—  «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс.6:9). И звери тотчас же исчезли. Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам, целых 15 лет прожил он там, много напастей испытал от бесов и злых людей, но одолел и победил коварство их непрестанными молитвами и слезными рыданиями о грехах своих, как светлым бисером украшая подвигами душу свою, и всегда назидал себя душеполезными размышлениями. Велики благодеяния Творца всех Бога нашего. Он не только прославил своего угодника на небесах после его преставления, но еще и при жизни ниспослал ему дар прозорливости, как сие видно из следующего. Некий человек, по имени Петр, по прозванию Есюков, живший в двенадцати верстах от хижины святого, сильно скорбел, что нет у него детей. И вот однажды подбежал лось к самому двору Петра. Сие произошло не случайно, но Божиим изволением, ибо в Евангелии сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5:14). Так и преподобного Никандра милосердный Господь указал посредством лося. Сев на коня, Петр вместе с своими людьми погнался за зверем; спутники его мало-помалу стали отставать от него, так что наконец он остался один; долго Петр преследовал зверя, старавшегося укрыться в лесу; заехав в глухую, непроходимую дебрь, Петр потерял из вида лося; в сие самое время он заметил небольшую хижину; думая, что здесь кто-нибудь живет, Петр постучался в дверь со словами — Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Но ответа не было; лишь только после третьего раза (таков был обычай у святого) дверь отворилась, и Никандр встретил Петра, ранее никогда не видевшего преподобного, со словами: — Сын мой, Петр, ступай к дубу, где устроено помещение для приходящих, я сейчас приду туда. Придя в указанное место, Петр вскоре увидел, что к нему приближается благообразный старец, он поклонился ему и просил у него благословения. — Благословение Господне да будет над тобою и над супругою твоею, — отвечал старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Очевидцы говорят, что тропочка к святым мощам Сергия Преподобного никогда не зарастала в эти печальные годы — ни летом, ни зимой. Одинокие богомольцы просачивались чрез закрытые двери обители и тихо-трепетно шли к восточной стороне Троицкого собора, где покоились святые мощи Великого Печальника Русской земли. Говорят, что, подходя к стене, люди тихо плакали. Они прикладывались благоговейно к белому камню, как бы к самой раке Преподобного Сергия, и, испрося его благословения, так же тихо удалялись. Пришлось мне видеть одну престарелую монахиню, которая в это время жила недалеко от закрытой святой обители. Она и в снежную пургу и в дождливую ночь, и в самое непроходимое ненастье всегда тихонечко ходила к Сергию Преподобному за благословением. И вот однажды заболела и несколько дней провела безвыходно дома. Ночью, когда она лежала в своей келии, вдруг слышит: кто-то тихо отворяет дверьдверь была закрыта на крючок, потому что час был поздний)... Входит старец-тихий, кроткий. Сделав от двери три шага, он остановился. Обращаясь к испуганной монахине, ласково спросил: " Что же ты, матушка, перестала навещать меня? Ведь когда вы подходите к стенке, я благословляю в окошечко " . Сказал и тихо скрылся, как и пришел. Поднявшись с колен, она долго плакала от радости, а через несколько лет и рассказала мне об этом. Так благодать Святой Троицы чрез Преподобного Сергия никогда не переставала изливаться на души близких и дальних учеников Сергиевых. А еще хочется рассказать о чудесном случае, который совершился при открытии Лавры Преподобного Сергия в 1945 году. Было всем известно, что Лавру открывают. Настоятель святой обители архимандрит Гурий (позднее митрополит) получил из Москвы разрешение служить на праздник, кажется, Святой Троицы. Но колокола на колокольне не было, чтобы звонить к службе. Тогда дано было указание поднять большой колокол на колокольню. Поставили спешно леса, подкатили лебедку, натянули тросы и колокол стали поднимать. Но тут неожиданно отца Настоятеля вызвали в Москву, и он срочно выехал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Ин канон Пресвятей Богородице, [егоже краестрочие: Пою хвалу Живоносней Отроковице] Песнь 1. Ирмос тойже Канон 3. Ирмос тот же. Невещественная древле лествица,/и странно оледеневший путь моря,/Твое являше Рождество Чистая,/еже поем вси: яко прославися. Некогда невещественная лестница/и