з) По неимению правил о дисциплинарных взысканиях с учащихся и в виду постоянно увеличивающейся необходимости в установлении действительных мер по сему предмету, ревизор представлял правлению о необходимости поспешить составлением означенных правил. и) По журналу педагогического собрания правления от 23 сент. 1867 г., была образована особая комиссия из инспектора свящ. Неводчикова, его помощника преподавателя Туровского и преподавателя Смирнова для составления правил для учеников. Комиссия скоро исполнила возложенное на нее поручение. Составленный ею проект правил был готов еще к 3 ноября и тогда же доложен педагогическому собранию. Последнее постановило рассмотрение этого проекта отложить до следующего собрания, имея в виду избрание членов от духовенства, участие которых в обсуждении проекта может быть весьма полезно. Но ни в одно из следующих заседаний проект рассматриваем не был, хотя и участвовало два члена от духовенства. Относительно этого проекта ревизором сделаны педагогическому собранию надлежащие разъяснения. и) Так как большая часть наставников херсонской семинарии состоят вместе с тем преподавателями в разных других учебных заведениях, то ревизором представлено о необходимости истребовать от преподавателей семинарии, занимающих посторонние должности, отзывы, могут ли они совместить посторонние занятия с обязанностями своими по семинарии, особенно, когда, с открытием в оной шести классов, число уроков по некоторым предметам значительно увеличится. Канцелярия обер-прокурора св. синода покорнейше просит правление херсонской семинарии о сообщении, для доклада его сиятельству, сведений: а) сделано ли и какое именно распоряжение касательно новых выборов в звание членов и секретаря правления из преподавателей; 5) какой предмет взял себе для преподавания новый ректор семинарии протоиерей Чемена; в) какое сделано распоряжение на счет оставления на службе при семинарии преподавателя церковно-исторических наук коллежского советника Гребинского; г) что сделано касательно замещения при семинарии должностей учителя пения и учителя гимнастики; д) каким образом в настоящее время распределены ученики по классам, т. е. сколько учеников в каждом классе; е) какое сделано распоряжение на счет побуждения учеников более внимательным и серьезным образом заниматься немецким языком; ж) составлена ли инструкция для инспектора семинарии, согласно указаниям ревизора; з) составлены ли правила о дисциплинарных взысканиях с учащихся; и) рассмотренли педагогическим собранием правления составленный особой комиссией проект правил для учеников, и вместе с тем и) сообщить распределение уроков в семинарии, с означением имен преподавателей, а также отзывы преподавателей, занимающих посторонние должности» 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Описания Подольской, Оренбургской и Смоленской епархий и отдельные части описаний Вятской и Рязанской епархий, также оставшиеся в архиве Синода, были тем не менее полностью или частично опубликованы по др. спискам (раздел вятского описания «Иерархия Вятской епархии» с незначительными текстуальными изменениями и дополнениями опубл. в 1863 отдельной книгой; разделы рязанского описания «Историческое исследование о начале и постепенном распространении христианской веры в пределах епархии Рязанской» и «Начало учреждения епархии Рязанской» вошли в состав «Сборника церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии»). В РГИА (Ф. 834) хранятся рукописи описаний 6 епархий: «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии» иером. Иоасафа (Гапонова) (1853. 2 ч.); «Сведения или Описания церквей Могилёвской епархии, учиненные калужского кафедрального собора прот. Симеоном Зверевым» (1832); «Церковное историко-статистическое описание Оренбургской епархии» (1857); «Историко-статистическое описание Подольской епархии» П. А. Глищинского (1854); «Историко-статистическое описание Полоцкой епархии» К. А. Говорского (1853-1854. 