утрени, а в др. службах суточного круга не употребляются. Исключение составляет И. Пасхи, к-рый используется на утрене, в пасхальных часах, на литургии, на молебне и при шествии на трапезу с артосом. Употребление пасхального И. можно сравнить с употреблением воскресного И. по дониконовскому уставу, в ряде случаев И. Пасхи выступает в роли тропаря Пасхи (напр., после входа на литургии, после 3-кратного пения тропаря «Христос воскресе» исполняются И. Пасхи, «Слава, и ныне:», кондак Пасхи; схема «тропарь - «Слава, и ныне:» - кондак» для пения по входе на литургии характерна для великих Господских и Богородичных праздников). И. великих праздников не употребляются в дни попразднства, в соответствующих последованиях в Минее на их месте помещаются седальны. Исключение составляют дни отдания нек-рых больших праздников (31 дек., 14 янв., 23 авг.), а также день празднования Собору Пресв. Богородицы (26 дек.). И. в праздничных последованиях не повторяются и не соединяются со «Слава, и ныне:». При соединении последований, одно из к-рых содержит И., седальны с И. соединяются по-разному.

http://pravenc.ru/text/673735.html

Отцы говорят, что желающий разумно трезвенствовать, пусть, сошедши путем дыхания внутрь сердца, непрестанно понуждает себя молиться чисто и непарительно, одним внимая словам молитвы и в них углубляясь, именно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» дотоле, пока ум просветится в сердце, как говорит св. Диодох: «которые сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут, наконец, увидеть и свет ума своего» (гл. 59). Когда же сие совершится по Божию мановению, тогда с момента сего все остальное течение нашего по Богу жительства, яко во свете ходящие, паче же яко сынами света сущие, незаблудно и непреткновенно пройдем мы, как говорит Сам света податель Иисус: дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете (Ин. 12, 36); еще: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин. 8, 12). И святый Давид так взывает к Господу: во свете Твоем узрим свет (Пс. 35, 10). И божественный Павел: Бог, рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших (2 Кор. 4, 6). Ибо Им, как неугасимым и всесветлым светильником, истинно верные путеводятся и простирают взор свой за пределы чувственнаго, — и им, яко чистым сердцем, отверзается небесная дверь ко всякому равноангельному и высокому образу жизни и устроению. И таким образом, как из солнечнаго диска, возсиявает им свет, делающий их способными духовно возсуждать, разсуждать, прозревать, предузревать и подобное. И вообще чрез Него возсиявает Им всякое показание и откровение безвестных таин; и силою преестественною и божественною исполняются они в Духе Святом, этою же преестественною силою и перст их облегчается, или лучше, плоть их утончается и, как метеор, будто горе воспаряет. Сею, в Духе Святом просветительною силою, некоторые из святых отцев, еще в теле суще, будто невещественные и безтелесные, немокрыми переходили ногами реки непроходимыя и моря караблеходныя, долгие и многодневные пути в одно мгновение проходили, и много других совершали дивных дел на небе, на земле, в солнце, в море, в пустынях, в городах, во всяком месте и стране, в зверях, в гадах, и вообще во всякой твари и во всех стихиях, — и прославились. Когда стояли они на молитве, святыя и честныя тела ихподнимались от земли, как бы окрыленныя; по кончине — оставались нетленными и творили знамения и чудеса; по воскресении же восхищены будут в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господом будут, как удостоверяет таинник Божий Павел (1 Сол. 4, 17). И святый Макарий: «всякая душа, верою и тщанием о всех добродетелях еще здесь сподобившаяся облещися во Христа в силе и удостоверительно, сподобляется всегда получать существенное ведение небесных таин, соединена будучи с небесным светом нетленнаго образа своего. В день же воскресения тело, в силу того же славнаго небеснаго образа, спрославится душе и Духом восхищено будет в сретение Господа на воздухе, соделавшись сообразным телу славы Его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010