сухим непостижимо ставший путь по морю/изобразили рождение от Тебя, Чистая,/которое все мы воспеваем;/ибо оно прославлено. Сила Вышняго, Ипостась Совершенная, Божия Мудрость,/воплощшися Пречистая, из Тебе,/к человеком беседова: яко прославися. Сила Всевышнего, Ипостась совершенная,/Премудрость Божия воплотившаяся из Тебя, Чистая,/пребывала среди смертных,/ибо Он прославился. Пройде сквозе дверь непроходную,/заключенныя утробы Твоея,/правды Солнце Чистая,/и мipobu возсия: яко прославися. Через дверь непроходимую/заключенного Твоего чрева, Чистая,/прошло Солнце правды и миру воссияло,/ибо прославилось. Катавасиа: Отверзу уста моя: Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу. Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи,/языческая неплодящая церковь,/пришествием Твоим,/в нейже утвердися мое сердце. Песнь 3 Канон 1. Ирмос: Расцвела как лилия пустыня, Господи,/– языческая бесплодная церковь – с пришествием Твоим;/в ней утвердилось мое сердце. Тварь в страсти Твоей изменяшеся,/зрящи Тя в нищетне образе от беззаконных поругаема,/основавшаго вся Божественным мановением. Творение во время Твоего страдания изменялось,/видя Тебя в уничиженном виде/от беззаконников поругаемым,/все утвердившего Божественным мановением. От персти по образу мя рукою Твоею создал еси:/и сокрушенна паки в персть смертную за грех,/Христе сошед во ад, совоскресил еси. Из праха по образу Своему/Своей рукою Ты сотворил меня, Христе,/и снова низведенного в прах смертный чрез грех,/сойдя во ад, воскресил с Собою. Богородичен: Чини удивишася ангельстии Пречистая,/и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем:/темже Тя Богородицу верою чтим. Богородичен: Полки Ангелов изумились,/и сердца людей вострепетали/о рождении от Тебя Христа, Пречистая;/потому мы Тебя Богородица,/с верою почитаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Пророк, провозвестник, Предтеча,/от неплодной произросший, проповедник покаяния,/овца пустынная, светильник Света,/моли о всех, чтущих тебя с верою. Богородичен: Яко дверь непроходиму, и купину неопалиму,/и несекому гору, от неяже камень усечеся,/Иже из Тебе воплощаемый, воспеваем, Владычице, Мати всех Творца. Богородичен: Как дверь непроходимую,/и куст терновый не сгоравший,/и нерассекаемую гору,/от которой был Камень отсечен – от Тебя Воплощающийся,/мы воспеваем, Тебя Владычица,/Матерь всех Творца. Песнь 6. Ирмос: Приидох во глубины морския,/и потопила мя есть буря многих грехов,/но, яко Бог, из глубины возведи живот мой, Многомилостиве. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Вошел я в глубины моря,/и потопила меня буря многих грехов;/но, как Бог, из глубины возведи/жизнь мою, Многомилостивый. Бога Слова познал еси, яко пророк, в матерней утробе,/и, сея языка употребив, богословиши в темне чертозе,/обожаемь Светом Неприступным. Бога-Слово познал ты, как пророк, во чреве матери,/и, употребив ее язык,/в темном чертоге богословствуешь,/созерцая Свет Неприступный. Немолчно, яко глас вопиющаго, Избавителя мира, Крестителю, моля не престай/душевное разрешити неплодие поющих твое рождество. Не умолкая, как голос Вопиющего,/– Искупителя мира молить не переставай/прекратить бесплодие душевное/воспевающих твое, Креститель, рождество. Богородичен: Неприступнаго Божества селение, Чистая, Твоя утроба явися, о Богородице,/на нюже без боязни Небеснии чинове взирати не могут. Богородичен: Неприступного Божества вместилищем/явилось чрево Твое чистое, о Богородица,/на которое Небесные полки/без страха взирать не могут. Ин. Ирмос: Буря мя помышлений, постигши,/во глубину низвлачит мя безмерных грехов,/но Ты, Управителю Благий,/предварив, управи,/яко пророка, и спаси мя. Канон 2. Ирмос: Буря помышлений, меня застигнув,/увлекает меня во глубину безмерных грехов,/но Ты, Кормчий Благой, скоро представ,/направь, как пророка, и спаси меня. Днесь пустынный гражданин Иоанн раждается,/покаяния проповедник и благодати свидетель истинен,/Предтеча Слова и Свету предсияющая звезда.