2 ч.); «Историко-статистическое описание Смоленской епархии» (50-е гг.) XIX в.; отдельные составные части описаний епархий Вятской («Иерархия Вятской епархии» прот. Г. А. Никитникова (ок. 1857)); Кишинёвской («Исторические и статистические сведения о монастырях и скитах Бессарабской области или Кишинёвской епархии с предварительным обозрением оных» архим. Кассиана (1854); «Опыт церковно-исторического и статистические описания Кишинёвской епархии. Статья 1-я: О начале и распространении христианства в пределах Кишинёвской епархии» буд. архиеп. Неофита (Неводчикова) (1855); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии часть III-я» прот. В. В. Пуришкевича (1857); «Церковно-исторические и статистические описания Кишинёвской епархии статья 2. Время учреждения самой епархии [и статья 3 о епархиальной иерархии]» прот.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Чтобы оценить объяснение, данное Гавриилом по этой записке, мы должны предварительно сказать несколько слов об его характере. Преосвященный Гавриил имел самые патриархальные свойства: он смотрел на епархию, как на свою собственность, которою мог распоряжаться по произволу, и потому имущество церквей и достояние причтов он рассматривал, как свои оброчные статьи. С такими взглядами, Гавриил постоянно находился в зависимости от своих подчиненных, которые брали взятки и раздавали места, кому хотели. В Екатеринославле на него имел влияние письмоводитель Николаевский, в Одессе – келейник Драков, в Твери – иподиакон Дмитрий Семенов. Секретари консистории, письмоводители и келейники находились под защитою и покровительством Гавриила. Жалобы на лихоимство, особенно в Одессе, свидетельствуют, что преосвященный, защищая взяточников, защищал этим самого себя. Поэтому неудивительно, что объяснение Гавриила по записке Фон-Фока преимущественно направлено к оправданию консисторского секретаря Неводчикова и архиерейского письмоводителя Николаевского. Представим это объяснение Гавриила по пунктам. 1) О Чернявском преосвященный писал, что действительно дело о нем тянулось с 1825 года по 1829, но причин такого медленного производства не изложил и даже не послал дела в синод, как этого последний требовал. 2) О Молчанове Гавриил доносил, что он с 1829 года уже более не присутствует в духовном правлении, и что он, за упущение по должности и в особенности за недостодолжное употребление денег, отпущенных на постройку свечной лавочки, лишен звания благочинного. В 1826 году между протоиереями Башинским и Цугаловским действительно возникло немалое число дел, которые и оставались без движения также до 1829 года, но в этом году были возобновлены и о ходе их приказано консистории доносить ему, преосвященному, еженедельно. 3) Неводчиков во взятии у Цугаловского 4-х лошадей не признался, а изъяснил, что за дальностью квартиры от консистории принужден был купить сначала одну лошадь, вороную, а потом другую, рыжую, что в 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Ф. Катанов Несколько слов о распространении христианства в Персии Месопотамии Средней Азии Монголии и Китае Источник Речь, предназначенная для произнесения на торжественном годичном собрании Императорской Казанской Духовной Академии 8-го ноября 1916 года ординарным профессором H. В. Катановым Из Палестины христианство распространилось на юг, восток и север. Известно, что оно было в Абессинии, Аравии, Сирии, Персии, Месопотамии, Армении, Афганистане, Индии, Тибете, Туркестане, Монголии и Китае. He задаваясь целями представить детальную картину распространения христианства по всем перечисленным странам, в настоящем чтении я ограничусь указанием лишь общего хода движения христианства из Сирии в Среднюю и Восточную Азию, чтобы дать несколько поверхностных сведений лицам, интересующимся историей христианства в Азии вообще и обозревающим древнехристианские вещи в музеях нашей Академии и нашего Университета в частности. Под древнехристианскими вещами тут я разумею надмогильные камни со знаком креста, имеющиеся в музее Университета, и снимки с таких же камней, имеющиеся как в названном сейчас музее, так и в музее Академии. Пользуясь настоящим случаем, добавлю, что надмогильные камни со знаком креста имелись когда-то (в 1885 году) также у Преосвященного Неофита (Неводчикова), Епископа Туркестанского и Ташкентского, в Западно-Сибирском Отделе Императорского Русского Географического Общества (в г. Омске), в Обществе Археологии, Истории и Этнографии (при Казанском Университете) и в Императорской Археологической Комиссии (при Зимнем Дворце в Петрограде). По словам профессоров-семитологов Хвольсона и Нёльдеке, все камни со знаком креста оказались памятниками, лежавшими на могилах христиан-несториан. Вот об этих-то христианах-несторианах я и намерен поговорить в настоящей заметке, пользуясь уже готовыми выводами моих предшественников, как названных двух ученых, так и других:      Радлова,      Бартольда, Потье, Саэки, Гайярда, Леонтьевского, Спасского, Гвиди и др. Свой краткий обзор начну с Персии. Никому определенно неизвестно, кто и когда впервые принес в Персию учение Христово; известно лишь то, что в Персии уже в первой четверти 3-го века существовали христианские общины, средоточием коих служила Селевкия-Ктезифон, по-арабски «Мадаин», столица области «Бет-Арамайе», т. е. «дом арамеев», сирийцев-халдейцев, на берегах р. Тигра. Спустя два столетия, к христианам Персии присоединились родственные им по крови, но отличные от них по исповеданию веры христиане-несториане, последователи жившего в 5 веке константинопольского патриарха Нестория, учившего, что Св. Дева Мария родила не Богочеловека, а обыкновенного человека, Христа, с которым Бог соединился не ипостасно, а нравственно 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/neskol...

Николай Васильевич Неводчиков. С ним я сошелся уже среди курса, при окончании младшего курса. Это была душа детская, скучавшая чужбиной, потому привязчивая и откровенная. Он был родом из Екатеринослава. Отец его был секретарем Дух. Консистории. Мать давно умерла, и мой Николай вырос под влиянием и попечением своей тетки, которая умела сохранить в нем всю чистоту девственной души и всю любовь к родному гнезду и семейству; он очень любил и тетку свою и сестер, которые походили на него своим характером. Он был большой мечтатель, иногда удалявшийся от всякого общества куда-нибудь на кладбище, иногда до крайности живой и откровенный, как ребенок. Мы с ним пошли гулять, кажется, 28-го мая (этот день, начало нашей дружбы, мы после праздновали с ним) 1842 года, вдвоем около лавры. Он рассказывал мне свои домашние обстоятельства. Картина его семейства и его детские чувства так понравились мне, который тоже чувствовал себя иногда довольно скучным и одиноким, что я желал бы иметь его своим братом; так много было в нем детской привязанности, чистоты, любви. Я тоже способен был к увлечению и восторженности. Я думал, что нашел сокровище в этом человеке, рекомендовал его своим родным; и точно, он был редкостью в обществе нашем, потому что был невинен и целомудрен в чувствах, как девушка, хотя, конечно, был и неопытен и неблагоразумен, как ребенок; он был очень молод. За первым знакомством у нас начались маленькие откровенности и одолжения, напр., мы давали читать друг другу книги. Потом на старшем курсе мы стали пить чай вместе; потом он был у меня в Дмитрове и со мной в Москве (в вакации 1843 г.). Потом мы сделались неразлучны, как братья, учили уроки вместе, читали свои сочинения друг другу. Он писал мне стихи, – он любил писать стихи, – подарил мне книгу стихотворений, собственноручно переписанных; писал для меня уроки, а я давал ему советы в сочинениях. Наконец, мы стали ссориться, коситься, дуться, капризничать, мириться, опять сердиться, и так далее. Я расстался с ним по-дружески. Холостой я вел с ним самую деятельную и искреннюю переписку. Я любил писать к нему и писал ему много. Одинокий мечтатель, я имел нужду в человеке, который бы принимал мои чувства сердцем, а мой Николай был именно такой человек. Судьба его была до сих пор счастливая и поэтическая; я любил