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Зимняя Троицкая церковь помещалась в крайнем углу нижнего коридора братского корпуса с западной стороны. Кроме того, что она была неудобна и невместительна, вход в нее был затруднителен, особенно для приходящих сторонних богомольцев. Чтобы отыскать ее, надлежало, или пройти все пространство длинного нижнего коридора в трехстороннем его направлении, или идти кругом большого храма чрез всю галерею, которая в зимнее время не редко покрывается глубоким снегом, и бывает иногда непроходима в 4 часа ночи к заутреннему богослужению. К устранению этой невыгоды открылась возможность. С северо-восточной стороны братского корпуса на 30 саж. длины простирающегося от юга к северу коридора было нераздельное с корпусом двухэтажное, выдавшееся к востоку на 12 сажень, каменное здание. В нем, когда–то была на нижнем этаже типография, а потом оно занималось переплетней и складом на верхнем этаже базилианских книг. В 1861 году по распоряжению преосвященного Антония, устроена в этом здании пространная и вместительная зимняя церковь , в которую наружная дверь для народа сделана прямо с лаврского двора, для братии же дверь с коридора – одна на нижнем, а другая на верхнем этаже. Высота церкви, по выломании средних в здании сводов, имеет 10 ½ аршин, длина 45, а ширина 13 аршин. Внутренность храма освещается 28 окошками в два яруса. Вдоль церкви северная сторона оной оставленная с сводами, образует галерею, огражденную от церкви балюстрадой. Две келлии братского корпуса – одна на нижнем, а другая на верхнем этаже, обращены в передние части храма, или в преддверие оного. Пол по всей церкви настлан новый; двойные окна сделаны новые; огревательные две печи устроены изразцовые; стены оштукатурены и выбелены; иконостас поставлен тот самый, который был в церкви соборной; на горнем месте устроен киот, в котором колонны, карнизы и капители украшены резьбой и позолоткой; в киоте икона Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду, писанная масляными красками на холсте петербургским художником Драгуновым. Икона сия длинной 2½, а шириной 2 аршина. На крыше приделан приличный деревянный купол, покрытый листовым железом. Фонарь сего купола украшен с четырех сторон образами, писанными на железных досках, представляющими лики: преподобного Феодора князя Острожского, преподобного Иова, игумена Почаевского, св. великомученика и победоносца Георгия, и св. великомученицы Варвары. Устройство в означенном здании зимней церкви вообще стоило 1500 р. с. Церковь сия освящена преосвященным Антонием во имя Святой Троицы 23 сентября 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Стих: Лицо Твоё будут умолять/богатые из народа. Пс 44:13б Радуйся, Сына Божия/неизъяснимо зачавшая, Всенепорочная,/и родившая Его,/плоть, подобную нашей,/от крови Твоей воистину принявшего,/душу же разумную и свободную имеющего:/ибо полностью в естество Адамово облекшись,/Он спас человека, его воссоздав./Потому в двух естествах нам возвещается/являющий в Себе действие их обоих Христос./Его моли воспевающим Тебя/даровать великую милость. Слава, глас 8: Невещественное Солнце правды, Христе Боже: (Смотри на великой вечерне.) И ныне, Богородичен, глас 5: Храм и дверь, дворец и престол Царя, –/Ты, Дева досточтимая;/чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь,/явился спящим во тьме, как Солнце правды,/просветить желая тех, кого Он создал/Своею рукою по образу Своему./Потому, Всепрославленная,/как материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/непрестанно ходатайствуй/о спасении душ наших. Тропарь воскресный, глас 5 Слово, безначальное подобно Отцу и Духу: Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, дверь Господня непроходимая: (смотри на великой вечерне) Ектения сугубая и отпуст.   В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах» стихиры на 10. И поем стихиры воскресные три, восточные четыре и две о слепом, повторяя первую. Стихиры воскресные, глас 5 Священным Своим Крестом, Христе,/Ты диавола посрамил,/и воскресением Своим жало греха притупил/и спас нас от врат смерти./Прославляем Тебя, Единородный. Воскресение Дарующий роду человеческому/как овца на заклание был приведен./Устрашились Его князья ада,/и отверзлись врата горестные;/ибо вошел Царь славы – Христос,/возглашая тем, кто во узах: «выходите»,/и тем, кто во тьме: «откройтесь». Великое чудо! Создатель невидимого,/по человеколюбию плотию пострадав,/воскрес, как Бессмертный./Придите, племена народов, поклонимся Ему;/ибо мы, Его милосердием от заблуждения избавившись,/воспевать единого в трех Ипостасях Бога научились. Стихиры восточные Вечернее поклонение/приносим Тебе – немеркнущему свету,/в конце веков чрез плоть, как бы в зеркале, воссиявшему для мира,/и даже до ада нисшедшему,/и тамошнюю тьму рассеявшему,/и свет воскресения народам явившему./Податель света Господи, слава Тебе!