следить за его судьбой и развитием его души. Сначала он жил у Стурдзы 231 домашним секретарем и учителем. Стурдза его любил; да его полюбил бы и всякий человек с душой. Потом он сделался профессором или учителем (он кандидат) в Кишеневской семинарии. Года два назад он женился на Ольге Васильевне. Теперь мы с ним переписываемся редко. А почему? Потому что оба заняты своими делами, а прежним воспоминаниям уделяем только досуг, да и то небольшую долю досуга. Мой Николай занял в судьбе моей немалую и притом почетную долю. И я благодарен судьбе за этого человека: он доставил мне немало счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕВРИЗ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Населенный пункт назван по гидрониму Тевриз, что в переводе с языка хантов означает " тёмная вода " ( " тай " - тёмная, " ис " - вода). В XII - XIII вв. до прихода русских переселенцев здесь жили югорские, демьяновские, васюганские и тюркоязыческие племена - коурдаки, ян-иртышские, товутузские. Впервые деревня Тевризская упоминается в документах 1785 года, как русское поселение государственных крестьян. Основатели деревни пришли из Дубровинской волости (деревень Трушниковой, Долгушиной, Коршуновой, Дубровной, Красной горы и Быковой) и Абалацкой волости (деревень Ланбиной, Ярковой) . Территория участка деревни относилась к Тарскому округу. Волостным центром считалось село Завьялово . С 1794 года - село. В конце XIX - нач. XX вв. - волостной центр Тарского уезда Тобольской губернии. Основным занятием населения были охота, ореховый промысел, рыболовство, а также заготовка лесных материалов, дров и строевого леса . Ежегодно с 13 по 15 ноября проводилась ярмарка, основными предметами торговли на которой были орехи, дичь, ягоды и рыба (оборот в 1910 году - 85 тыс. руб.). По сведениям 1912 года, в Тевризе имелись лечебница, хлебозапасный магазин, винная лавка, 9 торговых лавок, 2 водяных мельницы, маслобойка, кузница, 3 пожарных сарая, земская станция. Действовали библиотека и две школы: церковно-приходская, открытая в 1886 году священником о. Иоанном Неводчиковым и министерская - с 1897 года . При Тевризском волостном правлении велись почтовые операции, действовали государственная сберегательная касса, сельский банк. В селе раполагались участки крестьянского начальника, полицейского урядника, мирового судьи. В январе-феврале 1918 года в селе утвердилась советская власть. С 1924 года - центр района и сельского совета. В середине 1920-х годов здесь действовали школа I ступени, библиотека, изба-читальня, больница, агорономический пункт, ветеринарный пункт, почтово-телеграфное отделение, ссудо-сберегательная касса, лавка общества потребителей, кредитное товарищество, кожзавод, маслозавод.

http://drevo-info.ru/articles/24894.html

С такой же просьбой тоже настоятельство обратилось и в правление семинарии. Последнее постановило возбудить ходатайство пред обер-прокурором св. синода. По поводу этого определения инспектор семинарии, свящ. Н. Неводчиков пишет следующее отдельное мнение. «С определением правления семинарии – ходатайствовать пред обер-прокурором св. синода о принятии иностранцев В. Друмьева и Д. Благоева стипендиатами в дух. академию – согласиться не могу по той причине, что оба – и Друмьев, и Благоев–постоянно замечаются в уклонении от семинарского порядка, в особенности относительно богослужения. Они не ходили в покровскую церковь даже в среды и пятки великого поста, когда им всего удобнее было идти туда прямо из семинарии, вместе с прочими воспитанниками. Во дни же воскресные и праздничные они не являются в семинарию на собрание пред литургией под тем предлогом, что у их есть какой-то домашний урок, после которого они идут в собор. На мои внушения, что первая обязанность каждого христианина, а тем более воспитанника духовной семинарии – усердствовать к богослужению и не уклоняться от порядка, они не обратили внимания и продолжают самоволием подавать дурной пример своим младшим соотечественникам, обучающимся в среднем и низшем отделениях семинарии. Между тем, но уставу духовных как семинарий, так и академий, духовые воспитанники наипаче обязаны приучаться к порядку и прилежать к богослужению, в противном случае подвергается наказанию. – После вышесказанного, ходатайство правления семинарии не подлежит ли поводом к большему самоволию как Друмьева и Благоева, так и прочих соотечественников их? Инспектор семинарии, священник Н. Неводчиков». Несмотря на это мнение о. Неводчикова, ходатайство пред обер-прокурором св. синода генерал-адъютантом Алексеем Петровичем Ахматовыми было возбуждено, но чем оно кончилось, из дел архива семинариине видно 230 . 1866 Переходя к следующему году, необходимо отметить следующий указ св. синода об отмене преподавания медицины, сельского хозяйства и естесственной истории и о введении преподавания педагогики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Широкой волной устремилось юношество в двери университетов и духовная школа опустела. Пошли, конечно, лучшие, надеявшиеся на свои способности, а духовные академии подбирали остатки. В университетах духовные воспитанники по своей трудоспособности заняли лучшие места и вышли добросовестными деятелями на разных поприщах служения обществу, но церковь Христова лишилась их деятельности на ниве Божией в священном сане. В состав низшего отделения киевской дух. академии правление выслало из херсонской семинарии одного воспитанника – Ивана Прозорова 219 . Кроме того, в ноябре месяце отправлены в Киев для поступления в академию два воспитанника-иностранца из среднего отделения херсонской семинарии – Иван Пичета и Николай Билич 220 . В обозреваемом учебном году немало тревог и забот доставило правлению семинарии елисаветградское училище. Между ректором сего училища М. Скворцовым и учителем И. Загорским возникли остро враждебные отношения, следствием которых были доносы со стороны того и другого правлению семинарии и владыке Димитрию. Назначена была ревизия в лице инспектора семинарии архим. Вениамина. Кроме того, диакон Симон Русаневич подал в св. синод прошение, в котором обвинял администрацию училища во взяточничестве. Следователем по этому делу назначен был эконом семинарии свящ. А. Тихомиров. Ревизия и следствие дали массу материала, которая представляет собой огромный том. Будущий историк елисаветградского училища найдет здесь для своей цели много интересных страниц 221 . Упомянем еще о переменах в личном составе преподавателей семинарии. Как замечено было выше, инспектор семинарии архим. Вениамин назначен был временно управляющим Бизюковым монастырем. Отсутствие инспектора вызвало затруднения в преподавании его предметов. В виду этого правление семинарии делает представление владыке о приглашении временно преподавать богословские предметы священника Николая Неводчикова. Архиепископ 9-го января 1864 г. написал на представлении такую резолюцию: «Прошу о. Николая Неводчикова принять на себя на время преподавание предметов о. инспектора» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источник: Московские епархиальные ведомости, 1-2, 2003. Оригинал статьи здесь Село Озерецкое с деревянною церковью во имя св. Николая чудотворца в начале XVII ст. находилось в дворцовом ведомстве. Николаевская церковь, обложенная данью, писалась в приходных книгах Патриаршего казенного приказа с 1628 г. под Селецкою десятиною: «церковь Николы чудотворца в государеве дворцовом селе Озерецком, дани 5 алтын полтрети деньги, по наказу гривна…». В 1646 г. в селе Озерецком числилось 63 двора крестьянских и бобыльских, при Николаевской церкви был поп Иван. В 1654 г. патриарху Никону выдана жалованная грамота на владение селом Озерецким, выменянное из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на домовую патриаршую вотчину Каширского уезда – село Сельму. Николаевская церковь в селе Озерецком в 1656 г. «по государеву указу и по челобитной, за пометою дьяка Лукьяна Голосова, была исключена из оклада, с той церкви дань не бралась и в окладных книгах не писалась. В 1678 г. в селе Озерецком находились: двор патриарха «становой», в котором жили посельской старец и приказчик, двор конюшенный с 8 человеками, двор скотный с 4 человеками, 3 двора плотничьих с 12 человеками, 4 двора кузнецовых с 21 человеком, двор неводчика с 5 человеками, 4 двора садовников с 19 человеками и 69 дворов крестьянских и бобыльских, в коих 208 человек. 