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Неизреченная Единица остается неприступной и недосягаемой: «Тайну человеческую, когда скажешь раз, другой – одному, другому, уже все оную совершенно узнают; а таинствы Божии, что более о них сказуешь, разговариваешь, чем множайшим проповедуешь, тем суть сокровеннейшия, труднейшия, непостижимейшия» 165 . Архитектонический символ ломается, дает трещины, и символические соответствия сменяются лирически-смятенной речью. «Аффекты или страсти, – писал друг и единомышленник свт. Димитрия Стефан Яворский , – ко украшению слова весьма ключимствуют, и без аффектов слово не сладостно, яко увядшо и гнило содевается. Тем же аффекты суть яко душа слову, или соль брашну, без которых слово мертво и не сладостно» 166 . Взволнованная мысль ищет адекватного o6paaa и в тщетных поисках громоздит символы. Богоматерь – Лествица, Купина, Скрижаль, Жезл Ааронов, Ковчег, Трапеза, Стамна златая, носящая манну, Руно орошенное, Гора несекомая, Дверь непроходимая. И далее – небо, рай, дева, матерь, земля, лоза, древо, источник, море 167 . Asyndeta 168 рассматривались как характерная черта барочного стиля. Но в еще большей степени можно считать их отличительной чертой всякой мистики. Достаточно привести такой отрывок из преподобного Макария Египетского : «А это сам Он, который соделывается в тебе всем, и есть для тебя – рай, древо жизни, бисер, венец, домостроитель, земледелатель, страждущий, бесстрастный, человек, Бог , вино, вода живая, овча, жених, воитель, оружие, – всяческая во всех Христос» 169 . Или: «Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живый и небесный хлеб» 170 . У свт. Димитрия встречаем следующее: «Она на небеси Царица, на земли Владычица, небесных сил Госпожа, дев похвала, мучеников венец, учительница Апостолов; она зерцало проповедников, проречение Пророков, ожидание Патриархов, она и всех добродетелей сокровище» 171 . И в той же проповеди: «В ней есть вера Патриархов, надежда Пророков, ревность Апостолов, крепость Мучеников, мудрость Учителей, истина Исповедников, чистота дев» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слава, и ныне, Богородичен: Храм и дверь, дворец и престол Царя, –/Ты, Дева досточтимая;/чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь,/явился спящим во тьме, как Солнце правды,/просветить желая тех, кого Он создал/Своею рукою по образу Своему./Потому, Всепрославленная,/как материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/непрестанно ходатайствуй/о спасении душ наших. Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш: Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш: Тропарь, глас 5. Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на Спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи Плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным воскресением Своим. Тропарь Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим. Богородичен: Радуйся, Двере Господня непроходимая;/радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе./Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/рождшая плотию Творца Твоего и Бога./Молящи не оскудевай о воспевающих/и кланяющихся рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, дверь Господня непроходимая!/Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе!/Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая,/родившая по плоти Творца Твоего и Бога!/Не переставай ходатайствовать о воспевающих/и почитающих Рожденного от Тебя. Тот же тропарь и на Бог – Господь: В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ. По шестопсалмии: Бог Господь, и явися нам: на глас 5. В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ Поем Бог – Господь: на 5 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Тропарь, глас 5. Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на Спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи Плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным воскресением Своим. [дважды] Тропарь Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим. (2)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Преподобный получил от Бога дар прозорливости и исцелений посреди подвигов своей пустынной жизни. Некто Петр, по прозванию Юсуков, имевший поместье по соседству его пустыни, на ловле зверей, гнавшись за лосем, нечаянно заведен был в непроходимые дебри, к уединенной хижине пустынника. С молитвою постучался он в дверь. Старец велел ему идти ожидать его у дуба, назвал по имени пришельца и благословил его супругу. Изумился Петр такой прозорливости и стал вопрошать, сколько лет проводит он уже в пустыни. Но преподобный, открыв только свое имя, умолчал о прочем. Тогда пришелец припал со слезами к ногам его и просил, как друга Божия, вымолить ему от Господа разрешение от горького неплодия долголетнего их брака. Никандр отпустил его с миром, возвестив ему о радостном рождении сына. Другому человеку, по имени Симеон, пришедшему навестить его ради душевной пользы, преподобный предсказал о скором его отшествии из временной жизни и советовал окончить дни в покаянии иноческой жизни. Симеон с послушанием исполнил спасительный совет старца. Люди, жившие окрест, иногда тайно приходили к хижине Никандровой и всегда слышали, что он молился внутри келии с горьким плачем; но, когда преподобный ощущал приход человеческий, он внезапно умолкал и притворялся спящим, а толкущему в его дверь отвечал, как бы воспрянув от сна. Никто, однако, не заставал его лежащим для отдыха, когда же хотел упокоиться после вечерней молитвы, то сидя засыпал немного. Постоянною пищею его было зелие; и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если его приносили. Во дни же Великой Четыредесятницы принимал пищу только раз в неделю. Ежегодно в пятницу, пред цветною неделею, приходил он во время вечернего пения в Демьянский монастырь и, там приобщившись на другой день Пречистых Таин, возвращался опять на суровое жительство в свою пустыню. Господь, прославляющий и утешающий своих угодников, повелел святому Александру Свирскому , чудотворцу, явиться преподобному Никандру и укрепить его в подвиге против невидимого врага, который с тех пор уже не смел приступать к нему, но только издали старался возмутить его мечтаниями, или страхованиями шума колесниц и ратного клича, или видением диких зверей. Но все сии страхи и мечты рассеивал преподобный одним знамением креста. Снова явился ему святой Александр, обещая, что Господь освободит его и от таких мечтаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба песнописца для своих канонов не пишут сами ирмосов, а пользуются существовавшими, очевидно, до них ирмосами в честь Богородицы (1-й берет их из канонов Иоанна Дамаскина на Успение и Благовещение, приспособляя их к празднику). 2-й канон, очевидно в подражание Андреевым канонам, имеет в каждой песне троичен и богородичен. 1-й канон имеет акростих (краегранесие): «Ты благодать, Владычица, слову подай». Песнь 1-я 1-го канона. Пролог Ирмос Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну царице Матери и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся тоя вхождение. Тропари Премудрости, пречистая, тя сокровище вемы, и благодати точащую источник приснотекущий разума, просим, твоя капли одожди, Владычице, еже воспевати тя присно. Превышши, пречистая, небес бывши, в храм Божий возложилася еси, тому уготоватися в божественное жилище пришествия его. Свет возсиявши Богородица благодати, вся просвети, и совокупи пресветлое ея украсити торжество песньми: приидите, к ней стецемся. Дверь славная, помыслы непроходимая, двери отверзши храма Божия, ныне повелевает нам совшедшим, божественных ея чудес насладитися. Песнь 1-я 2-го канона. Дар Ирмос Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою, и спасшему Израиля, яко прославися. Тропари Стецемся днесь Богородицу почитающе песньми, и торжествуим духовный праздник: во храм бо Богу дар приносится. Песньми да воспоим Богородицы славное предшествие: ко храму бо днесь, яко храм Божий, приносится пророчески дар многоценный. Анна непорочная радовашеся, яко дар многоценен Богу приносящи в храм матерски, Иоаким же с нею торжествует светло. Давид праотец твой воспе тя древле, Дево Богоневесто, дщерь глаголя тя царя Христа, егоже и родивши матерски доила еси. Плотию трилетствующи Богородица Господу приносится: Захариа же сию священник Божий прием, радуяся в храм возложи. Девы ликовствуйте свещеносицы, начните днесь и матери, воспойте царице матери, приходящей в храм царя Христа. Ликуйте девы свещеносицы, предначните сегодня (песнь) и вы, матери, воспойте Царице Матери, приходящей в храм Царя Христа 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010