8 ноября 1686 г. «св. патриарх Иоаким ходил в село Озерецкое, слушал божественной литургии в церкви Николая чудотворца и после литургии пожаловал той церкви попу Никите с причетниками на молебен полтину». 28 июля 1694 г. в том же селе св. патриарх Адриан слушал божественную литургию и после литургии пожаловал попу полтину, диакону 10 алтын, дьячку 5 алтын, пономарю и просвирне по гривне». В 1701 г. в патриаршем дворцовом селе Озерецком находилась церковь св. вмч. Димитрия Солунского, да в том же селе находились: двор святейшего патриарха со всяким дворовым строением, двор приказчика и 97 дворов крестьянских. В селе Озерецком, вместо деревянной церкви, разрешено было построить каменную церковь во имя св. Николая чудотворца. «1703 года мая в 26 день, по указу великого государя и по приказу боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, Костромского уезда патриаршего села Вяцка крестьяне Василий Михайлов с товарищи подрядились в селе Озерецком на церковное строение выбить 500 тысяч кирпича городового и, выбив, осушить и ожечь, сделать две печи из того же кирпича, а кирпич делать мерою против дела полевых сараев, а за работу себе и работников рядить по 15 алтын от тысячи, да хлеба по 5 четьи на 100 тысяч, итого 25 четьи, а на сарайное строение и щиты, и над печами шатры, и к печам выкопать ямы, и станки, и лопаты, и рогожи, и шайки, и на обжог кирпича дров и к сараям песок и вода – все домовое».

http://sobory.ru/article/?object=00463

238 Для сравнения приводим современное расписание блюд семинарского стола в великий пост. Дни Завтрак Понедельник Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, компот Винегрет Вторник Икра кетовая с хлебом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и огурцами, пончики с повидлом Вареники с картофелем.   Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша пшенная, кисель клюквенный Фаршированная щука с хреном и уксусом Четверг Лососина и варе картофель с маслом Суп перловый с грибами, рыбные котлеты с грибным соусом, саго с красным вином Холодный борщ с бычками и пироги с чечевицей Пятница Кофе с халвой и пироги с яблоками Борщ с маслинами и грибами, каша гречневая, вишневый кисель Картофель жареная с огурцами Суббота Пироги с горохом Капустняк с маслинами, рыба жареная с картофелем и капустой, компот из сухих фруктов Уха из бычков с фрикадельками и пироги с рисом Воскресенье Суши вермишелевый с грибами, рыба жареная с огурцами, александрийский пирог с повидлом Вареники с капустой 309 Журналы педагогич. собр. правл. сем.за 1874 – 75 уч. г. 1 и дела правл. сем. за тот же год 11. 411 Журн. правл. сем.за 1883–4 уч. г. 12 и 16. В должности инспектора одесской семинарии за время ее существования состояли следующие лица: Иером. Пантелеймон Помигуев (183: 8–1841), иером. Ионасаф Гапонов (1841– 1843), иером. Вениамин Суворов (184: 3–1846), иером. Геннадий Левитский (184: 6–1858), иером. Вениамин Быковский (185: 8–1864), свящ. Николай Неводчиков (186: 5–1868), свящ. Алексей Соловьев (1869–1887), Василий Анисимов (1884–1905), Яков Чредин (1905–1906), и Конст. Спасский (1906). 422 Приводим в хронологическом порядке список ректоров одесской дух.сем. за 75-летие ее существования. Архим. Порфирий Успенский (1838–1840), архим. Афанасий Соколов (1841), архим. Никодим Казанцев (1841–1845), архим. Израиль Лукин (1815–1848), архим. Парфений Попов (1848–1852), архим. Серафим Аретинский (1852–1858), архим. Феофилакт Праведников (1858–1864), прот. Мартирий Чемена (1868–1901), прот. Василий Флоровский (1901–1903), архим. Анатолий Каменский (1903–1906) и прот. Константин Бречкевич (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010